Программа дисциплины «Менеджмент культуры» для направления 031400. 62 Культурология Автор: доцент к филол н. О. А. Бурукина icon

Программа дисциплины «Менеджмент культуры» для направления 031400. 62 Культурология Автор: доцент к филол н. О. А. Бурукина


Смотрите также:
Программа дисциплины «Менеджмент культуры» для направления 031400...
Программа дисциплины Философия культуры для направления для направления: 031400...
Программа дисциплины Философия культуры для направления 031400...
Программа дисциплины Логика для направления 031400...
Программа дисциплины история зарубежной философии (от возрождения до канта) для направления...
Программа дисциплины Теория и история искусств для направления 031400. 62 Культурология...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400...
Программа дисциплины «Английский язык» для направления 030100...
Программа дисциплины история зарубежной философии (от возрождения до канта) Для направлениея...
Программа дисциплины Эстетика для направления 031400...
Программа дисциплины Экономическая теория (макроэкономика) для направления  fillin \*...



Загрузка...
скачать
Министерство экономического развития

Российской Федерации


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ -

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


Факультет философии

Отделение культурологии




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Менеджмент культуры»



для направления 031400.62 – Культурология


Автор: доцент к. филол. н. О.А. Бурукина


Рекомендована

секцией УМС «Философия»



Председатель


______________________________ В.Н. Порус


«___»__________________ 2010 г.

Одобрено на заседании

^ Кафедры наук о культуре


Зав. кафедрой


_____________________ В.А. Куренной


«___» _______________ 2010 г.



Утверждено УС факультета философии


Ученый секретарь


______________________________


«___»__________________ 2010 г.







Москва, 2010 г.

^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


№№п/п

Название темы

^ Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоятельная

работа

Лекции


Семинарские

и практические

занятия

1.

Тема 1. Менеджмент как наука и искусство управления




2 ч




(2 ч)

2.


Тема 2. Национальная культурная политика





2 ч

2 ч

(2 ч)

3.

Тема 3. Правовые аспекты культурной политики: законодательная основа культурной политики




2 ч

2 ч

(2 ч)

4.

Тема 4. Правовые аспекты культурной политики: исполнительные органы культурной политики




2 ч

2 ч

(2 ч)

5.

Тема 5. Экономические аспекты культурной политики




2 ч

2 ч

(2 ч)

6.

Тема 6. Культурный федерализм РФ.




2 ч

2 ч

(2 ч)

7.

Тема 7. Креативные индустрии




2 ч

2 ч

(2 ч)

8.

Тема 8. Государственное управление и рыночное регулирование в сфере культуры и искусства




2 ч

2 ч

(2 ч)

9.

Тема 9. Менеджмент культуры как интегративная система




2 ч

2 ч

(2 ч)

10.

Тема 10. Основы методологии менеджмента культуры




2 ч

2 ч

(2 ч)

11.

Тема 11. Специфика методов управления в организациях культуры и искусства




2 ч

2 ч

(2 ч)

12.

Тема 12. Оценка эффективности менеджмента в сфере культуры и искусства




2 ч

2 ч

(2 ч)

13.

Тема 13. Менеджмент экспозиционного дела




2 ч




(2 ч)

14.

Тема 14. Менеджмент в изобразительном искусстве




2 ч




(2 ч)

15.

Тема 15. Менеджмент культурно-просветительской и досуговой деятельности




2 ч




(2 ч)

16.

Тема 16. Менеджмент шоу-бизнеса




2 ч




(2 ч)

17.

Тема 17. Менеджмент в кинематографии




2 ч




(2 ч)

18.

Тема 18. Стратегический менеджмент в культуре




2 ч

3 ч

(2 ч)


Итого:


61 ч

36 ч

25 ч

(36 ч)



^ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТАМ


Курс рассчитан на студентов 3-го года обучения по специальности «Культурология». Предполагается, что приступая к изучению курса «Менеджмент культуры», студенты прослушали и усвоили материал учебных курсов по экономической теории, институциональной экономике, всемирной истории, истории философии, политологии, социологии, психологии, социологии культуры, а также ряд курсов по истории искусств, истории западной культуры, истории религии, медиакультуре и визуальной культуре новейшего времени, а также курс проектного менеджмента в культуре, поскольку курс «Менеджмент культуры» проблемно связан с вышеупомянутыми дисциплинами.

Для успешного усвоения курса «Менеджмент культуры» студенты должны владеть понятийным аппаратом указанных дисциплин, а также навыками анализа, реферирования и развитыми навыками самостоятельной работы.


АННОТАЦИЯ


Динамичные изменения в европейской политике и структуре российского общества обусловливают необходимость формирования нового типа руководителей государственных учреждений и коммерческих компаний, действующих в сфере культуры и искусства. Понимание необходимости преобразований и профессиональное управление ими становится ключевой характеристикой менеджеров нового типа, детерминирующей будущее социально-культурной сферы российского общества.

Процесс демократизации культурных процессов в России, децентрализация управления, многообразие существующих на сегодняшний день организационно-правовых форм культурной деятельности, самостоятельность организаций культуры, – все эти факторы создают условия для расцвета отечественной культуры. В данных условиях менеджеры культуры выступают активными участниками процесса ресурсоумножения и формирования стратегических направлений устойчивого развития культурной сферы в регионах и в стране в целом.

Учебный курс «Менеджмент культуры» изучается на 3-ем курсе отделения «Культурология» ГУ-ВШЭ. Курс имеет междисциплинарный характер, ориентирующий студентов на проблемное понимание процессов управления в сфере культуры и искусства. Предлагаемая дисциплина знакомит студентов с основными принципами и актуальными проблемами культурного строительства и культурной политики на всех уровнях управления, законодательной и исполнительной ветвями власти, детерминирующими деятельность учреждений культуры всех типов, а также со специфическими особенностями менеджмента культуры в экспозиционном деле, культурно-досуговых и просветительских учреждения, кинематографии, шоу-бизнесе и изобразительном искусстве.

способствует развитию навыков самостоятельного анализа основных принципов и моделей культурной политики с учетом совокупности экономических, политических культурных, социальных и других факторов, влияющих на ее формирование.

Цель обучения – подготовка конкурентоспособных менеджеров в сфере культуры и искусства, в связи с чем в задачи учебного курса входит интеллектуальное, творческое и духовное развитие личности студента.

Присутствие дисциплины «Менеджмент культуры» в учебном плане ГУ-ВШЭ отражает итоговую цель вуза – формирование совокупности общекультурных, предметных и профессиональных компетенций в структуре целостной личности студента на основе интегративного подхода к обучению. При этом, учитывая активное участие ГУ-ВШЭ в европейском проекте реформы систем высшего образования “Tuning Russia”, профессиональная подготовка студентов предусмотрена на уровне европейских стандартов с учетом компонента конкурентоспособности и перспектив карьерного роста.

Предлагаемый учебный курс разработан для студентов отделения «Культурология». Данное направление подготовки обусловило специфику курса: основное внимание в нем уделяется не финансово-экономическую специфику менеджмента организаций в сфере культуры и искусства, а на принципы управления в области культуры в демократическом правовом государстве, механизмы культурной политики и социально-ориентированного управления, направленного на сохранение и развитие культурного наследия России.

В соответствии с указанными задачами предлагаемый курс структурно подразделен на три тематических блока:

1. культурная политика и культурный федерализм;

2. креативные индустрии и менеджмент культуры;

3. специфика менеджмента культуры по видам креативных индустрий.

Такая структура курса способствует созданию в сознании студента целостного представления о специфических характеристиках менеджмента в сфере культуры и искусства и формированию совокупной системы знаний по данной дисциплине и смежных учебных дисциплинах.

Первые два тематических блока вводят студентов в проблематику менеджмента культуры, раскрывают основные понятия и категории, позволяют сформировать интегральное представление о миссии, целях, задачах и основных принципах и проблемах менеджмента культуры и способах их решения, а также специфике культурного строительства и культурной политики в федеративном государстве и их интегральные компоненты. Третий блок предоставляет студентам возможность более подробно ознакомиться со специфическими чертами менеджмента культуры в конкретных креативных индустриях, и, на основе полученных ранее знания и умений в курсах психологии, социологии, политологии, проектного менеджмента и других дисциплин, творчески переработать материал курса на семинарах и в ролевых играх.

Основанный на современных научных исследованиях и разработках курс обучения менеджменту в области культуры и искусства позволяет обеспечить уровень теоретических знаний и профессиональной подготовки, необходимый студентам для успешного трудоустройства в государственных и коммерческих структурах, специализирующихся в области культуры и искусства, и начала карьеры в качестве перспективного специалиста.

Программа курса включает в себя лекционные занятия (36 часов), семинарские занятия (25 часов), а также предусматривает самостоятельную внеаудиторную работу студентов (36 часов). Самостоятельная работа студентов предполагает освоение теоретического материала, подготовку к семинарским занятиям, написание реферата.

По окончании курса «Менеджмент культуры» предусмотрен зачет как форма промежуточного контроля и экзамен как форма итогового контроля.


^ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА ДИСЦИПЛИНЫ


 В результате изучения дисциплины «Менеджмент культуры» студент развивает в себе знаниевые и деятельностные компоненты профессиональной компетенции, включающие в себя:

знание основных понятий и категорий менеджмента в области культуры и искусства, глобальных проблем управления сферой культуры и искусства, классических способов привлечения средств, рекламной деятельности, работы с персоналом и т. д., а также современных тенденций в развитии менеджмента культуры;

умение творчески использовать полученные знания в дальнейшей учебной и практической деятельности, а также на зачете и экзамене по менеджменту культуры;

представление о совершенствующихся методах и механизмах планирования в сфере культуры и искусства и о достижениях науки управления организацией, персоналом и финансовыми потоками в новых экономических условиях;

навыки работы с нормативными документами, научной литературой и практическими заданиями.


^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


Промежуточный: зачет в виде письменного теста. Итоговый – экзамен. Формы текущего контроля: семинарские занятия – 12, реферат – 1.

Итоговая оценка по дисциплине «Менеджмент культуры» складывается из результатов текущего, промежуточного и итогового контроля, включающих в себя:

^ 1. Текущий контроль – работа на семинарских занятиях (доклады, обсуждения, ответы на вопросы).

Данный вид контроля осуществляется на семинарских занятиях в форме контроля посещения занятий и работой на них студента, качества проводимого студентом анализа смоделированных ситуаций, подготовленных докладов и сообщений, решений предлагаемых преподавателем задач в процессе изучения тем учебного курса, ответов на поставленные вопросы и иных форм контроля.

^ 2. Текущий контроль – реферат.

Данный вид контроля осуществляется в виде выполняемой студентом письменной работы на заданную тему (см. Список тем рефератов) и ее проверки преподавателем данной учебной дисциплины.

^ 3. Промежуточный контроль – зачет.

Данный вид контроля по курсу «Менеджмент культуры» проводится в форме письменного теста (25-30 вопросов), составленного по принципу «многоальтернативных вопросов». При наличии в тесте более 20% неверно выполненных заданий тест не засчитывается, и зачет считается несданным.

4. ^ И итоговый контроль – экзамен. Принимается в устной / письменной форме в виде ответов на объявленный заранее список экзаменационных вопросов или письменного теста с многоальтернативными вопросами и творческими заданиями.


^ ПОРЯДОК РАСЧЕТА ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ


Итоговая оценка складывается путем сложения следующих оценок:

Иэк – оценка, полученная на экзамене;

Итк – оценка за решение тестовых заданий (зачет);

Исем – оценка за работу на семинарских занятиях;

Иреф – оценка за реферат.


Все оценки выставляются по десятибалльной системе.

^ Итоговая (результирующая) оценка выводится по формуле средней взвешенной с учетом введенных весов.

Веса в итоговой оценке:

0,3 – в оценке за прохождение итогового контроля (сдачу экзамена) (Иэк),

0,2 – в оценке за решение тестовых заданий,

0,3 – в оценке за работу на семинарских занятиях,

0,2 – в оценке за реферат.

В зачетную книжку и в ведомость проставляется итоговая оценка (ИО) по 10-балльной системе, исходя из формулы:

ИО = 0,3 х Иэк + 0,2 х Исем + 0,3 х Итк + 0,2 х Иреф

Полученный результат при расчете всех оценок округляется по правилам округления чисел.

Преподаватель имеет право направить студента на повторное прохождение итогового контроля в случае, если оценка, полученная на экзамене, либо оценка за решение тестовых заданий составила менее 2 баллов из 10. При этом баллы, полученные за иные формы контроля, при повторном прохождении итогового или промежуточного тестового контроля сохраняются.


^ БАЗОВЫЕ УЧЕБНИКИ


Тульчинский Г.Л. , Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. Учебное пособие, 4-е изд., испр. и доп. – М.: Лань, Планета музыки, 2009. – 544 с.

Переверзев М.Т., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. ­– 192 с.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


БЛОК 1. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ


ТЕМА 1.

МЕНЕДЖМЕНТ КАК НАУКА И ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ

1. Содержание и дифференциация понятий менеджмент, управление, руководство.

2. Менеджмент культуры в системе экономических дисциплин, наук об организации работы компании и наук о культуре.

3. Предмет, цели и задачи учебной дисциплины «Менеджмент культуры». Место учебного курса в системе учебных дисциплин специализации по кафедре наук о культуре ГУ-ВШЭ.

4. Общее и особенное в менеджменте культуры.

5. Концепция институциональной эволюции организации как последовательности закономерных и управляемых изменений структур и систем. Содержание институционального развития.

6. Особенности институционального развития применительно к учреждениям культуры различных форм собственности.


ТЕМА 2.

^ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА

1. Феномен культурной политики. Эволюция культурной политики.

2. Самоорганизация современного общества. Организация культурных процессов со стороны государства. Культурная политика как компромисс. Структура культурной политики государства.

3. Модели культурной политики. Связь моделей культурной политики, политического режима, системы базовых ценностей общества.

4. Основные субъекты в сфере культуры и взаимоотношения между ними. Проблемы менеджмента культуры и пути их решения.

5. Формирование управленческой культуры.

6. Европейская культурная политика.


ТЕМА 3.

^ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Определение культуры и видов культурной деятельности в нормативных актах РФ.

2. Законотворчество в сфере российской культуры и искусства: общая характеристика.

3. Принципы и механизмы законодательной деятельности в сфере культуры. Федеральный уровень. Региональный уровень.

4. Законодательные основы деятельности в сфере российской культуры и культурного предпринимательства.

5. Правовое регулирование деятельности государственных и общественных структур в сфере культуры, искусства и культурного предпринимательства.

6. Анализ практики законодательной деятельности в сфере культуры и искусства в РФ.


ТЕМА 4.

^ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Федеральный уровень. Региональный уровень. Принципы и механизмы работы исполнительных органов в сфере культуры.

2. Министерство культуры РФ: структура, функции, специфика деятельности.

3. Правовые модели деятельности в сфере культуры и культурного предпринимательства.

4. Общественные организации в сфере культуры и искусства: профессиональные объединения, союзы производителей и потребителей культурной продукции. Этнические, конфессиональные учреждения культуры. Политические организации, партии и движения.

5. Взаимодействие государственных и общественных структур в сфере культуры, искусства и культурного предпринимательства.

6. Нормы и процедуры взаимодействия государства и общества: традиции, практика и тенденции.


ТЕМА 5.

^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Культурная политика: законодательные, институциональные, финансовые основы культурной политики. Культурная политика в РФ и тенденции ее развития.

2. Ресурсная составляющая культурной деятельности.

3. Абстракция рубля как базовый механизм оценки социальной эффективности человеческой деятельности в РФ.

4. Принципы финансирования культуры в РФ: традиции и новации.

5. Финансовая сторона деятельности самостоятельных экономических субъектов в сфере культуры.

6. Экономические модели организационной и управленческой деятельности в сфере культуры и арт-бизнеса.


ТЕМА 6.

^ КУЛЬТУРНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ РФ

1. Россия как федеративное государство: четыре уровня управления.

2. Цивилизационная и стадиальная специфика РФ.

3. Задачи организации культурного процесса в соответствии со спецификой текущего этапа развития российского общества.

4. Региональная специфика РФ. Интересы субъектов федерации, их специфика. Проблема баланса интересов. Механизмы согласования.

5. Ресурсное обеспечение культуры и искусства в РФ. Проблема государственного финансирования.

6. Социальная ответственность учреждений культуры.


^ БЛОК 2. КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ И МЕНЕДЖМЕНТ КУЛЬТУРЫ


ТЕМА 7.

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ

1. Виды культурной деятельности. Общая характеристика креативных индустрий: экспозиционное дело, изобразительное искусство, сценическое искусство, кинематография, индустрия досуга и культурного просвещения.

2. Организация и управление в сфере культуры и искусства: общие принципы и специфические черты.

3. Специфика культуры как поля управленческой и хозяйственной деятельности. Специфика РФ. Особенности работы учреждений культуры: кадры, ценности, мотивации. Традиции и новации.

4. Менеджмент культуры как современная технология управления креативными индустриями.

5. Культурные инфраструктуры. Информационный менеджмент: миссия, цели и задачи.

6. Менеджмент персонала в креативных индустриях: социально-психологическая специфика.


ТЕМА 8.

^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

1. Государственное управление культурой и искусством. Виды государственного регулирования.

2. Управление интеллектуальной собственностью в сфере культуры и искусства

3. Фандрейзинг. Стратегии привлечения средств физических и юридических лиц. Основные техники фандрейзинга.

4. Поиск спонсоров и формирование спонсорского пакета. Специфика грантовых проектов.

5. Установление деловых контактов. Создание и упрочение партнерских отношений. Развитие социального и сетевого партнерства. Взаимодействие с потребителем.

6. Формы эффективного взаимодействия сферы культуры с другими сферами.


ТЕМА 9.

^ МЕНЕДЖМЕНТ КУЛЬТУРЫ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА

1. Менеджмент как теория управления в сфере культуры и искусства.

2. Интегративная система процессов управления.

3. Менеджмент культуры как теоретико-практическая дисциплина, направленная на оптимизацию организации и управления учреждениями и компаниями в сфере культуры и искусства.

4. Организация и управление учреждением культуры (структура, кадры, процедуры).

5. Организация взаимодействия с другими субъектами (не)коммерческой деятельности.

6. Анализ, постановка задачи, принятие решения, управление рабочим процессом, делегирование полномочий, повышение эффективности.


ТЕМА 10.

^ ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА КУЛЬТУРЫ

1. Основные принципы и закономерности менеджмента культуры. Региональная диверсификация.

2. Функции менеджмента культуры. Общие и специфические методы и приемы.

3. Организация и управление корпорацией. Организация взаимодействия с другими субъектами хозяйственной жизни. Стратегия корпорации.

4. Программирование как метод управления развитием культуры.

5. Международный менеджмент культуры. Особенности продюсирования и менеджмента международных, межрегиональных, длительных, комплексных проектов.

6. Европейская и американская модель управления развитием культуры.


ТЕМА 11.

^ СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

1. Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование.

2. Типы организационных структур управления. Организационная структура управления творческими коллективами. Проектирование организационной структуры управления.

3. Формирование финансовой стратегии организации. Социокультурное проектирование.

4. Учет затрат: обзор финансово-экономических инструментов и методов. Оптимизация затрат. Управление затратами (долгосрочное и краткосрочное). Прогнозирование доходов и расходов.

5. Организационное построение финансового менеджмента в учреждениях культуры и искусства разных организационно-правовых форм. Оперативное финансовое планирование и контроль. Оценка фактических результатов финансовой деятельности.

6. Маркетинговый подход в менеджменте культуры.


ТЕМА 12.

^ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Методы оценки институциональной деятельности учреждений культуры различных форм собственности.

2. Компоненты финансовой оценки проекта: прогноз движения денежных средств и ставки дисконтирования.

3. Критерии и показатели оценки эффективности инвестиционных проектов.

4. Оценка производительности труда в учреждении культуры.

5. Оценка качества работы.

6. Определение эффективности систем управления.


^ БЛОК 3. СПЕЦИФИКА МЕНЕДЖМЕНТА КУЛЬТУРЫ ПО ВИДАМ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ


ТЕМА 13.

МЕНЕДЖМЕНТ ЭКСПОЗИЦИОННОГО ДЕЛА

1. Особенности развития музейного и выставочного дела в условиях рыночной экономики.

2. Нормативно-правовые и организационные основы экспозиционной деятельности.

3. Организация деятельности современного музея и выставочного центра.

4. Особенности менеджмента и маркетинга в экспозиционной деятельности. Источники финансирования: государственное финансирование, спонсорство, фандрейзинг.

5. Экспозиция как основной канал коммуникации и зона системного взаимодействия. Экспозиция как синтез музейной деятельности. Научное проектирование экспозиции.

6. Основные тенденции развития музейного и выставочного менеджмента. Возможности использования экспозиции для реализации маркетинговых задач музея / выставочного центра и перспективных проектов.


ТЕМА 14.

^ МЕНЕДЖМЕНТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

1. Возрождение бизнеса в сфере изобразительного искусства в России.

2. Нормативно-правовые и организационные основы арт-бизнеса.

3. Профессиональные участники арт-рынка, взаимоотношения между ними. Конкуренция и партнерство.

4. Особенности менеджмента и маркетинга в арт-бизнесе.

5. Источники финансирования в арт-бизнесе: меценатство, спонсорство, фандрейзинг.

6. Основные тенденции и перспективы развития арт-бизнеса в России. Маркетинговые задачи и перспективные арт-проекты.


ТЕМА 15.

^ МЕНЕДЖМЕНТ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности культурно-просветительских учреждений.

2. Особенности менеджмента и маркетинга в культурно-просветительской и досуговой деятельности. Специфические характеристики менеджмента в учреждениях различного типа: культурно-досуговые центры, парки культуры и отдыха, библиотеки, школы искусств.

3. Специфика и методы маркетинговых исследований в культурно-просветительской и досуговой сфере.

4. Организационные структуры управления и менеджмент персонала в культурно-просветительских учреждениях.

5. Партнерство, спонсорство и фандрейзинг.

6. Проектирование и реализация социокультурных технологий в культурно-просветительских учреждениях различного типа. Разработка проектов слушателей: обсуждение бизнес-идей, анализ кейса.


ТЕМА 16.

^ МЕНЕДЖМЕНТ ШОУ-БИЗНЕСА

1. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности учреждений шоу-бизнеса.

2. Особенности менеджмента и маркетинга в шоу-бизнесе. Специфические характеристики менеджмента в учреждениях различного типа: театры, концертные залы и др.

3. Организационные структуры управления и менеджмент персонала в учреждениях шоу-бизнеса.

4. Партнерство, меценатство, спонсорство и фандрейзинг.

5. Проектирование и реализация социокультурных технологий в учреждениях шоу-бизнеса различного типа. Продюсирование.

6. Менеджмент исполнительских искусств за рубежом. Проекты в исполнительских искусствах. Этика менеджмента в шоу-бизнесе.


ТЕМА 17.

^ МЕНЕДЖМЕНТ В КИНЕМАТОГРАФИИ

1. Этапы развития российской киноиндустрии в европейском и мировом контексте.

2. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности кинематографических учреждений.

2. Особенности менеджмента и маркетинга в кинематографии. Специфические характеристики менеджмента в учреждениях различного типа: кинокомпании, кинотеатры и др.

3. Организационные структуры управления и менеджмент персонала в кинематографических учреждениях.

4. Партнерство, спонсорство и фандрейзинг.

5. Проектирование и реализация социокультурных технологий в кинематографических учреждениях различного типа. Продюсирование.

6. Менеджмент кинобизнеса. Менеджмент кинопроекта. Глобальные информационные технологии в кинобизнесе.


ТЕМА 18.

^ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КУЛЬТУРЕ

1. Стратегический уровень организационного мышления. Соответствие деятельности учреждения культуры с тенденциями развития культуры и доминирующими ценностями в российском обществе.

2. Развитие культурной ситуации в России. Миссия и цели стратегического менеджмента в современном учреждении культуры.

3. Внутренне и внешнее позиционирование учреждения культуры. Анализ внешней среды. Анализ внутренних ресурсов. Выбор эффективной организационной структуры. Определение конкурентной позиции. Формулирование стратегии, стратегическое планирование, реализация стратегических планов.

4. Стратегический и операционный маркетинг. Место и роль маркетинга в управлении учреждением культуры. Рынок и его основные показатели.

5. Маркетинговый комплекс: услуга, цена, продвижение, продажа. Стратегии продвижения. Коммуникация как метод обеспечения благоприятной среды управления культурой. Реклама. Стимулирование продаж.

6. Авторское право и регулирование основных имущественных прав российских учреждений культуры различных форм собственности. Смежные (исполнительские) права.


^ III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


ИТОГОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ / ЭКЗАМЕНУ:


1. Сформулируйте понятие менеджмент культуры: миссия, цели, задачи, принципы.

2. Охарактеризуйте систему государственного регулирования в сфере культуры и искусства.

3. Сформулируйте понятие культурной политики.

4. Охарактеризуйте модели культурной политики.

5. Опишите основные субъекты в сфере культуры.

6. Охарактеризуйте связь концепций культурной политики и политического режима, системы базовых ценностей, цивилизационной принадлежности общества и стадии его исторического развития.

7. Сформулируйте черты общего и особенного в менеджменте культуры.

8. Охарактеризуйте специфику федеральных и региональных интересов в сфере культуры.

9. Опишите основные субъекты, участвующие в формировании концепции национальных интересов в сфере культуры, и механизмы ее формирования.

10. Сформулируйте основные принципы и механизмы законотворчества в сфере культуры.

11. Охарактеризуйте российские государственные и муниципальные органы исполнительной власти в сфере культуры.

12. Сформулируйте понятие и общие принципы экономики культуры.

13. Сформулируйте проблему социальной эффективности институтов и учреждений культуры.

14. Охарактеризуйте формы и методы финансирования организаций культуры.

15. Охарактеризуйте федерализм как культурную проблему.

16. Опишите региональную специфику РФ.

17. Сформулируйте проблему баланса интересов в культурном строительстве и управлении.

18. Опишите механизмы согласования интересов.

19. Сопоставьте культуру менеджмента и культуру бюрократического управления.

20. Сформулируйте основания для принятия управленческих решений.

21. Охарактеризуйте основные методы и принципы работы с персоналом: подбор, расстановка, мотивация, контроль, проблема эффективности, ответственности, энтузиазма, верности фирме.

22. Сформулируйте, почему многоканальное финансирование определяет развитие организации культуры?

23. Охарактеризуйте основные модели управления в сфере культуры.

24. Охарактеризуйте деятельность руководителя учреждения культуры.

25. Перечислите требования, которым должен соответствовать профессиональный менеджер в сфере культуры.

26. Охарактеризуйте специфику организации в сфере культуры: особенности, проблемы, преимущества, социальная ответственность.

27. Опишите основные традиции деятельности в сфере российской культуры. Охарактеризуйте положительные и негативные моменты.

28. Сформулируйте понятия, миссию и основные цели стратегического менеджмента.

29. Охарактеризуйте тенденции развития культурной ситуации в РФ.

30. Сформулируйте и охарактеризуйте основания стратегического планирования.


^ ТЕКУЩИЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


1. Культурная политика СССР и РФ. Общее и частное. Этапы становления. Историческая обусловленность, преимущества и недостатки двух моделей культурной политики (2 часа).

^ 2. Культурная политика современных развитых государств. Национальная обусловленность, преимущества и недостатки, тенденции и перспективы развития (2 часа).

^ 3. Менеджмент в современном учреждении культуры. Менеджмент в государственном учреждении культуры. Менеджмент в неправительственной организации. Традиции и новации (2 часа).


^ ТЕМЫ ДЕЛОВЫХ ИГР


1. Деловая коммуникация. Основы переговорного процесса и делового взаимодействия (2 часа)

Основы персонального общения. Эффективная деловая беседа. Управление беседой. Активное слушание. Невербальные компоненты общения.

Сдерживающие факторы эффективной коммуникации. Этика, этикет, адекватное поведение.

Подготовка к переговорам. Условия и стадии ведения переговоров. Типы и стили ведения переговоров. Деловые совещания.

Стандарты и требования к деловому письму. Различия между письмами в государственные и коммерческие организации. Основы эффективной работы с корреспонденцией.

Формы и методы воздействия на адресата.


^ 2. Основы риторики и суггестивных технологий. Техника презентации (2 часа)

Техника публичных выступлений.

Презентация как вид делового общения. Подготовка и проведение презентации. Использование технических средств, формирование навыков презентации.

Оценка и учет особенностей аудитории. Формы и методы воздействия на аудиторию.


^ 3. Составление бизнес-плана. Методика и алгоритм действия (2 часа)

Виды бизнес-планов. Структура и содержание бизнес-плана. Методики бизнес-планирования. Организация работы по составлению бизнес-плана. Типовые ошибки, допускаемые при бизнес-планировании.


^ БИБЛИОГРАФИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

ЗАКОНЫ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ


1. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1. – М.: Профиздат 1995. – 240 с.

2. Концепция развития культуры и искусства РФ. – М.: Министерство культуры РФ, 1996 – 16 с.

3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. – Самара. 1992 . – 34 с.

4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях». – М.: Совет Федерации РФ, 1996. – 5 с.

5. О библиотечном деле. – Федеральный закон.– М.: Совет Федерации, 1994. – 10 с.

6. О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации. Федеральный закон. – М.: Совет Федерации, 1996. – 30 с.

7. О государственной политике по поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства // Обозреватель. Спецвыпуск. 1994. –115 с.

8. О государственной политике в области культуры и туризма. Доклад Министерства культуры и туризма Правительства РФ. – М.: Министерство культуры РФ, 1992. – 85 с.

9. О национально-культурной автономии. Федеральный закон. – М.: Совет Федерации, 1996. – 20 с.

10. О некоммерческих организациях. Федеральный закон. – М.: Совет Федерации, 1996. – 27 с.

11. О федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.). Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1996 г. No715. M. 1996. – 115 с.


^ НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов-на-Дону, 1998. – 364 с.

  2. Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т 1. Западный опыт. – М.: Всесоюзный НИИ искусствознания, 1991. – 253 с.

  3. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 1990. –129 с.

  4. Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. – М., 1998. – 174 с.

  5. Культурная политика в современном обществе (Сб. научных трудов). М.: Российский институт искусствознания, 1992. – 271 с.

  6. Переверзев М.Т., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. ­– 192 с.

  7. Тульчинский Г.Л. , Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. Учебное пособие, 4-е изд., испр. и доп. – М.: Лань, Планета музыки, 2009. – 544 с.

  8. Тульчинский Г.Л. , Шекова Е.Л. Маркетинг в сфере культуры. Учебное пособие для вузов. – М.: Лань, Планета музыки, 2009. – 496 с.

  9. Colbert,F. Marketing of the Arts – Monreal, 1999.

  10. Culture and Management: Selected readings – Harmondsworth, 1977.



^ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В.Савицкая. – 7–е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2002.

  2. Андреев С.Н Оценка результативности деятельности некоммерческих субъектов – Некоммерческие организации в России №4, 2005.

  3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

  4. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. – М.: 1997.

  5. Батурина М.В. Управленческий анализ НКО // Некоммерческие организации в России №1, 2005.

  6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА–М: 2001.

  7. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. – М.: Русская деловая литература, 1999.

  8. Бембель Т.О., Корзун М.А. Арт-менеджмент в США – коллекция ссылок. 2002 www.iatp.by
    Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России – М., 1989.

  9. Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. – М., 1997.

  10. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 15 практических приложений. Часть 1. – СПб, 1995.

  11. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. –160 с.

  12. Волкер Г. Что и как нужно делать, чтобы стать предпринимателем. Практическое руководство для начинающих. Мн – М, 1991.

  13. Все о маркетинге. Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. – М., 1992.

  14. Вулф Т. Управление некоммерческой организацией // Алфавит №6. 2000 (отрывок из электронной книги).

  15. Гасратян К. Проблемы развития сферы культуры в России. – Вопросы экономики №10, 2003.

  16. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: учебник. М.: Экономика, 1999. – 396 с.

  17. Деловая переписка. Сост.И.Тихонович – Мн, 1995.

  18. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие. – М.: Информационно–внедренческий центр «Маркетинг», 1998. – 195 с.

  19. Ильин А.И. Планирование на предприятие. Учебное пособие в 2 ч. Ч.1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО Новое здание, 2000.

  20. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов – М., 1994.

  21. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 256 с.

  22. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей... – Мн., 1990.

  23. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг, в 2-х ч. – М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002. – 312 с.

  24. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: – Прогресс, 1990. – 714 с.

  25. Левко О.А. Московская филармония: традиции и перспективы развития. Интервью сайту www.artmanager.ru.

  26. Лем С. Этика технологии и технология этики. Модель культуры. – Пермь,1993
    Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры. //Российский обозреватель. 1996 /4. – с. 13-14

  27. Логистика. Учебное пособие. Под редакцией Аникина Б.А. М.: – Инфра-М, 1997.

  28. Лукша Павел Экономика культуры – штрихи к науке нового века. – НЗ №6 (32), 2003.

  29. Любимцев Ю. Российский федерализм: проблемы и решения // Экономист. 1995 / 6. – С.11-23.

  30. Маниловский Р.Г. Бизнес-план. – М.: Финансы и статистика, 1998.

  31. Маркетинг. Словарь-справочник. – Минск: – Наука, 1993.

  32. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998.

  33. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально–культурном сервисе и туризме: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  34. Мэй М. Успешная организация: Еще раз о стратегическом планировании // 60 параллель №4 (11), 2003.

  35. Орлов А.И. Основы менеджмента. – М.: Наука, 1999.

  36. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам – Новгород, 1992
    Планирование на предприятии: учеб. пособие / Э.А. Афитов. – 2–е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2005.

  37. Полтавцев И.Н. «Йога делового человека» – Мн, 1991

  38. Помпеев Ю.А. Экономика социально–культурной сферы. – СПБ ГУКИ, 2003.

  39. Пыжов В.В. Оптимизация в планировании деятельности предприятий в условиях рынка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Нижний Новгород, 2000

  40. Радугин А. Радугин К. Ведение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж: Высшая школа предпринимательства. 1995.

  41. Российская государственность: состояние и перспективы развития. М., 1995.

  42. Мордюкова П. Культурная география.//Актуальные проблемы культурной политики. М.: ГИВЦ Министерства культуры РФ, 1992. 21 с.

  43. Сидоров Е.Ю. Российская культура 90-х и ответственность государства. Аналитическая записка. //Независимая газета . 21.03.97. с.6.

  44. Сопрыкин В. 90-е годы: тенденции и противоречия социокультурного развития. //Диалог. 1995/7. С.52-60.

  45. Стратегический маркетинг, 6-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

  46. Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. – СПб: 1997.

  47. Терминология российского некоммерческого сектора. М., 1996.

  48. Теоретические основания культурной политики (Сб. научных трудов РИК). М. 1993.

  49. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебн. для студентов экон. спец вузов/ Под общ. ред. В.В. Осмоловского. — Мн.: Новые знания, 2001.

  50. Управление некоммерческими организациями. М., 1994. –

  51. Управление социальной сферой. СПб., 1995. – 40 с.

  52. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Знание, 1997. –

  53. Флиер А. О новой культурной политике России //Общественные науки и современность. 1994/5.

  54. Хан Д. Планирование и контроль. – М.: Финансы и статистика, 1997. –

  55. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Пер. с нем. – М.: Финансы и статистика, 1997. –

  56. Хопкинс Брюс Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею. М., 1993.

  57. Черемушкин Сергей Американские секреты некоммерческих финансов (или особенности учета и отчетности в некоммерческих организациях в соответствии с US GAAP). – М.: Государственное управление, 2002.

  58. Шейман И.М. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М.: Наука , 1995.

  59. Шекня С.В. «Управление персоналом современной организации»: Учеб. пособие. – М.: Бизнес школа «Интел-синтез», 1999.

  60. Шекова Е.Л. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры. – Маркетинг в России и за рубежом №2, 2002.

  61. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учеб. пособие. Санкт–Петербург, 2003.

  62. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1996.

  63. Экономика предприятия и отрасли промышленности. / Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001.

  64. Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2001.

  65. Экономика предприятия: Учеб. Пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – М.: Новое знание, 2003.

  66. Юрьева Т. В. Некоммерческие организации. Экономика и управление. М., 1998.

  67. Gunn, L. Business Planning for Arts Organisations – 1996.

  68. Hagoort, G.Cultural Entrepreneurship. An introduction to Arts Management – 1996.

  69. Seiling, J.G. The Membership Organisation – Palo Alto, 1997.

  70. Toll, Robert C. The entertainment machine: American show business in the 20th century – Oxford,1982.




Скачать 308,31 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер308,31 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх