Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады» icon

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Программа для специальности 070109 музыкальное искусство эстрады...
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...



Загрузка...
скачать
МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ


«Фортепиано»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по специальности

070109 «Музыкальное искусство эстрады»,

специализация 070109.01 «Инструменты эстрадного оркестра»


Цикловая комиссия Дополнительного инструмента

Дисциплина «Фортепиано»

Форма обучения дневная

Объем дисциплины 124 часа

Статус дисциплины специальная


Составитель: преподаватель цикловой комиссии

дополнительного инструмента колледжа искусств

ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ» Княжева Л.И.


Тюмень 2009


Содержание


Пояснительная записка………………………………..…………..……………...4

Цель и задачи дисциплины…………………………………………………….....4

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины…………...5

Содержание дисциплины……………………………………….…….……….…7

Требования к владению материалом……………………………………………7

Учебно-тематический план………………………………………………………8

Контроль и учёт знаний……………………………………………………….….9

Самостоятельная работа над произведением……………….…………………11

Примерный репертуарный список………...……………………………..…….15

Библиографический список….…………………………………………………25


Пояснительная записка

Данный учебно-методический комплекс составлен на основе:

– требований ГОСТ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады», специализации 070109.01 «Инструменты эстрадного оркестра» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года, введенного в действие 1.09.2002 года.

– «Рекомендаций по разработке учебно-методических комплексов образовательных дисциплин» учебно-методического управления ФГОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий»

– Примерной программы по курсу фортепиано для специализации 070109.01 «Инструменты эстрадного оркестра», НМЦ по художественному образованию. – Москва, 2006.

– педагогического опыта составителя.


Цель и задачи дисциплины

Курс «Фортепиано» для специализации «Инструменты эстрадного оркестра» является органичным звеном в воспитании всесторонне развитого музыканта.

Специфика эстрадно-джазового обучения определяет целый ряд новых задач, стоящих как перед специальными и музыкально-теоретическими дисциплинами, так и перед курсом «Фортепиано».

Цель курса – приобретение навыков игры на фортепиано; развитие игрового аппарата; умение использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной эстрадно - джазовой литературой.

Задачи курса состоят в овладении навыками игры на фортепиано, а также в использовании приобретенных навыков для более глубокого и профессионального постижения основ музыкальной теории, сольфеджио, гармонии. В задачи курса также входит развитие навыков аккомпанемента, игры в ансамбле и чтения нот с листа. Каждый студент должен хорошо представлять цели и задачи курса, понимать его важность и необходимость в учебной и практической работе.

Студенты эстрадного отделения часто имеют различный уровень подготовки.

Индивидуальная форма занятий позволяет проводить работу с учетом возможностей каждого студента. Залогом успеха в качественном профессиональном росте студентов является продуманная, четко спланированная организация урока.

Работа со студентами без начальной музыкальной подготовки должна начинаться с изучения регистров на инструменте, постановки рук, знакомства с аппликатурной системой, элементарными приемами звукоизвлечения.

Перед студентами с более высоким уровнем подготовки ставятся более сложные задачи: совершенствование технического аппарата, работа над различными видами звукоизвлечения, штрихами, педалью, интонацией, фразировкой, знакомство с произведениями различных стилей, воспитание культуры исполнения.

Репертуар должен полностью соответствовать техническому и музыкальному уровню студентов. Лишь тогда самостоятельное выполнение заданий, полученных на уроке, будет осознанным и эффективным. При всех уровнях владения инструментом определяющими должны быть художественные задачи.

Одним из важнейших разделов курса «Фортепиано» является развитие технических навыков игры на инструменте. В процессе обучения необходимо проходить как можно больше конструктивных этюдов, а также в обязательном порядке гаммы, аккорды, арпеджио. В технический комплекс следует включать также последовательности аккордов, стандартные гармонические обороты. Это окажет огромную помощь студентам в освоении музыкально-теоретических дисциплин, а также в решении еще одной важнейшей задачи курса «Фортепиано» – работе над аккомпанементом.

Работа над аккомпанементом должна включать в себя аккомпанемент по нотам (можно использовать репертуар, состоящий из классических произведений), что также будет способствовать получению навыков чтения с листа.

Еще один вид работы над аккомпанементом – это аккомпанемент мелодии по цифровым обозначениям гармоний. Эта работа должна способствовать осознанному и профессиональному исполнению студентами эстрадно-джазовых произведений, свободному владению фортепиано, совершенствованию импровизационно-творческих способностей, а порой и композиторского опыта.

Залогом успешного освоения курса «Фортепиано» является решение одной из самых актуальных его проблем – это правильный, продуманный выбор репертуара в процессе обучения. В нем должны органично сочетаться произведения классической и эстрадно-джазовой музыки.


Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины «Фортепиано» для специализации 070109.01 «Инструменты эстрадного оркестра»


Индекс дисциплины

Основные дидактические единицы

Всего часов максимальной учебной нагрузки

В том числе обязательных учебных занятий

СД. 03

Приобретение навыков игры на инструменте; развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы; последовательное освоение учебного репертуара; применение в работе над произведениями для избранного инструмента; приобретение навыка грамотного разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать инструмент для ознакомления с музыкальной эстрадно-джазовой литературой, а также для теоретического анализа музыкальных произведений, практическое претворение теории джазовой импровизации в работе над соло на заданные темы; изучение джазовых стандартов, изучение исполнительских штрихов, специфических для джазовой музыки.

171 час

124 часа


Общий часовой объем изучения дисциплины «Фортепиано»


Виды занятий

Всего

часов

По семестрам

1

2

3

4

5

6

7

Индивидуальные

практические занятия


124


18

ды зан

18


18


18


18


18


16

Самостоятельная учебная нагрузка студентов

47

6

6

6


7


7


7


7


7


Итоговый контроль

Контр.

урок

Зачет

Экза-мен

Контр.

урок

Экза-мен

Контр.

урок

Зачет


Требования к уровню подготовки студентов до начала

изучения дисциплины « Фортепиано»

К началу освоения дисциплины на уровне среднего профессионального образования студент должен:

– обладать музыкальными данными: слухом, чувством ритма, музыкальной памятью.

– знать основы нотной грамоты в объеме начального музыкального образования.

– обладать начальными навыками игры на фортепиано.


Входной срез знаний


Для объективной оценки возможностей студента, его умений и навыков на начальном этапе, а также для определения перспективы обучения игре на фортепиано, планирования будущего репертуара – на одном из первых занятий проводится входной срез знаний. Студенту предлагается исполнить 2-3 произведения (этюд, пьеса, крупная форма или полифоническая пьеса), прочесть с листа легкую пьесу или совместно с педагогом – одну из партий нетрудного фортепианного ансамбля.

Содержание дисциплины «Фортепиано»


Обучение начинается с определения уровня подготовки студента, анализа и оценки перспектив его учебной деятельности в рамках данной дисциплины.

Дальнейшая работа подразумевает параллельное развитие разнообразных творческих способностей музыканта, необходимых ему в предстоящей профессиональной деятельности.

Учебный репертуар подразделяется на 2 раздела – фортепианный (произведения для фортепиано) и профилирующий (аккомпанементы, ансамбли, чтение с листа).


Основные требования к владению материалом.

По окончании освоения дисциплины выпускник должен уметь:

  • сыграть любую из 24 гамм, арпеджио, доминантсептаккорд, уменьшенный септаккорд (длинный) – двумя руками в параллельном движении на 2-4 октавы, аккорды трехзвучные с обращениями, хроматическую гамму;

  • владеть минимальными техническими приемами, исполняя этюды различной направленности;

  • понимать и уметь передавать смысл, характер, стилистику и форму исполняемых произведений;

  • уметь полифонически слышать музыку;

  • владеть различными приемами звукоизвлечения и педализации, необходимыми для исполнения конкретного произведения;

  • уметь самостоятельно выучить несложное произведение и исполнить его в законченном виде;

  • уметь играть аккомпанемент мелодии по цифровым обозначениям гармоний;

  • уметь читать с листа легкие пьесы и аккомпанементы из репертуара ДМШ;

  • уметь свободно играть гармонические последовательности, задания по сольфеджио и теории, музыкальные фрагменты и темы произведений, изучаемых по курсу музыкальной литературы.

Требования по технике фортепианной игры.

1 курс. Диезные мажорные и минорные гаммы в прямом движении на 2-4 октавы. Аккорды каждой рукой отдельно. Арпеджио длинные на 2-4 октавы.

2 курс. Бемольные мажорные и минорные гаммы в прямом движении на 4 октавы. Аккорды двумя руками. Арпеджио длинные на 4 октавы.

3 курс. Все гаммы в более подвижном темпе. Хроматические гаммы на 4 октавы. Аккорды, арпеджио. Доминантсептаккорд. Уменьшенный вводный септаккорд.

Индивидуальные планы студентов

Выбор репертуара и продуманное планирование учебной работы способствуют всестороннему развитию музыкальных способностей студентов. Индивидуальные планы составляются в начале каждого семестра и утверждаются председателем предметно – цикловой комиссии. При составлении индивидуальных планов важно исходить из индивидуальных особенностей студента, его данных, уровня фортепианной подготовки. Репертуар должен быть разнообразным, включать произведения разных эпох, стилей, чтобы студент как можно более полно освоил бытующий в мире музыкальный язык.

Учебно-тематический план



Программные требования

Практические индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

1 курс

Полифонические произведения (2)

Произведения крупной формы (2)

Пьесы (2)

Фортепианные ансамбли (2-3)

Аккомпанементы (2)

Этюды (2)

Чтение с листа

Гаммы диезные мажорные и минорные в 2-4 октавы, арпеджио аккорды

2 пьесы для самостоятельного изучения

36 часов


12 часов

2 курс

Полифонические произведения (2)

Произведения крупной формы (2)

Пьесы (2)

Фортепианные ансамбли (2-3)

Аккомпанементы (2)

Этюды (2)

Чтение с листа

Гаммы бемольные мажорные и минорные в 2-4 октавы, арпеджио, аккорды

2 пьесы для самостоятельного изучения

36 часов

14 часов

3 курс

Полифонические произведения (2)

Произведения крупной формы (2)

Пьесы (2)

Фортепианные ансамбли (2-3)

Аккомпанементы (2)

Этюды (2)

Чтение с листа

Гаммы бемольные мажорные и минорные в 2-4 октавы, арпеджио, аккорды

2 пьесы для самостоятельного изучения

36 часов

14 часов

4 курс

Полифонические произведения (1) Произведения крупной формы (1)

Пьесы (1)

Аккомпанементы (1-2)

Пьеса для самостоятельного изучения

16 часов

7 часов

Итого:

124 часа

47 часов


Контроль и учет знаний

Качество исполнения произведений, предусмотренных индивидуальным планом, проверяется на экзаменах (3, 5 семестры), зачетах (2, 7 семестры), контрольных прослушиваниях (1, 4, 6 семестры).

Критерием оценки успеваемости и степени пианистического уровня игры студента является грамотное прочтение основных элементов фортепианной фактуры, достаточно технически подвинутое, музыкально – выразительное и осмысленное исполнение, верно переданный характер музыки.

Итоговая оценка должна характеризовать знания и степень владения пианистическими профессиональными навыками, быть предельно объективной и учитывать индивидуальность студента.


Требования текущего и итогового контроля.

1 семестр

Входной срез знаний. 1-2 произведения из программы вступительных испытаний

Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Промежуточная аттестация. Контрольный урок: полифония, пьеса, ансамбль, самостоятельно выученное произведение.

2 семестр

Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Текущий контроль. Академический концерт: ансамбль, самостоятельно выученное произведение.

Промежуточная аттестация. Зачет: полифония, пьеса.

3 семестр

Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Промежуточная аттестация. Экзамен: крупная форма, пьеса, аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение.

4 семестр

Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Текущий контроль. Академический концерт: аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение.

Промежуточная аттестация. Контрольный урок: пьеса, полифония.

5 семестр

Текущий контроль. Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Промежуточная аттестация. Экзамен: крупная форма, пьеса, аккомпанемент, самостоятельно выученное произведение.

6 семестр

Технический зачет: этюд, гаммы, чтение с листа

Текущий контроль. Академический концерт: пьеса, самостоятельно выученное произведение.

Промежуточная аттестация. Контрольный урок: полифония, крупная форма.

7 семестр

Текущий контроль: самостоятельно выученное произведение.

Промежуточная аттестация. Зачет: полифония, крупная форма, пьеса.


Критерии оценки итогового контроля выпускника


На итоговом экзамене по предмету студент обязан исполнить не менее 3-х произведений, различных по жанру, образному строю, стилю. Выступление оценивается по нескольким критериям:

1. образно-эмоциональная сторона исполнения;

2. чувство стиля, формы, жанра исполняемых произведений;

3. техническая оснащенность;

4. качество звукоизвлечения;

5. навыки педализации;

6. полифоническое мышление;

7. навыки ансамблевой игры.


Самостоятельная работа над произведением


Работа над произведением представляет собой единый целост­ный процесс, но в нем можно выделить как бы ряд ступеней, наметить некие определенные «вехи», которые должны быть пройдены. Общепринятое членение данной работы на три этапа вполне допустимо, хотя следует учитывать, что это разделение все же весьма условно. При изучении произведения те или иные разделы работы не только неразрывно связаны между собой, но нередко в значительной мере совпадают или, во всяком случае, частично взаимопроникают.

Начиная учить произведение, обычно проигры­ваем его, знакомимся с ним в целом, и это первое ознакомление с новым сочинением весьма существенно, так как мы полу­чаем представление о музыке, которую совсем еще не знаем. Мы схватываем в общих чертах содержание произ­ведения, его настроение, наиболее характерные особенности, его форму. Это первый этап работы над произведением.

Ознакомившись с произведением, начинаем разби­рать его, то есть приступаем к тщательному изучению текста. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор закладывает основу для дальнейшей правильной работы, поэтому значение его трудно переоценить. Воспитание внимательного отношения к тексту еще при раз­боре должно переходить далее во вдумчивое изучение и тща­тельнейшее выполнение всех встречающихся в произведении авторских указаний.

Разбирать произведение обычно лучше всего по относительно небольшим, более или менее законченным построениям, дольше останавливаясь на эпизодах, содержащих какие-либо трудности. Нередко особого внимания тре­бует при этом метро - ритмическая точность исполнения.

Иногда следует остановиться на партиях той или иной руки, на различных голосах, а затем уже соеди­нять их в одно целое.

При разборе произведения сначала почти всегда необходимо добиваться сравнительной полноты звучания (иногда большей, нежели понадобится впоследствии) и хорошо контролируемой устойчивости звукоизвлечения. Само собой разумеется, что при этом тоже требуется непременное и постоянное вслушивание в музыку: игра никогда не должна превращаться в бессодержательное, хотя и формально правиль­ное чтение нотных знаков.

На данной стадии работы большей частью нельзя еще гово­рить об игре в надлежащем темпе (кроме медленных пьес), об уточнении динамических нюансов, агогике, педализации и ряде других необходимых впоследствии исполнительских красок и качеств. Большое внимание следует уделять фразировке, так как иначе игра будет лишена всякого смысла. Необходимо сле­дить, чтобы еще на стадии разбора нами воспринималась каждая фраза (как и любое построение) в развитии, чувствовалась направ­ленность этого развития. Надо видеть начало каждой фразы, ощущать ее вершину, иногда, казалось бы, почти неза­метную, и окончание. Очень важно также понимание значения «дыхания» в музыке. Роль его очень велика, и осмысленность фразировки всегда будет связана с правильным ощущением дыхания. «Всякая музыка всегда была расчленена дыха­нием, — сказано в одной из статей А. Б. Гольденвейзера. — Живое дыхание, которое является нервом всякого выразитель­ного исполнения, должно быть неотъемлемым свойством и фор­тепианного исполнения».

К начальному периоду работы нередко относится также разучивание произведения на память.

Вопрос о том, когда целесообразнее учить произведение на память — только приступив к работе над ним или заканчивая,– многими решается различно. По нашему мне­нию, правы те, кто считает, что значительную часть про­изведений полезнее выучивать наизусть еще в начале работы над ними. Тогда мы еще больше свыкаемся с исполнением на память, и оно становится особенно удобным и естественным. Кроме того, при этом облегчается и ускоряется самый ход ра­боты, так как мы не связаны непрерывным чтением нотного текста, а значит, ранее приобретаем большую свободу.

Следует также иметь в виду, что углубленное изучение тек­ста всегда будет связано и с последующей работой над произ­ведением. Поэтому, уже умея играть его на память, обязательно следует учить и по нотам, вдумываясь во все дета­ли текста.

Если мы обладаем неплохой памятью, то часто, раз­бирая сочинение, многое уже запоминаем. Тогда (при точ­ности прочтения текста) произведение надо сразу же доучить. В иных случаях уже разобранное произведение следует спе­циально учить на память, то есть опять-таки активно запоми­нать музыку. Важно, чтобы мы всегда понимали, чего еще не знаем, находили бы в данных эпизодах наиболее для них характерное, легче запоминающееся.

Механическое заучивание путем многократного и часто так­же механического проигрывания произведения основано, глав­ным образом, на моторной памяти, которая легко может изме­нить исполнителю при волнении. К тому же подобный метод работы обычно лишен почти всякого музыкального смысла. Моторная память нужна, но как фактор, дополняющий актив­ное заучивание. А это запоминание неразрывно связано с обязательным вслушиванием в звучание мелодии, сопровождение или в какие-либо гармонические обороты, в те или иные детали формы, в развитие данной музыкальной мыс­ли.

Учить произведение на память следует по отдельным эпизо­дам, частям (в зависимости от нашего музыкального развития), в медленном темпе, переходя затем к соединению этих частей в более крупные и далее — также к медленному и соз­нательному исполнению наизусть всего произведения.

Мы не сможем играть в быстром темпе сочинение, едва выученное, на память, так как при этом все подробности текста пока находятся как бы на первом плане, о многом надо все время помнить, чтобы не ошибиться. Знание музыки идет, как и должно быть, впереди ее технического освоения, нередко требующего более продолжительного времени для должной автоматизации необходимых движений и двигательных навыков.

Разобрав текст, мы должны будем направить свое вни­мание на преодоление тех или иных трудностей, заключающих­ся в произведении, работать над отдельными его частями, раз­личными деталями, что, собственно, и составит второй этап изучения произведения. Правда, еще разбирая, мы дольше останавливаемся на более сложных построениях, повторяем их и, таким образом, по существу учим произведение, но теперь, после разбора, мы, естественно, будем стремиться уже к более высоким исполнительским целям.

Без умения вслушиваться в музыку не может быть и под­линного понимания произведения — не поверхностного впечат­ления от него, а особого проникновения в музыку, необходимого как при исполнении, так и при ее изучении. Основой понима­ния музыки является непосредственное эмоциональное восприя­тие произведения.

Почти всегда необходимо вычленять отдельные более трудные эпизоды, различные построения, иногда партии той или иной руки. Представляя себе выразительное значение данного отрывка, какой-либо детали сочинения, мы должны работать над ними, сосредоточивая свое внимание на конкрет­ной задаче, понимая ее сущность.

Постепенно на смену второму этапу в изучении произве­дения приходит третий этап. Но, как упоминалось, собиранию цело­го, то есть основному на данном этапе, всегда сопутствует и продолжающаяся по мере надобности тщательная работа над различными частными моментами исполнения.

Восприятие и проведение общей линии развития сочинения, понимание взаимосвязи и взаимодействия его основных частей и создание ясного исполнительского плана — таковы, по суще­ству, важнейшие предпосылки целостного исполнения. Приобретение навыков работы над целостностью исполнения весьма важно.

С первых лет занятий мы должны приобщаться к пониманию того, что музыка всего произведения так же целенаправленна, как мелодия в какой-либо фразе, стремящаяся к своему опорному звуку. Осознанию этой общей целеустремленности способствует выявление имею­щихся в произведении «вершин» — его кульминаций. Они по­зволяют объединять как бы тяготеющую к ним музыку больших или меньших частей, различных построений исполняемого сочи­нения. Иногда эти кульминации и мало заметны для слуша­теля, но исполнителем они всегда должны ощущаться.

Как упоминалось, при ознакомлении с сочинением склады­вается общее понятие и о его форме. Затем оно детализируется, иногда как бы отходит временно на второй план и вновь при­обретает большое значение уже при работе над исполнением всего сочинения.

В любом произведении надо выявить как относительную законченность, так и взаимосвязь основных его частей, показать музыкально-художественный смысл каждой, в то же время ощутить и дать почувствовать слушателю и единство целого, его развитие.

Последний этап работы позволяет окончательно установить общий исполнительский план произведения.

Должен быть точно определен и темп исполнения. Он не может быть аб­солютно одинаковым, единственным для всех исполнителей, всегда возможны отклонения в ту или другую сторону. В каждом от­дельном случае, руководствуясь этим темпом, следует найти собственный темп исполнения, позволяющий свободно чувствовать себя во время игры.

Преодоление трудностей изучаемого, достижение необходи­мой выразительности, должного темпа исполнения далеко не всегда позволяют считать произведение выученным. Как при­нято говорить, в него надо хорошо «выграться», ис­полняя его целиком и в требуемом темпе.

Подобное «выгрывание» необходимо для того, чтобы приобрести чувство особого удобства исполнения. Иногда полезно, выучив произведение, временно отложить работу над ним, а затем вновь вернуться к нему.

^ ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

ЭТЮДЫ

  1. КУРС

  1. Гнесина Е. Маленькие этюды (1, 2, 3)

  2. Бертини Г. Этюд соль-мажор

  3. Лекуппе А. Этюд ля-минор

  4. Лешгорн А. Соч 66. Этюд до мажор

  5. Николаев А. Этюды

  6. Черни К. Этюды № 1-5

  7. Чугунов Ю. Джазовые этюды, ч.1 , №1

  8. Шитте. Этюды № 3,4

2 КУРС

1. Беренс. Г. Этюды

2. Крамер Д. Этюд №1

3. Лешгорн А. Соч. 66. Этюд 3

4. Черни К. Этюды для фортепиано (под редакцией Гермера Г.) часть 1. Этюд до мажор

5. Чугунов Ю. Джазовые этюды, часть1 , № 2

6. Шитте Л. Соч. 68. 25 этюдов Этюд №5,6


3 КУРС

  1. Беренс Г. Соч. 61, Этюд №19

  2. Гедике А. Соч 8. Этюды. (№2,5,7)

  3. Лемуан А. Соч. 37. Этюды ( 26,29,31,32,33)

  4. Лешгорн А. Соч. 66. Этюд 4

  5. Черни К. Этюды для фортепиано (под редакцией Гермера Г.) Часть 1. Этюд ре минор

  6. Чугунов Ю. Джазовые этюды, часть1 , №3, 4

  7. Шитте Л. Соч. 68. 25 этюдов Этюд №7



4 КУРС

1. Беренс Г. Соч. 61, Этюд №32

2. Крамер Д. Этюд № 2

3. Лешгорн А. Соч. 66. Этюд 6

4. Мошковский М. Соч. 91. Этюд №1

5.Черни К. Этюды для фортепиано (под редакцией Гермера Г.) Часть 1. Этюд ляминор

6. Чугунов Ю. Джазовые этюды, часть1 , №5,6

7. Шитте Л. Соч. 68. 25 этюдов Этюд ре мажор


^ НОТНЫЕ СБОРНИКИ

  1. Беренс Г.  32 избранных этюда. – Москва, 1987.

  2. Гедике А.  40 мелодических этюдов. Соч.32. – Москва, 1975.

  3. Гедике А. 10 миниатюр в форме этюдов.– Москва, 1978.

  4. Избранные этюды зарубежных композиторов. 1-2 классы ДМШ / сост. А. Руббах и В. Натансон.– Москва, 1968. – Вып. 1.

  5. Лешгорн А. Соч. 66. Этюды. – Москва, 1976.

  6. Лемуан А.  50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч. 37. – Москва, 1978

  7. Николаев А. Фортепианная игра.– Москва, 1990

  8. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей / сост. С. Ляховицкая. – Ленинград: Музыка, 1987. – Ч. 2.

  9. Черни К. Этюды для фортепиано (под редакцией Гермера Г.). – Москва, 1983

10. Чугунов Ю. Джазовые этюды. – Москва, 1997

11. Шитте Л. Соч. 68. 25 этюдов – Москва, 1987

12. Этюды для фортепиано: Педагогический репертуар ДМШ. 5 класс / ред. В. Дельновой. – Москва, 1974. – Вып. 4.


^ ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. КУРС

1. Бах И. Менуэт соль минор.

2. Бах И. Менуэт ре минор.

3. Бах И. Полонез соль минор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

4. Гендель Г. Ария ре минор.

5. Скарлатти Д. Ария ре минор

  1. КУРС

  1. Бах И.С.  Маленькая прелюдия №2 до мажор

  2. Бах И.С.  Маленькая прелюдия №10 соль минор

  3. Бах И.С.  Маленькая прелюдия ре минор

  4. Бах И. Менуэт ре минор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

  5. Гендель Г. Сарабанда ре минор

III КУРС

1. Бах И. С. Двухголосная инвенция ре минор

2. Бах И.С. Двухголосная инвенция до мажор

3. Бах И. С. Маленькая прелюдия № 2, до мажор

4. Бах И. С. Маленькая прелюдия соль минор

5. Бах И. С. Ария из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»

6. Гендель Г. Прелюдия соль мажор

7. Пахельбель И. Сарабанда

IV КУРС

1 Бах И.С. Двухголосная инвенция до мажор

2. Бах И. С. Ария из французской сюиты соль минор.

3. Корелли А. Сарабанда ре минор


^ НОТНЫЕ СБОРНИКИ

  1. Бах И. С. Двух и трехголосные инвенции / ред. Бузони Ф. – Москва, 2000.

  2. Бах И. С. Инвенции и симфонии (для клавира). – Москва : Музыка, 1981.

  3. Бах И. С. Французские сюиты. – Москва: Музыка, 1981.

  4. Бах И. С.  Маленькие прелюдии и фуги / ред. Н. Кувшинникова.– Ленинград : Музыка, 1987.

  5. Гендель Г.  10 менуэтов. Сюита ми минор. – Москва : Музыка, 1981.

  6. Полифонические произведения I-IV класс. – Москва, 1987.

  1. Пьесы в форме старинных танцев / ред.- сост. М. Соколов. – Москва, 1978.

  2. Полифонические пьесы. Репертуар ДМШ / ред.- сост. С. Ляховицкая.– Москва, 1980.

  3. Полифонические пьесы для фортепиано. Младшие классы ДМШ / ред. Ройзмана Л. – Москва, 1975. – Вып.1.

  4. Полифонические пьесы для фортепиано. Младшие и средние классы ДМШ / ред. Сахарова Д. – Москва , 1985. – Вып.2.

  5. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ. 4 класс / ред. М. Соколова. – Москва, 1974. – Вып. 3, 10.

  6. Хрестоматия педагогического репертуара: I класс. – Москва, 1986.

  7. Хрестоматия педагогического репертуара: 2 класс. – Москва, 1987.

  8. Хрестоматия педагогического репертуара: 3 класс. – Москва, 1983.

  9. Хрестоматия педагогического репертуара: 4 класс. – Москва, 1987.

  10. Хрестоматия педагогического репертуара: 5 класс. – Москва, 1987.

  11. Хрестоматия педагогического репертуара: Полифонические пьесы. 5 класс. – Москва, 1978. – Вып. 2.

^ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КРУПНОЙ ФОРМЫ

  1. КУРС

  1. Кабалевский Д. Легкие вариации на тему русской народной песни

  2. КабалевскийД. Сонатина ля минор, 3 часть

  3. Клементи М. Сонатина C-dur, часть 1.

  4. Кулау Ф. Сонатина №1 до мажор

  5. Кулау Ф. Сонатина № 2 соль мажор (II, III ч.)

  6. Моцарт В. Сонатина №2, ля мажор. Рондо

II КУРС

  1. Бетховен Л. Сонатина соль мажор, часть 1

  2. Бетховен Л.  Легкая соната №20 (II ч);

  3. Гайдн Й. Соната G-dur, часть II, III, IV

  4. Клементи М.  Сонатина № 2 соль мажор

  5. Клементи М.  Сонатина  № 3 до мажор

  6. Моцарт В.  6 сонатин:  № 1 до мажор

  7. Моцарт В.  6 сонатин:  № 2 ля мажор

  8. Моцарт В. Сонатина C-dur, часть II

  9. Чимароза Д. Соната С- dur

  10. Чимароза Д. Соната соль минор




III КУРС

1. Гайдн Й. Сонатина G-dur, часть II;

2. Кулау Ф. Сонатина № 7 фа-мажор (I ч.)
3. Кулау Ф.  Сонатина № 9 до-мажор (II ч.)
4. Кулау Ф.  Сонатина № 10 ля-мажор (I, II ч.)

5. Клементи М.  Сонатина № 4 фа мажор (I, III ч.)

6. Клементи М.  Сонатина  №5 соль мажор (III ч.)

7. Моцарт В.  6 сонатин:  № 4 си бемоль мажор
8. Моцарт В.  6 сонатин:  № 6 до мажор

9. Скарлатти Д. Соната d-moll;

10. Чимароза Д.  Сонатина №8 ля минор


IV КУРС

  1. Бетховен Л.  Легкие сонаты: №4 (II ч); №5; №6

  2. Гайдн Й. Сонатина D-dur, часть 2;

  3. Гайдн Й.  Соната соль мажор

  4. Гайдн Й.  Соната ре мажор №7 (III ч.)

  5. Клементи М. Соч.36. Сонатина 32, соль мажор, часть 1

  6. Клементи М.  Соч. 36. Сонатина ре мажор

  7. Моцарт В. Соната №4 ми бемоль мажор (II ч.)

  8. Моцарт В. Соната C-dur, часть 1

  9. Моцарт В.  6 сонатин:  №16 си бемоль мажор (II ч.)

  10. Чимароза Д.  Сонатина №10 си бемоль мажор

  11. Чимароза Д.  Сонатина №15 до минор


^ НОТНЫЕ СБОРНИКИ:

  1. Альбом сонатин. Средние и старшие классы. – Музыка, 1979.

  2. Альбом сонатин для фортепиано / ред. К. Сорокина.– Москва, 1971. – Вып. 2.

  3. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для фортепиано / сост. С. Ляховицкая. – Ленинград, 1981. – Ч. I.

  4. Сонатины и вариации для фортепиано / сост. и ред. В. Габриэлова.– Москва, 1986. – Вып. 5.

  5. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 4 класс: вариации, сонаты, сонатины / ред. Н. Любомудровой.– Москва, 1989.

  6. Хрестоматия для фортепиано. Старшие классы ДМШ: сонатины, вариации / сост. А. Бакулов. – Москва, 1969. – Вып. 2.

ПЬЕСЫ

I КУРС

  1. Бах И. Волынка ре минор

  2. Майкапар С. В садике

  3. Моцарт Л. Менуэт.

  4. Питерсон О. Джаз для юных пианистов, 1 тетрадь, №1-5

  5. Свиридов Г. Колыбельная

  6. Хромушин О. 10 пьес для начинающих джазменов, №1

  7. Чайковский П. Старинная французская песенка


II КУРС


  1. Гедике А. Прелюдия

  2. Григ Э. Народная мелодия

  3. Доуленд К. Павана

  4. Пахульский Г. Прелюдия

  5. Питерсон О. Джаз для юных пианистов, 1 тетрадь, №6-10

  6. Питерсон О. Менуэты № 8,9

  7. Хромушин О. 10 пьес для начинающих джазменов, №2

  8. Шуман Р. Первая утрата



III КУРС

  1. Александров А. Сицилиана.

  2. Бетховен Л. 2 экоссеза

  3. Бетховен Л. К Элизе

  4. Брубек Д. Дюк

  5. Гершвин Д. Любимый мой

  6. Питерсон О. Менуэты №8,9

  7. Хромушин О. 10 пьес для начинающих джазменов, №3

  8. Шуман Ф. Маленький романс.

  9. Якушенко И. Ночное небо

IV КУРС

  1. Брубек Д. Когда я был молодым

  2. Григ Э. Кобольд

  3. Кажлаев М. Караван

  4. Кажлаев М. Прелюдия

  5. Керн Д. Дым

  6. Питерсон О. Менуэты № 10,11

  7. Прокофьев С. Мимолетность №10

  8. Хромушин О. 10 пьес для начинающих джазменов, №4

  9. Шопен Ф. Мазурка ля минор

  10. Якушенко И. Первое знакомство


^ НОТНЫЕ СБОРНИКИ:

  1. Гурпик И. Джаз-пикколо. Сборник пьес. – Москва, 1987.

  2. Джаз для детей. Сборник пьес. – Москва, 1988.

  3. Джазовая хрестоматия для юношества / сост. Ясемчик Р. – Москва, 1995.

  4. Джазовые произведения для фортепиано / сост. Чугунов Ю. – Москва : Советский композитор, 1982.– Вып.1.

  5. Джазовые произведения для фортепиано / сост. Чугунов Ю.– Москва : Советский композитор, 1986. – Вып.2.

  6. Джоплин С. Регтаймы. Москва : Музыка, 1979.

  7. Кажлаев М. Цикл 10 фортепианных миниатюр. – Москва, 1988.

  8. Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI-XIX вв./ ред. Н. Копчевского.– Москва, 1989.

  9. Мак-Доуэлл Г. Пьесы для фортепиано. – Москва, 1987.

  10. Музыка для детей: Фортепианные пьесы. 4-5 классы ДМШ / сост. К. Сорокин.– Москва, 1973. – Вып. 4.

  11. Музыка для детей: Фортепианные пьесы. 5-7 классы ДМШ / сост. К. Сорокин. – Москва, 1974. – Вып. 5.

  12. Пьесы зарубежных композиторов 18-19 веков для фортепиано / сост. Б. Розенгауз. – Москва, 1988.

  13. Русская старинная музыка для детей / сост. В.Натансон.– Москва, 1973. – Вып. 2.

  14. Хрестоматия для студентов оркестровых факультетов музыкальных училищ и консерваторий / ред. А.Самонов.– Москва, 1986. – Вып. 1.

  15. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано: I-II класс. –Москва, 1986.

  16. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано: III класс. – Москва, 1979.

  17. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано: IV класс. –Москва, 1987.

  18. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано: V класс. –Москва, 1987.

  19. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано: 6 класс. –Москва, 1978.– Вып. 1, 2.

  20. Чайковский П. Детский альбом.– Москва, 1978.

  21. Чугунов Ю. 7 пьес для фортепиано. – Москва, 1986.

  22. Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества. – Москва, 1990.

  23. Эстрадные и джазовые пьесы для фортепиано / сост. Н. Замороко. – Киев : Музична Украина, 1985.

  24. Юный пианист /сост. Л. Ройзман и В. Натансон.– Москва, 1977. – Вып. 2.

  25. Якушенко И. Джазовый альбом. – Музыка, 1981.


АНСАМБЛИ

I КУРС

  1. Бизе Ж. Серенада Смита из оперы «Пертская красавица»

  2. Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»

  3. Гладков Г. Песенка львенка и черепахи

  4. Чайковский П. Вальс из балета «Щелкунчик»

  5. Чайковский П. 5 русских народных песен для фортепиано в 4 руки

  6. Шуберт Ф. Вальс



II КУРС

1. Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

2. Бетховен Л. Три немецких танца.

3. Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»

4. Стравинский И. Пять легких пьес. Анданте

5. Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин»


Ill КУРС

  1. Дашкевич В. Увертюра их к /ф «Приключения Шерлока Холмса»

  2. Моцарт В. Колыбельная песня

  3. Моцарт В. Адажио из сонаты N 2 для фортепиано в 4 руки

  4. Лей Ф. Мелодия (переложение В. Дуловой)

  5. Шуберт Ф. Немецкий танец

  6. Шуберт Ф. Пряха.


IV КУРС

  1. Моцарт В. Фрагмент из 1 части симфонии соль минор

  2. Глинка М. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин»

  3. Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка»

  4. Прокофьев С. Ансамбли для фортепиано. Петя (симфоническая сюита «Петя и волк»)

  5. Брамс. И. Альбом легких переложений в 4 руки.


^ НОТНЫЕ СБОРНИКИ:

  1. Альбом легких переложений в 4 руки / сост. Э. Денисов. – Москва, 1993. – Вып.2, 3.

  2. Ансамбли для фортепиано. Учебный репертуар для ДМШ. 3-4 классы / сост. Цвирко Л. – Киев, 1979.

  3. Легкие пьесы для фортепиано в 4 руки / сост. Загурская Н.– Москва : Музыка, 1968.

  4. Моцарт В. Симфонии (переложение в 4 руки). – Москва, 1998.

  5. Пьесы для фортепиано в 4 руки / сост. Л. Ройзман. – Москва, 1997.

  6. Пьесы в 4 руки / сост. М. Бакулова. – Музыка, 1980.

  7. Популярная музыка для фортепиано в 4 руки / перелож. В. Дуловой.– Москва : Союз художников, 1999.

  8. Русские народные песни для фортепиано в 4 руки.– Музыка, 1980.

  9. Сборник песен народов мира. Ансамбли в 4 руки / сост. С. Ляховицкая. – Музыка,1980.

  10. Хрестоматия педагогического репертуара: класс 1. – Москва, 1986.

  11. Хрестоматия педагогического репертуара: класс 2. – Москва, 1987.

  12. Хрестоматия педагогического репертуара: класс 3. – Москва, 1987.


АККОМПАНЕМЕНТЫ
I КУРС

  1. Бетховен Л. Сурок (переложение для трубы и фортепиано)

  2. Гедике А. 2 маленькие пьесы;

  3. Моцарт В. Майская песня

  4. Листов К. В землянке

  5. Обработка грузинской народной песни «Сулико»

  6. Шереметьев Б. Я вас любил (в переложении В. Дуловой)

II КУРС

  1. Бетховен Л. Страстное желание

  2. Брамс И. Колыбельная

  3. Богословский Н. Спят курганы темные

  4. Дунаевский И. Как много девушек хороших

  5. Керн Д. Дым

  6. Хренников Т. Как соловей о розе (из музыки к комедии В. Шекспира «Много шума из ничего»)

III КУРС

  1. Бетховен Л. Немецкий танец

  2. Глинка М. Признание

  3. Кабалевский Д. Маленькая полька

4. Моцарт В.Менуэт

5. Моцарт В.Майская песня

6. Люлли Ж. Б. Песенка

7. Русская народная песня. Сиротинушка


4 КУРС

  1. Бах И. С. Ариозо (переложение для тромбона и фортепиано)

  2. Барток Б. Вечер в деревне

  3. Бородин А. Песня половецких девушек из оперы «Князь Игорь»

  4. Глинка М. Полька

  5. Моцарт В. Песня пастушка

  6. Рамо Ж. Тамбурин

  7. Чайковский П. Соч. 40 Грустная песенка (переложение для флейты и фортепиано)


Примерный репертуар для чтения с листа


1. Альбом легких переложений для фортепиано в 4 руки / сост. Э. Денисов. – Москва,1961. – Вып.1.

2. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей для начинающих. – Москва, 1974. – 1часть.

3.Учебный репертуар. Для учащихся 1 класса ДМШ / ред.- сост. Б. Милич.– Киев, 1968.

  1. Учебный репертуар. Для учащихся 2 класса ДМШ / ред. - сост. Б. Милич.– Киев, 1972.

  2. Учебный репертуар. Для учащихся: 3 класса ДМШ / ред.- сост. Б. Милич. – Киев, 1974.

  3. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ / общая редакция А. Николаева. Сост. В. Натансон, Л. Рощина. – Москва, 1969.

  4. Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. 1-2 класс ДМШ / сост. Н. Любомудрова. – Москва, 1963. – Вып. 1.

  5. Хрестоматия 3 класса ДМШ. – Москва, 1977.

  6. Школа игры на фортепиано / общая редакция А. Николаева / сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. – Москва, 2002.

  7. Юный пианист / сост. Л. Ройзман и В. Натансон. – Москва, 1975. –Вып.1.


Библиографический список

Методическая литература


  1. Вопросы методики курса фортепиано для студентов разных специальностей / сост. В. Д. Ныркова. – Москва, 2003.

  2. Вопросы музыкальной педагогики / сост. В. Понятовский. – Москва, 1995.– Вып.5.

  3. Курс фортепиано в системе музыкального образования / ред.-сост. Н. П. Толстых. – Москва, 1997.

  4. Ныркова, В. Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей / В. Д. Ныркова. – Москва : Музыка, 1988.

  5. Программа по курсу фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей. – Москва, 1997.

  6. Щапов, А. П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. П. Щапов. – Москва : Классика ХХ I , 2001.

  7. Баренбойм, Л.А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. – Москва : Классика – ХХ I, 2007.

  8. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой / Е.Либерман. – Москва, 1996.

  9. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. / Г. Г. Нейгауз. – Москва : Музыка, 1980.

  10. Перельман, Н. В классе рояля / Н. Перельман. – Москва : Советский композитор, 1990.

  11. Савшинский, С. Пианист и его работа / С.Савшинский. – Москва : Музыка, 1976.

  12. Фейнберг, С. Е. Мастерство пианиста / С. Е. Фейнберг. – Москва : Музыка, 1976.

  13. Цыпин, Г. Музыкант и его работа / Г. Цыпин. – Москва : Музыка, 1988.

  14. Шмидт-Шкловская, А. А. О воспитании пианистических навыков / А. А. Шмидт-Шкловская.– Москва : Музыка, 1967.

  15. Алексеев, А.Д. Работа над музыкальным произведением с учеником школы и училища / А.Д. Алексеев. – Москва : Музыка, 1957.

  16. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев. Москва : Музыка, 1971.

  17. Баренбойм, Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. Москва : Советский композитор, 1973.

  18. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. Москва : Советский композитор, 1973.

  19. Вопросы фортепианной педагогики : сборник статей / под ред. В. Натансона. Москва : 1963. Вып. 1.

  20. Голубовская, Н. И. Искусство педализации / Н. И. Голубовская. Ленинград : Музыка, 1974.

  21. Брянская, Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития (Вопросы фортепианной педагогики) / Ф. Брянская. Москва : Музыка, 1974. Вып. 4.

  22. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Москва : Музыка, 1965.Вып.2.





Скачать 339,33 Kb.
оставить комментарий
преподаватель цикловой комиссии
Дата15.10.2011
Размер339,33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх