Формулирует вопросы к тексту художественного произведения, отвечает на эти вопросы; составляет план текста icon

Формулирует вопросы к тексту художественного произведения, отвечает на эти вопросы; составляет план текста


Смотрите также:
Программа элективного курса «Филологический анализ художественного текста»...
Особенность художественного текста (как текста художественного произведения)...
Задачи. Создать ситуацию сопричастности, сочувствования, сопереживания...
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся...
Вопросы, составленные к тексту о В. М. Шукшине (1 человек отвечает на вопрос товарища...
Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ...
«красного октября»...
Примерный план характеристики художественного образа-персонажа...
Изучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование)...
Изучая географию, вы не раз осуществляли самостоятельный поиск (исследование)...
Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы...
Вопросы к семинару Подготовьте ответы на вопросы эти ответы должны быть самостоятельными...



Загрузка...
Põhikooli kirjanduse ainekava (vene õppekeelega koolile)

õppeprotsessi kirjeldus klassiti


5. класс


1. Результаты обучения


Ученик 5 класса:


  • бегло, осознанно читает незнакомый текст доступной степени сложности;

  • выразительно читает знакомый текст; читает наизусть 3-4 стихотворения;

  • пользуется справочным материалом учебника, ресурсами школьной библиотеки, Интернета.




  • формулирует вопросы к тексту художественного произведения, отвечает на эти вопросы; составляет план текста;

  • пересказывает прочитанный текст (с различной степенью развёрнутости), соблюдая нормы литературного языка;

  • определяет тему и основную мысль произведения;

  • характеризует литературного героя на основе его поступков;

  • работает в группе с одноклассниками, представляет перед аудиторией выработанный группой ответ.




  • использует литературоведческие понятия: проза, поэзия, пьеса, литературный герой, портрет, пейзаж, интерьер;

  • различает фольклорные и литературные жанры (сказку, загадку, пословицу, поговорку, басню, рассказ, стихотворение);

  • находит в тексте изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты,

сравнения, олицетворения), объясняет смысл пословиц, поговорок,

аллегорий.


^ 2. Учебная деятельность и содержание обучения


Программа 5. класса осуществляет постепенный переход от литературного чтения к изучению литературы как искусству слова. В центре внимания находится понимание учащимися текста художественного произведения. В круг чтения попадают произведения более сложные по содержанию и более крупные по объёму, чем изучавшиеся ранее, разнообразные по тематике, с динамичным сюжетом, представляющие лучшие образцы русской, эстонской, мировой литературы. Изучение литературы на примерах лучших её образцов развивает художественный вкус, кругозор ребёнка, формирует активное отношение к окружающей действительности.


Чтение


Вдумчивое чтение текстов литературных произведений; комментированное и аналитическое чтение отрывков художественных произведений; чтение текстов учебных историко-литературных статей, дающих элементарные сведения об авторах, эпохе создания произведения и времени, изображённого в нём; чтение статей литературоведческого характера, дающих представление о понятиях, связанных с содержанием и структурой произведения.


Работа над правильным интонированием, расстановкой пауз, выбором темпа чтения; подготовленное выразительное чтение художественного текста, чтение по ролям; выразительное чтение с целевой установкой (цитирование и пр.).


Пересказ прочитанного


Пересказ с различной степенью развёрнутости (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, от лица разных персонажей ит.д.); пересказ на основе иллюстраций, созданных как художниками, так и учащимися.


Осмысление и анализ текста


Формулирование вопросов, раскрывающих знание и понимание текста, и ответов на них своими словами и с опорой на текст (цитирование);

членение текста на смысловые части; составление плана текста; озаглавливание пунктов плана в виде отдельных слов, утверждений, вопросов, цитат;

определение темы и основной мысли произведения; цитирование наиболее значимых отрывков произведения; обсуждение данной темы, отражённой в других изученных ранее произведениях; формулирование собственного мнения, выражающего отношение к теме и идее произведения; привлечение в качестве доказательств примеров из текста и собственного жизненного опыта;

формулирование собственного мнения, выражающего отношение к герою;

комментированное и аналитическое чтение отрывков художественных произведений, помогающих охарактеризовать героя; определение отношения автора к своему герою, роли художественной детали;

определение жанровой принадлежности изученных произведений.


Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка


Нахождение изобразительно-выразительных средств языка и объяснение их роли в тексте; использование в собственной речи эпитетов, сравнений, олицетворений;

осмысление пословиц, поговорок, аллегорий;

творческое фантазирование (написание собственных загадок, сказок, небольших рассказов на основе изученных пословиц и поговорок с использованием изобразительно-выразительных средств языка).


Творческая деятельность и выступление перед аудиторией


Написание собственных произведений в прозе (сказок, небольших рассказов повествовательного характера, рассказов на основе изученных пословиц и поговорок); создание собственных стихотворений на основе предложенных рифм; составления диалогов действующих лиц; написания собственных вариантов окончания произведения и пр.

Чтение наизусть перед аудиторией стихотворений, отрывков из прозаических и драматических произведений; представление собственных текстов.

Развитие умения работать в группе и представление выработанных группой ответов всей аудитории. В процессе этой деятельности прививаются навыки культуры ведения диалога с оппонентом и аудиторией.


Работа с научно-информационными источниками


Использование справочного материала учебника, других справочников, учебных интернет-порталов;

работа по обогащению словарного запаса;

формирование привычки пользоваться услугами школьной библиотеки, умения заказывать нужную литературу, корректно объяснять библиотекарю своё пожелание.


Историко-литературные знания и понятия


Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Роль книги в жизни человека. Устное народное творчество, фольклорные жанры: сказка, пословица и поговорка, загадка, легенда (предание). Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных. Литературная сказка. Новый жанр — фэнтэзи. Пьеса, действующие лица, реплика. Литературные жанры: рассказ, повесть. Пейзаж, интерьер, портрет. Художественная деталь. Прозаическая и стихотворная речь. Особенности поэтического языка. Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения. Юмор.


^ Рекомендуемая для изучения литература


Проблема добра и зла в фольклоре. Выражение нравственного идеала в устном народном творчестве. Верность, смелость, трудолюбие, справедливость, сообразительность в представлении народа. Отражение жизненного уклада, народного опыта, житейской мудрости в фольклорных произведениях. Различия и сходства в обычаях, традициях.

Русские народные сказки: "Финист - ясный сокол", "Догадливый мужик".

Эстонская народная сказка "Каждый своё получил" (и другие по выбору).

Загадки. Пословицы и поговорки.

Легенды о Таллинне.

О. Лутс. Старец из Юлемисте.


Нравственная сила в столкновении с человеческими пороками. Вера в справедливое возмездие. Красота внешняя и внутренняя. Выбор жизненной позиции: жить для себя или дарить радость другим. Преодоление жизненных испытаний — обязательное условие торжества добра и справедливости?

^ А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях;

Г. Х. Андерсен. Улитка и розовый куст;

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе;

Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес (отрывки);

^ Дж. Р. Толкиен. Хоббит, или Туда и обратно (глава "Загадки в темноте").


Отражение особенностей исторических эпох. Историческое событие как предмет национальной гордости. Прошлое, настоящее, будущее. Светлые и мрачные стороны жизни. Проблема осознания человеком собственного достоинства. Ответственность человека за судьбу родины, свои поступки и принятие решений. Трусость и угодничество как вневременные качества.

^ Н. В. Гоголь. Майская ночь, или Утопленница;

М. Ю. Лермонтов. Бородино;

И. С. Тургенев. Муму;

А. П. Чехов. Хамелеон.


Разнообразие тем поэтических произведений. Поэтические уроки нравственности. Человеческая благодарность и неблагодарность. Невежды и невежи среди нас. Дела как мерило ценности человека.

Проблема одиночества. Поэтический образ родины.

^ И. А. Крылов. Свинья под дубом, Две бочки;

А. С. Пушкин. Няне;

М. Ю. Лермонтов. На севере диком;

Ю. Лийв. Сосна;

С. А. Есенин. Бабушкины сказки, Цветы, V (Я не люблю цветы с кустов);

^ К. Мерилаас. Василёк.


Красота родной природы. Гармония человека и природы. Отношение к животным как мерило нравственности. Идея единства человека и природы. Ответственность человека за сохранение природы.

^ А. С. Пушкин. Зимнее утро;

Ф. И. Тютчев. Есть в осени первоначальной", "Неохотно и несмело;

И. С. Никитин. В синем небе плывут над полями, Ярко звёзд мерцанье;

^ С. А. Есенин. Пороша;

Л. Андреев. Кусака;

М. М. Пришвин. Кладовая солнца.


Дружба и участие. Сочувствие и сопереживание читателя как самопознание и самовоспитание. Своеобразие характеров и их столкновение. Проявление самоотверженности, взаимопомощи в минуту опасности как признак взросления. Радость от совершенного дела. Семья, отношения между членами семьи. Идея преемственности поколений.

^ А. Линдгрен.Рони, дочь разбойника (отдельные главы);

Ю. П. Казаков. Тихое утро;

В. Солоухин. Мститель;

Я. Раннап. Муха Рамзес.


Дополнительная литература

Аверченко А.Т. Берегов – воспитатель Киси

^ Андерсен Г.Х. Снежная королева. Соловей

Астафьев В.П. Васюткино озеро

Булычев К. Заповедник сказок

Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством

Йыгисалу Х. Горностай (главы по выбору)

Кросс Я. Мартов хлеб

Парийыги Ю. Мы занимаемся домашними делами

Первик А. Арабелла, дочь пирата

^ Пушкин А.С. Руслан и Людмила.

Раннап Я. Агу Сихвка говорит правду. Последний орлан — Белое перо.

Распутин В.И. Красный день

Рохт Р. Рассказы о животных

Твен М. Приключения Тома Сойера (главы по выбору)

Толстой Л.Н. Кавказский пленник


6. класс


^ 1. Результаты обучения

Ученик 6 класса:

  • усвоил технику выразительного чтения, бегло, осознанно читает текст доступной степени сложности;

  • составляет план прочитанного и пересказывает по нему содержание, высказывает мнение о прочитанном;

  • определяет тему, идею и композицию художественного произведения,

  • видит позицию автора по отношению к изображаемым героям и событиям;

  • характеризует героев, сравнивает их;

  • определяет жанры и роды изученных произведений, а также роль языковых средств в художественном тексте;

  • может осознанно и эмоционально построить устное и письменное высказывания о пережитом и увиденном

  • использует словари, библиотечный каталог и Интернет для получения необходимой информации



^ 2. Содержание обучения и учебная деятельность


Чтение


Постепенный переход от литературного чтения к изучению литературы как искусству слова не означает отказа от такого вида работы, как подготовленное вдумчивое, сосредоточенное чтение художественного текста, направленное на развитие техники чтения, выделение опорных слов, содержащих самое существенное в повествовании или описании. Таким образом вырабатываются и навыки функционального чтения, имеющего большое практическое значени в современном мире, перенасыщенном информацией.


Чтение вслух для выработки правильного произношения звуков, логического ударения. Чтение про себя, перечитывание текста с целевой установкой позволяют учащемуся оценить свои успехи, видеть задачи в дальнейшем продвижении.Учитель дает советы и направляет домашнее чтение, котрое развивает читательские навыки учащегося.у ченик может вести (по желанию) читательский дневник.Чтение помогает ему расширить представление о мире и жизненно важных ценностях.


Осмысление и анализ текста


Устная форма общения, которая является ведущим средством для учащихся в данном возрасте, предполагает предварительную работу над комментированием, анализом и осмыслением текста (составление вопросов и нахождение ответов на них в тексте, дополнение их своими выводами). Школьник учится высказывать и обосновывать свою точку зрения, осмыслять обсуждаемые проблемы. Условием для успешного осуществления общения является доброжелательная атмосфера, проявление уважение к мнению школьника как субъекта деятельности.


Важное место занимает и пересказывание с предварительной установкой на выделение темы и идеи текста, использование художественных приемов автора произведения.


В процессе деятельности происходит осмысление целостности художественного текста, а также выявление главного конфликта между действующими лицами (героями или группами героев) с объяснением причин его возникновения и способов разрешения. Учащийся находит главных и второстепенных героев, выделяет группы героев, сравнивает их. Он учится обнаруживать причинно-следственные связи.


Развитие образного мышления и работа над выразительностью языка


Учебная деятельность нацелена на обогащение речи учащегося. Деятельность предполагает широкое использование межпредметных связей, прежде всего с родным языком, а также с историей, музыкой, изобразительным искусством. Художественная литература воспринимается как один из видов искусства, обладающего своими особенностями. Работа с текстом предполагает нахождение и объяснение роли изобразительно-выразительных языковых средств (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений), используемых автором, а также объяснение символики и осмысление подтекста. Школьники учатся понимать образность поэтических произведений, находить элементы смешного, сопереживать неудачи, горести и драматические ситуации в жизни героев – так реализуется одна из важнейших задач художественной литературы: быть источником эстетических переживаний человека, развивать эмоциональную сферу учащегося.


Творческая деятельность и выступление перед аудиторией


Развитие личности осуществляется только в деятельности и общении. В процессе учебной деятельности для развития навыков творческого общения происходит ознакомление с техникой и практикой интервьюирования.


Учебная деятельность предполагает приобщение учащихся к творческой работе: написанию собственных произведений в прозе, стихах, в виде диалогов действующих лиц, описаний природы и т.п., а также к созданию отзывов о прочитанных произведениях. Учащиеся создают, конечно, произведения в силу собственных способностей. Поэтому им необходимы поддержка и доброжелательное отношение. В результате такой деятельности вырабатываются такие качества личности, как уважение к мнению других и способность вести диалог с окружающими.


Работа с научно-информационными источниками


Использование учебных интернет-порталов, справочного материала учебника, других справочных материалов.


Умение пользоваться каталогом школьной библиотеки, читальным залом, оформлять заказ нужных справочников и художественной литературы.


^ Физическая среда обучения

Для реализации программы обучения на современном содержательно-методическом уровне необходимы:

- учебники, соответствующие программе, рабочие тетради.

-библиотека , в которая укомплектована изданиями художественных текстов, хрестоматиями, справочными изданиями;

- читальный зал;

-фоно- и видеотека, ДВД-диски и т.п.в соответствии с изучаемыми произведениями;

- наличие кружков для внеклассных занятий по предмету, необходимых помещений для этого;

- регулярное посещение музеев;


В центре внимания находятся отдельные произведения. Все произведения обращены к вечным человеческим ценностям. Вместе с литературными героями ребёнок постигает категории добра, справедливости, чести, совести, патриотизма, любви к человеку, к природе. Для изучения предлагаются произведения русской, эстонской и зарубежной литературы. Они составляют обязательный минимум. Произведения для дополнительного (необязательного) чтения могут выбираться учителем с ориентацией на предлагаемый список.


Историко-литературные знания и понятия


Историко-литературные знания представляют собой элементарные сведения об авторах, знания об эпохе создания данного произведения и времени, изображенного в нем.


Литература как искусство слова и одна из форм отражения многообразия мира, жизненного опыта человечества. Устное народное творчество, фольклорные жанры: сказка, пословица и поговорка, загадка, легенда (предание). Мифы. Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных. Литературная сказка. Новый жанр — фэнтэзи. Тема и идея художественного произведения. Сюжет и фабула. Композиция. Эпос, лирика, драма. Литературные жанры: рассказ, повесть, басня, поэма. Пьеса, действующие лица, реплика. Пейзаж, интерьер, портрет. Художественная деталь. Особенности поэтического языка. Двусложные размеры стиха. Изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Юмор и сатира. Отзыв о прочитанном произведении.


^ Рекомендуемая для изучения литература


Роль книги в жизни человека. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства.


М. Цветаева. «Книга в красном переплете»

К. Паустовский. «Старый повар». «Корзина с еловыми шишками»


Проблема добра и зла в фольклоре. Выражение нравственного идеала в устном народном творчестве. Верность, смелость, трудолюбие, справедливость, сообразительность в представлении народа. Отражение жизненного уклада, народного опыта, житейской мудрости в бытовой сказке.


Русские народные сказки: «Два Ивана – солдатских сына», «Жена-доказчица»

Эстонская народная сказка (по выбору учащихся»)

«Снегурочка» - немецкая народная сказка

Загадки, небылицы, пословицы, поговорки


Нравственная сила в столкновении с человеческими пороками. Вера в справедливое возмездие. Красота внешняя и внутренняя. Выбор жизненной позиции: жить для себя или дарить радость другим? Преодоление жизненных испытаний – обязательное условие торжества добра и справедливости?


^ В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»

В. И. Даль. «У тебя у самого свой ум»аль

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Р. Киплинг. «Кошка, которая бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе»

Отражение особенностей исторических эпох. Историческое событие как предмет национальной гордости. Ответственность человека за судьбу своей родины. Светлые и мрачные стороны жизни. Сила и красота любви. Проблема осознания человеком собственного достоинства. Ответственность человека за свои поступки. Трусость и угодничество как вневременные качества.


^ А. С. Пушкин. «Дубровский»

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

^ Н. А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

А. И. Куприн. «Белый пудель»


Уроки нравственности. Человеческая благодарность и неблагодарность. Невежды и невежи среди нас. Дела как мерило ценности человека. Проблема одиночества. Поэтический образ родины. Разнообразие тем поэтических произведений.


^ И. А. Крылов. «Две собаки»

А, С. Пушкин. «Простите, верные дубравы...»

М. Ю. Лермонтов. «Парус»

И. С. Тургенев. «Враг и друг», «Русский язык»

О. Уайльд. «Мальчик-звезда»

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мед»

^ С. А. Есенин. «Разбуди меня завтра рано...»


Красота родной природы. Гармония человека и природы. Отношение к животным как мерило нравственности. Душевная черствость и равнодушие людей. Идея единства человека и природы. Необходимость бережного отношения к природе. Идея преемственности поколений.


^ А. С. Пушкин. "Бесы»

И. С. Тургенев. « Б ежин луг»

С. А. Есенин. «Над рекой гонят огни...», «Нивы сжаты...»

И. А. Бунин. «Первый гром»

^ К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга», «Старик в станционном буфете»

Х. Йыгисалу. «Гадюка»

Ю. П. Казаков. «Тедди»

Д. Кайгородов. «Убитая птичка»

Э. Сетон-Томпсон. «Снап».


Тема дружбы и рыцарства. Познание справедливого и несправедливого мира. Сочувствие и сопереживание читателя как познание и воспитание себя. Индивидуальность характеров и их столкновение. Проявление самоотверженности, взаимопомощи в минуту опасности как признак взросления. Радость от совершенного дела. Школьная жизнь сквозь призму юмора. Ответственность человека за принятие решений


^ Л. Н. Толстой. «Сила детства

А. П. Чехов. «Мальчики»

В. В. Набоков. «Лебеда»

А. Т. Аверченко. « Индейская хитрость»

Ф. Туглас. «Весна»


Литература, рекомендуемая для самостоятельного чтения


^ А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила», «Барышня-крестьянка»

Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос»

А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»

В. И. Даль.«Счастье»

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро (1-2 по выбору)

М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

Ю. Олеша. «Три Толстяка»

А. Аверченко. «Берегов - воспитатель Киси»

В. Луйк. «Осень»

Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»


7. класс


^ 1. Результаты обучения


Ученик, окончивший 7-й класс:


Чтение

  • овладел методикой выразительного чтения; сообразует выбор выразительных приемов с сюжетом и жанром читаемого текста; знает и читает наизусть 3-4 стихотворения;

  • составляя сообщение по заданной теме, использует рекомендованные учителем источники; способен критически оценить их.


Понимание и анализ текста

  • обнаруживает в прочитанном произведении его основную тему, проблему и идею;

  • устно характеризует прочитанное произведение (пересказывает сюжет, характеризует основных героев и их взаимоотношения;

  • определяет авторскую позицию, основные идеи автора и выражает свое отношение к ним;

  • находит в тексте и обобщает сведения о герое и его разнообразные характеристики; описывает эволюцию героя;

  • характеризует отношение писателя к герою, подтверждая характеристику цитатами из текста;

  • в ходе дискуссии выражает свое мнение о прочитанном, аргументирует его, принимая участие в диалоге;


Историко-литературные знания и понятия

  • имеет представление об исторической обусловленности литературных персонажей;

  • имеет общее представление о типологии героев в зависимости от жанра произведения (герой эпоса, герой лиро-эпического произведения, герой исторического и авантюрного романа; понятие «лирического героя» и персонажа в лирике);


Письмо, исследовательская и творческая деятельность

  • излагает свое мнение о прочитанном произведении в сочинении (объемом около 120 слов)

  • дает комплексную характеристику герою литературного произведения в сочинении (с использованием цитат из текста, обобщенным изложением сюжетных эпизодов, с привлечением сравнительного материала из других прочитанных произведений);

  • использует литературные знания и речевые умения при создании сочинений на свободную тему (применяет цитаты, апеллирует к проблематике прочитанных произведений, к воззрениям писателя);

  • пользуется библиотеками и сетевыми ресурсами для поиска информации по заданной теме; ведет самостоятельный поиск в нужном направлении;



^ 2. Учебная деятельность и содержание обучения


Чтение


Чтение художественных произведений («медленное чтение», комментированное чтение), выявление основных тем и проблем произведения.

Подготовка и выразительное чтение стихотворных и прозаических произведений. Ролевое чтение.

Самостоятельное домашнее чтение.

Определение своих читательских интересов, характеристика круга чтения.


Понимание и анализ текста


Членение произведения на сюжетные фрагменты, составление планов.

Выделение внутри произведения эпизодов с различными сюжетными функциями (описание, портретная и психологическая характеристики, монологи и диалоги), отбор эпизодов по заданному принципу.

Пересказ (подробный, обобщающий, фрагментарный, по заранее данному принципу).

Выявление сюжета, определение основных и второстепенных героев.

Характеристика героев и действующих лиц произведения (внешняя, психологическая, речевая). Интерпретация поступков персонажей с опорой на личностный опыт, сопоставление поведения героя с современными нормами, выявление и истолкование сходства и различий.

Определение сюжетных функций действующего лица, анализ взаимоотношений между персонажами.

Сопоставление героев произведений одного жанра и одного литературного рода.


Поиск и определение функций художественной детали.

Определение «точки зрения» повествователя; авторской позиции.

Знакомство с основными принципами цитирования. Практическое освоение цитирования, знакомство с правилами оформления цитат, применение их на практике.

Обращение к тексту при обосновании собственной точки зрения.


Историко-литературные знания и понятия


Литературное произведение как создание авторской воли, продукт писательской фантазии. Соотношение автора, повествователя и героя в произведении.


Понятия «герой», «лирический герой», «персонаж», «действующее лицо». Различия в конструировании персонажей (герой в эпическом произведением, представление о «лирическом герое» и «ролевой лирике», действующее лицо в драме). Статическая композиция произведения (персонажная структура). Автобиографическое повествование.


^ Характеристика героя: социокультурная, психологическая, внешняя. Историческая и культурная обусловленность персонажа. «Биография» и эволюция героя. Речеведение (монолог и диалог). Сравнение героев разных произведений (историко-культурное сравнение, сравнение авторской поэтики).


^ Средства создания характера героя: портрет, авторская характеристика, речевая характеристика, описание обстановки и т.д. Особенности обрисовки действующих лиц в драме.


^ Понятие основного конфликта произведения, определение сущности основного конфликта (социальный, этический).


Лирический сюжет, его специфика.

Выступление перед аудиторией


Чтение наизусть стихотворений, отрывков из прозаических и драматических произведений.

Представление перед одноклассниками собственных текстов.

Ведение дискуссии с оппонентом и аудиторией, практика диалога и полилога.


Творческая и исследовательская деятельность


Написание сочинений на различные темы (по прочитанным произведениям, свободные; объемом около 120 слов).

Создание самостоятельных текстов на базе прочитанных произведений (изложение с изменением точки зрения; описание предыстории героев или продолжение сюжета; текст по мотивам литературного произведения).

«Перевод» текста в иной жанр (сценарий, экранизация эпизода и т.п.).


Использование цитат в сочинении. Выбор эпиграфа. Использование риторических приемов при построении текста.

Работа в библиотеке, поиск книг и других источников по заданным параметрам; использование поисковых систем в интернете.

Работа с источниками информации (словарями, энциклопедиями, справочными изданиями, базами данных). Критическая оценка источников.


^ Рекомендуемая для изучения литература


Человек в экстремальной ситуации. Проблема нравственного выбора. Благородство и самоотречение. Отношения властителя и подданного.


Отрывок из «Илиады» (Гибель Патрокла)

Отрывок из «Повести временных лет» (смерть Олега Вещего)

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

Фрагмент из эпоса «Калевипоэг» (в пер.)


Преступление и наказание. Проблема личного этического выбора. Этическая оценка поступка. Человек как социальная единица.


Фр. Шиллер «Кубок»

В. А. Жуковский «Замок Смальгольм»


Герой своего времени. Герой перед лицом истории. Историческая обусловленность личности и вневременные нравственные ценности. Социальные ипостаси личности.


А. С. Пушкин «Арап Петра Великого» (в сокращении)

В. Гюго «Отверженные» (история Гавроша)


Герой-одиночка. Границы социально приемлемого: герой или преступник? Жизнь человека вне социальных условностей (персонажи-преступники).


А. Грин «Золотая цепь» (в сокращении)

Детективные новеллы: Артур Конан Дойл «Союз рыжих»

Гилберт Кийт Честертон «Странные шаги»


Кризис личности, возрастные кризисы. Значимость «переломных моментов» для формирования личности и характера. Необходимость непрерывного воспитания и самовоспитания личности. Человек в кругу близких, отношения внутри семьи.


Л. Н. Толстой «Детство» (отрывок)

М. М. Зощенко «Елка»


Лирическое произведение как отражение личной картины мира. Лирический герой – «двойник» поэта.


Проблема «чужой» точки зрения. Освоение чужого эмоционального/ душевного опыта.


А. С. Пушкин «Погасло дневное светило…»

Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное!..», «Осенний вечер»

В. В. Маяковский «Вот так я сделался собакой»


Конфликт чувства и долга. Личные и групповые ценности. Сила традиции и борьба личности против предрассудков. Конфликт поколений. Герой-бунтарь и герой-оппортунист.

А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»

Е. Шварц «Дракон»


^ Литература для самостоятельного чтения


Былина «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром».

Отрывок из «Песни о моем Сиде»

У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Марк Твен «Янки при дворе короля Артура»

Артур Конан Дойл «Пляшущие человечки»; «Пять апельсиновых зернышек»

Гилберт Кийт Честертон. «Проклятая книга», «Крылатый кинжал»

В. Распутин «Уроки французского»

Ю. Коваль «Недопесок», «Нулевой класс»

А. С. Пушкин «Осень», «Когда за городом, задумчив, я брожу…»

Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»; «Люблю глаза твои, мой друг…», «Не говори: меня он, как прежде, любит…»

В. В. Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Э. Раннамаа «Кадри», «Приемная мать»

8. класс


^ 1. Результаты обучения


Ученик, закончивший 8-ой класс:


Чтение

  • выразительно читает произведения (или их фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • рассказывает о прочитанном одноклассникам, сочетая краткий пересказ прочитанного с собственными комментариями;


Понимание и анализ текста

  • самостоятельно определяет и формулирует основную проблему прочитанного произведения, его тему и идею;

  • выделяет в тексте различные способы характеристики героев, понимает различие между героем и автором;

  • характеризует героев произведений, подкрепляя характеристики цитатами из текста или пересказом отдельных его фрагментов, описывает изменения, которые происходят с героями;

  • выражает в устной и письменной форме свое отношение к разным героям и аргументирует его;

  • участвует в обсуждении прочитанного, высказывая и аргументируя собственное мнение, вступая в диалог с одноклассниками;


Знание и использование историко-литературных понятий

  • понимает жанровую специфику произведения, может объяснить ее своими словами;

  • владеет основными навыками анализа художественного текста, находит средства художественной выразительности и объясняет их роль в тексте;

  • понимает композиционную структуру художественного текста, разбивает его на смысловые части, выделяет описательные и повествовательные фрагменты;


Творческая деятельность

  • сопоставляет тематически близкие произведения русской и мировой литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы;

  • излагает свое мнение о прочитанном, о проблемах, проставленных в произведении/произведениях в виде сочинения с элементами рассуждения объемом 150–180 слов;

  • составляет собственное речевое произведение, касающееся проблем и событий повседневной школьной, семейной жизни, родного города/региона, взаимоотношений с одноклассниками, круга своих интересов и т.п. в виде устного сообщения или сочинения объемом 150–180 слов;



^ 2. Учебная деятельность и содержание обучения


Проблемно-тематический принцип, положенный в основу изучения литературы в основной школе, предполагает прежде всего развитие навыков поисковой деятельности: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.

Поскольку от учащегося 8 класса требуется не только понимание проблематики и художественных особенностей произведений, но и умение выразить свое мнение о прочитанном, соотнести поставленные авторами проблемы с современной жизнью, то особое внимание на данном этапе обучения уделяется различного рода работам творческого характера и видам деятельности, требующим определенной самостоятельности: сочинениям, выступлениям перед одноклассниками, участием в дискуссиях по прочитанному, ведению дневника читателя, подготовке сообщений и т.п.


Наряду с этим важное место продолжают занимать различные виды рецептивной и репродуктивной деятельности: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть; нахождение изобразительно-выразительных средств и объяснение их роли в тексте, составление планов разного типа (проблемный, цитатный и др.), вопросов по тексту, комментированное и аналитическое чтение, определение принадлежности текста к тому или иному жанру; пересказ текста или отдельных его эпизодов (в том числе и с элементами творчества: например, от лица разных персонажей), развитие навыков словесного портретирования и т.д.


Работа с текстами литературных произведений должна сочетаться и с развитием творческой деятельности самих учащихся, что предполагает написание ими текстов различных жанров: заметка в школьную или классную (интернет-)газету, короткий рассказ, сценка и т.д.


^ Историко-литературные знания и понятия


Лирический герой. Лирический сюжет. Романтический герой. Антагонист и протагонист.


Сюжет литературного произведения. Композиция, ее элементы. Описательные и повествовательные элементы, их роль. Способы характеристики персонажей. Выражение авторской позиции.


Жанровая специфика произведения. Рассказ, и новелла. Повесть. Исторический роман/повесть/поэма. Стихотворение в прозе. Лирическая миниатюра.


Классицизм. Романтизм. Реализм в литературе. Экспрессионизм в литературе.


^ Рекомендуемая для изучения литература


Проблема милосердия и сострадания.

Милосердие истинное и показное. Проблема выбора между долгом и человеколюбием. Нравственные обязанности человека.

Нравственные идеалы и суровая правда жизни. Доброе и злое в человеке.

Любовь как объединяющая сила и вражда как разобщающая.


И. С. Тургенев Милостыня. Нищий.

Л. Н. Толстой Три вопроса.

Ф. Туглас Лембиту

Н. С. Лесков Человек на часах.

Л. Андреев Ангелочек


Личность и эпоха. Человек и мир вокруг него. Ответственность человека за мир, в котором он живет. Честь и справедливость как главные ценности. Нравственное достоинство личности. Патриотизм и свободолюбие.


Г. Р. Державин Река времен в своем стремленьи...

А. С. Пушкин «Арап Петра Великого» (главы 3 – 5). Капитанская дочка

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Э. Борнхёэ «Мститель» (отрывки из повести)

А. Дюма-отец «Королева Марго» (главы 7, 8, 9 и 10).

Д. Самойлов «Сороковые-роковые... »

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева».


Тема родины. Красота окружающего мира. Человек и мир природы. Гармония человека и природы.


Отчуждение человека в современном мире. Гармония человека с миром. Единство жизни космоса и жизни человека.


Истинные и мнимые ценности, выбор человека. Ответственность человека за мир, в котором он живет. Познание мира как испытание. Справедливость и несправедливость. Необходимость бережного отношения к природе.


А. Фет «Я пришел к тебе с приветом....», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Осенняя роза».

Марие Ундер «Осень в саду», «Звезды»

И. А. Бунин «Антоновские яблоки».

Джек Лондон «Белый клык»

А. Х. Таммсааре «Король и соловей»

Т. Винт «Украденный лебедь»

Кир Булычов «Огоньки»


Взросление человека. Друзья и враги. Первые опыты познания себя. Взаимоотношения подростка со взрослыми и со сверстниками. Нравственные уроки взросления.


Л. Н. Толстой «Отрочество» (главы 5, 7, 11, 12, 13- 16, 20, 22 – 27).

Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» (главы из кн. 10 «Мальчики»

О. Лутс «Весна» (главы из повести)


^ Литература, рекомендуемая для самостоятельного чтения


И. С. Тургенев «Ася». Первая любовь»

Л. Н. Толстой «Холстомер»

Ф. Туглас «Небесные всадники». Разговор со слепым»

Н. С. Лесков «Грабеж»

А. П. Чехов «На страстной неделе. «Человек в футляре»

Л. Н. Андреев «Петька на даче». «Друг». Баргамот и Гараська»

А. С. Пушкин «Повести Белкина»

М. Ю. Лермонтов «Последний сын вольности». «Боярин Орша»

Э. Борнхёэ «Князь Гавриил, или Последние дни монастыря Бригитты»

А. Дюма-отец «Графиня де Монсоро». «Сорок пять»

И. А .Бунин «Танька. » «Сосны»

Джек Лондон «Зов предков»

А. Х. Таммсааре «Играющий на каннеле»

Л. Н. Толстой «Юность»

Ф. М. Достоевский «Маленький герой». «Неточка Незванова»

О. Лутс «Лето»


9. класс


^ 1. Результаты обучения

Выпускник основной школы:

Чтение

  • выразительно читает произведения (или их фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • развивает навыки выразительного чтения (чтение вслух поэтических, прозаических и драматических текстов). Чтение по ролям. Аналитическая оценка собственного чтения.




  • пользуется школьной и городскими библиотеками и сетевыми ресурсами для поиска информации по заданной теме; ведет самостоятельный поиск в нужном направлении.




  • ищет художественную, учебную и исследовательскую литературу в библиотеках и интернет-сети; пользуется электронными и листовыми каталогами в библиотеках


Понимание и анализ текста

  • формулирует основную тему и идею произведения;

  • постигает единство и целостность художественного произведения

  • находит в произведении ключевые события и причинно-следственные связи;

  • характеризует композиционную структуру художественного текста; пересказывает сюжет прозаического или поэтического текста;

  • находит в художественном тексте ключевые события, причинно-следственные связи, повествовательные и описательные фрагменты;

  • характеризует композицию художественного произведения;

  • различает сюжет и фабулу;




  • выявляет в тексте различные способы характеристики героев и авторское отношение к ним, подкрепляя свою характеристику цитатами из текста;

  • характеризует авторскую позицию в тексте и сопоставляет ее с точкой зрения персонажей (действующих лиц) и повествователя; выявление различий между повествователем и героем в прозаическом тексте на уровне стиля и оценки.




  • характеризует героев произведений, подкрепляя характеристики цитатами из текста или пересказом отдельных его фрагментов, описывает изменения, которые происходят с героями;

  • выявляет сходства и различия между лирическим героем и другими персонажами стихотворного произведения; характеризует изменения, происходящие с героями прозаического произведения на протяжении сюжетного действия


Знание и использование историко-литературных понятий

  • находит в художественном произведении тропы и объясняет их роль в тексте;

  • отличает классические поэтические размеры от не классических

  • находит в тексте пословицы, поговорки и загадки, объясняет их смысл и функцию в произведении;

  • характеризует жанровое своеобразие изученных произведений;

  • выявляет своеобразие поэтики изучаемого текста и соотносит его с ключевыми характеристиками соответствующего литературного жанра (роман, повесть, рассказ, новелла, поэма, элегия, послание, баллада и т.п.).

  • соотносит изученные произведения с соответствующим литературным направлением, группировкой.



Творческая деятельность учащихся

  • излагает свое мнение о прочитанном, о проблемах, проставленных в произведении/произведениях в виде сочинения с элементами рассуждения объемом 150 – 180 слов или рецензии рецензий на театральные спектакли и кинофильмы, снятые по литературным произведениям (в последнем случае предполагается аналитическое сопоставление оригинального словесного текста с его сценической версией или экранизацией).


Проблемно-тематический принцип обучения литературе сочетается в 9 классе с элементами историко-литературного подхода к художественному произведению: происходит своеобразная подготовка учащихся к курсу литературы в гимназии, где обучение будет частично ориентировано на историко-литературный принцип.


На этом этапе обучения ученики углубляют свои знания о структуре художественного произведения, изучают текст как художественное целое: соотносят между собой сюжет и композицию произведения, персонажную структуру, стилистическую характеристику текста. В 9 классе конкретизируется представление учеников о литературном процессе, они знакомятся с основными литературными направлениями ХХ века и должны не только понимать специфику направления (неоромантизм, новый реализм, символизм, акмеизм, футуризм), но и соотносить с каждым из них изучаемое литературное произведение.


Пониманию и интерпретации художественного текста предшествует комментированное чтение. От учащихся требуется аналитический подход к собственному чтению, умение пересказывать различные по тематической, композиционной и жанровой структуре произведения, а также связывать между собой в процессе пересказа разные элементы двух или более (в частности, разнородных в жанровом отношении) текстов.


Продолжается развитие навыков, необходимых для понимания и интерпретации текста (нахождение ключевых слов, выявление точки зрения персонажей, определение авторской позиции в тексте и т.д.). От учеников требуется умение дискутировать на одну из тем произведения. В процессе дискуссии они должны формулировать собственное мнение о содержании и структуре произведения, аргументировать и защищать свою точку зрения, приводя примеры из текста.


Творческая деятельность учащихся проявляется в написании эссе, сочинений, а также рецензий на театральные спектакли и кинофильмы, снятые по литературным произведениям (в последнем случае предполагается аналитическое сопоставление оригинального словесного текста с его сценической версией или экранизацией).


^ Историко-литературные знания и понятия


Текст как художественное целое.

Лирический герой, лирический субъект и другие персонажи стихотворного текста. Лирический сюжет в поэтическом тексте. Художественное пространство и время в поэтическом тексте.


Персонаж художественного произведения и его прототип. Композиция прозаического произведения, ее основные элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Причинно-следственные связи в прозаическом повествовании. Понятие историко-культурного контекста произведения.


^ Литературные направления и группировки в русской литературе начала ХХ века. Обновление поэтического языка.


«Неоромантизм», «новый реализм». Символизм, акмеизм, футуризм. Аллегория. Символ. Поэтические неологизмы. Понятия поэтического цикла и «книги стихов».


^ Рекомендуемая для изучения литература


Новое понимание проблемы «человек и среда». Свобода человеческой индивидуальности. Противостояние человека и Бога. Проблема поведения героя в обновляющемся мире.


М. Горький «В людях».

А. Куприн «Юнкера».

И. Бунин. Веселый двор.

Л. Андреев «Молодежь».

А. Кицберг «Оборотень».


Проблема поисков «подлинной реальности». Поэт и город. Поэт – создатель иллюзорного мира, противостоящего действительности. Искусство, любовь и природа как наивысшие ценности человеческой жизни. Творчество как способ эстетического преображения существования.


В. Брюсов «Творчество».

А. Блок «Ветер принес издалека…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».

О. Мандельштам «Ленинград».

А. Ахматова «Высоко в небе облачко серело…», «Мне голос был. Он звал утешно».

В. Маяковский «А вы смогли бы?».


Герой в изменившемся мире: выбор стратегии поведения. Советская действительность и эмигрантская реальность. Коллизия «своего» и «чужого». Проблема ответственности перед другими людьми. Семья как средоточие подлинных человеческих ценностей. Искусство как форма противостояния несовершенной действительности.

В. Набоков «Случайность».

В. Ходасевич «Баллада».

М. Булгаков «Собачье сердце».

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев» (фрагменты).

Ф. Туглас «Маленький Иллимар» (обзор, фрагменты).

А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»


Человек на войне или в экстремальной ситуации. Конфликт патриотического долга и личного счастья. Коллизия между общечеловеческими ценностями и тоталитарным государством. «Городской» и «деревенский» миры.


М. Шолохов «Судьба человека».

В. Некрасов «Рядовой Лютиков».

Р. Олдингтон «Жертвенный пост».

А. Солженицын «Правая кисть».

В. Шукшин «Чудик».

А. Вампилов «Свидание»

В. Аксенов «Победа». М. Унт «Прощай, Рыжий кот!»

Э. Ветемаа «Полевой определитель эстонских русалок».


^ Литература, рекомендуемая для самостоятельного чтения


И. Бунин «Митина любовь», «Темные аллеи», «Натали», «Лапти». В. Вересаев «Звезда».

А. Блок «Шаги командора», «На железной дороге», «Россия» и др.

С. Есенин «В хате», «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…» и др.

А. Ахматова «Песня последней встречи», «Любовь», «Вечером», «Божий ангел зимним утром…».

М. Цветаева «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Вчера еще в глаза глядел…», В огромном городе моем ночь», «Я есмь…».

Б. Зайцев «Волки», «Преподобный Сергий Радонежский».

Н. Тэффи «Митенька»

И. Бродский «Стансы», «Рождественский романс», «В деревне Бог живет не по углам», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».

М. Зощенко «Баня» и др. рассказы

Ю. Тынянов «Подпоручик Киже».

И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»

А. Платонов. «Потомки солнца».

М. Исаковский. «Враги сожгли родную хату…».

В. Аксенов «Звездный билет» и др. произведения

В. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала» и др. рассказы

Б. Пастернак «Снег идет», «Нобелевская премия» и др. стихотворения

А. Солженицын «Матренин двор».

А. Слаповский «Анкета», «День денег».

А. Геласимов «Фокс Малдер похож на свинью».

Я. Кросс «Раквереский роман».

Э. Ветемаа «Воспоминания Калевипоэга».




Скачать 346.83 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер346.83 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх