Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (Реализм) специальность 031001 Филология icon

Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (Реализм) специальность 031001 Филология



Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине “История зарубежной литературы XIX в. Ч...
Рабочая программа по дисциплине Концепции современного естествознания специальность 031001...
Рабочая программа по дисциплине «История зарубежной литературы» (Реализм) специальность 030601...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: XVII xviii вв...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы: Iтреть XIX в...
Рабочая программа дисциплине «История зарубежной литературы» (XVII- xviii) специальность 030601...
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы ХХ века (1960-1990-е годы)»...
Рабочая программа по дисциплине «риторика» для специальности 031001 «Филология»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория литературы Специальность: 031001. 65 Филология...
Рабочая программа по дисциплине «Научные основы школьного курса литературы» специальность:...



скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. И.А.БУНИНА»






“Утверждаю

Зав. кафедрой _________Н.Н. Комлик

“5” сентября 2007 г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


по дисциплине «История зарубежной литературы» (Реализм)


специальность 031001 Филология

квалификация филолог, преподаватель


форма обучения очная

факультет филологический


кафедра русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


курс: 3

семестр: 5

лекций 26 ч.

практических (семинарских) занятий: 10 ч.

лабораторных занятий:

экзамен: 5 сем.

зачет:

самостоятельная работа: 40 ч.


Всего часов: 76 ч.


Елец


Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности

031001 Филология

номер государственной регистрации№ 70 гум / сп от 10.03.2000 г.

на основе программы___________________________________________________


на кафедре русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

(протокол № 1 от «5» сентября 2007 г.)


Зав. кафедрой_________________ Н.Н. Комлик


Рабочая программа утверждена методическим советом факультета

(протокол № 1 от «5» октября 2007 г.)


Председатель методического совета ___________(И.М. Курносова)


Рабочую программу составил _______________________Г.П. Охотникова


^ I. Организационно-методический раздел


    1. Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин ГОС)


Курс зарубежной литературы XIX века (реализм) занимает важное место среди прочих дисциплин, так как знакомит студентов с периодом, когда в западноевропейской литературе реализм утверждается как господствующее направление.. Знакомство с шедеврами мировой литературной классики, с её значительным идейно-нравственным содержанием – творчеством Стендаля, Бальзака, Диккенса, Гейне, Флобера позволяет формировать идейно-нравственный облик и эстетический вкус будущего учителя.

Принцип историзма предполагает выработку у студентов научного взгляда на явления прошлых лет. С этой целью студентам предлагается познакомиться с 1-2 монографиями – наиболее значительными научными трудами в данной области знаний. Особое внимание уделяется произведениям, включенным в школьную программу («Гобсек», «Отец Горио» Бальзака, «Красное и чёрное» Стендаля и др.).


    1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Целью преподавания данного курса является изучение природы реализма как литературного направления в европейской и американской литературе XIX века.

Студенту необходимо решить следующие задачи:

Обрести навыки теоретического анализа художественного произведения;

Научиться анализировать литературные произведения в контексте национальной истории и культуры;

Научиться соотносить явления различных национальных культур, выявлять типологические закономерности в развитии мировой литературы.

Курс истории зарубежной литературы XIX (реализм) даётся в системе, раскрывается исторический смысл периодизации, художественное содержание литературных периодов.


II. Содержание дисциплины


2.1 Основные разделы дисциплины

^

Реализм 30-40-х годов, основы эстетики


Французская литература 30-40-х годов

Этапы развития английского реализма


Немецкая литература 30-40-х годов

Французская литература 50-60-х годов


2.2 Темы и их содержание

^

Тема 1. Реализм 30-40-х годов, основы эстетики


Исторические и культурные истоки явления. Развитие науки как основа метода. Связь с романтизмом и реализмом XVIII века. Временные границы и периодизация реализма. Изменение понятий об историзме и среде. Эстетика Гегеля. Принципы отражения и типизации. Причинно-следственные связи и явлений в реалистическом искусстве. Роман как основной жанр. Мелетинский и Бахтин о романе. Реалистический хронотоп. Концепция личности у реалистов. Основные представители.


Тема 2. Французская литература 30-40-х годов

Основные темы и писатели. Классический этап в развитии реализма.

Ф.Стендаль. Философия, этика и эстетика, «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» как основа писательского кредо. Тема Италии в творчестве. «Ванина Ванини»: концепция мира и человека, романтические и реалистические черты в новелле. «Красное и черное»: роль композиции в раскрытии идей, тема Наполеона, принципы создания главных героев, эволюция человека и общества в романе. «Пармская обитель»: общеевропейская проблематика, характер изображения Наполеона и войны; причины неизбежности гибели главных героев.

О.Бальзак. Философские, исторические, естественнонаучные и экономические основы эстетики Бальзака. Предисловие к «Человеческой комедии», «Этюд о Бейле» как основа творчества писателя. Философские этюды – «Шагреневая кожа» - как социально- этическая, эстетическая и психологическая основа «Человеческой комедии». «Евгения Гранде»: специфика жанра, эволюция характера под влиянием обстоятельств. Пути денег в «Человеческой комедии» Бальзака и роль ростовщика-банкира («Гобсек»). «Отец Горио» - сюжетный узел «Человеческой комедии»: нравственность и деньги, сущность семейных отношений, концепция общества, личности, способы изображения человека и внешнего мира. Тема утраченных иллюзий и нравственного идеала в «Утраченных иллюзиях», специфика жанра. «Крестьяне» - новый тип социального романа. Законы эволюции жанра романа в творчестве Бальзака, идея разобщенности и борьбы всех против всех как основа мировосприятия автора. Роль Бальзака в формировании французского реализма и натурализма.

П.Мериме. Периодизация творчества. Историческая тематика и концепция истории в 1820-е годы («Жакерия»). Идеи Предисловия к роману «Хроника времен Карла IX и VIII главы романа. Концепция истории и нравственности в романе. Новеллистика 30-40-х годов. Типы новелл. Специфика «экзотических» новелл («Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго»). Своеобразие психологических новелл («Этрусская ваза», «Двойная ошибка», «Арсена Гийо»): способы создания характеров, лейтмотивы, символы, система образов, композиция.

Ж.П.Беранже. Своеобразие проблематики и поэтики, связь с народным творчеством.

^

Тема 3. Этапы развития английского реализма


Социальные конфликты в Англии первой половины XIX века. Чартизм. Роль этики в культурной жизни Англии. Утилитаристы и интуитивисты. Основные представители и основные жанры, роль романа воспитания, герои английских реалистов. Эволюция реализма на протяжении первой половины и середины XIX века.

Ч.Диккенс. Представление о неразрывности связей всех людей как основа творчества. Своеобразие метода, проблема юмора и сатиры. Периодизация творчества. Романы 1830-1840-х годов. Проблематика и художественная форма «Посмертных записок Пиквикского клуба», «Оливер Твист»: проблема воспитания, концепция личности, нравственная проблематика. Жанр «рождественского рассказа». «Домби и сын» как значительнейшее явление творчества писателя: проблематика и композиция, своеобразие связей человека и предметного мира, лейтмотивы, символика. Период 1850-1860-х годов: причина перехода юмора в сатиру. «Тяжелые времена» - проблема противостояния механического и прагматического начала гуманистическому.

У.Теккерей. Политические воззрения. «Книга снобов» как этап формирования метода автора. Роман «Ярмарка тщеславия»: проблематика, своеобразие жанра, система образов, композиция, роль автора и Кукульника.


Тема 4. Немецкая литература 30-40-х годов

Политическая ситуация в стране. «Молодая Германия». Эстетические закономерности: романтизм как непременная составляющая немецкого реализма. Эстетика Гегеля.

Г.Гейне. Статьи 1830-х годов. Политические мотивы в лирике 1840-х годов. Поэма «Германия. Зимняя сказка». Двойственность в восприятии революции и религии.


Тема 5. Французская литература 50-60-х годов

Демократизация литературы и литературного героя. Новое представление о прекрасном (Ш.Бодлер, Шанфлери, Дега). «Реализм», его теория (Шанфлери, Дюранти, Курбе). «Парнасцы»: их отношение к социальным проблемам, принципы эстетики.

Г.Флобер. Философия, этика и эстетика, концепция истории, отношение к политическим событиям. «Лексикон прописных истин» как свод представлений о современном буржуа и мещанине. Роман «Госпожа Бовари»: проблематика, новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий. Способы воспроизведения персонажа и среды. Роль подтекста и символики. «Саламбо»: отношение к романтической концепции истории; тема любви: роль экзотики и «эстетики безобразного». «Воспитание чувств» - новый тип романа воспитания. «Простая душа» - иронический итог размышлений о человеке и его призвании.


III. Рабочая программа дисциплины


^ 3.1 Распределение часов курса по темам и видам работ


№п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа










Лекции

Семинары

Лаб




1.

Реализм 30-40-х годов, основы эстетики

5

2







2

2.

Французская литература 30-40-х годов

5

1







3

3.

Творчество Ф. Стендаля


8

2

2




4

4.

Творчество О.Бальзака


9

3

2




4

5.

Творчество П. Мериме


5

2

2




4

6.

Этапы развития английского реализма

3

2







3

7.

Творчество Ч. Диккенса


7

3

2




5

8.

Творчество У. Теккерея


5

2







4

9.

Немецкая литература 30-40-х годов

5

1







2

10.

Творчество Г. Гейне


5

1







3

11.

Литература Франции 50-60-х годов

7

3







2

12.

Творчество Г. Флобера


8

3

2




4




Итого

76

26

10




40



^ 3.2 Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах


Тема 1. Проблематика новеллы Стендаля «Ванина Ванини»


  1. Исторические события, положенные в основу произведений Стендаля, период Реставрации во Франции и Италии, италийские походы Наполеона, движение карбонариев.

  2. Реализм Стендаля в изображении крупных исторических событий.

  3. Анализ новеллы Стендаля «Ванина Ванини»:

а) реалистическая разработка характеров и конфликта в новелле, черты романтизма;

б) проблема молодого человека в новелле Стендаля;

в) образ Ванины, герой и социальная среда;

г) положительный герой Стендаля, образ Пьетро Миссирилли.

4 Художественное своеобразие новеллы. Новаторство Стендаля. Выдающееся место писателя в формировании психологического реализма.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Фрид Ян. Стендаль. Очерк жизни и творчества. - М, 1968.

  2. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. - М.,1969.

  3. Прево Ж. Стендаль. - М.-Л.,1967.

  4. Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество. - Л., 1978.

  5. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. Ростов н/Д, 1982.


Тема 2. Повесть О.БАЛЬЗАКА «ГОБСЕК» / Проблематика социально-временной детерминированности реалистического характера /


1. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисло­вии» к «Человеческой комедии».

2. «Человеческая комедия» О.Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

3. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

4. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека:

а) портрет;

б) окружающая обстановка, принципы описания;

в) эволюция образа;

г) философия Гобсека, самораскрытие персонажа;

д) романтическое и реалистическое в образе;

5. Персонажи второго плана у Бальзака, принципы их создания и связь с главным героем.

6. Соотношение эстетических принципов Бальзака с методом изображения действительности в «Гобсеке».


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бальзак О. Собр. соч. в 15-ти т. М. 1951-55. Т.1

  2. Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. М., 1967 /гл. «Эстети­ка Бальзака»/.

  3. Обломиевский Д.Д. Бальзак: этапы творческого пути. М., 1961.

  4. Реизов Б.Г. Бальзак. Сб. ст. ЛГУ, 1960.

  5. Пузиков Оноре Бальзак. М., 1955.

  6. Муравьёва Н.И. Оноре Бальзак. М., 1958.

  7. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970.

  8. Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов, 1983.


Тема 3. Новелла Проспера Мериме «Кармен» / проблема жанра/.


  1. Новеллистика Проспера Мериме 1830-40-х годов в свете жанра.

  2. Анализ новеллы «Кармен»:

а) соединение в произведении черт новеллы и романа;

б) конфликт в новелле;

в) два центра в структуре произведения и их функции;

г) столкновение двух национальных характеров /Кармен и Хосе/;

д) функция рамочного рассказа /повествование этнографа/;

е) романтическое и реалистическое начало в новелле.

  1. Проспер Мериме – основоположник реалистической новеллы во французской литературе XIX века.


ЛИТЕРАТУРА

    1. Луков В.А. Проспер Мериме. М., 1984.

    2. Смирнов А.А. Проспер Мериме и его новеллы // Мериме П. Новеллы. М-

    3. Л.,1947. С.5-38.

    4. Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987.

    5. История французской литературы. М.,1956. Т.2. С.407-440.

    6. История зарубежной литературы XIX века /под ред. И.Д.Соловьёвой. М., 1991. С.460-470.


Тема 4. Своеобразие творчества Чарльза Диккенса

/на материале любого романа/


  1. Особенности развития литературы Англии II половины XIX века. Место творчества Диккенса в литературном процессе страны. Оценка творчества писателя и английских реалистов Белинским, Чернышевским, Тургеневым, Толстым, Горьким.

  2. Проблематика романов Диккенса в свете нравственно-эстетического идеала писателя.

  3. Решение Диккенсом проблемы добра и зла, отражение позиции автора в структуре образов персонажей романов.

  4. Система образов в романе, решение проблемы положительного героя.

  5. Тема детства и особенности её решения в романах Диккенса.

  6. Роль счастливой концовки в поэтике романов Диккенса.


ЛИТЕРАТУРА

    1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.,1998.

    2. Катаргский Л.М. Диккенс. Критико-библиографический очерк. М.,1969.

    3. Ивашова. Творчество Диккенса. М., 1954.

    4. Сильман Т.Н. Диккенс. М., 1970.

    5. Михальская.Н.П. Чарльз Диккенс- М.,1987.


Тема 5. Проблематика и система образов в романе Гюстава Флобера

«Госпожа Бовари».


  1. Эстетика Г.Флобера. Значение образа «башни из слоновой кости». Противоречие между эстетикой и художественной практикой писателя.

  2. Полемика Флобера с романтиками II половины XIX века и тенденциозной литературой. Сатирический образ псевдоромантической литературы в романе и её роль в драме судьбы главной героини.

  3. Проблема идеала в эстетике и творчестве Г.Флобера и её решение в романе «Госпожа Бовари».

  4. Судьба Эммы Бовари. Двойственность образа.

  5. Критика мещанства и духовного убожества обывательский среды в романе.

  6. Образ аптекаря Омэ, его социальное значение.

7 Особенности реализма Флобера, отличие его художественного метода от метода Стендаля и Бальзака.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М.,1955.

  2. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер.Из истории реализма во Франции. М.,1955.

  3. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М., 1969.

  4. Зенкин С.Н. «Госпожа Бовари» Под гнетом реализма // Зенкин С.Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999. С.6-133.

  5. Пузиков А.И. Пять портретов: (Бальзак. Флобер, Доде. Мопассан. Золя). М., 1972.



^ 3.3 Лабораторные занятия, их содержание и объем в часах


Данным курсом лабораторные занятия не предусмотрены.


3.4 Формы текущего, промежуточного и итогового контроля


Текущий контроль: ответы на практических занятиях; индивидуальные занятия.

Промежуточный контроль: контрольные работы.

Итоговый контроль: экзамен.


    1. Курсовая работа


Данным учебным планом курсовые работы не предусмотрены.


^ IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


    1. Типовые контрольные работы




  1. «Провинциальные нравы» в романе Г.Флобера «Госпожа Бовари».

  2. Судьба Ж.Сореля в романе Стендаля «Красное и чёрное».

  3. Тема денег в повести О.Бальзака «Гобсек».

  4. Этапы истории реализма XIX века: 30-40-е г.г. и 50-60-е гг.

  5. Проблема типического у Бальзака и её значение для истории реалистического романа XIX в.

  6. Итальянское и общеверопейское в проблематике романа Стендаля «Пармская обитель».

  7. Проблема национального характера в романе Стендаля «Пармская обитель».

  8. Значение социальной среды для формирования характера Ж.Сореля в романе Стендаля «Красное и чёрное».

  9. Национальные особенности реализма XIX в.

  10. Новые черты реализма 50-60-х г.г. в романе Флобера «Госпожа Бовари».

  11. Утверждение принципов реализма в эстетике Стендаля.

  12. Проблема положительного героя в творчестве Стендаля.

  13. Концепция мира и человека в творчестве Бальзака.

  14. Тема денег в «Человеческой комедии» О.Бальзака.


^ 4.2 Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы


  1. Роль предметного мира в романах Бальзака и авторская позиция в его воспроизведении.

  2. Портреты персонажей в романах Бальзака и их роль в характеристиках героя.

  3. Портреты персонажей в романах Ч.Диккенса и их роль в характеристике героя.

  4. Образная характеристика современного мира в романе Бальзака «Отец Горио».

  5. Типы лейтмотивов в романе Диккенса «Домби и сын» и способы их создания.

  6. Символика в романах Диккенса и ее роль в раскрытии идейного содержания произведений.

  7. Эволюция характеров персонажей у Стендаля и причины ее.

  8. Эволюция характеров героев у Бальзака и причины ее.

  9. Что является предметом юмора и сатиры у Диккенса.

  10. Романтические черты в романах Стендаля.

  11. Романтические черты в романах Бальзака.

  12. Романтические черты в романах Диккенса.

  13. Романтические черты в новеллах Мериме.

  14. П.Мериме – мастер лейтмотива («Этрусская ваза»).

  15. Роль символики в романе Флобера «Госпожа Бовари».

  16. Тема утраченных иллюзий в творчестве Флобера.

  17. Романтическое и реалистическое начала «Книги песен» Гейне.




    1. Примерная тематика рефератов


Данным курсом написание рефератов не предусмотрено.


^ 4.4 Перечень вопросов к экзамену

XIX век (1830-1871)

  1. Периодизация зарубежной литературы XIX в. Характеристика периодов.

  2. Отличительные черты реализма как творческого метода.

  3. Человек среда в творчестве реалистов. Реалистическая типизация. Её отличие от типизации в других методах.

  4. Теория реализма в работах 0. Бальзака. "Этюд о Бейле": принципы реалистической типизации; пути развития литературы; основы выделения "литературы образов", "литературы идей", "эклектической литературы"».

  5. О. Бальзак, "Предисловие к "Человеческой комедии". Задачи и идеи "Человеческой комедии". Принципы реалистической типизации. Эстетические взгляды Бальзака. Концепция человека. Социальные принципы литературы.

  6. Этапы развития английской реалистической литературы XIX в.

  7. Ф. Стендаль, "Рассин и Шекспир": задачи литературы; соотношение "правды" и "иллюзии"; оценка творчества У. Шекспира и Ж. Расина; Стендаль о комическом и трагическом.

  8. Реализм и романтизм: концепция мира и человека, основные эстетические принципы.

  9. Реализм XIX в„ и традиции просветительского реализма.

  10. Поэзия Беранже: традиции национального фольклора и массовой песни периода французской революции. Сатирическая направленность песен Беранже, особенности лексики.

  11. 'Мировоззрение Стендаля. Значение идей французских просветителей для эстетики Стендаля (этика Гельвеция).

  12. Новелла Стендаля "Ванина Ванини": человек и среда, черты романтизма и реализма в новелле.

  13. Роман Стендаля "Краснов и черное" - художественный памятник эпохи. Французское общество в романе и приемы его изображения.

  14. Образы г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль. Художественное значение заключительных глав романа.

  15. "Пармская обитель" Стендаля: итальянское и общеевропейское в проблематике романа. Проблема национального характера.

  16. Художественное новаторство Стендаля в изображении войны (гл. о Ватерлоо). Л.Н. Толстой об этих главах.

  17. Периодизация творчества П. Мериме, характеристика периодов. Основные темы творчества.

  18. 'Экзотические" новеллы П. Мериме, концепция человека и общества в них. («Маттео Фальконе", "Таманго", "Кармен"). Конфликт естественного человека и буржуазной цивилизации.

  19. Обличение морали светского общества в "социально-психологических" новел-лах Мериме ("Этрусская ваза", "Двойная ошибка", "Арсена Гийо").

  20. Основные этапы творческого пути 0. Бальзака,

  21. Замысел цикла "Человеческая комедия" Бальзака. Обоснование художественного замысла в предисловии к "Человеческой комедии".

  22. Типические характеры в повести Бальзака "Гобсек".

  23. Социально-психологический анализ общества в повести Бальзака "Гобсек".

  24. Проблема положительного героя в повести Бальзака "Гобсек".

  25. Историзм повествования в повести Бальзака "Гобсек".

  26. Типичное и исключительное в образе Гобсека».

  27. Тема судьбы художника в романе Бальзака "Утраченные иллюзии".

  28. История молодого человека в "Человеческой комедии" Бальзака.

  29. Характер и среда в романах Бальзака.

  30. Тема денег в произведениях Бальзака.

  31. Своеобразие литературного стиля Бальзака.

  32. Судьба Жюльена Сореля; роль среды в формировании его характера.

  33. «Герой двойной жизни» в новеллах Мериме "Этрусская ваза", "Двойная ошибка.

  34. Тема буржуазной семьи в творчестве Бальзака («Отец Горио», «Евгения Гранде», «Гобсек»).

  35. Обличение нравственного компромисса, нравов и морали современного общества в романах Бальзака «Евгения Гранда» и «Отец Горио».

  36. История молодого человека и ее трактовка в творчества Диккенса.

  37. Тема социального неблагополучия английского общества в романах Диккенса. Позиция автора и способы ее выражения.

  38. "Посмертные записки Пиквикского клуба" Диккенса как "комическая эпопея" и роман-утопия.

  39. Основные этапы творчества Диккенса, их характеристика.

  40. Традиции просветительского романа и романтизма в творчестве Диккенса.

  41. История молодого человека и тема утраты иллюзий в романе Диккенса "Большие надежды".

  42. Идейно-художественное своеобразие романа "Домби и сын". Достижения Диккенса-реалиста. Своеобразие композиции и разрешение конфликта.

  43. Социальные и нравственные проблемы романа Дикккенса "Домби и сын" Положительные герои романа.

  44. .Мировоззрение Диккенса, его противоречия.

  45. Значение романа Диккенса "Тяжелые времена". Проблематика романа и своеобразие ее художественного воплощения.

  46. Темы детства, воспитания и образования в творчестве Диккенса («Оливер Твист», «Домби и сын», «Тяжелые времена»).

  47. Этапы творчества Теккерея, Мировоззрение писателя.

  48. Социальные и нравственные проблемы "Ярмарки тщеславия" Теккерея. Проблема снобизма.

  49. Особенности типизации в романе Теккерея "Ярмарка тщеславия". Ирония и сатира. Проблема "романа без героя".

  50. Немецкая литература 30-40-х гг. Эстетика Гегеля.

  51. Творчество Г. Гейне в 30-40-е гг. Сатирическая поэма «Германия. Зимняя сказка» - проблематика и художественное своеобразие.

  52. Новый характер реализма в период 1848-1871 гг. Зарождение натуралистических тенденций. Утверждение во Франции термина "реализм", эстетическая программа Шанфлери и Дюранти.

  53. Группа "Парнас" и ее эстетические принципы. Творчество Леконт де Лиля.

  54. Эстетические взгляды Флобера, Полемика с романтизмом. Исторический пессимизм Флобера. Значение образа "башни из слоновой кости".

  55. Изображение обывательской среда, ее духовного убожества через систему образов романа "Госпожа Бовари" Флобера. Значение образа Оме.

  56. Разоблачение псевдоромантических иллюзий Эммы Бовари и противопоставление их убогой обывательской среде. Проблема идеала в романа.

  57. Поиск положительного героя творчества Флобера ("Простое сердце"). Пессимизм писателя.

  58. Этические принципы Бодлера и тематика его творчества, Сборник "Цветы зла".



^ 4.5 Основная литература


Художественные тексты


  1. Беранже Ж.П. Предисловие к сборнику 1837 г. «Барабаны». «Маркиз де Караба». «Господин Искариотов». «Новый фрак». «Священный союз народов».

  2. Стендаль Ф. «Ванина Ванини». «Красное и черное». «Пармская обитель». Статьи: «Расин и Шекспир». «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»

  3. Бальзак О. «Шагреневая кожа». «Гобсек». «Отец Горио». «Евгения Гранде». «Утраченные иллюзии». Статьи: Предисловие к «Человеческой комедии». «Этюд о Бейле».

  4. Мериме П. «Маттео Фальконе». «Этрусская ваза». «Двойная ошибка». «Кармен».

  5. Флобер Г. «Госпожа Бовари». «Простая душа». «Саламбо»

  6. Бодлер Ш. Из сб. «Цветы зла»: «Эпиграф к осужденной книге», «Альбатрос», «Лебедь», «Соответствия», «Красота», «Сплины», «Колокол», «Волосы», «Падаль», «Пейзаж», «Старушки», «Авель и Каин», «Крышка», «Две сестры», «Плаванье»

  7. Диккенс Ч. «Домби и сын». «Тяжелые времена». «Большие надежды».

  8. Теккерей У. «Ярмарка тщеславия».

  9. Гейне Г. Поэма «Германия. Зимняя сказка»



^

Критическая литература





  1. История зарубежной литературы XIX века. – Т. 1. – М., 1991.

  2. Елизарова М. Е. и др. История зарубежной литературы XIX века. – М., 1972.

  3. История всемирной литературы. – Т. 6. – М., 1989.

  4. От романтизма к реализму. Сб. статей. – М., 1978.

  5. Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. – М., 1969.

  6. Реизов Б. Г. Стендаль: философия, история, политика, эстетика. – Л., 1974.

  7. Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад. – М., 1985.

  8. Реизов Б. Г. Бальзак. – Л., 1960.

  9. Обломиевский Д. Д. Основные этапы творческого пути Бальзака. – М., 1967.

  10. Луков В. А. Проспер Мериме. – М., 1984.

  11. Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.

  12. Реизов Б. Г. Творчество Флобера. – М., 1955.

  13. Нольман М. Л. Шарль Бодлер. – М., 1979.

  14. Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. – М., 1993.

  15. Ивашева В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. – М., 1974.

  16. Катарский И. М. Диккенс. – М., 1960.

  17. Катарский И. М. Диккенс и его время. – М., 1966.

  18. Михальская Н. П. Чарльз Диккенс. – М., 1987.

  19. Михальская Н. П. Диккенс в России // Диккенс Ч. Собр. соч.: В 10-ти т. – М., 1987. – Т. 10.

  20. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. – М., 1975.

  21. Вахрушев В. С. Творчество Теккерея. – Саратов, 1984.


^ 4.6 Дополнительная литература


  1. Ивашева В. В. Теккерей-сатирик. – М., 1958.

  2. Дейч А. Гарри из Дюссельдорфа. – М., 1980.

  3. Стадников Г. В. Генрих Гейне. – М., 1984.

  4. Гегель. Эстетика: В 4-х т. – М., 1969. – Т. 2 (введение, третий раздел, глава 3).

  5. Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. – М., 1993.

Ивашева В. В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. – М., 1974


^ 4.7 Использование информационных технологий


Использование ресурсов электронных библиотек Максима Мошкова.


Сайт научной Библиотеки ЕГУ им. И.А.Бунина.


По данному курсу разработаны следующие презентации:


  1. «Реализм. Основные эстетические принципы и этапы формирования».

  2. Роман Ф.Стендаля «Красное и черное»: проблематика, конфликт, система образов, художественное своеобразие.

  3. Реализм О.Бальзака.



V. Дополнения и изменения в рабочей программе на 200_/200_ уч. год


Дополнения и изменения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы

протокол №_____ «___» ___________20___года


Зав.кафедрой_________________________




Скачать 224,98 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер224,98 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх