Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : Философия Дисциплина : Проблема человека в китайской философии Статус дисциплины icon

Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : Философия Дисциплина : Проблема человека в китайской философии Статус дисциплины


Смотрите также:
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : Философия Дисциплина : Проблема...
Бакалаврская программа 20 10/2011 уч г...
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : философия Дисциплина : Философия...
Бакалаврская программа кафедра истории философии Направление : философия Дисциплина : Философия...
Бакалаврская программа кафедра всеобщей истории Направление : история Дисциплина : История...
Бакалаврская программа № Кафедра Истории философии Направление : Государственное и муниципальное...
Бакалаврская программа №0000 Кафедра Онтологии и теории познания Направление : Философия...
Бакалаврская программа № Кафедра: История философии Направление: Международные отношения...
Бакалаврская программа 2010-2011 уч г...
Бакалаврская программа № Кафедра: История философии Направление: История Дисциплина: Философия...
Бакалаврская программа № Кафедра: История философии Направление: История Дисциплина: История...
Бакалаврская программа № Кафедра истории философии направление : философия Дисциплина :...



Загрузка...
скачать






РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


БАКАЛАВРСКАЯ ПРОГРАММА


Кафедра истории философии


Направление: Философия

Дисциплина: Проблема человека в китайской философии

Статус дисциплины: ОПД.В.05 (по выбору)

Кредитов: 2

III семестр, лекций – 40 часов, семинаров – 20 часов, самостоятельная работа – 38 часов


Преподаватель: к.и.н., доц. Александр Геннадьевич Юркевич

Кафедра истории философии, кабинет 608

Часы консультаций (индивидуальной работы со студентами):

По договоренности.

Телефон: 433-20-00

Email: urkevich_a@rambler.ru


СОДЕРЖАНИЕ


Описание курса……………………………………………………………….2

Цель курса…………………………………………………………………2

Содержание курса………………………………………………………....2

Организационно-методическое построение курса………………………2

Обязательная литература………………………………………………….3

Дополнительная литература………………………………………………4

^ Условия и критерии выставления оценок…………………………………5

Балльная структура оценки………………………………………………..6

Шкала оценок………………………………………………………………6

Правила выполнения письменных работ (рефератов, эссе и контроль

ных тестовых работ)……………………………………………………….6

Академическая этика………………………………………………………7

^ Темы лекций и семинарских занятий……………………………………7 Неделя I………………………………………………………………………..7

Неделя II…………………………………………………………………8

Неделя III………………………………………………………………...8

Неделя IV………………………………………………………………...8

Неделя V…………………………………………………………………9

Неделя VI………………………………………………………………...9

Неделя VII………………………………………………………………10

Неделя VIII……………………………………………………………...10

Неделя IX………………………………………………………………..11

Неделя X………………………………………………………………...11

Неделя XI………………………………………………………………..11

Неделя XII……………………………………………………………….11

Неделя XIII………………………………………………………………11

Неделя XIV………………………………………………………………12

Неделя XV……………………………………………………………… .12

Неделя XVI………………………………………………………………13

Неделя XVII………………………………………………………….......13

Неделя XVIII…………………………………………………………….13

Неделя XIХ………………………………………………………………13

Неделя XХI………………………………………………………………14

Темы докладов и рефератов………………………………………………..14


^

Описание курса




Цель курса:


Дать учащимся систематические представления о способах и формах постановки и решения проблемы человека в китайской классической философии, на материале переводов китайских текстов (для изучающих китайский язык – с использованием фрагментов оригинальных текстов) познакомить студентов с этими формами и способами; осветить основные трактовки историко-философской наукой места, роли и специфики проблемы человека в китайской традиции.
^

Содержание курса:


Проблема человека в западной философской традиции, способы ее видения, постановки и решения (начиная с Канта). Понятие о человеке в основных течениях и школах китайской классической философии. Представление о личности в китайской философии и культуре, проблемы его генезиса, отличия китайского понятия «личности» от западного. Основные категории китайской философии, отражающие представления о человеке и его месте в мироздании. Основное внимание уделяется изучению переводов первоисточников по китайской традиционной философии, прежде всего древней, выявлению параллелей и различий в способах осмысления проблемы человека в китайской и западной традициях.

^

Организационно-методическое построение курса.

Курс состоит из лекций, семинарских и самостоятельных занятий. На лекциях студенты получают теоретический и фактический материал по изучаемым темам, на семинарских занятиях – выступают с устными сообщениями, обсуждают ключевые проблемы курса, изучают источники, осваивают понятийный и методический аппарат китайской традиционной философии. На самостоятельных занятиях они изучают источники и научную литературу по темам курса, готовят устные выступления и рефераты.
^

Обязательная литература


Памятники (тексты)

Бубер М. Проблема человека. М., 1992.

Даосская алхимия. Чжан Бодуань. Гэ Хун / Пер. с кит. Е.А. Торчинова. СПб., 2001.

Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1972-1974, 1994.

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

Избранные сутры китайского буддизма / Отв. ред. Е.А. Торчинов. СПб., 1999.

Кобзев А.И. «Великое учение» – конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986.

Конфуцианский трактат «Чжун юн»: переводы и исследования / сост. А.Е. Лукьянов. М., 2003.

Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). / Пер с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова. Отв. ред. и вступит. ст. Л.С. Переломова. М., 2004.

Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. И цзин. Дао дэ цзин. Лунь юй. М., 1994.

Маслов А.А. Мистерия Дао. Мир “Дао дэ цзина”. М., 1996.

Маслов А.А. Встретить дракона: толкование изначального смысла "Лао-цзы". М., 2003.

Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. Исслед., пер. с кит., коммент. М., 1998.

Письмена на воде. Первые наставники чань в Китае / Сост., пер., исслед. и коммент. А.А. Маслова. М., 2000. Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. Пер. с кит. СПб., 1904, 2002.

Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы / Пер. с кит. СПб., 1904, 2002.

Религии Китая. Хрестоматия / Ред.-сост. Е.А. Торчинов. СПб., 2001.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 231-364.

Чжуан-цзы. Ле-цзы / Вступ. ст., пер. с кит., примеч. В.В. Малявина. М., 1995.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб., 2000. С. 231-303.

Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь) / Предисл., пер., коммент. Е.А. Торчинова. СПб., 1994.

Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер., вступ. ст., примеч. В.В. Малявина. М., 1995.

Чжу Си (Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании / Пер. М.Л. Титаренко) // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969.


Литература

Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 1. Философия. М., 2006.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983.

Кобзев А.И. Категория «философия» и генезис философии в Китае // Универсалии восточных культур. М., 2001.

Кобзев А.И. Философия неоконфуцианства. М., 2002.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003.

Личность в традиционном Китае. М., 1993.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния СПб., 1997.

Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исслед. и пер. М., 1976.


^

Дополнительная литература

Памятники


Беседы и суждения Конфуция / Пер. В.С. Васильева, П.С. Попова, В.А. Кривцова, И.И. Семененко, А. Е. Лукьянова. М., 1999.

Классическое конфуцианство. Т. 1. Конфуций. Лунь юй. Т. 2. Мэн-цзы. Сюнь-цзы. М., 2000.

Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М., 1993.

Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А.И. Кобзева. М., 1993.

Чжу Си. О сознании (синь). Из философского наследия Чжу Си / Пер. с кит. А.С. Мартынова, И.Т. Зограф. Вступ. ст. и коммент. к пер. А.С. Мартынова. Грамматический очерк И.Т. Зограф. М., 2004.

Chan Wing-tsit (tr.). Zhu Xi and Lü Zuqian. Reflections on Things at Hand: The Neo-Confucian Anthology. N.Y., 1967.

Литература


Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А.С. Срединное государство: введение в традиционную культуру Китая. М., 1998.

Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». М., 1983.

Васильев Л.С. Древний Китай. Ч.1. М., 1996; Ч. 2. М., 2000.

История китайской философии. Пер. с кит. / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1989.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.

Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М.,1983.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века. М., 1984

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Этническая история китайцев в XIX – начале XX века. М., 1993.

Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. М., 2002.

Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1978.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000, 2001.

Фэн Ю-лань. История китайской философии / Пер. с англ. М., 1993.

Юркевич А.Г. Жизнь как ценность в китайской классической философии и культуре // Жизнь как ценность. М.: ИФРАН, 2000.

^

Условия и критерии выставления оценок:



От студентов требуется посещение лекций и семинарских занятий, обязательное участие в аттестационно-тестовых испытаниях, выполнение заданий преподавателя. Особое значение придается активной работе на семинаре (умению вести дискуссию, четко и емко формулировать свои мысли творческому подходу к анализу исторического материала), а также качеству подготовки рефератов, эссе, контрольных работ (тестов), докладов и результатам итогового испытания.
^

Балльная структура оценки:



Посещение занятий – 15 баллов

Активная работа на семинаре – 30 баллов

Внутрисеместровая аттестация – 20 баллов

Реферат – 15 баллов

Итоговое испытание (экзамен) – 28 баллов

Всего – 108 баллов

^

Шкала оценок:


Кредитов: 3








Неуд

3

4

5

Кредит

Сумма баллов

F

FX

E

D

C

B

A

2

2+

3

3+

4

5

5+

3

108

менее 37

37

55

64

73

91

100

















































Пояснение оценок


А Выдающийся ответ

B Очень хороший ответ

C Хороший ответ

D Достаточно удовлетворительный ответ

E Отвечает минимальным требованиям удовлетворительного ответа

FX Оценка 2+ (FX) означает, что студент может добрать баллы только до

минимально удовлетворительного ответа

F Неудовлетворительный ответ (либо повтор курса в установленном по-

рядке, либо основание для отчисления)
^

Правила выполнения письменных работ (рефератов и аттестационных работ)


Список тем рефератов предлагается студентам в начале учебного года. Студент вправе выбрать тему из списка или предложить свою (согласовав ее с преподавателем). Не разрешается представлять одну и ту же работу более чем по одному предметному курсу. Вопросы и задания по контрольным работам становятся известны непосредственно при тестировании. Требования к набранным на компьютере работам: двойной интервал, кегль –14, цитирование и сноски в соответствии с принятыми стандартами, тщательная выверенность грамматики, орфографии и синтаксиса. Текст реферата должен составлять не менее 6-8 страниц (0,25-0, 3 авторского листа).

Реферативная работа представляет собой изложение содержания научной статьи (реферат) или нескольких статей (сводный реферат) по проблематике курса. Цель выполнения реферативной работы – научить студента понимать, кратко и адекватно излагать содержание прочитанных научных работ, выявлять и самостоятельно формулировать главные идеи труда, с которым он ознакомился, суть авторской концепции, правильно цитировать чужой текст и ссылаться на него. В конце работы дается исчерпывающий список использованной литературы. Поощряется аналитический характер реферата (реферативный обзор), изложение аргументированной собственной точки зрения на проблему. Оценка снижается за некорректное цитирование (даже короткие фразы, если они взяты из чужого текста, должны браться в кавычки и сопровождаться ссылкой), непоследовательность и бессвязность изложения, искажение содержания реферируемого источника, использование нерепрезентативной (не имеющей научного характера) литературы, некорректное использование научного аппарата.

Аттестация проводится с тем, чтобы проверить усвоение студентами материала курса, их знакомство с рекомендованной литературой. Время на выполнение аттестационной работы – 2 академических часа. Аттестационная работа помимо контрольного вопроса (вопросов) включает также тестовое задание и перечень глосс (персоналий, терминов, названий из числа содержащихся в словаре, приложенном к методическим материалам к курсу), значения которых должны быть раскрыты в одном-трех предложениях. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы тестов, неправильное раскрытие содержания глосс.


^

Академическая этика


Недопустимо включать в свою работу без кавычек и ссылок выдержки из работ других авторов, пересказывать чужую работу близко к тексту без отсылки к ней, использовать чужие идеи без указания источника. Это касается также материалов, найденных в интернете (необходимо указывать полный адрес сайта). Плагиат должен быть категорически исключен. В конце работы дается исчерпывающий список использованной литературы.

^

Темы лекций и семинарских заданий




Неделя I:


Лекция: Проблема человека: условия постановки и решения. Особенности картины мира в китайской философии и культуре.

Источники и литература:

Бубер М. Проблема человека. М., 1992. С. 5-39.

Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 1. Философия. М., 2006. С. 44-148.
^

Неделя II:


Лекция: Место человека в традиционной китайской картине мира.

Семинар: Проблема человека и особенности ее постановки в разных философских системах. Место человека в китайской традиционной картине мира.

Источники и литература:

Бубер М. Проблема человека. М., 1992. С. 5-80.

Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966. С. 3-26.

Духовная культура Китая. Т. 1. Философия. М., 2006. С. 44-148.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 280-311.

Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972. С. 5-77, 104-111.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 5-9, 90-95, 115-117, 119-120, 127-128, 133-134, 138,166-169, 219-222, 273-276, 277-279, 297-299, 312, 315-316, 324. 329-332, 338-339. 376, 386-387, 395-397, 406-409, 423-424, 426-427, 431-433, 452-453, 454-456, 464-465, 470, 476-477, 505-507, 514-515, 516-517.

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983. С. 160-211.

^

Неделя III:


Лекция: Проблема человека в конфуцианстве: учение «Да сюэ».

Литература:

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983. С. 160-211.

Кобзев А.И. «Великое учение» - конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986.

Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 287-331.

Мартынов А.С. Проблема личности в императорском Китае // Личность в традиционном Китае. М., 1992. С. 82-97.

Городецкая О. «Лик», «личность» и «портрет» на Западе и Востоке // Проблемы Дальнего Востока. 2003, № 4. С. 96-103.

^

Неделя IV:


Лекция: Проблема человека в конфуцианстве: учение «Чжун юна».

Семинар: Проблема человека в конфуцианской традиции.

Источники и литература:

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983. С. 160-211.

Кобзев А.И. «Великое учение» – конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986.

Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 287-331.

Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). / Пер с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова. Отв. ред. и вступит. ст. Л.С. Переломова. М., 2004. С. 73-124.

Мартынов А.С. Проблема личности в императорском Китае // Личность в традиционном Китае. М., 1992.

Неделя V:


Лекция: Проблема человека в «Лао-цзы» и «Чжуан-цзы».

Источники и литература:

Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, 1994. С. 116, 120, 126, 134, 175-200, 212-224; 175-302; Т. 2. М., 1974, 1994. С. 14-65, 210-310.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 79, 83-84, 95-99, 161-163, 179-180, 223-224, 231-235, 283-284, 368-369, 410-412, 420, 458-460, 461-463, 465-466, 475-476, 491-494, 497-498, 500-501, 503-505, 508-509.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 209-214, 225-251.

Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. И цзин. Дао дэ цзин. Лунь юй. М., 1994. С. 71-102.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 262-287.

Чжуан-цзы. Ле-цзы. Вступ. ст., пер. с кит., примеч. В.В. Малявина. М., 1999. С. 64-73, 104-107, 127-137, 153-155.

^

Неделя VI:


Лекция: Личностный идеал в «Лао-цзы» и «Чжуан-цзы».

Семинар: Личность в раннем даосизме. Истоки даосской концепции самосовершенствования.

Источники и литература:

Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, 1994. С. 116, 120, 126, 134, 175-200, 212-224; 175-302; Т. 2. М., 1974, 1994. С. 14-65, 210-310.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 79, 83-84, 95-99, 161-163, 179-180, 223-224, 231-235, 283-284, 368-369, 410-412, 420, 458-460, 461-463, 465-466, 475-476, 491-494, 497-498, 500-501, 503-505, 508-509.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999, 2001, 2003. С. 209-214, 225-251.

Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. И цзин. Дао дэ цзин. Лунь юй. М., 1994. С. 71-102.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 262-287.

Чжуан-цзы. Ле-цзы. Вступ. ст., пер. с кит., примеч. В.В. Малявина. М., 1999. С. 64-73, 104-107, 127-137, 153-155.
^

Неделя VII:


Лекция: Концепция «тела/личности» в китайской философии.

Источники и литература:

Городецкая О. Истоки китайской концепции личности: погребальные обряды чжоуского Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2004, № 6. С. 96-103.

Гроот де Я.Я.М. Демонология Древнего Китая. М., 1998. С. 3-48.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 219-220, 273-273, 343, 387.

Кобзев А.И. Личность, природа и судьба человека в конфуцианстве // Личность в традиционном Китае. М., 1992. С. 57-102.

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983. С. 160-211.

Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 287-331.

^

Неделя VIII:


Лекция: Понятия «природы» (син) и «предопределенной жизненности» (мин). «Горние» и «земные» души (хунь-по).

Семинар: Представления о структуре личности в китайской классической философии.

^ Источники и литература:

Городецкая О. Истоки китайской концепции личности: погребальные обряды чжоуского Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2004, № 6.

Гроот де Я.Я.М. Демонология Древнего Китая. М., 1998. С. 3-48.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 219-220, 273-273, 343, 387.

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983. С. 160-211.

Кобзев А.И. Личность, природа и судьба человека в конфуцианстве // Личность в традиционном Китае. М., 1992. С. 57-102.

Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. Исслед., пер. с кит., коммент. М., 1998. С. 142-158.

Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. Пер. с кит. СПб., 1904, 2002. С. 10-25, 48-64.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 251-261.

Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб., 2001. С. 7-37.

Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исслед. и пер. М., 1976. С. 167-259.

Юркевич А.Г. Жизнь как ценность в китайской классической философии и культуре // Жизнь как ценность. М.: ИФРАН, 2000.
^

Неделя IX:


Проведение рубежной внутрисеместровой аттестационной работы (2 часа)


Неделя X:

Лекция: Представления о предназначении человека, норме и идеале человеческой личности в раннем конфуцианстве.

Семинар: Понятия «совершенномудрого» и «благородного мужа». Учения о «доброй» и «злой» природе человека. Конфуцианское представление о самосовершенствовании.

Источники и литература:

Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966. С. 109-124.

Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972, 1994. С. 116, 120, 126, 134, 175-200, 212-224; 175-302; Т. 2. М., 1974, 1994. С. 14-65, 210-310.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 153-159, 235-238, 423-424, 465-466, 476-477.

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983. С. 160-211.

Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. И цзин. Дао дэ цзин. Лунь юй. М., 1994. С. 71-102.

Попов П.С. Китайский философ Мэн-цзы. Пер. с кит. СПб., 1904, 2002. С. 10-25, 48-64.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 262-287.


^

Неделя XI:


Лекция: Концепция природы человека в раннеимперском конфуцианстве.

Неделя XII:


Лекция: Учение Дун Чжуншу о «взаимореагировании Неба и человека». Развитие конфуцианской концепции природы человека.

Семинар: Учение Дун Чжуншу. Развитие концепции природы человека в конфуцианстве.

Источники и литература:

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 117-118.

Китайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 111-127.

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983. С. 160-211.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 262-287.

^

Неделя XIII:


Лекция: Личность в эпоху «чистых бесед» и «учения о сокровенном».

Литература:

Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». М., 1980. С. 25-65.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 295-2996, 310-312.

Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1980. С. 3-15.

^

Неделя XIV:


Лекция: Учение о самосовершенствовании в средневековой даосской философии.

Семинар: Личность в философии сюань сюэ. Даосская алхимия и учение о личностном бессмертии.

Источники и литература:

Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». М., 1980. С. 25-65.

Даосская алхимия: Чжан Бодуань. Гэ Хун / Пер. с кит. Е.А. Торчинова. СПб., 2001. С. 12-75.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 295-2996, 310-312.

Малявин В.В. Жуань Цзи. М., 1980. С. 3-15.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 262-287.

Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993. С. 48-124, 226-233.

Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб., 2001. С. 7-37.

Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь) / Предисл., пер., коммент. Е.А. Торчинова. СПб., 1994. С. 3-18.

^

Неделя XV:


Лекция: Эквиваленты понятия «личность» в буддизме. Буддийские представления о самосовершенствовании.

Источники и литература:

Избранные сутры китайского буддизма / Отв. ред. Е.А. Торчинов. СПб., 1999. С. 5-34.

Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния СПб., 1997. С. 218-257.

^

Неделя XVI:


Лекция: Учения школ китайского буддизма о самосовершенствовании.

Семинар: Представления о самосовершенствовании в китайском буддизме.

Источники и литература:

Избранные сутры китайского буддизма / Отв. ред. Е.А. Торчинов. СПб., 1999. С. 5-34.

Китайская философия: энциклопедический словарь. М., 1994. С. 295-296, 310-312.

Письмена на воде. Первые наставники чань в Китае / Сост., пер., исслед. и коммент. А.А. Маслова. М., 2000. С. 21-22, 315-336.

Религии Китая. Хрестоматия / Редактор-составитель Е.А. Торчинов. СПб., 2001. С. 258-279.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб., 2000. С. 19-44, 168-207.

^

Неделя XVII:


Лекция: Личность в неоконфуцианстве. «Изъяснение Плана Великого предела» Чжоу Дуньи.

Неделя XVIII:


Лекция: Концепции самосовершенствования в «учении о принципе» и «учении о сердце».

Семинар: Неоконфуцианство о месте человека в мироздании.

Источники и литература:

Кобзев А.И. «Великое учение» – конфуцианский катехизис // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986.

Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 205-286.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 231-364.

Чжу Си (Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Пер. М.Л. Титаренко) // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969.

Чжу Си. О сознании (синь). Из философского наследия Чжу Си / Пер. с кит. А.С. Мартынова, И.Т. Зограф. Вступ. ст. и коммент. к пер. А.С. Мартынова. Грамматический очерк И.Т. Зограф. М., 2004. С. 3-115.

Chan Wing-tsit (tr.). Zhu Xi and Lü Zuqian. Reflections on Things at Hand: The Neo-Confucian Anthology. N.Y., 1967. P. 45-110.

^

Неделя XIX:


Лекция: «Новое конфуцианство» о построении «моральной метафизики».

Источники и литература

Духовная культура Китая: энциклопедия в пяти томах. Т. 1. Философия. М., 2006. С. 184-188, 249-250, 337-338, 355-356, 370-373, 410-411, 472-475, 513-515, 556, 608-609.

Китайская философия: энциклопедический словарь. М., 1994. С. 253-255.

Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 46-49.

Ломанов А.В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М., 1996. С. 7-21, 23-54.


^

Неделя XX:


Проведение итоговой аттестации (2 часа).


Темы докладов и рефератов

  1. «Четыре вопроса» Канта: проекция на традицию конфуцианства.

  2. «Четыре вопроса» Канта: проекция на традицию раннего даосизма.

  3. Схема космо-антропогенеза «Изъяснения Плана Великого предела» и проблема человека в неоконфуцианстве.

  4. Чжу Си о «сердце» и природе человека.

  5. Концепция «благородного мужа» в конфуцианстве.

  6. Трактат «Да сюэ» и его место в конфуцианской антропологии.

  7. Самосовершенствование в китайском буддизме.

  8. Даосская «внутренняя алхимия»: цель, задачи, методы.

  9. Толкование неоконфуцианства как «моральной метафизики» у Моу Цзунсаня.

10. Проблема человека и особенности ее постановки в разных философских системах. Место человека в китайской традиционной картине мира.

11. Проблема человека в конфуцианской традиции.

12. Личность в раннем даосизме. Истоки даосской концепции самосовершенствования.

13. Представления о структуре личности в китайской классической философии и религии.

14. Соотношение понятий «совершенномудрого» и «благородного мужа» в конфуцианстве.

15. Эволюция конфуцианских представлений о самосовершенствовании.

16. Учение Дун Чжуншу. Развитие концепции природы человека в конфуцианстве.

17. Личность в философии сюань сюэ. Даосская алхимия и учение о личностном бессмертии.

18. Представления о самосовершенствовании в китайском буддизме.

19. Неоконфуцианство о месте человека в мироздании.

20. «Новое конфуцианство» о построении «моральной метафизики».




Скачать 177.62 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер177.62 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх