Примерная программа основного общего образования по музыкальному искусству пояснительная записка статус документа icon

Примерная программа основного общего образования по музыкальному искусству пояснительная записка статус документа


Смотрите также:
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная...
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная...
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная...
Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству пояснительная...
Примерная программа. Основного общего образования По истории. Пояснительная записка...
Примерная программа основного общего образования по Истории пояснительная записка статус...
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям...
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям...
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям...
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям...
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям...
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям...



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Примерные программы по музыкальному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов музыкально-творческой деятельности учащихся.

Материал, который в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ выделен курсивом, то есть подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, введен в основное содержание примерной программы без выделения курсивом.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться при тематическом планировании курса учителем. Примерные программы определяют инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в различных образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования.

Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы и учебники должны логически развивать идеи начальной школы, способствовать формированию опыта музыкально-творческой деятельности, способности к эстетическому освоению мира в процессе приобщения к общечеловеческим ценностям, запечатленным в музыкальных произведениях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

^ Структура документа.

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов (в модальности «не менее») по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

^ Общая характеристика предмета.

Изучение музыкального искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности общения с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере музыкального искусства, в сознательном выборе видов музыкально-художественной деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Отечественная и зарубежная музыка раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как общий способ мышления, познания действительности и творческой деятельности. В примерных программах выделяются такие закономерности музыкального искусства, которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Во избежание излишней детализации и расчлененности явлений музыки и жизни темы должны формулироваться так, чтобы удержать целостность восприятия музыкального искусства. Это даст возможность не потерять ценностные ориентиры и избежать тем самым чрезмерного технологизма в преподавании музыки. Ответственность одного часа в неделю – не загрузить ученика излишней информацией и не упростить содержание, искажая представление об искусстве, а способствовать полноценному его изучению, развитию творческого потенциала ребенка.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства, литературы и русского языка, истории и обществоведения.

^ Цели и задачи музыкального образования:

  • формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;

  • развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности; к музыке и жизни;

  • воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  • освоение знаний музыки и о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  • овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое и сольное пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах, импровизация);

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования;

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Музыкальное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII и IX – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Примерная программа «Музыкальное искусство рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Музыкальное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – наблюдение (восприятие), моделирование художественно-творческого процесса др.; определение построения (формы) музыкального произведения, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение музыкально-творческих задач, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие музыкальных произведений и воспроизведение его содержания в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге; выбор и использование выразительных средств музыкального языка; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей; владение умениями и навыками совместной музыкальной деятельности и ее оценивание с точки зрения эстетических ценностей.

Занятия музыкальным искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства при восприятии музыкальных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах музыкального творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

^ Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Музыкальное искусство» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в звучащем пространстве, значимыми для развития музыкальной культуры.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.

К концу обучения в основной школе учащиеся овладевают способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (пение, слушание, игра на элементарных музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение, импровизация), умениями интонационно-образно воспринимать содержание музыкального произведения, определять его жанровую и стилевую принадлежность и основные средства выразительности, различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; проявляют определенный уровень эрудиции, знают основные жанры народной и профессиональной музыки, основные произведения крупнейших русских и зарубежных композиторов и высказывают собственные суждения о музыкальных явлениях.
^
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
V-VII классы (105 ч.)

Музыка как вид искусства (не менее 3 ч.).

Отражение эмоционально-духовного опыта общения человека с миром, творческого осмысления действительности в народной и профессиональной музыке. Воздействие музыки на эмоциональное состояние человека, его взгляды, вкусы, устремления. Музыка в жизни выдающихся людей. Примеры знакомых музыкальных произведений П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига и др. из программы начальной школы. Новые страницы музыкальной биографии: органная музыка И.-С.Баха, Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича, Реквием В.-А. Моцарта; кантаты Г.В. Свиридова, С.С. Прокофьева, духовная музыка Д.С. Бортнянского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова (по выбору).

Особенности музыкального искусства в творчестве русских и зарубежных композиторов (не менее 9 ч.).

^ Интонационно-временная природа музыкального искусства. Музыкальный образ как художественное переосмысление жизни. Героико-эпические, лирические, драматические, сказочные образы в вокальной и инструментальной музыке отечественных и зарубежных композиторов: прелюдии, вальсы, мазурки, полонезы, баллады, сюита и др. С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, Э. Грига, Ф. Шопена, И. Штрауса; романсы и песни А. Варламова, А. Гурилева, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др., песни, серенады, баллады Ф. Шуберта.

Приемы развития музыки узыкальная драматургия): сходство и различие, повтор, контраст, конфликт в произведениях малых и крупных форм. Специфика музыкального языка, роль выразительных средств в создании, исполнении и восприятии музыкального произведения (мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура и др.). Освоение нотной записи как способ проникновения в музыкальную речь. Смысловое значение музыкальных форм (cонатно-симфонический цикл).

Выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Музыкальные стили: исторический, национальный, художественного направления, авторский, исполнительский, жанровый на основе приобщения к произведениям русских и зарубежных композиторов.

Симфоническая музыка: фрагменты из симфоний № 40 В.А. Моцарта, № 3 («Героическая»), № 5 Л. Бетховена, №№ 4, 6 П.И. Чайковского, № 7 С.С. Прокофьева; программные увертюры («Эгмонт» Л. Бетховена, «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского); концерты (для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и др.); фрагменты из балета («Петрушка» И.Ф. Стравинского); симфоджаз («Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина и др. по выбору).

Исторические события, образ Родины в оперном творчестве М.И. Глинки («Иван Сусанин»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов»), А.П. Бородина («Князь Игорь»), Н.А. Римского-Корсакова («Сказание о невидимом граде Китеже»); Дж. Верди («Аида»); в вокально-инструментальных жанрах (кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева).

^ Народное музыкальное творчество (не менее 5 ч.).

Фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к человеку, природе, родному краю. Защитники Отечества в русском народном эпосе (былина, сказание и др.). Песня как память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов. Народное музыкальное творчество России в сопоставлении с народным искусством других стран. Основные жанры народной музыки: сфера бытования, практическое назначение, содержание и характер. Музыкальные инструменты разных народов и оркестр русских народных инструментов.

Народные истоки творчества композиторов-классиков.

^ Музыка в семье искусств (не менее 8 ч.) Литературные образы в музыкальном и изобразительном искусстве: «Снегурочка» – русская народная сказка, сказка А.Н. Островского, опера Н.А. Римского-Корсакова и эскизы декораций В.М. Васнецова; «Руслан и Людмила» – поэма А.С. Пушкина, опера М.И. Глинки и иллюстрации Владимирского; «Ромео и Джульетта» – трагедия У. Шекспира, увертюра-фантазия П.И. Чайковского, балет С.С. Прокофьева.

Значение музыки в литературном и изобразительном творчестве: образ Орфея – миф, античная скульптура, вазопись, опера «Орфей и Эвридика» К.-В. Глюка, мюзикл «Орфей и Эвридика» Журбина; образ Садко – былина, опера Н.А. Римского-Корсакова; музыка П.И. Чайковского, В.-А. Моцарта, Э. Грига в рассказах К. Паустовского («Струна», «Старый повар», «Корзина с еловыми шишками»).

Импрессионизм в музыке и живописи: картины К. Моне, фортепианные прелюдии К. Дебюсси. Единство музыкального и изобразительного искусства в творчестве М. Чюрлёниса.

^ Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Религиозная тематика как отражение общечеловеческих проблем в церковной и светской культуре (произведения по выбору учителя).

Роль музыки в кино, на телевидении, в рекламе. Кинофильмы «Александр Невский» (музыка С.С. Прокофьева, режиссер С.М. Эйзенштейн), «Звуки музыки» (музыка Р. Роджерса), «Метель» (музыка Г.В. Свиридова). Музыка Д.Д.Шостаковича, А.П. Петрова, Э.С. Артемьева, Е. Доги, Э.Л. Уэббера, Н. Рота в кинолентах XX века.

Опыт музыкально-творческой деятельности (не менее 65 ч.).

Освоение особенностей музыкального искусства, многообразия жанров и форм произведений выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и народного творчества в практической деятельности.

Восприятие и эмоционально-эстетическая оценка лучших произведений классического наследия и современности, образцов народного музыкального творчества. Вокализация знакомых мелодий произведений инструментальных, вокальных и театрально-музыкальных жанров. Разучивание основных музыкальных тем наиболее выдающихся произведений, например, главной темы Симфонии № 40 В.-А.Моцарта, мелодии Каватины Людмилы, Арии Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, основных тем из Симфонии № 6 П.И.Чайковского, а также известных мелодий из мюзиклов и кинофильмов (по выбору).

Сольное, ансамблевое и хоровое пение. Исполнение и театрализация народных и современных песен. Исполнение музыкально-пластических движений в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки, ее жанровой спецификой.

Игра на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Вокально-инструментальная импровизация. Подбор ритмического и простейшего гармонического аккомпанемента к знакомым мелодиям из произведений инструментальных и вокальных жанров.

Определение на слух звучания разных видов оркестра (симфонический, духовой, джазовый, народных инструментов), хора (академический, народный); понимание выразительных возможностей различных групп инструментов; вокальных групп и тембров голоса (сопрано, альт, тенор, бас и др.).

Участие в общественно-значимых событиях школы, города, народных праздниках и обрядах, в театрализованных формах школьной музыкально-творческой деятельности: выбор сценических средств выразительности для воплощения образного и эмоционального содержания музыки. Сценическое движение и сценическая импровизация под музыку.

Резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий – 15 учебных часов (или 14,3%).

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
VIII-IX классы (35 ч.)

Традиции и новаторство в музыкальном искусстве (не менее 10 часов).

Общее и различное в народной и профессиональной музыке, в том числе духовной и светской. Основные направления современной музыкальной культуры. «Вечные темы» в искусстве.

Духовная музыка в отечественной музыкальной культуре и ее характерные особенности. Древние песнопения и композиторские сочинения (по выбору, например, известные сочинения Д.С. Бортнянского, А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова). Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки в различные исторические эпохи и на современном этапе развития общества.

Джаз: истоки, особенности языка, развитие, формы бытования. Блюз, спиричуэл. Симфоджаз.

Молодежная музыкальная культура: жанры, стили, направления. Поп-музыка, рок-музыка. Вкус и мода.

^ Музыка в синтетических видах искусства (не менее 10 часов).

Общность жизненных истоков, художественных идей и направлений, образного строя произведений различных видов искусства. Значение музыки в различных видах театрального искусства. Музыка в спектакле драматического театра, балете, опере (по выбору учителя), в мюзикле (например, рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», «Кошки» Э.Л. Уэббера, «Юнона и Авось» А. Рыбникова), в кино (музыка Г.В. Свиридова к кинофильму «Метель», Е. Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»), на телевидении.

Роль музыки в искусстве хореографии. Профессиональное и народное танцевальное творчество. Виды танца в балетном театре (классический, народно-сценический, историко-бытовой танец). Современные направления эстрадного танца.

^ Поиски нового видения мира и эксперименты с цветом, формой, словом и звуком в XX веке: импрессионизм, экспрессионизм, авангардные течения в музыке, живописи, литературе, театре (по выбору учителя).

^ Отдельные образцы электронной, конкретной музыки в сопоставлении с другими ее направлениями.
Опыт музыкально-творческой деятельности (не менее 10 часов).

Самоопределение подростков в видах и формах музыкального творчества.

Сольное, ансамблевое и хоровое пение. Исполнение и театрализация вокально-хоровых произведений. ^ Музицирование на электронных музыкальных инструментах.

Исполнение пластических и танцевальных движений в соответствии с ритмом и мелодикой звучащей музыки, с ее эмоционально-образным содержанием, жанровой спецификой.

Опыт содержательного анализа музыки и оценочных суждений учащимися творчества выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также образцов народного музыкального творчества.

Участие в театрализованных формах школьной музыкально-творческой деятельности: выбор сценических средств выразительности для воплощения образного и эмоционального содержания музыки; сценическое движение и сценическая импровизация под музыку.

Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: участие в организации и проведении фестивалей, праздников, музыкальных конкурсах, лектория, написание рефератов и др.

Резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий – 5 учебных часов (или 14,3 %).
^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения музыкального искусства ученик должен:

знать / понимать

  • особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки как вида искусства;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • виды оркестра, отдельные музыкальные инструменты;

  • имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

уметь

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение;

  • узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;

  • определять принадлежность музыкального произведения к одному из жанров музыки на основе характерных средств выразительности;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • высказывания собственных суждений о музыкальных произведениях;

  • исполнения народных и современных песен (самостоятельно, в ансамбле и в хоре);

  • выражения своих впечатлений от прослушанных произведений в пении, в пластическом и танцевальном движениях, цветовом и графическом изображении;

  • участия в художественной жизни школы (музыкальных вечерах, музыкальной гостиной, концерте для младших школьников и др.).




 В школах с родным (нерусским) языком обучения приоритетным в освоении отечественного музыкального искусства является изучение музыки своего народа в ее связях с русской и зарубежной музыкой.




Скачать 154.6 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер154.6 Kb.
ТипПримерная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх