Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Нравственное воспитание младших подростков в поликультурной среде 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного...
Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности 13...
Духовно-нравственное воспитание в педагогическом наследии д. И. Тихомирова 13. 00...
Духовно нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной...
Духовно-нравственное воспитание студентов вузов на основе общечеловеческих ценностей 13. 00...
Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 08 80 06 «Общая педагогика...
Трудовое и физическое воспитание в ингушской народной педагогике 13. 00. 01 общая педагогика...
Программа дисциплины история педагогики и образования рекомендуется для направления: 050400...
Развитие образования национальных меньшинств в оренбургском крае (конец XIX века 1940 г) 13. 00...
Педагогические условия реализации социального партнерства в образовательной среде школы 13. 00...
Развитие экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования 13. 00...



Загрузка...
скачать
На правах рукописи


Куржева Тамара Исмаиловна


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук




Майкоп - 2006

Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогических технологий государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Адыгейский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор





^ Бузаров Ким Ибрагимович







Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор




^ Батчаева Халимат Хаджи-Муратовна




кандидат педагогических наук




Бабаян Анжела Владиславовна

Ведущая организация:

^

Адыгейский республиканский институт





повышения квалификации работников образования








Защита состоится « 23 » декабря 2006 года в 15-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.

Автореферат разослан « 22 » ноября 2006 г.


Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор М.Р. Кудаев

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современной России происходят позитивные изменения в экономике, которые отражаются в духовной жизни общества. Следовательно, меняется социальный заказ общества, требуя коррекции средств и методов воспитания моло­дого поколения. Переоценка общече­ловеческих ценностей привели к падению нравственности молодежи, которая ока­зывает негативное воздействие на формирование личности в целом.

Закон РФ «Об образовании» создал та­кую модель национальной школы, которая позволит интегрировать лич­ность школьников в этнокультурную (национальную), общероссийскую (гражданскую) и мировую среду. Реализация этого вопроса проходит с некоторым трением. Определение националь­ной самобытности сопряжено с национализмом и недооценкой роли традиций народа в нравственном воспитании молодого поколения.

Внимание к нравственному воспитанию не ослабевает, потому что уровень морального роста человека дает в то же время и возможность, наряду с другими показателями, охарактеризовать общественный прогресс. В наши дни в нравственном мире господствующим становится чувство собственности и те нравственные принципы, которые имели место в западных странах, в извращенной форме появляются в нашей стране. В результате этого нравственность общества продолжает неуклонно падать, происходит нравственная деградация. Средства массовой информации пропагандируют жестокость, разрушается веками выработанный народом идеал нравственного воспитания, появляется другой, согласно которому молодые люди уделяют больше внимания односторонней физической подготовке. Занятия боевыми искусствами без духовной, нравственной подготовки делает молодежь не защитниками чести и достоинства слабых, а убийцами, насильниками, то есть опасными людьми для общества. Воспитательная работа в семье, школе, обществе находится в состоянии кризиса.

Таким образом, актуальность исследований, посвященных нравственному воспитанию, в современном обществе особо возрастает. Правильное соотношение традиционного опыта воспитания и наиболее часто используемых форм современной воспитательной практики, несомненно, приведет к позитивным изменениям.

В исследовании мы использовали положения и концепции о народности в воспитании классиков педагогической мысли Я.А. Коменско­го, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других, а также идеи и положения о нравственно-этическом воспитании подрастающих поколений содержащиеся в общепедагогических работах Г.Н. Волкова, B.C. Кукушина, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина и др.

Использованию прогрессивных идей прошлого, развитию теории и практики нравственного воспитания, культурологическим аспектом посвящены труды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Добролюбова, А.С. Макаренко, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, а позже О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, З.К. Меретуковой, И.Ф. Свадковского, И.Ф. Харламова, Н.Е.Щуриковой и др.

В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень нравственного развития у юного поколения, слабая обеспеченность условий для духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у подростков желания к освоению нравственных норм.

В настоящем исследовании мы учитывали, что многие проблемы этнопедагогики и этнопсихологии были освещены в трудах Б.Х. Бгажнокова, Г.Н. Волкова, М.Г. Загазежева, В.К. Кочисова, Н.М. Сажиной, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, Л.Д. Столяренко, Х.Х. Хадикова, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова.

Введение национально-регионального компонента в содержание образования открыло широкую перспективу для освоения национально-культурных ценностей. Этнопедагогической проблематикой активно занимаются совре­менные ученые Северного Кавказа: И.А. Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, З.Т. Гасанов, А.Г. Голев, М.Б. Гуртуева, Ю.С. Кимов, О.Д. Мукаев, Т.Г. Саидов, К.Б. Семенов, С.Б. Узденова, И.А. Шоров и др. В диссертациях И.И. Бираговой, И.А. Дадова, В.М. Джашакуева, Р.Б. Карабашевой, П.К. Кечеруковой, А.С. Койчуевой рассмотрены различные аспекты традиционной системы воспитания горских народов. Однако особенности нравственного воспитания младших подростков в полиэтнической среде и возможности использования моральных норм и правил в современной воспитательной практике не были предметом специального исследования. Это обусловило актуальность темы диссертационной работы.

Анализ педагогической теории и практики позволил нам осмыслить и определить имеющиеся противоречия в исследуемой проблеме между:

- новыми требованиями современной жизни и действующей системой нравственного воспитания;

- процессом нравственного воспитания в поликультурной среде и системой традиционного образования и воспитания;

- потребностью общества в повышении эффективности нравственного воспитания и недостаточным уровнем развития необходимых личностных, духовно-нравственных качеств молодого поколения;

- необходимостью учета в нравственном воспитании учащихся особенностей поликультурной среды и слабой разработанностью обогащенного содержания нравственного воспитания, актуализирующего как в теории так и практически эти особенности.

Таким образом, указанные противоречия, актуальность темы, ее теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность с учетом современных реалий позволили сформулировать проблему исследования: каким должно быть содержание и каковы условия повышения эффективности нравственного воспитания младших подростков в поликультурной среде.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание и педагогические условия повышения эффективности нравственного воспитания младших подростков в поликультурной среде.

^ Объектом исследования является процесс нравственного воспитания в современной общеобразовательной школе.

Предметом исследования – процесс нравственного воспитания младших подростков в условиях поликультурной среды.

^ Гипотеза исследования основана на предположении о том, что нравственное воспитание младших подростков в школе будет эффективным, если:

- выявить, проанализировать и актуализировать наиболее эффективные средства и методы педагогического воздействия на подростков, в целях их нравственного воспитания в условиях поликультурной среды;

- нравственное воспитание будет осуществляться в целостном личностно-ориентированном процессе;

- в образовательно-воспитательном процессе обеспечена непрерывность учебно-педагогической деятельности по освоению этнокультурного опыта адыгского народа и передачи его детям в различных сферах жизни, в том числе и в сфере нравственного воспитания;

- разработать и реализовать в учебно-воспитательной работе обогащенное содержание нравственного воспитания подростков на основе соответствующих педагогических условий, учитывающих особенности поликультурной среды.

^ Задачи исследования:

- рассмотреть сущностные характеристики нравственного воспитания подростков в поликультурной среде, раскрыть его структуру и механизм;

- обосновать сущность и основные подходы к определению обогащенного содержания нравственного воспитания подростков в контексте поликультурной среды;

- разработать программу формирования нравственных ценностей в условиях активного межнационального взаимообщения и взаимодействия младших подростков;

- выявить и экспериментальным путем проверить эффективность обогащенного содержания и педагогических условий формирования нравственной воспитанности младших подростков в поликультурной среде.

^ Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие категорию «моральные ценности» в структуре целостного развития личности; положения о диалектике соотношения общего, особенного и единичного, рассматривающих общечеловеческое и национальное в их единстве и взаимосвязи; аксиологический подход, признающий человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; культурологический подход, рассматривающий культуру как основной источник и средство социальной и духовной преемственности поколений.

^ Теоретическую основу исследования составили:

- сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, Т.А. Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, С.А. Смирнов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемая часть куль­турного развития (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов);

- этнопедагогический процесс (Л.Г. Андреева, Л.С. Алексеева, И.А. Арабов, К.И.Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, Г.Н. Волков, А.С. Койчуева, В.В. Макаев, К.Б. Семенов, И.А.Шоров);

- процесс семейного воспитания (Ю.П. Азаров, А.Г. Ахвердов, А.Ю. Гранкин, Т.А. Куликова, Е.Д. Марьясис, К.Д. Ушинский и другие);

- нравственные ценности народов России (Ж. Бешимов, П.И. Егоров, Л.В.Котенко, О.В. Леонова, Ш.А. Мирзоев, Т.М. Мунзук, И.А. Снежкова, С.С.Танхасаева, М.А.Терентия, С.М. Шакарян и др.).

При изучении психологических особенностей нравственного воспитания мы опирались на труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы – анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, историко-этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические наблюдения - прямое и включенное, беседа, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты, интервью с учащимися, их родителями и педагогами, математические методы обработки полученных данных.

^ База исследования: Базой исследования были выбраны СОШ № 9, №15, №17 г. Черкесска. Испытуемыми являлись дети младшего подросткового возраста (10-14 лет), учащиеся 5-7-х классов. В опытно-экспериментальной работе всего приняло участие 219 испытуемых: учащиеся и их родители. Из них детей - 147, родителей - 72.

Экспериментальной группой были выбраны учащиеся 5-х классов СОШ № 9 в количестве 72 детей. Контрольной группой были выбраны учащиеся 5-х классов СОШ № 17 в количестве 75 детей.

^ Основные этапы исследования:

Первый этап (2001-2002гг.) - определение темы исследования и изучение литературы по проблеме.

Второй этап (2002-2003 гг.) - установление степени научной разрабо­танности вопроса нравственного воспитания; изу­чение архивных и библиографических источников; обработка и систематизация данных; уточнялась научная концепция и экспериментальные методики реализации задач исследования.

^ Третий этап (2004-2006 гг.) – параллельно с проведением теоретической работы продолжается преобразующий эксперимент. Уточнялись и систематизировались полученные результаты, обобщались теоретические положения и выводы, разрабатывались и внедрялись научно-практические рекомендации, оформлялся текст диссертационного исследования.

^ Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- конкретизированы сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания;

- выявлены современные тенденции развития нравственных ценностей в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей подросткового возраста и поликультурной среды;

- разработана и реализована программа формирования нравственных ценностей в условиях активного межнационального взаимодействия младших подростков в многонациональном регионе с использованием методов активного обучения (ролевые игры, упражнения тренинга, творческие задания и т.д.) и традиций нравственного воспитания (подбор элементов национальной атрибутики, обычаев, обрядов, различного рода иллюстраций и т.д.);

- выявлены педагогические условия формирования нравственности с учетом этнокультурных особенностей (потребность в эмоциональном контакте с другими детьми; потребность в сотрудничестве, основанная на взаимопонимании и уважении друг к другу; потребность в творческой деятельности; потребность в самоутверждении проявляется в стремлении детей утвердиться не только в глазах своих сверстников, педагога, но и в собственном мнении; потребность в проявлении чувства патриотизма, познании себя как представителя определенного этноса).

^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- уточнены сущность, структура и основные характеристики нравственного воспитания, которые могут послужить для повышения уровня профессиональной деятельности будущего учителя с целью формирования у него методических и технологических основ вос­питательной работы со школьниками;

- выявлено, что нравственное вос­питание в педагогике является концептуальным ме­тодологическим регулятивом, интегрирующим в себе содержа­тельные элементы национальной культуры;

- установлено, что результаты, полученные в ходе проведенного исследования, способны обогатить теоретические представления о содержании, средствах и методах нравственного воспитания.

^ Практическая значимость исследования. Материал диссертации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных заведений. Экспериментально проверены и предложены для внедрения в образовательный процесс общеобразовательной школы научно-методические рекомендации по нравственному воспитанию младших подростков, которые могут быть успешно использованы в специальных курсах, освещающих вопросы теории и методики нравственного воспитания, а также в практике воспита­тельной деятельности учителей общеобразовательных школ. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе в поликультурной среде.

^ Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; объемом выборки объектов эксперимента и полученными положительными результатами в уровнях сформированности нравственной воспитанности младших подростков.

^ На защиту выносятся следующие положения:

- процесс нравственного воспитания подрастающего поколения в поликультурной среде предполагает формирование нравственно целостной личности (трудолюбие, бережливость, патриотизм, культура межнационального общения, справедливость, забота о собственном здоровье, коллективизм, дружба, гуманность, совесть, честь);

- формирование нравственно целостной личности учащихся подросткового возраста общеобразовательной школы в системе целостного учебно-воспитательного процесса опирается на опыт нравственного воспитания народа, отбором дидактического материала с логической последовательностью - от национальных ценностей к общечеловеческим;

- основные подходы к определению нравственной воспитанности младших подростков в школе отражают единство и взаимосвязь социальной и духовной природы человека, включают побуждение к деятельности и индивидуализацию нравственного воспитания;

- эффективность процесса нравственного воспитания младших подростков, обеспечивается обогащением базовых учебных дисциплин, национально-ориентированным содержанием формирования нравственности, воспитателями-профессионалами, являющихся носителями высокой морали.

^ Апробация и внедрение полученных результатов. Апробация результатов исследования проводилась в образо­вательно-воспитательном процессе Карачаево-Черкесского и Кабардино-Балкарского государственных университетов. Результаты исследования представлены на конференциях в гг. Пенза (2002), Черкесск (2003, 2004), Тамбов (2004), Ростове-на-Дону (2004). Опубликованные материалы использовались членами кафедр педагогики Кабардино-Балкарского и Карачаево-Черкесского государственных университетов на занятиях по дисциплинам педагогического цикла, при выполнении студентами учебной и научно-исследовательской работы, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Черкесска и Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность исследования, охарактеризована его проблема, определены цель, объект, предмет, задачи, методология, сформулирована гипотеза, представлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков в поликультурной среде» проанализированы теоретические исследования по проблеме. Определена сущностная характеристика нравственного воспитания младших подростков и показаны пути реализации в общеобразовательной школе концепции национально-регионального компонента образования с целью усиления эффективности нравственного воспитания в рамках этого компонента. В этой же главе рассматриваются психолого-педагогические основы нравственного воспитания младших подростков в учебной деятельности.


Анализ научно-педагогической литературы, нормативных документов о школе, знакомство с опытом работы образовательных учреждений Карачаево-Черкесии позволяет заключить, что в современных условиях нравственное воспитание является одним из важных составляющих учебно-воспитательного процесса. Как компонент учебно-воспитательного процесса, нравственное воспитание в национальной школе должно учитывать специфику характера личности и менталитет народов, проживающих в этом регионе. В содержание нравственного воспитания должны входить не только знания и умения, но и опыт развития духовно-нравственных и эмоциональных отношений, творческой деятельности. Формирование нравственности должно быть комплексным и ее следует рассматривать как средство формирования личностной культуры. Характеристика нравственного воспитания как основы морали народного воспитания нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова.

В основе человеческой деятельности находится мораль и поэтому она не может быть обычной целью, которую можно достигнуть в определенный промежуток времени с помощью определенных действий. Следовательно, нравственность является последней, высшей целью. Иначе говоря, нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. В обществе нет специальных лиц или учреждений профессионально занимающихся нравственным воспитанием. Процесс развития нравственности в обществе входит во все многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом нравственное воспитание протекает стихийно и поддается целенаправленному воздействию и контролю в виде самовоспитания и самосовершенствования.

В разные времена, люди отличаются друг от друга не тем, что они делают а тем как они поступают, - нормами, задающими критерии подабающего и не подобающего, хороших манер. В отдельной эпохе нормы воспитанности были строго кодифицированы (например «Домострой» в русской народной педагогике, «Адыге Хабзе» в адыгской народной педагогике, «Тау адет» в народной педагогике карачаевцев), в современном обществе они более размыты и индивидуализированы.

Нравственное воспитание в обществе – это воспитание патриотизма, добросовестного отношения к труду, общественной и личной собственности, гуманизма, коллективизма, превращение этих и других высоких нравственных принципов в личные убеждения, в желания и стремления, в привычную практику поведения человека. В нравственном воспитании действует ряд принципов, которые определяют основное требование к содержанию, организации, формам и методам. Это такие как принцип целеустремленности, принцип связи воспитания жизнью, принцип воспитания в труде на общую пользу, принцип систематичности, последовательности.

В нравственном воспитании есть свои средства и методы, например: упражнение, поощрение, наказание, пример, соревнование.

В воспитании нравственности применяются различные приемы воспитательного воздействия, к числу которых относится требование, просьба, напоминание, поручение, распоряжение и другие. Нравственное воспитание не может достичь цели, если оно не переходит в самовоспитание и самосовершенствование.

Большую роль воспитанию нравственности отводили выдающиеся педагоги Я.А. Каменский, Г. Песталоцци, И. Гербарт, Л.Н Толстой, К.Д. Ушинский и другие.

В данном исследовании определено, что для выявления нравственной воспитанности детей, получения точной обратной информации необходимо использовать требования – критерии нравственной сущности детской личности, современные методики выявления и оценки моральных качеств и свойств школьников. После определения уровня нравственной воспитанности следует подобрать соответствующие методы воспитания. Дальнейшая работа по нравственному воспитанию должна строиться с учетом всех направлений воспитательной деятельности и только в этом случае можно рассчитывать на успех в этом сложном аспекте воспитания.

Как показал проведенный анализ педагогической литературы, одним из ведущих направлений обновления содержания образования в Рос­сии конца XX - начала XXI в. является разработка и внедрение в школьную практику образовательных стандартов. Анализ трудов В.С. Леднева, М.М. Поташника, М.В. Рыжакова, а также личные наблюдения позволили выявить следующие негативные явления в теории и практике образования и обучения современной отечественной школы: значительное превышение норм учебной нагрузки на ученика; принятие рядом образовательных учреждений учебных планов, в ко­торых отсутствуют или существенно сокращены базовые образовательные области; введение в учебные планы курсов, содержание которых не отвечает нормам нравственности, противоречит идеям гуманизма; ранняя специализация содержания образования; создание и использование авторских учебных программ, учебников и учебно-методических пособий, не отвечающих современным научным тре­бованиям; перенос в сферу оплачиваемых дополнительных образовательных ус­луг тех учебных курсов, которые являются базовыми в содержании общего образования.

В этих условиях возникла необходимость защиты учащихся от псевдо­новаторов, от внедрения в школу ненаучных и непрофессиональных реко­мендаций.

В работе определены образовательные стандарты, которые представляют комплекс требований, прежде всего, к содержанию образования со стороны государства, а также к уровню развития, образованности и воспитанности ученика определенного типа учеб­ного заведения. Стандарты призваны гарантировать обязательный минимум этого содержания в различных типах образовательных учреждений данного уровня, а также обеспечивают преемственность основных компонентов со­держания образования на уровне образовательных областей и этапов обучения в условиях вариативности и децентрализации российского образования. Стан­дарты являются одним из эффективных механизмов сохранения единого об­разовательного пространства в России в целях представления равноценного образования учащимся, проживающим в различных регионах.

Анализ Концепции государственного образовательного стандарта, по­ложенной в основу проекта Федерального закона, позволяет заключить, что стандарт рассматривается его авторами как часть более общей системы, включающей также оценку достижений учащимися требований стандарта и мониторинг, основная задача которого отслеживать качество образования.

В рамках стандарта разрабатываются: примерные учебные планы и образовательные программы; технологии оценки соответствия содержания и качества образования; критерии аттестации и аккредитации образовательных учреждений; учебники и методические материалы как федерального, так и нацио­нально-регионального компонентов и т.д.

Таким образом, стандарт содержит потенциальные возможности для управления качеством образования на федеральном и региональном уровне.

Авторы Стандарта выделяют следующие уровни разработки и реализа­ции содержания образования: уровень политики и управления в области образования; уровень претворения в жизнь этой политики посредством создания учебно-методической документации; уровень реализации указанной политики в деятельности образова­тельных учреждений.

На первом уровне федеральными и региональными органами управления образования разрабатываются стратегические направления деятельности, опре­деляются государственные требования к системе образования. На втором уров­не эти требования и направления конкретизируются в нормативных документах об образовании, в частности, в образовательных стандартах. На третьем уровне разработанные требования воплощаются в деятельности педагога-практика.

Национально-региональный компонент предполагает переход от однообразной образовательной системы к единому, но многоукладному комплексу разнообразных региональных образовательных систем. Он содержит системы знаний о регионе, «малой Родине». Обновление образования в соответствии с требованиями национально-регионального компонента означает превращение его в местный фактор социокультурного развития режимов и превращение регионов в мощный фактор развития образования. Этот компонент требует более гибкой системы обучения с учетом специфики региональных и местных условий. Для реализация задач данного компонента определенные усилия прилагаются системой образования Карачаево-Черкессии.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем подростковом возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие нравственные качества личности как организованность, ответственность, самостоятельность, активность, дисциплинированность.

Важным является понимание того, что нравственное воспитание целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной деятельности. Так как, учебная деятельность, являясь в младшем подростковом возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. А нравственность предлагает не только выполнение каждым человеком моральных норм, но и активную борьбу против индивидуализма, эгоизма, несправедливости.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность учащегося. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Во второй главе «Организация экспериментального исследования по формированию нравственности у младших подростков» представлена организация исследования и методики диагностики и формирования нравственности младших подростков. Разработано содержание основной программы, обеспечивающей успешное нравственное воспитание подростков, а также рассматриваются материалы и результаты формирующего эксперимента.

Исследование педагогических условий формирования нравственной воспитанности проводилось в несколько этапов, в основу которых была положена система организационно-методических средств и принципов исследования.

На первом этапе был проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической и этнопсихологической литературы по вопросу развития и становления нравственных ценностей развивающейся личности. Определялись цели и задачи исследования, выдвигалась гипотеза, осуществлялся подбор методов и методик опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе осуществлялась комплексная проверка сформированности начального уровня нравственной воспитанности младших подростков, разработка критериев, определяющих уровень развития их нравственности, и формирующей программы по развитию нравственных ориентаций обучающихся, так как исследование, проведенное на констатирующем этапе, показало необходимость разработки такой программы.

На третьем этапе организовывалось формирование нравственных ценностей младших подростков с помощью специальной программы, включающей в себя 20 часов занятий.

Выбор испытуемых был обусловлен тем, что период младшего подросткового возраста является наиболее сенситивным для формирования основных компонентов нравственности, этнообъединительных и этноразличительных признаков, толерантного отношения к представителям разных этнических групп, приобщения детей к системе общечеловеческих нравственных ценностей.

В диагностике нравственных ценностей были использованы следующие методы и методики:

- наблюдение - как один из основных методов применяемых нами в процессе развивающей серии занятий формирующей программы эксперимента;

- анкетирование, которое проводилось как с детьми, так и с их родителями.

В ходе эксперимента осуществлялось также этническое воспитание обучающихся, реализуемое на основе педагогики сотрудничества. Проводился сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной серии исследований, определялись педагогические особенности, условия и факторы формирования нравственной воспитанности младших подростков.

Для определения уровня сформированности нравственной воспитанности использовались разработанные нами критерии, в основу которых были положены основные ее компоненты. Содержание анкетных вопросов строилось с опорой на данные критерии.

Определение критериев, разработка методики выявления нравственной воспитанности, учета и оценки поведения, деятельность школьников – важнейшее условие диагностики и совершенствования воспитательной работы. Личность, во всем многообразии ее качеств и свойств, существует как целостность. Ее нельзя разложить на изолированные качества и формировать их отдельно. Задача, в том, чтобы выявить то главное, что представляет собой целостность, основообразующее начало личности, и то частное, производное, особенное, что дополняет и характеризует ее как индивидуальность.

Целостным и общим в личности являются главные, определяющие качества и свойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность, выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным, неразрывно связанным с основными качествами личности являются такие показатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут быть выражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельности ребенка – учение, труд, общественная работа, общение, внеучебная деятельность, творчество, обязанности в семье, может быть оценен с точки зрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованно свидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственной зрелости школьников.

Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в Правилах для учащихся, школьных единых требованиях, моральном кодексе «Домострой» у русских, «Тау Адет» у карачаевцев, «Адыгее Хабзе» у черкесов и т.д. Воспитателю важно иметь вытекающий из этих документов, краткий набор требований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственной воспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе и формулировании таких требований учитываются: возрастные возможности усвоения учащихся обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическая направленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость, привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубины содержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениям и увлечениям.

В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающего уровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. На каждом возрастном уровне они в основном и главном определяют: что, как, кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться, беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражают сущностные свойства и качества детской личности.

Для выявления используемых путей формирования нравственной воспитанности и культуры поведения у младшего подростка в семье и обществе были использованы следующие методики.

Методика 1. «Закончи предложение».

Цель: выявить отношение к правилам поведения и к тем нравственным качествам, проявление которых, требует их соблюдение.

Методика 2.

С целью определения уровня реального условия нравственного воспитания использован метод анкетирования родителей.

Методика 3.

Помогает родителям побольше узнать о ребенке.

Методика 4.

Материалы к социально-нравственному портрету младшего подростка.

Для выявления представлений детей о наиболее нравственных жизненных ценностях нами проводился устный и письменный опрос учеников. Каждому из них было предложено завершить в сжатой или развернутой форме незаконченный тезис: «Самое дорогое для человека – это …».

Для определения уровня развития нравственности были разработаны критерии его сформированности. Данные критерии легли в основу содержания анкетных вопросов.

Критерии сформированности нравственных ценностей.

1. Нравственные убеждения.

2. Моральные принципы.

3. Ценностные ориентации.

4. Поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

Высокий уровень оценивался в 3 балла, средний в 2 балла, низкий в 1 балл за каждый компонент из 4 названных критериев.

Таблица №1

Уровни

Отношение к своей национальности и осведомленность в области ее национальных вопросов и проблем

Высокий

(3 балла)

Знает обычаи и традиции своего народа.

Знает национальные праздники, игры.

Знает и интересуется национальным фольклором.

Знает черты характера, присущие собственной нации.

Интересуется проблемами своего этноса.

Считает свою национальность лучше других.

Гордится своей национальностью

Средний

(2 балла)

Нейтральное.

Имеет кое-какие сведения о своей исторической Родине.

Частично знает обычаи и традиции своего народа.

Знает отдельные национальные праздники и игры.

Частично знает национальный фольклор.

Не испытывает потребности в чтении литературы, посвященной

национальным проблемам своего этноса.

Не считает свою национальность лучше других.

Не испытывает особой гордости за свой этнос.

Частично знает характерные черты, присущие своей

Национальности

Низкий (1 балл)

Негативное.

Не знает своей исторической Родины.

Не знает обычаев, традиций своего этноса.

Не знает национальных праздников и игр.

Не знает особенностей национального фольклора.

Не знает типичных черт характера, присущих своей нации.

Абсолютно не интересуется проблемами своего этноса.

Считает свою национальность хуже других.

Совсем не гордится своей национальностью

Таблица №2

Уровни

Отношение к другим национальностям и осведомлённость в области их национальных вопросов и проблем

Высокий

(3 балла)

Положительное.

Толерантное.

Имеет друзей другой национальности.

Не имел конфликтов с, представителями других национальностей.

Готовность принять человека другой национальности как друга.

Готовность прийти на помощь в трудной ситуации.

Знает обычаи, традиции, национальные праздники и игры других

этносов.

Знает национальный фольклор других народов.

Готовность поделиться сокровенным, открыть душу.

Интересуется проблемами других этносов.

Средний

(2 балла)

Нейтральное.

Индифферентное.

Готовность принять человека другой национальности как соседа,

или гражданина.

Частично знает обычаи, традиции, праздники и игры других

этносов.

Имеет кое-какие сведения о национальном фольклоре других

народов.

Мог бы пригласить человека другой национальности в гости.

Не проявляет особого интереса к проблемам других этносов.

Низкий (1 балл)

Негативное отношение.

Были конфликты с представителями других этносов.

Совсем не знает обычаев, традиций, праздников и национальных

игр других народов.

Не знает национального фольклора других народов.

Принимает другого человека как врага, агрессора.

Не желает иметь друзей другой национальности.

Совсем не интересуется национальными проблемами других.

Этносов.

Таблица №3

Уровни

Нравственность и культура межнациональных отношений


Высокий

(3 балла)

Дает адекватное определение понятию Родина.

Знает, что такое национальный характер и особенности его

проявления.

Знает отличия людей разных национальностей и характер их

влияния на взаимоотношения.

Знает источники информации, предоставляющие сведения о

различных национальных вопросах и проблемах.

Знает факторы, обуславливающие развитие национальных

Отношений

Средний

(2 балла)

Не дает полного определения понятию национальной Родины.

Недостаточно хорошо знает, что такое национальный характер и

особенности его проявления.

Частично знает отличие людей разных национальностей и их

влияние на этнические отношения.

Не испытывает потребности в знании источников информации,

касающихся национальных вопросов и проблем.

Недостаточно владеет системой факторов, обуславливающих

развитие современных национальных отношений

Низкий (1 балл)

Не может сформулировать понятие национальной Родины.

Не дает определение понятию национального характера.

Не знает отличия людей разных национальностей и характер их

влияния на взаимоотношения между людьми.

Совершенно не знает источников информации по национальным

проблемам и вопросам.

Не знает факторы, обуславливающие развитие современных национальных отношений


Формирующая программа предусмотрена для детей младшего подросткового возраста. Работа по данной программе имеет профилактическую и развивающую направленность.

Основной целью данной программы является формирование нравственной воспитанности школьников, которое оказывает решающее влияние на самые разнообразные этнические процессы, происходящие в современном обществе.

Формирующая программа направлена на решение таких задач как: дать общее представление о народах, населяющих КЧР и мир в целом; вооружить обучающихся системой этнических знаний, свойственных их возрасту; привить любовь и интерес к обычаям и традициям своего и других этносов; сформировать чувство национального достоинства и идентификации со своей этнической общностью; изучить особенности и уровень сформированности нравственной воспитанности у младших подростков.

В качестве основных направлений реализации данной программы выступают: диагностика, направленная на выявление начального уровня сформированности нравственной воспитанности с помощью специально разработанных анкет и «Методики незаконченных предложений», выявляющих степень осведомленности в области этнических вопросов и проблем. Просвещение подразумевает просветительскую работу, направленную на информированность детей в области этнокультурных явлений в соответствии с их возрастом. К этнокультурным явлениям относятся: просвещение в области национальных обычаев, ритуалов, традиций, этикета; новые сведения об элементах устного народного творчества разных этнических общностей (загадки, поговорки, пословицы, сказки и т.д.); информированность по вопросам национальных праздников, игр, забав и нравов этносов Карачаево-Черкесии; повышение этнической компетентности в знании зарубежных стран, особенностей развития национальных языков и т.д.

Профилактика состоит в психолого-педагогической поддержке детей различной национальности, проживающих в многонациональном регионе, помощи в понимании этнических процессов, происходящих в нашей стране и в мире в целом; в налаживании системы бескорыстных толерантных национальных отношений и, в конечном счете, формировании нравственной воспитанности.

Нравственность как этическое и духовное качество личности включает в себя интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты. Интеллектуальный компонент предполагает сформированность у младших подростков представлений и понятий об этических требованиях общества. Эмоциональный вклю­чает переживание детьми разнообразных чувств, эмоций, появление стремлений и интересов, деятельностный компонент - наличие у детей умений отразить полученные знания в творческой деятельности, сфор­мированность умений и навыков нравственного поведения, желание принимать участие в труде на общую пользу.

В ходе эксперимента осуществлялась также этническое воспитание обучающихся, реализуемое на основе педагогики сотрудничества. Проводился сравнительный анализ результатов констатирующей и контрольной серии исследований, определялись педагогические особенности, условия и факторы формирования нравственной воспитанности младших подростков.

Аналитический этап исследования включал в себя интерпретацию полученных результатов, их обобщение, формулировку выводов и заключения, разработку методических рекомендаций по оптимизации формирования нравственной воспитанности младших подростков.

В опытно-экспериментальной работе использовались следующие виды анализа:

- компонентный анализ, позволивший выделить структурные компоненты формирования нравственной воспитанности, изучить их качественные характеристики;

- уровневый анализ, позволивший изучить особенности сформированности нравственной воспитанности на начальном и конечном этапах исследования;

- сравнительный анализ, позволивший выделить особенности развития нравственной воспитанности младшего подростка, определить общее и особенное в его функционировании.

Выбор испытуемых был обусловлен тем, что период младшего подросткового возраста является наиболее сенситивным для формирования основных компонентов нравственной воспитанности, этнообъединительных и этноразличительных признаков, толерантного отношения к представителям разных этнических групп, приобщения детей к системе общечеловеческих и духовных ценностей. При этом ведущая роль в формировании нравственной воспитанности принадлежит школе как важнейшему социальному институту наряду с семьей.

Предложенная программа по формированию нравственных ориентаций включила в себя занятия по 12 темам, рассчитанные на 18-20- часов. Каждое занятие дополнительно снабжалось специальным педагогическим инструментарием (иллюстрации, элементы национальной атрибутики, национальная музыка, кроссворды, ребусы и т.д.).

Содержание информационного материала занятий включало: мифы, легенды, фольклор изучаемых этносов; обычаи, традиции, особенности национального этикета; описание национальных праздников, игр и забав; специфику развития национального языка; описание отдельных зарубежных стран и этнических общностей, проживающих на территории Северного Кавказа и т.д.

В констатирующей серии эксперимента, как и в контрольной, для детей младшего подросткового возраста были использованы одни и те же методы исследования.

Организованный устный и письменный опрос учащиеся 5-7 классов позволил выявить представления детей об их наиболее существенных нравственных ценностях.

В качестве «самого дорогого» 13% опрошенных отметили такие духовно-нравственные ценности, которые входят в сферу человеческих взаимоотношений: дружбу, уважение, любовь, взаимопонимание.

В представлении 14% учащихся самое дорогое для человека - это «деньги». 7% включили в «самое дорогое» животных и природу в целом. Следует отметить, что в ответах часто встречается обобщенное слово «природа» в понимании природы как среды обитания человека («земля», «воздух», «вода»). Необходимо особо сказать о том, что для 11% учащихся в представление о «самом дорогом» для человека входят такие понятия как «Родина», «родной край», «земля на которой родился». Учение как ценность («учеба», «школа») отмечено у 31% детей. 5% учащихся ответили на вопрос в некотором «наборе» ценностей («здоровье», «семья», «деньги», «вода»).

В «чистом» виде нравственные ценности были обозначены в ответах 55% опрошенных учащихся: «чтобы у мамы было меньше дел», «чтобы мама с папой не ругались», «чтобы бабушка не болела», «здоровья, любви, дружбы, благополучия», «чтобы в мире было счастье и не было войны». Очевидно, что желания учащихся выглядели порой нравственно зрелыми, дети чаще выходят за рамки непосредственного окружения учащихся, членов их семей и касались «всех людей». Около 8% подростков «попросили» здоровья («чтобы я была здоровой», «чтобы зубы не болели»), выразили стремление к внешнему и внутреннему самосовершенствованию («красоте, ума, силы, доброты»).

Таким образом, использованный косвенный путь проявления ценностей у младших подростков выявил определенное расхождение в представлениях о главных человеческих ценностях, «вообще» и конкретном преломлении «самого здорового для человека» - на субъективно-значимое, «на себя», свои конкретные запросы. На уровне отдельных учеников - это выглядело следующим образом: самое дорогое для человека - это «мама», «Родина», «любовь», а свои просьбы - желания в таком порядке - «машину, деньги, здоровья».

Естественно, что такие ответы являются показателями сферы ценностного сознания на потребностно-мотивационную сферу, ставят наряду с этим вопрос о том, каким конкретным значением наполнены у детей (и наполнены ли вообще) используемые понятия «Родины», «Чувства патриотизма», «любви».

Предложение учащимся ответить на вопрос «Кто я?», «Какой я?» было направленно на выявление того, как и какими осознают себя дети, что в осознании и оценке себя является для них особенно значимым. Отнесли себя к человеческому роду («человек») 53% детей. Значимым для младших подростков в образе своего «я» являются их увлечения: «баскетболист», «коллекционер», «любитель книги», почти 42,4 % детей определились по признаку пола.

Не оставили в полной мере удовлетворительного впечатления и ответы учащихся, связанные с их нравственным самосознанием. Почти 69% учащихся дали себе односложную самооценку («Я девочка, хорошая»), («Я человек, добрый»), остальными 31 % была такая распространенная оценка, как «обыкновенный», «нормальный», «средний», «всякий».

Также учащимся было предложено написать сочинение о том, кого и что они любят больше всего на свете и почему?

Первую позицию (60 %) заняли родные и близкие: мама, папа, бабушки, дедушки, братья, сестры и т.д. Любовь к родителям проявляется как ответное чувство на любовь и заботу: «Больше всего на свете я люблю маму, потому что она меня любит», «Мамочка нас вырастила». Уступили в детской любви животные 20%: собаки, кошки (в том числе «маленькие котята и щенки»), лошади, кролики, черепахи, попугаи. Далее следуют любимые занятия (15%): «собирать грибы», «играть на компьютере» - не исключая «пилить», «строгать», «шить», «рисовать».

Любовь к вещам получила отражение в 9 %.

Содержание ответов учащихся на вопрос «На кого ты хочешь быть похожим?» с одной стороны подтвердило, что примером для подражания в этом возрасте выступают, прежде всего, родители, родственники как самые добрые, умные красивые и прочие, и, что представление о жизненных ценностях, образах поведения зарождается и развивается в первую очередь в семье: «быть красивой как моя мама» 75 %; изъявили желание быть «похожими» на «Терминатора», «Рембо» 15 %, «быть смелым как папа».

Выявление реальных отношений родителей и детей мы выразили в диаграмме.

^ Диаграмма №1.

Распределение родителей по уровням отношения к детям.



Проведенная анкета позволяет разделить родителей на 3 группы. Как видно из диаграммы:

20 человек (74 %) отношения между родителями и детьми можно считать благополучными. В семье царит покой, взаимопонимание.

4 человека (15 %) оцениваются оценкой удовлетворительно.

3 человека (11 %) относятся родители, контакты с детьми у которых недостаточно хороши. Необходимо срочно их улучшить.

Приведенные в методике 3 анкетные вопросы позволяют родителям больше узнать о своем ребенке, наглядно это представлено в следующей диаграмме.

Диаграмма №2

Распределение родителей по уровням знаний о своем ребенке.





55 % знают о своем ребенке все.

19% частично.

26 % практически ничего.

Родители испытуемых контрольной и экспериментальной групп в достаточной степени просвещены в вопросах этнокультурных проблем как своего, так и других этносов. В целом они придерживаются традиций и обычаев своего народа, не дифференцируя признаки, которые их роднят со своим этносом. С уважением относятся к культурным ценностям других этнических групп, называя ряд наиболее важных качеств, которые привлекают их в представителях других национальностей, что свидетельствует о патриотизме.

На констатирующем этапе эксперимента были названы респондентами следующие черты характера:

Таблица №4




Экспериментальная группа

Контрольная группа

Храбрость

11 чел. (45,8%)

10 чел (40 %)

Весёлый

3 чел. (12,5%)

5 чел (20 %)

Добрый

5 чел. (20,8%)

5 чел (20%)

Сильный

3 чел. (12,5%)

4 чел (16 %)

Смелый

3 чел. (12,5%)

6 чел (24 %)

Нормальный

5 чел. (20,8%)

2 чел (8 %)

Злой

2 чел. (8,3%)

4 чел (16%)

Затруднились с ответом 8,3 % испытуемых из экспериментальной группы и 8 % из контрольной.

На наш взгляд, термин «нормальный» использовался детьми для комплексной характеристики положительных качеств личности.

На контрольном этапе эксперимента варианты ответов в процентном отношении остались те же, однако, опрошенные экспериментальной группы назвали гораздо больше качеств, характеризующих национальные особенности своего этноса, чем их сверстники из контрольной группы.

Доминировали такие характеристики как: добрый, мудрый, трудолюбивый, сильный, культурный так далее. В то время как испытуемые контрольной группы употребили прежний вариант ответа: «нормальный» и помимо качеств назвали внешние отличия человека (цвет волос, кожи, глаз и т.д.).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась общим методологическим подходом к изучению формирования нравственной воспитанности как сложного динамического образования; подбором методов и методик, адекватных цели и задачам исследования; использованием метода математико-статистического анализа данных.

На основе разработанных критериев мы определили уровень сформированности нравственных ценностей каждого испытуемого экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента.

В ходе исследования нами было опрошено 147 учащихся СОШ № 9, № 17. В результате было получено нормальное распределение со средним 74,97 + 1,42 и стандартным отклонением 14,05. На основании этих данных мы смогли вывести баллы, соответствующие разработанным уровням сформированности нравственных ценностей: до 61 балла - низкий уровень; от 61 до 89 баллов - средний уровень; свыше 89 баллов - высокий уровень.

Сводные показатели уровня сформированности нравственной воспитанности обеих групп до и после формирующего эксперимента отражены в таблице 5.

^ Показатели сформированности нравственной воспитанности экспериментальной и контрольной групп в тестовом и ретестовом исследовании

Таблица №5




Группы


Экспериментальная группа


Контрольная группа


Уровни


Тест


Ретест


Тест


Ретест


Абс.


%


Абс.


%


Абс.


%


Абс.


%


1.


Низкий


4


16.67


-


-


9


36


8


32


2.


Средний


19


79.17


12


50.00


13


52


15


60


3.


Высокий


1


4.16


12


50.00


3


12


2


8


Как видно из таблицы 5 на начальном и конечном срезах в контрольной и экспериментальной группах имеются отличия в распределении испытуемых по уровням сформированности нравственных ценностей. Для проверки значимости этих изменений мы воспользовались одним из статистических критериев. Так как в ретестовом исследовании показатели низкого уровня в экспериментальной группе отсутствуют, то мы не можем воспользоваться наиболее удобным в этом случае непараметрическим критерием хи-квадрат. Поэтому нами был применен t-критерий Стьюдента с использованием группового среднего и стандартного отклонения, помещенных в таблице №6 .

^ Показатели тестирования нравственных ценностей

Таблица №6.




Экспериментальная группа


Контрольная группа


Тест


Ретест


Тест


Ретест


Среднее


73.17±2.4б


86.92±1.54


70.00±2.94


75.26±2.51


Стандартное отклонение


12.05


7.55


14.72


14.88



Таким образом, эмпирическое значение t-критерия больше критического, равного 2,02 при уровне достоверности 95 % и числе степеней свободы 46. Это свидетельствует о том, что в экспериментальной группе произошли значимые изменения в развитии нравственных ценностей младших подростков. Мы считаем, что существенный рост в повышении уровня сформированности нравственной воспитанности произошел благодаря применению формирующей программы, направленной на активизацию этого феномена.

Кроме этого произошли достаточно значимые изменения в стандартном отклонении, которое является показателем вариативности тестовых оценок. Уменьшение стандартного отклонения почти в два раза свидетельствует о том, что в момент проведения начального среза в экспериментальной группе имелись существенные различия в формировании нравственных ценностей между ее членами. При вторичном срезе такие результаты значительно уменьшились, т.е. у всех детей примерно одинаково оказалось высоко развиты нравственные ценности.

Сопоставление результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах, позволяет сделать вывод о значимых различиях групповых средних оценок контрольной и экспериментальной групп на заключительном этапе эксперимента.

Таким образом, не смотря на некоторое увеличение среднего значения в контрольной группе с 70,00 до 75,26, можно утверждать, что это повышение является незначимым и вызвано действием факторов, которые не подвергались исследованию.

Уровень нравственной воспитанности в контрольной группе на заключительном этапе эксперимента, по сравнению с начальным этапом, остался почти без изменений.

Таким образом, данные показатели еще раз подтверждают целесообразность применения специальных программ в условиях общеобразовательных школ (факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия).


^ Основное содержание диссертации отражено в следующих

публикациях автора:

  1. Куржева, Т.И. Возрождение национальных традиций и обы­чаев в школах Карачаево-Черкесской республики / Т.И. Куржева // Тезисы III на­учно-практической конференции «Проблемы обучения, воспитания и культуры в системе повышения квалификации работников обра­зования». - Черкесск, 1994. – С.54-58.

  2. Куржева, Т.И. О взаимосвязи и взаимовлиянии научной и на­родной педагогики / Т.И. Куржева // Сравнительная педагогика и проблемы обра­зования в современном мире: Тезисы республиканской научно-практической конференции. - Карачаевск, 1995. - С.21-22.

  3. Куржева, Т.И. Пример как метод воспитания в адыгской на­родной педагогике / Т.И. Куржева // Проблемы воспитания учащейся молодежи // Региональная научно-практическая конференция. - Санкт-Петербург-Гатчина, 1995. – С. 117-118.

  4. Куржева, Т.И. Убеждение как метод нравственного воспита­ния в адыгской народной педагогике / Т.И. Куржева // Алиевские чтения. Тезисы научной конференции преподавателей и аспирантов. – Карачаевск: КЧГУ, 1996. – С. 111-112.

  5. Куржева, Т.И. Роль семьи в гуманистическом воспитании учащихся на прогрессивных народных традициях адыгов / Т.И. Куржева // Семей­ная этнопедагогика и современная национальная школа: материалы межвузовской научной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 1997. – С. 81 - 91.

  6. Куржева, Т.И. Патриотическое и интернацио­нальное воспитание на уроках черкесского языка и литературы / Т.И. Куржева // Республиканская научно-практическая конфе­ренция, посвященная 80-летию со дня рождения нашего земляка выдающегося военоначальника Вооруженных сил СССР, генерал-полковника С.Х. Магометова. - Черкесск, 2001. - С.89-95.

  7. Куржева, Т.И. Использование педагогических идей и опыта народа в системе школьного образования / Т.И. Куржева // Личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. – Черкесск, 2001. – С. 118-119.

  8. Куржева, Т.И. Использование воспитательных возможностей учебников черкесского языка и литературы в воспитании учащихся / Т.И. Куржева // Республиканская научно-практическая конфе­ренция «Реализация задач воспитания при обучении родным языкам и литературе». – Черкесск, 2004. – С. 136-138.

  9. Куржева, Т.И. Некоторые аспекты воспитания нравственных качеств подрастающего поколения в народной педагогике адыгов / Т.И. Куржева //Новые исследования в педагогико-психологических науках: приложение к журналу «Прикладная психология и психоанализ». Москва-Владикавказ. М.: ИД МПА-Пресс, 2006.- С. 42-52.*



*_________

Публикация в рецензируемом издании




Скачать 406.46 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер406.46 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх