«Тема Дома в лирике С. Есенина» icon

«Тема Дома в лирике С. Есенина»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
«Природа и Родина в лирике С. Есенина»...
Родины в лирике Есенина...
Тема. Поэтическое изображение Родины и родной природы в лирике С. А. Есенина...
Контрольная работа на тему образ родины в лирике есенина...
Урок по лирике С. А. Есенина «Читаем любимые стихи С. А. Есенина» (слайд №1)...
Творчество Сергея Александровича Есенина всегда привл...
«Русь деревенская в лирике С. Есенина»...
По литературе: Своеобразие цветовой детали в поздней лирике С. А. Есенина...
План. I введение «половодье чувств» в лирике Сергея Есенина II...
Одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова» 4 Пастухова Ольга, 4 Г...
Реферат по литературе «Изображение природы в лирике Пушкина и в лирике современных поэтов»...
Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова...



Загрузка...
скачать
Кошелева Марина Александровна – учительница русского языка и литературы МОУСОШ№1 с. Новоселицкого, Ставропольского края


Урок внеклассного чтения в 9 – ом классе


Тема урока: «Тема Дома в лирике С. Есенина»


Цели:

*показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую ёмкость, глубину;

*ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;

*учить анализировать лирическое стихотворение;

*показать глубокое чувство родной природы и Родины в поэзии С. Есенина;

*воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы;

*пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.


Эпиграф:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.


Форма урока: общение

Тип урока: изучение нового материала


Оборудование: компьютер, творческие листы, оценочные листы


^ Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Мне хотелось бы начать урок с чтения отрывка из ученического сочинения. Вы внимательно послушайте и после скажите, знакомо ли вам то чувство, о котором пишет автор. Вслушиваясь в текст, постарайтесь представить картины своей малой Родины, отчего дома, любимого уголка природы.



  1. Подготовка к восприятию темы урока


* Чтение учителем фрагмента сочинения ученика – девятиклассника

Новоселицкое – один из уголков Ставрополья. Однако сколько можно рассказать об этом уголке! Я люблю своё село. Я люблю его в любое время года. Уже наступила весна. Настраиваюсь на весенний лад. Скоро земля начнёт отогреваться под солнцем, пахнёт в лицо свежим ветром, небо обрушится потоками синевы, зазвучат птичьи трели, станут радостными и праздничными знакомые улицы. И это видение хочется сохранить в своей душе навсегда, потому что знаю, что наступит время, когда буду мечтать хоть на день – другой оказаться в родном селе, там, где останется детство, первая учительница и первая школьная любовь. Самое главное в нас только одно – наша память и родители, малая Родина и истоки.

Память, истоки. Какие вечные и простые слова. Нет этих понятий – значит, и нет жизни, нет продолжения. Есть они – поднимается в душе обновление и продолжается жизнь.

Самое главное, в суматохе дней не забывать об утренней заре, о том, как блещет гладь рек и озёр, как полыхает закатом небо, как играют в первых лучах солнца капельки росы.


* Беседа по прочитанному тексту с показом слайдов

Учитель. О каком чувстве говорится в этом сочинении?

^ Ответ. Здесь говорится о чувстве любви к малой Родине, к своему отчему дому.

Учитель. Какие картины вы смогли представить, слушая данные строки сочинения?

/Дети говорят о том, что они представили своё село, улицу, на которой живут, родной дом, знакомый луг и т. д./

Учитель. Возможно, эти картины могли быть такими:

/демонстрация на экране видов, связанных с теми картинами, которые представили ученики/.





* Вступительное слово учителя

Учитель. Мысли, воспоминания, связанные с домом, с родиной, вызывают в душе человека прилив нежности, теплоты. Тема Родины,

природы, любви, милосердия, чести и долга – это традиционная тема в русской литературе. Она находит отражение во многих произведениях великих поэтов и писателей. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, семейного очага, которая с особенной силой звучит в лирике всеми любимого поэта Сергея Есенина. Очень важно, чтобы вы смогли увидеть в стихах Есенина художественный образ Дома в развитии, его

философскую глубину, ёмкость. Мне хочется, чтобы у вас была возможность ещё раз соприкоснуться с высоким искусством, помогающим испытать эстетические переживания, воспитывающим любовь к Отечеству, утверждающим нравственные идеалы. Для успешной и плодотворной работы на уроке я разработала необходимый раздаточный материал: творческие листы, оценочные листы, тексты стихотворений, Раздаточный материал находится на ваших рабочих столах.





3. Работа над новой темой

*Работа в творческих листах Задание№1.Слова: хата, околица, стёжка, рай, яблоко, мёд, поле, приволье, синь, святость распределить на две группы. В первую группу должны войти слова, соответствующие представлению о возвышенном. Во вторую группу будут включены слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

Учитель. Опираясь на результаты работы над заданием№1, давайте вместе создадим схему «солнышко» и поработаем над этой схемой.

^ Ответ. Мы распределили слова следующим образом: хата, околица, стёжка, поле, яблоко, мёд обыденность; приволье, синь, святость – возвышение.








-Какой вывод можно сделать?

Ответ. Обыденных слов гораздо больше, чем возвышенных.

Учитель. Все эти слова вы встретите при прослушивании стихотворения «Гой ты, Русь моя родная …». Прослушав стихотворение, ответьте, сохраняется ли привычное восприятие обыденных слов или они звучат также приподнято, как и те слова, которые свидетельствуют о возвышении.


* Чтение учителем стихотворения


/на экране/





Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.


Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.


Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.


Побегу по мятой стёжке

На приволь зелёных Лех,

Мне навстречу, как серёжки,

Прозвенит девичий смех.


Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи раю!» -

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».


Учитель. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов, связанных с представлением об обыденном, прозаическом?

^ Ответ. Поэт поэтизирует эти слова, поднимает их, придаёт эмоциональную окрашенность.

Учитель. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?

^ Ответ. В стихотворении они овеяны лиризмом ближайшего словесного окружения и контекста в целом.

Учитель. Каким настроением проникнуто стихотворение?

^ Ответ. Оно искрится счастьем, радостью, пронизано любовью к родному краю.

Учитель. Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?

Ответ. Странники – богомольцы ходили по святым местам, монастырям, молились чудотворным иконам. А лирический герой поклоняется полям, тополям, хатам.

Учитель. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы?

^ Ответ. Благодаря тому, что выделено главное: «хаты – в ризах образа».

Учитель. Что такое образа и ризы?

Ответ. Образа – иконы, а риза – оклад иконы?

Учитель. С каким цветовым образом соседствует метафора «ризы – образа»?

^ Ответ. «Только синь сосёт глаза».

Учитель. Вслушайтесь внимательно в звучание строки «Только синь сосёт глаза». Здесь поэт использует аллитерацию.

- Повторите понятие «аллитерация».


/на экране/




Учитель. Для чего автор использует аллитерацию? Какая рождается картина?

^ Ответ. В звучании строки чувствуется звукопись. Рождается картина слепящей, разъедающей глаза сини.

Учитель. Когда возникает такое ощущение?

Ответ. Когда, обозревая простор синевы, невольно жмуришься.

Учитель. Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?

^ Ответ. Это небесный, возвышенный.

Учитель. «Синее что-то…» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нём и роса, и сила, и синее что-то…» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом – воплощение любви.

Учитель. Какими звуками наполнено стихотворение?

^ Ответ. Это девичий смех, пляска на лугу.

Учитель. Это мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

Учитель. Какие запахи передаёт поэт, и с каким праздником это связано?

^ Ответ. Запах мёда и яблок связан со Спасом.

Учитель. Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор мёда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы они ощущали себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин назвал Спас «кротким».

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времён, человека и природы. Такая глубина нам открывается в 20-ти строках юношеского стихотворения.

-О том, как произошло так, что у Сергея Есенина не было практически ученического периода, и он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт, мы услышим из сообщения ученика.


Заранее подготовленный ученик выступит по данному вопросу.


Материалы, которыми учащийся может воспользоваться при подготовке сообщения.

Главнейшая, определяющая черта поэзии Есенина – полная слитность с народной жизнью. Поэт хорошо знал реальные условия крестьянской жизни, тяготы и лишения крестьянской судьбы.

Родная земля дала ему народный взгляд на жизнь, наделила народной мудростью, теми представлениями о добре и зле, которые вырабатывались народом в течение столетий. Главным родником творчества Сергея Есенина явились народные песни, поверья, частушки, сказания, которые он слышал с детства. Он говорил и пел теми словами, которыми говорит и поёт народ. И его собственные стихи стали песней, песней нежной и ласковой, грустной и раздольной, вобравшей в себя всё многообразие чувств и переживаний народа.

/Звучит романс на стихи С. Есенина, демонстрируются виды русской деревни 20-х годов/.





Учитель. Вернёмся к стихотворению «Гой ты, Русь моя родная…» и подведём итог нашему разговору об образе крестьянской избы в лирике Сергея Есенина. Я начну фразу, а вы закончите. Итак, образ крестьянской избы в ранней лирике поэта – это олицетворение…

^ Ответ/продолжают фразу/…родины, природы, родного очага, преемственности поколений, исторических традиций народа.

Учитель. Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта. Прочитайте стихотворение «Край ты мой заброшенный…».


/на экране/





Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


Избы забоченились,

А их всех-то пять.

Крыши их запенились

В заревую гать.


Под соломой – ризою

Выструги стропил,

Ветер плесень сизую

Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черёмуха

Машет рукавом.


Уж не сказ ли в прутнике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль.


Учитель. Какие ноты вкрадываются в эти стихи?

^ Ответ. Ноты печали и тревоги за судьбу деревни.

Учитель. Прочитайте стихотворение «Где ты, где ты, отчий дом…».


/на экране/





Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженный песок.

Где ты, где ты, отчий дом?

За рекой поёт петух.

Там стада стерёг пастух,

И светились из воды

Три далёкие звезды.

За рекой поёт петух.


Время – мельница с крылом

Опускает за селом

Месяц маятником в рожь

Лить часов незримый дождь.

Время – мельница с крылом.


Этот дождик с сонмом стрел

В тучах дом мой завертел,

Синий подкосил цветок,

Золотой примял песок.

Этот дождик с сонмом стрел.


Учитель. Каким настроением овеяно это стихотворение?

^ Ответ. Стихотворение овеяно лёгкой грустью, любовью поэта к родной земле.

Учитель. В 20-е годы резко изменилось настроение есенинских стихов, и на смену романтическому образу избы пришёл жуткий образ «скелетов домов».

Всё настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом. В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнаёт родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин». Город надвигается на деревню. Город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идея, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И всё же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признаётся:


Но отчего-то всё-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.


Учитель. Прочитайте стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…».


/на экране/





Спит ковыль. Равнина дорогая.

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.


Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живётся на Руси.


Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.


И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.


По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.


Но и всё же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть.


Учитель. Какой вывод можно сделать из этого произведения о дальнейшем творчестве поэта?

^ Ответ. Можно ответить словами самого поэта:


Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

Учитель. Сергей Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, поэт был дома пять раз. В этот период он пишет стихи – послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает матери, Татьяне Фёдоровне. Прочтите стихотворение «Письмо матери».

/на экране/




Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.


Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто –то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.


Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.


Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я, вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.


Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.


И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.


Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


Учитель. Почему это стихотворение близко каждому из нас?

Ответ. Стихотворение «Письмо к матери» о любви к матери. Все мы испытываем чувство вины перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они прощают, потому что любят, потому что жалеют.

Учитель. Щемяще – нежные слова поэт нашёл для матери. Обратите внимание на задание №2 в творческих листах. В нём даны вопросы к стихотворению «Письмо матери». Ответьте на эти вопросы . Эта работа вам поможет более активно проявить себя в устной беседе по стихотворению «Письмо матери».

^ Задание№2 и примерные ответы учащихся:

1.Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

Ответ. Преобладают слова разговорного, просторечного стиля.

2.Каким вы зрительно представляете «вечерний свет»?

Ответ. Вечерний свет – синий, звёздный, исходящий от небесных светил.

3.Найдите в тексте стихотворения выражение, употреблённое в высоком стиле.

^ Ответ. «Тот вечерний несказанный свет».

4.Какое местоимение указывает на высшее происхождение «света», и что это значит?

Ответ. Местоимение «тот» указывает на происхождение «не от мира сего».


После работы над стихотворением в творческих листах я предлагаю ученикам устную беседу.

Учитель. Почему поэт использует в стихотворении разговорные слова?

^ Ответ. Матери больше понятен простой язык, родной ей язык.

Учитель. Могут ли простые слова употребляться в высоком смысле?

Ответ. Да, могут. Это образ «вечернего несказанного света».

Учитель. Почему свет «струится» над избушкой?

^ Ответ. Потому что это не просто избушка, а отчий дом.

Учитель. Образ матери в «старомодном ветхом шушуне» - образ ангела – хранителя.

-У художника К. Петрова – Водкина, современника С. Есенина, есть картина «Мать». В чём вы улавливаете созвучие стихотворения «Письмо матери» и картины «Мать»?


/на экране иллюстрация картины К. Петрова – Водкина «Мать»/





^ Ответ. И поэт, и художник воспевают материнскую любовь.

Учитель. Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Любовь матери всепрощаюшая, связывающая мир дома с огромным миром. Мать всегда защищает своих детей. Вернёмся к стихотворению. В творческих листах в задании№3 закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение…

^ Ответ. Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение тепла, уюта, святой материнской любви.

Учитель. Прочитайте, как вы закончили фразу.


4.Итог урока


Учитель. Наш урок подходит к концу. Ещё раз обратите внимание на тему урока и скажите, что же значит Дом в лирике Сергея Есенина?

Ответ. Дом в лирике С. Есенина – это олицетворение Родины; семейного очага, согретого материнской любовью; Дом – это историческая память, духовная колыбель.

Учитель. Обратите внимание на задание№4 в творческих листах. Составьте сиквейны о нашем уроке, о том, что вы узнали на нём.


Прослушиваю несколько пятистиший.

Учитель. В оценочных листах оцените указанные этапы работы, применяя пятибалльную систему. Я думаю, что вы обьективно сможете оценить себя.

Уже сейчас я смогу некоторым из вас поставить оценки за художественное чтение стихов, за участие в устном анализе стихотворений. Обработав ваши творческие и оценочные листы, я объявлю каждому из вас оценку за сегодняшний урок на следующем занятии. Пусть не огорчаются те ребята, которые сегодня не высказали своих мыслей. Всё равно душой и сердцем они были с поэзией С. Есенина. Да иначе и быть не может. Начиная с детских лет, эта поэзия живёт в нас. Мы читаем есенинские стихи и слушаем романсы. Ведь многие известные русские композиторы писали музыку к стихам Сергея Есенина. Звучит романс на стихи С. Есенина.

/на экране демонстрация фотографий С. Есенина/






Скачать 129,6 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер129,6 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх