Литература как наука и ее связь с другими науками icon

Литература как наука и ее связь с другими науками


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Тема 1 связь предмета с другими предметами медико-биологического цикла. История невропатологии...
Экзаменационные билеты 9 класс...
Программа дисциплины “ Демография” для направления 521600 экономика 2-ая ступень высшего...
Программа вступительного экзамена по географии...
21. фенология как наука. Цели и задачи...
Календарный план лекций по дисциплине «Дендрология» для студентов групп сп-2 осенний семестр...
Тесты для самопроверки № Тема: Биология как наука...
1 Педагогика в системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками...
План Предмет агрохимии > Цель и задача в агрохимии Методы исследований > Связь агрохимии с...
Ответы к экзамену по статистике Предмет и метод статистики. Ее связь с другими науками...
Методика как наука, методы научного исследования в этой науке; связь методики с другими науками...
Вопросы к экзамену девиантология. Предмет, методология и методы исследования...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать

Билет1. Теория лит-ры как наука и современные проблемы гуманитарных наук.


Литература как наука и ее связь с другими науками.

Теория лит-ры - теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей лит-ры и лит-ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование.

Многообразны связи Л. с др. гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика), другие близки к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общее искусствознание), третьи общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановы связи Л. с языкознанием, основанные не только на общности материала (язык как средство коммуникации и как строительный материал литературы), но и на некотором соприкосновении гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичности их структур.

Литературоведение - многоаспектная наука, в состав которой входит множество спец.дисциплин :

1. поэтика-учение о составе и структуре худ.произведений

Виды поэтики:

-теоретическая- об общих законах строения и функционирования

-историческая- изучает произведение, исходя из его историч.эволюции

2. стилистика- теория худ.речи

3. теория композиции- изучает функционирование худ.произв.

4. стиховедение- изучает функции стиха

5. эйдология- теория худ.образа

6. литературная критика- связана с оценкой лит-ры(разделяют на профессиональную и дилетантскую)

7. практическая поэтика- связана с искусством интерпритации и оценки лит.произв.

Философия связана с (изучает духовный мир)

8. гносеологическая ф-ция (общая)- познание, постижение чел.бытия

9. эстетика- главная ф-ия лит-ры, наука о прекрасном, эстетич.ф-ия связана с переживанием прекрасного, связана с понятием катарсиса, кот. было определено Аристотелем, произ-ие должно потрести

10.лингвистика-наука сравнительного исследования языков; языковедение, языкознание

11.риторика- наука об ораторском искусстве; о функ-ии, создании прозаического текста

12. герменевтика- наука, объясняющая священное писание

Важнейшей частью Л. является поэтика - наука о структуре произведений и их комплексов: творчества писателей в целом, литературного направления, литературной эпохи и т. д. Поэтика соотносится с основным отраслями Л.: в плоскости теории литературы она даёт общую поэтику, т. е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие целых художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов и т. д.)

Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли Л.: теория литературы, история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Литературную критику интересует относительно единовременное, последнее, "сегодняшнее" состояние литературы; для неё характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Принадлежность критики к Л. как к науке не является общепризнанной

Методология науки - нука наук, каждая конкретная наука должна иметь базовые методы

  • структурализм(формальный метод)

  • семиотический метод (наука о знаках и знаковых системах)

  • метод герменевтики(толкование, основанное на знание культурного контекста)

  • рецептивный- метод, основанный на восприятии человеком текста

  • интерпретация мифа или символа, положенного в основу произ-ия

  • психоаналитические принципы, сформулировал теорию коллективно-бессознательного (архетипы) К. Г. Юнг

  • деконструкция (Жан Береда)




Билет 2. Лит-ра в системе художественного творчества и познания.

Лит-ра возникла как вид письменно-духовного творчества (письменно-закрепленный текст). Термин лит-ра впервые стал использоваться в 18в. (эпоха классицизма).До этого лит-ра делилась на поэзию и прозу. Изначально лит-ра была синкретичной (связанной с другими видами деятельности).

Письменность –совокупность письменных средств общения: система графики, алфавит, орфография; совокупность письменных и лит-ных памятников какого-либо народа.

^ Лит-ра- письменная форма искусства слова. Различают научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. литературу.

ФОЛЬКЛОР
– художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Миф не является литературой (но нужно отличать от современных мифов). Мифы обобщают огромный духовный образ человечества.

^ Мифология и лит-ра –два различных способа описания и понимания мира. Лит-ра связана с живописью, музыкой. Соотношение мифа и художественной письменной лит-ры может рассматриваться в 2аспектах: эволюционном и типологическом. Эволюционный предусматривает представление о мифе как определённой стадии сознания, исторически предшествующей возникновению письменной лит-ры. Типологический подразумевает, что мифология и письменная лит-ра сопоставляются как 2 принципиально различных способа видения и описания мира, существующих одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявлявшихся в те или иные эпохи.

Миф- это происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье. Мифология - наука о мифах и мифологическом сознании, раскрывающая их сущность. М. описывает многообразие мифических феноменов. греч.Mythos - легенда + Logos – учение.

Религия- одно из направлений такого общественного сознания. Или одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

Философия- форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Функции: 1.многие учёные считают, что основная ф-ция литературы –эстетическая функция.

Эстетика

-теория эстетическ. Ценностей; -теория эстетического восприятия

Эстетика- философия искусства «Изветвенность».Философия навязывает литературоведению своё мнение.

Катарсис- понятие связанное с эстетической стороной лит-ры (очищение от пороков, сострадание души).2.Коммуникативная ф-ция.

Концептосфера- это сфера национального языка, сформированного полем литературы. (Солженицын «1 день Ивана Денисовича»). Слово –понятие, которое основано на процессе перехода худож. Образа в абстрактное понятие, т.е. в знак. Каждый писатель формирует концептуальное поле языка, в него вкладывается совершенно другое значение (в концепт).Концептосфера языка тем богаче, чем богаче культура нации.Семиотика- изучает сферу языка как особого знака или культурного кода. Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. С.изучает рекламу, моду, лит-ру. Семиосфера- сфера знаков определён.культур.





Билет 3. Эстетическое воспр. худ. произведения

Художественность-мера эстетической ценности произведения искусства.1худ.-классик. Создание произведения в соответствии со шкалой эстетических ценностей (норм). Понятие художественности указывает на специфику произведения, искусства. Художественность отличает лит-ру от других наук. Х. определяется эстетической функцией искусства (понимание прекрасного – эстетическая функция). Выставка Д.Хёрста перевернула отношение к эстетическому (художественное- чудовищное, уродливое). Художественное имеет амбивалентную природу (реализуется в искусстве различными способами).

^ Художественный образ -обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Худ.обр. создаются артистами, художниками, писателями.Х.об.-результат переработки и переосмысления действительности. Образ в литературе не равноценен образу в психологии. Истоки худ.обр.в античных теориях (теор. подражания действительности). Теория образа- результат эстетического восприятия или эстетической рефлексии.: 1. эмоциональная рефлексия – в основе худ.обр.Св-ва:худ.обр. отличается от понятия именно этим (мы не переживаем понятие). Худ.обр. воплащает всеобщее и индивидуальное. 2.Экспрессивность- повышенное воздействие на нас.3. Тяготение к типизации.4. Тяготение к символизации, может приобретать знаковый хар-тер. «Незнакомка» Блока. 5.Тяготение к условности. Виды образов:то что обладает уст.значением в культуре.:1)образ времени;2)образ пространства, пространственный мир в произведении;3)образ- персонаж.Образ героя (тип), писатель вкладывает свое представление о герое.1 и 2 образ – представление.4)образ рассказчика (субъекта речи). «Повести Белкина»Пушкина.Образ повествователя часто является посредником.5)имена –образы (воплощение судьбы).Надежда. Достоевский:Раскольников,Соня Мармеладова.6)портрет персонажа (входит в образ персонажа).7)интерьер («Обломов», «Мертвые души») 8) текст. 9) глаз. (Глаз Печорина, показ демонический хар-ер Печорина). 8) и 9)- детальные оразы.10) образ речи (характеризует персонажа). В произведении художественное строится по строении образного мира. Особый тип худ.условности.

Условность- общий признак отражения, указывающий на нетождественность объекта и его образа. Одно из сущностных свойств искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности. Синоним произвольности. Важное св-во худ.произведения. Св-во реализации языкового значения и субъективного желания писателя. Иногда не можем понять то или иное произведение исксства, это следствие восприятие условного образа как реальности. Условность способствует созданию художественности. Условное в искусстве передается на особом (часто непонятном) языке. Чтобы понять эстетич.смысл худ.обаза нужно понимать данный худ. Образ как знак определенной культуры.

ЗНАК - признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственное доказательство, свидетельство; чувственное изъявление, обнаружение чего-либо.


^

Билет 4. Основные эстетические категории


Эстетическая категория- эстетическое- основная и фундаментальная категория философии искусства. 2аспекта:1.субъективный –опред. Наше индивидуальное видени.2.объективный –опред. Социумом, культурой, воспитанием образов. Две модели эстетического понимания искусства возникли в античности:1)Платоновская. Учение о двоемирии (на объективный мир –не реальный, а отражение идеального. Мир делится на реальный и идеальный).Эйдосы (первообразы). Главная задача художников –угадывать эйдосы. Преобразование реального в идеальное. Красота высший эйдос.2.Аристотель.:эстетическое и художественное- как результат правдоподобия. Эстетическое связано с понятием МИМЕСИС (подражание) –обозначает творческое воспроизведение реальности в форме образа (копирование реальности). Мимесис –не простое копирование, а воспроизведение внутренних закономерностей с учётом идеального. Аристотель-подражание. Платон –угадывание. Общее:эстетическое должно способствовать КАТАРСИСУ (впервые К.сформулировано в поэтике «очищение от болезней»- переживание и преодоление через очищение души. По Аристотелю - очищение души посредством сопереживания героям трагедии К.-то, что очищает посредством сострадания и страха. Цель К. –возвысить душу читателя. Аристотель и Платон –две модели понимания эстетического. Пародигмы: к первой: Платон, месть средневековья (хрестоцентризм), Гегель, Христианство. Прекрасное – абсолютное воплощение идеи красоты, идеального Бога. вторая: Сократ, Аристотель, Чернышевский. Прекрасное- соотношение красоты и пользы. Третья:романтич. Философия иск.: модернизм (В.Соловьев). Прекрасное – положительное в душе человека. Видение мира –субъект. Четвёртое :эстетическое –соответствие положительн .этическ .человека, гос-ва, общества (тоталитарные системы).3 Категория эстетического связана с теорией худож.образа. Образ- самое яркое выражение категор. художествен. Эстетика - учение об искусстве и художественном творчестве.

^ Эстетика исследует:

-отношение искусства к действительности; - сущность и проявления прекрасного в жизни и в искусстве; - законы развития искусства; - идейное содержание и художественные формы искусства. Геденестия - форма искусства связана с тем, что худ. произведение воздействует на читателя, приобщая его к определенному эмоциональному полю. Эта форма наслаждения текстом. Главной основой эстетического восприятия текста является эстетическая реакция читателя, эмоциональная .рефлексия автора, способность автора внушить переживания. К сфере эстетики относят:трагические переживания, смеховые и др. Способ реализации эстетической реакции обобщены в эстетических категориях и реализованы в художественном пафосе произведения. Эстетическая категория-общее принципы, с помощью которых описываются процессы художеств. восприятия. Они многообразны, связаны с законами худож. Творчества. В 20в. Количество эстетических категорий умножилось. Прекрасное исторично. Антипод прекрасному –ужасное, безобразное. Прекрасное не существует без безобразного. Безобразное –эстетическое свойство предметов имеющих отрицательное общечеловеческое значение. Это могло принести угрозу человечеству, внушало эстетическое отвращение. Низменное- крайняя степень безобразного, представляет собой угрозу человеку. Кат. ужасного –вурдалаки, вампиры и прочие уродливые существа.


Билет 6. Понятие о литературном процессе.

Лит-ный процесс связан с коммуникативной функцией. Понятие читателя –исторично, т.к. взаимоотношение читателя и книги меняется. В 1890годах актуальны поэтические писатели: Булгарин, Бенедиктов. Читатель не всегда адекватно оценивает статус литературного произведения. Существует понятие исторического отсева (≈80%). Наиболее долговечны- словари, справачники, детективы, профессион.лит-ра. Причины этого кризиса: 1) диалектика литературного процесса. Отставание человека от человечества.2)Отчуждение от культуры. Последние 10 лет 20 века.- время информационного взрыва.3)Перегружен. Проблема реального читателя. (статья «смерть автора»). Проблема канонизации (насильно заставлять) литературы. Н.Буало и М.Ласкутова пытались создать так называемую шкалу ценностей. Независимое время выдвигает свои критерии. В 20веке сформировалось понятие «Гамбургский счет»- эстетический счет в лит-ре и искусстве, с помощью которого можно выявить позиции мест в лит-ре. В состав эстетического счета нет места идеологии и социологии. Эстетический вкус - способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия: - воспринимать и оценивать различные эстетические объекты; - отличать прекрасное от безобразного в искусстве и действительности. В наше время всё сменилось. Деление на класс и беллетристику возникло в конце 18века в Западной Европе. Классика-(классикус от лат. современный, образцовый) ценностно значимая лит-ра не для 1 поколения, а для 10, 100 и т.д. Отношение к классике менялось во все времена. Первоначально "классик" - относящийся к первому разряду, "классу", высшей из пяти цензовых категорий, на которые, по преданию, были разделены граждане Древнего Рима. В метафорическом смысле ("элита") слово "классики" было впервые употреблено Цицероном, а применительно к литературе - Авлом Гелием (2 в). Науку, изучающую античную культуру на основе чтения и объяснения древних авторов, с 17-18 вв. стали обозначать термином "классическая филология. Беллетристика- (лит-ра легкого чтения) литература второго ряда. Достоевский считал, что беллетристика - важное

звено, подготовка читателя к сложной сути. (от франц. belles lettres - изящная словесность. общее назв. художественных произведений в стихах и прозе (повести, романы и т. д.)), в широком смысле - художественная литература вообще. В более узком и более употребительном смысле - художественная проза, в отличие от поэзии и драматургии. Иногда под Б. подразумевают идейно и художественно несовершенную литературу. Широко распространено понятие беллетризация, которым обозначают стремление многих авторов научных и научно-художественных книг в целях занимательности соединять документальный материал с элементами художественного повествования. Главные критерии- развлекательность. Теория лит-ры – выдвинулась на первый план. Теор.лит-ры- противоположна элитарной литературе. Элитарная литература- лит-ра для очень ограниченного числа читателей. Концептуализм –противостояние Теории лит-ры. Игра концептами. Андерграунд (подполье)-возник в США в 70годы. Черты:1)отказ от социальн. стереотипов. 2)движение радикальных идей. Кич-(китч) копия классики, то, что обладает очень большим спросом, но низким эстетическим качеством. Категория «прикольности». Подобное произведение соответствует представлению о классе, беллетристике, андерграунду, китчу. Эпигонство- нетворческое, механическое следование традиционным художественным приемам того или иного направления или стиля. Э. характеризуется незначительной степенью переработки, копированием и уменьшением творческого потенциала по сравнению с оригиналом. Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Термин "Г." употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности.


Билет 5. Понятие художественного пафоса.
Типы художественности или модусы художественности: 1)Героический модус худ.- возникает в эпосе формирования эпоса, когда складывается эпопея. В героине эстетическое подвергается восхищенному любованию. Потрясение от прекрасного, от красоты подвига. Поэтизация подвигов – цель. Сверхцель- навязать читателю представление о полноценной личности. Кризис мировоззрения наступает. Сатира- жанр стихотворения или прозаическ., определяющий тип эмоционального отношения к действительности, для которого характерно создание негативного образа мира и человека. Карнавальный смех –сатира. Направлена на осмысление не гармоничности мира. Неполноценность недостаточность. Для сатиры характерна деградация. Типом художественности бывает сарказм –с греч терзание, рву мясо. Резкое, негативное (обращение) отрицание явлений, высшая степень сатиры и облегчения возмущенного негодования и отчаяния. От сарказма необходимо отличать комическое –как тип художественности. Комическое – с греч. Вызывающее смех, настраивающее на веселье. Главный принцип- осмеяние, беззлобное и остроумное –комическое, негативное обращение, злоба – сарказм. Комическое-«аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». Драматизм –жанр драмы. Тип художественности определяется неопределенной самореализацией человека. Невозможность обретения счастья. 2)Трагический модус-основан на неразрешимости юмора, в отличии от драматического. Трагическое характеризующееся столкновением высокого с низким (потрясение зрителя). Реализуется в пафосе худ.произведен:1)пафос- эстетическая доминанта худ. Произведения.2)пафос- тип авторской эмоциональности.3)Пафос- идейная эмоциональная направленность произведения. Пафос возник в античной риторике. Пафос – идея, связанная с воодушевлением человека. Аристотель: свойство души или страсть. Доминирующая идея –страсть. Духовно-эстетическая идея, которую писатель должен внушить читателю. Пафос- основа целостности худож. произведения. Связан с авторской позицией и его точкой зрения. В нем создается идеологическая оценка мира. Тип пафоса определяется типом художественности; в пафосе воплощается эмоционально-оценочное отношении писателя к изображению переживания изображаемого. Пафос может быть утверждающим и отрицающим. Пафос- доминанта произведения. Пафос: лирический, элегический, идеологический-?, пафос благодатного восприятия мира (Хализев). Пафос, греч. Страстное, восторженное одушевление; патетическое - необходимый элемент трагедии, драмы и ораторского искусства. Художник или оратор стремится заразить слушателя и читателя чувствами сильного и глубокого волнения, изображая страдания и борьбу героя. Стиль поведения, манера или способ выражения чувств, характеризующиеся возвышенностью, воодушевлением, повышенной эмоциональной настроенностью. греч.Pathos – чувство.(от греч. páthos - страдание, чувство, страсть), воодушевление, восторженность, подъём. СТИЛЬ- исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. возникает как результат "художественного освоения" определенных сторон социально-исторической действительности, отражаемой в поэтических образах; таким образом в С. осуществляется конкретно-историческое единство формы и содержания художественного произведения.


Билет 8. Изучение литературного текста в системе литературоведения.

Текст - один из компонентов художественного произведения; компонент художественного произведения. Текст входит в коммуникативный дискурс, речь. Входит в диалог. Пост структурализм- обозначенная поэтика постмодернизма. ПОЭТИКА- раздел теории литературы (см.), трактующий на основе определенных научно-методологических предпосылок вопросы специфической структуры лит-ого произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства. Термин "П." переносится иногда на самый объект изучения, напр. "пушкинской поэтики", "поэтики Шекспира" и т. п. В своем историческом развитии П. как наука прошла длинный путь, меняя в значительной мере очертания граней своего предмета и характер своих задач, то суживаясь до пределов свода поэтических правил, то расширяясь до границ, почти совпадающих с границами истории лит-ры или эстетики. Однако общей чертой поэтик всех направлений остается все же то, что все они подходят к художественной лит-ре под углом зрения ее специфики, стремясь дать теорию поэтического искусства то в порядке установления научно обоснованных эстетических норм, то как догматической декларации творческих принципов, то в виде эмпирического анализа поэтической структуры, то наконец построения истории развития литературных форм. Стилистика- учение о формах литературной речи. Раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. Предметом С. является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существования языка), но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот предмет, которая определяется её обращенностью к проблеме "язык и общество", к вопросам социолингвистики. С. исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. ЛИНГВИСТИКА ж. наука сравнительного исследования языков; языковедение, языкознание. Лингвистический, к лингвистике относящ. Лингвист м. -тка ж. языковед. Учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними. (от лат. lingua - язык), наука о языке. языковедение, языкознание.




Билет 7. Культурно-историческая типология художественной лит-ры.

Типология - научный метод, основанный на расчленении объектов и их группировке с помощью обобщенной модели или типа. Понятие художественной системы. –модернизм. (Модернизм от франц. modernisme, от moderne - новейший, современный, главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. М. - направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся: - разрывом с историческим опытом художественного творчества; - стремлением утвердить новые начала искусства; - условностью стиля; - непрерывным обновлением художественных форм. Объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт ). – постмодернизм. (совокупность структурно сходных явлений в общественной жизни и культуре индустриально развитых стран 20-21 веков. В архитектуре и изобразительных искусствах 1970-1980 годов для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсеналов разных эпох, регионов и субкультур). 1.Константное явление в лит-ре. Теоретики культуры приходят к выводу, что конкретно-историческую типологию нужно проводить на основе понятия: -художественная эпоха;- творческий метод; -направление; -течение; -стиль; 1.литературу нужно рассматривать по хронографическому принципу (не всегда актуально).2.лит-ра делится по биологическому принципу (не стадии).3.делится по типам творчества. Проблема стадиальности лет-ого процесса: для каждой стадии лит-ры характерны свои особенности, свой автор, читатель. Мы для рассмотрения лит-ры исходим из ее особенностей. Выделяется несколько глобальных стадий в мировой лит-ре:1)стадия архаики (фольклор, мифология, ритуально-религиозное творчество).а)нет конкретных авторов. б)родовое начало. 2)стадия рефлективного традиционализма. С античного времени до классицизма 18в.а)автор мыслится мастером, который ориентируется на канон. б)складывание нормативной поэтики, риторики. в)складываются жанры.3)классическая парадигма художественности. От эпохи Просвещения до конца 19века.а)критерий художественности: оригинальность. б)разрушение жанровых границ.4)неклассическая парадигма художественности. а)складывается модернизм. б)весь 20век.в)складывается авангардное течение (футуризм, экспрессионизм). Основная единица измерения истории лит-ры- стиль, направление. Понятие укола употребляется для обозначения национальных разветвлений внутри лит-ры (гондебергская школа).Школа- начальный этап в развитии стиля, течения. Школа важна, когда есть идейные направления. Направление перерастает в стиль.«Стиль-это форма форм»(Лихачев).Стиль воплощает установку на роль творца. Лихачев назвал стиль проблемой теоретическ.истор.лит-ры. Стиль, как культурологическое и функционированное явление в эстетическом аспекте явл. парадигмой художественности. Стиль-принцип конструирования известного произведения. Стиль диктует условия игры.Стиль определяет лит-ую эволюцию. Важна новая функция: стиль как конкретная эпоса. Большие стили –транс исторические.

Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система признаков, по которым такая общность может быть опознана.С. - исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. возникает как результат "художественного освоения" определенных сторон социально-исторической действительности, отражаемой в поэтических образах; таким образом в С. осуществляется конкретно-историческое единство формы и содержания художественного произведения. Стиль1)антропоцетнрические -первичный стиль текст создает реальность адекватную существенность. Человек- творец мира (Реализм, классицизм, ренессанс).2)антропоморфные –вторичный стиль, характерна мистификация. Мир-игра, иллюзия; Человек во власти темных сил таинственный стиль (барокко, готика, романтизм, модернизм, символизм).

Барокко (вычурный) возник в Зап.Европе в 17веке после кризиса эпохи Возрождения. В основе –непостоянство мира, боязнь неравенства (силы),жажда наслаждения, пышность, вычурность, трагизм мироощущения человека. Характерны натурализм и мистицизм. БАРОККО все странное, необычайное, неправильное, насильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смешное; чудимый, дикообразность. Барокко - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны:- грандиозность, пышность и динамика; - патетическая приподнятость; - интенсивность чувств; - пристрастие к эффектными зрелищам; - совмещению иллюзорного и реального; - сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. итал.Barocco – причудливый.

Классицизм возник в 17веке в Европе, в России в 18веке, антропоцентричен. Стиль в архитектуре XVIII — первой половине XIX вв., одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.Стили и направления в лит-ре 18,19,20веков.:Классицизм.Характерен культ рационализма. Завершается эпохой просвещения. Функция:воспитание человека, в пределах общественного долга. Конфликт разума и страсти. Характерен интерес к риторике. Риторика –искусство прозы. Новые переводы трактатов Аристотеля, Цицерона. Писатель должен быть мастером, образцовым писателем и творит в духе образцовых. Это возрожденная античность. Образ античности, классические каноны. Жанры: высокие (еда -ораторский жанр, трагедия- в центре- высокий трагический герой, героические поэмы);средние (любовные романы, переводная лит-ра с французского); низкие (сатира, обращение на реальный мир, комедии (образцы Аристофана),басни). В классицизме используется высокая лексика: старославянский язык, мифологические образы, высокие слова. Низкие жанры допускали разговорный, более низкий язык.

Сентиментализм, литературное направление в XVIII и нач. XIX в., противовес ложноклассич. теории, выдвигая на первый план трогательное; стремился пробудить в сердцах читателей понимание природы и любовь к ней, вместе с гуманным отношением ко всем слабым; страждущим и гонимым. Родина С.- Англия: Дж. Томсон и др. (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental - чувствительный, от франц. sentiment - чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой "человеческой природы" С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не "разумное"

переустройство мира, а высвобождение и совершенствование "естественных" чувств. Герой просветительской литературы в С. более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний С. Возник С. На основе философии чувствительности (философия сенсуализма). В конце 18-начале 19веков. Появление новых жанров: сентиментальное путешествие, роман, повествование. Пробуждение души к состраданию. Необычный жанр- прогулка. Позиция читателя- позиция сострадания или сорадования. Стилистические особенности текста: 1)сладостный слог (слог гармонической точности). Развивается язык души. 2)много заимствований из древних языков.3) сентиментальный читатель должен обладать вкусом. Сентиментализм считается предромантизмом. Формирует свободу личности с тонко чувствующей душой.

Романтизм- таинственный. В основе –философия идеализма, интерес к Платону, первичность идеального мира и вторичность идеального мира. Гегель, Кант, Шеллинг. идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведёт родословную от испанского romance (так называли в средние века романсы испанские, а затем и рыцарский роман) через английский romantic (романтический), передаваемое по-французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 в. "странное", "фантастическое", "живописное". В начале 19 в. слово "Р." становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму. Р. - в традиционном, конкретно-историческом значении этого слова - явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально-идеологическая предпосылка - разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принёсшем новые контрасты и антагонизмы, а также "дробление", нивелировку и духовное опустошение личности. Романтическая философия- стремление к постижению идеального мира, культ абсолютно свободной личности, культ гения. Называют «эпохой золотого века».

Реализм- Первым представителем такого Р. (обозначаемого теперь как идеализм) был Платон в своем учении об идеях; свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности. Стиль антогонист романтизму 20-30гг 19века. Лермонтов, Гоголь «Мертвые души»,является фаворитом всего 19века. Толстой, Достоевский, Тургенев. Натуральная школа. Главным является человек в мире. Человек не может существовать вне мира, который его закрепощает. Социальное исследование жизни. Все писатели хотели добыть социальную правду. Выдвигает на первое место эпические жанры: очерк (физиологический- петербургский текст). Средне этические жанры: рассказ, новелла, повесть. Реализм стремиться создать обобщенны

е картины мира. Характерно тяготение малых форм к циклизации. Натурализм- во второй половине 19 века. Натуральная школа как тенденция. В России как такового не было. «Натура» -природа. Установка на фактографичность жизни. Неклассическ.система бытия человека

.Модернизм, неореализм, экспрессионизм, натурализм, символизм, акмеизм, футуризм. Художественная система- система течений и направлений. Которые взаимодействуют между собой образуют единство. В основе модернизма –разрушение модели мира. Автор-творец, новой реальности. Нужен новый язык (символы). Возникает множество манифестов. Модернизм разрушает традиционные каноны. Модернизм (франц. modernisme, от moderne - новейший, современный), главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в искусстве середины и 2-й половины 19 в. Однако на смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинственное отрицание традиции - явление, аналогичное новым течениям в буржуазной политике и философии. На место мещанской морали становится декадентский аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлечённых из художественной культуры античности и Возрождения, - эстетика безобразия. М. направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся: - разрывом с историческим опытом художественного творчества; - стремлением утвердить новые начала искусства; - условностью стиля; - непрерывным обновлением художественных форм.

^ Социальный реализм близок к классицизму, это стиль, который обманывает самого себя. Андер-граунд. Конец 20века (Бирюков); Концептуализм, Соц.арт, Поп арт, Постмодернизм- писатели андерграунда. 70-80годы-рассвет андерграунда. 80годы-массовыей постмодернизм (Сорокин, Акунин).Постмодернизм 1)игровой уровень повествования.2)интертекстуальность (много цитат).3)пародирование литературы всех времен.4)изменение типа героя (от героя деятельному к герою бездеятельному).5)отсутствие героя времени. 6)создание виртуального пространства. 7)устранение-? автора.

Ерофеев, Толстая, Довлатов, Акунин, Пелевин, Сорокин. П.- совокупность структурно сходных явлений в общественной жизни и культуре индустриально развитых стран 20-21 веков. В архитектуре и изобразительных искусствах 1970-1980 годов для постмодернизма характерно объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и художественных приемов, заимствованных из арсеналов разных эпох, регионов и субкультур. Авангардизм - совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века.
Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство. (франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин "А." возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Типология - научный метод, основанный на расчленении объектов и их группировке с помощью обобщенной модели или типа. Литературный стиль - это органическое единство всех составляющих литературное произведение... компонентов как психоидеологических (тематика, образы и т. д.), так и технологических (жанровых, языковых и т. п.)". Канон - в изобразительном искусстве - нормы композиции и колорита, система пропорций, иконография данного типа изображения или иной нормативный образец. Канон задает совокупность художественных приемов или правил, обязательных в ту или иную эпоху.





^

Билет 9. Художественный мир произведения


ФАБУЛА - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Первоначально термин "Ф." (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение - басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "Ф." обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению. А отсюда - указанное вначале значение в применении вообще к лит-ым произведениям. (от лат. fabula - предание, басня, сказка, рассказ), повествование о событиях, изображенных в эпических, лиро-эпических, а иногда и драматических произведениях, в его отличии от самих событий - от сюжета произведений. Нередко эти термины употребляются и в обратном соотношении. Ф. может отличаться от сюжета: 1) порядком повествования - события располагаются не в той последовательности, в какой они происходят в жизни героев, а с перестановками, пропусками, последующими узнаваниями и т.п. 2) субъектом повествования: оно может вестись не только от автора, никак себя не проявляющего или же выражающего свою эмоциональную настроенность, но и от лица рассказчика, очевидца изображаемых событий, их оценивающего, или от лица героя и т.п.; 3) мотивировкой повествования - оно может быть дано как воспоминание, письма и т.п.

СЮЖЕТ. 1. С. в лит-ре - отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. С. есть форма развертывания темы, характерная гл. обр. для драматических и повествовательных произведений; 2. Общим пороком формалистического рассмотрения С. является неумение раскрыть познавательное значение С. как одной из важнейших сторон сложного художественного целого. Так акад. А. Н. Веселовский в своих работах хотя и не отрицал содержательности С., однако оперировал с сугубо абстрактными сюжетными схемами, алгебраическими формулами мотива, в к-рых тщательно фиксировалось количество членов ситуации, накопление ситуаций в С. и в то же время игнорировалась историческая конкретность поступков, событий, содержание ситуаций, движущие силы С. 3. С. как отражение действительности через действование есть специфическое преимущество драматического и повествовательного родов лит-ры. Причем это преимущество выражается не только в том, что через С., как таковой, отражаются существенные процессы, события действительной жизни, но и в том, что действие есть "наиболее ясное разоблачение индивидуума как в отношении его образа мыслей, так и его целей; то, что человек есть в глубочайшей основе своего бытия, осуществляется в действительности через действие" (Гегель); притом в действии характер обнаруживается независимо от представлений самого человека о себе. 4. В конкретном развертывании С. мы можем различить ряд сторон и моментов, типических для построения С. (хотя не всегда в нем наличных). 5. Образно отражая динамику действительности, С. в то же время содержит в себе то или иное авторское отношение к изображаемым явлениям. Построение С. тесно связано с жанровой структурой произведения. Миф, фантастическая сказка, героическая эпопея, рыцарский роман, романтическая поэма и пр. - каждый из жанров обладает своеобразными чертами сюжетосложения. Судьбы С. могут быть уяснены лишь в истории лит-ых стилей, складывавших те или иные жанры. МОТИВ [от латинского moveo - "двигаю"] - термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин "М." начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения - неразложимого далее элемента содержания (Шерер). В этом значении понятие М. играет особенно большую, пожалуй центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы; здесь сопоставление сходных М., используемое и как метод реконструкции первоначальной формы сюжета и как способ прослеживания его миграции, становится почти единственным приемом исследования у всех домарксистских школ - от арийской Гриммов и сравнительно-мифологической М. Мюллера до антропологической, восточной и сравнительно-исторической включительно. - побудительная причина поведения и действий человека:М. - возникающая под воздействием его потребностей и интересов; - представляющая собой образ желаемого человеком блага.

ПЕРСОНАЖ - в художественной лит-ре действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной лит-ре образы, отражающие людей в их взаимодействиях, являются наиболее частыми и наиболее разработанными. (франц. personnage, от лат. persona - личность, лицо), действующее лицо пьесы (спектакля), сценария (кинофильма), романа и др. художественных произведений. Характер, греч., совокупность существенных свойств и особенностей предмета. Х. человека - совокупность психич. черт человека, как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума. Х-франц. немецк. нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца. ТИП [греч. - отпечаток, модель]. Проблема Т. и типизации не является специфической проблемой литературоведения.Т.-одна из высших таксономических групп в систематике животных, объединяющая родственные классы. Все организмы, относящиеся к одному типу, характеризуются единым планом строения. греч. прототип, первообраз, подлинник, образец, основный образ. тип, греч., 1) филос., простейшая форма, выражающая определенный закон строения или образования.-2) Биолог., форма, соединяющая в себе признаки, общие всем индивидам одного и того же рода или вида.-3) В зоологии наибольшая систематическая группа. Все царство животных делится на 7 Т.: простейшие, кишечно-полостные, иглокожие, черви, членистоногие, моллюски, хордовые.


Билет 10. Понимаение и интерпретация художественного произведения

Герменевтика(греч. hermeneutike, от hermeneuo - разъясняю, толкую), экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai - истолковываю), учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности источников. Понимание достигается грамматическим исследованием языка, изучением исторических реалий и вскрытием намёков, смысл которых со временем сделался непонятным; конкретно-психологическими изысканиями и рассмотрением закономерностей формы произведения. Применительно к Библии Г. (Hermeneutica Sacra) означает выяснение троякого смысла текста: чувственно буквального, отвлеченно-нравоучительного и идеально-мистического. Помимо литературы, Г. применяется также в музыке, в юриспруденции (толкование законов). Понятие Г. теперь мало употребительно и перекрывается более широким понятием интерпретация, имеющим в виду также и новую литературу.

Интерпретация (лат. interpretatio), истолкование, объяснение, разъяснение

Герменвтика- особая методология интерпритации понимания текста, прежде всего сокрального, затем текста вообще, осознаваемого литер.тексте в литер,контексте. Каждый текст понимается как многослойный. В процессе истол-я текста происходит развертывание значений слова или цитат.

Осн.прнцип-эврестический(угадывание). Герменевтика считается всеобщим методом гуманитарных наук, дает ключ к пониманию слова. С герменевтикой связано искусство интерпритации. Проблемы:

-ценности данного текста для культурв

-проблема понимания

Герменевтический круг(метод)-метод, связанный с соотношением целого и части, основан на процессах человеческого мышления.

Билет 14. Роды и жанры литературы

Жанр удожественный (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждой области художественной деятельности жанровая дифференциация особая в зависимости от специфики вида искусства: такой жанровый ряд, как "бытовой жанр - портрет - пейзаж - натюрморт", свойствен живописи и невозможен в музыке, литературе и киноискусстве; точно так же "песня - романс - кантата - оратория" есть ряд специфически музыкальных Ж. И всё же существуют общие для всех искусств принципы жанровой дифференциации, которые лишь по-своему преломляются в каждом виде.

Принципы эти (и соответственно определения Ж.) многообразны и взаимно пересекаются, что породило множественность точек зрения на саму проблему Ж. Построение относительно целостной системы жанровой классификации, адекватной исторически самоорганизующейся реальной системе видовых, родовых и жанровых форм, - дело будущего. Одна из концепций, допускающих целостную систему жанровой дифференциации, излагается ниже.

^ Род литературный, группа литературных произведений, сходных по способу отображения действительности, при котором за исходную модель берётся объект или субъект, или сам акт художественного высказывания; слово либо изображает предметный мир, либо выражает состояние говорящего, либо воспроизводит процесс речевого общения. Традиционно выделяются три Р. л., каждый из которых соответствует определённой функции слова и разрабатывает её эстетическую специфику: 1) эпос, схватывающий бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность); 2) лирика, запечатлевающая внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грёз, настроений, ассоциаций, медитаций, рефлексий (экспрессивность); 3) драма, фиксирующая речевые акты в их эмоционально-волевой устремлённости и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности.

Типология от греч. týpos - отпечаток, форма, образец и... логия, 1) метод научного познания, в основе которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа Т. используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношении, уровней организации объектов как сосуществующих, так и разделённых во времени. 2) Результат типологического описания и сопоставления.





Аристотель (384-322 до н.э.) завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного» (А.Ф.Лосев). В основных произведениях, посвященных риторике (Риторика, Топика и О софистических опровержениях), Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Некоторые из перечисленных вопросов после Аристотеля либо воспринимались догматически, либо вообще были убраны из риторического учения. Разработку их продолжили только представители новой риторики начиная с середины 20 в.

Билет 11. Риторика и неориторика как стратегии изучения худ. произведения

РИТОРИКА (греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина - как искусство оратора, искусство устного публичного выступления.

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia - «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам

^ Предмет и задачи риторики. Различия в определении предмета и задач риторики на протяжении ее истории сводились, по сути, к различиям в понимании того, какую именно речь следует считать хорошей и качественной. Сложились два основных направления.

Первое направление, идущее от Аристотеля, связывало риторику с логикой и предлагало считать хорошей речью убедительную, эффективную речь. При этом эффективность тоже сводилась к убедительности, к способности речи завоевать признание (согласие, симпатию, сочувствие) слушателей, заставить их действовать определенным образом. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Второе направление также возникло в Древней Греции. К числу его основателей относят и Сократа и некоторых других риторов. Представители этого направления были склонны считать хорошей богато украшенную, пышную, построенную по канонам эстетики речь. Убедительность продолжала иметь значение, но была не единственным и не главным критерием оценки речи. Следуя Ф. ван Эемерену, направление в риторике, берущее начало от Аристотеля можно назвать «логическим», а от Исократа - «литературным».

В эпоху эллинизма «литературное» направление укрепилось и вытеснило «логическое» на периферию дидактической и научной риторики. снижением роли политического красноречия и повышением роли церемониального, торжественного красноречия после падения демократических форм правления в Греции и в Риме. В Средневековье такое соотношение продолжало сохраняться. Риторика стала замыкаться в сфере школьного и университетского образования, превращаться в литературную риторику.. Развитие риторической парадигмы в данном направлении завершилось кризисом риторики в середине 18 в.

Соотношение сил изменилось в пользу «логического» направления во второй половине 20 в., когда на смену старой риторике пришла неориторика, или новая риторика. Ее создатели были преимущественно логиками. Они создавали новую дисциплину как теорию практического дискурса. Наиболее весомую часть последней составила теория аргументации. Сферой интереса неориторики вновь была объявлена эффективность воздействия и убедительность речи и текста.

^ Подразделения риторики. Общая риторика. Иногда «общая риторика» используется как синоним «неориторики». В настоящее время это риторика средств массовой информации, политическая и деловая (коммерческая) риторика. Среди других подразделений риторики - деление на теоретическую, прикладную и тематическую риторику. Теоретическая риторика занимается научным исследованием правил построения качественной речи, а прикладная использует найденные правила и закономерности, а также лучшие образцы наиболее успешных речей, в практике обучения словесности. Теоретическая и прикладная риторика тождественны научной и учебной риторике. Тематическая риторика рассматривает объединение различных видов словесности вокруг одной важной темы, например, выборов президента. Она получила распространение в США.

^ Нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio). Нахождение охватывает всю совокупность мыслительных операций, связанных с планированием содержания речи или текста. Автору необходимо определить и уточнить тему (если она не задана заранее), выбрать способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания.

^ Расположение или композиция материала (dispositio).

Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех (вступление - основная часть - заключение) до семи (вступление - определение темы с ее подразделениями - изложение - отступление - аргументация или доказательство собственного тезиса - опровержение - заключение). К этим блокам можно добавить еще один блок - заглавие текста.

^ Риторика и смежные дисциплины. Риторика, как и языкознание, относится к кругу семиотических наук К кругу традиционных риторических дисциплин относятся эристика, диалектика и софистика. К дисциплинам неориторического цикла относят лингвистическую теорию аргументации, исследование коммуникации, общую семантику (general semantics), структурную поэтику, литературоведческий анализ текста в рамках направления new criticism и др.

^ Краткий исторический очерк и персоналии.

Платон (427-347 до н.э.) отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве. Основные его диалоги, посвященные вопросам риторики - это Федр и Горгий. В них Платон отмечал, что главной задачей ораторского искусства является убеждение, имея в виду убеждение прежде всего эмоциональное. Он подчеркивал важность стройной композиции речи, умение оратора отделять первостепенное от маловажного и учитывать это в речи. Переходя к анализу практики судебной риторики, Платон отмечал, что здесь оратор должен не искать истину (которая в судах никого не интересует), но стремиться к максимальному правдоподобию своих доводов.



Билет 13. Стиль автора и стиль худ.произв.

Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. Понятие С. имеет как бы несколько уровней. Происходя от стиля - древнего инструмента письма, слово «С.» уже в древнем мире стало обозначать литературный слог, индивидуальную манеру. Оно и ныне употребляется для обозначения совокупности художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т.д. (например, стиль Микеланджело, стиль А. С. Пушкина), или даже отдельному периоду его деятельности (например, С. позднего Рембрандта

Под С. в литературе понимается своеобразие речи художественной отдельные произведения, писателя, направления, национальной литературы; в широком смысле С. - сквозной принцип построения художественной формы, сообщающий ощутимую целостность, единый тон и колорит её главным моментам. В античности слово «С.» означало склад речи, совокупность лексико-фразеологических норм, приличествующих каждому виду риторической словесности (учение о «трёх С.», модифицированное классицизмом). В 17 в. учение о поэтическом С. оформляется в особую филологическую дисциплину, а в 18 в. термин «С.» усваивается философской эстетикой; Гётс и Гегель связывают понятие С. с художественным воплощением, «опредмечиванием» существенных начал бытия («... стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах» - Гёте И. В., Из моей жизни. Поэзия и правда, Собр. соч., т. 10, М., 1937, с. 401). В конце 19 - начале 20 вв. С. становится центральной эстетической категорией (наряду с Вёльфлином О. Вальцель в Германии) и нередко толкуется весьма расширительно - как художественная «физиономия» культурной эпохи; вместе с тем в литературоведении 20-х гг. имеет место тенденция свести С. к речевому составу произведения, изучаемому средствами лингвистической стилистики

С определённой точки зрения мировой литературный процесс можно рассматривать как нарастание стилевой разомкнутости художественных методов (хотя и непоследовательное, с «качаниями» в обратную сторону). «Большие С.» (каноны) органических художественных эпох прошлого являют фиксированную и неуклонную согласованность общезначимых принципов миропознания и формотворчества (знаковый ритуализм древнего культового искусства). Поэтика греч. античности, создавшей собственно художественную литературу в её отдельности от культовой, дидактической и учёной словесности, если не предписывает, то уже предполагает обладание индивидуальным С. («слогом») как одну из литературных норм (что соответствует понятию индивидуального характера, впервые оформившемуся в древнегреческом культурном мышлении). Типологически - это явление, промежуточное между каноном и индивидуальными С. в современном смысле слова, близкое к той мере стилевого разнообразия, какая допускается в рамках новоевропейских дореалистических течений и направлений.

Мышление, процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Концепт, лат., 1) план, очерк сочинения.-2) Филос., общее представление.- Концептуализм, такое направление в учении о родовых понятиях (universalia), по которому они состоят из представления одних лишь общих признаков. Возникло в XII в., представитель его Абеляр

^ Частотный словарь, вид словаря (обычно одноязычного), в котором лексические единицы характеризуются с точки зрения степени их употребительности в совокупности текстов, представительных либо для языка в целом, либо для отдельного функционального стиля, либо для одного автора.

^ Художественная речь - речь, реализующая эстетические функции языка. Худ. речь подразделяется на прозаическую и стихотворную. Х.Р.- формируется в устном народном творчестве; - позволяет переносить признаки с предмета на предмет по сходству (метафора) и по смежности (метонимия); - формирует и развивает многозначность слова; - придает речи усложненную фонологическую организацию.

НЕОЛОГИЗМ [греч.] - языковое новшество, новое слово (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в яз. Изменения общественной жизни и классового сознания обычно обогащают яз. неологизмами, качество и количество к-рых определяется данной конкретной исторической обстановкой. АРХАИЗМ - устаревшее и вышедшее из употребления слово. В художественной речи А. является одним из стилистических средств, изучаемых в особом отделе стилистики. У нас А. чаще всего являются славянизмы, черпаемые из церковнославянского, к-рый до XVIII в. был в России лит-ым яз. А. находят широкое применение в стилизациях (см.), когда архаистический характер может придаваться и синтаксису лит-ого произведения.

Диалектизмы- рактерные для территориальных диалектов языковые особенности, вкрапливаемые в литературную речь. Д. выделяются в потоке литературной речи как отступления от нормы. Различаются Д. фонетические;рамматическое окончание ; окончание; особое употребление предлогов; словообразовательные.

Просторечие, слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, имеющие оттенок упрощения, сниженности, грубости.

Жаргон (французское jargon, предположительно от галло-романского gargone - болтовня), социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и экспрессивностью оборотов, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой.





Билет 12 Тропы и стилистические фигуры, их классификация, особенности.

Троп - (от греч. trоpos - поворот, оборот речи), употребление слова или выражения в переносном, образном смысле; в более узком значении - словопреобразование, посредством которого достигается эстетический эффект выразительности в речи (художественный, публицистический, бытовой и др.). В стилистике и поэтике - слова и словосочетания, употребляемые не в обычном, а переносном смысле; в более узком значении - различные способы словопреобразования, с помощью которых главным образом в художественной, ораторской и публицистической речи (но также в бытовой и научной, в рекламе и т.п.) достигают эстетического эффекта выразительности. Основными видами Т. у большинства теоретиков считаются: метафора, метонимия и синекдоха с их подвидами, т. е. Т., основанные на употреблении слова в переносном значении; но наряду с этим в число Т. включается и ряд оборотов, где основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) - каковы эпитет, сравнение, перифраза и др. Во многих случаях уже античные теоретики колеблются, куда отнести тот или другой оборот - к Т. или к фигурам. Так, Цицерон относит перифразу к фигурам, Квинтилиан - к тропам. Оставляя в стороне эти несогласия, можно установить следующие виды Т., описанные у теоретиков древности, Ренессанса и Просвещения:

Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum) - определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова (epitheton ornans - украшающий эпитет). Ср. у Пушкина: "румяная заря"; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: "дней моих суровых") и эпитету с противоположным значением - так наз. оксюморону (ср. Некрасова: "убогая роскошь").

Сравнение (латинское comparatio) - раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку (tertium comparationis). Ср. у Пушкина: "быстрее птицы младость". Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам

Перифраза (греческое periphrasis, латинское circumlocutio) - "способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов". Ср. у Пушкина пародийную перифразу: "Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном" (вм. молодая талантливая актриса). Одним из видов перифразы является евфемизм - замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: "обходиться с помощью платка". В отличие от перечисленных здесь Т., построенных на обогащении неизмененного основного значения слова, следующие Т. построены на сдвигах основного значения слова.

Метафора (латинское translatio) - "употребление слова в переносном значении". Классический пример, приводимый Цицероном - "ропот моря". Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.

Синекдоха (латинское intellectio) - "случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть". Классический пример, приводимый Квинтилианом - "корма" вместо "корабль".

Метонимия (латинское denominatio) - "замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов". Ср. у Ломоносова: "читать Вергилия".

Антономасия (латинское pronominatio) - замена собственного имени другим, "как бы извне заимствованным прозвищем". Классический пример, приводимый Квинтилианом - "разрушитель Карфагена" вместо "Сципион".

Металепсис (латинское transumptio) - "замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому". Ср. у Ломоносова - "десять жатв прошло...: здесь через жатву разумеется лето, через лето - целый год". выделяется ряд Т., в к-рых изменяется не основное значение слова, но тот или иной оттенок этого значения. Таковы:

Гипербола - преувеличение, доведенное до "невозможности". Ср. у Ломоносова: "бег, скорейший ветра и молнии".

^ Литотес - преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота ("немало" в значении "много").

Ирония
- выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: "Да! Человек он боязливой и прекроткой...".

КАТАХРЕЗА [греч. katachresis, лат. abusio] - термин традиционной стилистики, обозначающий употребление слов в переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению, причем противоречие это выступает или благодаря необычному соединению слов в переносном значении или благодаря одновременному употреблению слова в прямом и переносном значении. Пример К.: "С другой стороны сидел, облокотивши на руку свою... голову граф Остерман-Толстой" (Л. Толстой); "В безмолвии ночном живей горят во мне змеи сердечной угрызенья..."

АЛЛЕГОРИЯ [греч. - иносказание] - выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа). Так. обр. отличием А. от родственных форм образного выражения тропов является наличие в ней конкретной символики, подлежащей отвлеченному истолкованию; поэтому по существу неверно довольно распространенное определение А. как расширенной метафоры (Ж. П. Рихтер), поскольку в метафоре отсутствует тот логический акт перетолкования, к-рый неотъемлем в А.

ОКСЮМОРОН [греч. - "острая глупость"] - термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). Частный случай О. образует фигура contradictio in adjecto, - соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" (Некрасов).

АНТИТЕЗА [греч.- противоположение] - один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: "Кто был ничем, тот станет всем". : "Я царь, - я раб, - я червь, - я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях - "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание".

^ ЛИТОТА [иначе литотес] - 1. Обратная гиперболе (см.) стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, имеющая целью усиление выразительности, напр.: "Лошадь величиной с кошку", "Жизнь человека - один миг" и т. п. По существу Л. чрезвычайно близка гиперболе по своему выразительному значению, почему ее и можно рассматривать как вид гиперболы (что и делали старые риторики, делившие гиперболу на "auxesis" - увеличение - и "tapinosis", или "meiosis", - уменьшение). 2. Стилистическая фигура нарочитого смягчения выражения путем замены слова противоположным, но отрицательным по значению: "неплохо" вместо "хорошо", "не возражаю" вместо "соглашаюсь".

ГРОТЕСК. - Г. заимствован из живописи. Г. - это высшая степень комического, проявляющаяся: 1. в виде чрезмерного преувеличения, карикатурного искажения, к-рые могут достигать границ фантастического; 2. в виде композиционного контраста, внезапного смещения серьезного, трагического в плоскость смешного.

Сравнение, 1) лог., основная функция мышления. Связывая два содержания сознания и признавая их сходными или различными, мы производим С. Всякое суждение есть результат предшествующего С.-2) Литерат., в поэтической речи приискание общего признака между двумя несходными предметами или явлениями для более рельефного и картинного изображения, например, у Пушкина: "как пахарь битва отдыхает".

Символ, греч., 1) у древних греков первоначально под словом С. разумелся всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для определенной группы лиц, например, для поклонников Кибелы, Митры. С. назыв. знаки отличия корпораций государственных, общественных или религиозных. В первые века христианства, в эпоху возникновения многих ересей, тайных религиозных сообществ, С. назыв. знаки, по которым единомышленники узнавали друг друга (знак рыбы у первых христианских общин), а позже краткое изложение основ тайного учения. Каламбур франц, стилистический оборот речи или миниатюра определённого автора, основанные на комическом использовании одинакового звучания слов, имеющих разное значение, или сходно звучащих слов или групп слов, либо разных значений одного и того же слова или словосочетания. Некоторые виды К.: 1) сопоставление омонимов 3) столкновение омофонов. 4) сопоставление омографов.5) разрушение и переосмысление устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. 6) разные значения слова или словосочетания. 7) шуточная этимологизация.

ФИГУРЫ [греческое schḗmata, латинское figurae] - термин античной стилистики, обозначающий художественное осмысление и упорядочение изменений в синтаксическом строе связной речи.

Перифраз, (от греч. períphrasis - описательное выражение, иносказание), в стилистике и поэтике: троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Возможны П. различной сложности, от самых простых ("погрузился в сон" вместо "заснул") до самых сложных, сближающихся с метонимией, олицетворением и др. видами тропов.Анафора, греч., повторение одного и того же слова в начале нескольких предложений.-Музык., повторение непосредственно предшествовавшей музыкальной фразы.Эпифора (от греч. epiphorá - добавление, повторение) или антистрофа, фигура стилистическая - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи ("фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков..." - Н. В. Гоголь).

Аллитерация (лат., созвучие), в древнегреч., римск. и особ. германск. поэзии особенное созвучие, состоящее в том, что два или три слова в стихе начинались одинаковой гласной или согласной.Ассонанс(от лат. oткликаюсь),1) повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков.2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или нескольких стихотворных строк, в которых совпадают гласные при большой свободе согласных, например: красивая - неугасимая, кляузе - маузер. В средневековой, особенно романской, поэзии А. - один из важнейших элементов стиха. У русских поэтов 19 в. А. очень редок. Возрожден символистами и получил распространение в современной советской поэзии.





^

Билет 16. Лирика, как род литературы


Лирика (от греч. lýга - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания.

В лирической композиции обычно главенствует созерцающее, воспринимающее, мыслящее "я", хотя в определенных типах Л., например в пейзажной, философской, "я" иногда только подразумевается, не присутствуя композиционно. в таких случаях обычно говорят о "субъективной", "личной" Л. Однако субъективность и личностная подлинность лирического чувства не означают здесь буквального совпадения с биографическим опытом автора. Лирик, типизируя (или "объективируя") свои жизненные переживания, "отодвигает их от себя как объект" (Фет), творчески домысливает и преображает их, благодаря чему факт личной биографии перерастает в произведение искусства, а "самовыражение" поэта - в выражение дум и чаяний его современников. Своеобразие проблемы образа автора в Л. акцентируется принятым в советской критике понятием "лирический герой". Термин "лирический герой" (впервые введённый Ю. Тыняновым применительно к лирике Блока) указывает как раз на то, что между реальной биографической личностью поэта-лирика и её отражением в искусстве может существовать некое единство, близость, но не тождество

В 19-20 вв. намечается также членение на медитативную Л. (эмоциональная рефлексия, взволнованное раздумье о "вечных темах": "И скушно, и грустно" Лермонтова, "Осенний вечер" Тютчева, "Не жалею, не зову, не плачу" Есенина) и суггестивную ("внушающую" Л., очаровывающую "пленительной неясностью" - "Певица" Фета, "Зимняя ночь" Б. Пастернака

Образно-выразительные возможности, необходимые для творческого претворения и типизации внутренней жизни, Л. открывает в самой природе слова - в фонетическом облике и звуковой сочетаемости слов, во внутренней форме слова, в синонимии языка, в синтаксически-интонационной организации речи. Здесь лирик находит ту "неожиданность выразительности слов", которая заменяет собой всякий способ описания событий (Н. Асеев).

Мотив, 1) медицин., побуждение, довод, основание к действию.-2) В искусстве, то существенное в художествен. произведении, что определяет характер производимого им впечатления.-3) Музык., такие части мелодии, которые при повторении узнаются по своей характерности и потому способны стать материалом для построения более или менее сложной муз. формы. Порочность понятия М. - за пределами фольклора, особенно популяризованного формалистами в их полемике с культурно-исторической школой - в механистической концепции художественного метода как техники комбинирования некоторого количества качественно неизменных элементов; эта концепция предполагает отрыв техники (приемов) художественного мастерства от его содержания, т. е. в конечном счетз отрыв формы от содержания. Поэтому в конкретно-историческом анализе лит-ого произведения понятие М. как понятие формалистическое подлежит существеннейшей критике






^

Билет 15. Эпос, как род литературы


Эпос, на ряду с лирикой и драмою один из трех гл. родов поэзии, изображает действия или события в объективно повествовательной форме, характеризуется спокойно созерцательн. отношением к изображаемому предмету. Э.- древнейш. форма историческ. изложения. У отдельн. народов из эпич. народн. стихотворений, образующих известн. цикл преданий, развились эпопеи или героическ. поэмы. Эпос - род художественной литературы, в повествовательной форме дающий связный рассказ о событиях, объективированных от имени рассказчика.

Различают:
- устный эпос: сказки, легенды, предания, мифы, сказания, былины и др.;

- письменный эпос: романы, повести, новеллы, рассказы и др.; а также

- героический эпос. 1) род литературный , выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героического эпоса, эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. 2) В более узком и специфическом смысле слова - героический Э. как жанр (или группа жанров), т. е. героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину нар. АВТОР м. лат. творец чего, сочинитель, писатель. Авторов, ему принадлежащий; авторский, ему свойственный, к нему относящ. Авторство ср. состояние, обязанность или занятие писателя. Авторствовать, говор. укорительно или насмешливо, заниматься писанием, сочинением книг. Авторитет м. свидетельство или мнение известного человека в деле науки, принимаемое слепо, на веру, без поверки и рассуждений.

^ Автор, лат., создатель какого-либо литературного, ученого или художественного произведения; изобретатель, виновник чего-либо.

Рассказчик
-реалист и наблюдатель, он неизменно мечтает о героическом стиле, насилует свое дарование сочинением од и поэм, либретто для опер и балетов, а в старости пишет трагедию в корнелевском стиле "Ахилл" (не окончена).

Герой, 1) действующее лицо древних мифов и поэм, обладающее сверхчеловеческой силой; богатырь русских былин. 2) Великий историч. деятель; главное действующее лицо литературн. Произведения поэмы, драмы, романа. Мистическая или реальная личность, символизирующая своей прошлой или настоящей социальной ролью или поступками особо важные аспекты ценностей той или иной культуры.

Сюжет (от франц. sujet - предмет), 1) в литературе - развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово "С." впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Но Аристотель в "Поэтике" применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово "миф"(мýthos) в смысле "предание", которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом "фабула". Латинское слово "фабула" (от одного корня с глаголом fabulari - рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин "С.". В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображенные в произведениях, назывались "действованием" (Handlung). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными. 2) В изобразительных искусствах - определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы, С. представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая сложность С. характерна для произведения бытового и исторических жанров.

ФАБУЛА - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, к-рые компонуются и оформляются автором в сюжете(см.) на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Первоначально термин "Ф." (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение - басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином "Ф." обозначают то, что сохраняется как "основа", "ядро" повествования, меняясь по изложению. А отсюда - указанное вначале значение в применении вообще к лит-ым произведениям.

МОТИВ [от латинского moveo - "двигаю"] - термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведедении термин "М." начинает применяться для обозначения минимального компонента художественного произведения - неразложимого далее элемента содержания (Шерер).

Эпопея-(греч. epopoi©a, от épos - слово, повествование и poiéo - творю), монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. На ранних стадиях словесности - преобладающая разновидность нар. эпоса (см. Эпос, раздел 2-й); изображала наиболее существенные (по Гегелю - "субстанциональные") события и коллизии жизни: или мифологически осознанные народной фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племён и народов.

^ Роман-(франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра - национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе.

Повесть - широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин "повесть", так и обнимаемый им материал прошли длинный исторический путь; говорить о П. как о едином жанре в древней и новой лит-ре совершенно невозможно.

РАССКАЗ - Термин "Р." в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т. п.

НОВЕЛЛА [итальянское - novella, испанское - novela, французское - nouvelle, немецкое - Novelle] - термин, обозначающий в истории и теории лит-ры одну из форм повествовательного художественного творчества. Наряду с наименованием Н., ставшим международным, существуют равнозначные наименования того же жанра: франц. - conte, fable, нем. - Schwank, Märe, Geschichte, англ. - short story, русск. - рассказ, сказка.

ПРИТЧА - малый жанр дидактической лит-ры, по основным признакам тождественный с басней. Различие в употреблении терминов "П." и "басня" наблюдается, но оно связано не столько с различиями жанра, сколько со стилистической значимостью этих слов; П. - слово более "высокого стиля", чем басня, в к-ром есть элемент снижающего отношения к называемому так произведению; поэтому слово "П." применялось к таким лит-ым произведениям, к к-рым применение слова "басня" в силу его напр. слишком светского характера считалось невозможным, в частности к произведениям церковной лит-ры.

Анекдот (франц. anecdote, от греч. anéкdotos - неизданный), короткий рассказ о незначительном, но характерном происшествии из жизни исторического лица. В современном словоупотреблении (с середины 19 в.) под А. понимается также небольшой устный шуточный рассказ с неожиданной и остроумной концовкой.

ОЧЕРК - лит-ый жанр, отличительным признаком к-рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак О. - писание с натуры.

ПАМФЛЕТ - представляет собой произведение, направленное обычно против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей. Задача П. состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. П., создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как определенную индивидуальность - бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать еще сильнее удар по политической линии, им представляемой.

Эссе -(франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

ФЕЛЬЕТОН - малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.





оставить комментарий
страница1/2
Дата15.10.2011
Размер0.71 Mb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
плохо
  1
средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх