Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период» icon

Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в...
Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в...
Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в...
«Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»...
Учебно методический комплекс по спецкурсу «история государственного и муниципальногоуправления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История Новейшего времени (послевоенный период)...
Пособие, адресованное студентам институтов культуры...
Пособие, адресованное студентам институтов культуры...
Учебно-методический комплекс специальность 052700 «Библиотечно-информационная деятельность»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность»...
О разрядах оплаты труда по etc работников культурно-просветительных учреждений...
Учебно-методический комплекс по дисциплине Литература народов СНГ дисциплина специализации для...



Загрузка...
скачать


АЛЯТИНА Анна Геннадьевна,

методист Государственного учреждения

«Региональный Центр Развития Образования»,

Оренбургская область

Учебно-методический комплекс
«Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»

Модуль 6. Культурно-просветительная работа учреждений Южного Урала в послевоенный период (1945 – 1953 гг)



Закончилась страшная война, разрушившая тысячи городов и миллионы судеб. Нападение немецко-фашистских агрессоров на СССР нанесло культпросветучреждениям огромный ущерб. Мероприятия по переводу экономики на мирные рельсы создавали благоприятные условия для культурного развития. Восстанавливался нормальный режим работы предприятий и учреждений с выходными днями и отпусками для рабочих и служащих. Возросли расходы государства на социально-культурные нужды.

Как и в прежние годы, у большинства людей надежды на улучшение жизни были связаны с именем и деятельностью И. В. Сталина. Возросший за время Отечественной войны авторитет И. В. Сталина надежно поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата.

Партия и правительство считали необходимым иметь в каждом краевом и областном центре дом народного творчества, краевую или областную библиотеку, краеведческий музей, лекционное бюро; в районном центре — Дом культуры, районную библиотеку, лекторскую группу; в селе — клуб или избу-читальню, сельскую (стационарную или передвижную) библиотеку или пункт выдачи книг1.

За годы войны количество клубных учреждений на Урале (Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, Башкирская и Удмуртская АССР) сократилось с 11 123 до 8328, массовых библиотек — с 7859 до 2658, театров — с 63 до 51, музеев — с 60 до 50, киноустановок — с 2251 до 14072.

Партийные организации Южного Урала приняли активное участие в реализации планов четвертой пятилетки по восстановлению и развитию сети культпросветучреждений.

В период войны и первых послевоенных месяцев помещения многих культпросветучреждений уральских городов были заняты воинскими частями, госпиталями, промышленными предприятиями, общежитиями, требовали капитального ремонта и реконструкции.

Одной из важных проблем, стоявших перед культпросветучреждениями Южного Урала, была проблема нецелевого использования зданий под различные хозяйственные нужды как во время войны, так и в первые послевоенные годы. Помещения в годы войны засыпались хлебом, да и в послевоенные годы многие из них также использовались под хозяйственные нужды колхозов и других организаций3. О массовом характере этого явления в Чкаловской области можно судить по тому, что в 1948 году из 52 районов области в 36 учреждениях культуры были заняты под зерно4. Подобное положение было во всех районах Курганской области. Например, в 1949 г. в Куртамышском районе 12 клубов были заняты под зерносклады, хотя до засыпки зерном все они были отремонтированы; в Частоозерском районе — 8 клубов и т.д.5 Это разрушало помещения, так как после их освобождения организации, использовавшие эти здания, возвращали их неотремонтированными.

Особенно в запущенном состоянии находилась материальная база сельских культпросветучреждений. По данным из 25 районов Челябинской области, в 1945 г. 120 изб-читален6 не имели собственных зданий и работали в помещениях сельсоветов, а большинство сельских клубов и изб-читален было превращено в зерносклады.

В начале 1946 года печать выступила с призывом превратить районные центры в подлинные очаги социалистической культуры. Партийные организации повсеместно проводили собрания советской интеллигенции и колхозников, а также рабочих и служащих МТС и совхозов, на которых были приняты обязательства по широкому развертыванию строительства клубов, библиотек и других культурно-просветительных учреждений.

Центрами культурной жизни Южного Урала становились не только города, но и села — сельские и районные клубы, библиотеки, избы-читальни и Дома культуры. Все они функционировали под руководством партийных организаций и отделов культурно-просветительной работы при исполкомах местных Советов. Программой деятельности сельских учреждений культуры стало Положение о государственном сельском клубе, утвержденное Советским правительством летом 1946 г.7 Вскоре выходит постановление № 632 Совета Министров РСФСР от 21 сентября 1946 г. «О мерах помощи сельским клубам и избам-читальням»8.

Согласно данным положениям клуб создавался при сельском Совете и имел следующие задачи: разъяснение текущих политических событий, ведение научно-просветительной и агротехнической пропаганды, развитие военно-физкультурной работы, организация художественной самодеятельности и культурного отдыха трудящихся. Такой клуб должен иметь зрительный зал со сценой, библиотеку-читальню, комнаты для кружковой работы, культурный инвентарь и рядом расположенную спортплощадку. Руководил всей этой деятельностью совет клуба9. Однако многие избы-читальни не могли осуществлять такую разнообразную работу. К тому же они не располагали и соответствующими помещениями. Преобразование изб-читален в клубы по стране, в том числе на Южном Урале, происходило медленно и было завершено в конце пятой пятилетки10.

В проведении этой работы имелись большие трудности. Не хватало средств, строительных материалов, рабочих рук. Положение улучшилось к концу 40-х годов, по мере восстановления народного хозяйства, в том числе развития колхозного производства.

Положительную роль в культурном строительстве Южного Урала играли социалистические соревнования, которые повсеместно проходили в послевоенные годы и стимулировали деятельность культурно-просветительных учреждений. В 1948 г. наилучших показателей в ходе социалистического соревнования по выполнению плана валового сбора от концертов добились следующие клубы Челябинской области: в г. Копейске — клуб шахты 4—6 (валовой сбор составил 124%), клуб рудоремонтного завода (113,3%), клуб завода им. Кирова (139,5%); в г. Магнитогорске — клуб мельзавода № 10 (119%), в г. Коркино — клуб им. Горького — (146,8%); в г. Челябинске — Дворец культуры завода им. Орджоникидзе (132,9%), клуб трубопрокатного завода — (124,4%), Клуб автомеханического завода — (117,6%)11.

Большое место в деятельности клубных учреждений страны, и в том числе Южного Урала, в послевоенные годы занимала кружковая работа. В исследуемый период в культпросветучреждениях Южного Урала происходит увеличение количества кружков и участников в них.

Кружки создавались, как правило, во всех клубах. Наиболее распространены были кружки агрозоотехнические, радиолюбителей, по изучению автомобиля, кройки и шитья, художественной самодеятельности — драматические, танцевальные, хоровые, духовые оркестры, оркестры народных инструментов или струнные ансамбли, кружки художников-самоучек, резчиков по дереву и других любителей прикладного искусства. Создавались секции по различным видам физической культуры и спорта12.

В агрозоотехнических кружках при сельских клубах колхозники изучали основы земледелия и животноводства, повышали производственную квалификацию, овладевали опытом передовиков. Нередко кружки организовывались по отдельным сельскохозяйственным профессиям: полеводов, овощеводов, работников колхозных ферм, садоводов и т.д. Занятия в таких кружках, как правило, проходили в осенне-зимний период. В ряде сельских клубных учреждений в кружках с успехом использовали наглядные пособия: плакаты, иллюстрации из газет и журналов, выставки, муляжи и скелеты животных, натуральные экспонаты. При изучении ряда тем слушатели осваивали технику лабораторного анализа, принципы устройства различных сельскохозяйственных машин13. В Челябинской области хорошо была организована кружковая работа в Центральном клубе Усть-Катавского вагоностроительного завода, в клубах Златоустовского метзавода и Челябинского трубопрокатного завода, в ДК им. Бажова г. Копейска, в ДК Челябинского тракторного завода, в клубе треста «Челябметаллургстрой», в клубе «УралЗис», в центральном клубе треста «Магнитострой» и др.14

Из всех видов кружковой работы самую большую популярность получили кружки художественной самодеятельности, которые имелись почти в каждом клубном учреждении. К примеру, в городе Чкалове в 1952 году имелось девять клубов: клуб им. Ленина, клуб им. Сталина, клуб им. Дзержинского, клуб им. Чкалова, клуб Шелкокомбината, клуб Горпромсоюза, Дом учителя, Дом культуры ПРЗ, клуб мукомолов15. В течение 1952 года в клубе им. Ленина был организован хоровой коллектив, в котором участвовало 100 с лишним человек. Имелось три драматических коллектива — два русских и один татарский. Спектакли, подготовленные драматическими коллективами клуба им. Ленина, были одобрены не только художественным советом, но и комиссией из Москвы. Лучшими спектаклями по оформлению и выполнению считались «Голос Америки», «Аттестат зрелости», «Свадьба с приданым», «Беда от нежного сердца» и спектакли, поставленные татарским коллективом: «Галия-Бану» и «Габбаз-Галин» и др.16

Итоги работы самодеятельных артистов ежегодно подводились на районных и областных смотрах. Активно участвовали в самодеятельности и выступали на смотрах колхозники: свинарки, чабаны, полеводы. В каждом районе во время таких смотров нередко проводились до 100 концертов для 8—10 тыс. зрителей17.

С каждым годом совершенствовался репертуар клубных кружков, повышалось исполнительское мастерство самодеятельных артистов. Все большей популярностью пользовались районные и областные праздники песни. На районных праздниках сводный хор нередко достигал 500 участников18.

Широкое развитие в Курганской области получила театральная художественная самодеятельность. Ежегодно проводились смотры творческих коллективов. Так, с 15 декабря 1948 года проходил областной смотр сельских театральных коллективов. На смотре были представлены лучшие произведения советских драматургов и русских классиков. В смотре участвовало 610 коллективов с охватом 8500 участников. 14 лучших коллективов выступили на заключительном смотре в г. Кургане. На сцене областного драматического театра ими дано 17 спектаклей. Лучшим признан спектакль «Сказка о правде» М. И. Алигер в постановке драмкружка Казаринского сельского клуба Макушинского района. Этому коллективу присуждено первое место и Почетная грамота обкома ВЛКСМ19.

Из хоровых коллективов Курганской области необходимо отметить работу хора стариков 1-Белоярского сельского клуба Уксянского района. Этот хор организован в 1949 году. Хор состоял из 13 человек, руководил им 70-летний колхозник Баранников. В репертуаре хора в основном были народные песни («При лужке, лужке», «Рябина», «На горе да калина», «Казаченьки», «Ивушка»), пляски «Кадриль» и «Калинка». Хор часто выезжал с концертами в близлежащие сельские советы и несколько раз выступал на сцене районного Дома культуры. Такие же хоры стариков были организованы в Верхнетеченском сельском клубе Уксянского района, Неонилинском сельском клубе Мехонского района, Нижневском сельском клубе Куртамышского района, Широковском сельском клубе Далматовского района и другие20.

Профессиональную помощь сельской художественной самодеятельности оказывали работники областных филармоний, драматических и музыкальных театров. Они выступали с концертами в районных Домах культуры и сельских клубах, консультировали руководителей клубных кружков; одновременно участники самодеятельности знакомились с профессиональным мастерством гостей. Так, в 1953 году артисты Бугурусланского драмтеатра выступили перед колхозниками Оренбургской области, Челябинского театра кукол — перед детскими аудиториями сельских районов21. Шефская помощь города селу продолжалась и в последующие годы.

Достаточно серьезное внимание уделялось театральной художественной самодеятельности и в Челябинской области. Так, например, в городе Кыштыме в 1949 году коллективами художественной самодеятельности дано 330 концертов и спектаклей. Драматические коллективы клубов работали над многоактными пьесами, и за последние три месяца они показали населению города «Московский характер» А. В. Софронова, «Бедность не порок», «За чем пойдешь, то и найдешь» А. Н. Островского, а также поставлена пьеса «Я хочу домой» и другие22. Успешно работали кружки художественной самодеятельности в Агаповском, Нагайбакском, Буринском, Миасском, Еткульском, Катав-Ивановском, Троицком и других районах23.

Благодаря широкому распространению художественной самодеятельности сельские жители приобщались к культурной жизни, к прекрасному.

Развитие художественной самодеятельности зависело от обеспечения клубных учреждений не только музыкальными инструментами, но и радиоаппаратурой, патефонами, ведь в условиях всеобщей нотной безграмотности музыкальные концертные номера приходилось разучивать на слух.

Одной из форм культурно-просветительной работы были агитационно-художест­венные бригады, которые выступали в заводских цехах, на полевых станах и фермах, в молодежных общежитиях, в Домах культуры, сельских клубах и избах-читальнях. Агиткультбригады проводили беседы и читки среди колхозников на различные сельскохозяйственные, политические темы, пропагандировали достижения передовиков производства, критиковали нарушителей трудовой дисциплины, пьяниц, тунеядцев. Стараясь обеспечить необходимый идейно-теоретический уровень и размах лекционной пропаганды, парторганизации стали шире привлекать к этой работе лекторов-общественников из местной интеллигенции. Также устраивались выставки, монтажи, плакаты и т.д.

На местах всей этой работой заведовали областные, краевые, районные отделы культурно-просветительной работы, при которых имелись областные лекционные бюро. Например, при областном отделе культурно-просветительной работы Курганской области имелось лекционное бюро со штатом 6 человек24.

При областном лекционном бюро работали секции: естественнонаучная, общественно-политическая, литературная, медицинская и сельскохозяйственная25. Все работники областного отдела культработы в 1945 году и лекционного бюро занимались изучением истории партии (16 человек), самостоятельно изучали произведения классиков марксизма-ленинизма (8 человек), четыре работника областного отдела прошли месячные курсы переподготовки в Москве26. Не одно поколение советских граждан выросло на коммунистической идеологии и пропаганде общественно-политических знаний, которое осуществлялось культпросветработниками и лекторами-общест­венни­ками.

В агитационно-пропагандистской работе на селе заметное место занимали лектории. Создание их массовой сети в уральских селах завершилось в 1951 году. Для чтения лекций привлекались партийные и советские работники, руководители колхозов, совхозов и МТС, врачи и работники культурно-просвети­тельных учреждений. Они пропагандировали решения съездов партии, Пленумов ЦК, рассказывали о событиях международной и внутренней жизни, занимались распространением агрозоотехнических знаний, эстетическим воспитанием сельских жителей, атеистической пропагандой27.

Лекционным путем пропагандировались достижения технического прогресса. Для этого читались лекции на такие темы: «Связь науки и производства — закон технического прогресса», «Хозрасчет как метод планового управления социалистическими предприятиями». Большое место во всей лекционной работе занимала пропаганда ведущей роли русской науки в истории мирового прогресса и превосходства социалистической культуры над «растленной» культурой капиталистических стран. Например: «СССР — родина радио», «П. Н. Яблочков и Н. А. Ладыгин — творцы электрического света», «Н. Н. Миклухо-Маклай — великий географ и путешественник». В клубах устраивались специальные лекции для молодежи на ряд тем: «Моральный облик молодого советского человека», «Героизм советской молодежи», «О дружбе, любви, браке и семье». Большое внимание уделялось распространению естественнонаучных знаний среди населения. На это были нацелены лекции на следующие темы: «Наука и религия о строении Вселенной», «Было ли начало и будет ли конец мира», «Сон и сновидение» и др.28

После XIX съезда партии в работе сельских учреждений культуры широкое распространение получили тематические вечера в клубах, задача которых состояла в том, чтобы содействовать улучшению работы колхозов и совхозов. Многочисленные вечера, состоявшиеся в клубах Верхнеуральского района Челябинской области, были посвящены снижению себестоимости продукции сельского хозяйства, увеличения надоев молока и т.д.29 На вечерах выступали агрономы, зоотехники, партийные и советские работники, демонстрировались сельскохозяйственные фильмы, состоялись концерты художественной самодеятельности.

Таким образом, сельские клубы постепенно становились не только центрами эстетического воспитания сельчан, но и средством повышения их политической сознательности и профессиональных знаний.

При проведении агитационно-массовой пропаганды значительное внимание уделялось наглядной агитации, которая обладала большой силой воздействия на сознание людей, в доступной форме раскрывая достижения в хозяйственной, политической и культурной жизни, показывая конкретные задачи, стоящие перед страной. В послевоенные годы в клубных учреждениях применялись такие формы наглядной агитации, как плакаты, карты, схемы, панно, диаграммы, картограммы, выставки, фотовитрины, Доски почета, доски показателей социалистического соревнования.

На Южном Урале в полеводческих и тракторных бригадах, на фермах создавались красные уголки, многие из которых превращались в своеобразные филиалы сельских клубов. Такие красные уголки были открыты почти повсеместно на фермах и полевых станах колхозов Чкаловской, Курганской и Челябинской областей. Районные Дома культуры и колхозные клубы, библиотеки направляли сюда книжные передвижки, снабжали газетами, журналами, культинвентарем. Здесь же проводились беседы, готовились стенгазеты. Новые формы работы обсуждались на семинарах культпросветработников.

Во многих избах-читальнях, клубах, Домах и Дворцах культуры организовывались кинолекции на различные темы, коллективное прослушивание радиолекций.

Так, с целью лучшего обслуживания колхозников и механизаторов, занятых на поднятии целинных и залежных земель, лекционное бюро Курганской области в 1953 году впервые в области организовало два передвижных кинолектория. За три месяца работы в передвижных кинолекториях было прочитано 60 лекций, продемонстрировано 80 сельскохозяйственных и документальных фильмов30. Передвижные кинолектории пользовались большим успехом у колхозников и механизаторов. Сочетание лекций с фильмами показало, что они являются доходчивой формой лекционной пропаганды. Лекции и кинопоказ в большинстве своем проходили под открытым небом и на каждой лекции присутствовало 100—250 человек, а иногда и больше.

Часто лекции проводились на животноводческих фермах, отгонных пастбищах и полеводческих бригадах. Основным недостатком в этой работе являлось отсутствие у областного лекционного бюро своих машин под передвижные кинолектории, что ограничивало возможность чтения лекций и кинопоказа раннею весной, в ненастную погоду и осенние заморозки. Под открытым небом работать в таких условиях было нельзя. Такая широкомасштабная лекционная работа способствовала повышению кругозора трудящихся, появлению интереса к политической и культурной жизни советского общества.

Наряду с лекционной пропагандой огромную работу на полевых станах проводили коллективы художественной самодеятельности.

Так, в Курганской области в 1948 году в период посевной, уборочной и хлебозаготовительной кампаний силами художественной самодеятельности было организовано 280 агитационно-художественных бригад с количеством участников 1989 человек, которыми было дано 3108 концертов и обслужено 203 697 хлеборобов31. Перед каждым художественным выступлением культбригад читался доклад или лекция. Хорошо была организована работа агиткультбригад Чашинского, Белозерского, Куртамышского, Мокроусовского, Альменевского районов. Агитационно-художественная бригада Чашинского РДК, состоявшая из семи человек, в период уборочной кампании 1951 года показала 36 выступлений32.

В работе культурно-просветительных учреждений Южного Урала имелись трудности и определенные недостатки, которые заключались в дефиците квалифицированных кадров, их большей текучести, обусловленной, в частности, неудовлетворительными бытовыми условиями, низкой заработной платой, а также слабой материальной базой сельских клубов, библиотек и Домов культуры. Низким был уровень методической работы районных Домов культуры и библиотек. Издаваемые пособия не всегда учили культпросветработников практике клубной работы33.

Серьезные недостатки имелись в организации художественной самодеятельности. Имели место случаи, когда кружки художественной самодеятельности создавались только к очередному смотру, а после его проведения, не получая поддержки и помощи, прекращали работу.

В ряде мест неудовлетворительно было организовано шефство областных, городских театров и концертных организаций над коллективами художественной самодеятельности, им не оказывалась постоянная творческая помощь в развитии самодеятельности трудящихся и повышении ее идейно-художественного уровня34.

По своему содержанию и формам работы к клубным учреждениям близко примыкали парки культуры и отдыха. В послевоенный период советские парки являлись очагами культуры, центрами отдыха и политического просвещения трудящихся. Посещаемость их была огромна. Только в 1953 году парками и садами Российской Федерации было обслужено не менее 50 миллионов трудящихся35.

Эти данные свидетельствовали о популярности советских парков. Миллионы трудящихся находили там условия для полноценного культурного отдыха. В парках и садах посетители знакомились с достижениями социалистического строительства, с произведениями классической и советской литературы, искусства, музыки, участвовали в спортивных мероприятиях, в творческой самодеятельности, народных празднествах и развлечениях. В парках пропагандировались важнейшие политические решения Коммунистической партии и Советского правительства. Для посетителей парков устраивались выставки, посвященные борьбе за мир, успехам социалистического строительства в странах народной демократии.

О размахе проводимых мероприятий можно судить по следующим фактам и цифрам. В Челябинском парке культуры и отдыха за летний период 1953 года было проведено 40 лекций и докладов, 25 кинолекций, 13 вечеров вопросов и ответов, 20 встреч с участниками Всесоюзных конференций в защиту мира, знатными людьми города, с поэтами и писателями Челябинска, 24 спортивных соревнования, 24 концерта Госфилармонии и приезжих бригад артистов Москвы, Ленинграда, Латвии, Эстонии, Свердловска, Узбекистана, Дагестана и др. Парк провел 27 народных гуляний — городских, районных, заводских. Так, например, проходили такие праздники, как «Сабантуй», «Праздник трудовых резервов», «День шахтера», два общегородских школьных праздника и др.36

Широкая пропаганда решений XIX съезда партии началась в Челябинском парке культуры и отдыха буквально с первых дней его открытия. Там состоялись следующие кинолекции: «Коммунистическая партия Советского Союза — вдохновитель и организатор строительства коммунизма в СССР», «И. В. Сталин об основных предварительных условиях перехода от социализма к коммунизму», «Задачи развития промышленности в СССР в пятой пятилетке», «Борьба с пережитками капитализма в сознании людей и задачи коммунистического воспитания трудящихся» и т.д. Были также продемонстрированы кинофильмы: «Москва — столица СССР», «Сталинский Урал», «Большая жизнь» и др.37

Центральную роль в художественном воспитании посетителей Челябинского парка культуры и отдыха играла симфоническая музыка и концерты-лекции. На концертах симфонической музыки присутствовало от 500 до 1200 человек. В программу концертов симфонического оркестра вошли такие произведения русской классической музыки, как «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» М. И. Глинки; «Казачок» А. С. Даргомыжского, «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, полонез из «Шопенианы» А. К. Глазунова, симфонии № 4, 5, фрагменты из опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского и др. Из произведений советских композиторов были представлены сюита из балета «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, «Приветственная увертюра» Н. Я. Мясковского и др. Оперная музыка западноевропейских композиторов: увертюра к опере «Похищение из сераля» В. А. Моцарта, фантазии на темы из оперы «Тоска» Дж. Пуччини, вступление и антракты из оперы «Кармен» Ж. Бизе и др. Вечер советской оперетты: И. О. Дунаевский. Увертюра к оперетте «Вольный ветер», А. В. Александров. Фрагменты из оперетты «Свадьба в Малиновке», Е. Э. Жарковский. Увертюра к оперетте «Морской узел» и др.38

В городе Чкалове в летний период большинство клубов переносили свою работу в парки. На территории города в 1951 году находилось семь садов и парков: им. Карла Либкнехта, Октябрьской революции, им. Павших борцов революции, им. Ленина, им. Чкалова и детский парк им. Кирова39. Парки обычно открывались к 1 мая.

Большую работу по организации культурных мероприятий проводил парк им. Чкалова, который в 1951 г. имел в своем распоряжении водную прокатно-лодочную станцию, детскую купальню, танцевальную площадку, читальный зал, комнату смеха40. Парк располагался на левом берегу реки Урал и занимал территорию 239 га, его филиал — сад им. Октябрьской революции находился в районе Новой стройки г. Чкалова, занимал территорию 4 га41. Несмотря на то, что все мероприятия в парке им. Чкалова можно было проводить только по выходным дням (вследствие отдаленности от города), все же за летний сезон в нем было больше всего прочитано лекций и докладов — 24, филармонией было организовано пять концертов, состоялось девять концертов художественной самодеятельности, три представления театра кукол, прошло соревнований по плаванию 20, спортивных игр — 89 (футбол — 64, волейбол — 11, баскетбол — 4)42.

Многообразная работа проводилась в парке культуры и отдыха им. Чкалова и его филиала — в саду им. Октябрьской революции и в 1953 году. Для проведения культурно-массовых мероприятий имелись: закрытая эстрада, читальный павильон, танцевальная площадка, музыкальная эстрада, детская площадка, тир, комната смеха, волейбольная площадка.

За летний период в парке им. Чкалова силами госфилармонии, артистов театра музкомедии, клуба Горпромсоюза и других коллективов было дано 18 концертов, в программу которых были включены советские произведения и произведения стран народной демократии. Коллективом клуба ПРЗ, клуба им. Дзержинского и др. поставлены спектакли: «Братья», «Сон сбылся», «Поздняя любовь», «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Цыгане», «Лучшая роль». Коллективом физкультурного техникума была поставлена большая программа, в которую были включены акробатические этюды, вольные упражнения, упражнения на брусьях. Всего вышеперечисленными культурно-массовыми мероприятиями с 10 мая по 20 сентября 1953 года было обслужено 30 092 человека43.

В парке и в саду за летний период было проведено несколько гуляний, посвященных знаменательным датам — Дню победы над Германией, Всесоюзному дню физкультурника, дню авиации и др.44 В эти дни культурного отдыха для отдыхающих читались лекции, ставились концерты, организовывались игры.

Таким образом, парки проводили большую идеологическую работу и одновременно служили средством проведения культурного досуга и активного отдыха жителей и гостей городов Южного Урала.

Большое распространение в послевоенный период на Южном Урале получила агитационно-массовая работа.

Положительным моментом в агитационно-массовой работе, проводимой в стране, и в частности на Южном Урале, были лекции на производственные темы, способствовавшие повышению технических знаний и опыта населения.

Дома культуры, избы-читальни активно содействовали идеологическому воспитанию, повышению культурно-технического уровня тружеников деревни, расширению их кругозора. Благодаря развитию кружковой работы, смотрам художественной самодеятельности советские люди активно проводили свой досуг и реализовывали свои творческие способности. Сельские учреждения культуры Южного Урала выступали своеобразными центрами обобщения и распространения передового опыта на селе.

К 1950 году культурно-просветительная сеть Южного Урала была восстановлена полностью. В то же время в послевоенный период большинство сел не было радиофицировано, не хватало киноустановок, не в каждом селе была библиотека, сельский клуб. В работе культпросветучреждений Южного Урала имелись определенные трудности, связанные со слабой их материальной базой, низким профессиональным уровнем работников, их большой текучестью, низкой заработной платой и др.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое культурно-просветительная работа?

  2. Применяется ли, на Ваш взгляд, культурно-просветительная работа в настоящее время?

  3. Какое из видов культурно-просветительной работы получила наибольшее распространение в послевоенный период?

  4. Из многообразия культурно-просветительной работы, чему бы Вы отдали наибольшее предпочтение?

  5. Нужна ли была культурно-просветительная работа в послевоенный период в СССР?




1 Там же.

2 Федченко М. Н. Некоторые проблемы культурного строительства на Урале. (1945—1960) // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сб. науч. тр. Вып. 3. Курган, 2000. С. 58.

3 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 12. Д. 791. Л. 27.

4 ЦДНИОО. Ф. 371. Оп. 14. Д. 717. Л. 26.

5 Революция 1917 г. и Зауралье. Курган, 1997. С. 140.

6 Изба-читальня — один из видов сельских клубных учреждений в СССР. Возникла в первые годы Советской власти. Избы-читальни являлись центром политической и культурно-просветитель­ной работы в деревне (БСЭ. 3-е изд. Т. 10. М., 1972. С. 50).

7 Развитие культуры уральской советской деревни. 1917—1987. Свердловск, 1990. С. 87.

8 ГАОО. Ф. Р-1014. Оп. 6. Д. 176. Л. 299.

9 Советская деревня в первые послевоенные годы. М., 1978. С. 479—480; Развитие культуры уральской советской деревни. 1917—1987. Свердловск, 1990. С. 87.

10 Развитие культуры уральской советской деревни… С. 87.

11 РГАЛИ. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 528. Л. 254.

12 Кабанов П. И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР послевоенные годы. 1946—1953. М., 1955. С. 26.

13 Кабанов П. И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР… С. 26.

14 ОГАЧО. Ф. Р-288. Оп. 19. Д. 155. Л. 68.

15 ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 28. Д. 170. Л. 76.

16 ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 25. Д. 196. Л. 60.

17 Разитие культуры уральской советской деревни. 1917—1987. Свердловск, 1990. С. 89.

18 Там же.

19 Подливалов В. В. Развитие культуры Зауралья в 1946—1951 гг. Курган, 1998. С. 79.

20 ГАОПДКО. Ф. 166. Оп. 10. Д. 212. Л. 27.

21 Челябинский рабочий. 1953. 22 сентября; Чкаловская коммуна. 1954. 6 октября.

22 ОГАЧО. Ф. Р-288. Оп. 13. Д. 268. Л. 84.

23 Там же. Л. 17.

24 ГАКО. Ф. Р-1540. Оп. 1. Д. 2. Л. 2.

25 ГАКО. Ф. Р-1540. Оп. 1. Д. 28. Л. 24.

26 ГАКО. Ф. Р-1540. Оп. 1. Д. 28. Л. 3.

27 Чкаловская коммуна. 1951. 11 июля; 1953. 10 января.

28 ОГАЧО. Ф. Р-1588. Оп. 1. Д. 113. Л. 144 об.

29 Развитие культуры уральской советской деревни. 1917—1987 / под ред. Р. П. Толмачева. Свердловск, 1990. С. 92.

30 ГАКО. Ф. Р-1540. Оп. 1. Д. 109. Л. 29.

31 ГАКО. Ф. Р-1540. Оп. 1. Д. 1. Л. 14.

32 ГАОПДКО. Ф. 166. Оп. 10. Д. 212. Л. 28.

33 Кабанов П. И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР… С. 40.

34 Там же.

35 Кабанов П. И. Указ. соч. С. 36.

36 ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 10. Л. 1, 2.

37 ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 90. Л. 5.

38 ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 90. Л. 46.

39 ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 25. Д. 196. Л. 61.

40 Там же.

41 ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 87. Л. 289.

42 ЦДНИОО. Ф. 267. Оп. 25. Д. 196. Л. 61, 62.

43 ГАРФ. Ф. А-501. Оп. 1. Д. 87. Л. 291.

44 Там же.




Скачать 207,35 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер207,35 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх