Скнигою, с дружбою, с песнею icon

Скнигою, с дружбою, с песнею


Смотрите также:



Загрузка...
скачать




Школьные годы чудесные,

С книгою, с дружбою, с песнею.

Как они быстро летят,

Их не воротишь назад,

Разве они пролетят без следа?

Нет, не забудет никто никогда

Школьные годы.

Песня из моего школьного детства. Всегда удивляюсь, насколько точно она отражает данный период жизни человека. Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

Мои школьные годы «с книгою, с дружбою, с песнею» остались далеко в прошлом. Но уже тогда, будучи совершенно уверенной в том, что стану учителем, я пообещала себе, что в воспоминаниях моих учеников школьные годы навсегда останутся светлыми, добрыми, яркими.

И очень важно, чтобы, окончив школу, после строчки «Школьные годы чудесные» ребенок не поставил бы знак вопроса. Ведь, поистине, это время беззаботное, веселое, счастливое.

Сегодня я педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

Вот в этот момент я понимаю, как важно то, чему учим наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный нашими предками, – музыка, проверенная временем.

На своих уроках я не раз убеждалась, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Я стараюсь не погасить искру творчества, соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями.

И с каждым годом все больше и больше убеждаюсь: учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

С радостью он должен идти на урок. Моя позиция как учителя звучит так: «Будь с детьми искренен и честен, не допускай обиды и гнева».

Этот принцип не раз помогал мне в моей педагогической практике. Ведь профессия педагога особая, связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И моя задача как учителя музыки – не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа.


Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству.

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство.

Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

Учитель! Это звание я гордо несу по жизни 12 лет. И все эти годы я учитель музыки, и все эти годы я шагаю по ступеням работы от малышей- первоклассников до старшеклассников. И никакие экономические кризисы, никакие ненастья, постигшие Россию, не заставят меня считать труд учителя – неблагодарным. Ведь ничто не может заменить те мгновения радости, когда твое сердце бьется в унисон с маленькими сердцами твоих учеников. И ты в очередной раз осознаешь, что подобран ключик еще к одной душе.

Да, я счастливый учитель, потому что мои дети не спешат уходить с урока и спрашивают: «А можно прийти к вам после уроков?..» Я уверена, что «Школьные годы чудесные» будут звучать в памяти моих учеников только в мажоре.

И, как всегда, уходя с урока, я не хочу ставить точку, лучше многоточие навстречу новым поискам и находкам!


Условия возникновения и становления опыта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Яснозоренская общеобразовательная средняя школа» села Ясные Зори Белгородского района Белгородской области открыта в 1974 году. Расположена школа в живописном месте, в центре поселка, численность населения которого составляет 1795 человек. В настоящее время в школе обучается 380 учеников. Численный состав педагогов - 48 учителей. Школу посещают дети из пяти сел, расположенных на территории Яснозоренского сельского округа.

Педагогический коллектив школы работает над проблемой: "Работа педагогического коллектива над повышением эффективности современного урока на основе новых технологий".

Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности, ее физическое и духовно-нравственное здоровье. Данные статистики показывают, что здоровье детей с каждым годом ухудшается. Сегодня лишь 10 12% выпускников выходят из стен школы здоровыми. Задача школы - научить детей считать престижным быть здоровым. В связи с этим в школе большое внимание уделяется вопросам укрепления здоровья детей. Вникая в эту проблему, я поставила перед собой вопрос о том, каким образом уроки музыки могут способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся, и наметила следующие направления работы:

  • Духовно-нравственное здоровье;

  • развитие умственных способностей;

  • психическое здоровье;

  • физическое совершенствование.

В ходе становления опыта были проанализированы труды в области общей и возрастной педагогики и психологии (Л. В. Выготского, С. М. Лысенко, Т. И. Гончарова, Б. М. Немянского, С. Т. Шацкого, М. П. Щетинина, А. М. Леонтьева.); по дидактике (Ю. К. Кабанского), а также познакомилась со следующей литературой: Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», «Народное образование», Столяров В.И. «Новое массовое культурно- спортивное движение «СПАРТ»; Татарникова Л.Г. «Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции, развитие»).

Я пришла к выводу о том, что найти основу духовно нравственного и физического развития детей можно и на уроках музыки.

Таким образом, воплощая в жизнь свою ведущую педагогическую идею обеспечения условий для формирования целостной личности, я поставила перед собой цель гармоничного развития детей, их физического совершенства через духовно нравственное воспитание и применение межпредметных связей на уроках музыки.

Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

1.Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно – нравственное воспитание музыкой.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции.

4.Овладение языком музыкального искусства на основе музыкально – теоретических знаний и навыков, постижения сути музыки во взаимосвязи с другими видами искусства и учебными предметами.

На основе своего педагогического опыта я убедилась, что музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру, а также развитие личности ребенка при приоритете сохранения его здоровья. Одним из факторов успешного развития личности и сохранения здоровья детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание у школьников целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.

Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает духовно – нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием в связи с явлением шизофании (разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки.) Человек подвергает себя опасности в физическом смысле (столкнуться с кем – либо или с чем – либо), и в психологическом плане – распад природных связей органов чувств.

Не случайно шизофания имеет общий корень с шизофренией. Эти два слова объединило понятие о раздвоенности сознания.

На повестке дня массовой школы – вопрос воспитания культуры общения с музыкой, формирование музыкально- экологического взгляда на жизнь.

Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нем духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство.

Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера – все это объединено одним словом – Русь! Это и есть основная идея, которая должна стать фундаментом содержания современного музыкального образования в России. Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование.

Исходя из выше перечисленных проблем, можно говорить об актуальности и перспективности опыта.

Музыка в школе – это идейный, высокодуховный, «душеобразовательный» предмет. Кому же, как не нам, людям искусства, нужно найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата, (мы уже говорили, что все в этом мире взаимосвязано.) Именно поэтому я выбрала тему по самообразованию: «Межпредметные связи на уроках музыки как одно из средств формирования духовно нравственного и физического здоровья учащихся».

В классической педагогике идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», считал Я. А. Каменский. Он понимал, насколько важно устанавливать связи между предметами для формирования системы знаний у учащихся и обеспечения целостности процесса обучения.

И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования: «Приведи в своем сознании все по существу взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они находятся в природе».

Идея межпредметных связей тесно связана с процессом дифференциации и интеграции наук. Под дифференциацией понимается расчленение, разделение целого на составляющие его элементы.

Под интеграцией понимается процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Продолжительное время школьник получал знания, в основном, посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто школьные знания у него так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате ученик не воспринимает целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира.

Потребность преодолеть это противоречие привела к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении. Интеграционная система, не отвергающая дифференциацию в обучении, а дополняющая ее, способствует воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем. Интеграция в обучении может рассматриваться как цель и как средство обучения. В первом случае под интеграцией понимается создание у школьника целостного представления об окружающем мире, во втором – это нахождение общей платформы сближения предметных знаний.

Интеграция должна носить количественный характер: «немного обо всем».

Идея комплексного освоения искусства в настоящее время обретает особую актуальность. Музыка, литература, живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Кроме этого комплексное освоение искусства активизирует фантазию, воображение, артистичность, ассоциативное мышление. Чтобы хоть в какой то степени скоординировать, соотнести, привести «в равновесие» разногласия, а иногда и пропасть в программах по разным предметам, я и использую межпредметные связи, интегрированные уроки. Если мыслить шире, то сегодня для подготовки специалиста любой области одних знаний уже недостаточно. Нужны люди, разносторонне развитые, обладающие значительным личностным и профессиональным потенциалом.

Говоря о длительности работы, хочется сказать, что еще школьницей я неосознанно задумывалась и ловила себя на мысли, что обучение какое то фрагментарное, не целостное, эпизодическое, бессистемное. Я пыталась соотнести материал, преподаваемый на уроке музыки и литературы, истории и литературы, географии и истории, химии и физики, биологии и химии. Но соотнести не всегда было легко и не всегда приносило пользу.

И очень ценным казалось то, что некоторые преподаватели соотносили материал, делали экскурсы в другие предметы. И вот, став учителем, я вспоминала свое то состояние и задумывалась над этой проблемой. И разрешить ее хоть в какой то степени мне показалось возможным через межпредметные связи и интеграцию. Тем более, в школе у нас уже работала группа учителей по проведению интегрированных уроков.


Диапазон опыта достаточно широк. Моя тема по самообразованию пронизывает все направления моей работы. Начиная с отдельной педагогической ситуации и заканчивая организацией воспитательной системы, я стараюсь наполнить, сопроводить их межпредметными связями. Например, чтение учащимся стихотворения А.А. Фета «На заре ты ее не буди…» под аккомпанемент. Сколько чувств, эмоций и у исполнителей, и у слушателей! Урок музыки и литературы в 7 «Б» классе «Роль искусства в годы Великой Отечественной войны». И ребята понимают и ценят роль

песни - набата «Вставай страна огромная» и «Ленинградской симфонии» симфонии борьбы, симфонии противостояния Д.Д. Шостаковича.

Диапазон опыта охватывает, кончено, и систему уроков. Так, например, с целью привития любви к народной музыке, расширения знаний о церковных праздниках беседы и рассказы учителя начальных классов мы сопровождаем закличками, колядками, щедровками в исполнении заранее подготовленной группой учащихся. Стараюсь сохранять и преемственность «урок - внеклассная работа». Воспитание патриотизма, эстетического вкуса, любовь к классической музыке, песням на стихи известных, признанных русских и зарубежных поэтов - эти постулаты становятся ведущими на внеклассных мероприятиях. Лекционно-семинарская система заключается в том, что выступала с докладом на педсовете: «Нравственное воспитание школьников на уроках музыки». Тема педсовета: «Нравственные законы внутри нас». На методическом объединении учителей дополнительного образования выступала с докладом: «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеклассной работе». На совещании при директоре выступала с докладом на тему: «Анализ общешкольных мероприятий за прошедший учебный год, с точки зрения духовно нравственного содержания».


^ Теоретическая база опыта.

Моя работа основана на программе Д. Б. Кабалевского. Он внес величайший вклад в развитие методики музыкального воспитания школьников, создав систему и концепцию музыкального воспитания, выраженную в программе, которая была весьма актуальной и востребованной в свое время. Но не следует забывать, что многое, наработанное в советские годы, потеряло свою актуальность.

Сегодня появилась необходимость переплавить некоторые методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников. Программу Д. Б. Кабалевского, с методической точки зрения, можно назвать фундаментальной, основополагающей, ведь она содержит множество положительных принципов: тематизм, последовательность, принцип взаимосвязи жизни и искусства, связь с другими предметами. И ни для кого не секрет, что принципиально нового в методике музыкального воспитания еще никто не придумал.

Кроме этого, особый интерес для меня представляют положения ведущих ученых – педагогов в области методики преподавания музыки, прежде всего Алексеевой Л.Н., ее программа обобщает лучшие достижения А. Апраксиной, Ю. Алиева, Н. Терентьевой, Н. Ветлугиной, развивает их связи с особенностями социальной ситуации сегодняшнего дня.

В связи с этим ею предлагаемый курс может служить дополнением к программе Д. Б. Кабалевского, ориентируя нас на проблемы современности, обновляя духовно – нравственными акцентами и музыкально – экологическим содержанием.

В своей работе Л. Н. Алексеева доказывает целесообразность привлечения при слушании музыки произведения художественной литературы, живописи. Это создает необходимое настроение слушательской установки на адекватное замыслу восприятие, способствует более глубокому пониманию на уровне ассоциативных связей. Она рекомендует включать элементы музыкального движения (пластики), способствовать выражению впечатлений от музыки в детских рисунках. Поскольку учебные предметы строятся в логике конкретных наук и все они в той или иной степени связаны друг с другом, возникает необходимость установления межпредметных связей. Таким образом, свою работу (методическую, воспитательную, самообразование)я строю на основе того лучшего, приемлемого для меня как преподавателя, что можно взять из программы Д.Б. Кабалевского, и на основе того современного, злободневного, что можно взять и применить в своей работе у современных методистов: Л.Н. Алексеевой, А.Апраксиной, Ю.Алиева, Н. Ветлугиной.

Претворяя в жизнь основные идеи этих программ, синтезируя все виды искусств, я воспитываю в детях духовно – нравственные ценности: высокую гражданскую позицию, патриотизм, любовь и уважение к малой родине, к России, ибо Россию, святую и непобедимую, хотели видеть русские святые. Такой Россией: могучей и непознанной, гордились великие русские умы, такую Россию: многострадальную и долготерпеливую, простую и величавую, любим мы, обычные люди.


Главная новизна опыта кроется в самом подходе к музыкальному воспитанию и образованию, которая рассматривается в ситуации глобального духовно нравственного и экологического кризиса духовной жизни человека. Уроки музыки я провожу как уроки духовно нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства.

Связав эти направления в воспитании с межпредметными связями, я нашла новые способы воспитания и обучения. Кроме этого, мною были проанализированы все учебные предметы и выделены те, которые наиболее удачно интегрируются с музыкой, связала эти предметы с основными темами по музыке. Наибольший интерес, на мой взгляд, представляют такие новые предметы в школе, как экология и православие. Изучение программы именно этих предметов в наибольшей степени нуждается в целостном представлении, во взаимосвязи, взаимозависимости, что обеспечивается межпредметными связями и интеграцией.


^ Технология опыта.

Изучив связь музыки с другими предметами, я пришла к выводу, что существующие разработки уроков предлагают интеграцию музыки с ограниченным числом предметов, обычно это литература и изобразительное искусство. В ходе опыта я расширила этот набор и наметила задачи по решению этой проблемы.

  1. Развитие интегрированных качеств восприятия, то есть умения целостно охватывать все явления искусств.

  2. Изучение программ по всем школьным предметам и нахождение способов связи с музыкой.

  3. Приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается личностное отношение к окружающему миру.

Прежде, чем раскрыть возможные пути работы по теме: «Межпредметные связи на уроках музыки как одно из средств формирования духовно - нравственного и физического здоровья учащихся»,

необходимо рассмотреть ряд учебных предметов, наиболее удачно интегрирующихся с музыкой:

  • литература (музыкальные произведения на литературный сюжет, произведения фольклора; выразительное чтение и выразительные средства в музыке;)

  • русский язык (понятие о тексте, идея произведения, правильное произношение слов, определение главного и зависимого слова, виды предложений, стили речи, ассонанс, аллитерация).

  • математика (музыкальные длительности, метр, размер);

  • хореография (импровизация под музыку, знание основных движений танца);

  • история (история России в песне, опере, кантате).

  • география (музыка моего народа, музыка народов мира);

  • ознакомление с окружающим миром (произведения композиторов о временах года и явлениях природы);

  • иностранный язык (музыка народов мира);

  • экология (благоприятное и пагубное влияние музыки на человека и окружающую среду);

  • православие (духовная музыка);

  • физкультура (выполнение движений в соответствии с характером и динамикой музыки);

  • изобразительное искусство (видеть музыку, слышать живопись);

Как научить детей рисовать? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо заметить, что краски и звуки в природе сосуществовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи (недаром в музыкознании существует понятие: «мелодический рисунок»).

Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

Колорит одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор ее изобразительности, то есть колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а «тембр» наиболее «живописным» элементом музыки. Примеры сопоставления колорита в живописи (цвета) и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Художник. В. Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный трубы, синий виолончели.

Русские композиторы Н.Римский Корсаков и А.Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определенный цвет и в связи с этим имела тот или оной эмоциональный колорит. Так, до мажор у Н. Римского Корсакова «белый», до минор «багряный», ми мажор «темный, сумрачный, серо синеватый.»

Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и архитектуры и живописи. Семантически родственны, считает И. И. Иоффе, ритм стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе.

Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили уже художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями. Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве реке» М. Мусоргского; «Утро» Э. Грига; «Лунный свет» К.Дебюсси).

В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущение звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан «Тишина»). В результате взаимодействия изобразительного искусства и музыки происходит обогащение рисунков новым содержанием при решении изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще передаются с помощью колорита цвета: громкость с помощью величины изображения, темп динамичности движений.

Сопоставление произведений музыкального, изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно- образную связь.

Но наиболее ценными я считаю уроки, где интегрируют несколько предметов.

Например, 3 класс, тема: «Три чуда» (из оперы «Сказка о царе Салтане»).

При знакомстве с музыкальным фрагментом «Царевна Лебедь» детям был задан вопрос: «Как вы считаете, мелодия здесь опускается вниз или поднимается вверх, или кружится на одном месте?» Ответы детей: «Поднимается вверх, опускается вниз, она летает». В рисунках детей можно увидеть волнообразные линии, плавные штрихи. Кроме этого, учащиеся находили в тексте-сказке описание Царевны - Лебеди и под музыку импровизировали танцевальные движения, и они отличались плавностью.


3 класс, тема: «Песенность в вокальной и инструментальной музыке».

Музыка Слушание пьесы Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»

Чтение Анализ стихотворения С. А. Есенина

«Зарделась зорька алая…»

Экология «Здесь краски не ярки

и звуки не резки»

Н. Рыленков.

Изобразительное Демонстрация картин

искусство Рисование музыки «Утро».

Ребята рисовали разное утро (раннее, среднее, позднее), из выполненных работ при повторном слушании выстраивали цепочку «Пробуждение».


7 класс, тема: «Роль искусства в годы Великой Отечественной войны»

Музыка Знакомство с «Симфонией № 7»

Д. Шостаковича, история создания произведения.

Литература Литература в годы Великой Отечественной войны»

История Блокада Ленинграда.


4 класс, тема: «Музыка моего народа».

История Принятие православия на Руси.

Изобразительное Рисование музыки С. Рахманинова.

искусство

Литература « Моя родина

Православная!»

И.С. Никитин.

Музыка Духовная музыка.


Помимо интегрированных, провожу самые разные по форме уроки: уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-игры, уроки-творчества, уроки- экскурсии, комбинированные уроки, на которых широко применяю межпредметные связи. Такие уроки выходят за рамки традиционных уроков.

Они дают возможность организовать коллективную деятельность в сочетании с индивидуальным творчеством как учащихся, так и преподавателя, создание эмоционального подъема детей, ситуаций успеха для каждого ребенка с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.

Так, например, на уроках в 4 классе при изучении тем: «Музыка моего народа», «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» я провожу уроки творчества. Предварительно оформляю класс в соответствии с темой, задачами урока. Подбираю песенный материал, соответствующий возрасту учащихся. Использую репродукции картин: И.Е Репин «Бурлаки на Волге», А.А. Тропинин «Кружевница»;М. Васнецов «Витязь на распутье», «Богатыри»; Б.М. Кустодиев «Масленица»;гимн, герб, флаг России. Также демонстрирую одежду, в которую облачались наши предки, рассказываю об устройстве дома, быта русского человека. На основе полученных знаний дети делают творческие работы: рисунки, аппликации, поделки. Широко применяю межпредметную связь с такими предметами, как изобразительное искусство, история, технология, чтение, православие, ознакомление с окружающим миром.

В 8 классе по теме: «Что значит современность в музыке?» провожу уроки-конференции. Музыка, как всякое искусство, не поддается точному математическому измерению. Поэтому споры, дискуссии в искусстве неизбежны. Это учит ребят думать, убедительно излагать и доказывать свои мысли.

Основные виды деятельности на уроках музыки: слушание музыки, хоровое пение, музыкальная грамота, импровизация, движения под музыку, игра на музыкальных инструментах.

Основные методы, применяемые мною:

1^ .Метод наблюдения за музыко (Б.В. Асафьев);

2.Метод музыкального забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии. (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдулин).

3.^ Методы музыкального образования по О.П. Радыновой:

а) контрастных сопоставлений (сравнивают контрастные произведения одного жанра, пьесы с одним названием);

б) уподобления характеру звучания музыки, предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Применение различных видов уподобления звучанию музыки: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, цветовое.


4^ . Проблемный, поисковый метод. (Выдвигает мотивирующее отношение к процессу обучения, это совместная заинтересованная деятельность педагога и ученика. Приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельности музыкального мышления учащихся.)

5. ^ Игровой метод. (Главная особенность игры связана с выдумкой, изобретательностью, с творческим началом.)

6. Метод словесного показа. (Беседы с учащимися направлены на то, чтобы заинтересовать произведением, которое они будут слушать или исполнять.)

Остановлюсь подробнее на некоторых из них. В 1-4 классах я рассказываю детям о неоспоримой пользе для здоровья младенца колыбельных песен, о том, что помимо убаюкивания, они несут еще и богатейшую информацию магического заклинания, предназначенного для охраны и защиты ребенка. Дети разучивают колыбельные, вспоминают те песенки, которые поют или пели им родители. Я выделяю колыбельные, посвященные коту:

Уж ты, котенька-коток,

Котя - серенький хвосток,

Приходи к нам ночевать,

Нашу Настеньку качать…

Объясняю ребятам, за что такая честь коту: дети всегда любили играть с котом, кот мурлычет, убаюкивает, снимает боль. А сколько ласковых слов в колыбельных песнях, хороших пожеланий, добрых интонаций, которые способствуют снятию эмоционального напряжения, что ведет к оздоровлению организма.

При изучении скороговорок на уроках я использую упражнения для работы над дикцией,

Си-си-си, в водоеме караси.

Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!

Се-се-се, карасей мы ловили все.

Ся-ся-ся, не поймали карася.

На уроках как в 1-4 классах, так и в 5-8 классах использую замечательный метод для борьбы с гиподинамией, для получения эмоционального заряда, а также для снятия напряжения у гиперактивных детей подвижные музыкальные игры, музыкальные разминки. Все вышеперечисленные методы неразрывно связаны со следующими принципами обучения:

  • целенаправленность;

  • научность;

  • связь с жизнью;

  • систематичность и последовательность;

  • доступность;

  • воспитывающее и развивающее обучение.

С учетом здоровьесберегающих технологий к уроку музыки я предъявляю определенные требования.

Дидактические: реализация ведущих принципов обучения; четкость урока; связь нового с предыдущим; отбор методов, приемов, средств обучения.

Воспитательные: воспитание патриотизма; бережное отношение к традициям, истории, культуре; формирование общечеловеческих ценностей, соблюдение педагогического такта.

Гигиенические: реализация требований принципа доступности; соответствие температурному режиму; соответствие нормам освещения; владение техникой безопасности и методами охраны труда.

Для включения детей в активную практическую работу на уроке я широко использую творческие задания. Такие задания предполагают

  • углубление и обогащение восприятия.

  • развитие мышления и воображения;

  • выработку навыков художественного анализа в области искусства;

  • активизацию самостоятельного творчества;

Рассмотрим подробнее типы этих заданий:

  1. Синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, ( «весна в произведениях П.И. Чайковского, С. Рахманинова., К. Дебюсси., И. Стравинского);

  2. Сочинение мелодий к стихотворению.

  3. Составление коллекций из музыкальных, литературных произведений и произведений живописи с целью развития умения видеть их эмоциональную общность.

(«Тройка» П.Чайковского; «Зимнее утро» А.С. Пушкина, картина П.П. Соколова Скалы «Морозное утро»).

  1. Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам.

  2. Сравнение романсов различных композиторов на один и тот же текст.

  3. Подбор стихотворного эпиграфа к музыкальным произведениям. (П.И Чайковский «На тройке»)

«Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам…»

  1. Показ в красках процесса движения мелодий (В.Моцарт «Симфония № 40»).

  2. Передача настроения музыки на ассоциативной основе.

  3. Составление сказок по опорным словам, соответствующих характеру музыки (Ф. Шопен «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20»).

Кроме перечисленных методов, приемов, заданий в своей работе я применяю современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. Так, проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации.

Дифференциация по интересам на микроуровне предполагает выполнение учениками на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследовательских заданий. Это может быть групповая работа над проектами и индивидуальная. Основой индивидуально ориентированной системы обучения является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей (А.П., Бородин «Симфония № 2», «Три богатыря», «Былины»).

После изучения темы на уровне базового содержания материала выявляю две группы учеников: усвоивших содержание (они работают по расширению изученного материала) и не усвоивших (с ними провожу работу по устранению появившихся пробелов в знаниях.)

В начальной школе дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся исполняет песню; на среднем - исполняет песни выразительно; на высоком - группа готовит инсценировку песни.

Такая работа способствует формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников.

Оздоровление детей духовно-нравственно и физически, использование межпредметных связей происходит не только на уроках, но и во внеклассной работе. К основным внеклассным формам, направленным на развитие духовно - нравственного развития относятся праздники, проводимые в школе: «День матери», литературно музыкальные композиции «Земля прибудет вовеки», «Ветераны, вы наша гордость». Неделя музыки в школе: «Православная музыка в жизни человека», «Музыкальный КВН», на которых ребята поют песни о Родине, о маме, о дружбе, песни, написанные в годы Великой Отечественной войны. К формам, направленным на развитие интереса к двигательной деятельности относятся музыкально - спортивные праздники в рамках дней здоровья, которые готовятся совместно с учителями физкультуры.

Помимо знакомства с музыкальным искусством, я организовываю поездки по живописным и историческим уголкам нашего края. Так, дети получают массу впечатлений, информации, заряд бодрости после посещения монастырей в Холках, экскурсии в Прохоровку, Купино.

Конечно же, воплощая в жизнь свою идею обеспечения условий для формирования целостной личности, я столкнулась с некоторыми трудностями. Это недостаточное количество методической литературы и отсутствие материальной базы школы. Но все же, подводя итоги своей работы, могу отметить несколько положительных моментов. За время проведения опыта я добилась хороших результатов, качества знаний, ребята проявляют интерес к уроку музыки, используют знания, полученные на уроке музыки, на других предметах. Результаты работы я отразила в диаграмме.








Как известно, в школьном курсе обучения наблюдаются так называемые «ножницы» в программе и относительно предметов, и относительно классов. И чтобы хоть как-то сгладить этот разрыв, это несоответствие в программах, я применяю и буду применять на более высоком уровне интеграцию и межпредметную связь, чтобы у учащихся было целостное восприятие явления, события, детали.

В дальнейшем хочу изучить программы по всем предметам, соотнести их и, по возможности, на интегрированных уроках, уроках с межпредметными связями, внеурочной работе приводить в соответствие учебный материал. Внесу посильный вклад в работу группы учителей, разрабатывающих и проводящих интегрированные уроки в нашей школе. Говоря о цвете и тембре, «цветовом слухе», я буду развивать в детях эмоциональность, воображение, философское понимание мира.

Применяя дифференцированный подход в обучении, планирую большую работу проводить с одаренными детьми, чтобы не пройти мимо способности, таланта. Выявив этого одаренного ученика, буду проводить с ним более сложную индивидуальную работу, по возможности, буду организовывать их встречу с известными артистами, музыкантами.

Используя все формы и методы своей работы: межпредметные связи, интеграцию и дифференциацию, я хочу «достучаться» до души каждого ребенка и, прежде всего, выработать у него вкус. «О вкусах спорят!».

Об эстетических вкусах спорят! И когда сначала у маленького человечка, а потом у большого будет эстетический вкус, он не «клюнет» на попсовую культуру, на низкопробную песенку под фонограмму исполнителя, а не артиста, написанную не на стихи, а на текст;

С изменением парадигмы Российского общества последних десятилетий произошли коренные перемены в образовательном процессе, и налицо у современной школы интерес к самобытным историческим, культурным и духовным ценностям нашей великой России. И возрождению этого интереса будет способствовать и преподавание музыки в школе.


Список литературы:


1. Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя музыканта», Москва, «Владос», 2003 г.


2. П.П. Гнетич «Всемирная история искусств», Москва, «Современник»,1996г.


3. Книга для учителя «Очерки истории русской культуры 1Х ХУП вв.», Москва, «Просвещение», 1984г.


4. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, «Академия Развития», 1997г.


5. «Народное образование», 1997г. № 7; 1998г. № 9, 10; 2000г. № 1; 2001г. № 5.


6. Л.А. Рапацкая «Русская музыка в школе», Москва, «Владос», 2003г.


7. В.И. Столяров «Новое массовое культурно спортивное движение «СПАРТ» (Духовность. Спорт. Искусство.), Москва Комитет по физической культуре РФ, Центр СПАРТ, 1994г.


8. Л.Г. Татарникова "Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития», С Петербург, «РЕТРОС» 1997г.


9. Л.В. Школяр «Теория и методика музыкального образования детей», Москва, «Флинта. Наука», 1998г.


^ Тема урока: «Созвучье муз», 5 класс

Цель урока: продолжить знакомство с М.И. Глинка и А.С. Пушкиным; закрепить понятия: «опера», «увертюра».


Задачи урока:

Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать пейзаж произведения.


Развивающие: обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать умение соотносить поэму А..С. Пушкина с оперой М.И. Глинки и полотнами русских художников.


Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма; воспитывать слушательскую культуру, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.


^ Тип урока: комбинированный, отражающий связь предметов гуманитарного цикла.


Оборудование: репродукции картин русских художников, доска, музыкальный центр, опера «Руслан и Людмила», темы: Руслана, Людмилы, Черномора, Фарлафа.


^ Методы обучения: метод наблюдения за музыкой, метод забегания и возвращения к пройденному, метод контрастных сопоставлений, беседы, показ репродукций.


Ход урока:

1. Организация урока.

1. Построение у класса.

2. Вход под музыку увертюры.

3. Музыкальное приветствие.

П. Углубление в тему.

Вступительное слово учителя - Ребята, на уроках литературы вы прочитали замечательную поэму «Руслан и Людмила».

Мы говорили о том, что литература - это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусства. С какими? Посмотрите, как оформлен наш класс. На уроках ИЗО и дома вы создавали свои иллюстрации к поэме. Трудно ли было выбрать сюжет для вашего рисунка? Легко ли иллюстрировать произведения Пушкина?

Учитель: Вот мы и обнаружили связь литературы и живописи. А связаны ли литература и музыка?


Дети: Если бы не было литературы, не было бы песен, романсов, кантат, ораторий, опер.

^ Тема нашего урока: «Созвучье муз», созвучье вдохновения, творчества двух гениальных художников: Пушкина и Глинки. Созвучье музыки и слова поэтического. Стихи и музыка едины. Они говорят о том, как красив человек, сколько возвышенного в его душе: в героизме, преданности Родине, в дружбе, в любви.

Стихи и музыка воспевают жизнь, утверждают победу и разум. Поэтому эпиграфом мы выбрали слова: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Прежде чем вы начнем слушать музыку, музыкальные загадки, послушаем рассказ о композиторе Михаиле Ивановиче Глинке. Подумайте над вопросом: «Что общего в биографии Глинки и Пушкина?

Рассказ ученика о М.И. Глинке.

^ Ответы после рассказа: Оба современники, рано увлекались поэзией; любовь к народному творчеству (через сказки няни): Глинка - одноклассник брата Пушкина, Левушки, знал и любил стихи поэта.

^ Учитель: Опера - сказка Глинки «Руслан и Людмила» одна из лучших.

Как вы думаете, легко положить музыку на стихи?

Ответы… (Общий вывод: «Трудно!»

Учитель: Да, трудно! Нужно подобрать инструменты и музыку так, чтобы точенее показать характер героев. И в то же время, музыка усиливает выразительность текста. А звучит ли музыка на страницах поэмы? Какие инструменты упоминаются в тексте?

^ Ответ: Народные: арфы, волынка, гусли, бубны, рог. Рассматривание изображений по рисункам.

Учитель: А в опере какие инструменты?

Ответ: Симфонические.

Учитель: Работа над оперой продолжалась 5 с лишним лет. На сцене опера была поставлена 27 декабря 1842 года. День премьеры стал испытанием для композитора. А что такое премьера?

^ Ответ: Первая постановка на сцене.

Учитель: правильно, но премьере предшествовали довольно неприятные события. Художник Роллер неожиданно поссорился с дирекцией театра, небрежно выполнил некоторые декорации к опере сказке. Любимая певица Глинки заболела. Ее роль пришлось передать совсем неопытной исполнительнице. Все это не могло не оказать влияния на публику. Только с третьего спектакля определился успех постановки. В один сезон опера прошла 32 раза! А теперь, переходя к самой опере, давайте вспомним, с чего начинается опера.

^ Ответ: С увертюры.

Учитель: Для чего служит увертюра? Что означает это слово?

Ответ: Открывает музыкальное произведение. Происходит от французского слова «открывать».

Учитель: Увертюра была написана после завершения всей оперы и содержит обобщение всех идей. В ней нет ни одной мелодии, которая бы затем не использовалась в опере. Какие чувства у вас вызывают эти мелодии?

^ Ответы: Похищение Людмилы (испуг, страх), ария Руслана (восторженная, певучая), финал (радость, восторженность).

Учитель: Давайте представим, что мы в театре. Занавес еще закрыт. Зрители заходят в зал и рассаживаются по своим местам. Постепенно гаснут люстры…

^ Выходит дирижер. И мы слышим музыку…

Звучит увертюра: 2 минуты.

Учитель: О чем нам рассказала музыка?

Ответ: Кратко передано содержание всей оперы: победа добра над злом.

Учитель: А как вы думаете, в поэме Пушкина есть увертюра? Как она называется?

^ Ответ: Есть вступление, предисловие.

Учитель: Вспомним, когда была написана поэма? А вступление?

Ответ: В 1819 году, и только через 9 лет было дописано вступление.

Учитель: Какова его роль?

Ответ: Вводит нас в сказочный мир, создает настроение на восприятие.

Учитель: Сегодня мы с вами послушаем отрывки из оперы Глинки. Для вас это музыкальные загадки, ответы к которым вы должны найти в тексте поэмы. Слушаем первый отрывок. Вам надо будет ответить на вопрос: кого рисует этот отрывок?

^ Дети слушают отрывок

Ответ: Рисует Черномора.

Учитель: Какая музыка?

Ответ: Резкая, отрывистая, маршевая.

Учитель: Как к Черномору относится Глинка, если Черномор немой герой, а остальные поют арии? Какой жанр музыки избирает композитор для раскрытия образа?

^ Ответ: Марш заменяет арию, с его помощью композитор показывает злую сущность. Черномора.

Учитель: Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор?

Ответы:

  1. Духовые, ударные инструменты и колокольчики.

  2. Мелодия повторяется.

  3. Музыка отрывистая.

  4. Легкие аккорды.

Учитель: Здесь необычный состав инструментов: (духовые, ударные, колокольчики). Почему?

Ответ: Для усиления фантастичности и сказочности.

Учитель: Представьте, что вы, художник по костюмам, участвуете в создании спектакля. Каков будет ваш Черномор?

Словесное рисование.

Учитель: Послушаем следующую музыкальную загадку: какого героя она характеризует, что вы можете сказать об этой музыке?

Звучит ария Руслана.

Ответ: Это отрывок из арии Руслана. Музыка суровая, мужественная, сдержанная. Музыка передает скорбь, печаль. Рисует богатырский образ Руслана.

Учитель: Помогает ли композитор понять переживания героя?

^ Ответ: Да, помогает. Раздумья Руслана навеяны пустынным полем.

Учитель: Да, начало арии - оркестровое вступление. Рисует картину поля. Музыка усиливает выразительность, в ней видны лучшие качества Руслана: твердость духа, богатырская сила, мужество, верность любви.

Учитель: Подберите строки поэмы.

Ответы: (песнь 3). Выразительное чтение строф с 109 -ой по 110 -ю

Учитель: Обратите внимание на репродукции картин Васнецова, Рериха. Какое чувство мог испытывать Руслан, глядя на поле, «усеянное костями»?. Какие средства использует художник (тьма), композитор (музыка), поэт (скорбь, грусть).

Учитель: Попробуйте по характеру музыки узнать, о ком пойдет речь. Звучит вступление к арии Людмилы. Речь пойдет о Людмиле. Звучит продолжение арии.

^ Учитель: Охарактеризуйте музыку. Соответствует ли она характеру Людмилы?

Ответ: Да. Музыка соответствует характеру Людмилы. Она жизнерадостная, веселая, легкая. В середине немного напевная, грустная.

Учитель: Каватина Людмилы, ее музыкальный портрет. Передает ли музыка ее душевное состояние?

^ Ответ: Да. То грустная, то веселая, то ласковая, то печальная.

Учитель: Какой образ создает поэт в поэме?

Ответ: Образ приветливой, милой девушки. Мелодия подчеркивает ее жизнерадостность.

^ Учитель: Итак, музыка помогает понять характер Людмилы. А как к ней относится поэт?

Ответ: Называет «меньшой дочерью». Обычно самый младший ребенок- самый любимый, немного избалованный. Поэт относится к ней с нежностью, с любовью, с ласковой иронией.

^ Учитель: Есть ли подробное описание героини?

Ответ: Нет. Но поэт постоянно говорит о своем отношении к героине, восхищается ее красотой.

Учитель: Слушаем последнюю загадку.

Звучит отрывок: рондо Фарлафа.

Учитель: Что вы можете сказать об этой музыке?

^ Ответ: Музыка быстрая, похожая на скороговорку. Мотив повторяется.

Учитель: Кто может так говорить?

Ответ: Фарлаф.

Учитель: Передает ли музыка душевное состояние героя?

Ответ: Да. Герой упивается грядущим торжеством.

^ Учитель: Стремительная скороговорка, бурный восторг характеризует этого героя.

Учитель: Подберите строки из поэмы Пушкина к этой музыкальной иллюстрации. На какие черты характера обращает внимание автор, композитор?

Текст.

Музыка.

Хвастовство.

Быстрый темп.

Показная удаль.

Отрывистые музыкальные фразы.

Трусость.

Скороговорка.

^ Ш. Обобщение

1. О чем шла речь на сегодняшнем уроке?

Ответ: мы говорим о характерах главных героев оперы: Руслана, Людмилы, Фарлафа, Черномора.

  1. Учитель: оправдано ли название нашего урока «Созвучие Муз»?

Ответ: Да, оправдано. Мы убедились, что, действительно, музыка и литература не только неразрывно связаны между собой, но и взаимно дополняют друг друга, обогащают, вносят новые краски и в музыкальные, и в литературные произведения.

^ Домашнее задание.

Напишите отзыв об уроке. Или расскажите, какой музыкальный отрывок вам понравился больше и почему? Или нарисуйте иллюстрацию к любому из героев и напишите какой музыкальный отрывок вам понравился больше, почему?"


^ Сценарий музыкально познавательного праздника

«Наш дом Россия»


Цель:

  1. Познакомить детей с гербом, гимном России, флагом.

  2. Воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.

  3. Развитие личного интереса учащихся к произведению о России.


Предварительная работа:

  • беседа с детьми о значении слова «Родина», «народ»;

  • рассматривание российского флага и герба, чтение произведений об их создании;

  • разучивание стихов, песен о Родине;

  • разучить народные игры и игры народов России;

  • чтение пословиц, отгадывание загадок;

  • конкурс рисунков на темы: «Мой любимый уголок природы», «Мой город», «Природа моего края».

Организовывается выставка «Моя Родина»;

  • с родителями составить родословную своей семьи.


^ Ход праздника

Ведущий: Вот и наступило лето. Наши ребята должны окрепнуть, загореть, подрасти. В нашем лагере «Ориадус» будет весело и интересно. Давайте споем веселую песенку о том, как весело и дружно мы проведем время. Песня «Вместе весело шагать», слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского.

Ведущий: Ребята, а чтобы вам было весело и интересно в лагере, с вами будут находиться воспитатели: Лавриненко С.К., Диденко Г.Д., Юракова З.Ф., Григоров С.С., Бронников А.С. и начальник лагеря Каменева Н.Т.

^ Слышатся космические позывные.

Входит Инопланетянин

Ведущий: Простите, вы к нам?

Инопланетянин: Куда я попал?

Ведущий: Это планета Земля. Россия, с. Ясные Зори. А попал ты в детский оздоровительный лагерь «Ориадус» на праздник.

Инопланетянин (удивленно) На праздник? А что такое праздник?

^ Дети: Праздник это мероприятие, где много поют, танцуют, читают стихи, шумят, играют.

Инопланетянин: Я давно наблюдаю за вашей планетой. Много интересного о ней узнал. И мне захотелось побывать на планете Земля. Когда я подлетал к вашей планете и совершил виток вокруг Земли, то мне хорошо было видно, что происходит на вашей планете.

^ Ведущий: И что видно?

Инопланетянин: Видно, что Земля круглая и большая, ее часть покрыта морями и океанами, и только одна шестая часть ее суша. Я ее даже зарисовал. (Показывает рисунок). У вашей планеты есть спутник Луна. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы «привязана» к Земле. За 28 дней она делает оборот вокруг земли. И повернута к ней всегда одной стороной. Я был и на Луне. При следующей встрече я обязательно о ней расскажу вам подробней.

^ Ведущий: А с какой планеты ты к нам прилетел?

Инопланетянин: Я с планеты Марс! Я марсианин! (Это яркая красивая звезда). Ребята, а что вы знаете о моей планете?

Дети: Это тоже планета Солнечной системы. Она четвертая от Солнца. Марс в полтора раза дальше от Солнца, чем Земля. Поэтому там меньше тепла и света. Год там в два раза длиннее, чем на Земле.

^ Ведущий: А мы думали, там никто не живет.

Инопланетянин: На Марсе есть атмосфера, но более разряженная, чем на Земле. А так же, как и у вашей планеты есть и спутники: Фобос и Деймос. Они очень малы.

^ Парад планет (хореографическая композиция).

Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова «Дружат дети на планете».

Ведущий: Очень много интересного мы узнали. Спасибо.

Инопланетянин: А что такое Россия?

Ведущий: А вот сейчас мы у ребят и спросим. Что такое Россия, и что такое Родина.

Дети:

  • Страна, в которой мы живем;

  • Дом, где родился;

  • Березка у родного порога;

  • Место, где жили предки.

Ведущий: Все это и есть Родина, то есть родное место. Давай послушаем стихи русских поэтов о Родине.

Стихи

^ В поле звон раздается лазоревый,

Льется с птичьими трелями в лад.

Почему то в Росси особенно

Колокольчики нежно звучат.

Я. Козловский.


Тенькает синица Слушают ракиты

Меж лесных кудрей, Посвист ветряной…

Темным елям снится Край ты мой забытый,

^ Гомон косарей Край ты мой родной!..

С. Есенин.






Ведущий: А сейчас мы предлагаем тебе поиграть в старинную русскую игру.

^ Игра «Ручей».

Танец: «Березка»

Ведущий: Продолжим разговор о нашей Родине. Наша страна называется Россией, Российской Федерацией. А чем отличается одна страна от другой?

Дети: Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.

^ Ведущий: Назовите основные символы нашей страны (дети называют) (герб, флаг, гимн)

Дети: У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый орел на фоне российского флага. Орел - символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Герб - это эмблема государства, он изображен на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

Российский флаг - это трехцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами.

^ Ведущий: Гимн - символ нашего государства. А кто автор слов и музыки?

Дети: Музыку гимна придумал композитор Александров, а слова - поэт Сергей Михалков.

Ведущий: А еще Сергей Михалков написал очень много стихов для детей, вы, наверняка, можете вспомнить некоторые из них.

(Дети вспоминают произведения С.В. Михалкова: «Дядя Степа», «А у вас?», «Фома», «Мы с приятелем»)

Люди издавна любили гордые и смелые песни. Уже у древних народов были торжественные песнопения. В них славились красота родной земли, ее богатство, подвиги героев.

Первым гимном Российской Федерации стала музыка «Патриотической песни» русского композитора М.И. Глинки, который жил в Х1Х веке.

А сейчас мы послушаем гимн, торжественную песнь нашей Родины. (Давайте послушаем отрывок из нашего гимна) Запомните, что гимн государства нужно слушать стоя.

^ Сегодня, друзья, мы услышать должны

Главную музыку нашей страны.

Она называется коротко - «Гимн»

Мы каждое утро встречаемся с ним!

Звучит музыкальный фрагмент, 1 куплет

государственного гимна России (все встают)

Ведущий: Что хочется делать под эту торжественную музыку? (встать, слушать, думать о величии и славе нашей Родины).

Слово «гимн» в переводе на русский язык означает торжественную, хвалебную песнь. У каждого государства есть свой гимн. Мелодию гимна мы слышим по радио каждое утро в 6 часов. Звуками гимна начинается день нашей Родины. Мелодия гимна величественная, торжественная.

Гимн - это особый отличительный знак, символ государства, такой же флаг и герб. Эта торжественная песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Когда звучит гимн? (При встрече высоких гостей, на торжественных собраниях, в честь спортсменов победителей на соревнованиях).

Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

Ведущий: Дети подготовили пословицы о Родине, народе. (Крепко любили русские люди свою родину, сложил о ней пословицы):

«Родина любимая это мать родная»

«Человек без родины, что соловей без песни»

«На чужой стороне и весна не красна»

«Жить - Родине служить»

Ведущий: Да, русские ни с мечом, ни с калачом не шутили. Врагов себе не искали, друзьями дорожили. Берегли русские земли, воспевали красоту Родины в песнях, сказаниях. На праздничных гуляньях затевали игры, пляски.

А теперь вспомним, как играли наши прадедушки:

^ Игра перетягивание каната

Ведущий: А еще есть старинная народная игра хоровод: движение людей по кругу с пением и пляской. Исполняются народные песни с движениями: «С вьюном я хожу».

Ведущий: Видишь, какие наши ребята сильные и ловкие?

Инопланетянин: Как весело и дружно вы здесь живете! Я узнал много интересных песен и игр. А хотите, я научу вас космическому танцу? (ответ детей). Тогда смотрите и повторяйте за мной.

^ Танец инопланетянина, аудиозапись группы «Зодиак»

Инопланетянин: Я вижу, вы дружные, смелые и находчивые ребята. Вижу, что вы много знаете и умеете.

^ Слышатся космические позывные.

Я слышу сигнал, который приказывает мне вернуться обратно на космический корабль. Я благодарю всех, кто сегодня выступал.

Прощайте, ребята, я вас приглашаю к себе в гости, до встречи на моей планете!


^ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: музыка, литература, история.

Тема: «Роль музыки и литературы в годы Великой Отечественной войны».

Цель урока: дать общее представление о музыке и литературе, созданной во время Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

1.Познакомиться с Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича.

2. Развить фантазию и творческое начало, музыкальный слух.

1. Формировать устную и письменную речь учащихся.

2. Учиться выражать свои чувства, эмоции, навеянные музыкой.

1. Познакомить учащихся с одним из самых трагичных этапов Великой Отечественной войны - Ленинградской блокады.

2. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма; слушательскую культуру.

^ Тип урока: комбинированный, интеграция предметов гуманитарного цикла.


Эпиграф: О, музыка! В час скорби и печали

Ты мне вручаешь боль сердечных мук,

^ Уносишь мысль в неведомые дали,

Когда услышу твой волшебный звук…

В проведенном урока принимают участие дети: историки, литературоведы, музыковеды.

^ Ход урока.

Слово учителю музыки: /Сегодня у нас необычный урок, потому что он будет включать в себя три предмета: музыку, литературу и историю. Тема урока: «Роль музыки или литературы в годы Великой Отечественной войны.» Совсем скоро наша страна будет отмечать знаменательную для всего мира дату - 60 - летие Великой Победы. Но остановимся мы на особом ее этапе, трагическом - Блокаде Ленинграда. В этом городе жил и творил русский композитор Д.Д. Шостакович. О творчестве этого композитора мы и будем говорить на уроке./

Слово учителю литературы: Мы сегодня будем с вами учиться создавать словесную зарисовку под впечатлением услышанной музыки. Это сжатый словесный набросок, отличающийся образностью, точностью. Сложность этой работы в том, чтобы, как можно ближе, точнее передать музыкальные впечатления.

А для начала давайте послушаем исторические сведения о взятии Ленинграда в блокаду.

Историк1: 22 июня 1941г. гитлеровские войска атаковали нашу страну. План немецкого командования «Барбаросса» был рассчитан на «молниеносную войну», которая должна была закончиться в течение нескольких месяцев (максимально пяти) разгромом Советского союза, порабощением всего населения и захватом всех ресурсов страны.

Мощный, хорошо подготовленный бросок осуществлялся группами по трем основным направлениям: группа «Север» на Ленинград, группа «Центр» на Москву, группа «Юг» должна была наступать на южном, украинском направлении.

Историк 2: На дальних подступах к Ленинграду развернулись бои уже в июне 1941г. Город, заложенный Петром Великим, из границ которого, по словам поэта, «грозить мы будем шведу», был приговорен к полному уничтожению. Его собирались стереть с лица земли.

Историк 3: Вокруг Ленинграда спешно создавалась система обороны, рылись окопы, устанавливались противотанковые заграждения.

Историк 4: Сразу захватить город не удалось. Тогда фашисты изменили тактику. Они решили сломать сопротивление русских длительной блокадой, артиллерийским огнем дальнобойной артиллерии и регулярными бомбардировками с воздуха.

Историк 5: Обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, деморализовать, разобщить их, лишить воли к сопротивлению, пробудить животные инстинкты, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов, готовых за миску баланды на все… Вот какую стратегию выдумала фашистская Германия.

Историк: 6 - 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

Литературовед 1: Над Ленинградом смертная угроза…

^ Бессонные ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой…

Литературовед 2 Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

Историк 1: В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года в пять раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 граммов хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) по 125 граммов хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто двадцать пять блокадных граммов.

Историк: 2 Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. У людей слабели руки и ноги, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде. На улице человек падал и больше не поднимался. В квартире ложился спать и засыпал навеки. Нередко жизнь обрывалась у станка, в школе за партой, да и просто на улице.


Литературовед 1 Девочка руки протянула

И головой

На край стола.

Сначала думали,

Уснула,

А оказалось,

Умерла…

Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон…

Историк: И только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тысячи человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердце живых, однако большая смертность не породила отчаяния и паники в народе.

Литературовед: И листовки летели с неба

На пороги замерших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..

Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили,

Нет страшнее муки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла и без света

День похож на черную ночь,

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали и говорили:

«Наши дети увидят свет!»

Но ворота они не открыли,

На колени не встали, нет!

Историк: Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого все испытывали голод, но трудились и жили с надеждой в торжество победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, ученого и музыканта на героические дела.

Музыковед: Может быть, поэтому много песен родилось во время Великой Отечественной войны, это особая глава песенной истории нашего народа и нашей армии. Музыка была вдохновленным политруком, строгим командиром, любящей матерью, женой, невестой. Это было сложное время, но русский народ находил в себе силы бороться с врагом, и вместе с солдатами в окопах, на передовой были музыка, литература.


^ Учитель музыки: Во время блокады Д.Д. Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, в то же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую 7 - ю симфонию под названием «Ленинградская». "Музыка неудержимо рвалась из меня" - вспоминал он потом. Завершил Шостакович симфонию уже в Куйбышеве, куда его больного и ослабевшего от голода, вывезли с двумя маленькими детьми самолетом.

Вам предлагается прослушать эпизод 1 части «Нашествие»

^ Звучит 1 часть «Нашествие»

/Звучит первая и вторая музыкальные темы, рисующие довоенную жизнь. Вдруг появляется новая музыка, она отличается от предыдущей, но основная тема сохраняется. Как будто вдали бесшумно заскользили какие - то тени. Послышалось тихое постукивание барабана, четкое и ритмичное. Мелкая барабанная дробь не прекращается, а вместе с ней в музыку будто вползает странная и уродливая тема. Прошелестев один раз, она повторяется с назойливой аккуратностью. Еще не понятно, что происходит, но мы уже настораживаемся, почувствовав тревогу. Мало помалу сердце сжимает страшное предчувствие.

А тема «надвигается», «наступает», она «нарастает» с неуловимой постепенностью, автоматично повторяясь от начала до конца: раз, другой, третий, четвертый, пятый… Все громче и громче, все ближе и ближе, все страшнее и ужаснее…

И люди, впервые слушающие эту тему, уже безошибочно узнают ее это вражеское нашествие, это сама война надвигается на них! Тема заполняет все вокруг, слышатся стенания и вопли, срежет железа. Безостановочно, как автомат, вражеская сила шествует в зареве пожарищ, сметая на своем пути все, разрушая и убивая. Невероятная, страшная картина нечеловеческих мук, смерти показана музыкой. Сокрушить это железное чудовище, хочется немедленно броситься ему наперерез, остановить его!

Тема все повторятся. Кажется, что звериная жестокость безраздельно торжествует, что в чудовищном грохоте и лязге невозможно ничто живое. И вдруг, как будто из самой глубины оркестра, рождаются мощные, гневно протестующие звуки. Они перекрывают грохот разрушения, ломают железный строй вражеской стихии, прекращают страшный парад жестокости. Размеренная механическая поступь вражеского нашествия, натолкнувшись на преграду, разбивается о нее.

Тема нашествия сразу же искажается, она дробится, проходит отрывками. Враг уже не кажется всесильным. Героическое сопротивление преградило ему путь. И человек переводит дыхание надежда приходит на смену гнетущему отчаянию./


^ Вопросы к обсуждению:

  1. Понравилось ли вам произведение?

  2. Какие образы рисует композитор?

/Образ мирной жизни, образ войны, образ врага, образ противоборствующей силы, образ надежды/

  1. При помощи каких звуков он рисует эти образы?

/образ войны скользящие звуки, мелкая барабанная дробь с усилением звука, звук автоматично повторяется несколько раз подряд; звук, передающий стенания и вопли, срежет железа, отрывистый звук в нижней регистре.

Образ мирной жизни тихие, спокойные, ровные звуки.

Образ надежды появляется в самом конце, отрывистый звук, уходящий в верхний регистр./

^ Учитель литературы: Что делает музыка в произведении?

/Льется, Завораживает, призывает, взрывается, грохочет, стонет, вопит, стучит, тревожит, подкрадывается, повторяется, наводит страх и ужас…/

  1. Какие чувства возникли у вас при прослушивании?

/чувства: спокойствия, деятельной жизни (в начале), тревоги, надвигающегося беспокойства, опасности, хаоса, боли, торжества, уверенности ( в конце), гнева, ненависти, любви, эмоционального давления…/

^ Практическая работа:

Учитель литературы: Ребята, приступаем к письменной работе. Напоминаю, это текст миниатюра, поэтому времени на работу отводится всего 5 -7 минут.

Напоминаю, композиция текста традиционная. Комментарий к музыке, слова историков, чтецов, надеюсь, вам поможет выразить ваши мысли. Пользуйтесь словами подсказками, которые написаны на доске.

(Написание сочинений)

Слово учителю литературы. Зачитывание лучших сочинений.

Музыковед: 9 августа 1942 года, по планам фашистского командования, Ленинград должен был пасть. На этот день был назначен даже парад немецких войск в городе. И в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, ныне носящей имя Д.Д. Шостаковича, была исполнена его 7 симфония.

Литературовед: Один из ее исполнителей, солдат Николай Совков, написал тогда стихи.

И когда в знак начала

Дирижерская палочка поднялась,

^ Над краем передним, как гром величаво,

Другая симфония началась,

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город Седьмую симфонию слушал,

И в зале шквал,

И по фронту шквал…

А когда разошлись по квартирам люди,

Полны высоких и гордых чувств,

Бойцы опустили стволы орудий,

Защитив от обстрела площадь Искусств.

Литературовед: Это был день нашего торжества, это была симфония грядущей Победы…

^ Итог урока:

Учитель музыки: Нужна ли музыка на войне?

/Музыка на войне была просто необходима. Это не только симфония Шостаковича, которая поразила весь мир, но и множества военных песен, которые врачевали души и сердца русского человека.

В наши дни учеными доказано, что симфония Шостаковича обладает необыкновенной силой, она сумела поднять дух солдат на фронте, поверить русскому народу в свою мощь и силу, именно она породила надежду.

Это была не просто музыка, а музыка и гнев, музыка и вера, музыка и проклятие, музыка и пророчество./

Историк: О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Суровая блокада в январе 1943 года была прорвана. 900 дней и ночей не прошли даром. Ленинград понес огромные и невосполнимые потери. В дни блокады умерло только от голода более 600 тысяч человек. Но ни голод, ни холод, ни артиллерийские обстрелы не сломали дух его защитников. Родина высоко оценила заслуги города героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тысяч солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали «За оборону Ленинграда».

Литературовед: Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве,

К Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому,

Что мертвые молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые всегда, всегда

Среди живых.

Идут и смотрят,

Буд то ждут ответа:

Ты этой жизни

Стоишь или нет?

Учитель литературы: Ребята, наш урок заканчивается риторическим вопросом, стоим ли мы, живущие сегодня, мирной жизни, завоеванной такой ценой?

Домашнее задание: Над этим вопросом пусть подумает каждый один на один с самим собой.

Оценки за урок по музыке, литературе, истории.



Учитель музыки Урывская Наталья Павловна




Скачать 496.24 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер496.24 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх