Об учебнике И. Н. Сухих «Русская литература. ХIХ век» Давно уже стала «общим местом» мысль о том, что в преподавании литературы хороши все жанры, кроме скучного icon

Об учебнике И. Н. Сухих «Русская литература. ХIХ век» Давно уже стала «общим местом» мысль о том, что в преподавании литературы хороши все жанры, кроме скучного


Смотрите также:
Литература ХIХ получила название «золотой век»...
Литература первой половины Х...
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889 ссыльный литератор: салтыков и щедрин сухих И. Н...
Тематическое планирование по литературе в 10 классе на 2010-2011 учебный год...
Какой он – современный урок?...
Какой он – современный урок?...
Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой...
Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой...
Проблемы художественного метода и идея синтеза в русском литературном процессе конца ХIХ первой...
«Использование информационных технологий в преподавании литературы: создание учебной базы данных...
Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе...
Комплексная рабочая программа по курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»...



Загрузка...
скачать
Светлана Белокурова


Как роман…

Об учебнике И.Н. Сухих «Русская литература. ХIХ век»


Давно уже стала «общим местом» мысль о том, что в преподавании литературы хороши все жанры, кроме скучного, однако именно «нескучность» оказывается сегодня в дефиците прежде всего в учебниках литературы.

«Искусство читать это искусство мыслить с некоторой помощью другого», писал французский историк литературы Эмиль Фаге. В моём понимании, этот «другой» учитель, дающий ученикам основы литературного образования. И ключевую роль здесь может сыграть хороший, умный учебник литературы. Именно таков, на мой взгляд, готовящийся к выходу в московском издательстве «Академия» учебник петербургского филолога, доктора филологических наук, профессора СПбГУ Игоря Николаевича Сухих «Русская литература. ХIХ век», адресованный десятиклассникам и ориентированный на базовый уровень обучения, то есть на три урока литературы в неделю.

В чём новизна этой книги? Как построен учебник? Как подан материал? Вместо нередко скучноватой традиционной «биографии писателя» блестящее эссе, включающее в себя элементы исторического экскурса, далее главы об отдельных произведениях. Уже в их названиях мы встречаем оппозиции и антиномии, отражающие ситуацию в обществе и в литературе: Век как эпоха: календарь и история; Александровская эпоха: надежды и разочарования; Великий спор: Чаадаев и Пушкин, Элегия и баллада: романтизм и “поэзия действительности”; Две судьбы: трагедия и анекдот. Уместно и изящно включены отсылки к произведениям ХХ века. Кроме того, очевидна принципиальная для учебного пособия культура оформления ссылок на упоминаемые тексты, отсылок к текстам об эпохе, критическим статьям, точность и краткость хронологических и культурологических определений, теоретико­литературных дефиниций.

Все эти принципиальные моменты не может не заметить учитель и школьник.

В сентябре в нескольких петербургских школах началась апробация этой книги. Часть материалов учебника, отражающих исторический и литературный процесс в России XVIII–XIX веков, предлагалась для самостоятельного изучения и повторения, часть материала звучала в пересказе учащихся на уроке, часть была включена в лекцию учителя. Такое распределение материала учебника позволило «актуализировать» знания школьников, расширить рамки изученного материала, но главное систематизировать его. Кроме того, такое «возвращение к пройденному» принесло и ряд открытий («А я не знал!», «Как интересно!»). Учебник позволяет также включать в урок различные виды деятельности учащихся: пересказ, составление плана­конспекта по самостоятельно прочитанной главе учебника, ответы на вопросы, индивидуальные и групповые задания, зачётная работа и др.

Как показывает практика, материал учебника вполне соответствует возрасту учащихся 10го класса, а увлекательное, нередко беллетристическое изложение темы делает учебник «книгой-собеседником», а не «книгой-наставником». При этом не возникает перегрузки, так как учебник предоставляет возможности для разноуровневого обучения внутри класса: менее подготовленные учащиеся выполняют задания репродуктивного характера, более подготовленные творческого или аналитического. Такие дифференцированные задания есть в каждом разделе учебника. Приведу в качестве примера проведённый в начале учебного года зачёт по теме «Художественный мир лирики Пушкина». В зачётный материал вошли девять вопросов и заданий. Они были распределены с учётом интереса (в первую очередь!) и уровня учащихся, при этом несколько заданий использовались как индивидуальные, а часть выполнялась группами по три­четыре человека. К зачёту большинство детей прочли не только материал учебника, но и некоторые из названных в разделе «Литература для дополнительного чтения» литературоведческих статей.

Наибольший интерес при обсуждении (зачёт проводился в форме собеседования и обсуждения услышанного) вызвали вопросы, связанные с жанровыми определениями произведений поэта (стихотворение, элегия, сонет, баллада и др.), и, что приятно, вопросы, ответы на которые нельзя найти в учебнике (На какой развёрнутой метафоре строится символический сюжет стихотворения «Пророк»? К какому лирическому жанру можно отнести стихотворение?), задания на осмысление и практическое применение литературоведческих терминов и понятий (Определите смысл основных образов­символов: пустыня, перепутье).

Всё это показывает, что для школьников вполне посильно освоение предложенного уровня литературоведческой «грамотности», к тому же как раз различные типы заданий в большой степени обеспечивают тот самый «познавательный интерес» школьников, который мы, по общему мнению, всё больше утрачиваем. Сегодня, когда есть насущная необходимость дифференцировать школьное образование и индивидуализировать обучение, к сожалению, пока не подкреплённая достаточным количеством научно обоснованных, качественных пособий, роль такого рода заданий трудно переоценить. В этой ситуации учебник, созданный И.Н.Сухих, может дать действительно широкие возможности индивидуальной работы с учащимися, которые чувствуют потребность в овладении тем, что принято называть читательской культурой.


Новизна учебника И.Н.Сухих очевидна не только для преподавателя, но и для детей. Приведу ученические отзывы о подаче биографического материала, который, как правило, не вызывает интереса, читается в учебниках скорее «по обязанности» и моментально забывается: «Глава о Гончарове напоминает повесть или роман»; «Всегда любопытно узнать, что скрывается за таким вот названием: “Новое слово: правда или клевета” или “Нумер четвёртый: тропою Гоголя”». Такого рода заголовки (вместо, например, «Детство и юность И.А. Гончарова, Островского, Тургенева…») позволяют применить и эвристические методы, и метод критического мышления. При этом автор учебника не нарушает системности в подаче биографического материала – такой «романный», эссеистический подход чётко соблюдён во всех главах.


Особый разговор о методическом аппарате учебника: для меня как учителя преимуществом учебника И.Н.Сухих стало прежде всего то, что система вопросов и заданий здесь (в отличие от множества разнообразных современных учебников литературы, предлагающих после изучения темы ответить на вопросы репродуктивного характера) имеет практическую направленность, нацелена не только на освоение теоретического материала, но и на самостоятельную работу учащихся или работу под руководством учителя. В частности, трудно переоценить значимость таких, например, заданий.


1. Напишите сочинение-миниатюру «Имена героев у Гоголя».

2. Пользуясь справочниками, а также табличками в учебнике, составьте хронологическую таблицу русских романов середины ХIХ века. (Лучшим из них посвящены главы нашего учебника.)

3. Попробуйте написать сочинение­миниатюру «Письмо из ХIХ века» или «Письмо в ХIХ век». Не забудьте о разных эпохах, на которые делится XIX столетие.


Все виды анализа текста, представленные в учебнике (например, анализ роли художественной детали, сопоставление текстов, комментирование и т.д.), направлены на развитие умения воспринимать метафорический язык искусства и «расшифровывать» эти «знаки». Вызвать эмоциональную реакцию на особое «видение» писателем действительности, сформировать критерии хорошего эстетического вкуса и способность к художественному обобщению – вот на что нацелена эта книга. Эмоциональный и эстетический опыт, приобретённый в результате работы с учебником И.Н.Сухих «Русская литература. ХIХ век», может стать основой формирования вдумчивого читателя. Автор учебника руководствуется замечательной аксиомой одного из современных критиков: «Всё о тексте написано в тексте». Очевидно, что при таком подходе у школьника формируется внутренняя мотивировка исследования, постижения художественного текста. Точно выбранный путь анализа – от эмоционального восприятия (первый шаг в общении с текстом) – через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу­интерпретации и далее к синтезу открытых в процессе анализа смыслов текста – даёт возможность завязаться «общению» с писателем, выработать собственное суждение, опираясь на текст, а не на пресловутое ученическое «я так думаю».

Такой учебник представляется мне остро необходимым современному учителю и ученику. Признаюсь, что знакомство с этой книгой, которая, смею надеяться, в ближайшем будущем придёт в школу, стало для меня, практикующего учителя, настоящим открытием. Работая по ней, не только школьники, но и мы, учителя, можем избавиться от привычки читать поверхностно.

Благожелательность тона, отсутствие назидательности, интонация живого общения превращают автора учебника в сотрудника, единомышленника, а не только в наставника ученика. Автор будто говорит нам: мало просто читать, просто чтение – работа вхолостую. Мы должны помочь детям овладеть «азами литературной грамоты», техникой углублённого чтения, умением оценивать, сопоставлять, систематизировать, в отсутствие чего, по справедливому замечанию современного литературоведа и критика В.Л.Топорова, «ворона порой кажется больше куста, моська топчет слона, винегрет с сельдью заправляют вишнёвым сиропом… Отсутствует, короче говоря, культура чтения, прививаемая даже не смолоду, а с малолетства».

Чтение, как известно, – это «труд и творчество» (В.Ф.Асмус), «блаженное мурлыкание» (В.В.Набоков) и интеллектуальный путь постижения незнаемого. Автор учебника, И.Н.Сухих, во вступительной главе, формулируя задачи учебника, почти буквально повторяет эту дорогую каждому практикующему словеснику мысль: «В книге можно искать какие­то факты, конкретную информацию. Часто чтение книги – отдых, способ отвлечься от собственных проблем. Но книга, напротив, может стать помощником в решении собственных проблем, духовным ориентиром, частью собственной жизни».


Литература. 2007. № 6.

http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200700622




Скачать 63,27 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер63,27 Kb.
ТипУчебник, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх