Описание действий людей, изображенных на картине icon

Описание действий людей, изображенных на картине


32 чел. помогло.
Смотрите также:
Подготовка к сочинению по картине И. И. Шишкина «Зима»...
Сочинение описание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»...
Тема. Сочинение-описание по картине К. Ф. Юона «Мартовское солнце»...
Урок развития речи Сочинение-описание пейзажа по картине И. Э...
Сочинение описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри»...
Сочинение по картине. Описание птицы 4 класс. Урок -синтезация. Цели...
Урок русского языка и мировой художественной культуры для учащихся 7 класса по теме «Подготовка...
Тема функции русского языка в современном мире...
Хочу начать с того...
Сочинение-описание по картине...
Алгоритм и программа Алгоритм это точно определенное описание способа решения задачи в виде...
М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обуче­нию детей рассказыванию по картине: 1...



Загрузка...
скачать


С.Григорьев «Вратарь»




Фрагмент картины




Фрагмент картины



Фрагмент картины



Фрагмент картины



Фрагмент картины

ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ, ИЗОБРАЖЕННЫХ НА КАРТИНЕ

Цель урока: 1) повторить практическим путем то, что учащиеся знают об описании действий (людей); 2) закрепить умение семиклассников пользоваться деепричастиями и наречиями в своей речи; 3) активизировать лексику детей на тему «Игра в футбол»; 4) подготовить учеников к сочинению по картине, показать роль композиции в раскрытии замысла художника.

^ Оборудование урока. Репродукция картины С. А. Гри­горьева «Вратарь».


Рассказ о художнике.

Сергей Алексеевич Григорьев народный художник Украинской ССР, действительный член Ака­демии художеств СССР — родился 5 июля 1910 г. в Луганске (Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Большое место в творчестве художника занимает тема мо­лодости, физического и духовного здоровья человека, особенно привлекает Григорьева детская и школьная тематика. Лучшие полотна художника посвящены детям. Среди них широко известны картины: «Пионерский галстук», «Обсуждение двойки», «Рыбачок», «Первые слова», «Юные натуралисты». Заслуженную славу принесли художнику картины: «Прием в комсомол», «Вратарь». Автору за них была присуждена Государственная премия.


^ Беседа по картине.

Целесообразно провести беседу, подготавливающую учащихся к восприятию картины «Вратарь». Обсуждаются, например, такие вопросы: «Нравится ли вам игра в футбол? Что вы знаете об этой игре (состав игроков, правила игры, форма футболистов)? Каковы обязанности и задачи вра­таря?»

— Что изображено на картине «Вратарь»? Как ребята играют в футбол? («Возвращаясь по дороге из школы, ученики соору­дили из портфелей, сумок и фуражек ворота и начали игру. Завязалась борьба за мяч, которую с большим вниманием наблюдают зрители, сидящие на штабеле свежих досок».)

— Какое время года и суток изображено на картине? Как вы это определили?

(«Осень. Листья пожелтели и опадают с деревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день, вероятно полдень, потому что тени от людей и пред­метов короткие, прямые. Небо ясное, чувствуется, что светит солнце».)

— Где происходит действие, изображенное на картине?

(«На окраине большого города, на пустыре за домом».)

— Кто является главным действующим лицом картины?

(«Мальчик-вратарь».)

— Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду.

(«Вратарь оперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч, сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Но вратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочет быть похожим на настоящего вратаря, у него хватка заправского футболиста. Видно, что он очень любит играть в футбол, часто наблюдал игру взрослых футболистов и старается им подражать даже в одежде. На нем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногах спущенные чулки, калоши, под­вязанные тесемкой; коленка перевязана,— наверное, ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый, бесстрашный мальчик, увлеченный своим делом. Он высо­кого роста, большеголовый , белокурый. Выражение лица серьез­ное, внимательное».)

- Опишите маленького мальчика, который стоит позади вра­таря

(«За вратарем в невозмутимой позе стоит, заложив руки за спину и выпятив живот, малыш в красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочется принять участие в игре, но его пока не принимают».)

-Как художник показал заинтересованность зрителей игрой в футбол? Кто особенно сильно увлечен происходящим? Опи­шите их.

(«Взгляды всех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба за мяч. Молодой мужчина в шляпе всецело захвачен зрелищем игры, того и гляди сам ри­нется в бой. Видно, что он настоящий болельщик, а может быть, и сам хорошо играет в футбол. Сильно увлечен игрой и мальчик в темно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову и открыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка с красным бантом на голове. Другие девочки с куклой, в красной шапочке, в капюшоне— более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глаз от игры».)

— Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(«Малышка, укутанная в теплый платок, и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка».)

- Почему картина называется «Вратарь»?

(«Вратарь главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченного вратаря, который вызывает наши симпатии» )

— А как бы вы по-другому назвали картину?

(«Интересная игра», «Увлекательная игра». «Вратарь и болельщики».)

-Ваши названия правильные, они отражают тему карти­ны. Художник же более узко и более точно назвал свою картину «Вратарь», потому что для него главное — образ мальчика, который стоит на страже ворот. Как видите, не всегда тема и назва­ние произведении совпадают.

— Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основная мысль?

(«Футбол интересен всем/. «Футбол — любимый вид спорта», «Бесстрашный вратарь на страже своих ворот».)

-В отличие от писателя ху­дожник изображает на картине какой-то один определенный момент. Любопытно, что С. А. Григорьев не изобразил на своей картине самого футбольного матча, но по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мы догадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своего замысла художник использует такие средства живописи, как цвет, освещение, композицию и др.


^ Рассмотрим, как построена картина.

-Где — на переднем или на заднем плане — изобразил С. А. Григорьев главного ге­роя, вратаря?

(«Вратарь изображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроков команды. Он хорошо виден».)

— Кто изображен на втором плане картины?

(«Дети и молодой мужчина».)

— Что вы видите на заднем плане?

(«Город, огромные здания, жилые дома».)

— Итак, мы рассмотрели построение произведения живописи, иными словами, композицию его. Главный герой расположен на переднем плане, близко к центру картины. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание. На заднем плане находятся второстепенные лица и предметы. При этом действующие лица расположены так, что все они хорошо видны.

-Композиция означает расположение, составление, сочетание частей в определенном порядке, т. е. построение произ­ведения искусства.)

Композиция дает возможность наиболее полно и четко выра­зить мысль художника. Еще полнее раскрыть основную мысль произведения живописи помогают детали (ворота, сооруженные из портфелей, сумок и шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.

- Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы под­черкнуть жизнерадостный характер изображенного на картине события?

(«Теплые цвета и оттенки: желтый, светло-коричне­вый, красный. Земля светло-коричневая, на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые; доски, на которых сидят болельщики, светло-желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоит сзади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, байт у школьницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженность изображенного действия, ра­дуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошему настроению».)

-Нравится ли вам эта картина?

(«Нравится, потому что на ней все изображено так, как бывает в жизни. Хочется самому оказаться на этом поле и играть в футбол»)


Словарино-стилистическая работа.

Подберите синонимы к деепричастиям бросив бросившись. Составьте с ними словосочетания.

(«Кинув — кинувшись, устремив -- устремив­шись, метнув метнувшись. Кинув мяч — кинувшись за мячом, устремив взор устремившись за мячом, метнув копье—мет­нувшись за мячом»)

Назовите деепричастия и наречия, которые можно употребить для описа­ния позы и действий играющих в футбол, составьте с ними словосочетания.

(«Завладев мячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота, закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись, отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру, быстро реагируя, мгновенно притормозив».)


^ Составление плана сочинения.

Коллективно со­ставляется план описания картины:

1) замысел художника

2) композиция картины

3) на пустыре

4) вратарь

5) мальчик в красном костюме

6) болельщики

7) мое отношение к картине.

-Можно описывать картину и в другой последовательности,— например, о замысле художника можно написать в конце сочинения, о времени и месте действия сообщить во вступительной части описания.

Затем семиклассникам предлагается самостоятельно соста­вить план сочинения по картине С. А. Григорьева «Вратарь» Приведем примеры различных планов:

/ вариант II вариант

1. Тема и основная мысль кар- I. Вступление. Краткая справка

тины. о художнике С. А. Григорьеве.

2. Описание картины С. А. Гри-

горьева «Вратарь»: П. Основная мысль картины и

а) на пустыре в погожий средства ее выражения,

осенний день; 1. Тема картины и сюжет.

б) бесстрашный вратарь; 2. Удачная композиция:

в) мальчик в красном ко- а) вратарь - главный герой

стюме; картины;

г) болельщики и зрители. б) мальчик позади вратаря.

3. Особенности композиции в) образы зрителей-болель-

картины. щиков.

4. Роль деталей в картине. 3. Выразительность деталей

5. Колорит картины. в картине.

6. Мое отношение в картине. 4. Мягкий колорит картины

5. Фон картины. Его значение в

раскрытии замысла художника.

III Заключение. Что понрави­лось в

картине?

Задание на дом: написать сочинение-описание по картине С. А. Григорьева «Вратарь» в соответствии с составленным пла­ном, обратив особое внимание на описание позы и действий вратаря; озаглавить работу так, чтобы название отражало основ­ную мысль сочинения.


^ Пример сочинения-описания по картине.

Рас­смотрим некоторые сочинения семиклассников.

Футбол любимая игра

«Основная мысль картины С. А. Григорьева —любовь к фут­болу, увлеченность мальчика-вратаря.

На переднем плане, почти в центре картины, изображен юный вратарь. Это высокий, белобрысый мальчуган. Он одет в свитер, короткие штанишки, на руках — кожаные перчатки. Мальчик стоит в очень напряженной позе, взгляд его устремлен на поле, где происходит борьба за мяч. Сразу видно, что вратарь увле­чен игрой, он очень внимателен, старается как можно больше походить на взрослого футболиста. Одно колено у него разбито и перебинтовано,— это доказывает, что мальчик не раз падал, защищая свои ворота.

На втором плане изображены болельщики. Это мальчик в синем костюме, девочка с красным бантом и еще несколько ребят. Все они внимательно следят за игрой. Особенно активно болеет мужчина в шляпе, видно тоже футболист.

Недалеко от вратаря, сзади него, стоит мальчик в лыжном красном костюме. Это, наверно, запасной игрок. Он стоит, важно заложив руки за спину, обижен, что его не взяли в игру.

Действие происходит за городом, на пустыре, во второй поло­вине дня. Очевидно, мальчики играют в футбол после школы. Вдали виднеется город, слегка окутанный туманом.

Картина мне нравится потому, что художник ясно изобразил напряжение вратаря и интерес болельщиков. Ведь равнодушны к игре только малыш, укутанный в платок, да лопоухая собачонка.

^ В картине художник использовал желтые, светло-зеленые, ко­ричневые и красные краски. Это теплые цвета. Оки радуют глаз и вызывают у нас хорошее настроение»

Увлеченный вратарь и болельщики

«Однажды в тихий осенний день ребята собрались после уроков на пустыре и начали играть в футбол.

Об этом нам рассказывает картина Григорьева «Вратарь». Но художник нарисовал только одного вратаря, остальных игроков мы не видим. Взгляд вратаря устремлен вперед, за пределы картины. Там, наверное, идет борьба за мяч. Болельщики с боль­шим вниманием и волнением тоже смотрят в ту сторону. Худож­ник показал, как напряженно идет игра, как увлечены футболом вратарь и болельщики.

Главный герой картины — вратарь, поэтому он изображен на переднем плане. Он стоит, нагнувшись вперед и опершись руками о колени. Лицо у него внимательное, серьезное, он зорко следит за мячом. Одет вратарь в черный свитер, шорты и калоши, подвязанные шнурками. На руках у него старые кожаные пер­чатки. Во всем он хочет походить на настоящего вратаря. У него забинтовано колено,— наверное, не раз он падал, защищая воро­та, но мальчик упрямый, настойчивый и не покидает своих ворот. По­зади вратаря стоит мальчик в красном костюме. Он тоже вни­мательно следит за мячом. Но на его лице видна маленькая оби­да, что он не принимает участия в игре.

На втором плане изображены болельщики. Самое напряжен­ное лицо у молодого мужчины. Он, видимо, в детстве играл в футбол, знает, какая это увлекательная, но тяжелая игра. Знает, как тяжело мальчику-вратарю. Остальные зрители — мальчик в зеленом костюме, девочка в красной шапочке, девочка с куклой, мальчик в синем костюме, девочка в пальто с капюшоном, девочка с красным бантом - тоже с интересом наблюдают за игрой. Без­различны к игре только белая собака и малыш, укутанный

в платок. Им неинтересно, потому что они не понимают игры.

Мне нравится эта картина тем, что здесь изображен ловкий, смелый вратарь. Он, наверно, хочет стать мастером спорта. Еще мне нравится, как художник расположил вратаря и болельщиков на картине. Их всех хорошо видно, как на сцене»


^ Анализ сочинений.

Автор первого сочинения сразу ж формулирует основную мысль художника (любовь к футболу) а затем обстоятельно раскрывает ее в дальнейшем описании картины. Ученица подробно описывает вратаря, выражение его лица, одежду, подчеркивает его увлеченность игрой, подражание взрослым футболистам. Описывая картину, она указывает на средства, используемые художником для раскрытия своего замысла (вратарь, главный герой, изображен на переднем плане болельщики — на втором; теплые тона радуют глаз и вызывают у нас хорошее настроение).

Школьница выразила свое отношение к картине, еще раз подчеркнув замысел художника. Убедительно аргументировала заинтересованность болельщиков игрой. («Ведь равнодушны игре только малыш, укутанный в платок, да лопоухая собачонка» Тема раскрыта полно, основная мысль выражена в названи сочинения. Читаешь это описание и веришь, что футбол — любимая игра детей и взрослых.


Во втором сочинении также полно раскрыт замысел художника, отмечены способы его воплощения. Ученик убедительно доказывает основную мысль — увлеченность смелого вратаря игрой. Эта мысль ясно выражена и в названии сочинения, и описании картины. Юный автор правильно отмечает, что художник изобразил из всей футбольной команды только одного вратаря, потому что для него главное — образ бесстрашного вратаря. Вот почему он изображен на переднем плане, тщательно выписаны поза, выражение лица.

Уделив основное внимание вратарю, учащийся менее подробно описывает болельщиков, только перечисляет их. Из всех зрителей он справедливо выделяет молодого мужчину, который понимает, «как тяжело мальчику-вратарю». Вывод в сочинении соответствует замыслу автора. К недостаткам описания следует отнести то, что ничего не сказано о красках картины.


-Итак, эти работы свидетельствуют о том, что при соответствующей подготовке учащиеся правильно определяют замысел художника, выделяют главное в содержании картины, отмечают выразительные средства, используемые живописцем. Многие учащиеся, описывая картину, выделили вратаря как главного героя, описали его внешность, одежду, указали, что он изобра­жен на переднем плане. Кроме того, дети отметили, что вра­тарь располагается почти в центре картины, хорошо виден, отде­лен от других действующих лиц. Приведем соответствующие отрывки из ученических сочинений:

«^ Наше внимание на картине прежде всего привлекает вратарь, потому что он изображен на переднем плане, отдельно от игроков и болельщиков. Его хорошо видно».

«На переднем плане художник изобразил вратаря. Главного героя картины..... вратаря — Григорьев расположил в центре кар­тины, ближе к нам. и он хорошо виден зрителям».

«Вратарь — главный герой картины, поэтому художник нари­совал его крупно, на первом плане, почти в середине картины».

«Мальчик-вратарь сразу бросается в глаза. Он изображен на переднем плане, ближе к нам и хорошо виден».


Вместе с тем были и такие сочинения, авторы которых раскры­ли замысел художника не в полной мере. В этих сочинениях ничего не говорится о средствах выражения замысла художника. Вот одно из них:

Футбольный матч

Однажды после школы подростки затеяли игру в футбол. Это была их любимая игра. Подошли и другие дети, чтобы по­смотреть, как ребята будут играть. Подошел даже один взрослый мужчина. Некоторые очень любили футбол, другие просто от нечего делать.

Вратарь стоял в напряженной позе. Он готов был в любую минуту схватить мяч. Стоит он, слегка наклонившись, расставив ноги и держа руки на коленях, причем правое колено забинтовано. Хотя на дворе осень, он одет как летом: в коротких трусах, в коричневом свитере, в спущенных носках, в калошах, привязан­ных веревками; под свитером белая рубашка, на руках перчатки.

Молодой мужчина сидит на штабеле досок и внимательно наблюдает за игрой. Он одет в серый костюм, шляпу, черные ботинки, рубашку с вышивкой. Мальчик в красном лыжном костюме, коричневых носках и сандалиях стоит за вратарем, заложив руки за спину и выпятив живот, он считает себя запасным игроком. Мальчик в зеленом костюме и черных ботинках очень внимательно следит за игрой, он вытянул шею и даже немного привстал.

Девочка в школьной форме с красным бантом и девочка в красном пальто и красной шапке внимательно следят за игрой, а девочка в куртке с капюшоном и девочка с куклой в руках смотрят на игру от нечего делать.

^ Почти все зрители следят за игрой внимательно.

Картина мне не нравится, так же как и футбол»


В сочинении подробно описан эпизод, изображенный на карти­не, последовательно изложены мысли, правильно выделены абза­цы. Учащийся пытается раскрыть основную мысль, но делает это неумело. Он забывает о средствах выражения замысла худож­ника и описывает события, изображенные на картине, как реальный факт. Не случайно слово картина он употребил только один раз, в конце сочинения («Картина мне не нравится, так же как и футбол»). Слово художник ученик не употребил в сочине­нии ни разу.

В работе наблюдается смешение жанров и временных форм глаголов. Так, первый абзац представляет собой повествование, учащийся рассказывает о том, как дети затеяли игру в футбол, как пришли болельщики, при этом употребляет глаголы про­шедшего времени. Затем, во втором абзаце, школьник описывает вратаря (неизвестно откуда появившегося), употребляя глаголы настоящего времени.

Несмотря на то, что автор подробно описал всех героев, изо­браженных на картине, он не показал, что футбол — любимая игра многих. Возможно, это произошло потому, что сам он не любит футбол.




Скачать 140.32 Kb.
оставить комментарий
Дата15.10.2011
Размер140.32 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  19
не очень плохо
  1
средне
  7
хорошо
  5
отлично
  48
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх