Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит icon

Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 1 кредит


Смотрите также:
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (2 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов (Sillabus) по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Зарубежная литература 17-18 вв для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Античная литература для специальности...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Античная литература для специальности...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Древнерусская литература для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература ХХ века для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Лексикология для специальности 050118...
Рабочая программа по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА

«Утвержден»

На заседании Методического Совета

факультета филологии и журналистики

Председатель________________________

«_____»_______________________2007г.


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)


по дисциплине Русская литература 18 века



для специальности 050118 – Русский язык и литература


форма обучения дневная


Всего 1 кредит

Курс 2

Семестр 3
^

Лекций 15 часов


Количество рубежных контролей (РК) 2

СРСП (аудиторных) 15 часов

СРС 15 часов,

Экзамен 3 семестр

Всего аудиторных часов 30

Всего внеаудиторных часов 15

Общая трудоемкость 45 часов


Усть-Каменогорск, 2007


Силлабус составлен доцентом ВКГУ кафедры русского языка и литературы Джилкибаевой А.А. на основании ГОСО (2006 г.), рабочего учебного плана и учебной программы


Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы


«____»______________2007 г. Протокол №____

Зав. кафедрой ­­­­­­­­______________ Минаев В.Ф.


1.Название и код дисциплины: Русская литература 18 BRL.203

2. Данные о преподавателе: Джилкибаева Алма Ахмеджановна, доцент ВКГУ

3. Контактная информация:

Место и время проведения занятий: 9 корпус ВКГУ им. С.Аманжолова, ауд. 311, кафедра русского языка и литературы

время пребывания на кафедре­­­­­­­­ по расписанию занятий

телефон 57-10-52 (р.),

электронный адрес __almadzhi@ mail.ru____

4. Количество кредитов: 1– 1 лекция и 1 СРСП в неделю

5. Дата: 1 семестр 2007-2008 учебного года

6. Цель и задачи изучения дисциплины: Сформировать и закрепить у студентов представление о характерных особенностях историко-литературного процесса в XVIII веке.

Задачи:

- овладение понятийно-терминологическим аппаратом;

- углубление представлений об эстетических принципах классицизма, сентиментализма;

- приобретение навыков работы с научной литературой по творчеству писателей данного периода;

- углубление и систематизация знаний студентов по творчеству писателей данного периода;

- уяснение историко-литературных закономерностей;

- приобретение умений и навыков самостоятельного историко-литературного анализа;

- умение соотнести конкретный материал с логической структурой отдельной темы и курса в целом.

7. Описание курса: Курс «Русская литература XVIII в.» является составной частью мировой литературы и охватывает литературный процесс, для которого характерно становление и развитие таких направле­ний, как классицизм, сентиментализм, просветительский реализм, предромантизм. Цель курса - показать наиболее характерные особенности историко-литературного процесса в XVIII веке с тем, чтобы студенты поняли, что русская литература XVIII века - связующее звено между древнерусской литературой и новой, что это - начало новой литературы, что в этот период были усвоены все достижения предыдущей литературы русской и западно-европейской и заложены основы для блестящего расцвета классической литературы XIX века.

По завершении курса студент должен знать:

  • о структуре самой дисциплины, которая включает общетеоретические и историко-литературные сведения о русской литературе 18 века,

  • базовые знания о методологической основе курса (основные монографии, труды, статьи),

  • Студент должен уметь:

  • -употреблять литературоведческие термины как при практическом анализе, так и при теоретическом описании явлений, особенностей литературного развития;

-уметь анализировать литературоведческие теоретические труды;

  • самостоятельно пополнять полученные при изучении учебного курса знания;

  • уметь составлять библиографию, аннотации и рефераты по заданным темам курса;

8. Пререквизиты: Студент должен знать черты и особенности древнерусской литературы, античной лите­ратуры, литературы Средних веков и эпохи Возрождения; иметь представления о схеме литературного развития, о смене культур­ных эпох, об их месте в контексте мирового литературного про­цесса. Студент должен знать художественные тексты изученных произведений, традиции и новаторства писателей предшествую­щих эпох; владеть навыками литературоведческого анализа.

9. Постреквизиты: Знание, умения и навыки, приобретенные в курсе «Русская литература 18 века» необходимы при изучении следующих дисциплин: Русская литература 19 в.(I пол.), теория литературы, история русской литературной критики, зарубежная литература, эстетика; этика; история философии; культурология.

10. Содержание дисциплины. Периодизация истории русской литературы 18 века. Литература Петровской эпохи. Проблема барокко в русской литературы и культуре 18 века. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича. Формирование и расцвет классицизма как основного эстетического направления в русской литературе 30-50-х годов. Основные положения литературной программы поэтов-классицистов. Национальная специфика русского классицизма и его жанровое разнообразие. Сатиры Антиоха Кантемира. Сатира как литературный жанр. Жизнь и творчество В.К.Тредиаковского. Тредиаковский – первый русский профессиональный литератор . Начало реформирования русского силлабического стихосложения («Новый и краткий способ к сложению российских стихов»).  Филологическая и литературная деятельность М.В.Ломоносова. Ломоносов – создатель силлабо-тонической системы русского стихосложения («Письмо о правилах российского стихосложения»). Учение о «трех штилях». Поэтическое самоопределение Ломоносова в «Разговоре с Анакреоном». Место оды в жанровой системе классицизма. Ода-рекомендация Ломоносова. Творческий путь А.П.Сумарокова. Сумароков – теоретик русского классицизма («Критика на оду», «Эпистола о стихотворстве», «Эпистола о русском языке»). Полемика Сумарокова с Ломоносовым по проблеме литературного стиля. Эволюция драматургического творчества Сумарокова.  Особенности лирической поэзии. Сумароков – родоначальник русского басенного творчества. Журнал Сумарокова «Трудолюбивая пчела». Г.Р. Державин – последний поэт русского классицизма. Основные этапы творчества Державина. Новаторство  оды «Фелица». Философская поэзия Державина («На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Бог»). Анакреонтические мотивы в творчестве поэта. 

 Культурно- историческая ситуация в России во второй половине 18 века. Основные проблемы русского Просвещения и их отражение в русской литературе второй половины 18 века. Русская журнальная сатира 1769 – 1774 годов. Журнал «Всякая всячина», участие в нем Екатерины II. Полемика между «Трутнем» и «Всякой всячиной» о характере и задачах сатиры. Сатирические журналы Н.И.Новикова. Ведущие темы сатирических журналов Н.И.Новикова. Своеобразие форм и видов сатиры в журналах Новикова. Творчество Д.И.Фонвизина. Эволюция Фонвизина-драматурга. «Бригадир» - первая русская национальная комедия. «Недоросль» - вершина русской драматургии 18 века. а). Литературоведческие концепции творческого принципа Фонвизина в комедии «Недоросль». Сатирическая поэзия Фонвизина («Послание к слугам моим», «Лисица-казнодей»). Творчество А.Н.Радищева. Влияние Радищева на развитие русской революционно-демократической мысли России. Раннее творчество («Дневник одной недели», «Житие Федора Васильевича Ушакова»). «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в книге просветительских взглядов Радищева. Проблематика и идейное содержание книги «Путешествие…». Система образов. Проблема автора и путешественника. Синтез традиций классицизма, сентиментализма и просветительского реализма  в «Путешествии…». Творчество И.А.Крылова. Сатирические и философские письма в журнале Крылова «Почта духов». Повесть «Каиб» в журнале «Зритель». Русский сентиментализм как литературное направление последней трети 18 века. Причины его возникновения в европейской и русской литературе. Основные философско-этические принципы сентиментализма и их проявление. Национальная специфика русского сентиментализма, основные периоды его развития. Жанровая система русского сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина – классика русской сентиментальной литературы. Программная статья «Что нужно автору?» Проблематика и жанровое своеобразие «Писем русского путешественника». Традиции сентименталистской эстетики в «Письмах…». Повесть «Бедная Лиза».  Способы выражения авторской позиции. Традиции классицизма в повести «Марфа Посадница». Поэтика предромантических повестей («Остров Борнгольм», «Сьерра-Морена»). Поэзия Карамзина.  

11. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий

Лекции

:

^ Шифр и наименование модуля

Лекция



Наименование

изучаемых вопросов

^ Кол-во

часов

Распред.

по

неделям

Литература



Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль I.

Литература русского классицизма.



1

Введение. Литература Петровской эпохи. Публицистика и поэзия Феофана Прокоповича. Петровские «гистории».


1


1

1,2,6,7,5,8

ЭУИ «Русская литература 18 века»

2

Классицизм в русской литературе. Национальное своеобразие русского классицизма. Философские основы и эстетика классицизма.

1

2


1,2,6,9, 24,27.

ЭУИ «Русская литература 18 века»

3

Кантемир А.Д. Сатиры Кантемира. Идейно-тематическое содержание и художественные особенности сатир.

1

3

1,2,9,12,15,18,

ЭУИ «Русская литература 18 века»

4

Тредиаковский В.К. Роман «Езда в остров Любви». Начало реформы стихосложения.

1

4

1,2,6,8, 24,28

ЭУИ «Русская литература 18 века»

5

Ломоносов М.В. Развитие реформы русского стихосложения, теория «трех штилей», теория жанров. Ломоносов – филолог.

1

5

1,2,6,28

ЭУИ «Русская литература 18 века»

6

Поэзия Ломоносова. «Разговор с Анакреоном». Идейно-тематическое содержание и художественные особенности од Ломоносова.

1

6

2,4,5, 17,32

ЭУИ «Русская литература 18 века»

7

Сумароков А.П. «Две эпистолы» - манифест русского классицизма. Лирика, сатиры, басни. Журнал «Трудолюбивая пчела». Трагедии и комедии Сумарокова.

1

7

2,4,5,18,24,29

ЭУИ «Русская литература 18 века»


Модуль 2

Литература II пол. 18 века. Русский сентиментализм.

8

Литература 1760-1770 г.г. Херасков М.М., Майков В.М. Полемика в журнальной сатире. Сатирические журналы Новикова Н.И.

1

8

3,5,8, 14,23,30

ЭУИ «Русская литература 18 века»

9

Литература последней четверти 18 в. Комическая опера, «легкая» поэзия, тираноборческие трагедии («Вадим Новгородский» Княжнина Я.Б.)

1

9

3,5,8,18, 23,26,30

ЭУИ «Русская литература 18 века»

10

Фонвизин Д.И. Три этапа творчества. Ранняя стихотв. сатира. Пьеса «Бригадир». «Недоросль». Новаторство Фонвизина- драматурга

1

10

1,4,5,9, 13,19,20

ЭУИ «Русская литература 18 века»

11

Державин Г.Р. Ода «Фелица». Философская лирика. Победно-патриотические оды. Гражданско-обличительная поэзия. «Памятник».

1

11

3,6,8,10, 17,23

ЭУИ «Русская литература 18 века»

12

Русский сентиментализм. Идейно-эстетические основы. Два течения в русском сентиментализме. Жанры сентиментализма.

1

12

3,4,5, 21, 25,33

ЭУИ «Русская литература 18 века»

13

Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника». Повесть «Бедная Лиза». Поэзия. Предромантические повести («Остров Борнгольм»).

1

13

3,4,5, 21, 25,33

ЭУИ «Русская литература 18 века»

14

Радищев А.Н. Личность и судьба. «Житие Федора Ушакова». Ода «Вольность». Тема Петра в «Письме к другу». Поэзия.

1

14

4,5,6,11, 22,23,25

ЭУИ «Русская литература 18 века»

15

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания.Проблематика. Жанр, язык. Споры о композиции, образе автора.




15

4,5,6,11, 22,23,25

ЭУИ «Русская литература 18 века»







Итого


15












12. График изучения материалов для подготовки к занятиям

12.1 График самостоятельной работы студентов (СРС):

пп

Темы занятий

Задания для СРС

^ Цель и содержание заданий

Реком.

литература

Форма контроля

Сроки сдачи

Макс.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Литература Петровской эпохи. Ф.Прокопович. Петровские «гистории».

Составление конспекта по теме. Записи в дневнике читателя.

Изучить тексты повестей и поэзию Петровской эпохи.

Умение составлять конспект.

1,2,6,7,5,8

Проверка конспекта.Записи в дневнике читателя.

1 н.



0,2


0,2х2= 0,4

2.

Классицизм в русской литературе.

Конспект по теме.



Знать теоретический материал.

Умение составлять конспект/

1,2,6,9, 24,27.

Проверка конспекта.

2 н.

0,2



3.

Творчество Антиоха

Кантемира.

Сатиры Кантемира

Конспект по теме.

Дневник читателя.


Знать жизненный и творческий путь писа-теля, содержание 1, 2 и 5 сатиры.

1,2,9,12,15,18,

Проверка конспекта.

Дневник читателя.


3 н.

0,2

0,2х3=

0,6


4.

Тредиаковский В.К. Роман «Езда в остров Любви».

Дневник читателя.

Знать особенности сюжета, основной конфликт, героев.

1,2,6,8, 24,28

Записи в дневнике читателя.


4 н.

0,2


5.

Ломоносов М.В. Развитие реформы стиха, теория «трех штилей», теория жанров.

Конспект по теме.

Составление тестов.


Знание филологическ. трудов Ломоносова, стиховедческого анализа, системы жанров классицизма.

1,2,6,28

Проверка конспекта.

Проверка

тестов.

5 н.

0,2


5

6.

Поэзия Ломоносова.

Конспект по теме.

Дневник читателя.


Знание жанра оды, умение проводить стиховедческий анализ.

2,4,5, 17,32

Проверка конспекта.

Дневник читателя.

6 н.

0,2

0,2х3=

0,6


7.



Сумароков А.П. «Две эпистолы» - манифест русского классицизма. Лирика, сатиры, басни. Трагедии и комедии.

Конспект по теме.

Составление цитатного плана.

Дневник читателя.

Составление хронологической таблицы.

Знание теоретическ. материала. Умение анализировать произв. с точки зрения жанровых особенностей.

2,4,5,18,24,29

Проверка конспекта.

Цит.план.

Дневник читателя.

Хронолог.таблица

7н.

0,2


0,5

0,2х2=

0,4

1

8.

Литература 1760-1770 г.г. Херасков М.М., Майков В.М. Сатирические журналы Новикова Н.И.

Составление конспекта по теме. Записи в дневнике читателя.

Знать содержание, проблематику, стилевые особенности Умение составлять конспект.

3,5,8, 14,23,30

Проверка конспекта.Записи в дневнике читателя.


8 н.

0,2


0,2х2= 0,4


9.

Литература послед четверти 18 в. Комическая опера, «легкая» поэзия, тираноборческие трагедии («Вадим Новгородский» Княжнина Я.Б.)

Конспект по теме.

Дневник читателя.

Знать содержание, персонажей, основной конфликт, художест-венные особенности.

3,5,8,18 23,26,30

Проверка конспекта.Записи в дневнике читателя.


9 н.

0,2


0,2


10

Фонвизин Д.И. Ранние сатиры. Пьеса «Бригадир». «Недоросль».

Конспект по теме.

Дневник читателя.

Составление хронологической таблицы.

Знать основные темы, проблематику, худож.

особенности произве-

дений.

1,4,5,9, 13,19,20

Проверка конспекта.

Дневник читателя.


10 н.

0,2


0,2х2=

0,4


11

Державин Г.Р. Философ. лирика. Гражданско-обличительная поэзия. «Памятник».

Конспект по теме..

Дневник читателя.


Знание теории жанра оды, системы жанров классицизма, умение проводить стиховедческий анализ.

3,6,8,10, 17,23

Проверка конспекта.

Дневник читателя.


11 н.

0,2


0,2х3=

0,6



12

Русский сентиментализм. Идейно-эстетическ основы. Два течения в русском сентиментализме.Жанры сентим-зма

Конспект по теме. Конспект научной работы. (Орлов П.А. Ист. Рус. лит. 18 в.», М., 1991, стр. 220 -232).


Знать теоретический материал.

систематизировать, сопоставлять с западно-европейским сетиментализмом.

3,4,5, 21, 25,33

Проверка конспекта.

Проверка конспекта научной работы.

12 н.

0,2


1,5

13

Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника». «Бедная Лиза». Поэзия. Предроман тические повести

Запись анализа 3-4 писем, 2 повестей, 2 стихотворений в дневнике читателя.

Знать жизненный и творческий путь писа-теля, темы и проблематику его писем и повестей.

3,4,5, 21, 25,33

Проверка дневника читателя.


13 н.

1


0,2х3=

0,6


14

Радищев А.Н. Личность и судьба. «Житие Федора Ушакова». Ода «Вольность».

Конспект по теме.

Составление тестов.


Знать жизненный и творческий путь писа-теля, темы и проблематику его произведений.

4,5,6,1122,23,25

Проверка конспекта.

Проверка

тестов.

14 н.

0,2


5

15

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания.Проблематика. Жанр, язык. Споры о композиции, об образе автора.

Конспект по теме.

Знать спорные вопросы по изучению книги Радищева.

4,5,6,11 22,23,25

Проверка конспекта.

15 н.

0,2





12.2График самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя (СРСП):

пп

Темы занятий

Задания для СРСП

^ Цель и содержание заданий

Реком.

литература

Форма контроля

Сроки сдачи

Макс.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Классицизм в русской литературе. Философские основы и эстетика классицизма.

Составление конспекта научной работы. (Москвичева Г. Рус. классицизм.М.,1986стр. 3-20, 185-190)

Умение составлять конспект, систематизировать научную информацию.

1,2,6,7,5,8

Собеседование по конспекту.


1 н.



1,5



2.

Национальное своеобразие русского классицизма.

Подготовка сообщения по нескольким источникам.



Знать теоретический материал.

Умение сопоставлять сзападно-европейским классицизмом.

1,2,6,9, 24,27.

Сообще- ние.


2 н.


1,5


3.

Сатиры Кантемира Идейно-тематич. содержание и художественные особенности сатир.

Подготовка сообщения.

Составление цитатного плана.

Стих-ия наузусть.

Знать жизненный и творческий путь писа-теля, темы и проблематику его сатир.

1,2,9,12,15,18,

.Сообщен.

Цит.план.

Стих-ия наизусть

3 н.

1,5

0,5

1


4.

Тредиаковский В. Начало реформы стихосложения.

Конспект по теме.


Знать теоретический материал.


1,2,6,8, 24,28

Проверка конспекта.


4 н.

0,2



5.

Ломоносов М.В. Развитие реформы стиха, теория «трех штилей», теория жанров.

Составление хронологической таблицы.



Знание филологическ. трудов Ломоносова, стиховедческого анализа, системы жанров классицизма.

1,2,6,28

Хронолог. таблица жизни и творчества

5 н.


1



6.

ПоэзияЛомоносова «Разговор с Анакреоном». Идеи, темы и худ. особенности од Ломоносова.

Подготовка сообщения.

Составление цитатного плана.

Стих-ия наузусть.

Знание теории жанра оды, умение проводить стиховедческий анализ.

2,4,5, 17,32

Сообщен.

Цит.план.

Стих-ия наизусть


6 н.

1,5

0,5

1


7.

^ Рубежный контроль

Знание содержания произведений

первой пол. 18 в.

Изучить теоретич. материал, знать содержание основных произвед. I пол. 18 в.

2,4,5,18,24,29

Контроль ная работа.

7 н.

10

8.

Фонвизин Д.И. Пьеса «Бригадир». «Недоросль». Новаторство Фонвизина- драматурга

Составление цитатного плана.


Знать систему персонажей, две линии сюжета. Определять черты новаторства в драматургии.

1,4,5,9, 13,19,20

Собеседо-вание по цитатному плану.


8 н.


0,5



9.

Державин Г.Р. Философ. лирика. Гражданско-обличител. поэзия. «Памятник».

Подготовка сообщения.


Знание системы жанров классицизма, умение проводить стиховедческий анализ.

3,6,8,10, 17,23

Сообщен.


9 н.


1,5


10

Державин Г.Р.

Ода «Фелица».

Составление цитатного плана.

Стих-ия наузусть.

Знание теории жанра оды, умение проводить стиховедческий анализ.

3,6,8,10, 17,23

Собеседов по цитат. плану.

Стих-ия наизусть

10 н.

0,5

1


11

Сентиментализм. Идейно-эстетическ основы. Два течения в русском сентиментализме. Жанры сентим-зма

Подготовка сообщения.



Знать теоретический материал.

систематизировать, сопоставлять с западно-европейским сетиментализмом.

3,4,5, 21, 25,33

Сообще- ние.


11 н.


1,5

12

Карамзин Н.М. «Письма русского путешественника». Повесть «Бедная Лиза».

Составление

хронологической

таблицы.

Знать жизненный и творческий путь писа-теля, темы и проблематику его писем и повестей.

3,4,5, 21, 25,33

Хронолог.таблица.


12 н.

1



13

Радищев А.Н. Личность и судьба. «Житие Федора Ушакова».

Составление хронологической таблицы.


Знать жизненный и творческий путь писа-теля, проблематику его произведений.

4,5,6,11 22,23,25

Хронолог. таблица.


13 н.


1



14

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Споры о композиции, об образе автора.

Подготовка сообщения.

Составление цитатного плана.

Стих-ия наузусть.

Знать содержание, персонажей, основной конфликт, художест-венные особенности книги Радищева.

4,5,6,1122,23,25

Сообщен.

Цит.план.

Стих-ия наизусть

14 н.

1,5

0,5

1


15

^ Рубежный контроль

Знание содержания произведений

второй пол. 18 в.

Изучить теоретич. материал, знать содержание основных произвед. II пол. 18 в.

2,4,5,18,24,29

Контроль ная работа.

15 н.

10



13. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999 («Классический учебник»).

  2. Западов В.А. Русская литература XVIII века (1700 – 1775)./ Хрестоматия. – М.,1979.

  3. Западов В.А. Русская литература последней трети XVIII века. /Хрестоматия. – М..1985.

  4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.

  5. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. /Учебное пособие. - М., .1991.

  6. Русская литература XVIII века. / Сост. Макогоненко Г.П. / Хрестоматия.- Л..1970.

  7. Русские писатели. XVIII век: Биобиблиографический словарь. – М., 2002.

  8. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века./ Учебное пособие. – М., 1982.

  9. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. Учебное пособие. – М., 1990.

Дополнительная литература

  1. Аверинцев С.С. Поэзия Державина. – В сб.: Державин Г.Р. Оды. – Л., 1985.

  2. Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. – М., 1983.

  3. Белинский В.Г. Кантемир (любое издание) / Сочинения Державина (любое издание).

  4. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. – Л..1977.

  5. Добролюбов Н.А. Русская сатира в век Екатерины (любое издание).

  6. Жуковский В.А. О русской сатире и сатирах Кантемира (любое издание).

  7. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1972 ( Гл. «Умение читать оду»).

  8. Западов А.В. Русские поэты XVIII века. Ломоносов. Державин. Литературные очерки. – М., 1979.

  9. Западов А.В. Русские поэты XVIII века: Кантемир. Сумароков. В. Майков, М. Херасков Литературные очерки. – М., 1984.

  10. Исакович И. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Л., 1979.

  11. Ключевский В.О. «Недоросль» Д.И. Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы).- В кн.: Ключевский В.О. Литературные портреты. – М., 1991.

  12. Кузнецова Н.Д. Литература русского сентиментализма. – Спб., 1994.

  13. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – Л., 1974.

  14. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. - М., 1969.

  15. Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М., 1986.

  16. Орлов П.А. Русский сентиментализм. - М., 1877.

  17. От русского классицизма к реализму: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов. – М., 1995.

  18. Песков А.М. Буало в русской литературе XVIII – первой трети XIX века. - М., 1989.

  19. Скрипов Г.С. О русском стихосложении. – М., 1979.

  20. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. - Л., 1981.

  21. Стенник Ю.В. Русская сатирическая проза XVIII века. – Л., 1986.

  22. Ходасевич В. Державин. - М., 1988.

  23. Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов. Очерк жизни и творчества. – М., 1993.

  24. Эйхенбаум Б.М. Карамзин. / В кн.: Эйхенбаум Б.М. О прозе. – Л, 1969.



14. Информация по оценке

Форма контроля

Баллы

Текущий

40

Промежуточный (рубежный) контроль

20

Итоговый контроль (экзамен)

40

Всего:

100


15. Политика выставления баллов

1. Сообщение по теме – 1,5 балла х 6 = 9

2. Конспекты по теме – 0,2 балла х 15 = 3

3. Составление цитатного плана – 0,5 балла х 6 = 3

4. Конспект научных работ – 1,5 б. х 2 = 3

5. Составление хронологической таблицы – 1б. х 4 = 4

6.Составление тестов – 5 б. х 2 = 10

7. Ведение дневника читателя – 0,2 б. х 20 = 4

8. Чтение наизусть – 1 б. х 4 = 4

9. Контрольная работа – 10 б. х 2 = 20


  1. Политика курса

Студент должен соблюдать следующие требования:

- обязательное посещение занятий;

- активность во время практических (семинарских) занятий;

  • вести конспекты лекций;

  • вести записи подготовленного материала для СРСП и СРС;

  • выполнять задания не позднее установленного срока, в случае несвоевременной сдачи учебных работ преподаватель имеет право не принимать работу;

  • вести дневник читателя (записи прочитанных текстов);

  • конспект научных работ должен быть представлен в рукописном варианте с изложением основных положений работы, объем конспекта не должен быть меньше 5-6 страниц:

  • при составлении теста студент должен учесть требования, предъявляемые к подобному роду работам;

  • составление таблиц и планов должно быть сопровождено кратким комментарием.



17. Перечень вопросов и тем по формам контроля

17.1Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Проблема периодизации и новаторский характер русской литературы XVIII века. Русское Просвещение и его представители.

  2. Литература петровского времени: публицистика, поэзия, драматургия. Творчество Ф.Прокоповича.

  3. Проза петровского времени. Повесть о российском матросе Василии Кориотском: связь с традицией, новаторство.

  4. Жанр сатиры в творчестве А.Д. Кантемира. Кантемир и мировая сатирическая традиция. Проблема оригинальности. Судьба сатир.

  5. I сатира А.Д. Кантемира: истоки, содержание, персонажи, художественные особенности.

  6. Проблематика и идеи II, IV, VII сатир А.Д. Кантемира. В.Г. Белинский, В.А. Жуковский о Кантемире.

  7. Литературная деятельность В.К. Тредиаковского: проза, поэзия, переводы. А.Н. Радищев, А.С. Пушкин о «Тилемахиде». Понятие гекзаметра, гомеровского стиля.

  8. Нормативные акты русского классицизма. Преобразование русского стихосложения и учение «о трёх штилях».

  9. «Эпистола о стихотворстве» А.П. Сумарокова – литературный манифест русского классицизма. А.П. Сумароков и Н. Буало.

  10. Различные подходы к значению и национальной самобытности русского классицизма, его хронологические рамки.

  11. Типологические черты русского классицизма. Этимологическое значение термина «классицизм», его определение. Классицизм и барокко.

  12. Идейные и эстетические принципы классицизма. Система классицистических жанров.

  13. Причины и черты национального своеобразия русского классицизма.

  14. «Разговор с Анакреоном» М. Ломоносова как философско-эстетический диспут и литературный манифест русского классицизма.

  15. Основные жанры и темы творчества М. В. Ломоносова. Новаторское решение темы Петра I.

  16. Ода в творчестве М. В. Ломоносова, ее разновидности. Натурфилософские и духовные оды поэта.

  17. Эстетика и поэтика торжественной оды. Понятие одического канона (на материале оды М. В. Ломоносова 1747 года).

  18. Причины обращения М. В. Ломоносова к похвальной оде. М. В. Ломоносов – создатель «оды-рекомендации», «программной оды» (на материале оды 1747 года).

  19. Научная поэзия М. В. Ломоносова («Письмо о пользе стекла», «Случились вместе…»).

  20. Сатирическая поэзия М. В. Ломоносова («Гимн бороде») и А. П. Сумарокова (« О благородстве», «Хор ко превратному свету»).

  21. Жанр басни (притчи) в творчестве А. П. Сумарокова и русской поэзии XVIII века.

  22. Трагедии А. П. Сумарокова и эволюция драматурга («Хорев», «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец»)

  23. Комедии П. Сумарокова и эволюция А. П Сумарокова-комедиографа («Тресотиниус», «Опекун», «Рогоносец по воображению»).

  24. Сатирическая журналистика 1769-1774гг. Полемика между «Трутнем» и «Всякой всячиной» о характере и задачах сатиры.

  25. Русская сатирическая проза XVIII века («Лечебник», «Копии с отписок», «Письма к Фалалею», «Отрывок путешествия в *И *Т»). Споры об авторстве.

  26. «Елагинский кружок» и литературно-теоретическая деятельность В.И. Лукина. Теория «склонения иностранных пьес на русские нравы».

  27. Эволюция жанра русской трагедии XVIII века. Республиканская трагедия В.В. Княжнина «Вадим Новгородский»

  28. Героико-комическая поэма В.В. Майкова «Елисей, или раздражённый Вакх».

  29. Стихотворная повесть И.Ф. Богдановича «Душенька»

  30. Основные этапы творчества Г.Р. Державина. «Львовский кружок» и «особый путь» Г.Р. Державина в поэзии (произведения 1779 года). Споры о творческом методе.

  31. Ломоносовская традиция и новаторство Г.Р. Державина в оде «Фелица». Г.Р. Державин – создатель «смешанной оды».

  32. Г.Р. Державин о назначении поэзии и роли поэта («Фелица», «Видение мурзы», «На птичку», два послания Храповицкому, «Лебедь», «Памятник», «Признание»).

  33. Философская ода в творчестве Г.Р. Державина («На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Река времён»). Духовная ода «Бог».

  34. Основные темы творчества Г.Р. Державина. Анализ произведений «Вельможа», «Властителям и судиям», «Снигирь», «Евгению, Жизнь Званская».

  35. Сатирическая поэзия Д.И. Фонвизина («Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим…»). Проза писателя.

  36. Эволюция Д.И. Фонвизина-драматурга.«Корион» как дань автора «прелагательному наклонению». Комедия «Бригадир»: черты новаторства.

  37. Проблематика, структура конфликта, система персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Комментарий к названию.

  38. Жанровая структура комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: синтез серьезного и комического. Споры о творческом методе.

  39. Сатирический журнал И.А.Крылова «Почта духов»: литературные источники, содержание, персонажи.

  40. Сатирическая проза И.А. Крылова: «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке».

  41. Проза А.Н Радищева до 1790 года: «Дневник одной недели», «Житие Ф.В. Ушакова», «Письмо к другу…», «Беседа о том, что есть сын отечества».

  42. «Путешествие…» А.Н. Радищева: история создания и опубликования, эпиграф, посвящение, художественная структура.

  43. Проблематика, система персонажей, язык «Путешествия…» А.Н. Радищева.

  44. Дискуссионные проблемы изучения «Путешествия…» А.Н. Радищева: творческая история, метод, жанр, проблема автора и героя, композиция.

  45. Сентиментализм как литературное направление. Своеобразие русского сентиментализма, его жанры.

  46. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина: основа, жанр, художественная структура, портрет внешнего мира и «внутреннего человека».

  47. Литературная теория и практика русского сентиментализма: «Что нужно автору?», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина.

  48. «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как сентиментальная повесть. Н. Карамзин и Ж. Руссо.

  49. Предромантические повести Н.М. Карамзина: «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».

  50. «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» Н.М. Карамзина как произведение неоклассицизма




Скачать 263,1 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер263,1 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх