Программа элективного предмета в 10 классе «Художественно-выразительные средства языка в поэтическом тексте» icon

Программа элективного предмета в 10 классе «Художественно-выразительные средства языка в поэтическом тексте»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок литературы в 11 классе по теме «Традиции русской сатиры»...
Программа включает в себя: теоретический материал...
«изобразительно-выразительные средства языка»...
Наименование раздела программы...
Художественно-выразительные средства экрана...
Художественно-выразительные средства экрана...
Программа курса Рабочая программа печатается по решению Учебно-методической комиссии Института...
С. 44-46 выразительное чтение...
Программа элективного предмета в 11 классе. «Русская литература конца ХХ начала ХХ iвека.»...
Рассказа Уильяма Сомерсета Моэма «Луиза»...
Рабочая программа элективного учебного предмета Система работы над сочинением в формате егэ...
Выразительные средства лексики...



Загрузка...
скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Борисоглебская средняя общеобразовательная школа № 6


Программа элективного предмета в 10 классе

«Художественно-выразительные

средства языка в поэтическом тексте»


Составила:

учитель русского языка и

литературы

Третьякова С.Ю., ВКК


Борисоглебск

2009

Программа элективного предмета в 10 классе.


Спецкурс по теории литературы.

« Художественно-выразительные средства языка в поэтическом тексте».

^ Пояснительная записка.

Изучение особенностей поэтического текста способствует глубокому постижению школьниками текста лириче­ского произведения, расширяет их представления о средствах художест­венной изобразительности, развивает эстетический вкус, вырабатывает навыки филологического анализа поэтического текста.

Анализ лирического текста с учетом его фонетических, лексико-фразеологических, интонационно-ритмических, морфологических и сти­листических особенностей с большей эффективностью может быть обес­печен на межпредметном уровне (во взаимодействии уроков русского языка и литературы). Наряду с изобразительно-выразительными средствами языка на занятиях рассматриваются и стилистические фигуры. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам.

Данный спецкурс предполагает обобщить уже имеющиеся у школьников знания особенностей поэтического текста, углубить их и расширить. .


^ Цель предмета :


систематизировать имеющиеся у учащихся знания особенностей поэтического текста, углубить эти знания и расширить.


Задачи предмета:


  • углубление и расширение литературно-теоретических знаний

учащихся;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

  • развитие устной и письменной речи учащихся, языкового чутья.

 


^ Учебно-тематический план.




Тема

Кол.

часов

Вид

деятельности

Форма контроля

1.


Введение. Поэтическое произведение-особый авторский мир.

1ч.

Лекция,

беседа

Конспект лекции

2.

Интерпретация текста.Восприятие, истолкование, оценка.Алгоритм анализа поэтического текста.

Литературоведчес-кий анализ.

Лексико-семантический анализ.

Лингвостилистический анализ.

Комплексный анализ.

3 ч.

Лекция,

практикум.


Конспект лекции,

письменный анализ поэтического текста

3.

Звуковые образные средства русского языка. Их роль в поэтическом тексте.

4 ч.

Лекция,

практические занятия,

семинар

Конспект лекции,

защита рефератов,

тестирование

4.

Русская рифма. История русской рифмы. Виды рифмы.

3 ч.

Лекция,

практикум,

семинар

Конспект лекции,

сообщения учащихся

защита рефератов

5.

Строфа и её виды.


2 ч.

Лекция,

практикум

Конспект лекции,

тестирование

6.

Словесное ударение и ритмическая организация стиха.

3 ч.

Лекция,

практические занятия

Конспект лекции,

тестирование



7.


Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Логическое ударение. Пауза.


3 ч.

Лекция,

практические занятия

Конспект лекции,

выразительное чтение

8.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений). Общая характеристика.

7 ч.

Лекция,

практический занятия,

семинар

Конспект лекции,


тестирование

9.

Роль стилистических фигур в поэтических текстах.

6 ч.

Лекция,

практические занятия,

семинар

Конспект лекции,

тестирование





10.

«Авторские шедевры»

1ч.

Творческая мастерская

Поэтические опыты учащихся,

Выпуск журнала «Пробуем перо»




11.

Заключительное

занятие

1 ч.

Творческий семинар

Доклады






^ Содержание тем


Тема 1: Введение. «Поэтическое произведение - особый авторский мир» ( 1 час).

Тематика занятий. Выбор тем докладов, рефератов. Отличие поэтического произведения от прозаического. Особенности поэтического текста. Лирика как литературный жанр. Лирический герой и автор.


^ Тема 2: «Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.» ( 3 ч.)


Поэтический текст как особая форма авторского отношения к миру. Виды анализа поэтического произведения : литературоведческий, лексико-семантический, лингвостилистический, контексный. Различные виды анализа стихотворений А.С. Пушкина «Памятник», М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»


^ Тема 3: «Звуковые образные средства русского языка. Их роль в поэтическом тексте» ( 4ч.)

Фонетический строй поэтической речи: звукопись, русская рифма, словесное ударение , ритмическая организация стиха, интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Аллитерация. Ассонанс, благозвучие. Понятие о фоносемантике. Звукоподражание. Благозвучие. Звуковые образные средства в стихотворениях С. Есенина, М. Цветаевой , Б. Пастернака, А. Белого. Анализ текстов. Книга А.П. Журавлева «Звук и смысл».

^ Тема 4: «Русская рифма. История русской рифмы. Виды рифмы» ( 3ч.)

Понятие рифмы, история русской рифмы, Рифмы мужские, женские, парные, смежные, перекрёстные, опоясанные, точные, неточные (неравносложная, ассонанс, диссонанс, консонанс), простые составные. История составной рифмы. Ин. Анненский, В. Маяковский , Я. Козловский- поэты-представители составной рифмы. Усечённая рифма и фольклор. Усечённая рифма в поэзии С. Есенина. Неравносложная рифма В. Маяковского. Равноударная рифма в стихах М.Ю. Лермонтова. Белые стихи. Белые стихи и поэзия 20 века.( В. Волошин, Н. Гумилёв). Анализ стихотворений Дм. Минаева, М. Ю. Лермонтова, В. Маяковского, С. Есенина, Н. Асеева, В. Брюсова, Н. Гумилёва.


^ Тема 5: « Словесное ударение и ритмическая организация стиха» ( 4ч.)

Словесное ударение и ритмической организации стиха .Симеон Полоцкий и силлабическое стихосложение. Силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворный размер. Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Трёхсложные размеры стиха: анапест, дактиль, амфибрахий. Анализ стихотворений В. Жуковского, А. Пушкина, Н. Некрасова, Ф. Тютчева.

^ Тема 6: «Строфа и её виды» ( 2ч.)


Понятие о строфе. Строфика. Виды строфы: двустишие, трёхстишие

( терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава). Онегинская строфа. Анализ стихов А. Кантемира, В. Тредиаковского, А. Пушкина, С. Есенина.


^ Тема 7: «Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Логическое ударение. Пауза.» ( 3ч.)

Интонация. Интонация и история развития выразительного чтения. Логическое ударение, пауза, мелодика, темп, ритм речи. Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», « Зимняя дорога»; М.Ю. Лермонтова «Дума», «Молитва».

^ Тема 8: «Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений).» ( 7ч.)


Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, аллегория, синекдоха, гипербола, литота, перифраз, эпитет. Их роль в поэтическом тексте. Выпуск стенгазеты.


^ Тема 9: «Роль стилистических фигур в поэтических текстах.» ( 6 ч.)


Стилистические фигуры: анафора, эпифора, алогизм, бессоюзие, градация, инверсия, полисенднтон, оксюморон, плеоназм, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание, эллипсис, парцелляция, умолчание. Роль в поэтическом тексте. Анализ поэтических отрывков, иллюстрирующих примеры.


^ Тема 10: «Авторские шедевры» ( 1ч.)


Творческий отчёт учащихся. Выпуск журнала «Пробуем перо».


Тема 11: Деловая игра «Заседание учёного совета» ( 1ч.)


Выступление с докладами работников «лингвистического института» на тему «Язык поэтического текста».


^ Методические рекомендации к темам.


Тема 1: Введение. «Поэтическое произведение-особый авторский мир» ( 1 час).


Цель: познакомить учащихся с содержанием спецкурса, с особенностями поэтических произведений.


Задачи: - вызвать у учащихся интерес к предмету;

- развить навыки конспектирования лекции;

- воспитывать потребность в работе с научной литературой.


Оборудование:


Выставка книг для учащихся.


^ Ход занятия.


    1. Знакомство с темами занятий спецкурса.

    2. Лекция учителя об особенностях поэтического произведения. Отличие поэзии от прозы, лирике как литературном жанре. Показывается роль лирического героя и роль автора в поэтическом произведении.

    3. Выбор учащимися тем рефератов и докладов.


4. д/з. Учить записи лекции.


^ Тема 2: «Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.» ( 3 ч.)


Цель: обучить учащихся различным видам анализа поэтического произведения.


Задачи: - познакомиться с различными видами анализа поэтического

произведения ;

- развить навыки анализа поэтического произведения.


Оборудование:

- тексты стихотворений;

- памятки с видами анализа.


^ Ход занятия:

1. Слово учителя о поэтическом тексте как особой форме отношения автора к миру.

2. Знакомство с различными видами поэтического анализа: литературоведческим, лексико-семантическим, лингвостилистическим, контекстным.

1. Литературоведческий анализ

1. Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в годы создания стихотворения, расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.

2. Если текст кому-то посвящен, можно привести краткие сведения об адресатах стихотворения.

3. Какое место занимает данное произведение во всем творчестве поэта?

4. Объясните смысл названия стихотворения.

5. Определите тему, идею стихотворения.

6. Соотнесите жанр произведения с его темой (письмо, басня, элегия, баллада и др.)

7. Каков основной поэтический образ стихотворения?

8. Какими художественными средствами выразительности пользуется автор для передачи мыслей, чувств (своих или лирического героя)?

9. В чём особенности композиции стихотворения?

10. Как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и все в целом?

11. Проанализируйте стихотворный размер, строфику  стихотворения, рифмы и ритм.

12. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки показались наиболее значительными и почему?


2. Лексико-семантический анализ

Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.

1.      Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов.

2.      Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

3.      Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

4.      Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.


3. Лингвостилистический анализ

1. Выявить, какие изобразительные средства спо­собствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

2. Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации (в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.

3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.

4. Контекстный анализ стихотворения

1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) – и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

2. В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одно­временно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени,

3. В контексте мирового литературного процесса: подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это даёт возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.

3. Различные виды анализа стихотворений А.С. Пушкина «Памятник», М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

4. д/з. Проанализировать стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Индивидуальное задание: Сообщение по книге А.П. Журавлёва «Звук и смысл».


^ Тема 3: «Звуковые образные средства русского языка. Их роль в поэтическом тексте» ( 4ч.)


Цель: обобщить известное учащимся о звукописи , расширить эти знания.


Задачи:

- повторить понятия: аллитерация, ассонанс, звукоподражание, благозвучие.

- дать понятие о фоносемантике.

- познакомиться с поэтической прозой, ритмической прозой, орнаментальной прозой.


Оборудование:

Тексты стихотворений С. Есенина, М. Цветаевой, Б Пастернака, А. Белого.

Книга А.П. Журавлёва «Звук и смысл».

Рефераты учащихся.


^ Ход занятия.

    1. Лекция учителя об особенностях фонетического строя поэтической речи (звукопись, русская рифма, словесное ударение , ритмическая организация стиха, интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Аллитерация. Ассонанс, благозвучие. Понятие о фоносемантике – филологической области теории звуковой формы в языке. Звукоподражание. Благозвучие).

    2. Сообщение учащегося по книге А.П. Журавлева «Звук и смысл».

    3. Анализ стихотворений С. Есенина, М. Цветаевой, А. Белого, Б. Пастернака с точки зрения фонетического строя речи.

    4. Защита рефератов.



Тема 4: «Русская рифма. История русской рифмы. Виды рифмы» ( 3ч.)


Тема 5: « Словесное ударение и ритмическая организация стиха» ( 4ч.)


^ Тема 6: «Строфа и её виды» ( 2ч.)


Тема 7: «Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи. Логическое ударение. Пауза.» ( 3ч.)


Тема 8: «Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений).» ( 7ч.)


Тема 9: «Роль стилистических фигур в поэтических текстах.» ( 6 ч.)


^ Тема 10: «Авторские шедевры» ( 1ч.)


Тема 11: Деловая игра «Заседание учёного совета» ( 1ч.)


Темы для самостоятельной творческой работы


Рефераты.


    1. Роль звукописи в поэзии С. Есенина.

    2. Роль звукописи в поэзии М. Цветаевой.

    3. Музыкальность поэзии Б. Пастернака.

    4. А. Белый – мастер звукописи.

    5. Рифма в творчестве М.В. Ломоносова.

6. Рифма в поэзии А. Белого.

7.Рифма в творчестве В. Маяковского.

8.Рифма и современной поэзии.

9.Роль тропов в творчестве А.С. Пушкина.

    1. Роль тропов в лирике Н.А. Некрасова.

    2. Роль тропов в поэзии Ф.И. Тютчева.

    3. Роль стилистических фигур в поэзии М. Ю. Лермонтова.

    4. Роль стилистических фигур в поэзии А. Фета.

    5. Роль стилистических фигур в поэтическом тексте.


Стенгазета.

Журнал «Пробуем перо».


Список использованной литературы

1. Волков И.Ф. Теория литературы. - М., 1995.

2. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М., 2002.

3.Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. М., 1996.

4. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность. 2003, №1.

5. Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста.// Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2004, №6, с.2-

6. Плотникова Е.Д Об изобразительно-художественных средствах языка. М. Просвещение. 2000.

7. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М.Просвещение. 1998.

8. Константинова С.К. Изучение олицетворений. //Русский язык в школе. 1994, №3, с.87.

9. Перепёлкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста. //Русский язык в школе.2001, № 3,  с.10.

10.  Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору. //Русский язык в школе. 2000,  №5, с.18.

11.  Шустов А.Н. Цветные книги. (От эпитета к метафоре). //Русский язык в школе, 1989,  №3.

Список литературы для учащихся

  1. Литературная энциклопедия терминов и понятий./ Под редакцией А.Н. Николюкина. М., 2001.

  2. Словарь литературоведческих терминов ( авторы и издания по выбору учащихся).

  3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1985.

  4. Скрипов Г.С. О русском стихосложении: Пособие для учащихся. М., 1979.

  5. . Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Москва, «Просвещение», 1988.

  6. Журавлёв А.П. «Звук и смысл», М.: 1991.

  7. Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. //Русская словесность. 2002, №3, с.38-43, с. 87.

 




Скачать 135.53 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер135.53 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх