Свосьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). Вних преобладают патриотические стихи, связанные с р icon

Свосьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). Вних преобладают патриотические стихи, связанные с р


Смотрите также:
Реферат по литературе на тему: Жизнь и творчество...
Статья: Юрий Визбор...
Увлекается рукоделием: прекрасно шьет, вяжет, вышивает. Татьяна любит перемены. «Я изменяюсь...
«Мне дали имя при крещенье Анна »...
Конкурс №2 «Умелые ручки» (Изготовление игры...
Бианки В. Лис и мышонок. Бокова Т. Стихи про игрушки. Стихи про животных. Дружинина М...
Родился Михаил Петрович в маленьком сибирском городке Ишиме Тюменской области...
План-конспект урока внеклассного чтения Тема урока: Стихи о детях Б. Заходера...
Артюр Рембо. Стихи...
Аким Я. Стихи Барто А. "Знаю, что надо придумать" (стихи)...
Аким Я. Стихи Барто А. "Знаю, что надо придумать" (стихи)...
Тема урока: Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев. Стихи...



Загрузка...
скачать
Северянин!

С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 – 35 брошюрок – сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с русско-японской войной. В названиях часто выражен и заключен сюжет и тема. Например, «Конец Петропавловска».

Эти брошюры северянин рассылает по редакциям для отзывов, но до 1909 года его не замечают. 190 – 3 сборника «Зарницы мысли», «Сирень моей весны», «Интуитивные краски».На него обращает внимание (на последний сборник) Лев Толстой. Однако пришел в ярость, прочтя сборник стихов. Возникает скандал. Именно ярость Толстого и обращает внимание общественности на никому не известного поэта. Он начинает выступать в самых престижных залах СПб. Постепенно вырабатывает свой жанр, который назвал «поэзоконцепт», демонстрирующий особенный и неповторимый вид мелодекламации. Появляется и новые сборники стихов, названия которых были поразительными и должны были эпатировать и привлекать внимание. «Колье принцессы» -1910. «Электрические стихи», «Качалка грязерки» -1912. 1911: Северянин заявил о себе как о создателе нового литературного направления, которое назвал по примеру итальянского публициста Маринетти – футуризмом, но при этом сделал важные уточнения: эгофутуризм (вселенский) = я в будущем. Сам поэт так определяет программу:

  1. Душа – единственная истина

  2. Поэзия – искусство, способствующее утверждению себя.

  3. Поиски нового – без отвержения старого.

  4. Осмысленные неологизмы (с прозаичным смыслом)

  5. Смелые образы, эпитеты.

  6. Борьба со стереотипами, с тем, что стало привычным и традиционным.

  7. Использование самых разных метрических, поэтических размеров.

Поэтическим манифестом стали 2 произведения: «Пролог эгофутуризма», «Поэза грандиоза».

Цель поэзии: восславление эгоизма.

Что является способом познания души - человек! Однако созданный Северяниным союз был недолгим. Появился в 1912 году. 1913 –поехали по городам России. Часто в этих концертах выступали с кубофутуристами: Маяковский, Хлебников. (хотя расходились с ними во многих пунктах эстетической программы: в понимании цели неологизмов.)

1913 – всероссийская слава, которую приносит сборник «Громокипящий кубок» ( -образ Тютчева). Сборник переиздавался 7 раз, предисловие написал Сологуб. Поэт предложил читателю дерзкое сочетание: целеустремленный создаваемый образ утонченного поэта, (баловень публики, любимец женщин), а с другой -поэт доходит до крайности самоутверждения: может опубликовать стихи с чрезвычайно скромным названием. Например, «Самый ум». Но в поэте существует и другое начало –подчеркнутый демократизм. Северянин первым в русской литературе сделал установку на массового, рядового читателя. При этом он прекрасно понимал, что широкий читатель стремится к литературе без философских построений, к тому, что доставляет эмоциональное наслаждение. Характер взаимоотношений Северянина с широким читателем раскрывается в программном стихотворении «Мороженое из сирени».

В основе мироотношения Северянина лежит прославление жизни, ее законных прелестей и радостей. Отсюда у поэта рождается доверительная интонация, которая должна вызвать у читателя воодушевление. В стихах появляется важный элемент – ирония, что рождает неповторимый стиль поэзии Северянина. Ирония рождает сложность в таких простых стихах автора, она задает дистанцию между автором и объектом изображения, рождает возможность вариантного прочтения его стихов.

«Ананасы в шампанском»: «Я трагедию жизни превращу в фарс».У поэта рождается редкая и трагическая форма автоиронии. Поэт иронизирует над обывателем, над собой, над собственными мечтами. В поэтическом мире Северянина сочетаются утопия современности и греза о прошлом, соединяются ретроспективный эстетизм (пажи, феи, королевы) рядом с предметами 20 века. (кино, авто). Иногда эти 2 составляющие (прошлое и современное) образуют прихотливое и ироническое переплетение.

Северянин не боялся самоповторов, варьирования уже достигнутого, он тиражировал раз найденное, многогранно использовал понравившиеся приемы. «Пора популярить изыски» - новый лозунг, направленный на массового читателя.

В поэзии Северянина ощутимо присутствие элементов футуризма. (взывающая экстравагантность, постановка темы «Фиолетовый транс»)

Искусство примитива: северянин обращается к примитиву городских низов: «в парке плакала девочка…»

Словотворчество, словоновшество, в котором Северянин продемонстрировал знание и понимание законов языка. Слово для Северянина открыло огромные возможности. Словотворчество стало формой раскрытия необыденности поэтического мира Северянина.

Северянин смело экспериментировал в области жанра, смело обращался к жанрам музыки. Например, «Полонез», «Увертюра».

Поэт экспериментировал и с традиционными поэтическими формами. «Квадрат квадратов» рассчитан на внимательное чтение глазами.

В творчестве Северянина прослеживается 2 периода:

  • До середины 1920-х

  • до 1941 года.

Первый период:

Творчество не только как авангардное, но и подчеркнуто романтическое. Поэт предлагает читателю особый мир, далекий от реальной жизни. НО эмиграция открыла новый период: в лирике поэта произошел важный перелом – Северянин становится исполнителем традиционалистской поэзии. Оказавшись вне России, пишет автобиографические романы в стихах, но они порой растянуты и многословны, в них Северянин осмысливает прошлое, расставляет необходимые акценты.

1925 – «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина», «Колокола собора чувств» - ностальгия по ушедшим дням, повествование о своей эгофутуристической (или эгофутуристской???) юности.

Северянин отрекся от декаданса, заявляет о приверженности классической литературе.

«Рояль Леандра» - 1935. Предпринимает дать картину общественной жизни накануне Первой Мировой войны.

«Классические розы» - сборник стихов, заявляет о своём неприятии современного буржуазного мира. Тема утраченной родины.

ХОДАСЕВИЧ

(1886 -…)

Из дворянского Полянского рода, оказался под влиянием различных культур уже в детстве. Определили себя как русского поэта, а эстетическим идеалом – русскую литературу Золотого века. 1922 год – опубликовал программное стихотворении, посвященное его русской кормилице Е.А. Кузиной. Оно вошло в сборник «Тяжелая лира». Свою литературную судьбу поэт прослеживает с младенчества. Биографические факты присутствуют в его творчестве. Кормилице возводит в поэтически символ и творит в стихотворении свой собственный поэтический миф, который проецируется на уже существующий. (= Пушкин и его няня). Но Кузина не похожа на няню Пушкина, хотя в ней есть та же любовь, забота, нежность. Ходасевич в стихотворениях драматизирует ситуацию: утверждает своё физическое и культурное бытие не как полученное при рождении наследство, поэт показывает неродственность самого акта приобщения к великой культуре и потому, проявляется неожиданная формула этого приобщения, она неблагополучно традиционна. Так он говорит о приобретенной кровной связи с Россией: «мучительное право». А это право утверждает его бытие в русской поэзии. Стих завершается своеобразным реквиемом. Ходасевич не страшится удивительной конкретности. Это и любовь, которая сильнее смерти. Снимает пафос с Пушкинской формулы и утверждает новый смысл, предельно драматизируя переживания. Следовательно. Возникает новая, особая гармония.

Своё призвание почувствовал очень рано. С детства литература стала самым интересным занятием в жизни. Первые стихотворения в 6 лет.

Несмотря на личные знакомства с крупными поэтами-символистами, выбор профессии был сделан им самостоятельно и выбор был осознанным.

1905-1907: Ходасевич выступает в печати как поэт и критик, этот период подготовил выход первой книги стихов: «Молодость». 1908. Сборник можно назвать ученическим: видны следы упорного труда, желание подчинить себе стих. Заставить слова выражать то, что надо. Брюсов отмечает дарование поэта. В последующие годы много публикуется, занимается переводами с польского. К 1910-м в одном ряду с Брюсовым, Белым, Гумилевым.

1914 –«Первый шаг Пушкина» - работа Ходасевича о Пушкине. (три направления этой работы:

  • биографически-культурологическое

  • текстологическое.

  • герменевтическое)

1914 - 2ая книга стихов «Счастливый домик».Поэт приходит к пониманию ценности простых чувств и живого, непосредственного счастья.

В лирике Ходасевича воскресала одна из ветвей мировой поэтической традиции - поэзия частного существования, здесь звучит стремление к успокоению, почти на грани душевного наркоза.

Жизнь принимается, если в ней есть движение.

В годы Первой мировой войны занимал нейтральную позицию. Февральскую революцию 1917 года поэт принял восторженно, в это время живет в Петрограде и сотрудничает с газетой Горького «Новая жизнь». Видит в революции спасение поэзии. Был свидетелем октябрьских боев в Москве. Читает лекции в студиях Пролеткультав годы Гражданской войны, работает в театральном отделении Наркопроса, руководит московским отделом издательства «Всемирная литература». Вся эта деятельность по-новому открыла поэту жизнь народа и страны. В результате – «Путем зерна», + 2 последующих издания 1922 и 1927 годах. Название книги носит глубокий символистский характер, выход к притче о зерне, которое должно умереть, чтобы воскреснуть. Третья книга состоит из стихов, написанных в период русской революции, первой мировой войны, то есть в годы перелома истории. Эта книга впервые открыла читателю большого поэта. Таким образом, поэзия Ходасевича обретает свой главный символ: символ зерна: мистическая смерть и новое рождение. В первый раз душа поэта объединилась со столь огромными реальностями как моя страна и мой народ. И поэт и народ и страна объединились в одном символе, как идущие одним и тем же путем – путем смерти, воскрешения, преображения. В 1917году душа поэта идет одним путем с душой страны, и это уникальный момент в поэзии Ходасевича. Мощью простого сравнительного пути истории с путем вечным. Этот прием становится одним из инструментов, которым выстраивается поэтический мир всей книги. Душа становится главной ее героиней, здесь она превращается в новую философскую героиню, в новый субъект поэзии. В этой книги поэт начинает удивительную операцию аналитического рассмотрения собственного образа на внешний и внутренний. Внешнее –я, внутреннее –душа. Появляется новый прием –наблюдение за собой как бы со стороны. Развивается тема образа поэта и преображения. Книге есть эмоциональный подъем и приятие мира. Дальше в лирике Ходасевича это не встречалось.

Вводит автобиографическую характеристику и обосновывает ею мемуарную, дневниковую конкретность повествования. Все эти особенности связаны с своеобразной частью – «Вольные ямбы» - внутренний цикл. В них Ходасевич стремится воплотить свое переживание происходящего в жизни и в истории. Моделирует сове пространство поэта, где рядом с жизнью существует и смерть, которая также является частью земного пути.

В книге использованы именно ямбы –почти постоянный размер в творчестве Ходасевича. Но и ямб и пушкинское начало глубоко растворены в индивидуальной манере автора, они живут как бы в его поэтическом подсознании, являясь интимной опорой души и творчества. Однако творчески ямбы не просто повествовательны –они эпичны – это знаменательный эпический эпизод, который больше не повторится.


Литература сер века была литературой рубежа и историч эпох и худож течений в иск-ве. Эпоха СВ стала соединительным звеном между 19 и 20 и одновременно водоразделом. Эти специфич особенности и породили свои характерные черты.

В 1890-е годы возникает и оформляется главное литературное направление периода рубежа веков. Знаковым оказ. 1892 год – вступает в лит-ру начинающий писатель М. Горький, появл 1-ый рассказ «Макар Чугра». (не только начало творчества Горького но и начало нов периода в лит-ре). В 1892 в СПб в Соляном городке в русск лит общ-ве молодой поэт прозаик Д.С. Мережковский читает лекцию «О причинах упадка и о новых течениях в современ русск лит-ре.». Эта лекция стала началом нового, модернистского направления, получившем название символизм. Он выдвинул в ней идею символа, как нового, главного, определяющего, эстетического средства нового искусства.

В 1890-е происходит оформление той разновидности реалистического искусства - русский реализм начала 20 века. Куприн, Андреев, Шмелев, Вересаев, Зайцев. Период рубежа веков отмечен и обновлением всех сфер человеческой жизни. (трамваи, электричество, радио). Важнейшая примета рубежа веков: острая эстетическая полемика, идейная борьба, резкие противоречия о назначении искусства, несхожесть эстетических программ.

Русская литература никогда не испытывала столь быстрого исторического времени. Господствующее место в сознание писателя занимает личность, выявляющая себя во всей совокупности исторических и общественных связей, чувствующий общее неблагополучие жизни, ожидающий перемен.

3 периода серебряного века.

  1. 1890

  2. 1900-1907

  3. 1908-1917

1890 –русский реализм в тупике – достиг предела в натурализме, нужны новые формы. Вокруг Горького формируется круг из писателей, близких ему по духу: Андреев, Бунин, Куприн, Шмелев. – московское издание «Знание». С другой стороны, благодаря деятельности Брюсова, символизм оформляется в отдельное течение. («русские символисты») + Мережковский , Сологуб. Горький и Брюсов становятся двумя центральными фигурами движения литературной эпохи. – вражда.

1901-1907 – отличают очень важные политические события. Период катастроф (русско-японская война, Цусима. События первой русской революции, создание Госдумы.) Общая идея – обновления жизни. Углубляется демократическая тенденция и в жизни и в искусстве. Внимание художников устремлено к напряженной внутренней жизни современников. Пополняются ряды русского символизма.

Старшие символисты – декаденты. 1890.Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов, Сологуб. В начале 1900 – младосимволисты – Белый, Блок. Иванов, Эллис. Символизм предстает как сложившееся течение. Появляются первые прозаические произведения.

«О причинах упадка…» Мережковский: 3 эстетических требования к новому искусству.

  • Расширение художественной впечатлительности.

  • Образы-символы – доминанты поэтической выразительности

  • Обращение к метафизическому содержанию, скрытому духу русской литературы.

Символическая философия художественного творчества:

    • Отношение к действительности: символизм рассматривает действительность дуалистически, видя в ней мир внешних видимостей и внутренних идеальных сущностей. Следовательно, человеческий опыт разделяется на внешний – основанный на практике, и внутренний – тайный, сокровенный.

    • В способах познания мира символизма разделяются 2 пути: логический, где причинно-следственная связь –самое главное. Этот путь охватывает лишь внешние явления. Путь интуитивного познания.

    • Цель символистского искусства – создание образа–символа как средства интуитивного познания тайны мира. Символизм –универсальный способ постижения всего.

    • Художник – носитель сокровенных переживаний, провидец внешней действительности.

З.Н. Гиппиус!


Родилась в 1869 году в городе Белеве, Тульской губернии. Скончалась в 1945 в освобожденном Париже.

1-ое стихотворении в её первом сборнике вызвало отклик – «Песня» -1893 год. «Мне нужно то, чего нет на свете» -девиз.

Она пыталась устроить свою собственную жизнь по законам искусства, а эти законы были неотделимы от понятий игры, интриги, внешнего знакового поведения, за которым скрывалась символистская идея преображения действительности. В отношениях с Мережковским удалось воплотить это. Не осталось ни одного письма, так как они не расставались ни на день.

Гиппиус притягивала людей красотой, культурной утонченностью, остротой критического чутья. И одновременно отталкивала высокомерием, холодными экспериментами над людьми. Она сознательно культивировала определенный взгляд на себя.

Известность в литературе получила как прозаик. Первые 2 книги: «Новые люди», 1896 и «Зеркало» 1898. Это сборники прозы, в которые были включены небольшие стихотворные разделы. Её стихотворения стали идейно-художественным манифестом символизма. Сообщая в стихах свои самые сокровенные мысли, она находила точные словесные формулы, которые воспринимались как лозунговые выражения новых идей в искусстве, как выражение нового мировоззрения. «Люблю я себя как бога», «Я раб моих таинственных необычайных снов».

Поэтическое творчество оценивается как альфа и омега русского декаданса, с его характерными чертами: индивидуализм, эгоцентризм, мистические устремления, антиобщественный пафос, отвращение к жизни, уход в мир фантазий. Всё это нашло в ее поэзии свое законченной воплощение.

Принеся щедрую дань декадансу, стремилась изжить этот тип мировоззрения, так как рано осознала его изъяны и бесперспективность. В эстетическом плане, отвергла с самого начала, так как декаданс по ее мнению вбирал недопустимое в искусстве: затемненность выражения мысли, эмоциональные чрезмерности, тягу к внешним эффектам.

Путь к новым религиям для нее – путь выхода из индивидуализма. Поэт у нее любит не себя, а свою душу, потому что душа – божье творенье. Например, стихотворение «Христосу».

Стремилась к постижению тайны души и тайны веры, желала соприкоснуться с невидимым для разума мира. Например, «Надпись на книге».

Ясность, рационалистическая прозаичность поэтического строя, неоклассицистичность ее поэзии.

Гиппиус стремилась к выверенной строгости форм, к трезвости поэтической мысли и к метафизическому .

Мир лирики Гиппиус – мир волеизъявления, где слабости лирического героя преодолеваются усилием воли, мысли, веры. Например, «Всё кругом».

Волевая интонация преобладает у Гиппиус. Энергия ее стиха упруга, сильна, подобно мужскому началу. Отсюда и лирическое я от мужского лица.

В критике выступала под псевдонимом Антон Крайний. Нет следа сентиментальности, задушевности. Ее поэтический мир – это мир метафизических раздумий, попыток решения последних вопросов, даже исконная материя лирики – любовь, приобретает особое метафизическое звучание. Например, «Любовь».

Основные мотивы ее поэзии: вера, Христос, смерть, истина, душа человека новой эпохи

Желание соединить разум с любовью, соединить в союзе привычные антитезы. Идея синтеза –сопряжение противоположностей. Например, «Она»

^ ДРАМАТУРГИЯ БЛОКА!!!

3 этапа:

  1. Цикл лирических драм 1906. 3 пьесы – Балаганчик, Король на площади, незнакомка.

  2. Драма Песня судьбы. 1908

  3. Драма Роза и крест. 1912

Своеобразное завершение – драма Рамзес 1920.

Драматургия Блока имеет важную особенность - существует прочная связь с лирикой. Происходит параллельное разрабатывание одних и тех же мотивов, образов. В лирике присутствуют образы связанные с театром - будь то маски итальянской народной комедии, герои народных балаганных представлений, герои мировой литературы (Гамлет). В итоге ив лирику и в драму входят герои мировой культуры. Лирика Блока выросла с его драматургией.

Иногда, лирика предшествует появлению драматических сочинений. В лирики коллизия обычно не раскрывается до конца: автор оставляет возможность додумать, оставляет место для тревожных догадок.

Подступ к «Балаганчику» - стих «Балаган». Намечается двойственность образов. Вслед за этим появляется стихотворение «Балаган». Упоминаются те самые персонажи драмы. Лирика Блока уже с трудом удерживает в себе перенасилившие ее драматические ситуации. Пространственный мир стихов поэта был перенаселен персонажами антагонистами и антиподами, полон движения и действия, лирический монолог стремится превратиться в диалог. Лирика, из которой рождаются лирические драмы Блока, сама была драматична и динамична. Реализм драм Блока оказывается театральным. Каждую из пьес по сравнению со стихотворениями, заключают близкие образы, вырастающие в самостоятельное целое и выходящие далеко за пределы того, что было показано в лирике. Драмы Блока появились в период расцвета русского театра. Один из мотивов современного Блоку модернистского театра - стирание граней между жизнью как театром и театром как символом жизни.

Своей пьесой «Балаганчик» он вступил в полемику: пьеса явилась выражением протеста против мистического догматизма.

Поэт иронически изобразил идеализацию смерти, иронически представлено и братство собравшихся вместе.

В начале драмы происходит первый обмен между мистиками и Пьеро. Блок демонстрирует неприятие целого круга идей и настроений, распространенных в кругу интеллигенции, а также в кругу друзей поэта –писателя –символистов.

Предельно иронически, осмысленно и возвышенно показана смерть. Стремление увидеть в потустороннем мире запредельную сущность. Сам Блок переосмыслил свое прошлое, увлечение символистскими идеями. Младосимволисты (Белый и тд) встретили пьесу болезненно, обиделись не ее автора. «Балаганчик» стал попыткой разрушения театрального мира, с его традициями иллюзий. Попытка обножения условностей театра. Встал вопрос о необходимости нового искусства, новых средств выразительности. Этот путь борьбы с традиционным театром и средством негативной оценки мистицизма. Неслучайно образы мистиков –гротескно представлены.

Драма выстроена сложно. Эпизоды выстроены так. Что каждый последующий дает толкование предыдущему. В драме широко используется сила иронии. Вводит автора в число действующих лиц. Монологи, произносимые Пьеро, и появления Арл… и Коломб.. кажется возможными способами для понимания происходящего. Перед нами неживые, нереальные люди. Они –театральные маски. Персонажи не могут распоряжаться своей судьбой, ведь они прежде всего маски.

Арл прыгает в пустоту. Одна театральная иллюзия разрушается. В пьесе ничто не равно самому себе. Коломбина тоже театральная условность. Театральный мир ее обнажен и раскрыт до конца.

Идейная и эстетическая концепция предельно иронична и скептична по отношению к театру. Именно поэтому театр разрушается на глазах зрителей. Иронична и по отношению к жизни, которой не оказалось за пределами театра. Ирония распространилась и на философскую тему - тему иллюзорности мира, где все оказывается не тем, чем кажется, где нет однозначных смыслов, где противоположности могут легко поменяться местами. В этом смысле произведение исключительно по смелости. «Балаганчик» вступает в открытую борьбу как с традиционной эстетикой, бытом театра так и театром –модернистски условным.

Все высокие, романтические слова Пьеро, мистиков, сталкиваются с противоположностью – словами автора, который всё время критикует и разрушает высокий пафосный план драмы, трактует его в понятиях обычной жизни.

Вопрос о функциях маски. Эти образы были очень характерны для условного театра в России. Мотив и образ маски – основной. Сами слова встречаются часто. С этим же мотивом связано превращение, происходящее с основным женским образом + мотив двойничества.

В пьесе пересекаются два начала: глубокий реализм и ирония над условностью сцен. Оно придает особую глубину. Прием контрастов, антитезы сочетается со стремительной сменой сцен и эпизодов.

30 декабря 1906 - премьера в театре Комиссаржевской, режиссер – Мейерхольд.


^ ЛИРИКА АНДРЕЯ БЕЛОГО

По своей натуре был, прежде всего, деятель, вдохновитель, теоретик символизма. Принадлежал к младшимсимволистам. Глубокое противоречие, характерное для младших символистом заключалось в несовпадении и разрыве между очень реальным недовольством современной действительностью и откровенно идеалистическими метафизическими поисками выхода из острого понимаемого неблагополучия. Символисты призывали к жизнетворчеству. Искусство есть начало плавления жизни. Белый, как и Блок принадлежал к детям рубежа. Все они и каждый по своему чувствовали приближение больших исторических перемен. Но эти перемены они предвидели не в социальном переустройстве мира, не в политической революции, а в создании новой, духовной культуры, призванной изменить саму природу отношений между людьми. Новая духовная культура принималась ими очень широко, она включала в себя и все другие искусства, а также науку, философию, религию.

В стихах 1900-х годов Белый («Золото в лазури») запечатлел предчувствие грядущих благих перемен в судьбах мира. Это стихи особой тональности: преобладает пафос оптимистичного дерзания, мажорные интонации, призывающие к активному творческому пересозданию действительности. У Белого появляется культ солнца, солнечного света. Герои программных стихов Белого – аргонавты, стремящиеся в неведомое будущее на солнечный пир, совершающие путь к невозможному. (цикл «Золотое руно»).

Мистическое и апокалипсическое преображение. Эти идея плавания, путешествия, рисков, отважного и мучительного поиска, даже стали своеобразным манифестом для сплотившихся вокруг Белого единомышленников. В основном – студенты. Их кружок объединяли лишь общие социально-философские устремления к новому. Их связывал импульс отрицания старого быта, пошлости повседневности.

Второй раздел «Золота в лазури» - «Прежде и теперь» - стихи, которые рассказывают о той повседневности, которую решительно не принимали, которую стремились покинуть в мечтаемом плавании аргонавты. Включает шутливые стихи, реконструировавшие стихи дворцового быта 18 века.

Образ действительности иронически стилизован и отстранен. Это отстранение призвано передать отношение поэта к сугубо земным чувствам и делам, мелким и бессодержательным. Фальшивость, искусственность подобного существования, раскрывается поэтом в марионеточности его героя, в отдаленности во времени.

Отстраненность призвана заявить о неподлинности изображения сценической жизни. В следующих разделах книги - «Образы», «Лирические отрывки в прозе» - на первый план выступают фантастические картины, сказочные и экзотические герои: великаны, кентавры, гномы. Эти стихи призваны одновременно выражать стихийный протест против устоявшегося, привычного, и против самодовольного здравого смысла. В заключительном разделе «Багряница в терниях» - появляются мотивы, которые постепенно станут определяющими в лирике Белого. Это мотивы трагического одиночества и непонятости пророка, возвещающего людям о сокровенном. Книгу неслучайно заканчивает стихотворение «Раздумье».

Белый очень остро переживал события 1905-1907. Тревожные думы поэта, его глубокая разочарованность в логике движения истории, его размышления о настоящем и будущем родины, запечатлелись с стихах, составивших сборник «Пепел». 1909 год. В этой книге, которая открывается «Посвящением Некрасову», автор с подлинно гражданской страстностью пишет о России его эпохи. В предисловии к сборнику говорит о том, что действительность властно диктует поэту слова, образы. Жизнь и действительность становятся в «Пепле» материалом искусства. Разделы книги: «Россия», «Деревня», «Паутина», «Город», «Безумие», «Просветы», «Горемыки». Небесные, космические пейзажи, картинные рассветы и закаты сменила картина жизни русской деревни. Здесь всё голо, серо, бесцветно. Нищая Россия. Появляется некрасовская гражданская прямота раскалено гнева и боли. Например, «Отчаяние». В книге «Пепел» меняются и эпитеты, которыми пользуются поэт. Повтор лейтмотивного слова: косматый, ощущении злой, равнодушной природы, передано настойчивым повтором эпитета «злой». Также часты эпитеты: убогий, скудный, бедный. Осенний тусклый пейзаж заполняют стихи, посвященные России. Тоскующая интонация переходит из одного стихотворения в другое, создавая единство скорбного колорита. Именно циклы «Россия» и «Деревня» оправдывают название сборника – они действительно цвета пепла.

Центральный образ –образ родины. Цикл «Россия» и заключается стихотворением Родина.

В этой книге поэт впервые пришел к эпическому обобщению образа родной страны, но при этом, тема России помогла Белому по-новому раскрыть своё лирическое «я». Так проходящие через все стихи о Родине, образ странников, беглецов, бродяг, т.е. изгоев, предстают как образы скитальцев. Образы столь реальны, сколь и иносказательны. Тему бегства приобретает подлинное звучание в разделе «Горемыки». Дисгармония существования, повернутого уродливой стороной, жизнь несовместимая с представлениями о вечном, прекрасном. Напряженное столкновение бытового и космического – лейтмотивы всего творчества Белого.

Белый использует крестьянские и городские просторечия, стремится передать в книге живой голос народа. Книга «Пепел» предвосхищает опыт Блока в поэме «12». Но в «Пепле» особой стала тема города, характерная для всей поэзии символистов. Образ города окрашен социально. Город предстает как сосредоточение современно драмы жизни, эта драма проявляется в затерянности и одиночестве человека в огромной толпе, в ощущении того, что личность оказывается раздавленной. Образ города трагичен, враждебен человеку. Праздники предстают как иносказательные картины, как пир во время чумы.




Скачать 179,92 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер179,92 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх