Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А. Ф. Ко­ни о Л. Н. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значи­тельно меньшей, записывайте пункты плана, в правой тезисы. План icon

Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А. Ф. Ко­ни о Л. Н. Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значи­тельно меньшей, записывайте пункты плана, в правой тезисы. План


4 чел. помогло.

Смотрите также:
Тезисы это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста...
Логика полисинтетической словоформы...
Тезисы докладов и заявки на участие...
План бывает: простой и сложный, цитатный (пункты оформляются в кавычках)...
1. Тезисы лучших докладов школьников...
Тезисы, статья...
Тезисы докладов (выступлений) должны быть представлены в виде файла на дискете (3,5 дюйма)...
Проект на тему «соразмерность или вновь о золотом сечении»...
Тезисы докладов 50-й научной конференции молодых ученых бгми. Уфа: 1985. С. 44...
Рекомендации по написанию тезисов Вам необходимо выбрать одну из проблем предложенной повестки...
Руководство по оформлению тезисов докладов автор А. Б...
Об изучении геометрии уча­щи­мися, обучающимися му­зыке (статья)...



скачать
Виды переработки текста


  1. Виды сокращений (план, тезисы, конспект, тематический конспект, выписки, реферат).

  2. Виды оценки текста (рецензия, аннотация, отзыв).


План и тезисы


Тезисы — это краткое изложение основных положений ста­тьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые чита­тель выписывает в виде цитат или в собственной формули­ровке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо на­учиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, оза­главливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения тек­ста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.


Упражнение 1. Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Ко­ни о Л.Н.Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значи­тельно меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.


План

Тезисы








Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогу­лок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне при­ходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в ли­цах,— жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком ис­кусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мяг­ким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английско­го парка перемежались с французскими замысловатыми стрижены­ми аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тро­пинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, соч­ными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и ши­рокие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не ста­ну говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, под­дельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструк­ции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно за­ключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных стру­ях и высокое небо, и глубокое дно...

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 го­ду Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его поздней­шие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении,— го­ворил он,— надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущ­ности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевско­го огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.


Выписки


Наиболее простой вид записи — выписка (выдержка), до­словная или документально точная запись частей текста.

Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его или когда мы зна­комимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для под­готовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.

Постоянно при чтении интересующих вас книг делайте выпис­ки, постепенно накапливая и распределяя их по темам, и при не­обходимости используйте их.


Упражнение 2. О Л.Н. Толстом и его творчестве писали многие литературове­ды, критики, писатели, общественные деятели. Сделайте выписки из фраг­ментов статьи В. Лакшина «Черты великого эпоса («Война и мир»)». Ста­райтесь выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Полностью прочитать эту статью вы сможете в книге В. Лакшина «Пять великих имен».


«Без ложной скромности — это, как «Илиада»,— говорил Тол­стой о «Войне и мире» Горькому.

Толстой не тешит свое тщеславие, он просто определяет жанр. Большой эпос, народная эпопея — вот что стоит перед его гла­зами образцом для сравнения.

Смелое воображение и точное знание, живое предание и инту­иция художника, пережитый сердцем опыт и огромное наследие культуры потребны были, чтобы возник этот литературный фено­мен — «Война и мир».

Толстой говорил, что, прежде чем начать работу, ему важно, чтобы под ногами у него выросли подмостки. Кроме первостепен­ных жизненных впечатлений, душевных поисков и дум, всегда важ­ны подмостки литературные.

Готовясь к созданию «Войны и мира», Толстой открыл для се­бя Гомера. «Вот оно! чудо»,— записал он в дневнике. Это было в конце 50-х — начале 60-х годов. Реже отмечают, что в круге его чтения в годы, прямо предшествовавшие созданию «Войны и ми­ра», оказались и русские былины. В 1862 году, занимаясь с кресть­янскими детьми в яснополянской школе, Толстой читает им вслух народные песни, былины, сказки, отрывки из древних летописей, старается объяснить ребятам красоты народной поэзии и сам вос­хищается вместе с ними. «Я заметил,— пишет Толстой в одной из педагогических статей того времени,— что дети имеют более охоты, чем взрослые, к чтению такого рода книг; они перечитывают их по нескольку раз, заучивают наизусть, с наслаждением унося на дом и в играх и разговорах дают друг другу прозвища из древних былин и песен». (...)

Толстой эпичен и оттого, что он подкупающе серьезен. Он поднимается сам и поднимает нас от быта, от мелочи и пыли дня тому, что определяет содержание всей жизни человека, составляет тайный смысл истории и мерит всякое живое существо в масштабе вечности.

О Толстом можно повторить то, что сам он, как величайшую похвалу, высказал о Лермонтове: «У него нет шуточек... Шуточно не трудно писать, но каждое слово его было словом человека власть имеющего». Его совесть болит, потому что везде и всюду он видит уклонение от того, как надлежало бы людям жить, чувствовать и понимать жизнь. Порой он будто ступает по раскаленной земле — его ступни палит, жжет это несоответствие поступков и речей, какие слышатся в повседневности, его идеалу правды и оттого он так хмурит свои густые брови на поздних фотографиях, придирчиво сверлит глазами своих собеседников.

Огромно его недовольство собой, внутренний счет к своей душе. Этой напряженной духовностью он вернее любых проповедей обращает нас, читателей, к главному — вопросу о смысле свое жизни, не потакает безволию души и запрещает человеку измельчиться, пойти в обход, растратиться на пустяки. Мерой серьезности, крупности духовных забот, какими он обременяет своих любимых героев, он напоминает о чем-то важнейшем и порою вызывает стыд за себя.

Пьер Безухов, князь Андрей — это правдоискатели, и только оттого они и могли стать главными героями толстовской эпопеи.

Но рядом с суровым началом совести, покоряющей серьезностью интонации, есть у Толстого — и в «Войне и мире» это, может быть, высказалось особенно ярко — жадное, природное, нерассуждающее жизнелюбие и как часть его — стихия юмора, смеха.

«Война и мир» — эпос нового времени потому, что сам взгляд художника на людей лишен античной высокой бесстрастности Его объективное изображение то глубоко уходит в психологию, то окрашивается в тона сдержанной иронии. Картина как бы «подсвечена» авторским отношением, ненавязчивым, но ровно разлитым на полотне, так что ни на мгновение не разрушается иллюзия самостоятельного существования лиц.

В умении проникнуть в человеческую душу, удержавшись от острой субъективности, новизна и сила реализма Толстого. Он, конечно, резко пристрастен в отношении главных мыслей, идей своего творения. Но, заглянув в чужую душу, чувствует себя не вправе быть тенденциозным: его задача — взять характер изнутри, в его логике, в его психологии. Ведь любой человек строит свой внутренний мир по своим осям координат, часто с изощренной систе­мой самооправдания. И как воспроизвести в искусстве это строитель­ство вторично, не дать воли своеволию, оставаясь неравнодушным. Победить субъективность — вот задача художника.

Наглый Долохов, с его холодным взглядом в упор, по-человечески неприятен, когда выхватывает за столом у Пьера афишку и провоцирует его, обманутого им мужа, на дуэль. Он ненавистен нам, когда обчищает в карты молоденького Николая Ростова, а потом еще предлагает простить ему карточный долг за то, чтобы тот от­ступился от понравившейся ему Сони. Герой-подлец как будто ясен до конца. Но вдруг мы узнаем, что раненный на дуэли Долохов в от­чаянии от мысли о том, как огорчится его мать. Оказывается, он нежнейший сын и брат, и кто мог бы догадаться, как любит этот хо­лодный, злой человек свою одинокую мать и горбатенькую сестру!

А Анатоль Курагин? Этого мерзейшего светского хлыща Тол­стой приведет на Бородинское поле и покажет нам его в санитар­ной палатке, где ему, тяжко раненному, будут ампутировать ногу. Не только его соперник, князь Андрей, простит его в эту минуту,— кто из читателей не испытает к нему чувства сострадания, жалости?

Так обходится Толстой с «отрицательными», условно говоря, персонажами. Но и положительных героев он не щадит. Мечты князя Андрея о славе — почти смешны своим открытым, яростным детским тщеславием. И Толстой безжалостно отметит к тому же слабость героя быть на виду: он любит парить и действовать в «высших сферах». Но Болконский человек воли. А стоит ли гово­рить, что мучительное безволие, даже слабодушие Пьера делает его порой, как в сцене сватовства к Элен, почти комедийным персона­жем. Полнота изображения движущегося характера, однако, такова, что в конечном счете и это не роняет героя в глазах читателя. Нам говорят правду — так долой всякую романтическую брезгливость!

Нам остро интересно у Толстого познание людей, не подмятых авторской идеей. Художник сам отдается процессу счастливого во­ображения, постижения человека в творчестве, и мы благодарно следуем за ним. Он дает нам радость понимания незнакомых прежде людей, постижения их характеров, идеалов, привычек и причуд — и оставляет иллюзию, что все это делается не по его ав­торской воле, а нами самими, свободно и самостоятельно, как в жизни. А это и есть искусство. (...)

В философско-исторических отступлениях, в «Эпилоге» к ро­ману Толстой задирист, полемичен: ему важно было показать зна­чение народной войны, массы, которая в историческом действии ув­лекает за собой или подминает под себя вождей и героев.

«Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе свой­ство души и чувств, сказалась и в психологическом строе романа, в изображении «частных лиц». «Стихийное» — главная прелесть Ната­ши Ростовой,— ее искренность, близость к природе, родной почве. Толстой считал важнейшим психологическим «узлом» романа порыв страсти Наташи к Анатолю Курагину. И не оттого лишь, что героиня получает нелегкий жизненный урок. Здесь вырвалась на­ружу сила жизни — непредсказуемой, незапланированной наперед. Наташа объясняет брату свою антипатию к Долохову: «У него все назначено, а я этого не люблю». Она не терпит в людях сухо­го расчета, заранее навязанного взгляда,— ее чувство открыто на­встречу жизни. В этом ее незащищенность, но и ее сила. (...)

В художественных сценах «Войны и мира» — ощущение един­ственного мига, свершающегося сейчас, переживаемого и не отго­ревшего. Не воздыхание, не элегия, а страсть. Не воспоминание, а живое переживание и действие.

«Ну, как можно спать! — взывает Наташа к Соне, забравшись на подоконник в лунную ночь в Отрадном...— Да проснись же, Со­ня... Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» (...)

Героев Толстого молодое счастье жить, чувствовать заполняет до краев, порой до слез, до судороги в горле. Толстой — это вели­чайшие метания духа и огромное здоровье натуры художника. Это радость, как норма бытия.

Возрождается убитая, казалось, горем и стыдом Наташа Росто­ва, и улыбка на ее лице медленно проступает навстречу Пьеру, «как отворяется заржавленная дверь». Но, может быть, еще ярче другое толстовское сравнение оживающей души Наташи с молодой травой, победной силой природы. «Она не знала этого, не повери­ла бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлав­шим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы тра­вы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно. Рана заживала изнутри».

Сама погибель, потеря, смерть, по ощущению Толстого, не ужас бездонный, а тоже часть жизни, переход к чему-то иному, и тяжел лишь момент прощанья и изживанья прошлого, а жизнь не перечеркнута никогда. (...)

Великий эпос — «Война и мир», напоминает человеку всегда, человеку, вдруг поникшему под ношей обстоятельств или безрадо­стных впечатлений дня, будничной усталости: жизнь огромна, ее проявления и дары неожиданны, завтра может случиться нечто хо­рошее, о чем и не ведаешь сегодня. Даже в дурном часто есть смысл, сразу нами не разгаданный, от которого идет дорога к до­бру. И вообще — дар жизни есть радость. Радость любви, семьи, победы, высокой думы, природы, воздуха, неба над головой в го­лубой день...

С таким чувством расстаемся мы с героями Толстого в этой ве­ликой, нестареющей книге.


Конспект


Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем от­личие конспекта от других видов сокращения текста? План — это самая короткая форма изложения текста, его ло­гическая схема в виде кратких формулировок; тезисы — основ­ные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сфор­мулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект — это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате си­стематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к пол­ному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Конспект - это последовательная фиксация информации, ото­бранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свобод­ные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержа­щие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).


Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (па­раграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее ча­сти), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме,— тематический конспект.


Упражнение 3. Составьте тематический конспект на основе статей Ф.Кони и В. Лакшина. Постарайтесь привлечь другие тексты.


Реферат


Реферат (от лат. - сообщаю) - краткое изложение в пись­менном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различ­ные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит про­блемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы порабо­тить, более глубоко ее изучить.


Этапы работы над рефератом

  • Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, инте­ресной по содержанию).

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как пра­вило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация информации.

  • Разработка плана реферата.

  • Написание реферата.

  • Публичное выступление с результатами исследования.


Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунк­тов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосно­вывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика исполь­зуемой литературы).

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая от­дельную проблему или одну из ее сторон, логически является продол­жением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.


Требования к оформлению реферата

  • Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных стра­ниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

  • Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культу­ры изложения.

  • Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

  • Должна быть соблюдена последовательность написания библио­графического аппарата.


Критерии оценки реферата

• Актуальность темы исследования.

• Соответствие содержания теме.

• Глубина проработки материала.

• Правильность и полнота использования источников.

• Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использо­ваться как зачетные работы по пройденным темам.


Образец оглавления


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...............................................................................................с. 3

Глава I. «Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский)......с. 5

Глава II. Образ Петра I в поэзии М.Ю.Лермонтова........................с. 10

Заключение.........................................................................................с. 11

Библиография.....................................................................................с. 13


Правила оформления библиографии.

1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:

Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков, 1996.

2. Если авторов два или три, то указываются в той же последова­тельности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, на­пример:

Кан-Калик В.А., Никандров В.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

3. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого с добавлением слов «и др.», например:

Маркова А. К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

4. Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

^ Полягте С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной мо­нографии с элементами учебного пособим и научной фантастики. - М., 1996.

5. В случае выхода источника под общей редакцией (под редакци­ей) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и, с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приво­дятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источ­ника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишет­ся: / Ред. или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

Социально-педагогические проблемы профессионального станов­ления молодых учителей / Сост. С.Г.Вершловский. - Л., 1989.

Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов /Под ред. А.А.Бодалева. - Л., 1976.

Реклама за рубежом / Ред. Б.Г.Карпова; Сост. И.С.Сидельникбв. - М., 1977.

6. В случае если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других произведений этого же автора и объединен­ных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые лиши (//) и приводятся все библиографические данное источника, например:

Розанов В.В. Декаденты // Розанов В.В. Мысли о литературе. - М., 1989.-С. 211-215.

Каменский Я. А. Великая дидактика// Каменский Я, А. Соч.: В 2 т. - М., 1982.-Т. 1.-С. 242-446.

Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в Истории // Избр. филос. произв.-М., 1956.-Т.2.

7. При описании многотомных изданий после фамилии и инициа­лов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указы­вается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-и и т.п.), напри­мер:

Каменский Я.А. Соч.: В 2т.- М., 1982.-Т. 1.-С. 201-242.

Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. - М., ,1980.

8. Место издания - обязательный библиографический элемент - приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва - М.; Ленинград - Л.; Санкт-Петербург - СПб.; Петербург.- Пб.; Ниж­ний Новгород - Н.Новгород; Ростов-на-Дону - Ростов н/Д; Лондон - L; Нью-Йорк - N.Y.; Париж - Р.

9. Если книга имеет в библиографическом описании два места из­дания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

Гегель. Соч.: В 3 т. –М.; Л., 1934. - Т. 1. - С. 174-191,

10. Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсут­ствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.А.» (Sine anno) для иностранных языков.

10. При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника) и страницы соблюдаются следующие правила:

а) все сведения даются арабскими цифрами;

б) так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

Том 4-Т. 4.

Книга 2-Кн. 2.

Раздел 3-Разд. 3.

Выпуск 5 - Вып. 5.

Глава 4 - Гл. 4/

Страница, 10-С. 10.

Страницы 200-210 - С. 200-210,

например:

Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. -М., 1970. -Т. 2.-Гл. 7. - С. 51-71.

11. Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем ставятся две косые линии (II), приводится название жур­нала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журна­ла (если, источник взят из газеты, вместо номера указывается дата вы­пуска), точка, например:

Букатов В. М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. - 1996. - № 3.

Щербина Т. Энциклопедия литературных героев // Литературная газета. - 1977. — 19 июня.


Упражнение 4. Выбрать одну из тем к итоговому зачету по русскому языку и составить библиографию к реферату; написать оглавление.


Аннотация


Аннотация (от лат. — замечание) — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Если в реферате статья сокращается в 3—4 раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — эти текст из 3—4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.


Строение аннотации

1. Библиографическое описание.

Мертлик Р. .

Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. - М.: Республика, 1992.- 479с.

2. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие лю­дей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

^ Рассчитана на широкий круг читателей.


Основные требования к аннотации

• Композиция должна быть внутренне логичной и может от­личаться от композиции исходного текста.

• Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

• Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и яс­ностью.

• Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.


Разновидности аннотаций

• справочная (информативная);

• рекомендательная (с элементами оценки);

• от издательства;

• от автора;

• от составителя.


^ Носов Е.И.

Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов -М.:Дет. Лит., 1990. - 32с.: ил. - (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной де­ревни.


^ Волков Н.А.

Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. - Л.: Дет. Лит., 1971.-64с.: ил.

Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Запа­де и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если гово­рить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут.

Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смеш­ных, случаются каждый день в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.


Упражнение 5. Проанализируйте один из вариантов аннотации хорошо известного вам романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».


Роман посвящен изображению дворянства и разночинной ин­теллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи предста­вителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности.


Согласны ли вы с такой аннотацией? Предложите свой вариант текста.


Упражнение 6. Прочитайте несколько аннотаций. Укажите, в какой из них ха­рактеристика книги сочетается с элементами ее оценки. Проанализируйте языковые особенности текста аннотаций и синтаксические конструкции. Предложите свой вариант аннотаций на эти книги.


^ I. Русские писатели XI — начала XX века: Библиогр. слов.: Кн. для учащихся/Сост. В.А.Котельников, Ю. М. Прозоров; Под ред. Н. Н. Скатова.— М.: Просвещение, 1995. — 575 с.: ил.

Словарь углубит представления школьников о русских писате­лях, начиная с древнейших времен и до начала XX в. Книга состо­ит из следующих разделов: «Писатели Древней Руси (XI—XVII ве­ков)», «Писатели XVIII века», «Писатели XIX века», «Писатели конца XIX— начала XX века». В живой, увлекательной форме рас­сказывают авторы о детстве и юности писателей, об их пути к творчеству, к своей теме в литературе. Юные читатели, возможно, впервые познакомятся с Афанасием Никитиным, Феофаном Прокоповичем, В. Г. Бенедиктовым, Н. И. Гречем, М.М.Загоскиным, В. А. Гиляровским, А. М. Ремизовым, Н. А. Тэффи, В. Ф. Ходасе­вичем и другими прозаиками, поэтами, критиками.


II. Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники: т. Т. 1/Сост. биографические очерки и прим. В. В. Кунина.— М.: Правда, 1985. — 640 с., 2 л. вкл.

В двухтомнике собраны документы и материалы, характеризующие отношения А.С.Пушкина с тридцатью его близкими друзьями. В отрывках из писем, мемуаров, дневников передается атмосфера трудной и прекрасной жизни поэта и тех людей, которые были ему близки и дороги. Все подборки материалов предваряются биографическими очерками о друзьях Пушкина.


III. Толстой А. К.

Князь Серебряный; Стихотворения; Баллады/Сост., авт. послеслов. и коммент. Н. И. Цимбаев.— М.: Просвещение, 1993.— 100 с.— (Шк. б-ка).

В книгу включены известный исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный», исторические баллады и ли­рические стихотворения Алексея Константиновича Толстого.


IV. Жуков В. П., Жуков А. В.

Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., Перераб.— М.: Просвещение, 1994.—431 с.

В словаре, предназначенном главным образом для учащихся старших классов, приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеоло­гизмов, показывают, как следует использовать их в речи, дают сти­листическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводят исторические и этимологические справки, которые помогают понять смысловое содержание этих единиц языка.


Упражнение 7. Прочитайте стихи Е. Ростопчиной и аннотацию ее книги. Дайте свою оценку аннотации.


Ростопчина Е. П.

Талисман: Избранная лирика. Драма. Документы, письма, воспоминания/Сост. В. Афанасьев.— М.: Моск. рабочий, 1987. — 319 с. (Московский Парнас).

В сборник одной из наиболее значительных поэтесс XIX века Е. П. Ростопчиной вошли произведения, отражающие быт и куль­туру, духовные искания женщин того времени.

Москва — родина Е. П. Ростопчиной, и приметы старой рус­ской столицы наполнены в стихотворениях поэтессы теплотой и ли­ризмом.

В сборник включены также драма «Нелюдимка», документы, пе­реписка Е. П. Ростопчиной со своими современниками — В. А. Жу­ковским, К. П. Брюлловым, Ф. И. Тютчевым, другими, воспомина­ния.


Упражнение 8. Составьте аннотацию на одно из изученных вами произведений русской классической литературы:

а) роман И. А. Гончарова «Обломов»;

б) поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;

в) роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»;

г) роман Л. Н. Толстого «Война и мир» («Анна Каренина»);

д) пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» («Дядя Ваня»),


Упражнение 9. Составьте аннотацию: а) на свою любимую книгу (художественную, мемуарную); б) на книгу из той области науки, которой вы интере­суетесь. Постарайтесь написать ее так, чтобы заинтересовать этой книгой своих товарищей.


Рецензия


Оценка текста — это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем — не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, на­до знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Оценку текста называют отзывом или рецензией.

Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художе­ственного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII - начале XIX века (от лат. - осмотр, об­следование).

Рецензия (от лат. — рассмотрение, обследование) — письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку науч­ного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из толкового словаря.)

Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновре­менно даётся библиографическое описание книги, информация о её содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, её темы, идейного содер­жания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писа­теля, её роль в литературном процессе и в обществе. Всё это сближает рецензию с критической статьёй, однако она меньше по объёму.

Условно выделяются следующие основные виды рецензии:

а) небольшая критическая или публицистическая статья (часто по­лемического характера), в которой рассматриваемое произведение яв­ляется поводом для обсуждения актуальных общественных или лите­ратурных проблем;

б) эссе - это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

в) развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполне­ние, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);

г) авторецензия, в которой излагается взгляд автора на своё произведение (ученики могут писать авторецензии на свои сочинения).

Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединённых по тематическому, сюжетному, хронологическому при­знаку, становится обзором.


План написания рецензии

1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.

2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опублико­вана.

3. Уважите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.

4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произве­дения, мастерство автора в изображении персонажей.

5. Ваша общая оценка прочитанного.

6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.


Упражнение 10. Напишите рецензию на прочитанную вами книгу, используя пред­ложенный план.


Упражнение 11. Прочитайте рецензию на книгу «Нить Ариадны». Возможно, вы с ней знакомы. Если нет, постарайтесь ее достать. Она поможет вам в проведении интересных бесед, вечеров, конкурсов.

^ НИТЬ АРИАДНЫ

Рецензируемое пособие под редакцией В. Я. Звиняцковского продолжает цикл учебников, написанных по интегрированной про­грамме для V—XI классов школ с русским языком обучения «Русская и мировая словесность. Искусство чтения. Гуманитарная культура». Книга привлекает уже самим названием «Нить Ариадны». Изложение материала дается «путеводно», связывая воедино сведения по русскому языку, литературе, истории и культуре чело­вечества.

Большим достоинством книги является то, что авторы смогли увлекательно и доступно рассказать о многих серьезных вещах. За­головки и подзаголовки, придуманные ими, не только возбуждают интерес к теме, но и в известной мере ее раскрывают: «История истории рознь, или Краткое рассуждение о предмете», «Тайна, ко­торая ею и останется», «История, вооруженная лопатой», «Век от­крытых дверей», «Догадка о целом», «Миф жил, миф жив... Миф будет жить?». Тексты пособия умело подсказывают учащимся от­вет на извечные человеческие вопросы: «Откуда мы? Кто мы? Ку­да мы идем?». «Ариаднина нить» помогает читателю не заблудить­ся в лабиринте культуры. Причем, что очень важно, не только русской культуры, но и мировой.

В пособие включены произведения А. Пушкина, В. Одоевско­го, Н. Полевого, С. Есенина, В.Набокова, А. Конан Доила, Р. Кип­линга и многих других.

Книга строится не только на хороших поэтических и прозаиче­ских текстах, занимательных и одновременно познавательных и воспитывающих, но и на тех серьезных, остро поставленных нрав­ственных, эстетических, философских, языковых вопросах, кото­рые предваряют и завершают каждый из текстов. Вопросы эти за­ставляют учеников думать и анализировать, учат доказывать и отстаивать свою позицию. Вот, например, какую задачу ставят ав­торы перед учащимися после знакомства с научно-популярным тек­стом о вселенском потопе: «Библия повествует нам о том, что Бог создал мир за шесть дней, а наука время сотворения мира счита­ет тысячелетиями, миллионами лет и т. д. Нельзя ли попытаться примирить между собой библейскую и научную версии сотворения мира? Попробуйте сделать это сами».

Подкупает доверительное и шутливое обращение авторов к сво­ему читателю, например: «Если ты надеялся легко отделаться от всех этих «историй», то ты ошибался — без задачи и здесь не обойдется». Все самые различные контрольные эвристические за­дания, какой бы гуманитарной области они ни касались, начинают­ся и сопровождаются вопросами по языку и языкознанию.

Такой методический прием позволяет одновременно и совершенствовать речь учащихся, и развивать у них языковой вкус и чутье, образовывать их лингвистически.

Некоторые задачи, поставленные перед учащимися, снабжены ответами в конце пособия, что помогает им проверить себя, све­рить свои ответы с правильными.

Нельзя не одобрить с методической точки зрения и приложе­ния, которыми авторы снабдили свое пособие: словарь имен, сло­варь терминов, мифологический и географический словари.

Словарь имен знакомит учащихся с поэтами и писателями, про­изведения которых были изучены.

Словарь терминов, мифологический и географический словари раскрывают значение неизвестных учащимся реалий и понятий. Нельзя не согласиться с авторами, что их учебное пособие может быть использовано учителями школ гуманитарного профиля в процессе преподавания интегрированного курса словесности и истории.

В заключение отметим: учителя и учащиеся получили еще одно нужное пособие, которое окажет существенную помощь в решении сложнейших образовательных и воспитательных задач на современ­ном переломном этапе развития нашего общества.

(Р. Арзуманова.)

1. Составьте план этой рецензии.

2. Ваше мнение о рецензии и о книге, на которую она написана. Побуждает ли эта рецензия прочитать книгу?


Упражнение 12. Вероятно, вы читали, и не раз, указанные ниже произведения, которые включены в школьную программу для внеклассного чтения (Б. Ва­сильев «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война»; В. Тенд­ряков «Расплата»; Е. Замятин «Мы»; В. Шукшин «Мастер»; Дж.Лондон «Мартин Иден»). Просмотрите их еще раз, вспомните содержание. Под­готовьте тезисы на тему: что привлекло вас в одной из этих книг. Тезисы затем используйте для написания рецензии.

При создании текста определите тип и стиль речи, способ связи пред­ложений. Не забывайте об особенностях цепной и параллельной связи.


Упражнение 13. Выберите из газеты любую понравившуюся вам статью (на нрав­ственно-этическую, научную или художественно-эстетическую тему) и на­пишите рецензию, придерживаясь изложенных выше требований.

В тексте составленной вами рецензии используйте вводные слова и обороты.


Упражнение 14. Напишите рецензию на одно из знакомых вам произведений научно-популярной литературы, пользуясь предложенной выше схемой.


Упражнение 15. Найдите в одном из литературных журналов рецензию на какую-либо вышедшую книгу (возможно, уже известную вам) и посмотрите, как написана рецензия. Составьте план, по которому она построена, и проана­лизируйте, совпадает ли он (или похож) со схемой, которая предложена вам.









Скачать 257,8 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер257,8 Kb.
ТипТезисы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
не очень плохо
  1
средне
  1
хорошо
  2
отлично
  7
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх