Задание второго тура Филологической Олимпиады предполагает выявление способности наших потенциальных абитуриентов к анализу и порождению текстов icon

Задание второго тура Филологической Олимпиады предполагает выявление способности наших потенциальных абитуриентов к анализу и порождению текстов


Смотрите также:
Конкурсное задание (состоит из 3х блоков по 30 баллов): Домашнее задание: социальный репортаж...
Инструкция координатору в школе второго тура открытой олимпиады по экономике ноц исэрт ран...
11 января 2012 г задания выставляются на сайте Олимпиады...
Задание по сравнительному анализу культурологических текстов по курсу «Культурология» для...
Список победителей второго тура региональной олимпиады вузов Санкт-Петербурга по обществознанию...
Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов...
Архангельской области I. Учредители...
Задания для заочного тура олимпиады багсу по политологии...
Задания по обществознанию для второго (очного) тура олимпиады на звание «Стипендиат агу»...
Задачи: поддержка и развитие творческого потенциала учащейся молодежи...
Задачи: поддержка и развитие творческого потенциала учащейся молодежи...
Задания территориального тура олимпиады по общеобразовательным...



Уважаемые участники Олимпиады.

Задание второго тура Филологической Олимпиады предполагает выявление способности наших потенциальных абитуриентов к анализу и порождению текстов.

Предлагаем вам фрагмент доклада В.Я.Брюсова, посвященный Н.В.Гоголю. Прочитайте его внимательно. За 3 часа 30 минут вам предстоит выполнить три задания: по русскому языку, литературе, иностранному языку. Все три задания будут связаны с этим текстом. Постарайтесь распределить время на выполнение задания равномерно; помните, что только три задания в сумме могут дать 100 баллов.



Задания по каждому из предметов сформулированы на отдельных листах; просим вас выполнять работу на бумаге, которая прилагается к заданию; если вам не хватит бумаги – члены жюри предложат вам дополнительные листы.

Бумага для черновика так же будет выдана.

Пишите максимально разборчиво.

На каждом листе работы напишите свой девиз и регистрационный номер.


^ В. Я. БРЮСОВ

ГИПЕРБОЛА И ФАНТАСТИКА У ГОГОЛЯ

(Из доклада «Испепеленный. К характеристике Гоголя», прочитанного на торжественном заседании Общества любителей российской словесности

^ 27 апреля 1909 г.)

Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя, ту faculté maîtresse1, которая господствует и в его творчестве, и в его жизни, – мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе. После критических работ В. Розанова и Д. Мережковского2 невозможно более смотреть на Гоголя как на последовательного реалиста, в произведениях которого необыкновенно верно и точно отражена русская действительность его времени. Напротив того, Гоголь, хотя и порывался быть добросовестным бытописателем окружавшей его жизни, всегда в своем творчестве оставался мечтателем, фантастом и, в сущности, воплощал в своих произведениях только идеальный мир своих видений. Как фантастические повести Гоголя, так и его реалистические поэмы – равно создания мечтателя, уединенного в своем воображении, отделенного ото всего мира непреодолимой стеной своей грезы.

К каким бы страницам Гоголя ни обратились мы – славословит ли он родную Украйну, высмеивает ли пошлость современной жизни, хочет ли ужаснуть, испугать пересказом страшных народных преданий или очаровать образом красоты, пытается ли учить, наставлять, пророчествовать, – везде видим мы крайнюю напряженность тона, преувеличения в образах, неправдоподобие изображаемых событий, исступленную неумеренность требований. Для Гоголя нет ничего среднего, обыкновенного, – он знает только безмерное и бесконечное. Если он рисует картину природы, то не может не утверждать, что перед нами что-то исключительное, божественное; если красавицу, – то непременно небывалую; если мужество, – то неслыханное, превосходящее все примеры; если чудовище, – то самое чудовищное изо всех, рождавшихся в воображении человека; если ничтожество и пошлость, – то крайние, предельные, не имеющие себе подобных. Серенькая русская жизнь 30-х годов обратилась под пером Гоголя в такой апофеоз пошлости, равного которому не может представить миру ни одна эпоха всемирной истории.

У Эдгара По есть рассказ о том, как два матроса проникли в опустелый город, постигнутый чумой3. Там, войдя в один дом, увидели они чудовищное общество, пировавшее за столом. Особенность участников попойки состояла в том, что у каждого была до чрезмерности развита одна какая-нибудь часть лица. У одного был непомерной величины лоб, подымавшийся над головой, как корона; у другого – невероятно огромный рот, шедший от уха до уха и открывавшийся, как страшная пропасть; у третьего – несообразно длинный нос, толстый, дряблый, спадавший, как хобот, ниже подбородка; у четвертого – безобразно отвисшие щеки, лежавшие на его плечах, как бурдюки вина, – и т. д. Все герои Гоголя напоминают эти призраки, пригрезившиеся Эдгару По, – у всех у них чудовищно, несоразмерно развита одна часть души, одна черта психологии. Создания Гоголя – смелые и страшные карикатуры, которые, только подчиняясь гипнозу великого художника, мы в течение десятилетий принимали за отражение в зеркале русской действительности.

Вот перед нами уездный город, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Открывается занавес, и мы видим за столом у городничего обитателей этого города, его чиновников. Не ошиблись ли мы дверью и не попали ли, вместе с двумя пьяными матросами, в ужасный зал в зачумленном Лондоне Эдгара По? Не те же ли перед нами уродины, какие предстали глазам удивленных и испуганных матросов? Разве городничий Сквозник-Дмухановский, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель над богоугодными заведениями Земляника и все другие, с детства хорошо знакомые нам лица, не страдают тою же болезнью, как фантастические герои Эдгара По? Разве у одного из них не чудовищный лоб, у другого – не неимоверный рот, у третьего – не немыслимые щеки? <…>

«Тридцать пять тысяч курьеров», «Были вчера ниже ростом? – Очень может быть», «В один вечер все написал», «Мы удалимся под сень струй», – это все не подслушано в жизни, это – реплики, в действительности немыслимые, это – пародии на действительность. Пошлости обыденного разговора сконцентрированы в диалоге гоголевских комедий, доведены до непомерных размеров, словно мы смотрим на них в сильно увеличивающее стекло.<…>

Но не только в изображении пошлого и нелепого в жизни Гоголь переходит все пределы. Это еще можно было бы объяснить сознательным приемом сатирика, стремящегося выставить осмеиваемое им в особенно смешном, в намеренно преувеличенном виде. В совершенно такие же преувеличения впадает Гоголь и тогда, когда хочет рисовать ужасное и прекрасное. Он совершенно не умеет достигать впечатления соразмерностью частей: вся сила его творчества в одном-единственном приеме: в крайнем сгущении красок. Он изображает не то, что прекрасно по отношению к другому, но непременно абсолютную красоту; не то, что страшно при данных условиях, но то, что должно быть абсолютно страшно. <…>

Идет бой и «летят головы», «снопами валятся ляхи», сияет «сабельный блеск». Андрий целует «благовонные уста», «полный не на земле вкушаемых чувств». Полячка чувствует, что речами своими Андрий «разодрал на части ее сердце». «Ни крика, ни стона» не слышно из уст Остапа при страшной казни, «даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы». Бестрепетно стоит на костре Тарас, – и поэт восклицает: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» – И т. под., и т. под.! История Украйны только подала повод Гоголю рисовать картины какой-то героической эпохи, мечтавшейся ему. <…>

Впрочем, и другие герои Гоголя все чувствуют, все переживают гиперболически. <…>

Сама природа у Гоголя дивно преображается, и его родная Украйна становится какой-то неведомой, роскошной страной, где все превосходит обычные размеры. Все мы заучили в школе наизусть отрывок о том, как «чуден Днепр при тихой погоде»... Но что же есть верного и точного в этом описании? похоже ли оно сколько-нибудь на реальный Днепр? <…> Какой же это Днепр? Это фантастическая река фантастической земли! Под стать ей стоят «подоблачные дубы», под стать ей летит пламя пожара «вверх под самые звезды» и гаснет «под самыми дальними небесами», под стать ей «неизмеримыми волнами» тянутся степи, о которых Гоголь восклицает: «Ничего в природе не могло быть лучше». <…>

Мы знаем, что Гоголь много работал над собиранием материалов для своих повестей. До нас дошли записные книжки Гоголя, куда он вносил свои наблюдения, меткие слова, поразившие его обороты и т.п. До нас дошли сборники малороссийских песен, составленные Гоголем. В своих письмах к родным Гоголь постоянно просил их доставлять ему всевозможные «известия о малороссиянах», собирать данные про «старовину». Но все эти тщательно собранные материалы совершенно преображались под его пером, образы действительности разрастались одной какой-нибудь стороной, то чтобы стать чем-то «ослепительно прекрасным», то чтобы явить «излишество и множество низкого». Действительность изменялась в созданиях Гоголя, <…> как изменилась ведьма от заклятий Хомы Брута, – вместо старухи «пред ним лежала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами». <…>

«Гоголь все явления и предметы рассматривал не в их действительности, но в их пределе» – так формулирует то, что мы здесь утверждаем, В. Розанов4. Конечно, Россия времен Гоголя не была населена теми маниаками, теми чудовищами и теми ангелами красоты, которые выступают перед нами из его повестей. Тогда жили такие же люди, как теперь, в которых смешное соединялось с благородным, красота с безобразием, героизм с ничтожеством. Их умел видеть Пушкин, изобразивший их в «Евгении Онегине», в «Повестях Белкина», в «Медном Всаднике», но Гоголь их не видел. Он сотворил свой особенный мир и своих особенных людей, развивая до последнего предела то, что в действительности находил лишь в намеке. И такова была сила его дарования, сила его творчества, что он не только дал жизнь этим вымыслам, но сделал их как бы реальнее самой реальности, заставил ближайшие поколения забыть действительность, но помнить им созданную мечту. В течение многих лет на николаевскую Россию и на Украйну мы все смотрели сквозь гоголевское стекло.


^ ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ

Внимательно вчитайтесь в первый и третий абзацы текста, обращая внимание на языковые особенности фрагментов, и выполните следующие задания.


(1) Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя, ту faculté maîtresse, которая господствует и в его творчестве, и в его жизни, – мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе. После критических работ В. Розанова и Д. Мережковского невозможно более смотреть на Гоголя как на последовательного реалиста, в произведениях которого необыкновенно верно и точно отражена русская действительность его времени. Напротив того, Гоголь, хотя и порывался быть добросовестным бытописателем окружавшей его жизни, всегда в своем творчестве оставался мечтателем, фантастом и, в сущности, воплощал в своих произведениях только идеальный мир своих видений. Как фантастические повести Гоголя, так и его реалистические поэмы – равно создания мечтателя, уединенного в своем воображении, отделенного ото всего мира непреодолимой стеной своей грезы.


(3) У Эдгара По есть рассказ о том, как два матроса проникли в опустелый город, постигнутый чумой. Там, войдя в один дом, увидели они чудовищное общество, пировавшее за столом. Особенность участников попойки состояла в том, что у каждого была до чрезмерности развита одна какая-нибудь часть лица. У одного был непомерной величины лоб, подымавшийся над головой, как корона; у другого - невероятно огромный рот, шедший от уха до уха и открывавшийся, как страшная пропасть; у третьего - несообразно длинный нос, толстый, дряблый, спадавший, как хобот, ниже подбородка; у четвертого - безобразно отвисшие щеки, лежавшие на его плечах, как бурдюки вина, - и т.д. Все герои Гоголя напоминают эти призраки, пригрезившиеся Эдгару По, - у всех у них чудовищно, несоразмерно развита одна часть души, одна черта психологии. Создания Гоголя - смелые и страшные карикатуры, которые, только подчиняясь гипнозу великого художника, мы в течение десятилетий принимали за отражение в зеркале русской действительности.


1. 1-ый абзац текста В.Я.Брюсова «Гипербола и фантастика у Гоголя» построен на развернутой антитезе.


а) В первом предложении найдите пару контрастных слов, задающих эту антитезу, и выпишите эти слова.


_________________________________________________________________________


б) Выпишите все слова и выражения, которые «поддерживают» один и другой полюсы этой антитезы.

_________________________________


в) Образуйте от корней выписанных вами слов существительные и запишите их, постройте из них синонимические и антонимические ряды (речь, разумеется, идет о контекстуальных синонимах и антонимах).


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


синонимы:

а) ________________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________________

г) ________________________________________________________________________

д) ________________________________________________________________________

антонимы

__________________________________________________________________________


г) Прокомментируйте словообразовательные особенности существительных в синонимических рядах.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответы на 1-ое задание


1. 1-ый абзац текста В.Я.Брюсова «Гипербола и фантастика у Гоголя» построен на развернутой антитезе.

а) В первом предложении найдите пару контрастных слов, задающих эту антитезу, и выпишите эти слова.


творчество - жизнь


б) Выпишите все слова и выражения, которые «поддерживают» один и другой полюсы этой антитезы.


ТВОРЧЕСТВО

мечтателем

фантастом

идеальный мир видений фантастические

создания мечтателя

в воображении

грезы


ЖИЗНЬ

реалиста

верно и точно

действительность

добросовестным бытописателем

мира


в) Образуйте от корней выписанных вами слов существительные и запишите слова, постройте из них синонимические и антонимические ряды (речь, разумеется, идет о контекстуальных синонимах и антонимах)


мечта, фантазия, воплощение, произведение, идеал, видение, (фантастика), создание, воображение, греза; реальность, верность, точность, действительность, быт, мир


синонимы:


а) мечта, фантазия, идеал, видение, воображение, греза;

б) воплощение, произведение, создание;

в) реальность, действительность;

г) верность, точность;

д) мечта, фантазия, идеал, видение, воображение

антонимы:

греза — реальность, действительность


г) Прокомментируйте словообразовательные особенности существительных в синонимических рядах.


отглагольными существительными с суффиксами -ний/-ений являются

видение, воображение, воплощение, произведение, создание,


отыменные образования с суффиксом –ость:

реальность, действительность, верность, точность


2. Прокомментируйте морфологические и синтаксические особенности употребления выделенных подчеркиванием в первом абзаце слов.


Ответы

1) равно создания мечтателя: равно в функции нареч. к равный (Д.Н.Ушаков указывает, что это значение «одинаково, так же» книжное: И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать. Пушкин)

2) уединенного в своем воображении — уединенного имеет зависимые слова, следовательно, является причастием. В современном языке это слово с зависимыми словами не употребляется и является прилагательным.

3) отделенного ото всего мира — непроизводный предлог употребляются в одной из своих форм (ср. от –ото; из – изо); к предлогам в, из, к, над, от, перед, под, с прибавляется О, если следующее слово начинается с двух или нескольких согласных: во все страны, передо мной, со стола (М.А.Шелякин) ↔ невависимый от всех (В.В.Морковкин).


3. Замените выделенные в третьем абзаце подчеркиванием слова и сочетания слов нейтральными и нормативными для современного русского языка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

1. опустелый город → опустевший город

2. постигнутый чумой →

3. до чрезмерности развита → чрезмерно развита

4. непомерной величины лоб → огромной величины лоб

5. рот, шедший от уха до уха → улыбаться от уха до уха; рот, растянутый (растянувшийся) от уха до уха

6. открывавшийся, как страшная пропасть → зиявший, как страшная пропасть

7. несообразно длинный нос → несоразмерно (невообразимо) длинный нос


4. Найдите в третьем абзаце все грамматические явления, для которых характерна вариативность.

Подсказка: обратите внимание на формы времени причастий, одушевленность/ неодушевленность существительных, на синонимию согласованных и несогласованных определений, на краткие и полные формы прилагательных/причастий.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы:

1. подымавшийся ↔ поднимавшийся, подымающийся/поднимающийся

открывавшийся ↔ открывавшийся

спадавший ↔ спадающий

лежавшие ↔ лежащие

2. бурдюки вина ↔ бурдюки с вином

3. призраки ↔ одуш./неодуш. сущ.

4. развита у всех у них чудовищно, несоразмерно развита одна часть души, одна черта психологии ↔ кр. причастие/полн. прилагат.: у всех у них одна часть души, одна черта психологии чудовищно, несоразмерно развитая

5. одна черта психологии ↔ одна психологическая черта

6. принимали за отражение ↔ принимали как отражение

5. Назовите все произведения Н. В. Гоголя, на которые ссылается В. Я. Брюсов для иллюстрации своих тезисов.


Ответ: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Страшная месть», «Ревизор», «Вий».


6. Напишите небольшое сочинение о вашем отношении к концепции Брюсова. Вот некоторые вопросы и подсказки, которые помогут вам выбрать направление для размышлений и выстроить свое эссе:

А. Как вы считаете, с какой трактовкой творчества Гоголя критик полемизирует?

Подсказки:

а) Сформулируйте основные положения предполагаемых противников Брюсова.

Ответ: Основное положение противников Брюсова состоит в том, что Гоголь, будучи писателем-реалистом, точно и подлинно отображал в своих произведениях окружающую действительность.


б) Постарайтесь привести собственные примеры из произведений Гоголя, подтверждающие каждый из выделенных вами тезисов, с которыми полемизирует Брюсов.


Ответ: Гоголь как писатель реалист изображает в своих зрелых произведениях прежде всего бытовую повседневность, демонстрирует связь между характером человека и окружающей средой (чиновники в «Ревизоре», помещики в «Мертвых душах», герои «Петербургских повестей»).


в) К статьям какого известного критика восходит трактовка творчества Гоголя, которую критикует Брюсов? Можете ли вы назвать эти статьи?


Ответ: Такая трактовка творчества Гоголя восходит к статьям В.Г. Белинского («О русской повести и повестях г. Гоголя», «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души»», «Русская литература в 1842 году», «Русская литература в 1843 году», «Взгляд на русскую литературу 1847 года» и др.). Белинский воспринимал Гоголя как «последовательного реалиста», отвечающего в своих произведениях на актуальные вопросы современной действительности, «более поэта социального». Гоголь для Белинского – глава и основатель «натуральной школы».


7. Сравните две противоположные интерпретации творчества Гоголя – ту, с которой Брюсов полемизирует, и альтернативную, которую он сам предлагает. Какая из них, с вашей точки зрения, в большей степени соответствует действительности? Почему?

Подсказки:

а) Сравнение удобно проводить, выделяя в каждой из двух концепций противопоставленные друг другу тезисы. Постарайтесь, чтобы высказанные вами суждения, подкрепляющие или опровергающие различные тезисы, не повторялись.


б) Сопоставляя две противоположные интерпретации гоголевского творчества, помимо прочих проблем, обратите внимание на следующие:

- Как соотносятся гиперболизм гоголевского творчества и фантастика? Какова ее функция?


Ответ: По мысли Брюсова, гипербола – важнейшая особенность художественной манеры Гоголя, характерная как для более «реалистических» («тридцать пять тысяч курьеров» в «Ревизоре»), так и целиком фантастических (нос, ставший видным сановником в одноименной повести) произведений писателя. Однако на деле весь художественный мир Гоголя фантастичен, ибо он нарисован как царство хаоса и абсурда. Границы между реальным и фантастическим в творчестве Гоголя практически размыты, одно неуловимо переходит в другое.


- Можно ли проследить связь между гипертрофированными чертами характеров гоголевских героев и их фамилиями?


Ответ: Безусловно, такая связь есть. Фамилии многих гоголевских героев можно назвать «говорящими», хотя по своей структуре они сложнее, чем однозначные фамилии героев комедий классицизма. Гоголь апеллирует как к звуковой стороне фамилии, так и к ее семантике. Так, фамилия «Манилов» происходит от глагола «манить». Манилов поначалу «манит», привлекает читателя внешней любезностью и обходительностью, за которой скрывается пустота. В то же время звуковая сторона фамилии вызывает ассоциации с «приторностью», «слащавостью», дополнительно акцентируя наше внимание на этих качествах героя.


- Удалось ли Гоголю изобразить апофеоз добра и красоты в той же мере, в какой он изобразил «апофеоз пошлости» в своем творчестве? Как вы думаете, по каким причинам? Объясните, почему вы так считаете.


Ответ: Апофеоз «добра и красоты» в своем творчестве Гоголю в полной мере изобразить не удалось. Возможно дело в том, что Гоголь остро чувствовал кризисное состояние современного мира, находящегося на грани гибели. Будучи правдивым и строгим к себе художником, он не мог изображать того, чего не видел вокруг.

в) Если, с Вашей точки зрения, ни одна из двух интерпретаций творчества Гоголя, к которым отсылает предложенный текст, не соответствует действительности в полной мере – объясните, в чем именно состоит несоответствие в обоих случаях.

Полемизируя с Брюсовым и другим(и) критиком(ами), постарайтесь предложить собственную интерпретацию.


Постарайтесь аргументировать свою точку зрения. Для этого подтверждайте свои суждения примерами из творчества Гоголя. Покажите свою эрудицию: не обращайтесь несколько раз к одному и тому же примеру.


8. Напишите на изучаемом Вами иностранном языке аннотацию к прочитанной вами статье В.Брюсова (Следуйте правилам написания аннотации, помните, что объем аннотации не должен превышать 150-200 слов).

Комментарии к ответу:

План аннотации включает в себя:

Библиографическое описание работы.

Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

Выводы автора, его мнение, оценка.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

Разбейте текст на смысловые части.

Выделите в каждой части основную мысль, обозначьте ее предложением, заимствованным из текста.

Сформулируйте основную мысль своими словами.

Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

Определите значимость работы.


9. В статье В. Брюсов приводит несколько высказываний в связи с творчеством Н.Гоголя. Выберите высказывание, которое кажется Вам наиболее привлекательным, и прокомментируйте его на изучаемом Вами иностранном языке, предложив свое мнение и аргументацию. (Не забудьте подчеркнуть выбранное Вами высказывание в тексте, обратите внимание, что объем Вашего текста должен составлять 200-250 слов).

Комментарии к ответу:

Выделите ключевые слова в выбранном вами предложении. Объясните, что общего между выделенными словами и какая тема позволяет В. Брюсову соединить их в одном предложении. Объясните, что в этой мысли привлекает именно Вас, и предложите свои доводы. Приведите возможные возражения, постарайтесь аргументировано их опровергнуть.


10. Представим себе, что Н. Гоголь – современный писатель. Какие вопросы и события наших дней, безусловно, оказались бы для него привлекательными? Почему? Дайте ответ на иностранном языке, которым Вы владеете.

Комментарии к ответу:

Постарайтесь сформулировать для себя круг наиболее злободневных проблем нашего времени, которые относятся к нашей социальной, политической, экономической, бытовой жизни. Какие люди являются участниками этих ситуаций? Как эти проблемы и события перекликаются с теми, которые описывал Гоголь. Какие проблемы нашей жизни являются вечными, поэтому понятными и Гоголю, и нам. Что могло бы заставить, например, Чичикова 21 века отправиться в путешествие по современной России? Припомните сюжеты других произведений Гоголя? Возможно ли их перемещение в пространство сегодняшнего дня? Объясните свою точку зрения.


11. Характеризуя гиперболу как творческий прием, используемый Н.В.Гоголем в своем творчестве, В.Брюсов пишет: "Если он рисует ... мужество, - то неслыханное, превосходящее все примеры...". Между тем, мужество - далеко не единственное положительное качество, которым обладаем человек. Традиционно принято говорить о семи добродетелях: мудрость, мужество, вера, справедливость, умеренность, воздержание и любовь. Приведите качества, противоположные названным (на изучаемом вами иностранном языке).


Мудрость

Мужество

Справедливость

Воздержание

Любовь

Вера

Умеренность

Ответ:

Мудрость/Wisdom Глупость/Folly

Мужество/Courage Трусость/Cowardice

Справедливость/Justice Несправедливость/Injustice

Воздержание/Abstention Невоздержанность/Intemperance

Любовь/Love Ненависть/Hatred

Вера/Faith Безверие/Impiety

Умеренность/Moderation Неумеренность/Immoderation

12. У В. Брюсова очень живой и красочный язык. Выберите из текста как можно больше оценочных прилагательных и причастий и предложите их перевод на изучаемый вами иностранный язык (минимально 10).

Русский Изучаемый иностранный язык

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Ответ

Русский Изучаемый иностранный язык

1 Добросовестный Conscientious

2 Идеальный Ideal

3 Исступленный Wild

4 Неслыханный Unheard of

5 Чудовищный Monstrous

6 Серенький Dull

7 Страшный Horrible

8 Обыденный Commonplace

9 Непомерный Excessive

10 Роскошный Sumptuous

И т.д.


13. Если внимательно вчитаться в текст статьи В. Брюсова, то в ней можно увидеть несколько предложений-гипотез с использованием русского «бы». Постарайтесь найти эти предложения и передать их смысл на иностранном языке. (Выделите эти предложения в тексте).

Ответ.

1. Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя, ту faculté maîtresse , которая господствует и в его творчестве, и в его жизни, – мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе.


If/In case we chose to define … we would have to name …


2. К каким бы страницам Гоголя ни обратились мы – славословит ли он родную Украйну, высмеивает ли пошлость современной жизни, хочет ли ужаснуть, испугать пересказом страшных народных преданий или очаровать образом красоты, пытается ли учить, наставлять, пророчествовать, – везде видим мы крайнюю напряженность тона, преувеличения в образах, неправдоподобие изображаемых событий, исступленную неумеренность требований.


No matter what pages we would turn to … everywhere around us we (would) observe …


3. Это еще можно было бы объяснить сознательным приемом сатирика, стремящегося выставить осмеиваемое им в особенно смешном, в намеренно преувеличенном виде.


This could also be explained by …


4. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу


Can we really find anywhere in the world such …that would overpower Russian strength


5. (…) но сделал их как бы реальнее самой реальности, заставил ближайшие поколения забыть действительность, но помнить им созданную мечту.


(…) but managed to make them look even more realistic than reality prescribes, …


1 Основное (господствующее) свойство (франц.).

2 В. Розанов. Два этюда о Гоголе. Приложение к книге: Легенда о великом инквизиторе (1-е изд. СПб., 1893). Д. Мережковский. Гоголь и черт (1-е изд. М., 1906). (Примеч. В. Брюсова.)

3 King Pest. (Прим. В. Брюсова.)

4 Два этюда о Гоголе. (Прим. В. Брюсова.)






Скачать 186.79 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер186.79 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх