Рабочая программа учебной дисциплины опд. Ф «Теория игр и исследование операций» ( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ооп) для специальности icon

Рабочая программа учебной дисциплины опд. Ф «Теория игр и исследование операций» ( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ооп) для специальности


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины опд...
Рабочая программа учебной дисциплины опд...
Рабочая программа учебной дисциплины опд...
Рабочая программа учебной дисциплины опд...
Рабочая программа учебной дисциплины опд...
Рабочая программа учебной дисциплины ен...
Рабочая программа учебной дисциплины ен...
Рабочая программа учебной дисциплины дс...
Рабочая программа учебной дисциплины ( сд...
Рабочая программа учебной дисциплины ен...
Конспект лекций учебной дисциплины «Экономика фирмы» ( шифр и наименование дисциплины по...
Рабочая программа учебной дисциплины дс...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6
скачать





Новокузнецкий филиал-институт

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»


Кафедра математики и математического моделирования


Факультет информационных технологий




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины


ОПД.Ф «Теория игр и исследование операций»

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)


для специальности 010501 Прикладная математика и информатика

( шифр и название специальности)


для _________дневной ____ формы обучения


Составитель(и) / разработчик(и) программы


Горбунов К.С., профессор, к.ф-м.н., Шпакова Ю.В., ст. преподаватель, к.т.н.

(Ф.И.О., должность и степень)


Новокузнецк




^ Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Лист – вкладка рабочей программы учебной дисциплины


Теория игр и исследование операций, ОПД, федеральный_

название дисциплины, цикл, компонент
^

Список основной учебной литературы





*Указания о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) - указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение /

Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7




Внесение



1.  Исследование операций в экономике : учебное пособие для вузов. - М. : ЮНИТИ, 2006. - 407с. - Гриф МО "Рекомендовано".


Под ред. Н.Ш. Кремера

2006

Соответствует



150









СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2

Список основной учебной литературы 4

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7

1.1. Пояснительная записка 7

1.2. Виды занятий, формы контроля 8

1.3. Учебно-тематический план рабочей программы учебной дисциплины 8

1.4. Уровни освоения дисциплины и критерии оценки на экзамене 8

1.5. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС 9

1.6. Содержание разделов дисциплины 10

1.7. Вопросы к экзамену 11

1.8. Задачи к экзамену 11

1.9. Список дополнительной учебной литературы 18

1.10. Средства обучения 19

1.11. График организации самостоятельной работы студентов 19

2. ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ 20

2.1. Содержание практических занятий 20

2.2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям 20

2.3. Методические указания по проведению практических занятий 21

2.4. Индивидуальные задания по дисциплине «Теория игр и исследование операций» 31

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ 40

4. ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 42



^

1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




1.1. Пояснительная записка



Дисциплина «Теория игр и исследование операций» для студентов специальности 010501 «Прикладная математика и информатика» входит в состав Государственного Образовательного стандарта Высшего Профессионального Образования (ГОС ВПО). Ее место – в ряду общепрофессиональных дисциплин федерального компонента учебного плана.

Дисциплина «Теория игр и исследование операций» изучается студентами специальности «Прикладная математика и информатика» в течение одного семестра и нацелена на подготовку будущих специалистов к разработке и применению современных математических методов и программного обеспечения для решения задач науки, техники, экономики и управления, а также к использованию информационных технологий в проектно-конструкторской, управленческой и финансовой деятельности.

^ Выписка из ГОС ВПО специальности

«Прикладная математика и информатика»


ОПД.Ф.10

Теория игр и исследование операций


Принятие решений, элементы теории игр, линейные модели; сетевые модели; вероятностные модели, имитационное моделирование.


51


Цели и задачи изучения дисциплины.


Цель курса – подготовить студентов к использованию математических методов при исследовании экономических ситуаций и к количественному обоснованию принимаемых решений по организации управления.

^ Задача учебной дисциплины – обеспечить такой уровень подготовки студентов по математическому моделированию в экономике, чтобы они умели:

  • составить математическую модель производства продукции при ограниченных объемах ресурсов и найти оптимальный план, обеспечивающий максимальную прибыль;

  • подготовить оптимальный план перевозки груза, при котором транспортные расходы были бы минимальными;

  • организовать максимальный поток вещества по заданной сети при известных пропускных способностях ее ребер;

  • придать конфликтной ситуации форму матричной игры и определить оптимальные стратегии игроков, доставляющие им наиболее благоприятный исход;

  • принимать решения в условиях частичной неопределенности, используя соответствующие критерии.

Для этого студенты должны знать:

  • основные понятия, определения и теоремы линейного программирования и теории матричных игр;

  • алгоритмы решения приведенных выше задач;

  • основные критерии принятия решений в условиях неопределенности, элементы теории вероятностей.

^ Методы обучения включают в себя:

– лекции, на которых формируется теоретическая база знаний по дисциплине;

– практические занятия, где студенты приобретают навыки в решении задач;

– самостоятельная работа студентов, которая осуществляется в форме выполнения индивидуальных заданий с последующей их защитой.

^

1.2. Виды занятий, формы контроля





семестр




Виды учебных занятий

Форма

контроля

Аудиторные

Внеаудиторные




Всего

Лекции

Практика

Контрольная

Курсовая

Самостоятельная работа

9

51

14

14

-

-

23

Экзамен



^

1.3. Учебно-тематический план рабочей программы учебной дисциплины




Название и содержание разделов, тем, модулей

Объем часов

Примечания, дополнительные указания, методические материалы, технические средства и др., необходимые для учебной работы

Общий

Аудиторная работа 28 часов

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия


1

2

3

4

5

6

7

1

Принятие решений, элементы теории игр, линейные модели

26

8

8

10




2

Сетевые модели

16

4

4

8




3

Вероятностные модели, имитационное моделирование

9

2

2

5







Всего

51

14

14

23




^ Рекомендации к перезачету и переаттестации

при обучении в сокращенные сроки (дисциплина в целом, разделы и темы)




Применяются общие требования к перезачету и переаттестации

Формы контроля




Экзамен 9 семестр.



^

1.4. Уровни освоения дисциплины и критерии оценки на экзамене


Для успешного использования математических методов в экономической деятельности студент должен усвоить дисциплину в объеме тематического плана и получить практические навыки построения и решения математических моделей экономических процессов.

Удовлетворительным является уровень освоения дисциплины, при котором студент усваивает:

- теоретические сведения: понятие основной и двойственной задачи линейного программирования, методы решения задачи линейного программирования, понятие сбалансированной транспортной задачи и метод ее решения, понятие потока на сети, основные понятия и определения теории матричных игр, основные понятия случайных процессов;

- практические навыки построения теоретических математических моделей экономических процессов; способность использования типовых вычислительных алгоритмов для решения практических задач.

Хорошим является уровень освоения дисциплины, при котором студент дополнительно усваивает:

- теоретические сведения: геометрический смысл и экономический смысл задачи линейного программирования, понятие несбалансированной транспортной задачи, теория приведения матричных игр к задаче линейного программирования, различные критерии для принятия решений в условиях неопределенности, понятия простейшего потока, поток Эрланга;

- практические навыки анализа чувствительности задачи линейного программирования, использование различных критериев для принятия решений в условиях неопределенности.

Отличным является уровень освоения дисциплины, при котором студент показывает знакомство с дополнительной литературой и способность применять математическое моделирование экономических процессов к исследованию объекта будущей дипломной работы.

Настоящая рабочая программа предусматривает межсессионную аттестацию на 8 неделе 9-го семестра, выполнение индивидуальных заданий в течение семестра и экзамен в конце семестра.

Критерием оценки в межсессионную аттестацию 9-го семестра является выполнение индивидуальных заданий по темам: симплексный метод, транспортная задача и потоки на сетях.

Критерием оценки на экзамене является усвоение теоретических знаний по построению различных математических моделей в экономике на уровне «отлично» или «хорошо», выполнение индивидуальных заданий с их защитой на «отлично» или «хорошо».

Оценка «Отлично» при выполнении индивидуальных заданий ставится при надлежащем их оформлении, если студент показывает отличные теоретические знания при отличных практических навыках.

Оценка «Хорошо» при выполнении индивидуальных заданий ставится при надлежащем оформлении, если студент показывает хорошие теоретические знания при отличных или хороших практических навыках.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если теоретическая либо практическая подготовка студента соответствует удовлетворительному уровню.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если теоретическая либо практическая составляющая ниже удовлетворительного уровня.

^

1.5. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС


Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.

Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций, включают:

  1. График самостоятельной работы, определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.

  2. Расписание экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации.

  3. Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:

- Задания на практические занятия;

- Индивидуальные задания;

- Задания для самостоятельной практической работы по темам;

- Вопросы к экзамену.

^

1.6. Содержание разделов дисциплины



РАЗДЕЛ 1. Принятие решений, элементы теории игр, линейные модели

Основная задача линейного программирования. Симплексный метод решения основной задачи ЛП. Анализ моделей на чувствительность. Двойственная задача ЛП. Транспортная задача. Основы теории матричных игр. Решение матричных игр в чистых и смешанных стратегиях. Игры с природой. Приведение матричных игр к задачам линейного программирования. Критерии принятия решений в условиях неопределенности


^ РАЗДЕЛ 2. Сетевые модели.

Сетевая модель и ее основные элементы. Нахождений критического пути. Нахождение максимального потока. Принцип оптимальности и уравнения Беллмана. Задача о распределении средств между предприятиями.


^ РАЗДЕЛ 3. Вероятностные модели, имитационное моделирование.

Основные понятия. Понятие Марковского случайного процесса. Потоки событий. Имитация с помощью метода Монте-Карло (метода статистических испытаний).

^

1.7. Вопросы к экзамену





  1. Предмет и основной метод исследования операций. Математическая модель и ее составные части.

  2. Общая постановка задачи использования ресурсов и ее математическая модель.

  3. Общая постановка и математическая модель сбалансированной транспортной задачи.

  4. Общая постановка основной задачи линейного программирования

  5. Основные определения теории линейного программирования и свойства решений основной задачи.

  6. Геометрическая интерпретация задачи линейного программирования.

  7. Алгоритм графического решения задач линейного программирования.

  8. Сущность симплексного метода и его алгоритм.

  9. Общая постановка и экономическая интерпретация двойственной задачи.

  10. Основные виды двойственных пар задач.

  11. Теоремы о связи между решениями исходной и двойственной задач в линейном программировании.

  12. Метод «северо-западного угла» нахождения первоначального плана перевозок.

  13. Метод наименьшей стоимости для нахождения первоначального плана перевозок.

  14. Метод потенциалов решения транспортной задачи.

  15. Основные понятия теории игр: игра, партия, стратегия, оптимальная стратегия, ход.

  16. Решение матричной игры в чистых стратегиях.

  17. Понятие смешанных стратегий в матричной игре и условие их оптимальности.

  18. Решение матричной игры в смешанных стратегиях.

  19. Приведение матричной игры к задаче линейного программирования.

  20. Критерии принятия решений в условиях неопределенности.

  21. Сетевая модель и ее основные элементы. Понятие пути, резерва времени работы. Нахождение критического пути.

  22. Нахождение максимального потока по сети.

  23. Принцип оптимальности Беллмана. Задача о распределении средств между предприятиями.

  24. Понятие Марковского случайного процесса.

  25. Потоки событий.

  26. Имитация с помощью метода Монте-Карло (метода статистических испытаний).



^

1.8. Задачи к экзамену



1. Составить исходную и двойственную математические модели транспортной задачи, заданной следующей таблицей

  1. 4

  1. 9

3 8

50

45

45

40 90




2. Составить двойственную задачу для следующей исходной задачи






3. Принять решение, используя критерий Байеса, если заданы платежная матрица и распределение вероятностей состояний природы


Ai \ Bj

B1

B2

B3

B4

A1

10

40

20

30

A2

20

10

40

50

A3

40

50

20

10

qj

0,3

0,4

0,2

0,1


4. Принять решение, используя критерий Севиджа, если задана следующая платежная матрица


Ai \ Bj

B1

B2

B3

B4

A1

10

40

20

30

A2

20

10

40

50

A3

40

50

20

10


5. Принять решение, используя принцип Лапласа, если задана платежная матрица


Ai \ Bj

B1

B2

B3

B4

A1

10

40

20

30

A2

20

10

40

50

A3

40

50

20

10


6. Сформулировать задачи линейного программирования для определения оптимальных смешанных стратегий в игре с матрицей

.


7.Найти чистую цену матричной игры

.


8. Составить исходную и двойственную математические модели транспортной задачи, заданной следующей таблицей

  1. 4 1

  1. 9 5

3 8 7

50

45

60

40 90 10





9. Решить в чистых стратегиях матричную игру .

10. Найти нижнюю и верхнюю чистые цены матричной игры .


11. Составить исходную и двойственную математические модели транспортной задачи, заданной следующей таблицей

  1. 4

  1. 9

3 8

60

45

45

30 90





12. Составить двойственную задачу для следующей исходной задачи






13. Принять решение, используя критерий Байеса, если заданы платежная матрица и распределение вероятностей состояний природы

Ai \ Bj

B1

B2

B3

B4

A1

20

40

20

30

A2

10

10

40

50

A3

300

50

20

10

qj

0,4

0,3

0,1

0,2


14. Принять решение, используя критерий Севиджа, если задана следующая платежная матрица


Ai \ Bj

B1

B2

B3

B4

A1

20

40

30

30

A2

10

10

40

50

A3

430

50

20

10



15. Принять решение, используя принцип Лапласа, если задана платежная матрица


Ai \ Bj

B1

B2

B3

B4

A1

20

40

30

30

A2

210

10

40

50

A3

430

50

20

10



16. Сформулировать задачи линейного программирования для определения оптимальных смешанных стратегий в игре с матрицей .


17. Найти чистую цену матричной игры .

18. Составить исходную и двойственную математические модели транспортной задачи, заданной следующей таблицей

4 1

6 5

3 8 7

40

45

60

40 80 10




19. Решить в чистых стратегиях матричную игру

.

20. Найти нижнюю и верхнюю чистые цены матричной игры

.

21. Составить исходную и двойственную математические модели транспортной задачи, заданной следующей таблицей

4

9

3 8

50

45

45

40 90




22. Составить двойственную задачу для следующей исходной задачи






23. Принять решение, используя критерий Байеса, если заданы платежная матрица и распределение вероятностей состояний природы

Ai \ Bj

B1

B2

B3

B4

A1

10

40

20

30

A2

20

10

40

50

A3

40

50

20

10

qj

0,3

0,4

0,2

0,1



24. Принять решение, используя критерий Севиджа, если задана следующая платежная матрица


Ai \ Bj

B1

B2

B3

B4

A1

10

40

20

30

A2

20

10

40

50

A3

40

50

20

10




оставить комментарий
страница1/6
Дата15.10.2011
Размер0.6 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх