Формирование коммуникативных компетенций и км на уроках литературы (на примере темы «Художественный мир Гоголя. 5 – 11 класс») Ткаченко О. А icon

Формирование коммуникативных компетенций и км на уроках литературы (на примере темы «Художественный мир Гоголя. 5 – 11 класс») Ткаченко О. А


Смотрите также:
Э. М. Браверман предлагает конструировать урок...
Конспект урока по методике преподавания литературы: «По страницам Н. В. Гоголя»...
«Свойства белков»...
«Формирование творческих и коммуникативных способностей учащихся на уроках литературы как...
Тема урока Кол-во...
Урок по теме: «художественный мир н. В. Гоголя»...
Урок литературы и истории Запорожское казачество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»...
«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»...
Задачи изучения дисциплины: развитие коммуникативных и социокультурных способностей и качеств...
Задачи изучения дисциплины: развитие коммуникативных и социокультурных способностей и качеств...
Задачи изучения дисциплины: развитие коммуникативных и социокультурных способностей и качеств...
Задачи изучения дисциплины: развитие коммуникативных и социокультурных способностей и качеств...



Загрузка...
скачать
Формирование коммуникативных компетенций и КМ на уроках литературы (на примере темы «Художественный мир Гоголя. 5 – 11 класс»)

Ткаченко О.А.

Общеизвестно, что в современном обществе возникла необходимость найти компромисс между широко академическим и узко утилитарным образованием. Альтернативой традиционной модели образования, безусловно, является личностно-ориентированное. Ученые пришли к выводу, что компетенция – это такое качество личности, которое существует и развивается в двуединстве: в личности и в социуме. Следовательно, развивая компетентность, мы развиваем личные качества субъекта и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. В современной научной литературе существует несколько определений понятий «компетентность» и «компетенция». К определению и разработке этих понятий в современной педагогической науке обращались такие ученые, как В. Рыбалкина, Г.А. Зимняя, Н.А. Петровская (список литературы прилагается).

Выявив общие подходы и закономерности, можно сделать вывод, что если компетентность – это обладание знаниями, то компетенция – это эффективные действия личности в конкретной ситуации, и способность человека реализовать свои замыслы в условиях информационного и коммуникативного пространства (это, второе, определение компетенции вошло в концепцию профильного образования). Мне близко и более конкретное определение Эльконина: «Компетенция – это мера включенности человека в деятельность».

Система ключевых компетенций человека разработана давно:

Ключевые компетенции человека




Личностные общественные деятельностные


Не надо забывать, что компетенция – личное качество человека, склонное к развитию. Именно это создает современному учителю обширное поле деятельности. Учитель литературы и русского языка, безусловно, ключевая фигура в современном лично-ориентированном образовании, в формировании общественных компетенций человека: компетенции социального взаимодействия и компетенции общения, т.е. коммуникативной.

Формированию коммуникативной компетенции способствует развитие КМ. «Педагогический словарь» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова (М., Академа, 2000) определяет КМ как способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Поэтому формирование коммуникативных компетенций и КМ – одна из актуальнейших задач современного общения. Чтобы увидеть результат, необходимо представлять себе структуру компетенции. Во-первых, готовность личности к актуализации компетенции. Во-вторых, знания. Когда мы актуализируем компетенцию, мы испытываем потребность в знаниях, ищем их. В-третьих, опыт использования знаний. В-четвертых, мы развиваем отношение к тому, что узнали, развиваем компетенцию далее. В-пятых, может произойти превышение компетенции, т.е. она перейдет в компетентность. Именно на это и направлены усилия учителя (как и образования вообще). Такая структура формирования компетенции дается в книге Н.А. Петровской «Компетентность в общении», М., 1999г. На нее и будем опираться в дальнейшем.


Компетенция может стать компетентностью при условии, что наш ученик, как герой рассказа А.П.Чехова «Студент», понимает, что «прошлое связано с настоящим непрерывной цепью», он научился видеть «оба конца этой цепи», и знает, что, как только «дотронулся до одного конца…так дрогнул другой». Постараемся рассмотреть, как происходит формирование коммуникативной компетенции и КМ при изучении одной из центральных тем курса литературы «Художественный мир Н.В. Гоголя». Центральной эту тему мы считаем (наряду с такими, как «Художественный мир А.С. Пушкина») потому, что в программе Кутузова А.Г. «В мире литературе» она представлена в 5 классе - («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед рождеством»), в 7 классе (повесть «Тарас Бульба»), в 8 классе ( повесть «Портрет», внеклассное чтение – «Шинель», «Нос»), в 9 классе ( комедия «Ревизор»), в 10 классе ( поэма «Мертвые души»). Читая повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 5 классе, мы согласно требованиям программы изучаем ее жанровые особенности (жанр повести в рамках цикла). Жанр, по определению Бахтина, - «представитель творческой памяти в процессе литературного развития». Система заданий в учебнике построена именно так: от медленного комментированного чтения (комментарии учителя и учебника к трудному для пятиклассника гоголевскому тексту необходимы, они формируют готовность ребенка к актуализации дальнейших знаний) до создания собственного текста с такими же жанровыми особенностями. В созданном тексте проявляется не только «творческая память» и знание законов жанра, но и опыт использования таких знаний.

Традиционно лучшие повести зачитываются в классе; гимназисты выступают на родительских собраниях, печатаются в наших гимназических газетах и журналах.

Изучая повесть «Ночь перед Рождеством», важно актуализировать и знания о рассказчике (в сравнении с «Барышней - крестьянкой» А.С. Пушкина), поэтому тем, кто склонен к творческим заданиям, предлагаем продумать фигуру рассказчика, обосновав ее по тем же правилам и законам, что и у Гоголя. Мы убедились, что к такой «творческой памяти» в последующих классах аппелировать не только возможно, но и продуктивно. Такого рода задания на уроках литературы, безусловно, относятся к методике продуктивного обучения, осуществляющей креативную направленность образования. Именно поэтому создание собственных текстов по законам жанра и представление их на разных уровнях стало традиционным видом работы всех учителей литературы с 5 по 8 класс. (5 – 6 класс – это тема Л.А. Ильясовой).

Так, в 8 классе при изучении фольклорных традиций в литературе учащиеся сочиняют свою «Атомную сказку» (по аналогии со сказкой поэта Ю. Кузнецова). Один из получившихся вариантов прилагается (другие в папке творческих работ учащихся).

ЛИСТ 1.

Безусловно, что креативная направленность в обучении на уроках литературы – не самоцель, мы не стремимся воспитывать и обучать поэтов и писателей. однако в этом случае подтверждаются положения А.В. Хуторского («Развитие одаренности школьника. Методика продуктивного обучения»): образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и эвристический поиск их решения. Формирование и способность проявить знания и отношение к тому, что узнали в неожиданной, нестандартной ситуации лучше всего доказывают необходимость продуктивных методов обучения. Проиллюстрирую сказанное творческими работами учащихся. 1-я – размышление гимназиста 11 класса (на уроке-повторении по лирике Пушкина) о философской лирике поэта, которые он доложен был написать в качестве вывода или плана за 15 минут 1 апреля. Так уж совпало! Но именно это совпадение позволило гимназисту пошутить – ведь день смеха! – и интересно, творчески выйти из создавшегося трудного положения.

ЛИСТ 2.

Создание собственных текстов действительно стимулирует творческий потенциал гимназистов, многие всерьез берутся за перо. Пример тому – сборники стихов как бывших, так и нынешних гимназистов. В конце года традиционен такой вид творческой работы (он вырос из раздела учебника «Проба пера» - 5 класс): в одном из жанров написать пожелание будущему семикласснику… и т.д. до 11 класса. Старшеклассники нередко пишут пожелание в форме стихов. Вот одно из таких стихотворений. ЛИСТ 3.

таким образом, создание собственных текстов разных жанров с 5 класса не случайный прием, а принцип (как нашей программы, так и нашего обучения), помогающий формированию личности.

В 7 классе, когда происходит сдвиг интереса ребенка от сюжета к герою, базовым становится понятие «человек в литературе». Осваиваются два вида учебной деятельности: характеристика героя и анализ художественных средств, создающих художественный образ человека и показывающих отношение автора к своему герою. Понятие об этих видах учебной деятельности дается на произведении Н. Гоголя «Тарас Бульба». Повесть, ее изучение в 7 классе становится не просто первым, важным звеном в цепи, но сюжетообразующим элементом всего курса литературы 7 класса. Именно на повести «Тарас Бульба» дается понятие об этих видах деятельности как о ведущих, происходит отработка навыков, умений, которые должны способствовать развитию ключевых компетенций человека. Творчество Гоголя – не просто знания о литературе и по литературе. Еще один шаг в осознании себя, своего места в семье, в гимназии, мире, если он сделан ребенком вместе с Гоголем, позволит быстрее и безболезненнее повзрослеть, стать критически мыслящей, креативной личностью. Путь к Гоголю и вместе с Гоголем труден для семиклассника. Наша кафедра не один год разрабатывает эту тему. Начинали с системы заданий и вопросов различной степени сложности, от воспроизводящих текст до творческих. Составили схему обучения сравнительной характеристике героев. В течение нескольких лет зачет по литературе проходит как анализ одной из глав повести (№ главы – это № билета) по плану. Тема анализа – образ и средства его создания в данной главе. На кафедре выработаны критерии оценки зачета. ЛИСТ 5., которые заранее сообщаются учащимся. Выпущен методический сборник для учителя и учащихся по работе над повестью. Но время заставляет возвращаться и пересматривать сделанное. Личность ученика меняется, перед нами стоят во многом другие задачи, которые возможно решить, только обратившись к новым образовательным технологиям. Поэтому хочу представить «Систему вопросов и заданий по повести Гоголя «Тарас Бульба», сделанную в системе презентации для работы на компьютере (мультимедийные технологии).

Система заданий построена так, что позволяет ученику как повторить изученное, так и выбрать индивидуальную образовательную траекторию. Возвращаясь к тому, что не понял, прослушал, забыл, ученик может самостоятельно продвигаться по этой траектории. В работе представлены как задания среднего уровня сложности (для учеников 2 и 3 уровня обучения), так и олимпиадные задания. Есть возможность составить такие задания самостоятельно. Работая по этой программе (так мне бы хотелось), семиклассник имеет возможность выбирать оптимальные формы и темп обучения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям. Для этого имеются такие разделы, как «План ответа», «Словарь к образу», «Цитатный план» ит.д. Недостатком работы, с моей точки зрения, являются не представленные пока в программе рефлексия и корректировка учебной деятельности.

Данная программа является хорошим помощником учащемуся в подготовке к письменным работам любой сложности и для любого уровня.

Работа по анализу повести завершается творческим практикумом «Интерпретация повести литературоведами». Чаще всего такой творческий практикум проходит в парной или групповой работе, в зависимости от уровня обучения. Один из вариантов такой работы вы можете видеть в программе. Другой – в плане урока, который прилагается (ЛИСТ 6).

Изучение темы, как я уже говорила, заканчивается зачетом.

В этом учебном году в гимназии внедряется еще один метод продуктивного обучения – эвристические погружения. Первый опыт показал, что эвристическое погружение действительно эффективно, если оно выходит за рамки традиционных классно-урочных занятий. 4-х часовое погружение по литературе в 7 классе было итогом изучения темы « Средства создания образа в повести Гоголя «Тарас Бульба» и подготовкой к зачету по этой теме. Погружение проходило по методу взаимообучения в группах. Класс был разбит учителем на группы по 4 – 5 человек каждая (победители олимпиады работали как рецензенты), группа получила главу для анализа (были взяты главы, которые не вошли в зачет), работала по ней согласно плану и критериям, предложенным к зачету. Выступления каждой группы оценивались рецензентами и учителем, выставлялась оценка – допуск к зачету. Зачет, который проходил на следующий день, не вызвал страха, погружение помогло избавить учащихся от стресса, вселило уверенность. Мы убедились еще раз, что работа в группе действительно включает ученика в деятельность, он должен наиболее эффективно действовать в конкретной сложившейся ситуации, следовательно, активно формируется его коммуникативная компетенция. Погружение выявило и негативные стороны групповой работы: учащиеся, еще не освоившие определенный круг вопросов, смогли благополучно спрятаться за спины других, но зато на зачете они были вынуждены признаться в своей некомпетентности. С одной стороны, качество знаний было как будто ниже, чем обычно – 92%, а с другой стороны, именно это позволило вычертить с такими учащимися как Кокорин А., Риянова Л., Иванова К. индивидуальный образовательный маршрут. Ведь теперь индивидуальные особенности этих учащихся мне хорошо известны!

Важнейшим средством формирования КМ и коммуникативной компетенции является образовательная рефлексия. На определенных этапах изучения данной темы используются разные ее формы. Устное обсуждение – на этапе погружения; письменное анкетирование – на первом уроке после зачета. В этой же работе учащиеся должны были графически изобразить и оценить в баллах свою работу в группе на погружении и на зачете. Анализ этого материала прошел на заседании кафедры по итогам зачетной сессии и погружения. Думаю, что какие-либо выводы делать рано, т.к. прием эвристического погружения – новое в нашем учебном процессе, но работать в этом направлении не просто интересно - необходимо, потому что, только осваивая новые образовательные технологии, можно реализовать личностно-ориентированное образование.

В 8-м классе дается первое представление о литературном процессе. Центральным понятием становится понятие традиции.

Именно при изучении повести Н.В. Гоголя «Портрет» сводятся воедино несколько основных проблем курса, центральной из которых можно назвать проблему искусства. Она важна не только для романтической прозы, но и для творчества Гоголя в целом. Известно, что в «Мертвых душах» и в поздней духовной прозе Гоголь разрабатывал одну из важнейших для русской литературы тем – тему ответственности художника за свой труд. Именно поэтому изучение повести должно вывести учеников на очень серьезный разговор о призвании и судьбе человека искусства. Именно после изучения повести «Портрет» мы традиционно проводим урок – семинар (к нему готовимся 1 – 2 недели) на тему «Роль искусства в современном мире». Каждая творческая группа (класс к этому времени уже давно разбит на постоянно действующие творческие группы – в 8 классе это привычная форма работы) получает задание.

  1. Древнерусские традиции. Роль древнерусской литературы и искусства в современном мире.

  2. Роль духовной литературы в современном мире.

  3. Роль классицизма и сентиментализма в современной литературе.

  4. Роль романтизма в современном мире.

Каждая группа должна представить свой вариант ответа и написать свой манифест, отразив эту роль. Конспект такого урока с примерам манифеста прилагается. ЛИСТ 4.

Такой урок – семинар, безусловно, помогает повторить и обобщить изученное. Но задача семинара другая – не только проявить знания и опыт их использования, сколько продемонстрировать свою готовность к анализу имеющейся информации, умение применить ее к нестандартным ситуациям и вопросам. Размышляя о роли искусства в современном мире, учащиеся задумываются и о своей роли в нем, демонстрируя не только активность на уроке, но и включенность в социум.

Изучение «Ревизора» в 9 классе, как и других драматических произведений с 5 по 8 класс, включает в себя инсценирование отдельных явлений комедии. Этот вид работы стал традиционным в нашей гимназии с 5 по 8 класс. Мы отводим специальные уроки, которые проходят в оборудованной для этого рекреации, так как инсценирование – один из видов интерпретации произведения. Инсценирование «Ревизора» в гуманитарных классах включается в традиционные литературные кафе и другие виды внеклассной работы. В 2002 – 2003 учебном году на День Рождения гимназии мы проводили интересную игру «Художественный мир Гоголя», куда было включено инсценирование одних и тех же явлений «Ревизора» разными группами учащихся. Две команды участников – гимназистов-гуманитариев 10-х классов соревновались в знании и понимании художественного мира Гоголя. Игра получилась яркой и остроумной, инсценирование, как и другие виды работ, выявили глубокое понимание творчества Гоголя, неподдельный интерес к нему. Включенность учащихся в такие виды коммуникативно-творческих заданий способствует созданию необходимых условий для развития коммуникативной компетенции и КМ, что и наблюдаем мы в дальнейшем. Наши гимназисты не теряются в вузах, они входят в команды КВН, занимаются общественной работой, получают второе образование. Я стараюсь отслеживать именно эту сторону жизни выпускников, т.к. показателем сформированности компетенции на сегодняшний день является, пожалуй, только успешность личности в какой-либо области.

10 класс. «Мертвые души». Завершением изучения «Мертвых душ» в 10 гуманитарном классе в течение нескольких лет служил коллоквиум. Подготовка к коллоквиуму начинается за 2 – 3 недели до итогового занятия. Каждый гимназист выбирает тему из предложенного учителем списка, темы не повторяются. (Один из вариантов прилагается), работает над ней, изучая соответствующую литературу (далее все по схеме подготовки к коллоквиуму). Заранее проверенная учителем работа выносится для чтения и обсуждения на коллоквиум, на котором присутствуют гимназисты разных уровней, преподаватели кафедры и т.д. Зачетной работой в этом случае являлся объемный тест на знание поэмы. В этом году нам было предложено опробовать эвристическое погружение как метод продуктивного обучения перед зачетом в 10 гуманитарном классе (зачет по теме «Художественный мир Н.В.Гоголя. Поэма «Мертвые души»). Используя имеющийся опыт, преподаватели предложили новый путь – проектно-исследовательские работы, а Погружение – как защита проекта. Об этом – в работе Н.Н.Майраковой. Видоизмененный и усовершенствованный тест по творчеству Гоголя также был вынесен на зачет.

Мои десятиклассники в этом учебном году – 2 уровень технических классов. В этом случае и задача другая: помочь освоить гоголевский текст, увидеть особенности художественного мира Гоголя, погрузиться в этот мир и научиться видеть его проявления, традиции в современной литературе. Традиционный вид работы – аналитическое чтение ключевых эпизодов на уроке. Убедилась, что максимальный результат дают различные виды работ по анализу эпизода – от групповых и парных до индивидуально-контрольных. Перед началом работы над темой и после ее изучения предлагаю гимназистам дом. работу по теме: «Как я читал /перечитывал Гоголя.»Сравнение этих работ не только дает возможность вычертить траекторию изучения темы, увидеть собственные пробелы и находки, но и вызывает интерес у учащихся: они хорошо представляют себе результат, знают и понимают, как шли к нему. Если тест, традиционное сочинение проверяют конкретность и глубину полученных знаний, то такого рода работы показывают степень включенности в тему, осознания себя в ней. Ученик вынужден будет задать себе вопрос, что же изменилось в нем самом при чтении Гоголя, что вызвало интерес, смех, горечь обиду… Какие вопросы, возникшие в начале, остались без ответа, почему это происходит и т.д. Приучая гимназистов к таким видам рефлексии, важно не забыть и о Гоголе… Современный ученик, анализируя свою работу, должен увидеть свежесть, современность его произведений сегодня. Именно поэтому мы всегда обращаемся к экранизациям гоголевских произведений и анализируем просмотренное. Этому помогает и спецкурс «Нравственные проблемы современной литературы» для 11-х гуманитарных и технических классов. Одна из тем спецкурса – «Постмодернизм. Творчество Пелевина, Маканина, Петрушевской. Гоголевские традиции в творчестве постмодернистов.» Обращение на этом уровне к гоголевским традициям (приемам, образам, темам) как раз и позволяет соединить все звенья цепи – «прошлое, настоящее и будущее» - таким образом, чтобы непрерывность познания, потребность в чтении, в литературе, в частности, стали постоянной потребностью личности.

Формирование компетенций, как и КМ, невозможно измерить привычными КИМами, да и не нужно. На сегодняшний день главным «измерителем» становится успешность личности в социуме. Гимназисты поступают в престижные вузы, адаптируются в жизни, не только приспосабливаются к ней, но и становятся активными ее преобразователями. Развивая компетентность, мы развиваем личностные качества учащегося и качества, связывающие его с социумом, с жизнью. Именно это и позволяет нашему гимназисту быть в ней успешным.


Список литературы.

1.А.В.Хуторской. Развитие одаренности школьника. М., «Владос», 2001г.

2.Н.А.Петровская. Компетентность в общении. М., «Прогресс», 1999г.

3.Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь. М., «Академиа», 2000г.




Скачать 127.63 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер127.63 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх