Е. В. Алексеенко моу дод «Дом детского творчества» icon

Е. В. Алексеенко моу дод «Дом детского творчества»


Смотрите также:
Приказ №8 от 13. 01. 2010г. Председатель профкома моу дод дом детского творчества Л. Н. Квасова...
Дом детского творчества "октябрьский" Публичный доклад моу дод дома детского творчества...
Дом детского творчества "октябрьский" Публичный доклад моу дод дома детского творчества...
Опыта: «Организация патриотического воспитания детей в моу дод «Переволоцкий центр детского...
«Ника»
Отчёт об итогах фестиваля современной музыки «new wey» 2012...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мой край»...
Программа развития моу дод дом детского творчества г о. Железнодорожный...
Тема опыта
Развитие технического творчества и исследовательской деятельности на базе мбоу дод «Дом детского...
Итоги деятельности моу дод ддт за 2009-2010 учебный год...
Доклад моу дод «Сосновский Дом детского творчества»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать

СЕКЦИЯ 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НЕПРЕРЫВНОСТИ


Е. В. Алексеенко

МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Шербакульского МР Омской области


Развитие творческих способностей детей средствами

декоративно-прикладного искусства


Десятилетний опыт работы в дополнительном образовании показывает его возможности для творческого развития детей и подростков. Дети, занимаясь в мастерских «Фантазёры» и «Уют», учатся творить красивое своими руками, как когда-то наши предки. В процессе работы ребята получают богатую информацию об окружающем мире, находят свой способ самовыражения, что позволяет ярче проявить индивидуальные чувства и возможности, выливающиеся в своеобразные работы. Каждый из видов деятельности в объединениях изначально ориентирован на творчество. Здесь не только существенно расширяются знания ребёнка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию качеств личности. Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребёнку быть более жизне- и конкурентоспособным. У ребят вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Развивается умение видеть и передавать ту красоту окружающей действительности посредством природных материалов, которую каждый заметит, составлять композиции простейших узоров и форм растительного мира. Формируется понятие о красоте узоров и орнаментов, знание природных качеств материала и его применение.

Анализ работы с учениками младшего школьного возраста, наблюдения за работой других объединений художественно-прикладной деятельности, позволяют определить её специфику, состоящую в том, что творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. Всю деятельность ребёнка можно рассматривать, как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивной и творческой. Деятельность ребёнка всегда носит репродуктивно-воспроизводящий характер, когда усваивается опыт, накопленный предшествующими поколениями, и лишь затем, отталкиваясь от этого, он начинает действовать, проявляя собственное, самобытное творчество.

В практической жизни почти не существует таких видов репродуктивного труда, в которых не встречались бы элементы творчества.

Творческие (продуктивные) элементы – это оригинальные действия, впервые подобранные для решения практической задачи, ведущие к изменению реальности и преобразованию прошлого опыта.

Творческую деятельность рассматриваю в такой последовательности:

- открытие для ребёнка чего-либо неизвестного,

- умение видеть проблему,

- самостоятельный поиск решения проблемы,

- создание в процессе движения к цели нового продукта.

Обращаю особое внимание на выработку разнообразных глубоких и прочных знаний, на максимальную стимуляцию самостоятельной деятельности учащихся, на формирование устойчивых творческих интересов, настойчивости в решении творческих задач.

Ориентация дополнительного образования, в частности, в области декоративно-прикладного искусства, на развитие творческого потенциала ребёнка выдвигает особые требования к художественному образованию – воспитать человека вариативного мышления, владеющего визуальной культурой, то есть воспринимающего опыт художественно-пластического преобразования действительности, в основе которого лежит творческое отношение к её явлениям.

Ставлю такие задачи обучения декоративно-прикладному искусству – это, прежде всего, научить детей исследованию доступных им проблем, развить их воображение, мышление, фантазию, способность организовать свою работу, оценивать её результаты и воплощать их в жизнь. При организации педагогического процесса, создаю для воспитанников такую среду, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир, и чувствуют себя комфортно и свободно.

В целях обеспечения эффективности развития творческих способностей детей, на занятиях соблюдаются дидактические условия: перед детьми ставятся конкретные цели заданий, осуществляется организация и подготовка детей к выполнению этого задания и решению задач. Занятие провожу с учетом следующих дидактических требований:

- называю цель занятия;

- объясняю задачи;

- каждому назначаю рабочее место с учётом особенностей предстоящей работы;

- обеспечиваю детей необходимым материалом и инструментами;

- каждого привлекаю к самостоятельному выполнению задания по изготовлению конкретного изделия по замыслу;

- определяю примерное время для выполнения задания;

- анализирую результаты труда каждого ребёнка.

В учебной деятельности работаю вместе с детьми, помогаю им, поддерживаю и поощряю любые попытки творчества детей, создаю условия, в которых ребята чувствуют себя максимально раскрепощённо. Создаваемое изделие ребятам предлагаю оценивать самостоятельно, опираясь на образец изделия или изображение в виде художественного рисунка. В ходе самостоятельного анализа образца предлагаю ребятам ответить на такие вопросы:

1. Как называется это изделие? Каково его назначение?

2. Какую форму оно имеет? Из каких частей состоит? Каково значение каждой части?

3. Сколько одинаковых деталей в изделии? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии? Какие особенности можно отметить в конструкции изделия?

4. Какие материалы использовались для выполнения изделия? Каковы свойства используемых материалов? Почему именно они использовались для изготовления изделия?

5. Какие инструменты нужны для изготовления изделия?

После анализа образца планирую и определяю последовательность предстоящих трудовых действий и операций. Анализ образца не только предусматривает обоснование обучающимися необходимости и назначения объекта труда, но и упражняет их в наблюдении, выделении и сравнении частей и деталей предмета и тем самым помогает определить способы изобретения их по собственному замыслу. Воспитанник показывает замысел в графической форме, в виде рисунка. С моей помощью определяем верное решение, выясняем ошибочность или правильность восприятия и представления о форме изделия, о пропорциях его частей.

В обучении анализ образца усложняю от занятия к занятию. Это связано с изменением объёма знаний школьников, накоплением опыта, усложнением конструкции изготавливаемых изделий. На занятиях использую большое количество разнообразных наглядных пособий.

В ходе самостоятельной практической работы всеми средствами актуализирую процесс обучения, используя необходимые стимуляторы. При этом стараюсь импровизировать и управлять внутренними стимулами учащихся, помогаю преодолеть проблемные трудности, контролирую ход работы, поощряя самостоятельность и активность. Возвращаю к уже пройденному, нацеливаю на лучший конечный результат. Комментирую типичные ошибки, объявляю положительные моменты, сопровождающие ход самостоятельной работы.

Такое обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. На первом этапе – «работа по образцу» – предлагаю ряд заданий и упражнений, требующих проведения анализа образца, закрепляем умения и навыки. Второй этап – «работа по условию» – требует от учеников творческой активности. Определяю несколько условий, которые ученик должен учесть при изготовлении изделия. Здесь же закрепляю полученные знания и умения, оттачиваю навыки. Третий этап – «работа по собственному замыслу» или «творческая работа» - задания предусматривают самостоятельную постановку задачи и поиск её решения.

Суть этой методики заключается в том, что если на первом этапе демонстрирую готовый образец изделия, на втором показываю только отдельные фрагменты или детали, то на третьем этапе дети не видят готового образца изделия и создают его самостоятельно.

Основными формами образовательного процесса являются:

- индивидуальные,

- групповые,

- комбинированные практические учебные занятия,

- выставки (посещение и участие),

- творческие мероприятия (праздники, конкурсные программы и т.д.),

- экскурсии на природу.

На занятиях предусматриваю следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитаннику даю самостоятельное задание с учетом его возможностей), фронтальная (работаю со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема), групповая (разделяю учащихся на группы для выполнения определенной работы), коллективное выполнение экспонатов.

Работают воспитанники с выдумкой, фантазией. Поэтому их работы получаются яркими, сочными. Считаю, что достижения воспитанников важно демонстрировать. Для этого устраиваю мини-выставки работ в кабинете, ребята украшают поделками, панно, салфетками, шкатулками свои комнаты, дарят различные сувениры, приготовленные своими руками, родным и друзьям, организовываем вместе с детьми ярмарки-продажи, а на вырученные средства приобретаем необходимый материал для работы. В конце учебного года лучшие работы принимают участие в районных и областных выставках детского творчества.

Заниматься в мои детские объединения приходят ребята, как правило, разного возраста, разноодарённые, с разной степенью подготовки, разной мотивацией. Встречаются дети с особыми потребностями в образовании из специальной коррекционной школы. Много подростков из трудных семей, которые ждут духовной поддержки. Главный критерий при наборе в детское объединение – только желание ребёнка.

Одно из главных условий успеха в обучении детей и развитии их творчества – индивидуальный подход к каждому ребёнку. Отмечаю, что характерно для каждого, что удаётся, а что нет, какие трудности возникают в процессе работы.

Индивидуальный подход требует изучения внутреннего мира школьника, анализа его опыта, условий, в которых происходило формирование их личности.

Репродуктивный вид деятельности рассматриваю лишь как определенную ступень обучения. А когда учащиеся включаются в решение задач, использую показ отдельных способов и приёмов в качестве элемента. Технические приёмы, способы обращения с материалом в художественно-прикладной деятельности демонстрирую только в том случае, если использую впервые (когда ученик осваивает новые для него азы техники) или требуют напоминания. Используя этот метод, предполагаю передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирую учащихся на простое воспроизведение образца, показанного мною. Таким образом, наблюдая за работой своих воспитанников, могу утверждать, что декоративно-прикладное творчество способствует формированию личности с особым типом образованности: личности творческой, инициативной, свободно владеющей арсеналом современных художественных средств, способной по-новому выразить дух времени.


Г.В. Беленко

МОУ ДОД «Дом детского творчества

Октябрьского АО г. Омска»


Выставочная деятельность обучающихся

как практическая реализация принципа связи обучения с жизнью


В последнее время у омичей возрос интерес к ручной работе (вышивке, вязанию, плетению на коклюшках, росписи по дереву и керамике и др.), и в большей степени - к детскому творчеству. Опросы родителей показывают, что почти все в детстве проявляли свои творческие способности, многие сохранили навыки и занимаются рукоделием в свободное время.

Творческий процесс заставляет детей ощутить творческое горение, творческое возбуждение, и в результате способствует самореализации личности обучающегося. Однако в области детского декоративно-прикладного творчества сложилось противоречие: с одной стороны, работы выполняются детьми на достаточно высоком уровне, а с другой - они не находят практического применения: работы создаются детьми и коллекционируются ими или их близкими. В результате ребёнку трудно оценить значимость своего труда; осуществляемая им деятельность рассматривается как развлечение, не связанное с реальной жизнью взрослых людей.

В современных экономических условиях важно, чтобы ребёнок плавно и гармонично влился в жизнь; и без целенаправленной подготовки это достаточно трудно осуществить. Одно из направлений работы в объединении «Кудесники» - организация выставочной деятельности воспитанников, которое является практической реализацией принципа связи обучения с жизнью.

Выставка — систематическое, заранее запланированное мероприятие, публичная демонстрация произведений детского творчества, сосредоточенная на отведенном для этого пространстве и продолжающаяся определённое время.

Выставка - это праздник, а для ребёнка выставка - это двойной праздник: получение эстетического наслаждения от увиденного и возможность показать своё творение. Но главное – не сама выставка, а подготовка к ней - отбор детьми работ с обоснованием соответствия предъявляемым требованиям. Выставки дают возможность оценить свои способности; и если ребёнок не уверен в себе, вселить в него эту уверенность; добиться совершенства технических умений и навыков. Кроме этого, выставочная деятельность развивает коммуникативную культуру. Общение со сверстниками и взрослыми формирует ролевые, эмоционально оценочные и личностно-смысловые отношения, обогащает лексику. Дети учатся представлять свои работы, как сверстникам, так и взрослым, развивают свою коммуникативную компетентность. При этом под коммуникативной компетентностью мы понимаем не только умение выстроить деловое взаимодействие с различными людьми (одногруппниками, педагогами, мастерами), но и использование в речи терминов.

Включение ребёнка в выставочную деятельность проходит непрерывно в процессе обучения, последовательно, в несколько этапов. Вначале воспитанник выступает в роли зрителя. За этой, на первый взгляд, пассивной позицией, кроется активное восприятие произведений народного творчества. Зрительное восприятие образцов росписей по мотивам народных промыслов приводит к тому, что ребёнок начинает соотносить изображение с названием, различать виды росписей. Посещение выставки стимулирует повышение качества выполнения элементов росписи, подсказывает композиционное построение будущих работ, приводит к пониманию особенностей цветовых решений росписи; через зрительное восприятие закрепляются теоретические знания по цветоведению и композиции. С развитием навыков обучающиеся включаются в активную выставочную деятельность: на разных уровнях. Все воспитанники объединения участвуют в школьных, городских, областных, региональных выставках. Многие из них отмечены дипломами и благодарственными письмами.

При этом с повышением статуса выставки, повышаются и требования к работам, что, в свою очередь, стимулирует повышение качества росписи детских работ, ориентирует воспитанников на произведения народных мастеров как на эталон. Формируется готовность вынести на суд зрителя свою работу, закрепляется умение презентовать свою работу для большой аудитории. Первыми зрителями выставки детского творчества становятся родители, для которых работы собственных детей впервые предстают в таком ракурсе. Изделие ребёнка – это и приятное открытие, и повод для уважения, т.к. уже в этот период ребёнок демонстрирует большую компетентность в области декоративно-прикладного искусства, чем родители. Работу ребёнка видят и оценивают близкие, значимые взрослые и сверстники, поэтому первая выставка – значимое событие, имеющее большое значение, возлагает ответственность перед учителями, друзьями и родственниками.

Представляя своё творение на выставку, дети понимают, что их работа значима. В результате повышается интерес к творческому процессу, появляется желание к активной творческой деятельности которая стимулирует критическое мышление.

Выставка – это подведение промежуточного итога совместного взаимодействия педагога и ребёнка в процессе реализации определённой образовательной программы. Выставка диагностирует образовательные результаты, позволяет отследить их динамику, творческий рост воспитанников.

Особое направление работы – это выставочно-ярмарочная деятельность, которая, в отличие от художественной выставки, позволяет реализовать свои работы. Для того чтобы продать изделие, ребёнок должен оценить его в денежном выражении. Сделать это достаточно сложно даже взрослому человеку – необходимы специальные знания и умения по расчёту цены и себестоимости. В связи с этим, образовательная программа объединения «Кудесники» включает в себя краткий экономический курс, в рамках которого воспитанники учатся определять себестоимость и цену своих работ: керамической игрушки и расписных работ по дереву (тарелок, разделочных досок, матрешек, расписанных по мотивам Городца, Хохломы, Гжели, Петриковки). Они узнают, что цена и себестоимость – разные понятия, что в цену входит себестоимость, т.е. те материальные затраты, которые идут на производство конкретных работ по ДПИ. Изучение теоретических материалов и практический расчёт цены входят в период подготовки к выставочно-ярмарочной деятельности. Первоначальные экономические знания вводят детей в современные финансово-экономические отношения, способствуют более успешной социализации личности, связывают образовательный процесс с реальными обстоятельствами жизни человека в современном обществе.

Принцип связи обучения и воспитания с жизнью является одним из основных принципом в моей работе с воспитанниками. Идея связи обучения с практикой рассматривалась учёными на разных исторических этапах, и в настоящее время этот принцип входит в перечень основных педагогических принципов. «Не для школы - для жизни» - такой призыв был у входа в древнеримские школы. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Принцип связи обучения с жизнью приобретает особую актуальность в свете реализации компетентностного подхода в педагогике, своими корнями «уходит,- как писал В.Ф Шаталов, - корнями в нашу классическую педагогику. Есть только элемент совершенствования, улучшения».

Данный принцип в нашем объедении реализуется не только через участие в школьных, городских и областных выставках по декоративно-прикладному искусству, в межрегиональном фестивале «Покровская ярмарка», который стал уже традиционным в городе Омске, а также через экскурсии в Сибирский культурный центр, встречи с омскими мастерами (Сапрыгин С.Н., Косинская О.Н, Беленко В.К, Кочетова Е и др.), на которых ребята знакомятся с их творчеством, ставшим их ремеслом, и составляет основной доход семей.

Таким образом, выставочная деятельность способствует становлению предпрофессиональной подготовки, формированию таких качеств выпускника, как социальная мобильность, конкурентоспособность – наиболее востребованных качеств современного человека.





Скачать 0.57 Mb.
оставить комментарий
страница1/4
Дата27.09.2011
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх