Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский icon

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский


Смотрите также:
Н. М. Карамзин  Бедная Лиза. История Государства Российского. Остров Борнгольм...
План урока Черты сентиментализма в повести Н. М...
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»...
Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»...
Д. И. Фонвизин «Недоросль» > Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»...
«Твердый разум» и«нежнейшие чувства»...
К. Н. Батюшков и В. А. Жуковский >17. «Горе от ума» А. С. Грибоедова: жанр, композиция, язык >18...
«Бедная Лиза»
Маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»...
Маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»...
«загадочный»
Маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»...



Загрузка...
скачать
Класс: 10

Зачёт № 1 «Русская литература первой половины 19 века


  1. Россия в первой половине 19 века. Классицизм, сентиментализм и романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины 19 века. Национальное самоопределение русской литературы. т/л реализм и его становление

Исторические события:

    • 1801г. – закончилась эпоха дворцовых переворотов

(Александр Первый стал императором)

    • 1812 г. Отечественная война с Наполеоном

    • 1825 г. – Декабристское восстание на Сенатской площади Петербурга.

Направления:

  • Классицизм

  1. эстетическая норма – произведения античности

  2. принцип рационализма

  3. культ разума

  4. активное обращение к гражданской тематике

  5. строгая иерархия жанров (высокие: ода, трагедия, эпическая поэма; низкие: комедия, басня, сатира).

  6. М.В.Ломоносов (оды) , Г.Р.Державин (оды), Д.И.Фонвизин (комедии).

  • Сентиментализм

  1. стремление представит человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях

  2. культ естественного чувства

  3. просветительский характер русского сентиментализма

  4. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», В.В.Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуковский

  • Романтизм

  1. стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира

  2. трагическое двоемирие

  3. романтический герой (цыган, горец, бунтарь)

  4. романтическая природа (море, горы, степь)

  5. романтические темы (тема рока, тема воли)

  6. В.А.Жуковский (баллады), молодые А.Пушкин и М.Лермонтов, Е.Баратынский, К.Рылеев

  • Реализм

  1. достоверное воспроизведение действительности

  2. типичный герой в типичных обстоятельствах

  3. стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии

  4. этапы развития:

    1. просветительский реализм (Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев, Н.И.Новиков)

    2. «синкретический» реализм (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, А.С.Пушкин)

    3. критический реализм (И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский)

    4. социалистический реализм (М.Горький)

  5. первая реалистическая трагедия – «Борис Годунов» А.С.Пушкина

  6. первый реалистический роман – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова




  1. А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь.

Творческий путь.

Даты

Период

Произведения

Направление

1.Детство

1799-1811







2.Царскосельский

лицей

1811-1817

«Воспоминания в Царском селе», «Певец», «Пирующие студенты»

ученичество

3. Петербург

1817-1820

Ода «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Руслан и Людмила»




4. Южная ссылка

1820-1824

«Погасло дневное светило…», поэмы «Цыганы», «Кавказский пленник».

романтизм

5. Михайловское

заточение

1824-1826

«К морю», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Борис Годунов»

реализм

6. После ссылки

1826-1830

«Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Я вас любил»

реализм

7. Болдинская осень 1830 года

1830

«Повести Белкина», «Маленькие трагедии»

Реализм

8. В Петербурге

1831-1833

«Осень», поэма «Медный всадник»

Реализм

9. Последние годы жизни

1834-1837

«Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

реализм

Черты произведений Пушкина:

  • Гармония

  • Красота

  • Гуманизм

  • Свободолюбивый пафос

  • Естественность

  • Активное отношение к жизни.




  1. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина: вольнолюбивая и философская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика, тема природы. «Вечные темы» в поэзии Пушкина: природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.



^ А. Пушкин ода «Вольность» (1817)

Уже само название оды должно было напомнить читателю радищевскую оду «Вольность», известную молодёжи по спискам. В первых строках Пушкин определяет цель оды – «На тронах поразить порок». Поэт полон благородного, возвышенного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона гибельно для государства. В условиях самодержавной России эти идеи Пушкина приобретали глубоко революционный смысл, потому что поэт осуждал тиранию верховной власти и грозил ей неминуемым возмездием.


^ А. Пушкин «К Чаадаеву» (1818).

Вольнолюбие с особой силой в петербургский период проявилось в стихотворении «К Чаадаеву», которое написано в жанре дружеского послания. У Пушкина личная тема, не теряя интимного характера, наполняется глубоким общественным содержанием. Радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Чаадаева и Пушкина объединяются («Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит ещё желанье…», «Мы ждём с томленьем упованья…», «Напишут наши имена!»). Их дружба питалась высокими гражданскими чувствами и мыслями о свободе народа, стонущего под игом самовластья.

Стихотворение начинается с грустной ноты: упоение жизнью, её радости, её надежды оказались всего лишь «обманом». При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Так было с Чаадаевым. Пушкин поддерживает в своём друге уверенность в конечной победе свободолюбивых идей, в том, что мечты о славе (а он считал Чаадаева человеком государственного ума) не напрасны. Печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным. Страстную жажду «вольности святой» не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнёт власти роковой». Порыв к свободе, нетерпеливое ожидание её торжества выражают могучее вольнолюбие поэта. Вот почему столь повелительно и призывно («Товарищ, верь…») обращение Пушкина к другу, столь убежденна его речь, полная пророческого предсказания: «И на обломках самовластья Напишут наши имена!»


^ А. Пушкин «К морю» (1824).

Одним из первых программных лирических произведений, написанных в Михайловском, было стихотворение «К морю». Пушкин прощался в нём с югом, с морем, с романтизмом, подводил итог южному периоду своей творческой судьбы. Море для него – символ свободы, символ безбрежней вольной стихии, родственной его духу. Образ моря, созданный Пушкиным, прекрасен и величествен. Море полно скрытой силы – оно подчиняется только своему закону («своенравные порывы»), только своей прихоти. Оно может быть и ласковым и губительным, а шум его – «грустным», «призывным». Стихия не терпит никакого внешнего принуждения, и в этом ей сродни вольный дух человека («Моей души предел желанный!») или охватившая его сильная страсть («Могучей страстью очарован, у берегов остался я…»).


^ А. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…», 1825).

Это стихотворение – шедевр лирики Пушкина (романс на музыку М.И.Глинкой).

Обращено к Анне Петровне Керн (1800-1879), племяннице П.А.Осиповой (1781-1859), помещицы села Тригорское, соседки Пушкина по селу Михайловскому Псковской губернии.

Для Пушкина любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественной проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Не случайно у Пушкина любовь и поэзия – родные сёстры. Ясно и то, что поэт стремился нарисовать совершенный образ женской красоты.


^ А. Пушкин «Арион» (1827).

В основу стихотворения легла широко известная легенда о древнегреческом певце Арионе, плывшем на корабле по морю. Корабельщики задумали его убить, чтобы завладеть принадлежащим ему имуществом. Арион попросил у них позволения спеть перед смертью песню. Потом он выбросился в море. Зачарованный его пением, дельфин вынес его на берег. Пушкин изменил легенду, согласно которой Арион и корабельщики – враги. В его стихотворении между пловцами и певцом нет вражды. В легенде и пловцы и Арион остаются живы. У Пушкина спасся только певец.

Однако внешний план совмещается с иносказательным. Пушкин придал мифологическому сюжету вполне современное звучание. Стихотворение было написано 16 июля 1827 года, то есть спустя три дня после годовщины (13 июля 1826 года) казни декабристов. Пушкин вновь вспомнил о своей вольнолюбивой молодости. Таким образом, Пушкин остался верен и вольнолюбивым идеалам молодости, и своим представлениям о могуществе поэтического слова («Пророк»). Но теперь он глубже понимал современность и все яснее чувствовал трагедию передового человека в деспотической стране. Своё собственное положение Пушкин тоже рассматривает в свете этой трагедии.


^ А. Пушкин «Осень» (1833).

Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. В одноимённом стихотворении он посвятил ей чудесные строки. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни.

«Октябрь уж наступил» - это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определённую пору осени – октябрь. Далее картина осени развёртывается, обрастая живописными и точными деталями. Предметные образы («Последние листы с нагих своих ветвей», «дорога промерзает», «Журча, ещё бежит за мельницу ручей») соседствует с метафорическими («роща отряхает», «дохнул осенний хлад»).

Пушкин нашёл подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…».


^ А. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836).

Это стихотворении восходит к традиции римского поэта Горация, автора «Я воздвиг памятник…», и Державина в русской лирике. Однако Пушкин отступил от этих образцов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторического движения.

Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, об отношениях с царём и великосветскими кругами, о недостижимом счастье свободы, о том, что в поэзии он, Пушкин, одержал победу над самодержавием.

Стихотворение полно горького предчувствия скорой гибели, гордого презрения к царской власти, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем – сознание выполненного долга перед народом.

Кто же даёт поэту право на бессмертие? Гений своим творчеством сам ставит при жизни «нерукотворный памятник», потому что он – голос народа, его пророк. Уже в первой строфе Пушкин вводит народную тему «К нему не зарастёт народная тропа…». Поэзия станет достоянием народа: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…».

Слово свобода включает политическую и духовную свободу, свободу от рабства и от сословных, религиозных, национальных и иных предрассудков. «Милость к падшим» - это прежде всего о декабристах. Но слова Пушкина получили более широкий адрес – это и о крепостных крестьянах, и о замученных солдатах, и о простом городском люде.

Последняя строфа подводит итог и личному опыту Пушкина, для которого слова хвала, обида и клевета – временное и суетное. Он писал не ради «венца». Поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт завещал «равнодушно» отнестись к хуле и хвале, ибо был убеждён в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. В этом вечная и неизменная сущность подлинно народного искусства.


  1. Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. Совершенство пушкинского стиха. Художественные открытия Пушкина.

Вероятно, есть какая-то символика в том, что Пушкин родился накануне нового столетия. Все. что принес он с собой не только в литературу, но и в миропонимание, было необычным для многих его современников.

Пушкину выпало жить и творить в эпоху, которая стала для России столь же славной, сколь и трагичной. Его лира воспела победу русского оружия над Наполеоном и запечатлела небывалый патриотический и духовный подъем в лучшей части русского общества. Но Музе поэта суждено было и оплакивать тех, кто вышел в декабре 1825 года на Сенатскую площадь,1 чтобы свергнуть царя и деспотию, а потом поддержать их словами, прозвучавшими на всю Россию: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье”, и до конца дней своих он остался верен идеалам своей вольнолюбивой юности.

Конечно же, нельзя ставить знак равенства между поэтом и его лирическим героем. Применительно к Пушкину тем более важно понять, что, пожалуй, впервые и в русской, и в мировой поэзии авторское “я” предстало перед читателем столь ярко, сильно, гибко и разнопланово. Лирический голос Пушкина менялся с годами вместе со своим автором, зрел, мужал, но никогда не сливался с ним.

Жизнелюбие — вот основное качество поэзии Пушкина. Но жизнь многогранна, все в ней теснейшим образом взаимосвязано. И трудно поэтому “распределять” стихи Пушкина по темам (хотя это, к сожалению, принято). В самом деле, разве в знаменитой миниатюре “На холмах Грузии...” не сплетены воедино темы любви, природы и философских раздумий о жизни?! И мы ощущаем их неразрывность прежде всего благодаря лирическому герою:

На холмах Грузии лежит ночная мгла

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Да, лирический герой Пушкина сложен и многогранен. Он стремится познать жизнь во всем ее разнообразии. Но важно отметить, что интересуют его в первую очередь ее светлые стороны. Какую бы тему ни затрагивал поэт, в его стихах торжествует разум. Пушкин остается верен своей декларации, провозглашенной в юные годы: “Да здравствуют музы! Да здравствует разум!” Вспомним знаменитые послания лицейским дру зьям. восторженные в молодости и печально-мудрые в зрелости. Вспомним едкие эпиграммы и проникновенные поэтические пейзажи всех времен года. А торжественные стихи, воспевающие поэта и высокое назначение поэзии? А страстные слова признания в любви? Лирический герой Пушкина — отзывчивый, преданный друг. Вспомним послание лицейскому другу — декабристу И. Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный.

Твой колокольчик огласил...

Без сомнения, пушкинское стихотворное “я” — это не двойник поэта, а его верный союзник. Не будь им лирический герой — как одиноко звучала бы лира Пушкина. Даже в самые трагические для поэта годы (середина тридцатых) автор всегда находил в себе силы выйти из трудного положения, преодолеть кризис.

Благодаря своему лирическому герою поэт постоянно чувствует читателя:

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Но мне она мила, читатель дорогой,—

Красою тихою, блистающей смиренно... Или:

Лора, мой друг, пора! Покоя сердце просит —

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить...

Перед нами стихи середины -30-х годов. Как же изменился лирический голос Пушкина! На смену юношескому упоению жизнью пришла зрелая мудрость, торжественная и печальная. Это особенно хорошо чувствуешь, если читать стихи поэта подряд. От года к году герой становится взрослее, меняется буквально на глазах, но все же “сердце” остается пушкинским — солнечным, оптимистическим.

Вот он, восемнадцатилетний, мечтающий о будущем, временно расстается с лицейским братством:

...Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я..,

“Разлука”

Проходит почти два десятилетия, и рождаются совершенно иные по звучанию строки:

Припомните, о други, с той поры,

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися смущенные народы;

И высились, и падали цари...

“Была пора...”

Не изменилось главное — верность своей четкой и ясной жизненной позиции.

В каждой литературе есть то золотое начало, которое делает ее великой и неповторимой. В русской поэзии это Пушкин. Его лирика настолько органично слилась с нашей жизнью, нашими мыслями и чувствами, нашим ощущением Родины, что мы справедливо считаем поэта своим современником. Читая Пушкина, хочется просто жить, ибо стихи его — сама жизнь...

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

“Элегия”

??? Напишите сочинение-миниатюру «Каков лирический герой А.С.Пушкина?»

  1. РР Анализ лирического произведения поэта.

План анализа лирического произведения:

1.Творческая история

2.Тема и жанр

3.Центральный образ или система образов

4.Особенности поэтической речи

5.Образные средства

6.Композиция

7.Идейное содержание

8.Эстетическое содержание, вызванное стихотворением.


  1. «Медный всадник». Своеобразие жанра и композиции произведения. Проблема власти. Идея государственности, цена мощи и славы страны и судьба отдельного человека. Медный всадник и Евгений. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

(1833). Пушкина постоянно интересовала личность Петра 1, великого преобразователя России. Он понимал, что Петровская эпоха – крутой поворот в истории его страны. Как могучий художник он всегда тяготел к изображению переломных эпох или исторических и социальных катастроф.

Поэма «Медный всадник» - грандиозное философское раздумье писателя о поступательном ходе истории. Вступление композиционно противопоставлено двум частям, в которых развёртывается сюжет «петербургской повести». Возвышенный пафос сменяется печальным рассказом. К чему же привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюблённого в Парашу.

Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, в них много для Пушкина личного, автобиографического. Но они не сбываются. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несёт гибель Параше и бедному люду.

Послепетровское время для Пушкина лишено преобразовательной энергии, свойственной грозному строителю могучего самодержавного государства.

Пушкин переносит столкновение между стихией и разумной деятельностью Петра в план социально-философский. Своё личное горе Евгений пытается объяснить социальными причинами. Но ему противостоит уже не Пётр-преобразователь, а тот самый самодержавный порядок, который олицетворён в бронзовом изваянии («кумир на бронзовом коне»). Евгений чувствет на себе мощь деспотизма Петра. И он отважно бросает ему вызов. Но стихийный бунт отчаявшегося одиночки лишён смысла. Поэтому Евгений бесславно гибнет, уничтоженный, раздавленный нравственно, с помутившимся рассудком.

Пушкин выразительно изображает торжество самодержавной власти:

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой –

Как будто грома грохотанье –

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой.

И, озарён луною бледной,

Простёрши руку в вышине,

За ним несётся Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

И во всю ночь безумец бедный,

Куда стопы не обращал,

За ним повсюду Всадник Медный

С тяжёлым топотом скакал.

Величие Петра – зодчего нового государства – остаётся для Пушкина непоколебимым. Но прогрессивный смысл его строительства оборачивается в условиях самодержавного государства гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. И в этом – одно из противоречий истории. Современная Пушкину действительность не давала возможности разрешить конфликт между государственными интересами и мечтами отдельной личности. Личность всегда терпела поражение, когда её нужды и заботы приходили в столкновение с самовластьем. Гармония между личностью и государством не могла быть достигнута на почве несправедливого общественного строя.

??? ^ Возможна ли гармония между личностью и государством в настоящее время? Обоснуйте свой ответ.


  1. Изображение величия Санкт-Петербурга. Совершенство чеканных строк поэмы, звукопись.

1. 2. 3.

1. Дворцовая площадь (Александрийский столп)

2. Петропавловский собор

3. Казанский собор

??? Выпишите из поэмы строфы, в которых Пушкин восхищается градом Петра. Проследите за ритмом и звукописью.

8-10.Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

т/л народность литературы

??? Найдите в тексте статьи подтверждение формулировок темы.

Ещё на юге поэт задумывался над неудачами революционных движений в России и на Западе. В Михайловском он мучился теми же проблемами. Во всей глубине встала перед ним задача исторического разрешения проблемы власти и народа. Почему народ не побеждал в жестоких схватках с тиранией? Почему одна форма угнетения сменялась другой? Почему в России неудачно окончились крестьянские восстания под водительством Разина и Пугачёва?

Стремясь разрешить сложные противоречия современности, Пушкин обращается к истории России, чтобы в ней отыскать истоки общественного конфликта своей эпохи.

Это путь приводит Пушкина и к внимательному чтению трагедий английского драматурга Шекспира. Пушкин увидел, что характеры Шекспира многосторонни, разнообразны и верны исторической действительности. Они всегда необыкновенно сложны, в них – и доброе, и высокое, и низкое. Сравнивая творчество Шекспира с творчеством Байрона, Пушкин отметил, что любимый им поэт запечатлел в поэмах и драмах только один характер, а именно – свой.

Изучение Шекспира дополнились углублённым чтением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина. Пушкин читал его историческое сочинение и раньше. Теперь он взглянул на него под иным углом зрения. Поэт намеревался найти исторический сюжет для большого произведения, и его очень заинтересовала повествовательная манера историка – строгая фактичность, неторопливый, обстоятельный рассказ о событиях. Отношение Карамзина к историческим событиям, конечно, не было лишено личных, притом консервативных, пристрастий. Пушкин не мог согласиться с Карамзиным, что «история народа принадлежит царю». Но он увидел, что эта точка зрения Карамзина вступает в резкое противоречие с изложенным материалом. Пушкин заметил, что Карамзин, признавая необходимость самодержавия для государственного объединения страны, не принимал тиранию, т.е. безудержный произвол. По мнению историка, тирания, деспотизм губительно воздействует на нравственность. Пушкин высоко оценил труд Карамзина и как художественное произведение, автор которого, используя летописную традицию, посмотрел на историю глазами современника событий и человека новой эпохи.

В конце 1824 года Пушкин задумал большую историческую трагедию «Борис Годунов», которая была закончена им в начале ноября 1825 года. Поэт обратился к одному из самых интересных периодов русской истории – к царствованию Бориса Годунова.

Это – смутная пора. Она напомнила Пушкину переживаемые миром и Россией тревожные 20-е годы 19 века.

Национально-освободительные и революционные движения, волнения народных масс в начале 19 столетия всколыхнули в памяти бунты на переломе 16-17 веков. Пушкин имел в виду и другую параллель: Александр Первый пришёл к власти после убийства Павла Первого, а Борис Годунов, по преданию, приказал умертвить царевича Димитрия.

Трагедия написана в свободной форме. Отступив от правил классицизма, автор не ограничил себя определённым числом действий, а представил множество картин. Ближе всего такая форма свойственна исторической хронике, мастером которой был Шекспир. Драматический писатель в этом случае соблюдает общую хронологическую последовательность сцен, но меняет место действия, перенося его из одной страны в другую или из одного места в другое. События могут быть отдалены друг от друга во времени. Хроника, однако, не представляет собой простого набора сцен. В ней есть общая мысль. В «Борисе Годунове» основной темой выступают взаимоотношения самодержца и народа.

В ходе постижения смысла исторических событий перед Пушкиным сразу же возникли новые задачи. Нужно было передать исторический колорит эпохи. Лица, действующие в трагедии, должны были говорить, думать, чувствовать так, как говорили, думали, чувствовали реальные участники истории – Борис Годунов, летописец Пимен, юродивый, Гришка Отрепьев, Воротынский, Шуйский, Басманов и другие. Поэт погрузился в изучение летописей, старинных книг. Он работал в книгохранилище Святогорского монастыря, посещал ярмарки, беседовал с крестьянами, постигая живую народную речь. Пушкин мысленно перенёсся в 17 век, его герои стали думать, говорить, чувствовать так, как говорили и мыслили далёкие предки.

^ Царь – самая значительная личность в пушкинской трагедии. Он обрисован поэтом широко м ногосторонне. Борис – уверенный политик, любящий отец. Он понимает пользу просвещения и иногда даже проявляет заботу о нуждах народа. Однако его душа неспокойна. Бориса тяготит совершённое им преступление – убийство царевича Димитрия. Он стремится искупить эту вину мудрым правлением. Царь воюет против бояр, понимая, что боярские распри могут привести к междоусобице и братоубийству, которые ослабят Русь перед внешними врагами. Только единое государство может отстоять свою независимость. Словом, Борис мыслит глубоко и разумно, как и подобает государственному деятелю. Ни Шуйский, ни Воротынский, ни Дмитрий Самозванец не могут сравниться с ним в государственных делах. И всё-таки Борис чувствует себя на троне непрочно. Казалось бы, в его руках государственная власть, ему подчиняется войско, он владеет государственной казной, а тайным сыском ведает его родственник Семён Годунов. И, несмотря на это, Борис неспокоен. Почему?

Борис пришёл к власти при поддержке народа. Воротынский прямо говорил об этом Шуйскому: «^ А он умел и страхом, и любовью. И славою народ очаровать». Вот в чём секрет успеха Бориса. Самодержавная власть, следовательно, зависит от народа и держится «мнением народным». Чтобы поколебать трон Бориса, Шуйский советует Воротынскому: «Давай народ искусно волновать, Пускай они оставят Годунова…». Самозванец тоже побеждает не благодаря силе польского войска или личному таланту полководца. Напротив, он терпит поражение в войне и всё-таки занимает престол. Боярин Пушкин объясняет Басманову:

Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?

Не войском, нет, не польской подмогой,

А мнением, да! Мнением народным!

Однако самодержавная власть не может управлять народом иначе, как угнетая его. Народная мораль отвергает преступление и злодеяние, а Борис расчищает себе дорогу к власти убийством царевича Дмитрия. Всё дальнейшее правление Бориса – насилие над народом. Самодержавие, таким образом, изначально связано с насилием и преступлением. Личная трагедия Бориса переплетается с трагедией его как царя, как государственного деятеля. Итак, тирания и деспотизм враждебны народу, который готов к стихийному возмущению против самодержавия.

В «Борисе Годунове» Пушкин впервые стал на историческую точку зрения. Он понял историческое развитие как движение широких народных масс, он осознавал народ творцом истории, изобразив его как мятежную стихию, коренным образом враждебную самодержавию. Пушкин впервые в русской литературе личную судьбу человека объяснил историческими обстоятельствами. Все это определило историзм Пушкина и непосредственно привело поэта к реалистическому творчеству.

С понятием историзма тесно связано понятие народности. Народность понималась до Пушкина как воспроизведение народных обычаев, народных сцен, народного языка. Народными считались мысли и чувства, если они соответствовали национальным интересам. Для Пушкина народными являются только такие мысли и чувства, которые близки демократической массе нации, т.е. народу. Так понятая народность противостояла романтическому представлению о ней. Романтики создавали народные характеры вне исторических условий, которые формировали мысли, чувства, взгляды народа, его психологию и речь. Пушкин объяснял черты народного характера, исходя из условий действительности. Принципы историзма и народности восторжествовали в трагедии «Борис Годунов» и стали ведущими основами художественного творчества Пушкина. В произведениях 1830-х годов они обогатились новыми чертами, засверкали новыми гранями. «Борисом Годуновым» открылся период творчества реалистического.

^ Понятие о реализме. Реалистическим называется такое литературное направление, при котором характер объясняется исторически возникшими обстоятельствами. Типические характеры (широко распространённые типы в индивидуально-своеобразном облике) реализм объясняет породившими их типическими обстоятельствами (т.е. коренными, определяющими историческое развитие того или иного народа или нации). При этом тесная зависимость между характерами и обстоятельствами проявляется и в речи героев, и в их мышлении, и в их поступках. Реализм существенно расширил познавательные и художественные возможности литературы как искусства слова. Писатель-реалист убеждён, что человек сложился вследствие вполне закономерных социально-исторических причин, но при этом он понимает, что личность не лишена самостоятельности, воли. Поэтому герои художественных произведений действуют в соответствии со своими желаниями. Однако в их личном выборе всегда подспудно чувствуется власть внешних и не зависящих от героев социально-исторических сил.



  1. ^ Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

(«Татьяна – любимая героиня Пушкина»;

«Онегин и Ленский – друзья или враги»;

«Автор в системе действующих лиц романа»).


  1. М.Ю.Лермонтов. Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Черты лирики Лермонтова:

  • Мотив одиночества

  • Мотив разочарованности и пессимизма

  • Жанровый универсализм

  • Рефлексия




  1. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества.

«Поэт» (1838).

Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию менялись по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов – романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника «с гордою душой», который живёт своими мечтами, своими страданиями, недоступными «толпе»: «Я сам собою жил доныне, Свободно мчится песнь моя…»Пускай поэта обвиняет…». 1831).

Но и в романтический период творчества Лермонтов порой ставит под сомнение правомерность противопоставления одинокого поэта «ничтожной толпе» людей:

Безумец я! Вы правы, правы!

Смешно бессмертье на земли.

Как смел желать я громкой славы,

Когда вы счастливы в пыли?

«Безумец я! Вы правы, правы!». 1832

В конце 30-х годов, в зрелый период поэтического творчества, происходит перемена во взглядах. Она состояла в том, что поэт начал понимать бесплодность и бесперспективность индивидуалистического протеста, бессилие бунтарства гордой одинокой личности, оторванной от народа. Поэт постепенно преодолевает юношеский индивидуализм, судит о жизни более трезво и объективно. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью…»(1838) он пишет:

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла.

Лермонтова волнует судьба своего поколения, народа и родины. Его внимание привлекают уже не столько необычные явления жизни, романтические герои-индивидуалисты, сколько реальные люди, кровно связанные с народом.

Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стояла в стороне от общественной жизни России. Поэт не мог принять поэзию, которая только переливает «в гремучие напевы Несчастный жар страдальческой любви». Ему уже чужд и образ поэта как человека избранного, противопоставленного «ничтожной толпе». В стихотворениях «Кинжал», «Поэт», «Не верь себе…» он определяет своё отношение к поэзии, свои задачи художественного творчества.

«Выхожу один я на дорогу…» (1841).

Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от жизни, не уводило его в мир отвлечённых мечтаний. «И нет в душе довольно власти – Люблю мучения земли», - пишет поэт в стихотворении «1830. мая, 16 числа». Эта же мысль развита в стихотворении зрелого периода «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащим «к лучшим созданиям Лермонтова» (Белинский). Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передаётся и читателю, который видит и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звёзды, ощущает торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.

От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и … трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с её страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о «холодном сне могилы». В заключительных строчках стихотворения появляется образ дуба как символ вечной жизни.

В этом стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приёмы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на вешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Стихи Лермонтова – это почти всегда напряжённый внутренний монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Это художественное открытие, сделанное в лирике, находит широкое применение в романе «Герой нашего времени», где рассказана, по словам автора, «история души человеческой».

«Любовь не красит жизнь мою…». Тоска, чувство одиночества не покидают юного Лермонтова и тогда, когда речь идёт о любви. Его отношения к женщине отравлены трагическими обстоятельствами, тяжёлыми предчувствиями. Прислушаемся к тому, что говорит поэт любимой девушке в стихотворении «К***» (1830):

Когда твой друг с пророческой тоскою

Тебе вверял толпу своих забот,

Не знала ты невинною душою,

Что смерть его позорная зовёт,

Что голова, любимая тобою,

С твоей груди на плаху перейдёт.

В ранней интимной лирике Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным. В стихотворении «Стансы» («Гляжу вперёд сквозь сумрак лет…» 1831) поэт пишет: «Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою».

С годами вера в любовь и дружбу окрепла. Он искал и находил «родную душу», не представлял себе жизнь без «друзей и братьев», деливших с ним радость и горе. В лирике зрелых лет всё реже встречается тема одиночества, всё чаще поэт говорит о возможности и необходимости взаимопонимания между духовно близкими людьми, о верности и преданности («Слышу голос твой…», «Расстались мы, но твой портрет…»). Интимная лирика последних лет почти свободна от безысходного душевного надрыва. Дружить и любить, по мысли поэта, значит желать добра близкому человеку, подавлять в себе чувство недоверия, прощать мелкие обиды. «Прощать святое право Страданьем куплено…» - читаем в стихотворении «Оправдание» (1841).

«Люблю отчизну я…» («Родина». 1841). Лермонтов беспредельно любил русский народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. В молодости он описывает «бури шумные», величественные явления природы. В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений – в них всё просто, правдиво, точно и экономно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлечённые эпитеты. «С отрадой, многим незнакомой» («Родина»), поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он показал отвратительный лик николаевской империи с «господами» и «рабами», с голубыми мундирами жандармов и «послушным народом», а в «Родине» нарисовал светлый образ России народной.

В первой строфе Лермонтов называет свою любовь к отчизне странной. «Странность» заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. В начале стихотворения осуждается казённый официальный патриотизм, Лермонтова не трогает

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья…

Конечно, Лермонтов ценил и любил героическое прошлое родины. В стихотворении «Бородино», как помним, он воспел подвиг народа, поднявшегося на защиту отчизны. Но не в военной мощи николаевской России, не в «тёмных» преданиях старины, не в смирении русского народа видит он великое будущее родины. Лермонтов прославляет Россию народную, которую любит непосредственно, сердечно, «истинно свято и разумно» (Добролюбов).

В последующих строфах поэт рисует широкие картины родной природы, труд и быт русского крестьянства. Ему дороги и милы степи, реки и леса. Стихотворение построено так, что от общего поэт идёт к частному. Появляются конкретные признаки сельского пейзажа со следами крестьянского труда и быта. Вот вьётся просёлочная дорога, по которой тянется «кочующий обоз», стелется «дымок спалённой жнивы», белеют берёзы. А вот и сама деревня. Поэт любуются «полным гумном», избами с «резными ставнями» на окнах.

В своей поэзии, всегда искренней, страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым. Он восстаёт против политического гнёта, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нём.


  1. ^ Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

т/л реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова.

Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени».

Романтическое:

  1. тема Кавказа

  2. Грушницкий - пародия на романтического героя

  3. тема рока

Реалистическое:

    1. всестороннее и глубокое раскрытие личности героя и той среды, которая его воспитала

    2. жанр романа

    3. психологические портреты




  1. Н.В.Гоголь. Литература середины 19 века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. «Неофантастическая фантастика» Гоголя. Образ города в повести «Невский проспект».


Цикл повестей «Петербургские повести»

    • Обманчивость внешнего блеска столичной жизни – сквозная тема цикла («О, не верьте этому Невскому проспекту… Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!»)

    • Произведения:

    1. «Невский проспект»

    2. «Шинель»

    3. «Портрет»

    4. «Записки сумасшедшего»

    5. «Нос»

      • Приём гротеска

Сюжет повести основан на двух происшествиях, случившихся в одно и то же время: встреча художника Пискарёва с прекрасной незнакомкой, и другая встреча – поручика Пирогова с блондинкой. Различна судьба этих людей. На фоне ложного великолепия Невского проспекта проходит трагедия «бедного, детски простодушного» художника Пискарёва. Он умер, не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью». Судьба Пискарёва типична и трагична. Пискарёв гибнет, убедившись в крушении своих иллюзий, в эгоизме и продажности окружавшего его общества.

Невский проспект погубил и другое существо – прекрасную незнакомку. «Толпа звёзд, крестов и всякого рода советников» толкнула её на путь разврата.

Преуспевает лишь самонадеянный, тупой и довольный своим чином поручик Пирогов. Когда его высекли за волокитство, Пирогов готов был подать прошение в Государственный Совет, но дело кончилось тем, что «он зашёл в кондитерскую, съел два слоёных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении». Вечером же он отплясывал мазурку в собрании чиновников и офицеров.

Описывая толпу праздного Невского проспекта, Гоголь не раскрывает характеров обитателей, не даёт их внутренних переживаний. Это особый приём, сущность которого состоит в том, что Гоголь выставляет лишь одну какую-нибудь черту облика или туалета, доводя характеристику этой черты до гиперболы. И потому не люди двигаются по улице, а «бакенбарды, атласные, чёрные, как соболь», «усы, которые заворачиваются на ночь тонкою веленевою бумагой», «дамские рукава, похожие на воздухоплавательные шары». Таким приёмом Гоголь ещё более подчёркивает условность и «призрачность» петербургской жизни. Петербург – город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства.

Впечатления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых "Петербургских повестях", созданных в 1831-1841 годах. Все повести связаны общей проблематикой: власть чинов и денег. Всем им присущ типичный главный герой — разночинец, "маленький" человека. Ведущий пафос повестей — развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы. Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов XIX века. Гоголь особенно часто обращается в этих повестях к фантастике и излюбленному им приему крайнего контраста. Он был убежден, что "истинный эффект заключен в резкой противоположности". Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму. «Петербургские повести» обнаруживают явную эволюцию от социально-бытовой сатиры («Невский проспект») к гротесковой социально-политической памфлетности («Записки.сумасшедшего»), от органического взаимодействия романтизма и реализма при преобладающей роли второго («Невский проспект») к все более последовательному реализму («Шинель»).


  1. ^ Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести.

В фантасмагории петербургской жизни путается и смещается всё. Мечты человека, лишённые прочной духовной основы, превращаются в болезненный признак. Извращаются представления о прекрасном. Художник Пискарёв находит ангельскую красоту там, где её быть не может – в жалкой наглости и глупой пошлости продажной женщины. Его влечёт к себе «красота, проникнутая тлетворным влиянием разврата». Пискарёв – жертва лживого идеала красоты, порождённого этой абсурдной жизни.

Романтику Пискарёву противопоставлен «реалист» Пирогов, который является пленником окружающей его пошлости. Сама антитеза двух героев – Пирогова и Пискарёва – оказывается мнимой антитезой. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

??? Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в повести «Невский проспект»?


  1. РР В.В.Набоков «Гоголь» (фрагменты). Образ автора в произведении. т/л образ автора в произведении

^ В.В. Набоков

Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною! Они льют мне но голову холодную воду! Они не внемлют, не видят,...

Приведем еще одно суждение о главном герое поэмы, в котором, как нам кажется, глубоко раскрыта природа чичиковского феномена. Это размышления В. Набокова из его эссе "Николай Гоголь" (Новый мир. 1987. № 4.)

""Мертвые души" снабжают внимательного читателя набором раздувшихся мертвых душ, принадлежавших пошлякам и пошлячкам и описанных с чисто гоголевским смаком и богатством жутковатых подробностей, которые поднимают это произведение до уровня гигантской эпической поэмы,- недаром Гоголь дал "Мертвым душам" такой меткий подзаголовок. В пошлости есть какой-то лоск, какая-то пухлость, и ее глянец, ее плавные очертания привлекали Гоголя как художника. Колоссальный шарообразный пошляк Павел Чичиков, который вытаскивает пальцами фигу из молока, чтобы смягчить глотку, или отплясывает в ночной рубашке, отчего вещи на полках содрогаются в такт этой спартанской жиге (а под конец в экстазе бьет себя по пухлому заду, то есть по своему подлинному лицу, босой розовой пяткой, тем самым словно проталкивая себя в подлинный рай мертвых душ),- эти видения царят над более мелкими пошлостями убогого провинциального быта или маленьких подленьких чиновников. Но пошляк даже такого гигантского калибра, как Чичиков, непременно имеет какой-то изъян, дыру, через которую виден червяк, мизерный ссохшийся дурачок, который лежит, скорчившись, в глубине пропитанного пошлостью вакуума. С самого начала было что-то глупое в идее скупки мертвых душ - душ крепостных, умерших после очередной переписи: помещики продолжали платить за них подушный налог, тем самым наделяя их чем-то вроде абстрактного существования, которое, однако, совершенно конкретно посягало на карман их владельцев и могло быть столь же "конкретно" использовано Чичиковым, покупателем этих фантомов. Мелкая, но довольно противная глупость какое-то время таилась в путанице сложных манипуляций. Пытаясь покупать мертвецов в стране, где 295законно покупали и закладывали живых людей, Чичиков едва ли серьезно грешил с точки зрения морали. Несмотря на безусловную иррациональность Чичикова в безусловно иррациональном мире, дурак в нем виден потому, что он с самого начала совершает промах за промахом. Глупостью было торговать мертвые души у старухи, которая боялась привидений, непростительным безрассудством - предлагать такую сомнительную сделку хвастуну и хаму Ноздреву. <…>Так как вина Чичикова является чисто условной, его судьба вряд ли кого-нибудь заденет за живое. Это лишний раз доказывает, как смехотворно ошибались русские читатели и критики, видевшие в "Мертвых душах" фактическое изображение жизни той поры. Но если подойти к легендарному пошляку Чичикову так, как он того заслуживает, то есть видеть в нем особь, созданную Гоголем, которая движется в особой, гоголевской круговерти, то абстрактное представление о жульнической торговле крепостными наполнится странной реальностью и будет означать много больше того, что мы увидели бы, рассматривая ее в свете социальных условий, царивших в России сто лет назад. Мертвые души, которые он скупает, это не просто перечень имен на листке бумаги. Это мертвые души, наполняющие воздух, в котором живет Гоголь, своим поскрипыванием и трепыханьем, нелепые animuli (душонки (лат.)) Манилова или Коробочки, дам из города NN, бесчисленных гномиков, выскакивающих из страниц этой книги. Да и сам Чичиков - всего лишь низко оплачиваемый агент дьявола, адский коммивояжер <…> Пошлость, которую олицетворяет Чичиков,- одно из главных отличительных свойств дьявола, в чье существование, надо добавить, Гоголь верил куда больше, чем в существование Бога. Трещина в доспехах Чичикова, эта ржавая дыра, откуда несет гнусной вонью (как из пробитой банки крабов, которую покалечил и забыл в чулане какой-нибудь ротозей),- непременная щель в забрале дьявола. Это исконный идиотизм всемирной пошлости.

Чичиков с самого начала обречен и катится к своей гибели, чуть-чуть вихляя задом,- походкой, которая только пошлякам и пошлячкам города NN могла показаться упоительно светской. В решающие минуты, когда он разражается одной из своих нравоучительных тирад (с легкой перебивкой в сладкогласной речи - тремоло на словах "возлюбленные братья"), намереваясь утопить свои истинные намерения в высокопарной патоке, он называет себя жалким червем мира сего. Как ни странно, нутро его и правда точит червь, и если чуточку прищуриться, разглядывая его округлости, червя этого можно различить. Вспоминается довоенный европейский плакат, рекламировавший шины; на нем было изображено нечто вроде человеческого существа, целиком составленного из резиновых колец; так и округлый Чичиков кажется мне тугим, кольчатым, телесного цвета червем".

Благополучие Чичиков строит на чужих бедах: оскорбил старого умирающего учителя, обманул повытчика и его дочь, тянет взятки, пользуется казенным, пускается в аферы на таможне... Нам не внушает симпатии учитель, неприятен старик-повытчик, мы понимаем, что государство не обеднело особо от чичиковских таможенных "негоций". Но дело ведь не в этом; важно, что суть его действий одна и та же - обман, предательство, мошенничество. И нельзя ни вообразить Чичикова Робин-Гудом, отбирающим награбленное, ни извинить его действия несимпатичностью жертв. Цель не оправдывает средства - а Чичиков преступает этот основной моральный закон, позволяет себе делать подлости, оправдываясь: "Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру, пользовался от избытка, брал там, где всякий брал бы..."


  1. ^ К/Р «Русская литература первой половины 19 века».


Гоголь Н.В.

ГОГОЛЬ и ФАНТАСТИКА

Фантастика — это особая форма отображения действительности, логически несовместимая с реальным представлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре, искусстве и в особых, гротескных и «сверхъестественных», образах выражает миросозерцание человека. В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах. Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях. Н. В. Гоголь — исключительно самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Сочетание романтического и реалистического становится важнейшей особенностью произведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта, комические эпизоды, национальные подробности удачно сочетаются с лирической музыкальностью, свойственной романтизму, с условным лирическим пейзажем, выражающим настроение, эмоциональную насыщенность повествования. Национальный колорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н. В. Гоголя национального, самобытного начала. Многие критики отмечали, что повесть «Нос» — ярчайший образец гоголевской фантастики, пародия, прекрасная насмешка над всеми современными предрассудками и верой в сверхъестественные силы. В повести “Нос” углубляется сатирическое изображение представителей высшей бюрократической среды. Коллежский асессор Ковалев, приехавший в Петербург с намерением сделать карьеру и жениться на богатой невесте, однажды утром, взглянув на себя в зеркало, обнаружил на лице “вместо носа гладкое место”. Ковалев в отчаянии бросается на розыски своего пропавшего носа. Ведь без носа не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту. Рушатся все надежды на успех. А между тем становится известным, что нос Ковалева всюду появляется в городе, ездит в карете, носит расшитый золотом мундир, шляпу с плюмажем, уже перегнал в чинах своего хозяина. Он статский советник. Замысел фантастической истории становится особенно ощутим и ясен. Гоголь зло смеется над дикими нравами чиновничьего Н. В. Гоголь — совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много порази- тельного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. , где ценится не человек, а чин. Глупость людей управляющих государством Сегодняшнее писательское искусство признает Н.В. Гоголя своим наставником. Он был один из выдающихся деятелей русской прозы. Смех в его творчестве соединен с трагическими потрясениями. Хотя его произведения отличаются красочностью языка и простотой сюжета, сам Гоголь был человеком, постоянно удивляющим и немного таинственным. Его "Петербургские повести" оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Русской литературе северная столица виделась "фантастическим" городом: в его едином образе совмещались и переходили друг в друга противоположные облики - величие и ничтожество, красота и блеск императорского окружения и темная жизнь бедняков. Мы видим, читая повести Гоголя, как это противоречие разрастается, получая все новые оттенки в красивых эпитетах и образных гиперболах. Все повести петербургского цикла составляют истинно художественную энциклопедию чиновничьей жизни и психологии. В них вырастает монументальный образ гоголевского Петербурга, где личность нерасторжимо связана с миром вещей, внешнего порядка, системы искусственного, притворного поведения. Здесь властвует сила чина, нивилкрующая личность. Чин является некоей великой ценностью, критерием справедливости и счастья Всеобщая обезличенность чином для Гоголя - некий глобальный социальный закон. Он губителен для всех, для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом хочет предупредить человечество Гоголь. Все страшные последствия этого явления показывает нам великий классик-реалист, изображая с критической беспощадностью героев петербургских повестей. Он "первый представил нас нам в настоящем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими," - этим, считал Чернышевский, Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы: двигать "вперед свою нацию". Николай Васильевич Гоголь оказал неоценимое влияние на русскую литературу. Он показал русскому читателю не только свою родную Украину, но и Петербург, и жизнь маленьких уездных городов. И везде он описывал не только богемных помещиков и чиновников, но и жизнь простых “маленьких” людей. При этом он старался победить зло в людях, “излечить” их от пороков, используя для этого самое сильное оружие и лекарство — его смех. Гоголем восхищались многие, но были также люди, ругающие его произведения, но никто так до конца и не понял той необыкновенной тайны его души, которой наполнены его произведения. Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. В очень многих из них присутствует образ Петербурга. Гоголь написал даже целый цикл петербургских повестей. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник. Владимир Набоков писал: “Главный город России был выстроен гениальным деспотом на болоте и на костях рабов, гниющих в этом болоте: тут-то и корень его странности — и его изначальный порок”. Петербург у Гоголя — это нереальное, призренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие — проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из первых показал противоречивый облик Петербурга, “города пышного, города бедного”. В поэме “Медный всадник” северная столица, ставшая памятником дерзновенным замыслам великого императора, отнимает последнюю надежду у Евгения. За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе “маленького человека”. Эта мысль получила блестящее развитие в творчестве Н. В. Гоголя. Автор “Носа”, “Записок сумасшедшего”, “Невского проспекта”, “Шинели” создал художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург — город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей части города, ужасной изнанки столицы. “О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!” — восклицает Н. Гоголь. За внешней нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и потоки щегольски разодетых прохожих, прячутся разбитые мечты, утраченные иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает жизнь самоубийством художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным Петербургом. В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует самодовольная пошлость, гибнет талант еще одного художника — Чарткова, растратившего впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек, туго набитый монетами. Но враждебнее всего относится Петербург к “маленькому человеку”. В “Записках сумасшедшего” Н. Гоголь словами одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость и несправедливость общественного устройства: “Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Атмосфера безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать бедным чиновникам. Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому “все позволено”. Его воспаленный ум рождает образ Фердинанда VIII, с которым герой отождествляет себя. Не менее драматична судьба другого петербургского жителя — Акакия Акакиевича Башмачкина, “вечного титулярного советника”, в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую мысль. Единственная цель его жизни — новая шинель. Он думает о ней, как иной человек — о любви, о семье. Ради нее герой идет на лишения и полуголодное существование. Не было человека счастливее Акакия Акакиевича, когда портной принес ему шинель. Но радость оказалась недолгой: ночью его ограбили. Никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно ищет помощи Башмач-кин и у “значительного лица”. Одинокий, отвергнутый всеми, доведенный до отчаяния, он умирает от простуды. Причина его болезни не холод петербургской зимы, а, скорее, людское равнодушие. Преступное бессердечие проявляет Петербург и к капитану Копейкину. Общество оказалось черствым и бездушным по отношению к герою Отечественной войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всех средств к существованию. Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения. Пирогов остается самодовольным, не смущаясь поркой, устроенной ему за волокитство. В. Белинский писал: “Пискарев и Пирогов — какой контраст!.. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!” Таков Петербург, город “крестов и звезд”: лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают. Очень точно подмечает А. Герцен одну важную особенность северной столицы: “В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное”. Эта мысль приходит на ум при знакомстве с произведениями Н. В. Гоголя. Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня, когда он уже перестает замечать степень своего падения. Пирогов остается самодовольным, не смущаясь поркой, устроенной ему за волокитство. В. Белинский писал: “Пискарев и Пирогов — какой контраст!.. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!” Таков Петербург, город “крестов и звезд”: лучшие погибают, пошлые и ограниченные процветают. Очень точно подмечает А. Герцен одну важную особенность северной столицы: “В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное, величественное”. Эта мысль приходит на ум при знакомстве с произведениями Н. В. Гоголя.




Скачать 380,12 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер380,12 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх