Лекция №1 Социология наука об обществе icon

Лекция №1 Социология наука об обществе


Смотрите также:
1. Лекция Социология- наука или слово об обществе...
1. Лекция Социология- наука или слово об обществе...
Контрольная работа по курсу социология на тему: «Социология как наука...
Лекция №1. 26. 09. 07...
Билет Объект изучения и предмет социологии Социология это наука об обществе, системах...
Лекция третья. Социология огюста конта лекция четвертая. Социология карла маркса...
Тематический план заданий № п/п Наименование тем Количество часов лекция...
План. Предмет социологической науки. Структура социологии...
Учебно-методический комплекс по курсу «социология» Автор: кандидат философских наук...
Объект, предмет, методы, законы и категории социологии...
В. Парето и его теория элит...
Лекция Социологические теории обмена. Социология экономики. Социология политики...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать

Украина, Министерство образования и науки


Автономной Республики Крым

Феодосийский политехнический техникум


“Затверджую”

Директор.КРВНЗ«ФПТ»

______ Н.Ю.Мішакіна

«___» _________ 2007p.


Лекции

по дисциплине «Социология»


Разработал преподаватель

Протасова И.А.__________

Рассмотрено и одобрено

На заседании цикловой комиссии

Социально – экономических дисциплин

Протокол №____от____2007 г.

Председатель комиссии А. Н. Россохач


Феодосия 2007.

^

Лекция № 1 Социология – наука об обществе.


1. Природа социологии и этапы ее становления

2. Предмет и объект социологии

3. Структура и функции социологии

4. Законы и категории социологии

5. История развития социологической мысли


К вопросу о природе социологии и этапах ее становления

Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано развитием общества и обществознания в конце XVIII и начале XIX века. В это время мир переживал глубокие социальные перемены, связанные с переходом от традиционного к современному индустри­альному обществу. Новые формы экономической и политической жизни требовали конкретного научного анализа. Возникла потребность перехода от общих абстрактных философских размышлений об обществе, тенденциях его развития к позитивной науке об обществе как живом функционирующем образовании. Поскольку строгие научные методы познания были выработаны и применялись в этот период естествознанием, социология испытывает его влияние. В период своего становления социология развивается под общим знаменем позитивизма. Несомненно, социология имела богатую разнообразную предысторию, но собственная ее история начинается в XIX веке, когда был поставлен вопрос о создании позитивной науки об обществе, опирающейся на строго установленные научные факты.

В становлении социологии можно выделить ряд этапов.

Первый этап связан с именами О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих, в какой-то мере тоже умозрительных теорий.

Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социаль­ных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений,

Социология целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчерки­вает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

В социологии английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социальных институтах как механизмах самоорганизации совместной жизни людей, разрабатывает типологию обществ и т.д.

Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс создает материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. По Марксу развитие общества носит закономерный и поступательно прогрессивный характер. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов.

На рубеже XIX и XX столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время — М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов обществен­ного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

Дальнейшее развитие в этот период получают такие направления социологического анализа, как структурно-функциональный анализ, конфликтный, системный подходы, формулируются положения символического интеракционизма.

Затем наступает в первой половине XX века этап бурного развития эмпирической социологии. На этом этапе получают развитие методы сбора и анализа эмпирической информации, теория измерения.

Во второй половине XX века осознается необходимость синтеза теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получают бурное

Социология развитие специальные социологические теории. Большой вклад в развитие социологии вносят на этом этапе американские социологи Г. Парсонс, Р. Мертон.

Вместе с тем специализация и методологический плюрализм привели в этот период к отрицательным последствиям. Для социологии становятся характерными разорванность элементов, фрагментация, подвергается сомнению целостность социологического знания, оно рассматривается как набор множества специальных теорий и конкретных исследований.

В 70-90-х годах в социологию приходит понимание необходи­мости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа. Различные теоретические подходы не рассматриваются как противоположные, взаимоисключающие. Польский социолог П. Штомпка приводит слова американского социолога Дж. Александера о том, что "нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование". Примером такого синтезирования П. Штомпка считает концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса, свою теорию социального становления и др.

Современное обновление социологии заключается и в том, что она переходит от описательности фактов к аналитическим обобще­ниям. Так постепенно, на протяжении всех этих этапов получают развитие все структурные элементы социологической системы знания.

В нашей стране социология имеет свои особенности, свои этапы развития.

После 1929 года, когда социология была объявлена лженаукой, она могла развиваться только в рамках иных отраслей знания (философии, истории, экономического, юридического знания и др.). Поэтому сейчас важно вычленить социологическое знание из других наук, объединить его в рамках социологии.

В нашей стране еще не преодолены фрагментация социологии, разорванность ее элементов, о чем свидетельствуют учебные программы и учебные пособия, где чаще всего дается изложение различных специальных социологических теорий (социологии), а не общей теории.

Социология как бы возвращается к своим истокам, к обобще­ниям общего социологического характера, к целостной системе знания. Все чаще звучит призыв обратиться к общей теории. Социологи справедливо отмечают, что без общей теории нет и не может быть социология развитой целостной системы научного знания, ибо общая теория вы­полняет функции исходного и обобщающего знания, обеспечивающего дальнейшее развитие специального и конкретного.

О тенденциях развития современной социологии очень хорошо сказал известный английский социолог Энтони Гидденс в статье "Девять тезисов о будущем социологии". По словам Э. Гидденса, социология придет к теоретическому синтезу и откажется от забвения общей теории. При этом будет переосмыслен главный объект социологического анализа — целостность общества. Это уже не изолированное общество в государственно-национальных рамках, а система обществ. Социология вновь заинтересуется крупномасштаб­ными долговременными процессами социальной трансформации, станет более активным участником в формировании практической социальной политики. Э. Гидденс выразил уверенность, что социологическое мышление и социологическое видение проникнет в контекст других наук об обществе (истории, философии, политологии, социальной антропологии, международных отношений).Подобно другим наукам социология по своей природе и истории развития интернациональна. Она является продуктом духовного развития человечества, результатом творческой деятельности ученых разных стран. Ее появление— достижение мировой обществоведческой мысли. Несомненно, развитие социологии имеет свои особенности в различных странах. Без их изучения наши представления о социологии были бы недостаточно полными и глубокими. Сейчас мы сетуем на то, что не знаем, как развивалась украинская социологическая мысль. Между тем, она развивалась в свое время довольно интенсивно. Интересно, например, что известный укранский историк М. Грушевский считал себя социологом. В 1921 г. он создал в Вене 1-ый Украинский социологический институт и тогда же опубликовал лекции по генетической социологии. На развитие отечественной социологи­ческой мысли оказали влияние не только западноевропейская, американская социология, идеалистическая русская философия, но и идеи народничества, революционного демократизма в Украине, традиции собственного освободительного движения.

Современный историк социологии Раймонд Арон в книге "Этапы развития социологической мысли" прослеживает само­бытность, национальные истоки, особенности социологии классиков. Но это не означает, что социология национальна. Как всякая наука, она испытывает влияние различных факторов, но это не изменяет ее природы.

социология

^ Чем же отличается социология от других наук об обществе?

В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий и развивающийся социальный организм. Если так называемые частные науки, например, экономические, политические, юридические изучают внутренние закономерности развития отдельных сторон, сфер, подструктур, видов общественных отношений, то социология анализирует взаимодействие основных сторон, подструктур общества, экономических и политических, правовых отношений, экономики, науки о религии

Типичные существенные взаимосвязи основных сторон, сфер общества образуют законы целостного развития общества.

Отдельные явления и процессы интересуют социологию с точки зрения их места и роли в системе общественных отношений, в структуре единого функционирующего организма.

Подход с позиции анализа общества как целостности характерен также для философии и истории. Однако целостность они трактуют иначе. Для философии это целостность мира, для истории — целостность единого исторического процесса. В отличие от философии в социологии целостность общества не носит умозрительного характера, а раскрывается как конкретная реальность с помощью не только теоретических, но и эмпирических методов. Социология не ограничивается рассмотрением общества как целостного образования. Она раскрывает механизмы его функционирования, развития. Целостность раскрывается в социологии как система социальных механизмов, вызывающих движение, развитие общества. Поэтому точнее определять предмет социологии через понятие социальных механизмов. Предметом социологии является общество как целостный организм, социальные механизмы его функционирования и развития.

Социология отличается от других наук не только тем, чтб она изучает, но и как изучает. В отличие от философии социология изучает общество через призму человеческой деятельности, она раскрывает потребности, интересы, ценностные ориентации, деятельность людей, их связи друг с другом, общество рассматривается социально целым, как система социального взаимодействия, как столкновение различных интересов, ориентации, видов активности.

Основным фокусом социологии является социальная группа, общность людей. Личность рассматривается не с точки зрения ее уникальных способностей, неповторимых черт, а в системе социальных связей как представитель социальной группы, определенного общества. Человек всегда включен в сложную систему социально-классовых, поселенческих, профессиональных, демографических и иных групп, выражает их интересы, ориентации, овладевает их социальным опытом. Общности анализируются с позиций их места в системе социальных связей, как элементы взаимодействия. Социология рассматривает сложную систему социальных связей: 1) личности и общности; 2) общностей друг с другом; 3) личности, общности и социального целого; 4) общества и природы. При этом анализируются разные уровни взаимосвязи: связи, взаимодействия, отношения. Социальное взаимодействие — это процесс взаимного влияния и совместной деятельности.

Механизм социального взаимодействия включает субъекты взаимодействия, факторы, воздействующие на их поведение. Взаимодействие приводит к становлению новых, более устойчивых и самостоятельных связей — социальных отношений. По М. Веберу, общество — это и есть социальное взаимодействие.

Социальные механизмы — это сложное взаимодействие социально целого, особенного и единичного.

Можно дать схематическое изображение предмета социологии через многообразие связей, механизмов, которые она изучает. Предложите свой вариант рисунка.

С развитием общества углубляются представления о целостности общества. В современную эпоху это не только общество в национальных государственных границах, не только мировая система взаимодействующих государств, но и единое человечество, органически связанное с природой. В.И. Вернадский говорит в связи с этим о ноосфере как органической целостности общества и природы.

Целостность социального мира П. Сорокин передает через понятие социального пространства как системы социального взаимодействия. Поскольку социология изучает социальное взаимодействие, можно определить социологию как науку о социальной активности и механизмах, ее обеспечивающих и регулирующих.

Иногда в толковании предмета социологии разграничиваются и даже противопоставляются две тенденции: макросоциологическая и микросоциологическая. Первая определяет социологию как науку, которая выражает целостность общества, раскрывает законы целостного развития. Вторая представляет социологию как науку о поведении. В действительности между этими толкованиями нет противоречия поскольку целостность общества раскрывается через анализ поведения. Э. Гидденс в книге "Социология" (учебник 90-х годов) показывает связь этих тенденций. По его мысли, "социология — наука, изучающая взаимосвязи микро- и макропроцессов через сферу повседневной жизни человека".

Итак, социологический подход к изучению общества, социологи­ческое видение общества это всегда анализ явления, процесса в системе социальных связей, анализ с точки зрения его соотношения с

социально целым.

Социологический подход позволяет не только описывать явления, процессы, но и объяснять их, давать модель явлений и общества в целом. Анализ процесса в динамике позволяет улавливать тенденции изменений и формулировать прогнозы относительно дальнейшего развития. Райт Миллс говорил, что только социоло­гическое воображение может дать понимание сложных отношений человека и общества.

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ Основные элементы социологической системы знания

Социология имеет сложную структуру. Ее элементами являются общая социологическая теория, специальные социологические теории или теории среднего уровня и конкретно-социологические исследова­ния .

Общая социологическая теория дает представление об обществе как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические подходы к социологическому анализу. В частности, формулируются требования системного анализа, стратификационно-классового подхода, генети­ческого анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явлений во взаимосвязи с другими.

Специальные социологические теории уточняют положения общей социологической теории применительно к отдельным видам, механизмам социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий: 1) Теории, изучающие законы развития и воспроизводства отдельных социальных общностей. К ним относятся социология города, села, этносоциология и др. 2) Отраслевые социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности социальных общностей в отдельных сферах. Это социология труда, экономическая социология, социология быта, социология образования, досуга и др. 3) Теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма. Например, теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности, социология организации и т.д.

Специальные социологические теории конкретизируют положе­ния общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевидения,

то следует переходить от общих понятий "общественного сознания' 'духовной жизни" к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, ее интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворенность; разрабатывать систему показателей, а потом и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воз­действия. Необходимо при этом иметь также представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дает специальное знание о социальной структуре. Необходимо знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д. 3-й структурный элемент социологии — конкретно-социологи­ческий анализ ( теория, методика и техника конкретно-социологи­ческих исследований). Это измерение конкретных социальных процессов на основе тех подходов, принципов, понятий, показателей, которые дают общая социологическая и специальные теории. Иногда называют 3-й элемент — эмпирическими исследованиями, но это неточно, ибо здесь тоже присутствует своя теория, в частности, теория измерения. Существует много видов конкретно-социологического анализа. Исследования различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д.

По целям все социологические исследования можно под­разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели, задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социаль­ных процессов, решения практических задач жизнедеятельности об­щества.

Специальные социологические теории и конкретно-социо­логические исследования носят более ярко выраженный прикладной характер, нежели общая социологическая теория. Они непосредственно ориентированы на решение тех или иных социальных проблем. Однако глубокие фундаментальные исследования могут иметь и выход в область прикладной социологии. Данные прикладной социологии, если исследования носят глубокий характер, используются для развития научной теории.

Разграничение фундаментальных и прикладных исследований не совпадает с разграничением на теоретические и эмпирические.

Теоретические знания - знания универсальные. Эмпирические -фактофиксирующие.

Теоретическая социология - это совокупность многообразных концепций, теорий, которые разрабатывают различные аспекты социального устройства и развития общества. Эти процессы дают интерпретацию процессов, явлений в обществе.

Уже в середине нашего века широко распространились:

♦ Концепция социальной стратификации.

♦ Концепция индустриального общества.

♦ Концепция конвергенции.

В советское время, да и во многом в настоящее время, единственной концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества признавался марксизм, т.е. истори­ческий материализм.

Концепция исторического материализма, как одна из школ обеспечения развития общества имеет полное право на существование. Тем более, что и другие концепции пользуются целым рядом фундаментальных положений, разработанных историческим материализмом.

Таким образом, новомодные попытки на современном этапе просто отбросить и игнорировать разработки исторического материализма просто пагубны.

В современной социологии выделяются несколько групп социально -психологических теорий:

/. специальные социологические теории, изучающие основные виды и формы человеческой деятельности - социология труда, быта, досуга и т.д.

^ 2. специальные теории, возникающие на стыке социологии и гуманитарных наук - социология права, политологии, экономики, культуры, религии и т.д.

3. специальные теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы, взаимодействие между ними - социология классов, социальных групп, города, деревни и т.д.

4. специальные теории, которые изучают деятельность, структуру и взаимодействие социальных институтов - социология управления (государства, предприятия), семьи, образования, науки и т.д.

^ 5. специальные теории отклонения поведения, аномальных явлений -социология проявления преступности, возрастная социология.

Эмпирические исследования в свою очередь подразделяются па фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные исследования ставят цели развития и совершен­ствования социологических представлений об изучаемом предмете.

Прикладные исследования направлены на разрешение конкретной социологической проблемы.

На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы социальных явлений, процессов.

Методы социального познания зависят не только от исследования поставленной социальной задачи и от теории проблемы, но и от общей методологической ориентации.

Методы включают определенные правила и подразделяются на :

♦всеобщие

♦конкретно - научные

Всеобщими методами социологии является материалистическая диалектика и суть ее в том, что экономический базис признается первичным, а политическая надстройка вторичной.

^ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ

Социальные законы - это более или менее полное отражение явлений, присущих обществу.

Социальный закон - это выражение существенной, всеобщей или необходимой связи социальных явлений и процессов в обществе.

При этом понимается связь людей или их собственных социальных отношений, и осуществляются через посредство деятельности людей.

Существуют общие и специфические законы в социологии.

^ Общие законы - предмет изучения философии.

Специфические законы социологии - изучаются социологией и составляют ее методологическую основу.

Необходимо заметить, что отношение к социальным закономерностям и законам в последние десятилетия значительно видоизменились.

Так, раньше считалось, что социология - это наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон - независимая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление социального развития.

В настоящее время идет серьезная дискуссия среди ученых и многие социологи склонны к мнению, что законов истории и законов природы не существует.

То, что определялось ранее законами, при тщательном анализа в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Прежние представления о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов не выдержали испытания временем. В этой связи ученым в ходе исторического развития еще предстоит выработать систему, точнее открыть систему законов. Следует лишь заметить, что в обществе существуют наиболее сильные детерминанты: власть, идеология, экономика. Но ни одна из них не может быть названа или определена как ведущая или решающая. Эти детерминанты формируют тенденцию развития человечества лишь во взаимосвязи. Если же по каким - либо причинам в обществе выделяют какую - либо детерминанту, то неизбежен перекос в социальной системе и рано или поздно это приводит к социальному взрыву. Так, перекос в пользу идеологии привел к усилению властных политико -идеологических структур и упрощенному подходу в сфере экономики.

^ В социологии выделяют пять категорий социальных законов:

1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений.

Так, если есть явление "А", то должно быть и явление "Б". Например, урбанизация и индустриализация ведет к сокращению процента сельского населения.

2. Законы, устанавливающие тенденции развития.

Они обуславливают изменение структуры развития социального объекта, переход от одного порядка к другому. Например, коммуни­стическая власть - переход к власти демократической.

3. Законы функциональные, устанавливающие связь между социальными

явлениями. Они выражают связь между основными социальными явлениями.

4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.

Так, сочетание (желательно рациональное) общественных и личных интересов.

5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между

социальными явлениями. Так, уровень бракоразводов в различных странах и их связь с экономическими циклами.


Социология как самостоятельная наука зародилась в середине XIX века. Следует отметить, что история каждой науки свидетельствует, что зарождение и развитие науки происходит из отдельных элементов и вновь появляющихся идей. В процессе развития уточняется и закрепляется название науки, проясняется предмет и объект науки, которые формулируются как ответ на потребности общественного развития. Историю социологии разделяют на этапы, которые рассматриваются в рамках исторического процесса и исторических этапов развития человеческого общества.

I ЭТАП - возникновение социальных знаний в Древнем мире - социально -

политические учения и практика Древних Греции и Рима. Демокрит, Платон, Аристотель.

II ЭТАП - развитие социальных знаний в эпоху Средневековья:

• смена мировоззренческих взглядов;

• теософия Августина Блаженного;

• социальная система Фомы Аквинского;

• социальные идеи Ибн- Хальдуна;

• социальные идеи и знания в эпоху Возрождения.

III ЭТАП - социальные знания об обществе и человеке в XVI - XVIII веках.

• социальные идеи Н. Макиавелли;

• социологические воззрения Ш. Монтескье.

IV ЭТАП - социологические знания в XIX и начале XX веков. Социология как самостоятельная наука.

• социология О. Конта;

• интенсивное развитие эмпирических социологических исследований

• классический период развития социологии.

V ЭТАП - Социология XX века.

В ходе исторической эволюции человечества постепенно сформи­ровалось представление об обществе людей как таковом. Накапливались практические навыки социологических знаний. Это знания о государстве, праве, семье, морали и т.д., которые формировали человеческие отношения и являлись элементами зарождения социологической науки. Уже в первобытно - общинном обществе появляется и укрепляется сознание о человеке, о группах людей как об особой общности, отличающейся от остальной природы. Человек уже пытался себя осознать в окружающем мире - именно это осознание и является первейшим элементом социологического сознания.

В античный период выдающиеся философы - мыслители выдвигали различные идеи взаимоотношений между людьми, между людьми и природой. Например, софисты Малой Азии в V веке до н.э. проводили различие между людьми и природой, утверждая человека как особую субстанцию, хотя и не отделяли себя от природы. На основе этих взглядов выдвигались идеи общественною устройства людей, государственного устройства, идеи права, морали как основополагающих законов взаимоотношений между людьми. В ходе эволюционного развития уже в античный период накопились знания человеческом обществе, процессах, происходящих в этом обществе. Выдающиеся личности античности выработали принципы и законы взаимоотношений между людьми, между группами людей, между человеком и полисом - государством. В эту эпоху, эпоху рабовладения, формируются понятия государства, а в рамках государства - социальное устройство человеческих взаимоотношений. Познавая окружающий мир, самого себя, человек осмысливал и вырабатывал принципы и действия в межличностных отношениях и общественных. На основе и при помощи этих знаний люди осознавали и вырабатывали социально - общественные институты. Человек, обладающий всеми правами гражданина, не имеющий таких прав, гражданин, обладающий полномочиями, большими чем остальные граждане и т.д. Таким образом, чем больше человек претендовал на улучшение своих условий бытия, тем больше он нуждался в улучшении взаимоотношений в своей человеческой среде. Из этого вытекала необходимость в установлении канонов и законов бытия, социальных гарантий и защищенности.

Наиболее ранними социологическими положениями можно считать древнегреческие мифы, славянские и западноевропейские эпосы, саги и т.д. Конечно, мифология - это отражение фантастических представлений о мире и тем не менее в этих фантасти­ческих образах отражается роль и значение человека и человеческих отношений. (Боги и люди - их отношения. Понятия о добре и зле. Герои как люди, утверждающие человеческую справедливость и т.д.). Все мифологические и эпические повествования преодолевают и формируют в своем повествовании явления природы и общества - как своеобразную форму мировоззрения. Здесь же повествования отображают социальную дифференциацию общественных отношений: герой - это высшее проявление всех лучших качеств человека и поэтому обладает наибольшей социальной значимостью. Злодей, соответственно, лишается всех социальных прерогатив. Эпос- это форма человеческого мировоззрения, которая возникает и развивается по мере уменьшения зависимости человека от природы, по мере накопления его знаний о природе и человеке. Конечно, эпос - это рассказ о прошлом людей, но в этом прошлом отражаются основные идеи человеческих взаимоотношений, на основе которых следует строить настоящую и будущую жизнь. В эпосе мы видим борцов за социальную справедливость.

Выдающиеся деятели Древней Греции выдвигали и утверждали свои идеи социального устройства людей. На основе своего мировоззрения и накопленных к тому времени знаний эти деятели предлагали самые разные системы устройства общественных отношений.

Так, древнегреческий философ и политический деятель Демокрит (460

- 370 до н.э.) утверждал, что общество возникает в лоне природы и является частью природы. Люди развивают свои потребности на основе природных ресурсов (этому крайне трудно возразить и на современном этапе).

Древнегреческий мыслитель Платон (428 - 347 до н.э.) разработал представления об идеальном государстве. Граждане идеального полиса подразделяются на социальные слои, где каждый социальный слой выполнял свою общественную функцию. Управление государством, по мнению Платона, должно находится в руках философов, т.е. мыслителей. Воины государства осуществляют охранные функции. Ремесленники и земледельцы своим трудом создают блага для существования всего народа. В более позднем сочинении "Законы" Платон отразил реально существующие формы социального и политического устройства греческого общества.

Социальные идеи Платона подверг критике и существенно пересмотрел его ученик и во многом последователь Аристотель (364- 322 до н.э.). Аристотель был сторонником разных форм общественного и государственного устройства, но лучшей все - таки считал монархическую форму правления. В отличие от Платона он яснее понимал сложность и многогранность общества и что простая классификация не отражает всей полноты общественного устройства.

В ходе развития общественных отношений усложняются и развиваются социальные отношения и возрастает интерес мыслящих людей к структуре общественных отношений. Наряду с историческими, философскими, правовыми знаниями появляются и социологические знания.

В истории Древнего мира имеются множество фактов, показывающих социальную сущность римского общества. С самых древнейших времен население Рима переписывалось, подвергалось строгому учету. Эти меры проводились в чисто практических целях - сбор и учет налогов, учет призыва на военную службу. До нас дошли переписи и состав населения с древнейших времен. В этих документах отразился и имущественных ценз, и родо - племенные признаки, и социальное положение тех или иных групп населения. Наиболее значительными в социальном плане были реформы Сервия Тулия (центуриальная реформа). По этой реформе общество древних латинян, сабиян, этрусков делилось на отдельные отряды центурий, на основе имущественного ценза. Этот ценз определял пять социальных общностей и отдельно выделялась общность неимущих. Велись списки новорожденных и совершеннолетних и каждые пять лет проводились цензовые контроли. С 443 года до н.э. вводится должность цензора. Реформы братьев Гракхов, затем Ю. Цезаря и Октавиана показывают сложный социальный состав римского общества и колос­сальную практическую работу в части социального контроля. С другой стороны в Древнем Риме практически нет теоретических идей в социальном плане. Социальные явления в Древнем Риме утверждались посредством правовых норм и законов.

Таким образом, история Древних Греции и Рима дает богатый материал о развитии социологических знаний. Дошедшие до нас источники свидете­льствуют о том, что человек уже в те древние времена практически осваи­вал социальные принципы в обществе и стремился их понять и познать.

В Средневековье с V века до XV произошли существенные изменения в знаниях и представлении о социологии. Распад античного и эллинистического обществ сформировал новые системы общественных отношений, новое мировосприятие окружающей жизни. В условиях рабовладения человек практически полностью зависел от природы, так как уровень технического развития был весьма низок. Человек очень сильно зависел от общества, государства. Во многих цивилизациях самым строгим наказание было изгнание из общества и государства, т.е. человек практически обрекался на смерть. В течении столетий уровень экономики народов значительно возрос и произошло эволюционное изменение взглядов на социальную жизнь, процессы и явления.

Христианство по - новому поставило проблемы нравственности, морали, свободы личности, религиозной свободы. Монотеизм оказал сильное влияние на формирование государства, структуру общества. Возникает новая концепция о божественности власти. В социально - историческом и политическом аспектах осуществляется переориентация взглядов с демоса - полиса как субъекта на личность. Появились учения о свободе индивидуального выбора и личная ответственность за выбор перед неземным верховным судьей - Богом.

Наука, в особенности в ранее Средневековье становится служанкой теологических догматов. Роль знаний незаслуженно занижена. Но несмотря на это научные знания в том числе и социологические продолжают развиваться. Так известный теолог Аврелий Августин (354 - 430 гг.) в своих работах "О граде божьем", "О земном граде" и др. выразил изменение социологических идей, противопоставляя их взглядам в Римской империи. Августин утверждал приоритет духовной, религиозной власти над светской. Для социологов представляет интерес попытка создания в христианской литературе общечеловеческой концепции нравственности и бытия, но под жестким контролем религии. Библия как свод и образец положений нравственности и морали становится единственным и неоспоримым б общественной жизни. Именно ее очень подробно разрабатывает и комментирует Августин.

В мусульманском мире аналогичную роль стал играть Коран, как свод законов общественной и религиозной жизни. Один из наиболее видных арабских ученых Ибн-Хальдун (1332 - 1406 гг.), не отходя от мусульманских религиозных постулатов, обратил особое внимание на развитие человеческих отношений, на развитие общества. Он высказал идею исторических циклов, различия в образе жизни людей. При этом Ибн-Хальдун выдвинул идею о том, что люди, имеющие сходные образы жизни и положения придерживаются близких взглядов и именно это их объединяет. Он также обратил внимание на связь, образы жизни людей с географической средой, которая накладывает отпечаток на общественной поведение людей. Ибн-Хальдун описал историю многих мусульманских народов, в которой отразил социальные черты и отличия народов.

(социальные учения в эпоху возрождения)

Эпоха Возрождения - это синтез Античности и Средневековья. Возрождение символизирует примат светской жизни над религиозными традициями. Проявилась эта культура в возрождении античной культуры на новой христианской основе. Гуманизм - светское вольнодумство в эпоху Возрождения - противостояло схоластике и духовному засилию церкви.

Ценность человека, гуманизм провозглашает принципы равенства, свободы, справедливости в земном существовании. В эпоху Возрождения социологические знания выделяются в три этапа:

1. гуманистический (середина XIV - XV веков).

Противопоставляется средневековому теоцентризму, схоластике, где человек сам осознает и контактирует с миром, а не через религиозные постулаты.

2. неоплатоновский (XV - первая треть XVI века).

Проблемы бытия, освобождение светской жизни от религиозных обрядов, вернее сокращение религиозных обрядов в обыденной жизни.

3. натуралистический (первая треть XVI - начало XVII века).

Связан со стремлением применять законы природы к познанию

социальной жизни.

Гуманисты эпохи Возрождения в разных вариантах, но так или иначе отказывались признать греховную природу человека. Нужды человека, его потребности, интересы, стремление к чувственным радостям утверждались естественными и закономерными. Гуманисты считали ненормальным и неестественным полное и абсолютное подчинение человека религиозным догматам. Полностью практически никто из гуманистов не отвергал религии, но они стремились сделать и делали человека более светским, менее порабощенным религией. Наиболее видные деятели эпохи, такие как Франческо Петрарка, Данте, Леонардо да Винчи и другие оставили заметный след в истории человечества.

Заметные и своеобразные социологические идеи высказал Николо Макиавелли (1469 -1577 гг.). Его основные труды: "Государь", "Рассуждения на первую декаду Тита Ливия", "Искусство войны" по настоящее время воспринимаются очень противоречиво.

Макиавелли утверждал: общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. Он ратовал за крепкое, сильное государство, в котором должна существовать единоличная власть. Для удержания и укрепления власти необходимо использовать все средства и нравственные принципы при этом не играют никакой роли.

В ходе исторического процесса социальные отношения неуклонно продолжали развиваться, а их развитие обуславливало накопление и развитие социологических знаний. И уже в конце XVII МОНТЕСКЬЕ (1689 - 1735 гг.) утверждал, что абсолютизм как государственное правление безнравственен. В своих работах он ставил задачу выяснить причины государственного строя вообще. С этой целью Монтескье проанализировал все известные ему формы общественного правления. Он один их первых обосновал принципы разделения властей в системе государственного управления.

^ ОГЮСТ КОНТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ НАУКИ "СОЦИОЛОГИЯ1 СОЦИОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУКА.

В XIX созрели качественные условия для возникновения и становления социологии как науки. Широкое развитие социальных исследований на основе социально - экономических, политических, духовных потребностей неизбежно вело к новому качественному скачку в социологической науке.

^ Развитие математических, экономических, политических знаний вело к открытию новых зависимостей и закономерностей.

идеи, аргументы и способы объяснений, изменяющие старые системы и подходы.

Некоторые идеи были высказаны еще в XVIII веке. Одна из наиважнейших: "Идея предвидения развития социальных событий и социальных прогнозов".

Становлению социологии как науки помогло открытие законов мате­риального производства, становление статистических и демографических объективных данных об обществе. Фундаментальные исследования в философии, истории о целостности и единстве человечества и общих законах его развития стали основой становления социологической пауки.

Кроме того, кризис историографического эмпиризма и абстрактного философского принципа анализа человека поставили необходимость новых подходов и поисков понимания человека, истории, общества, механизмов и стимулов деятельности человека.

Наука в целом вплотную подошла к пониманию специфики общества как особого предмета и объекта познания.

В тридцатые годы XIX века произошло событие, которое окончательно определило социологическую науку как самостоятельную. В 1839 году Огюст Конт опубликовал третий том своей работы, которая называлась "Курс позитивной философии". В этой работе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общественных отношений на научной основе. С этого времени социологическая наука стала существовать и развиваться самостоятельно.

Так, методы количественных данных в исследовании общественных отношений были применены Д. Грауптом. Э.Лаплас проследил и описал динамику народонаселения. Т. Мальтус высказал идеи о росте народонаселения и зависимости его от уровня развития производительных сил. Дж.Сиклер исследовал и активно использовал в своих работах статистические данные в анализе общественных и экономических отношений. Появилась работа Ф. ЭНГЕЛЬСА "Положение рабочего класса в Англии", где прослежены сложные социальные процессы в обществе XIX века. Особое значение имела работа А. КЕНГЛЕ "О человеке и развитии способностей или Опыт социальной жизни". Исследователи считают, что именно с этой работы можно считать социологию самостоятельной наукой. Таким образом, интенсивное развитие специальных исследований обусловили становление социологической науки, в которой О. Конт поставил задачу провести систематизацию.

О. Конт считал, что необходимо сначала построить систему наук, чтобы выделить в ней место социальной науке. Затем социальную науку можно представить как систему - систему социологии и, опираясь на нее, выстроить систему общества.

Социология как социальная физика.

Огюст Конт социальный реформатор, основатель школы позитивизма. Он ввел в употребление понятия "социология" как научное изучение явлений общественной жизни, вместо философии истории, исторической фактологии, фактографии. Контовская позитивная философия - это своеобразная переходная система между метафизикой XVIII века и методологией науки XIX века. По форме позитивная философия близка к метофизике, а социология - к философии истории. Система наук, по Конту, представляет порядок выраженный в логической форме исторический процесс развития зпания от простого к сложному.

У О. Конта социальный закон - это закон трех стадий исторического развития. Человечество неизбежно проходит три сменяющих друг друга состояния: теологическое, где открыто господствует спонтанно возникающая гфмнкция, не имеющая доказательств; метафизическое, с преобладание абстракции или сущности, принимаемой за реальность; позитивное (научное), основывающееся на точной оценке внешней деятельности исторической реальности.

Каждое из трех состояний образует основу всей социальной органи­зации и пронизывает все стороны общественной жизни. О. Конт утверж­дал, что от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т. д. Закон трех состояний исторического развития общества означал опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных наблюдений, эксперименты и анализ документов и статистики. О. Конт сделал важный вывод о необходимости формирования науки об обществе на основе закона разделения и кооперации труда. Социальное разделение и кооперация труда создают предпосылки и основы для появления социальных и профессиональных групп, слоев, создает разнообразие и дифференциацию в обществе. Обозначив эти процессы О. Конт обосновал необходимость исследования в этих областях.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея разработки этих теорий принадлежит американскому социологу РОБЕРТУ МЕРТОНУ. Однако надо отметить, что сами теории специальных социологических исследований возникли значительно раньше. Они изложены в трудах МАКСА ВЕБЕРА, ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА, КАРЛА МАНГЕЙМА, ТЕОДОРА АДОРНО.

^ Специальные социологические теории изучают особые формы и сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного сознания.

В отличие от общих социологических теорий, рассматривающих социальное явления и процессы в наиболее общем виде для данной теории, конкретные социологические теории рассматривают закономерности на уровне конкретных социальных институтов, ту или иную сферу деятель­ности, процессов. Рассматривают как относительно самостоятельную социальную систему. Так, особенности образования - социологией образо­вания; управление как социальная система изучается социологией управления; мораль и нравственность - социологией морали. (Например, коллективизм сельской общины, индивидуализм американца).

Для современной социологии Запада характерно многообразие и даже противоречивость теорий и идей об обществе. Для современной социологии характерно также разноречивое суждение о сфере предмета социологии. С конца XIX века в социологии утверждаются и существуют различные направления и школы, определившие важнейшие теоретические ориентации и концепции.

Неопозитивизм - это теоретике - методологическая ориентация в социологии, которая опирается на философское положение логического позитивизма.

О логическом позитивизме следует уточнить: эта теоретическая концепция выработана еще О. Контом в конце XIX века.

Неопозитивизм определяется следующими основными принципами:

1. Социальные и политический явления подчиняются общим законам для всей действительности, как природной, так социально - исторической. (Здесь они близки к натурализму).

2. Методы социального исследования должны быть такими же точными и

объективными, как и методы естествознания.

3. Субъективные аспекты человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм).

4. Истинность научных понятий и утверждений нужно устанавливать на основе эмпирических процедур.

5. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количес­твенно. Социология как наука должна быть свободна от ценностных и идеологических суждений.

Однако, несмотря на довольно стройные принципы неопозитивизм не представляет собой единой школы. Это общая и весьма влиятельная ориентация.

Так, возникнув на базе Венского кружка (ОТТО НЕЙРАТ), как физикализм и концепция эмпирической политической социологии, это течение отказалось от первоначального ригоризма, т.е. строгого намерения соблюдения принципов неопозитивизма.

Независимо от венского кружка американские социологи (ЛАДБЕРГ, СТИВ ЧЭПИН, СТИВ ДОДД и др.) стали развивать свои направления в социологии неопозитивизма.

Таким образом, эмпирическая политическая социологи Запада неопозитивной концепции практически разделилась на ряд школ. В течении неопозитивизма наблюдается определенное противоречие: с одной стороны, приверженцы этого направления подвергают справедливой критике идеалистические иррациональные концепции и отстаивают применение научных (например, математических методов) исследования, с другой - сужают границы и возможности социологического исследования (например, недооценивают метод историзма). Абсолютируя статистику, математические методы исследования социологи этих направлений недооценивают политику как фактор человеческого общества.


^ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Возникло это движение в 20 - е годы и до 50 - х гг. нашего столетия получило широкое распространение по всей Европе.

Родоначальник и идеолог учения - КЬЕРКЕГОР. Развивали различные направления К. ЯСПЕРС, Г. МАРСЕЛЬ, А. БЕРДЯЕВ, Л. ШЕСТОВ, М. ХАИДЕГЕР, Ж.П. САРТР, А. КАМЮ и др.

Центральное социологическое понятие - это целостность субъекта и объекта. Основные стимулы человеческого существование - забота, страх, решимость, совесть. Все они определяются через границу жизни и смерти. Именно на этой границе человек познает экзистенцию, как основу и сущность своего бытия. Пограничные ситуации двигают человеком и дают ему осознание настоящей жизни.

(школа прагматизма и политического реализма)

Эта школа возникла и получила наибольшее распространение в США. Наиболее видные ее представители: ЧАРЛЬЗ САДЕРС ПИРС УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС, ЧАРЛЬЗ МАРИАМ, ГЕНРИ МОРГЕНТАУ.

^ Принцип прагматизма ставит во главу угла значение истины в ее практической полезности.

Прагматизм формируется как метод разрешения социологических споров путем сравнения практических последствий. Как правило, прагматизм нацелен на конкретный результат. Истина есть то, что осязаемо конкретным результатом.

Методы прагматиков в основной своей массе направлены на исследование конкретных целей и задач и обслуживают краткосрочные программы, теории.

Для стратегических теоретических задач прагматизм менее пригоден, хотя в той или иной степени дает возможность или подкреплять или отрицать стратегические задачи.

В современных условиях прагматизм выступает в форма экспериментального натурализма. Доказывают и стремятся связать социальные науки с практикой и обосновать практически. Неопрагматизм обосновывает свои исследования на использовании современных средств коммуникации.

(теория социального обмена)

Для преодоления недостатков прежде всего теорий структурно -функционального анализа ДЖОРДЖ НОМАКС предложил теорию социального анализа, которая была сформулирована на рубеже 50-х - 60-х годов. Хотя мысли и идеи этой теории высказывались еще Адамом Смитом, Давидом Рикардо, Джоном Милом и другими.

^ Общие положения теории социального обмена состоят в том, что: все социальные субъекты, хотя в какой - то мере владеют ресурсами,

могут быть использованы для получения через обмен каких - либо Iрезультатов, имеющих определенную ценность; в процессе социальных отношений субъекты проводят расчеты относительно ценности и полезности предлагаемого на обмен.

Учитывают собственные ценности и затраты, рассматривают возможные альтернативы в доходах и затратах; (социальные субъекты выполняют расчеты для того, чтобы получить от иных субъектов что - то, что превышает в ценности и полезности в счет того, что ими истрачено. социальные отношения включают в себя постоянный процесс обмена

между социальными субъектами. Динамика отношений и развития

обмена объясняется с помощью анализа ступеней сбалансированности

обмена.

^ МАКРОСТРУКТУРАЛИЗМ ПИТЕРА БЛАУ

Стремясь к усовершенствованию теории социального обмена П. Блау дополнил ее принципами функционализма, конфликтологии и интеракционизма.

Он ищет пути взаимодействия межличностных обменов и структурных образований общностями, социальными группами. П. Блау утверждал, что есть интерес к сбалансированности и стабильности в одних отношениях обмена и разбалансированности и напряженности в других социальных слоях. Социальные процессы содержат множество дилемм, при решении которых люди вынуждены менять стабильность и сбалансированность одних отношений обмена на напряженность других., т к. стремятся к поддержке всех разнообразий отношений.

Обращение к противоречивым силам, формирующим социальную ситуацию роднит П. Блау с конфликтологами, и он использует для теории обмена их принципы, а это в свою очередь позволило ему продвинуться в анализе макросоциальных процессов.

Однако общие теории макропроцессов социального обмена пока нет, вернее она еще окончательно не оформилась.

(^ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА)

Франкфуртская социологическая школа организационно оформилась в 30-е годы на базе института социальных исследований на Франкфурте-на -Майне. В этот период возглавляет этот институт М. ХОРКХАИМЕР (1895 - 1973). Хоркхаймер возглавлял также "Журнал социальных исследований". В период власти нацистов сотрудники были в эмиграции -сначала в Париже, затем в США. В 1949 году возвратились в ФРГ.

Главнейшие теоретики франкфуртской школы: М. ХОРКХАЙМЕР, Т. ОДОРНО, Э. ФРОММ, Г. МАРКУЗЕ, Ю. ХАМБЕРМАС.

Основные идеи франкфуртской школы отстаивались и обосновывались на социологических теориях М. Вебера - политической социологии экономического поведения людей. Идеи М. Вебера интерпретировались теоретиками франкфуртской школы через призму отчуждения. Проблема отчуждения и рациональности основывалась на идеях гегельянства. При этом происходило доминирование "авторитарной личности" с ее антидемократическими методами руководства. Прилагались силы с помощью социологических исследований проанализировать человеческую реальность.

(социологическая теория п. Сорокина)

П. Сорокин прежде всего выдвигал в своих социологических взглядах социологию морали. Он отталкивался от взглядов Э. Дюркгейма и считал, что моральное сознание и нравственные отношения являются функциями единого целого. П. Сорокин попытался изучить и сочетать эмпирическое изучение "системы морали" и ее соотношение в разных этнических ценностях в европейской истории. П. Сорокин пытался сформулировать программу "моральной реконструкции человечества" через усвоение религиозно - нравственных ценностей.

Обосновывая морально нравственные принципы и положения как основу развития общественных отношений П. Сорокин был глубоко убежден и стремился доказать, что общественной развитие, общественный прогресс как таковые не могут существовать без утверждения морально -нравственных основ для любого общества, для каждого человека.

(^ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ)

Последняя четверть XX столетия характеризуется в развитии общества теоретическим осмыслением последствий и явлений индустриализации.

Индустриализация - это социальный процесс (не только технологический), который характеризует превращение традиционных (аграрных) обществ в промышленные путем создания промышленно -производственных технологий.

Индустриализацию XX века подразделяют на два этапа:

I ЭТАП - индустриальное общество до 70-х годов XX века, иные до 80-х годов XX века (этот вопрос еще окончательно не решен).

II ЭТАП - постиндустриальное общество. Общество всеобщей телекоммуникации и мировых финансовых и технологических систем.

^ Основные сферы, характерные для индустриального общества:

* в сфере человеческой деятельности: рост материального производства

* в сфере организации производства: мелкое производство - реальная

исполнительная власть сосредоточена в руках собственника; среднее производство - большей частью реальная власть сосредоточена в руках собственника, но определенный процент собственников нанимает директоров, управляющих, т.е. отдает власть исполнительную в руки наемных лиц; крупное производство - реальная власть принадлежит не собственникам средств производства, а социальному слою специалистов - управленцев;

* в сфере организации обращения: рыночное хозяйство, не обременяющее

себя грузом социальной ответственности (принцип: бесплатный сыр только в мышеловке);

* в сфере политических отношений: правовое государство и гражданское

общество; обеспечение государственных правил игры - закон, на его основе порядок; налоги, регистрация, политика инвестиций, социальные программы в рамках законов;

в сфере демократии: распределение власти законодательной, исполнительной и судебной; барьер авторитаризму и тоталитаризму; кодекс прав и свобод.

(органическая школа в социологии^)

С человека начинается наука, а смысл науки в познании социальных факторов бытия.

Зеркалом, фоном человечества выступает природа, окружающий мир.

Органическая школа в социологии конца XIX - начала XX веков рассматривала общество как аналог природного организма, социальную жизнь объясняла через непосредственную проекцию биологических закономерностей. Проводили аналогии и выискивали различные сравнительные системы, например: торговля в обществе - кровообращение в организме; экономические функции общества - обмен веществ.

А.ШЕФФЛЕ ("Капитализм и социализм"). Пять типов социальной ткани по Шеффле:

• социальные органы;

• средства коммуникации;

• жилищное оборудование;

• защитная ткань состоит (одежда, кровля, укрытие);

• ткань, состоящая из экономических, культурных и социальных организмов;

• ткань, образующая организации, учреждения, связанных с исполнением государственных функций;

(социальный дарвинизм)

Социальный дарвинизм возник под влиянием достижений биологии и в отличие от органисцизма, который основывался на внешних аналогиях между организмом и обществом, стремился использовать законы биологии:

ТОМАС РОБЕРТ МАЛЬТУС (1766 - 1834 гг.)

Работы о народонаселении и росте производительных сил. ^ Утверждал, что:

• положение народа определяется уровнем развития производитель­ных сил;

• всегда существует отставание роста средств существования от роста народонаселения и от роста производительности труда.

АДАМ СМИТ (1723 - 1790 гг.)

Основоположник классической политэкономии. Работа "Исследова­ния о природе и причинах богатства народов". Утверждал, что:

• важнейшее значение имеет трудовая теория стоимости

• прибыль есть вычет из продукта труда;

• впервые провел деление общества на классы наемных работников, капиталистов и земельных собственников.

Возник своеобразный научный парадокс: дело в том, что идеи Дарвина возникли под влиянием трудов Т. Мальтуса, где рассматривалась теории борьбы за существование, и трудов А. Смита о свободной конкуренции индивидов, тогда как социальный дарвинизм обосновывал свои идеи на основе трудов Дарвина.

^ Социальный дарвинизм объединяет биологические теории конца XIX - начала XX веков, которые основываются на сведении законов развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора -институт инстинктов выживания индивидов и видов, выживание более сильного и т.д.

По социальному дарвинизму никакие социологические положения не могут вступать в противоречия с естественно - научными законами биологии. Эти законы управляют человеком. Однако конкретный состав законов , их понимание в социальном дарвинизме определялось не только развитием биологии как науки, но и социально - политическими симпатиями и устремлениями представителей этого направления. Отсюда порождалась противоречивое многообразие версий и направлений в самом социальном дарвинизме: от воинственного консерватизма до марксизма. Дарвинизм использовался также для защиты принципов индивидуализма, конкуренции, стихийности в общественном развитии. Например, Герберт Спенсер приписывал экономической конкуренции ту же роль, какую играет естественный отбор в теории Дарвина. Гекель же обосновывал на биологических основах развитие социализма.

В XX веке теория Дарвина помогала обосновывать идеи фашизма и выведения расы сверхлюдей.

Идеи эволюционной этики развивали: в Англии - ^ ЛЕО СТЕФАН, в России - ПЕТР КРОПОТКИН.

Социал-дарвинистская школа - явление многоплановое и разнородное и не ограничивается только социологией. Это учение получило распространение в антропологии, психологии, политологии и т.д. В свою очередь через эти науки дарвинизм оказывал влияние на социологию.

(психологические школы в социологии)

Прогресс научного знания второй половины XIX века затронул также и психологию. Значительные достижения психологической науки обусловили выделение психологии в самостоятельную отрасль знаний и внедрение в нее методического инстументария количественных и качественных экспериментальных методов исследования содействовали использованию психологии в общественной жизни. Психология постепенно переходит от исследования индивида к изучению механизмов межиндивидуальной и групповой деятельности и поведения. Развитию психологии значительно содействовало развитие социологии. В этой связи многие психологические проблемы поставлены были социологами - Г. Спенсором, Гумновичем и другими. Психология того периода достаточно тесно связывалась с анализом человека и общества как элементов социальной системы.

Так, у Гегеля, Гердера разрабатывались "идеи народного духа". Лаппирус и Штейнталь развили "идею народного духа", создав довольно стройную концепцию, но не смогли дать однозначного понимания сущности духа народа. "Сознание народа есть синтез индивидуального сознания. Из этих выводов возникает "концепция психологии толпы".

Концепцию психологии толпы разработал ГЮСТАВ ЛЕБОН. Его труды: "Психология толпы", "Психология народов и масс", "Эволюция цивилизации". Вслед за Жозефом Гобино, Лебон отстаивал концепцию расового определения и признавал иерархический характер расового деления и особую значимость расовой принадлежности в развитии цивилизации. Г'. Лебон считал, что решающую роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции. Он рассматривал цивилизацию как продукт интеллектуально - творческой элиты и с позиции аристократизма выступал против всех форм социального равенства и демократии. Признавая развитие промышленности, урбанизации, возрастание роли и влияния СМИ, Лебон предвидел увеличение роли масс в историческом и социальном процессе. Наступит эра слепой и стихийной толпы, которая всегда представляет слепую и разрушительную силу. В толпе индивиды утрачивают чувство ответственности и оказываются во власти иррациональных чувств. Важную роль в процессах общества Г. Лебон приписывал лидерам, которые умело навязывают массам те или иные идеи. Лебон, исследуя различия в поведении и деятельности индивида в обычных условиях и под влияние толпы, пришел к выводу, что индивид совершает такие действия и поступки в толпе, которые никогда бы не совершил в одиночестве.

^ Г. Лебон вводит понятие классификации толпы:

> разнородные народы; • однородные народы

Революции - проявление массовых истерий

По Лебону - будущее за эпохой толпы и в этой ситуации задача государственных деятелей не руководить массами, а сдерживать их. Примеры:

• Ленин как оратор в массах;

• Тухачевский как организатор войсковых масс;

• Гитлер как оратор, приводящий массы в эйфорию.

^ ГАБРИЭЛЬ ТАРД (1843 - 1904 гг.)

Одним из наиболее известных основоположников социальной психологии и главных представителей психологического направления в социологии был Габриэль Тард. Труды: "Законы подражания".

В центре внимания исследователя стоит индивид, а общество как продукт взаимодействия индивидов. Стремился освободить от органицизма. Полемизировал с Эмилем Дюркгеймом и его школой и отстаивал позитивные позиции в исследовании общества.

Сравнивал общество с мозгом и утверждал, что если общество - мозг, что сознание отдельного человека есть клетка этого мозга. Дюркгейм же считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу верований, убеждений, желаний, намерений и т.п.

Ставил перед собой цель - создать социальную коллективную психологию, где следует изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии.

Каждый человек, по мнению Тарда, неразделенное единство и первооснова всего общества, а общество существует благодаря индивидам.

Стремился создать "теорию подражания": "Подражание - это процесс

повторения всех форм бытия".

^ ЧАРЛЬЗ КУЛИ (1864 - 1929)

Чарльз Хортен Кули - американский социолог, автор теории "малых групп". Основы социологической теории Кули изложены в работах:

• "Человеческая природа и социальный порядок";

• "Социальная организация";

• "Социальный процесс"

Ч. Кули исследовал социально - психологические механизмы, возникающие в результате взаимодействия между личностью и обществом. Он рассматривает общество как психологический организм, который существует как целостность. Основу взаимодействия обуславливает психическая природа человека, потому что общество и личность, каждый сам по себе, не могуг существовать без психических реакций, чувств, взаимных оценок человека человеком. Взаимоотношения между индивидами есть причина формирования определенных ассоциаций людей. Эти взаимоотношения составляют, по мнению Ч. Кули, основу общества, так как индивиды познают социальную действительность: приобретают

социальные знания, опыт, идеалы, ценности. Происходит социализация индивида и формирование его собственного мировоззрения и ментальности (т.е. образа мышления, душевного склада, отношения к окружающему миру). Такими первичными общностями (группами) являются: семья, детские коллективы, учебные коллективы, неформальные группы подростков, молодежи и т.д.

Сознательная действительность и сознательное поведение всегда имеют

социальный характер.

^ МАКС ВЕБЕР (1864 - 1920 гг.)

Вебер начал как исследователь экономической истории, изучал вопросы о взаимоотношениях экономики с другими науками - политикой, правом, религией и т.д. В ходе этих исследователей пришел к выводу о необходимости специально заняться социологией.

В рамках экономической истории М. Вебер разрабатывал социологию как политическую социологию экономического поведения людей.

М. Вебер занимался проблемой идентификации экономических явлений прошлого, теоретическое осмысление которых велось на основе анализа современного капиталистического общества. В политической социологии и власти М. Вебер рассматривал различия и взаимосвязи между тремя сферами общественной жизни:

• сфера власти;

• сфера экономики;

• сфера ценностей. ^ Сфера власти.

М. Вебер считал:

1. неизбежность тенденции власти к авторитаризму, основанному на беспрекословном подчинении власти;

2. прямая демократия не осуществима и теория "народного суверенитета"

не осуществима (пример - период перестройки). Демократия есть договор о власти на короткий срок.

3. развивает понятие "господство". "Господство - это такое отношение

между управляющим и управляемым, при котором управляющий может навязывать управляемым свою волю путем обязывающих приказов".

4. отношение власти носит двойственный характер и складываются из

взаимозависимости обличенных властью и подчиняющихся ей. Обладающие властью не только опираются на физическое принуж­дение, но и убеждают подчиненных в собственной необходимости подчинения. Ни одна система законов, нравственных или иных, не придет в движение без желания и воли к восприятию системы подчинения. Одного насилия совершенно недостаточно для функцио­нирования системы господства. Насилие длительно продолжаться не может - тек показывает исторический опыт. Вебер различает три типа господства:

И традиционное господство - оно базируется на вере и традициях. Уважение к власти сильно до тех пор, пока она обладает традиционными правилами и признается абсолютным большинством. Это господство как правило осуществляется людьми знатного происхождения или системой старейшие, традиционно уважаемых людей, т.е. власть имущие обладают сакральными чертами. При традиционной власти практически отсутствует распределение власти. И харизматическое господство - оно построено на безоглядном доверии вождю, слепом подчинении, замешанном на страхе и чувстве самосохранения. Харизма - божественный дар (греч.) - это некая

экстраординарная способность индивида, которая выделяет его из окружения (пример, И. Сталин, А Гитлер). Харизматическое господство - это тот тип власти над массами, которым обладают пророки (Будда, Христос, Магомет, военные завоеватели и т.д.). Властные функции в этом случае легетимируются благодаря мощному эффектному восторжению личности лидера.

'легальное господство - оно базируется на определенной системе введенных в обществе правил в форме законов. Законы определяют систему подчинения, систему преемственности власти и т.д. Легальный тип власти основан на вере в силу закона, права. Примеры: древнеримское право гласило: "Пусть погибнет мир, но торжествует закон". США - типичная система легального господства. Легальный тип власти имеет рационально - формальный характер. Штаб управления формируется не из челяди и по принципу преданности, а на основе компетентных чиновников и тот кто властвует сам подчинен закону. Решающую роль в отборе властвующих играют суждения о деловой целесообразности и базируются на тщательном распределении управлен­ческих функций.

^ ЭМИЛЬ ДЮРКГЕЙМ (1857 - 1918)

Творец методологии социологизма, классик мировой социологии. Разработал вопросы о типологии форм общественной жизни.

Номинализм историков, изучающих специфики эпох, народов, культур и создавших идеальные образы социальных отношений вступил в противоречие с реальной социальной жизнью, где идеальное исчезало. Возникла проблема альтернативы: либо идеальное, либо реальное социальное явление. Дюркгейм стремился преодолеть это противоречие: он допускал, что между обществом, множеством обществ , существовавших исторически и идеальным понятием человеческого общества существуют переходные социальные виды и типы обществ. Он сосредоточился на поиске элементарных форм общественных организаций, которые при комбинации в реальной жизни дают такое широкое многообразие.

Он солидаризировался с Г. Спенсором, признавая социальную эволюцию от малых- простых агрегатов и прогресс при помощи интефации в более сложные социальные системы.Признавал эволюционный прогресс на основе биологической семантики, т.е. считал, что комбинация сложных форм из определенного набора простых форм свойственна всему живому и человеку.

Дюркгейм опирался на работы эволюционистов (Спенсера, Моргапа, Тэйлора), на материалы первобытной и древней истории. Однако Э. Дюрк­гейм не был приверженцем стадийного развития человечества, а считал, что комбинации и усложнения структурной эволюции более правильно для эволюции человеческого общества. Видовая классификация и истори­ческие фазы развития общества - это принципиально различные вещи.

• Социологическая концепция Э. Дюркгейма была направлена против психологизма Г. Тарда.

• Рассматривал общественную солидарность как высший социальный принцип, моральный принцип.

• Большое внимание уделял исследованию разделения труда.

• Ратовал за идеи создания профессиональных корпораций.

• Признавал социалистическое движение, но не принимал идеи Маркса о

революции. Считал, что реформы в социально - политической жизни -более правильный путь.


Лекция № 2. Человек – явление социальное

  1. Человек – главная ценность в обществе

  2. Природное и социальное в человеке

  3. Личность, индивид, индивидуальность



Человек — живая система, представляю­щая единство природного и социального, телесного и духовного, наследственного, врожденного и прижизненно приобретен­ного. Только учитывая все характеристи­ки и факторы, можно понять целостность человеческого суще­ства, возможности и перспективы, которыми он обладает в становлении, развитии индивидуальной жизни. Рассматривая че­ловека в единстве природного и социального, можно выявить фун­даментальную антиномию человеческого существования. Она со­стоит в том, что человек есть часть природы, но не равноценная всем прочим ее частям, а такая, которая противостоит ей как самостоятельная сила. Отсюда — человек не жестко определен со стороны природы и не абсолютна? и не безгранична пластичность человеческого организма. Существуют пороговые значения внешних условий, за пределами которых биологическая и психофизическая структура человека претерпевает необратимые изменения, а его адаптивные возможности оказываются исчерпанными.

Признание единства природного и социального в человеке стало насущной потребностью в XX веке, в эпоху научно-технической революции, глобального кризиса, когда негативные последствия научно-технического прогресса привели человечество на край пропасти самоуничтожения. Возникла необходимость осознать, что человек — не царь природы, возвышающийся над ней, разум­ное существо, которому позволено безоглядно черпать из ее кла­довой неотъемлемую часть богатств и, разрушая ее, он разрушает самого себя, свое будущее. Рассмотрение человека в единстве природного и социального обнаруживает, что человек — не про­сто социальное существо, результат общественно-исторического развития, но и часть универсума, а сама общественно-историчес­кая форма бытия - лишь одна, высшая из известных форма раз­вития природы. На таком пути открываются новые возможности Для понимания человека как космического существа.

Космический статус человека обусловлен, прежде всего, так называемым антропным принципом. В соответствии с антропным принципом сама природа, универсум имеют такое соотноше­ние мировых констант, при котором становится принципиально возможным возникновение жизни и человека. Человек постоян­но ощущает пульсацию космоса в биологических ритмах своего Организма. Некоторые ученые (Дмитрий Чижевский, Лев Гумилев) считают, что пульсация находит отражение и в социальных процессах.

Человек. Личность. Индивидуальность

Проблема человека всегда оставалась центральной в осмысле­нии окружающей действительности. Совершенствуется сам чело­век и общество как система непосредственного бытия. Усложне­ния взаимосвязей человека с окружающей средой, по мере совершенствования самого общества, появляется интерес в рас­крытии сущности самого человека.

... На колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах высечена надпись: "Познай самого себя". В знаменитом выражении глубо­кий философский смысл. Оно как бы напоминает, что обязан­ность каждого постижение собственной природы, потребностей и интересов, связанных с развитием человеческого рода и индиви­дуальной жизни. Оно обращено не только к отдельной личности, но и к человеческому роду. Оно призывает к познанию естествен­ных свойств и возможностей, закодированных в человеческом генотипе и сформированных в процессе биологической эволю­ции, а также всех тех характерных свойств и признаков человека, которые результат его деятельности, передаются и обогащаются из поколения в поколение. Когда говорим "человек", "человече­ство", то всегда имеем в виду две формы "наследства", которые тесно связаны между собой и обусловливают возможности и име­ете с тем выражают специфику человеческой природы.

Если же рассматривать человечество прежде всего с позиции общественно-исторической, культурной, а не только естественно­научной, то нельзя не признать, что ответ на вопрос, что такое человек, требует глубокого анализа, прежде всего мира человека -Мира его материальной и духовной деятельности.

Речь идет о среде, которая называется социально-историческим, полем деятельности человека. Только на пути познания объективированных форм самовыражения, то есть результат деятельнос­ти, можно действительно познать "самого себя", проникнуть самые глубокие тайны внутреннего, субъективного мира.

Проблема человека содержит много тайн и загадок. Человек, писал Федор Достоевский, есть тайна, занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком Очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответ­ствовать понятию человек может только занимаясь этой тайной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Когда философы говорят о природе или сущности человека, то речь идет не столько об окон­чательном раскрытии понятий, их содержания, сколько о стрем­лении уточнить роль абстракций в философском размышлении о человеке. Понятия "природа", "сущность" человека часто упо­требляются как синонимы. Однако между ними можно провести разграничение. В принципе под "природой человека" подразуме­ваются стойкие, неизменные задатки и свойства,

выражающие его особенности как живого существа, которые при­сущи человеку разумному во все времена независимо от биологи­ческой эволюции и исторического процесса.

Только человеку присуща разумность. Он овладел искусством общественного труда, освоил сложные формы социальной жизни, создал мир культуры: Человеческая натура проявляется в раз­ном, но в чем-то, надо полагать, обнаруживается верховное каче­ство человека. Философы по-разному подходят к поиску устой­чивого ядра понимания человека. Многое зависит здесь от общей мировоззренческой установки, то есть от того, что данное фило­софское направление выдвигает в качестве высшей ценности. Конкретные позиции обусловливаются, в частности, и тем, как рассматривается человек — "извне" или "изнутри". Любое явле­ние может быть осмыслено, по-видимому, двояким способом: либо через сопоставление с другими сущностями или явлениями, либо через раскрытие собственной уникальной природы. Изучение че­ловека "извне" предполагает осмысление его отношений с приро­дой (космосом), обществом, богом и самим собой. Приобщение к тайне человека "изнутри" сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного, духовного и социального бытия.

Религиозно-философское направление рассматривает в каче­стве высшей ценности Бога. Поэтому тайна человека в этой сис­теме мышления оказывается принципиально непостижимой, либо соотнесенной с сущностью божественного. Философы натуралис­тической ориентации исходят из культа природы, космоса. Чело­век воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом отличительных естественных особенностей. Теоцентризм (культ Бога), как правило, содержит указание на предназначение человека. Антропо­центризм (культ человека) зачастую включает в себя тему верховного существа, а возвеличивание божества нередко прини­мает собственно антропоцентрические формы. Природоцентризм и связанный с ним принцип натурализма оценивает человека как песчинку Вселенной, но вместе с тем пытается воздать должное своеобразию мыслящей материи. Античный космоцентризм усту­пает место геоцентризму Средневековья, окрашенный в гуманис­тические тона натурализм Возрождения сменяется возвышением личности в эпоху Просвещения, а затем обостренным интересом к субъективности человека в период романтизма. Представление о ничтожности "Мыслящего тростника" (выражение Пас­каля), сложившееся в европейской культуре XVI—XVIII веков, замещается в XIX веке верой в безграничные возможности чело­века разумного.

Человек, прежде всего, живое, природное существо, облада­ет пластичностью, несет на себе следы биогенетической и куль­турной эволюции. Некоторые философы, указывая на способность человека изменять самого себя, приходят к выводу, что никакой четко фиксированной человеческой природы нет. Утверждают, что человеческая натура восприимчива к бесконечным пересот­ворениям, ее внутренне устойчивое ядро может быть расколото, а изначальная природа преобразована в соответствии с той или иной программой. Такая позиция характерна также для тех фи­лософов, которые стоят на позициях социоцентризма, то есть от­стаивают мысль об абсолютном приоритете культуры, обществен­ных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. Среди структуралистов бытует убеждение, что человек есть слепок формирующих его культурных условий. Отсюда вывод: хочешь проникнуть в тайну человека, изучай те или иные струк­туры культуры, ибо индивид отражает их изменчивые формы. Нередко отстаивается представление о том, что человеческую природу можно радикально изменить. Облагораживание челове­ка предполагает изживание его устойчивых изначальных задат­ков, присущей ему животности и т. д.

Антропология свидетельствует - вид человека остается неиз­менным вот уже несколько сотен тысяч лет, со времен кроманьон­цев. Другими словами, биологическая эволюция человека завер­шена. Этот вывод не опровергается современной наукой. Психология, в частности, не располагает данными о том, что от поколения к поколению улучшается или ухудшается память, воображение, мышление, угасают старые или появляются новые формы эмоциональной жизни, обостряется или притупляется дей­ствие, анализаторов.

Многие европейские мыслители видели в человеке в основном сына природы. Из его тайн, ее богатства о выводили и другие свойства индивида. Человек понимался к'" высший продукт природы, его особенности и качества объяснились только их природным происхождением. Действительно во всех внешних различиях, каждому человеку свойственны устойчивые видовые признаки, общие морфофизиологические особенности. Человек — уже такая биологическая особь, которая освободилась в процессе долгой эволюции от "деспотизма биологической наследственности", то есть его поведение уже определяется отнюдь не совокупностью безусловных рефлексов. Следовательно, биоло­гические характеристики относятся к необходимым, но не доста­точным признакам человека. В основе всех материальных и ду­ховных богатств, созданных человеком, лежит его разум. Однако человеческие взаимоотношения регулируются нравственными цен­ностями, не всегда находящимися в гармонии с разумом.

Очевидно, и стремление к истине, и потребность в прекрас­ном, и жажда справедливости и добра — важнейшие характерис­тики духовной жизни человека. Но если ограничимся определе­нием сущности человека как носителя Истины, Добра, Красоты, столкнемся со множеством противоречий: далеко не каждый че­ловек носитель "триединства". Кроме того, "разум", "добро", "кра­сота" по-разному понимались в разных обществах, в различные исторические эпохи. Сущность человека нельзя свести только к его духовности. Познавательные способности человека, его нрав­ственные, эстетические потребности определяются его социальным окружением. Человек — это мир, в котором он живет, занимая определенное и только ему присущее место в системе социальных взаимоотношений.

Обычно "человек" конкретный индивид с его биологическими особенностями, индивидуальными внешними признаками, не­повторимыми оттенками духовной жизни, определенным поло­жением в обществе, только ему присущей жизненной дорогой. Но когда говорится о сущности человека, имеется в виду нечто другое. Здесь человек — не конкретный индивид, а абстракция, отражающая его принципиальные отличия от природы, характер его связи с обществом, сферу приложения человеческой деятель­ности. Однако, если ограничиться только двумя понятиями — человеческий индивид и социальная сущность человека — модель взаимоотношений человека с обществом: вся совокупность обще­ственных отношений, социальных связей (социальная сущность человека) как бы отпечатывается в индивиде в виде предписании, правил, норм поведения в обществе. Человеческий индивид ока­зывается в таком случае лишь объектом социальных воздействии, своеобразным зеркалом, в котором с большей или меньшей от­четливостью отражается социальный мир. Если и общество моно­литно, унифицировано, если требования, предъявляемые п крайне просты, однозначны и непротиворечивы, то такая модель будет близка к истине. Общество как бы вкладывает в человека

набор предписаний, по которым человек — послушный исполнитель воли социального — живет и действует. Но человек живет в противоречивом мире, где существует множество тенденций, стал­киваются различные общественные устройства, политические партии, научные школы, художественные методы и т. д. В обще­стве функционирует множество самых противоположных норм, правил, принципов. Вели человек — пассивный отпечаток соци­ального, то его духовный мир станет ареной столкновения проти­воположных тенденций. Но ведь человек в обществе — прежде всего деятель. Социальный мир, "отпечатываясь" в сознании ин­дивида в виде противоречивых наборов правил, норм, полностью затормозит его: социальную активность, желание действовать.

Личность — не простой слепок, отпечаток общественных отношений.

Индивидуальность отношения преломляются сквозь призму индивидуальных потребностей, целей идеалов. Личность предпо­лагает способность к критической оценке существующей системы социальных отношений, способность самостоятельно мыслить и самостоятельно действовать, принимать решения и совершать поступки. Личность тем полнее воплощает наиболее активные тенденции в существующих общественных отношениях, чем в боль­шей степени она способна вырваться из своего непосредственно­го окружения, сравнить существующие экономические, полити­ческие порядки, выработать самостоятельное к ним отношение. Личность — человеческий индивид в его социальных характерис­тиках объект и субъект социальной деятельности. Способ бытия личности в обществе - это ее индивидуальность, т.е. то неповторимее, что отличает одного человека от другого в биологическом, социальном и психологическом отношении. Спектр проявлений ее весьма широк: от индивидуальных вкусов стиля одежды, поведения, способа общения до индивидуального строя мыслей и чувств, ценностных ориентации, до способности нахо­дить оригинальные решения, утверждать творческие методы в своей деятельности.

Но порой внешние, наиболее яркие ее единичные проявления (как правило, наименее существенные) принимаем за наличие подлинной индивидуальности. Однако высшие проявления индивидуальности состоят не в том, чтобы казаться, выглядеть не так, как другие, а прежде всего в том, чтобы быть другим. Расхождение между подчеркнуто внешними проявлениями и бед­ным внутренним содержанием или между напряженной духов­ной жизнью и банальностью образа, стиля поведения встречается Довольно часто. Но подлинная индивидуальность стремится к максимальной индивидуализации всех сторон своей жизни и ре­ализуется только в творческой деятельности. Отличие личного статуса человека от статуса социального со­ответствует различию, которое китайцы проводили между двумя способами сохранить лицо". Социальный статус относится к положению человека в обществе: уважение, которым он пользуется, и его престиж основываются на том, к какой категории он относит­ся и как оценивается эта категория в преобладающей системе социальной структуры общества. Человек сохраняет социальный статус, если живет в соответствии с конвенциональными норма­ми, управляющими поведением людей. Конвенциалъные нормы - общепринятые, поддерживаемые общественным отношением и соблю­даемые членами сообщества нормы поведения. Когда китайцы говорят о сохранении "мянь", они имеют в виду сохранение репу­тации, которая закрепилась за человеком благодаря его успехам или знатному происхождению. От преуспевающего коммерсанта ожидается, что он обеспечит свою дочь прекрасным приданым, хотя бы ему пришлось ради этого влезть в долги. Бедный человек не потеряет своего "лица", если в подобной ситуации он не сделает то же самое, ибо этого от него не ждут. Тот, кто не обладает высоким социальным статусом, может не беспокоиться о сохране­нии "мянь". Китайцы также говорят о сохранении "лянь". Человек потеряет "лянъ", если будет изобличен в нечестности или если со­бытия обнаружат непростительную скудость его ума. Человек не может жить без "лянь", ибо он окажется в изоляции. Потеря "лица" в этом смысле серьезнее потери социального положения. Для того чтобы сохранить уважение своих друзей, даже беднейший рабочий или бандит, которые не имеют "мянь", будут защищаться и приносить жертвы. Личный статус - это положение, которое человек занимает в первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве человеческого существа.

Стремление оградить себя от общества путем социальных ком­промиссов может привести к сужению и даже полному исчез­новению сферы проявления и развития индивидуальности, к д( индивидуализации, к молчаливому согласию на любые действия против индивидуальности. Но и мятежный индивидуализм, кото­рый, казалось бы, направлен на разрушение всех социальных ог­раничений для свободного развития индивидуальности, также может перейти в свою противоположность, в право "сильного", превращающего другую, также самоценную индивидуальность в средство для достижения целей.




оставить комментарий
страница1/7
Дата15.10.2011
Размер2 Mb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх