Бакалаврская программа кафедра этики направление : Философия Дисциплина : История этики Кредит icon

Бакалаврская программа кафедра этики направление : Философия Дисциплина : История этики Кредит


Смотрите также:
Бакалаврская программа кафедра этики направление : Философия Дисциплина : История этики Кредит...
Бакалаврская программа кафедра этики направление : Философия Дисциплина : История этики Кредит...
Бакалаврская программа № Кафедра: этики Направление : философия Дисциплина: Современные п...
Бакалаврская программа кафедра Этики Направление : Социология Дисциплина : Профессиология Кредит...
Бакалаврская программа кафедра этики направление : Социология Дисциплина : профессиональная...
Бакалаврская программа кафедра этики направление : Международные отношения Дисциплина :...
Бакалаврская программа № Кафедра: этики Дисциплина: Актуальные нравственные п роблемы...
Бакалаврская программа № Кафедра: Этики Направление: Философия Дисциплина: Феномен христианского...
Бакалаврская программа № Кафедра: этики Дисциплина: Проблемы современного гуманитарного познания...
Бакалаврская программа № Кафедра истории философии направление : философия Дисциплина :...
Бакалаврская программа №520400 Кафедра: онтологии и теории познания Направление : Философия...
Бакалаврская программа №0000 Кафедра Онтологии и теории познания Направление : Философия...



Загрузка...
скачать
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА


Кафедра ЭТИКИ

Направление: Философия

Дисциплина: История этики

Кредит - 3 кредита

Статус дисциплины: СД. 05 (обязательная)

Дисциплина читается в 1 семестре.

(7 семестр: лекций – 40 часов, семинарских занятий – 20 часов, самостоятельная работа –48 часов)


Преподаватель: Косорукова Александра Андреевна

Часы консультаций: понедельник 13.50-14.50.

Телефон каф.: 7873803 доб.2527

Email: a.kosorukova@yandex.ru

2010-2011 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ



Описание курса……………………………………………………..

4

Цель курса…………………………………………………………………………………….

4

Содержание курса…………………………………………………………………………….

4

Организационно-методическое построение курса…………………………………………

4

Обязательная литература…………………………………………………………………….

5

Дополнительная литература…………………………………………………………………

8

Условия и критерии выставления оценок………………………

11

Балльная структура оценки…………………………………………………………………..

11

Шкала оценок…………………………………………………………………………………

12

Правила выполнения письменных работ……………………………………………………

12

Академическая этика…………………………………………………………………………

13

Темы лекций и семинарских заданий……………………………

13

Неделя I………………………………………………………………………………………..

13

Неделя II……………………………………………………………………………………….

14

Неделя III………………………………………………………………………………………

14

Неделя IV……………………………………………………………………………………...

14

Неделя V……………………………………………………………………………………….

14

Неделя VI……………………………………………………………………………………...

14

Неделя VII……………………………………………………………………………………..

14

Неделя VIII…………………………………………………………………………………….

14

Неделя IX……………………………………………………………………………………...

15

Неделя X……………………………………………………………………………………….

15

Неделя XI……………………………………………………………………………………...

15

Неделя XII……………………………………………………………………………………..

15

Неделя XIII…………………………………………………………………………………….

15

Неделя XIV……………………………………………………………………………………

16

Неделя XV……………………………………………………………………………………..

16

Неделя XVI……………………………………………………………………………………

16

Неделя XVII…………………………………………………………………………………...

16

Неделя XVIII…………………………………………………………………………………..

16

Неделя XIХ……………………………………………………………………………………

17

Неделя XХ…………………………………………………………………………………...

17

Итоговая и рубежная аттестации…………………………………………………………….

17



Описание курса



Цель курса.

Целью курса является рассмотрение исторической перспективы этической мысли; углубление представлений об этических парадигмах древности и современности; текстологический анализ ряда важнейших этических текстов.

Содержание курса.

Курс имеет своим предметом рассмотрение истории этических учений и основных теоретических и практических этических проблем, как они разрабатывались в истории философской этики и этической мысли вообще. Курс включает изучение этической компоненты философских учений Древнего и средневекового Востока (Индии, Китая, Японии, Ближнего Востока), этики Древней Греции, Древнего Рима, Римской империи, средневекой Европы, Киевской и Московской Руси, западноевропейской и отечественной этики Нового времени и современности. Курс предполагает проведение студентами как сравнительно-исторического анализа, так и теоретико-этического вопрошания к отдельным историко-культурным пластам.

Организационно-методическое построение курса.


Курс состоит из лекций (1 лекция в неделю) и семинаров (занятие через неделю). Проводится одна рубежная аттестация (письменно) на основе пройденного материала и одна итоговая работа (письменно) в конце семестра - как правило, на последнем занятии.


Обязательная литература.


Обязательная:

Абеляр П. Этика, или познай самого себя // Абеляр П. Тео-логические трактаты. М., 1995.

Августин. Исповедь. М., 1991.

Августин. О благодати и свободном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. Приложение.


Ал-Фараби. «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» (фрагмент) // Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

Аристотель. Евдемова этика // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. Приложение.

Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. 

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Библия. М., 1979.


Бруно Дж. О героическом энтузиазме. Киев, 1996.

Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Гельвеций. Об уме // Гельвеций. Соч.: В 2 т. М., 1973. Т.1.

Гессен С.И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // Гессен С.И. Избр. соч. М., 1999.

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. // Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М., 1991. Т.2.

Гусейнов А.А., Апресян Г.А. Этика: Учебник. М., 2004.

Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Соч.: В 2 т. М., 1989-1994. Т.1.


Джеймс У. Прагматизм. Этическая философия и моральная жизнь // Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

Домострой. М., 1993. /Сильвестр; священник Московского Благовещенского собора ;XVI в. М.: Захаров, 2001

Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2002.

Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., 2008.

Иоанн Дунс Скот. Избранное. М., 2001.

История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003.

Камю А.Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. М., 1990.

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения в 6 томах. М., 1965.

Конфуций «Лунь юй» (главы первая и пятнадцатая) // Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

Лао-цзы. «Дао дэ цзин» (фрагменты) // Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

Лопатин Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Лопатин Л.М. Аксиомы философии. Избр. ст. М., 1996.


Лютер М. О свободе христианина // Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002.

Макиавелли Н. Государь // Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982.

Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.; Екатеринбург, 2000.

Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.3. М., 1955.


Монашеское делание. Сборник поучений святых отцов и подвижников благочестия. М., 1991.

Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

Нанси Ж.-Л. В ответе за существование.— В кн.: Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998.


Нитобэ И. Бусидо. Душа Японии. Классическое эссе о самурайской этике. М. 2004.

Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2х томах. Т.2.


Паскаль Б. Мысли. Малые сочинения. Письма. М., 2003.

Платон. Апология Сократа. Критон. Протагор. Пир. Филеб. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968-1972.

Плотин. Эннеады: в 2 кн. Киев, 1995; Киев, 1996. http://www.philosophy.ru/library/plotin/01/0.html

Поучение Владимира Мономаха. - Текст с переводом и комментариями на сайте Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4874.


Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. Ч.1, гл.1, 2.

Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основании неравенства // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1998.


Сартр Ж.-П.Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1996.


Сенека Луций Аней. Нравственные письма к Луцилию. М., 2004.

Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избр. произв. М., 1957. Т. 1.

Смирнов А.В. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция // Этическая мысль: Ежегодник. М.: Ин-т философии РАН, 2000, с.46-70. Перепечатано в:  Этическая мысль: современные исследования. М.: Прогресс-Традиция, 2009, стр.177-202. (http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts/nrpr_ind.htm)

Соловьев В.С. Оправдание добра: нравственная философия // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1.


Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997.

Судзуки Д. Т. Дзен-буддизм в японской культуре. СПб., 2004.

Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви. Екатеринбург, 2002.


Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2т. Т. 2. М., 1995.

Фихте И.Г. Назначение человека // Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. М., 2001.

Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры. М.; СПб., 1997.

Фромм Э. Человек для самого себя // Психоанализ и этика. М., 1993.

Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. Киев; М., 1998.


Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993.

Хэар Р. Как же решать моральные вопросы рационально? // Мораль и рациональность. М., 1995.


Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избр. Произв. М., 1994.

Шеллинг Ф.В.Й. «Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (Предуведомление) // Шеллинг Ф. В. И. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1989.

Шестов Л. Что такое истина? (Об этике и онтологии) // Шестов Л. На весах Иова. М., 2001.

Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Юм Д. Исследования о принципах морали // Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1996.


Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного // Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.

Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению. М., 1990.

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории: М., 1991.


Дополнительная:

.Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.


Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. М.: ИФ РАН, 2006.

Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Дж.Роулса. М., 1992.

Алексина Т.А. Прикладная этика. М., 2004.

Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства. Екатеринбург, 1995.

Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.


Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник.  М., 1989. .

Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

Гартман Н. Этика. СПб., 2002.

Горелов А.А. Этика: учеб. пособие. М., 2006.

Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956.

Гусейнов А.А. Закон насилия и закон любви (теоретический комментарий к одноименному трактату Л.Н. Толстого) // Человек. Наука. Цивилизация: К 70-летию академика РАН В.С.Степина. М., 2004.

Гусейнов А.А. Философия как этика. Опыт интерпретации Ницше // Фридрих Ницше и философия в России. Спб., 1999.

Дидро Д. Принципы нравственной философии // Дидро Д. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1986.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. М., 2009.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 9 томах. М., 2003-2004.Том 7, 8.


Доукинс Р. Эгоистичный ген. М., 1993.

Жильсон Э. Томизм. М.,1964.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000744/st000.shtml

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2003.


Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Сочинения в 6 томах. М., 1965.

Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. М.. 1992. Т. 1.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. М., 1994.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2003.


Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Левинас Э. Гуманизм другого человека // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004.

Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Соч. в 3 т. Т. 1. М., 1985.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Комментарии к «Пиру» // Платон. Собрание сочинений в 4 т. М., 1993.Т. 2.

Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.


Лосский Н.О. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994.

Луначарский А.В. Будущее религии // Образование, 1907, №10.


Лысенко В. Г., Терентъев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийс­кая философия. Философия джайнизма. М., 1994.

Мандевиль Б. Исследование о происхождении моральной добродетели // Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 2000.


Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Проблемы человека в западной философии.  М.: Прогресс, 1988. 

Монтень М. Опыты, тт. 1–2, М., 1979.

Ненасилие. Философия. Этика. Политика. М., 1993.

Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М., 1998.

Никольский Б.М. Эпикур о наслаждении: проблема кинетического и статического наслаждений // Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., РГГУ, 2000. С. 421—451. Или: http://ancientrome.ru/publik/nikolsky/nikol01.htm


Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2.

Райх В. Сексуальная революция. М., 1997.

Сковорода Г.С. Разговор пяти путников об истинном счастье в жизни // Сковорода Г.С. Сочинения. Минск, 1999.

Смирнов А.В. Дуализм и монизм: различие и сходство двух вариантов суфийской этики // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М., 2004.. (http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/dm_i.htm)

Смирнов А.В. О понятии «свобода» в арабо-мусульманской культуре // Историко-философский ежегодник-2003. М., 2004. (http://smirnov.iph.ras.ru/win/publictn/texts_2/svob_i.htm)

Смолич И.К. Русское монашество 988-1917: жизнь и учение старцев. С., 1997.

Торчинов Е.А. Краткая история буддизма. Происхождение и развитие, философия и литература. СПб, 2008.


Торчинов Е.А. Философия буддизма махаяны. СПб, 2002.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

Франк С.Л. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М., 1998.

Франк С.Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему» // Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели // Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит. Эстетика. М., 1973.




Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. М.,1954.

Шелер М. Ordo amoris // Шелер М. Избр. Произв. М., 1994.

Шестов Л. Добро в учении гр.Толстого и Ф. Ницше // Лев Шестов, Избранные сочинения,
издательство «Ренессанс», Москва 1993.

Шефтсберри. Эстетические опыты. М., 1975.


Эразм Роттердамский. Похвала глупости: Сочинения. М., 2000.

Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М., 1998.

Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. 

Условия и критерии выставления оценок:


От студентов требуется посещение лекций, написание рубежной аттестации и итоговой работы, выполнение заданий преподавателя.


Балльная структура оценки:


Посещение занятий (лекций и семинаров) – 24 балла.

Активная работа на семинарских занятиях – 16 баллов.

Внутри семестровая аттестация (письменно) – 20 баллов.

Итоговая работа (письменно) – 30 баллов.

Научное сообщение (доклад) – 18 баллов.

Всего –108 баллов.


Шкала оценок:










Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

3

108

Менее 36

36-54

55-62

63-71

72-89

90-98

99-108




























Пояснение оценок














































A

Выдающийся ответ



















B

Очень хороший ответ
















C

Хороший ответ



















D

Достаточно удовлетворительный ответ










E

Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX

Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до минимального удовлетворительного ответа

F

Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)



^ Итоговая оценка по предмету есть сумма баллов по основным, определенным преподавателем, видам отчетности в соотношении со шкалой оценок. Не менее 40 % итоговой оценки по предмету складывается из баллов полученные за письменные работы.

^ Экзамены и зачеты как отдельные виды учебной нагрузки не предусматриваются и не проводятся.

Правила выполнения рубежной и итоговой аттестации


Рубежная аттестация проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, рекомендуемой преподавателем литературы, их умение успешно анализировать и понимать материал, предложенный их вниманию, а также, применять полученные знания на практике. Поэтому в рубежную аттестацию включены как вопросы, проверяющие собственно самостоятельную работу студента, т.е. степень знакомства и понимания студентами текстов, основных понятий теории и истории этики, так и более свободные, творческие задания, рассчитанные на выявление и развитие аналитических способностей студента.

^ Итоговая письменная работа проводится, как правило, на предпоследнем занятии. Вопросы по итоговой работе отражают весь пройденный материал курса, в том числе и самостоятельную работу студента.

^ Самостоятельная работа - чтение рекомендованной литературы, подготовка к устным выступлениям, подготовка к письменным контрольным работам (рубежным, итоговым испытаниям), написание рефератов, эссе, а также иные виды работы, необходимые для выполнения учебной программы.


Академическая этика


Сноски имеющиеся в научном сообщении тщательно выверяются и снабжаются «адресами». Студент не может включать в свою работу выдержки из работ других авторов без указания на это, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания первоисточника. Для сведений, найденных в Интернете, необходимо указывать полный адрес сайта. Все случаи плагиата должны быть исключены. В конце работы дается исчерпывающий список всех использованных источников.

Темы лекций и семинарских занятий*

(*подробное распределение основной и дополнительной литературы по темам – в полном варианте программы курса у тьютора)

Неделя I:

Этическое сознание древней и средневековой Индии: основные категории и принципы. «Ценности», блага и цели. Этика пути к «освобождению». Бхагаватгита. «Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья». Этика неортодоксальных философских школ-даршан: чарвака, джайнизма, буддизма. «Абхидкармакоша» Васубандху. Буддистские философские концепты анатмана и взаимозависимого возникновения («пратитья самутпада») и их этический смысл.

Неделя II:

Этика Древнего Китая: 4 главные этические программы. Конфуцианство: идеал благородного мужа и ритуальной благопристойности. Даосизм: этика недеяния и идеал совершенномудрого.

Буддизм: школа Чань. Этика дзен-буддизма. Япония: традиционное этическое сознание – кодекс самураев.

Неделя III:

Этика в арабо-мусульманской культуре. Принципы мусульманской этики. Калам и ранняя мусульманская мысль. Исмаилизм: императивная этика совершенствования. Суфизм: этика «растерянности». Интуитивизм Ибн-Сины и Ас-Сухраварди. «Добродетельный город» аль-Фараби.

Неделя IV:

Этика Античности. Гомер, Гесиод, семь мудрецов, ранние греческие философы. Античное просвещение. Морализирующий интеллектуализм Сократа. Платон: идеалистическое обоснование морали.

Неделя V:

Аристотель и систематическая разработка этики. Представления о высшем благе и двух родах добродетелей. Этические учения эпохи эллинизма: Эпикур, стоицизм, скептицизм. Этика Плотина: проблема зла и добродетельной жизни.

Неделя VI:

Основоположения средневековой морали. «Послания» ап.Павла. Аскетическая традиция Восточной церкви. Этические идеи эпохи патристики. Аврелий Августин: представления о природе добра и зла, добродетелях и грехе.

.

Неделя VII:

Схоластическая традиция в истории средневековой этики. Ансельм Кентерберийский: парадокс свободного выбора. Петр Абеляр об основаниях моральности поступка. Этика Фомы Аквинского. Иоанн Дунс Скот.

Неделя VIII:

Этические идея гуманизма и Реформации. Лоренцо Валла. Джордано Бруно. Н.Макиавелли. М.Лютер. Эразм Роттердамский. М.Монтень. Б.Паскаль.

Неделя IX:

Развитие этической мысли в 17-18вв. Р.Декарт: рассуждение о методе и правила морали. Б.Спиноза: высшие цели и моральные добродетели. Г.Гроций: этико-правовый проблемы войны и мира. Т.Гоббс: мораль естественного общества и общества политического. ДжЛокк: разум, воля и самоопределение человека. Этический сентиментализм. Д.Юм: концепция благожелательности. Б.Мандевиль о частных интересах. Эвдемонизм французского материализма (Д.Дидро, Гельвеций). Ж.-Ж.Руссо о естественном состоянии.

Неделя X:

Этическая мысль средневековой Руси. Нравоучительная литература. Христианский этический идеал. Русские своды религиозно-нравственных и нравственно-правовых норм: «Домострой» Сильвестра, «Поучение» Мономаха. Этос религиозного подвижничества.

Секуляризация этической мысли в 18в. Правила светского обхождения петровского времени: нравственное значение Морализм Г.С.Сковороды. Институацизация этики как научной дисциплины. Нравственное учение масонства. Эстетический гуманизм русских романтиков.

Неделя XI:

Этика в немецкой классической философии. И.Кант: априористская концепция нравственности. И.Г.Фихте: попытка преодоления абстрактного рационализма. Ф.В.Й.Шеллинг: проблема свободы.

Неделя XII:

Этика в немецкой классической философии. Г.В.Ф.Гегель: философия «объективного духа» и понятия о морали и нравственности. Л.Фейербах: религия как этика и этика как религия.

Неделя XIII:

Антинормативный поворот в этике. А.Шопенгауэр и принцип сострадания. Ф.Ницше: проблематизация феномена морали и мораль сверхчеловека. К.Маркс: проблема отчуждения и гуманизм.

Неделя XIV:

Нравственная философия в России 19 века. Нигилистический и утопический морализм 60-х годов. Социальный морализм народничества.

Нравственные искания русской литературы: этика «абсолютного добра» Ф.М. Достоевского и этика непротивления злу Л.Н. Толстого. Метафизический поворот в этике (80-е – 90-е гг.): Л.М.Лопатин. Нравственная философия как система у В.С. Соловьева. Три источника нравственности.

Неделя XV:

Основные направления русской этической мысли 20 века. Этический «ренессанс» начала века. Этика веры Л.Шестова. Этика космизма. Этический позитивизм. Этика марксизма (А.А. Богданов, Е.А. Преображенский, В.И. Ленин, А.В. Луначарский). Этический идеализм. «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого. Учение о симфонических личностях Л.П. Карсавина. Этика русского зарубежья. Этика Богочеловечества С.Н. Булгакова. Условия абсолютного добра в этике Н.О. Лосского. «Парадоксальная этика» Н.А. Бердяева. Этика поющего сердца И.А. Ильина. Этика «христианского реализма» С.Л. Франка. Этика советского периода. «Диалогическая этика» М.М. Бахтина.

Неделя XVI:

Утилитаризм: Дж.Бентам и принцип полезности; Дж.Ст.Милль. Эволюционная этика Г.Спенсера: естественно-научное обоснование моральных чувств. Прагматизм У.Джеймса и Дж.Дьюи: моральное сознание и действие.



Неделя XVII:

Этические идеи фрейдизма. З.Фрейд. А.Адлер. К.Г.Юнг. В.Райх. Э.Фромм.

Неделя XVIII:

Этическая мысль феноменологии и экзистенциализма. М.Шелер: усматривание априорного порядка ценностей. Н.Гартман: объективное бытие ценностей. М.Хайдеггер: проблема гуманизма и подлинного человеческого бытия. К.Ясперс: просветление экзистенции и бесконечная коммуникация. Ж.-П.Сартр: свобода и ответственность. А.Камю: этическое и абсурд. Г.Марсель: опасности техники. Э.Левинас: проблема Другого.

Неделя XIX:

Аналитическая этика и метаэтика. «Принципы этики» Дж. Мура. Прескрептивизм Р.Хэара. Этика постмодернизма: эпоха «после-долга». М.Фуко и «техники себя» («забота о себе»). Понятие ответственности у Ж.-Л.Нанси.

Неделя XX:

Современные этические дискуссии. Теория справедливости Джона Ролза. Принципы справедливости. А.Макинтайр и перфекционистская телеологическая этика. Прикладная этика как специфическая тенденция в развитии этики. Этика ненасилия.


Вопросы к рубежной аттестации (Темы недель 1-7).


1. Этическое сознание древней и средневековой Индии: основные категории и принципы.

  1. Этический смысл учения Будды.

  2. Этика ортодоксальных и неортодоксальных философских школ Индии: ключевые понятия.

  3. Главные программы древнекитайской этики (охарактеризовать подробно одну из них).

  4. Конфуцианство: идеал благородного мужа и принцип ритуальной благопристойности.

  5. Даосизм: этика недеяния и идеал совершенномудрого.

  6. Этика и нравственность в арабо-мусульманской культуре.

  7. Основные вопросы этики в арабо-мусульманской философии.

  8. Этика Античности: Гомер, Гесиод, семь мудрецов, ранние греческие философы.

  9. Античное просвещение. Этический интеллектуализм Сократа.

  10. Платон: идеалистическое обоснование морали.

  11. Аристотель: представления о высшем благе и двух родах добродетелей.

  12. Этические учения эпохи эллинизма.

  13. Идеал мудреца в учениях поздней античности.

  14. Основоположения средневековой морали.

  15. Аврелий Августин: представления о природе добра и зла, добродетелях и грехе.

  16. Схоластическая традиция в истории средневековой этики.



Вопросы к итоговой аттестации.


1. Этическое сознание древней и средневековой Индии: основные категории и принципы.

  1. Этический смысл учения Будды.

  2. Этика ортодоксальных и неортодоксальных философских школ Индии: ключевые понятия.

  3. Главные программы древнекитайской этики (охарактеризовать подробно одну из них).

  4. Конфуцианство: идеал благородного мужа и принцип ритуальной благопристойности.

  5. Даосизм: этика недеяния и идеал совершенномудрого.

  6. Этика и нравственность в арабо-мусульманской культуре.

  7. Основные вопросы этики в арабо-мусульманской философии.

  8. Этика Античности: Гомер, Гесиод, семь мудрецов, ранние греческие философы.

  9. Античное просвещение. Этический интеллектуализм Сократа.

  10. Платон: идеалистическое обоснование морали.

  11. Аристотель: представления о высшем благе и двух родах добродетелей.

  12. Этические учения эпохи эллинизма.

  13. Идеал мудреца в учениях поздней античности.

  14. Основоположения средневековой морали.

  15. Аврелий Августин: представления о природе добра и зла, добродетелях и грехе.

  16. Схоластическая традиция в истории средневековой этики.

  17. Этические идеи гуманизма и Реформации.

  18. Развитие этической мысли в 17-18вв.: основные направления.

  19. Б.Спиноза: высшие цели и моральные добродетели.

  20. Т.Гоббс и Ж.-Ж.Руссо о естественном состоянии человека.

  21. Этические идеи английского эмпиризма.

  22. Этическая мысль средневековой Руси.

  23. Секуляризация этической мысли в России в 18в.

  24. Этика в немецкой классической философии.

  25. И. Кант: априористская концепция нравственности.

  26. Г.В.Ф. Гегель: философия «объективного духа» и понятия о морали и нравственности.

  27. Этика сострадания А. Шопенгауэра.

  28. Ф. Ницше: проблематизация феномена морали и мораль сверхчеловека.

  29. К. Маркс: проблема отчуждения и гуманизм.

  30. Нравственная философия в России 19 века.

  31. В.С. Соловьев о трёх источниках нравственности.

  32. Нравственные искания русской литературы 19 века: этика «абсолютного добра» Ф.М. Достоевского.

  33. Нравственные искания русской литературы 19 века: этика непротивления злу Л.Н. Толстого.

  34. Этика в «философии трагедии» Л. Шестова.

  35. «Парадоксальная этика» Н.А. Бердяева.

  36. Этический идеализм русской религиозной философии 19-20 вв.

  37. Основные направления русской этической мысли 20 века.

  38. Этика утилитаризма Дж. Бентама и Дж. Ст. Милля.

  39. Эволюционная этика: естественно-научное обоснование моральных чувств.

  40. Этические идеи фрейдизма.

  41. Этическая мысль феноменологии и экзистенциализма.

  42. М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр: проблема гуманизма и подлинного человеческого бытия.

  43. Аналитическая этика и метаэтика.

  44. Этика постмодернизма.

  45. Теория справедливости Джона Ролза.

  46. А. Макинтайр и перфекционистская телеологическая этика.

  47. Прикладная этика как специфическая тенденция в развитии современной этики.







Скачать 195,39 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер195,39 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх