Программа элективного курса по литературе для профильной подготовки учащихся. Автор Фролова Галина Анатольевна icon

Программа элективного курса по литературе для профильной подготовки учащихся. Автор Фролова Галина Анатольевна


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся 9-11 классов по математике...
Программа согласовано: Утверждено: Элективный курс Задачи с параметрами Для учащихся 11 класса...
Программа элективного курса по математике для профильной подготовки «Способы решения...
Программа элективного курса по русскому языку и литературе 9 класс...
Рабочая программа литература 2011-2012 учебный год Подготовительные курсы Учитель: Ромащенко...
Программа элективного курса по литературе для учащихся 10-го класса (с электронным пособием)...
Программа элективного курса по русскому языку для профильной подготовки учащихся 10 Бкласса...
Программа элективного профильного курса по литературе для учащихся 10-11 классов...
Программа элективного курса «методы решения физических задач» (34 часа)...
Программа элективного курса «тайна текста» для учащихся 9 класса ( общеобразовательной школы)...
Программа элективного курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами»...
Учебная программа элективного курса для учащихся 9-х классов автор программы...



Загрузка...
скачать
Программа элективного курса по литературе

для профильной подготовки учащихся.

Автор – Фролова Галина Анатольевна.

(опубликовано в сборнике материалов победителей областного конкурса «Лучший элективный курс для предпрофильной подготовки и профильного обучения» «Элективные курсы (русский язык, литература)/ Министерство образования Саратовской области.- ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».- Саратов, 2007»)

Пояснительная записка

Программа рассчитана на 16 учебных часов, адресована учащимся 11 класса, является предметным курсом, представляет собой дополнение к общеобразовательным программам по литературе.

^ Концепция программы. Сегодня уже неоспорим факт, что И.Ф.Анненский(1856-1909) – классик отечественной литературы. Он «последний из Царскосельских лебедей» (Н.Гумилёв), один из последних представителей «золотого века» русской поэзии, воспитанный братом-народником, посещавший вечера с участием Ф,М.Достоевского, впитавший в себя культуру Х1Х столетия. При этом Анненский – носитель идеалов «серебряного века» (его первый сборник выпущен в 1904 году), ставший «предвестьем, предзнаменованьем всего, что с нами позже совершилось»(А.Ахматова). А.А.Ахматова подчёркивала уникальность таланта Анненского, говорила о нём : «Грядущее, созревшее в прошедшем». Знакомство с творчеством Анненского помогает расширить представление об эпохе конца Х1Х – начала ХХ вв. с её утратами и находками. Темы, посвящённые творчеству Н.М. Рубцова, помогут связать невидимой нитью начало и конец ХХ века, выявить непрерывность литературного процесса, составить целостное представление о «тихой поэзии», её значении.

^ Актуальность и значимость. В существующих школьных программах по литературе не предусмотрено изучение творчества Анненского. Программа данного элективного курса позволяет восполнить пробел, познакомить школьников с поэтическим и критическим наследием Анненского, выявить его ключевую роль в развитии отечественной литературы, расширить представление об эпохе рубежа Х1Х-ХХ вв., проследить, как открытия , сделанные поэтом начала ХХ века, развивались во второй половине столетия.

^ Цель данной программы – дать старшеклассникам представление об удивительном, уникальном художественном мире Анненского, мире, возникшем на «сшибе» двух эпох; расширить представление о поэзии Рубцова; помочь разобраться в сложнейшем, но важнейшем вопросе о традициях и новаторстве в литературе.

^ Задачи курса:

- актуализировать умения, связанные с анализом поэтического текста,

- формировать квалифицированного читателя,

- заложить первичные исследовательские навыки,

- способствовать развитию интереса к изучению русской литературы,

- расширить диапазон знаний учащихся о развитии отечественной литературы.

Новизна: программа данного элективного курса позволяет, опираясь на материалы, имеющиеся в учебных пособиях по литературе, расширить представление о развитии русской литературы, познакомить с творчеством Анненского и дополнить представление о лирике Рубцова, используя информацию из дополнительных источников.

Структура курса. Предполагается работа в следующих направлениях:

  1. Поэтическое и критическое наследие Анненского

  2. Особенности художественного мира Анненского

  3. Традиции и новаторство в художественном мире Анненского

  4. Прошлое, настоящее и будущее в стихах Рубцова

  5. Значение «тихой лирики»

Основные методические принципы и приёмы.

1.Использование педагогических технологий исследовательской направленности, организация самостоятельной работы учащихся с текстом .

2. Дифференцированный подход к работе обучающихся, подбор индивидуальных заданий, тем исследовательских работ в соответствии со способностями и склонностями учащихся.

3. Опора на звучащий поэтический текст (чтение стихотворений учителем, учениками; прослушивание записей). Выразительное чтение на основе осмысленного восприятия стихотворений.

^ Планируемые результаты. Учащиеся должны

- иметь более чёткое (относительно начального уровня) представление о русской литературе рубежа Х1Х-ХХ вв.,

- владеть литературоведческой терминологией,

- знать особенности художественного мира Анненского, поэзии Рубцова

- анализировать стихотворения,

- представлять особенности «тихой лирики»;

-уметь находить необходимую информацию, работать с научной литературой.

Контроль усвоения материала осуществляется в процессе учёбы. Ведётся журнал достижений обучающихся, составляется портфолио каждого из них.

Возможность перегрузки в ходе прохождения курса исключается, поскольку весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности, формы контроля

1

И.Ф.Анненский. Страницы биографии

Анненский – поэт, критик, учёный, педагог



Лекция учителя, чтение стихотворений Н.Гумилёва и А.Ахматовой об Анненском.

Работа по группам – изучение литературы об Анненском

2

«Тихие песни» - поэтический дебют Анненского



Выразительное чтение стихотворений. Беседа. ^ Составление «Технологических карт юных исследователей»

3

Сборник стихотворений «Кипарисовый ларец»



^ Конкурс чтецов.

Прослушивание записи «А.Вертинский исполняет песню на стихи И.Анненского «Среди миров», обсуждение.

4

Поэтические реминисценции в лирике Анненского



Составление понятийных словарей, работа по карточкам

5

Урбанистические мотивы в поэзии Анненского



Аналитическая беседа, работа с текстом

6

Фольклор в художественном восприятии Анненского



Лекция учителя, выполнение творческого задания.

7

Анненский – сотрудник журнала «Аполлон». Критическое наследие



Чтение и обсуждение статей, составивших «Книги отражений» Анненского.

8

Открытия Анненского, их жизнь в поэзии ХХ века




^ Работа над сочинением

( с использованием дополнительной литературы)

9

«Тихая лирика» второй половины ХХ века. Н.Рубцов



Лекция. ^ Составление таблицы

10

Тема родины в лирике Рубцова. Человек и природа в стихах Рубцова



Выразительное чтение стихотворений, анализ поэтического текста

11

Тонкий лиризм, музыкальность стихов Рубцова



^ Конкурс чтецов, работа с текстом

12

В школе поэтического слова..

Значение «тихой лирики»



^ Круглый стол, защита исследовательских работ, подведение итогов работы

Содержание

Занятие 1. Работу целесообразно начать с сообщения учителя о целях и значении данного элективного курса. В ходе лекции ученики получат сведения о жизни и творчестве И.Ф.Анненского.

Занятие 2. Знакомство с произведениями, вошедшими в сборник «Тихие песни» Анненского. Выразительное чтение на основе осмысленного восприятия (образец даёт учитель). Распределение тем исследовательских работа с учётом способностей и склонностей учащихся, составление «Технологических карт юных исследователей», планирование дальнейшей работы.

Занятия 3. Конкурс чтецов «Любимое стихотворение Анненского» с предварительной подготовкой. Прослушивание записи «А.Вертинский исполняет песню «Среди миров» на стихи Анненского». Обсуждение вопроса «Музыкальность поэзии Анненского».

Занятие 4. Составление понятийных словарей. Обсуждение вопросов «Что такое поэтические реминисценции? Какое место занимают они в стихотворениях Анненского?» Выявление огромной роли образов прошлого в лирике Анненского, «укоренённость» поэта в традиции. Работа по карточкам предполагает анализ конкретных стихотворений под указанным углом зрения («Любовь к прошлому», «Картинка», «Тоска возврата» и др.).

Занятие 5. Работа с текстом статьи Анненского «О современном лиризме», выявление урбанистических черт его поэзии, сопоставительный анализ стихотворений Тютчева «Весенняя гроза» и Анненского «Майская гроза»

Занятие 6. В лекции затрагивается вопрос не только о месте фольклорных образов в произведениях Анненского, но и о взаимодействии фольклора и литературы в целом. Творческие задания нацелены на работу с текстом, поисковая работа. Речь должна идти о внимании Анненского к жанру народной лирической песни, созвучности этого жанра камерности его поэтического таланта. Круг произведений: цикл «Песни с декорацией», «Шарики детские» из «Трилистника балаганного» и др. Находим фольклорные образы в современном поэтическом контексте ( стихотворения «Январская сказка», «На воде» и др). Обращаем внимание, что поэт стремился возродить власть поэзии над сердцами людей. Величие искусства не мыслилось им как узкокружковой успех. Традиционные приёмы русского фольклора, его завораживающие родные ритмы, органично вошедшие в ткань произведение Анненского, сделали их ближе и понятнее русскому читателю, способствуют более сильному и непосредственному впечатлению, становясь частью сложной системы «поэзии намёков».Подчёркиваем мысль:: общение с фольклорным материалом дало поэту широкие возможности освежения художественной палитры. А.Ахматова точно подметила, что отзвуки «раёшника» Анненского можно найти в произведениях поэтов следующего поколения, особенно у Маяковского.

Занятие 7. Знакомство с критическим наследием Анненского целесообразно организовать в контексте его биографии.

Занятие 8. Работа над сочинением должна стать итоговой , подвести черту изучению творчества Анненского, подчеркнуть роль его открытий в дальнейшем развитии русской литературы ( у Гумилёва, А.Ахматовой, В.Маяковского и др.)

Занятие 9. О продолжении традиций «тихой лирики» в творчестве Н.Рубцова лучше всего рассказать в лекции. Построение таблицы «Тихая лирика» позволяет актуализировать знания учащихся о литературе второй половины ХХ века, выявить важнейшие черты «тихой лирики» на основе сопоставления с «эстрадной поэзией».

Занятие 10. Выразительное чтение на основе осмысленного восприятия завершает занятие, посвящённое анализу стихотворений Рубцова «Видения на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Берёзы», «Тихая моя родина» и др. Необходимо отметить историзм поэзии Рубцова, мотив возвращения в его произведениях, «скрытую теплоту патриотизма».

Занятие 11. Работа с текстом предваряет конкурс чтецов «Любимое стихотворение Рубцова». В процессе обсуждения стихотворений важно подчеркнуть тонкий лиризм, сдержанность интонации, музыкальность стихов Рубцова, фольклорное начало в его поэзии, опору на традиции русской классики.

Занятие 12. Защита исследовательских работ, подготовка к которой велась на протяжении всего времени занятий, начиная с момента выбора тем и составления технологических карт, позволяет оценить достижения каждого ученика. Проведение круглого стола помогает выявить, каковы итоги и перспективы проведённой работы. Завершая разговор о «тихой поэзии», необходимо подчеркнуть её значение, связанное прежде всего с утверждением значимости духовности, напоминанием о «подводных камнях» технического прогресса, уважением к истокам национальной культуры.

^ Ключевые понятия

«Тихая поэзия» («тихая лирика»), художественный мир, поэтические реминисценции, урбанистические мотивы, традиции и новаторство, литературный процесс, литературно-эстетические концепции.

^ Информационное обеспечение

Литература, использованная при подготовке программы

Адамович Г. Вечер у Анненского // Н.Гумилёв в воспоминаниях современников. – М.,1990.- С.142-144.

Аникин А. Ахматова и Анненский: Заметки к теме. – Части 1 – 7. – Новосибирск,1988-1990.

Ахматова А. Грядущее, созревшее в прошедшем// Вопросы литературы.-1965, № 4.- С.186.

Волошин М. Портреты современников. И.Анненский// Волошин М. Путник по Вселенным.- М.,1990.- С.188 -192.

Головин А. Встречи и знакомства.- М.-Л.,1940.- С.98-99.

Ермилова Е. Поэзия Иннокентия Анненского// Анненский И. Стихотворения.-М.,1987.-С.5-22.

Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях// Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1981 г.-Л.,1983.

Кушнер А. Книга стихов// Вопросы литературы.- 1975,№3.-С 185.

Ларин Б. О «Кипарисовом ларце»// Лит.мысль. Вып.2._ Пг.,1923.-С.149-158.

Мусатов В. «Тихие песни» И.Анненского// Изв. РАН. Сер. Лит и яз.-1992.- Т.51.-№ 6.- С.14-24.

Подольская И. Поэзия и проза И.Анненского// Анненский И. Избранное.-М.,1987.-С.3-20.

Тименчик Р. О составе сборника И.Анненского «Кипарисовый ларец»// Вопросы литературы.-1978, № 8.-С.307.

Тименчик Р. И.Анненский и Н.Гумилёв// Вопросы литературы.-1987, № 2.- С.271-278.

Фёдоров А. Иннокентий Анненский: Личность и творчество.-Л.,1984.

Цыбин В. Жизнь и поэзия И.Анненского//Литературная учёба.-1981,№ 6.-С.204-210

Чалмаев В.А «Горница» Николая Рубцова. Темы преодоления бездомности – растущей беды России в ХХ1 веке// «Литература в школе».-2003,№ 10.-С.17.

Литературно-эстетические концепции в России конца Х1Х – начал ХХ в.-М.,1975

Бушмин А. Преемственность в развитии литературы.- Л.,1978

Долгополов Л. На Трубеже веков. О русской литературе конца Х1Х – начал ХХ в.- Л.,1985.

Ермилова Е. Теория и образный мир русского символизма.- М.,1989.

Неклюдова М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца Х1Х – начала ХХ века.- М.,1991.

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. – Ярославль, 2002

Роднянская И. Лирический образ вещи в поэзии нашего века // Роднянская И. Художник в поисках истины.-М.,1989.-С.231-342.

Литература, рекомендованная учащимся

Анненский И.Ф. Книги отражений.- М.,1979.

Анненский И.Ф. Стихотворения.- М.,1987.

Анненский И.Ф. Избранное.- М., 1987.

Анненский И.Ф. Избранные произведения.- Л.,1988.

Рубцов Н. Улетели листья… - М.,1998

Аникин А. «Незнакомка» Блока и «Баллада» Анненского// Русская речь.-1991,№ 5.-С 15-20.

Ахматова А. Иннокентий Анненский // Ахматова А. Собр.соч.: В 2 т.-М.,1990.- Т.2.- С.235-236.

Гинзбург Л.Я Вещный мир // Гинзбург Л.Я. О лирике.- М.-Л.,1964.- С 330-331.

Гумилёв Н. Письма о русской поэзии.- М.,1990.-С.92-93.

Лотман Ю. «Чужое слово» в поэтическом контексте//Лотман Ю. Анализ поэтического текста.-Л.,1972.-С.110-113.

Маковский С. Из воспоминаний об Иннокентии Анненском// Воспоминания о серебряном веке.-М.,1993.-С.102-113.

Приходько В. Постижение лирики.- М.,1988.

Проблемы взаимовлияния фольклора и литературы.- М.,1986.

Русская литература и фольклор.- Л.,1982.

Колобаева Л, Концепция личности в русской литературе конца Х1Х – начала ХХ века.- М.,1990.

Образовательные диски

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.- 2005.

Мультимедийная энциклопедия «Русская литература. 8 – 11»: «Новый диск».- 2004.

Дидактический материал к занятиям..

Список тем исследовательских работ.

« Из истории одного стихотворения»

«Образ вещи в поэзии И.Анненского»

«Образы прошлого в лирике Анненского»

« Садово-парковое искусство и лирика И.Анненского»

«Музыкальные образы в лирике И.Анненского»

«Круг интересов И.Анненского-критика»

^ Технологическая карта юного исследователя.

Фамилия, имя, класс

Тема

работы

Этапы,

методы

работы

Источники информации

Терминологический

аппарат

График консультаций



















^ Методические рекомендации.

Урок «Урбанистические мотивы в поэзии И.Анненского»

Цели и задачи: показать, какое место занимают урбанистические образы и мотивы в поэзии И.Анненского; развивать умение работать с поэтическим текстом, размышлять, использовать литературоведческую терминологию; формировать потребность в работе с дополнительной литературой; прививать любовь к поэзии.

^ Методы: аналитическая беседа, «погружение» в поэтический текст, работа по вопросам.

Ход урока.

1.Анализ работы по карточкам, проведённой на прошлом уроке.

2.Объявление темы и целей нового занятия.

3.Словарная работа. Запись и объяснение слов и словосочетаний «урбанизация», «эстетическое обаяние», «садово-парковое искусство».

4.Беседа по вопросам:

- Как вы считаете, почему начало ХХ века в России считают временем урбанизации общественного сознания?

- Можно ли, опираясь на сложившееся у вас к данному моменту впечатление, назвать поэзию Анненского урбанистической? Почему? Согласитесь ли вы с литературоведами, говорящими о разрушении в художественной системе Анненского «эстетического обаяния природы, заданного пушкински-фетовской традицией» (Мусатов В.В.), об отражении в его поэзии «городской, урбанистической психологии» (Аникин А.Е.)?

- Каково мнение самого Анненского, выраженное в статье «О современном лиризме» (текст фрагмента статьи есть на каждом столе, учитель распечатывает его заранее)?

(Урбанизацию общественного и художественного сознания Анненский считал одним из самых мощных факторов, воздействующих на развитие литературы в начале ХХ век . Рассуждая о современной поэзии в статье «О современном лиризме», он утверждает: «На нашем лиризме отражается усложняющаяся жизнь большого города. В результате более быстрого темпа этой жизни и других условий недавнего времени современная лирика кажется иногда или неврастеничной, или угнетённой». Анненский рассматривает город не просто как место действия в произведениях современной литературы. Его волнует воздействие города на душу человека, на душу поэзии. Он пишет: «Чем более развивается городская жизнь, тем более городскими становятся самые души, приспособляясь к камням, музеям и выставкам».)

- Какими эпитетами характеризует эту «новую душу» Анненский?

( «Неврастеничная, угнетённая, «каменная»,«по-иному язвимая, по-иному скорбная и уступившая, потому что она твёрдо знает свою рыночную стоимость» ).

- Считает ли он возможным возврат в «прекрасное прошлое»?

(Нет, он пишет, что «золотой век» прошёл, необходимо исследовать современную жизнь, творить в обстановке сегодняшнего дня , работать для будущего. « Поэзия просторов, отражая когда-то навек завершённый мир, не может, да и не должна прибавлять к этому ничего нового» )

5.^ Обратимся к лирике Анненского. Вам уже известны многие его стихотворения. Можно ли говорить о нарастании «городской лексики», усилении «урбанистического звучания» в них? Подтвердите ответ примерами.

(Да, мир города, в ранних стихотворениях существовавший лишь в качестве фона, со временем приобретает самостоятельную ценность, становится объектом всё более пристального внимания . Примеры: «Тоска белого камня», «Шарики детские», «Нервы». Отмечаем господство здесь городского просторечия. Но непосредственно теме города у Анненского посвящено не так много стихотворений. Гораздо больше места занимает

«садово-парковая» поэзия).

  1. ^ Поиск, подготовка, выразительное чтение стихотворений, действие в которых отнесено в сад, парк. Это «Электрический свет в аллее», «Сентябрь», «Перед закатом», «Сизый закат», «Весна» и другие. В поэзии Анненского нашёл тончайшее истолкование не только пейзаж Царскосельских парков, но и особый комплекс ощущений, образов и настроений, связанных с Царским Селом, Поэта привлекала здесь гармония «полусвета-полутьмы», сочетание «воды, зелени и мрамора, старины и жизни», «изящное сочетание природы с искусством». Не дикая природа привлекает его, не степные дали и выси. При этом нельзя назвать поэзию Анненского сугубо городской, урбанистической. Более всего поэту близка окультуренная природа, садово-парковый пейзаж, в котором соединены природное начало и начало человеческое. Именно в атмосфере парка находит он отклик своим мыслям, чувствам, ощущениям.

  2. ^ Докажите или опровергните эту мысль, используя, кроме упомянутых, стихотворения из «Трилистника в парке».

  3. Какие строки стихотворения «Тоска сада» могут послужить объяснением?
    (те, в которых идёт речь о том, что желание любить яркость и простор живёт, «только раздумье и сон сердцу отрадней любви»).

  4. Сравним два стихотворения – «Весенняя гроза» Тютчева и «Майская гроза» Анненского. Оба они дают картину природы и одновременно чувства человека, воспринимающего ей. Оба близки ритмически (четырёхстопный ямб):

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Тютчев)

Среди полуденной истомы

Покрылась ватой бирюза…

Люблю сквозь первые симптомы

Тебя угадывать, гроза…

( Анненский)

Так же слиты в этих стихотворениях зрительные образы со слуховыми:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул,

Пыль летит.

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

(Тютчев)

Но вот уж тучи будто выше,

Пробились жаркие лучи,

И мягко прыгают по крыше

Златые капли, как мячи.

(Анненский)

Но тютчевское стихотворение от четверостишия к четверостишию набирает энергию и заканчивается ликующей картиной:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Стихотворение Анненского к концу угасает, как будто с уходом майской грозы спадает и эмоциональный подъём у наблюдающего её человека:

Когда бы бури пролетали

И все так быстро и светло…

Но не умчит к лазурной дали

Грозой разбитое крыло.

У Тютчева человек слился с природой, растворён в ней. У Анненского он наблюдает грозу «из угла кибитки» - восприятие городское, ущербное. Но лирический герой поэзии Анненского воспринимает это как «изъян души», страдает от этого.

Найдите в стихотворении «Еgo» строки, подтверждающие данную мысль («Я – слабый сын больного поколенья…»). Не отсюда ли «тоска припоминания», «тоска возврата», «тоска мимолётности»? Тоска – одно из ключевых слов в поэзии Анненского.

10 Сделаем вывод : перед нами уже не русская классическая усадебная поэзия. Но это и не новая городская литература.

Что же? Оригинальное явление, связующее звено двух эпох




Скачать 144,69 Kb.
оставить комментарий
Фролова Галина Анатольевна
Дата15.10.2011
Размер144,69 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх