Законы, функции, методы и принципы социологии icon

Законы, функции, методы и принципы социологии


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Законы, функции, методы и принципы социологии...
Объект, предмет, методы, законы и категории социологии...
2009 г. Вопросы...
Вопросы к экзамену по социологии. Объект и предмет социологии. Социальные законы...
План Объект и предмет и метод социологии. Структура и функции социологии...
Рабочая программа курса "Общая физика"...
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности...
Реферат по теме: "Методы и принципы сегментного анализа маркетинга"...
Программа дисциплины «Математические методы в социологии»...
Бакалаврская программа №521200 Кафедра: социологии Направление : социология Дисциплина :...
Е. Н. Коденко Компьютерная верстка...
План Прикладная политология, ее цели, методы...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7
скачать




СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРО ОБЩЕСТВО


  1. Объект и предмет социологии

  2. Структура социологического знания, макро- и микросоциологические уровни изучения общества, фундаментальная и прикладная.

  3. Законы, функции, методы и принципы социологии




  1. Объект и предмет социологии.


ОБЪЕТ СОЦИОЛОГИИ.

Определение. Во всех науках объект познания — это то, на что направлена деятельность исследователя. Социо­логия изучает социальную систему. Следовательно, объект социологии - это социальная система.


2. Место социальной системы в структуре общественного организма.

а) сравнение био- и социоорганизмов:

  • биологический организм имеет ряд функциональных систем: нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную и т.д. Функциональные сбои в любой из систем ведут к сбоям но всем биоорганизме, и даже к
    летальному исходу;

  • общественный организм также имеет ряд функциональных систем: экономическую, социальную, политическую, правовую, идеологическую, экологическую, куль­турную, нравственную, духовную и др. Сбои и любой системе также сказываются на жизнедеятельности все­го общественного организма, срабатывает цепная реак­ция от системы к системе: неполадки в экономичес­кой сфере сразу же сказываются на социальной сфере (т.е. жизни людей), на правовом сознании граждан (рост преступлений), на общественной и индивидуальной нравственности, уничтожается экологическая среда обитания и т.д. Это приводит к гибели государств.

б) определение социальной системы:

  • социальная система — это место, роль и условия суще­ствования людей. Сбои в любых общественных систе­мах сразу же сказываются на социальной системе, т.е. изменяют место, роль и условия существования чело­века в обществе;

  • социологи предлагают не путать понятия «социальный» и «общественный». Понятие «общественный» употреб­ляется тогда, когда говорят об обществе в целом, в единстве всех его систем, т.е. имеют в виду общестненный организм. Понятие «социальный» — это отношения людей, их место и роль в обществе, а такжс условия их жизни. Понятие «социальный» ближе к понятию «гражданский» и часто отождествляется с ним.


^ ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ

1. Определения предмета науки только по объекту исследования недостаточно, т.к. объектов исследования любой науки множество, а ее предмет всегда однозначен и специфичен.

  1. ^ Предмет науки не может быть тождествен объекту, т.к. объект науки — это эмпирическая реальность, а пред­мет науки — это результат теоретического абстрагиро­вания, определяющего закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

  2. ^ При определении предмета социологии выделяются ключевые социальные явления или процессы: «социальные связи», «социальное взаимодействие», «со­циальные отношения», «социальные институты», «со­циальные организации», «социальный порядок и бес­порядок», «социальные группы» и т.п.


^ СОЦИОЛОГИЯ — НАУКА О СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И МЕХАНИЗМАХ, ЕЁ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ И РЕГУЛИРУЮЩИХ.


  1. Структура социологического знания, макро- и микросоциологические уровни изучения общества, фундаментальная и прикладная социология.


^ СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЗНАНИЯ

1 уровень-общая социологическая теория — представление об общ. как о целостном организме, месте и роли соц. связей, законов (з-н целостного общ., взаимосвязи, подструктур и т.д.), системе соц. механизмов, принципы соц. познания, осн. методологические подходы. Принципы общесоц.теории — 1. Анализ явлений и процессов во взаимосвязи с другими явл. и процессами. Выявление определяющего фактора (у Парсонса-нормы, у Маркса-экон, у Сорокина-культура). 2.Принцип генетического анализа (как возникло, происходило, как будет дальше?) 3.Системный подход.

2 уровень — ^ ССТ (специальные социологические теории), либо теории среднего уровня — конкретизируют,уточняют 1 уров. применительно к отдельным видам соц. взаимодействия. 3 вида: 1-ССТ отдельных общностей(города, села, этносоциология), 2-ССТ жизнедеятельности отдельных общностей в отдельн.сферах — отраслевые (соц.-я быта, труда, образования и т.д) 3-ССТ отдельных элементов соц. механизма(соц.-я активности, организации, соц.контроля)

3 уровень — конкретный социологический анализ — измерение конкретных соц. процессов на основе показателей общей теории и ССТ (теория, методика, техника). Виды конкр.анализапо масштабу: международные, региональные, местные, по вр-ни действия: длительные, оперативные, по целям : фундаментальные и прикладные. Теоретические- большая абстрактность, чем эмпирические.


^ МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ уровни изучения общества.

Социологи исследуют общество на двух уровнях: микро - и макроуровне.


1. Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни - интеракцию, их взаимодействие. Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований - поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.


2. Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы иначе называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Люди, с самого рождения вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают их глубокое влияние. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они стремятся выявить также, как изменяются эти взаимосвязи.


^ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ


1. Фундаментальная социология решает научные пробле­мы, связанные с обществом, с преобразованием со­циальной действительности, анализом путей и средств воздействия на социальные процессы.


2. Прикладная социология разрабатывает средства достижения намеченных обществом практических задач, изучает практические отрасли человеческой деятельности и отвечает на вопрос «для чего?»: для социаль­ного развития, для совершенствования социальных отношений и т.п. Прикладной характер социологии определяется её вкладом в решение социальных задач.


  1. ^ Теоретическая и прикладная социология отличаются не по объекту или предмету исследования, а но цели и ре­шаемым научным или практическим задачам.



3. Законы, функции, методы и принципы социологии

^ ЗАКОНЫ СОЦИОЛОГИИ.

1. Определение. Социальный закон — это выражение существенной необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий.

^ 2 Функциональная роль социального закона:

а) Социальные законы определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности;

б) в соответствии с социальными законами люди создают условия своей жизнедеятельности;

в) как и законы природы социальные законы складываются в естественном ходе событий и являются резуль­татом целенаправленной политической деятельности людей.

^ 3. Классификация социальных законов:


а) социальные законы различаются по времени их действия:

  • общие законы (сквозные) действуют во всех общественных системах (закон стоимости, закон товарно-денеж­ных отношений);

  • специфические законы ограничены одной или несколькими общественными системами (законы перехода от одного типа общества к другому);

б) социальные законы различаются но степени общности
(общности, группы, нации и т.п.);

в) социальные законы выделяются по способу их проявления:

  • динамические законы определяют направление, факторы и формы социальных изменений, строго фиксиру­ют связь в последовательности событий, относятся ко всем явлениям данного класса;

  • статические (стохастические) законы не строго (вероятностно) детерминируют социальные явления и в большей мере отражают основные направления соци­альных изменений, их тенденции, фиксируют лишь индивидуальные отклонения от заданной динамическим законом линии движения и характеризуют не по­ведение каждого объекта, а некоторое свойство (при­знак), присущее данному классу объектов в целом;

г) социальные законы различаются но формам связей

(5 ка­тегорий социальных законов):

законы, отражающие инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или смежных с ними явлений;

Пример: если есть тоталитарное управление, то существует и латентная оппозиция.

  • законы, отражающие тенденции развития, обуславливающие динамику социального явления. Изменение во времени, в качестве и структуре;

  • законы, устанавливающие функциональную зависимость между социальными явлениями. Обеспечивают со­хранение социальной системы и характеризуют подвижность элементов системы без изменения ее струк­туры. Законы этого типа обеспечивают вариабельность системы, возможность принимать различные состояния;

  • законы, фиксирующие причинную связь между соци­альными явлениями;

  • законы, устанавливающие вероятность связи между социальными явлениями.

Пример: рост экономический независимости жен­щины повышает вероятность разводов; миграция сельской молодежи в город повышает вероятность правонарушений и т.п.


^ ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ


  1. Познавательная — связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения раз­личных социальных явлений и процессов.

2. Практическая — определяется степенью участия социо­логии в разработке практических рекомендаций и пред­ложений по управлению социальными процессами

3. Прогностическая - выдвигает научно обоснованные

прогнозы социального развития.

4. Аксиологическая (ценностная) — исследует системы социальных ценностей.

  1. Идеологическая указывает на участие социологии в
    духовном производстве общества.

  2. Методологическая формирует систему методов исследования социальных процессов, научный и теорети­ческий инструментарий.

  3. Теоретическая - создание теорий, концепций и моделей социального развития.­


^ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ

  1. Определение метода. Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического
    знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания со­циальной реальности.

  2. ^ Система методов:

а) анализ и классификация документов;

б) наблюдение;

в) опрос (анкетирование и интервьюирование)

г) эксперимент и т.д.

NB: более подробно эти вопросы раскрыты в Лекции № 6.

^ ПРИНЦИПЫ СОЦИОЛОГИИ

  1. Принцип объективности — изучение объектииных закономерностей социального развития.

  2. Принцип историзма - изучение социальных проблем,
    институтов, процессов в возникновении, становлении
    и развитии, понимание общих тенденций развития и
    своеобразия конкретных обстоятельств.

  3. Системный подход — способ научного познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым.

Таком образом, в данной лекции мы рассмотрели ряд воп­росов: объект и предмет социологии, ее задачи и функции, а также методы и принципы этой науки.

^ ЛЕКЦИЯ № 2

Тема:

ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ .УЧЕНИЙ,

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ


План


  1. Истоки социальной науки.




  1. Донаучный период.

  2. Социальная утопия – идеал подлинно человеческого, коммунистического общества (Т.Кампанелла, Т.Мор, А.де Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн).

  3. Идеал единства общества и природы (Ш.Л. де Монтескье).

  4. Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер, А. Де Токвиль).




  1. Классический период (вторая половина XIX – начало XX вв.).




  1. Социология Карла Маркса.

  2. Альтернативные марксизму направления в социологии.

  3. Общество как духоввая реальность, первичность социального сознания (Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М, Вебер, Г. Зиммель), элитарная социология (В.Парето).


ПI. Современные течения в зарубежной социологии.



  1. Социология стратификации и социальной мобильности (П.Сорокин).

  2. Социальная философия Франкфуртской школы.

  3. Социологические концепции Т. Парсонса и Р. Мертона.



^ IV. Социологическая мысль в России и на Украине:

славянофильство (Хомяков, Киреевский), западничество (Герцен, Белинский), анархизм (Бакунин, Кропоткин), революционный демократизм и народничество (Чернышевский, Шевченко), религиозная философия истории (Вл. Соловьев, Бердяев), марксизм (Плеханов, Ленин). Монопольное господство исторического материализма в СССР.


^ V. Развитие социологии медицины


1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.

2. Период формирования (начало XX века -до I мировой войны)

3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)

4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)

5. Современный период состояния социологии медицины (с 90-х гг. XX века до настоящего времени)


^ Вопрос I. ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ


а) любое знание человека о себе, обществе, окружающем мире проходит многие этапы, периоды возникнове­ния, становления и развития. Социология, как и всякая отрасль науки, проходит те же этапы и периоды;

б) каждому этапу, периоду развития присущи специфи­ческие особенности, характеризующие уровень знаний об обществе и способности человека проникнуть в тай­ны общественных явлений, познать их;

в) познавая окружающий мир, человек познавал самого себя, свое бытие, осмысливал явления, определяю­щие сущность общественных отношений, их взаимо­связи и последствия;

г) в истории социологии выделяют несколько этапов:

I этап — возникновение и становление социальных знаний об обществе в Древнем мире.

II этап — развитие социальных знаний в эпоху средневековья.

  1. этап — социальные знания об обществе и человеке в XVII-XVIII вв.

  2. этап — социологические знания в XIX, XX, XXI вв.


Основные этапы и тенденции развития социологической мысли

(IV этап в истории социологии)

В становлении непосредственно социологического знания можно выделить ряд этапов.

  • Первый этап связан с именами Огюста Конта, Герберта Спенсера и Карла Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих умозрительных теорий.

  • На рубеже 19 и 20 столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время – Макс Вебер, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

  • Затем наступает в первой половине 20 века этап бурного развития эмпирической социологии. На этом этапе получают развитие методы сбора и анализа эмпирической информации.

  • Во второй половине 20 века осознается необходимость синтеза теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получает бурное развитие специальные социологические теории.

  • В 70-80 е годы в социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа.

  • На рубеже веков осознается эффективность междисциплинарных исследований.


^ 1. ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

    • миф и эпос — древнейшие формы отражения действительности:

  • миф – возникающее на ранних этапах истории по­вествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и др.) стали попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества;

  • миф – обобщенное отражение определенного явления, событий, фантастическое отображение челове­ческого мира на стадиях родового и раннего классо­вого общества, в котором явления действительности выступают в виде чувственно-образных представлений;

  • эпос это рассказ о прошлом, рисующий картину жизни народа, повествующий о его идеалах морали, стремлениях. Это разновидность художественно-ли­тературного творчества (повествование, сказание).

    • для возникновения науки важным было разделение труда на умственный и физический и появление социального слоя людей, занимающихся духовной деятельностью;

  • история Древней Греции дает богатый материал для со­циологической пауки. Мыслители античности рассмат­ривали историю как компонент космического бытия, но в центре творчества всегда находился человек.

  • история Древнего Рима дает многие факты и данные о развитии социальных эмпирических исследований. Для эмпирических исследований характерно:

  • раскрытие процессов становления и развития общества;

  • осмысление новых форм социальных общностей, различных социальных институтов, учреждений;

  • обогащение системы социальных отношений и взаимодействий;

  • возникновение новых ценностей, идеалов, потребностей, интересов, критериев общественно­го престижа и т.д.

^ 2. СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

  • поиски социальных идеалов государственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе ин­дивидуализма, другие — на основе коллективизма;

  • появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и построения общества;

  • в эпоху Возрождения разработкой гуманистической теории общества занимались ^ Томас Мор, Томазо Кампанелла:

  • Томас Мор в начале XVI в. сумел подняться от коммунистического устройства общества и потребления к коммунистической организации производства. Он поднял вопрос о праве собственности на средства производства. Данная утопия являлась отражением становления капиталистического общества;

  • Томазо Кампанелла итальянский философ, утопический социалист. Написал книгу «Город Солнца», в которой изложил идеи утопического комму­низма. Он детально описал организацию труда, рас­пределение продуктов и управление общественны­ми делами. В отличие от утопии Т.Мора он допуска­ет, что потребности некоторых людей могут ока­заться чрезмерными и власти должны следить, что­бы никто не получал больше, чем ему необходимо;

  • глубокий след в истории социологической мысли оставил Анри де Сен-Симон. Он считал основой про­гресса общества прогресс знаний, человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный за­
    кон». Историю общества он раскрывает через «за­кон трех фазисов» — теологического, метафизи­ческого, позитивного;

  • у социалистов-утопистов Шарля Фурье, Роберта Оуэна возникает стремление убедить правящие классы в необходимос­ти социальных реформ и примером собственной дея­тельности указать новый путь к будущему строю. Они
    предлагают меры по предотвращению революции и
    преобразованию общества бескровным образом.

  • утопия — революционный взрыв, в результате которо­го индивидуализму, частной собственности, жесткому государству и лицемерию религии противопоставлялись коллективизм, общность людей, государственная народная собственность, истинная вера и справедливое государство.

^ 3. ИДЕЯ ЕДИНСТВА ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ (МОНТЕСКЬЕ)

  • Шарль Луи де Монтескье — крупнейший теоретик го­сударства во французском Просвещении. Главный его труд — «О духе законов». Монтескье рассматривает воз­никновение политически организованного общества как исторический процесс;

  • закономерности общественной жизни он раскрывает через понятие общего духа нации. Согласно его уче­нию на общий дух, нравы и законы нации воздейству­ют причины двух групп, физической и моральной:

физические причины: климат, состояние почвы, раз­меры и положение страны, численность населения и т.п. Они определяют общественную жизнь на первых порах, когда народы выходят из состояния дикости;

моральные причины воздействуют на законодательство, вступают в действие позднее с развитием цивилиза­ции. Это принципы политического строя: религиоз­ные верования, нравственные убеждения, обычаи.

  • ^ Монтескье утверждал, что свобода есть право делать все, что дозволено законом, он проводит мысль о за­кономерном развитии всех явлений. Законы суть необ­ходимые отношения, вытекающие из природы вещей,
    и все, что существует, имеет свои законы;

  • учение Монтескье о законах имеет социально-политический характер, далеко от научного понимания зако­нов общественного развития;

  • ученый детально определяет виды власти, их организацию, соотношение, выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Его учение о разде­лении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями.

^ 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТО­ЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ (О.КОНТ, Г. СПЕНСЕР, А. ДЕ ТОКВИЛЬ)

а) ступенью в развитии социологических знаний XIX в. послужило социальное познание XVII-XVIII вв. Важ­нейшей стала идея возможности предвидения разви­тия социальных событий и социальных прогнозов. Наука подходит к пониманию специфики общества как особого предмета и объекта познания;

б) Огюст Конт ввел в употребление понятие социоло­гии, имея в виду научное изучение явлений обществен­ной жизни. ^ Контовская позитивная философия - это пе­реходная система между метафизикой XVIII в. и методологией науки XIX в.:

  • по форме социология близка к философии истории.

Социология — наука о человеке и обществе;

  • спецификой социологического подхода к общественной жизни является теоретическое исследование законов соци­альных явлений с помощью общенаучного метода, а не философской рефлексии, т.е. отражение, исследование познавательною акта, взаимное отражение единого;

  • согласно Конту, общественные явления в совокупности составляют общественный организм. На передний план он выдвигает понятие «система», которое и сей­ час является одним из центральных в социологии;

  • ^ Конт говорил, что он открыл теоретический закон дей­ственности эволюции, социальной и интеллектуаль­ной. По Конту, социальный закон — это закон трех ста­дий исторического развития: теологического, метафизического, позитивного;

  • закон трех стадий исторического развития одновременно есть и законом развития всего человечества;

  • социологический позитивизм стал доминирующим названием социологии XIX в. Его основные концепции разрабатывались также Гербертом Спенсером и Анри де Токвилем.

в) произведения Токвиля это социография раннебуржуазного общества. Он был одним из первых ученых, ис­пользующих метод сравнения различных политических систем (США и Франции):

он сформировал мысль о том, что революция происхо­дит тогда, когда начинающиеся улучшения их положения пробуждают их стремления и надежды, степень удовлетворения которых явно не достаточна.

г) идеи либерализма обосновал с позиций социологии Гер­берт Спенсер. Он выдвинул идею о том, что государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов, что человеческое сообщество —
уникальная форма порядка (организация), высшая по сравнению с органической в биофизическом мире.

  • он различает три основных типа институтов:

  • продолжающие род (брак й семью);

  • экономические;

  • регулирующие (религия, политические системы, мораль, социальная структура общества).

  • на основе изучения развития органического мира Спен­сер приходит к идее существования эволюции в био­логическом мире и формулирует принципы естествен­ного отбора и борьбы за выживание в мире природы
    раньше Дарвина на семь лет;

  • в системе социологии он рассматривает эволюцию как един­ство двух взаимосвязанных процессов — интеграции.

  • Спенсер выделяет два типа эволюции:

  • простая. Сущность ее состоит в количественной интеграции элементов;

  • сложная — когда происходят разнообразные изме­нения, возникают новые качества, свойства, про­исходит переход от однородности к разнородности;

  • он отмечал, что обществу - продукту эволюции, свойственны разнородность массы и координация взаимо­действия между составными элементами.

^ Вопрос II . КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (II ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)


В XIX в науке происходит резкий переход к социальной про­блематике. В социально-политической мысли появляются раз­личные направления: натурализм, социальный дарвинизм, гео­графическая школа, органистская школа, рассово-антрополо­гическая школа:

а) Натурализмсоциально-политические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания:

  • большинству натуралистических концепций свойственно отрицание сознательного и целенаправленного харак­тера человеческой деятельности;

  • позитивной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему зна­ний, аналогичную теориям развития естественных наук.

б) Географическая школав центре этой концепции ле­жит идея общественного прогресса истории человече­ства. ^ Социальный прогресс связан с развитием промышленного производства и техники, свидетельствующих о гигантском росте власти человека над силами природы.

  • представителями этой школы в России выступали Лев Мечников, Сергей Соловьев, Василий Ключевский. В их трудах прослеживается влияние концепции георгафического детерминизма;

  • концепции географического определения есть своеобразным вариантом отголосков древних мифологичес­ких и натурфилософских представлений о торжестве природы и общества, гармонии космоса и общества.

в) Органическая школанаправление в западной социологии конца XIX — начала XX вв., рассматривавшее общество как аналог природного организма, а соци­альную жизнь объясняет через непосредственную про­екцию биологических закономерностей.

  • сторонники этой школы (Павел Лиминфельд в Рос­сии, Альберт Шеффле в Германии, Рене Бормс во Франции) утверждали, что общество и есть организм; занимались поиском новых аналогий между обществом и организмом;

  • общество исследовалось не только в динамике, но и в статике — как система состояния равновесия;

  • согласно Павлу Лиминфелъду, торговля выполняет в обществе те же функции, что кровообращение в орга­низме, а функции правительства — головной мозг;

  • Альберт Шеффле анализировал экономическую жизнь в обществе как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие «социальное тело»;

  • Эсменас считал, что социальная наука изучает не столько аналогии между «клеточками» биологического и соци­ального организма, сколько объединения между суще­ствами животного мира, которые напоминают объе­динения людей в обществе. Любые объединения живых существ в природе называются обществом;

  • Рене Бормс в труде «Организм и общество» стоит на позициях вульгарного организма, вводит понятие «со­циальная патология» и «социальная гигиена».

г) Социальный дарвинизмстремится использовать зако­ны биологии. Учение Дарвина о естественном отборе стимулировало распространение биологических зако­нов на понимание общества.

  • дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в обществен­ном развитии и рыночного капитализма;

  • либеральное течение в рамках социального дарвинизма — это есть эволюционная этика;

социал-дарвинистская школа — явление многоплановое и разнородное, не ограничивается социологией, а на­шло распространение в антропологии, психологии, политологии, искусстве.

д) Рассово-антропологическая школа выделяет два направ­ления: первое — связанное с попытками раскрыть глобальные движущие силы развития всемирной истории и второе — ограничивается анализом более локальных процессов, и основном в пределах Европы, и исходит из понимания естественного отбора и борь­бы за выживание.

  • де Гoбuнo (один из основоположников этой школы) видел главные причины развития общества в расовых особенностях народов, потому что социальные инсти­туты, культура вытекают из расовых, биологических
    источников. Смешение рас — противоречивый процесс.
    Чистота расы — источник развития цивилизации;

  • одной из разновидностей этой школы является антропо-социология. Антропология социальная (этнология) — это раз­дел социологии, объектом изучения которою являются при­митивные и традиционные общественные системы;

основоположником современной социальной антропологии является Франц Боасамериканский этнограф. Концепция школы состояла в выдвижении на первый план этнологических исследований культуры, в пред­почтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и отрицании идеи прогресса.

е) ^ В социологии XIX — нач. XX вв. существовали две главные формы: натурализм — социал-биологизм и соци­альный механицизм. Господствующее положение занимал социал-биологизм, представленный концепциями социального организма и дарвинизма социального.

^ 1. СОЦИОЛОГИЯ К. МАРКСА

  • у Маркса категория абсолютного духа уступает поня­тию человеческой предметной деятельности, она по­стоянно идентифицируется с понятием материально­го производства. Здесь место диалектики абсолютного духа занимает диалектика материального производства;

  • для Маркса принципиально важным есть вопрос о материалистическом или идеалистическом мировоззре­нии исследователя экономической проблематики;

  • результаты теоретических решений К. Маркса в социологии можно искать в 3-х когнитивно-метафизичес­ких моделях:

  • базиса-надстройки;

  • органической целостности общества;

  • диалектики рачнития общества.

  • в экономическом понимании истории считает, что система производственных отношений составляет первооснову — базис, на котором формируются все иные отношения людей - правовые, политические, идеологические и др.;

  • ^ К. Маркс уделяет внимание проблеме функциональной интеграции современного ему общества, где все эле­менты подчинены одной цели;

  • одной из главных основ научного социализма выступает теория классовой борьбы между буржуазией и пролета­риатом как движущей силой общественного развития;

  • концепция социальной структуры Маркса связана с анализом антагонистических, непримиримых отношений между владельцами предприятий и пролетариатом как главным классом;

  • рациональное зерно исторического материализма К. Маркса состоит в изучении влияния системы мате­риально-производственных отношений и интересов на функционирование иных социальных субсистем — прежде всего правовой и политической, понимания
    влияния материальных интересов классов и социальных общностей на их менталитет, психологию и уяснение конкретных особенностей классовых конфликтов;

  • ^ К. Маркс и Ф. Энгельс связывали все надежды с социальной революцией, коммунистическим обществом, считая, что в отличие от всех предшествующих, спра­ведливое, гуманное общество должно функциониро­вать не стихийно, а сознательно. И необходимое средство такой «разумной организации» общества — учет.

^ 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МАРКСИЗМУ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

а) В начале XX в. популярной стала концепция психологии толпы. Творцом этой концепции выступал Гюстав Лебон — французский социолог, антрополог, социальный психолог. Он отстаивал концепцию расового определения (детерминизма), признавал иерархический ха­рактер расового деления и особую значимость расовой принадлежности и развитии цивилизации;

^ Лебон считае, что решающую роль в социальных про­цессах играет не разум, а эмоции. Важную роль в развитии общества он приписывал идеям, навязываемым массам многими лидерами.

б) Многие проблемы, связанные с анализом психологии толпы оказались плодотворными и продолжены в ис­следованиях Габриэля Тарда - французского социоло­га. Его основной труд «Законы подражания», в которых в центре стоит индивид, а общество рассматривается как продукт взаимодействия индивидов;

  • согласно Тарду, в основе социологии лежит коллективная психология, которая изучает отношении «Я» с дру­гими «Я» и их взаимоотношения;

  • подражание – это процесс повторения различных форм бытия.

в) ^ Автором теории малых групп «Зеркального Я» был американский социолог Чарльз Хортен Кули. Он рассмат­ривал общество как психологический организм, который существует как целостность благодаря тесному взаимодействию между индивидами, социальными общно­стями, слоями, группами и обществом, где социаль­ное и индивидуальное едины;

основу взаимодействия обуславливает психическая при­рода человека, потому что общество не может суще­ствовать без психических реакций, чувств, взаимных оценок человека человеком.

г) ^ Следующей разновидностью в психологической социоло­гии является инстинктивизм. Его стержень — теория инстинктов социального поведения Уильяма Мак-Дугалла, глав­ная идея которой состояла в том, что причиной социального поведения человека признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели, как общее качество, объединяющее человека и животных.

д) Зигмунд Фрейд — известный австрийский врач, психо­лог, философ, социолог — уделял большое внимание социологическим проблемам психоанализа;

основная проблема психоаналитической ориентации – проблема конфликта личности и общества;

— по мнению большинства сторонников психоаналити­ческой ориентации цивилизации, социальные и мо­ральные нормы, запреты, санкции, социальный кон­троль и репрессивность, вытесняя исходные влечения
или потребности человека, ведут к прогрессивному отчуждению, развитию неврозов.

^ 3. ОБЩЕСТВО КАК ДУХОВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРВИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ (Э. ДЮРКГЕЙМ), ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛО­ГИЯ- (М. ВЕБЕР, Г. ЗИММЕЛЬ), ЭЛИТАРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ (ПАРЕТО)

а) Творцом методологии реализма на Западе выступает Эмиль Дюркгейм – патриарх французской социологи­ческой школы:

  • его концепции называют социологическим реализмом. Он разграничил понятия индивидуального и коллективно­го, доказывая безусловный приоритет коллективного над индивидуальным;

  • Дюркгейм дал типологию форм общественной жизни, обратился к понятиям орда, клан;

  • выдвинул вопросы структурной организации, считая, что таксомония (видовая наследственность) и истори­ческие фазы развития — это принципиально различ­ные вещи;

  • отвергая биологический и психологический редукцио­низм, Дюркгейм требовал объяснить социальное с со­циальным, что означало обязательность применения социологического метода для всех общественных наук;

  • главное место в социально-политической программе отводилось реформам. Его концепции легли в основу формирования теоретического фундамента западной социологии.

б) ^ Объектом социологического анализа в трудах Макса Вебера выступают политические и правовые отношения прошлого и современности:

в политической аналогии власти Вебер ищет различия и одновременно взаимосвязи между тремя основными сферами общественной жизни:

  • сфера власти;

  • сфера экономики;

  • сфера ценностей.

  • по его мнению государственная власть опирается не только на насилие, но и на авторитет тех, кто управляет;

  • Вебер выделяет три чистых типа легитимного господства:

  • господство традиционное;

  • харизматическое;

  • легальное.

традиционное господство базируется на вере в обычаи;
харизматическое
— построено на безоглядном доверии вождю, слепом подчинении; легальное — базируется на определенной системе введенных правил, которые определяют кто, кому и как подчинен.

в) ^ Формальная социология Георга Зиммеля представи­теля немецкой социологии, различает три этапа духов­ной эволюции:

  • первый — натуралистический, связан с воздействи­ем на него прагматизма, социал-дарвинизма, спенсеровского эволюционизма;

  • второй — неокантианский, связан с возникновени­ем различных миров культуры (религии, философии, науки и др.);

  • третий — определяется разработкой идеи жизни.

^ Г. Зиммель счита главным тезисом эмпирической со­циологии признание факта относительной социативности человеческого общежития.

г) Концепция политического класса и теории элиты сфор­мированы исследователем Вильфредо Парето:

  • в «Трактате всеобщей социология» он изложил концепцию социального действия, считая, что специфически человеческое достоинство состоит в способности ис­пользовать разум в корыстных целях;

  • он отдавал предпочтение чувствам, считая их истин­ными движущими силами истории;

  • согласно концепции политического класса и теории элит индивиды, наделенные от рождения предрасположенно­стью к манипулированию массами при помощи хитрос­ти и обмана, или способностью применения насилия, создают два различных типа правления, приходящих на смену друг другу, с последующей деградацией элиты;

— если правящая элита не противодействует деградации путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл кото­рой, по Парсто, состоит в обновлении персонального
состава правящей верхушки — элиты общества.

^ Вопрос ІІІ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ

СОЦИОЛОГИИ

Для современной социологии Запада характерна неоднород­ность сферы предмета исследования, многообразие и противоре­чивость теорий, идей, суждений об обществе, политике, поли­тической власти. Утверждаются и приобретают широкое распрост­ранение социологические школы: неопозитивизма, прагматизма и политического реализма, модернизма социальных систем и др.

а) Неопозитивизм в социологии — теоретико-методологическая ориентация в социологии, опирающаяся на философское положение логического позитивизма;

  • основные принципы неопозитивизма:

  • социальные и политические явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

  • методы социального исследования должны быть та­кими же точными как методы естествознания;

  • субъективные аспекты человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение;

  • истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процессов;

  • все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

  • социология должна быть свободна от ценностных
    суждений и связи с идеологией.

  • неопозитивизм в социологии не представляет единой школы.


б) Школа прагматизма и политического реализма возник­ла и распространилась в США. В современных условиях прагматизм в социологии выступает в форме эксперимен­тального натурализма, соединяющего субъективный идеализм с антимарксизмом (Сидней Хук) или в фор­ме неопрагматизма, объединяющего прагматизм с семантическим идеализмом (Чарльз Моррис);

в) Теория модернизации (модернизм) — совокупность рас­пространенных на Западе в политологии и социологии концепций общественно-экономического и политичес­кого развития. Эти концепции объясняют процесс пере­хода от стабильного традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному и постин­дустриальному обществу.

  • суть модернизма состоит в том, что не отвергая в целом
    поведенческий подход к изучению общества, к политике, стремится преодолеть крайности и недостатки;

  • важные для модернизма философско-исторические представления становятся более абстрактными, формально-рациональными по сравнению с очень конкретными отношениями досовременного общества;

  • методологической основой социологических исследований является системный анализ и структурный функционализм.

^ 1. СОЦИОЛОГИЯ СТРАТИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ (П. СОРОКИН)

а) одним из видных представителей неопозитивизма есть
Петирим Александрович Сорокин американский социолог русского происхождения. Он критиковал господствующую в США эмпирическую тенденцию и развивал идею «интегральной» социологии, охватывающей все социальные аспекты широко понятой культуры;

б) социальная действительность рассматривалась Сороки­ным в духе социального реализма, обусловившего существование сверхиндивидуальной реальности;

в) в труде «Система социологии» (1920) он формулирует
теоретические основы реализма
— теории «социальной
стратификации» и «социальной мобильности»;

  • основой политического и социологического реализма П.Сорокин считал социальное поведение. Он проанализировал иерархическую структуру организованной социальной группы и сделал вывод, что внутри группы
    существуют слои, выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам;

  • он считал, что для определения социального положения человека необходимо знать его семейное положе­ние, гражданство, национальность, отношение к ре­лигии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение;

П. Сорокиным разработана проблема социальной мобильности, т.е. переход от одной социальной позиции к другой как по вертикали, так и по горизонтали.

^ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ

а) Франкфуртская школа – течение в общественной мыс­ли, обозначенное по месту нахождения Института со­циальных исследований. Основание этой школы при­ходится на 30-е годы XX ст.;

б) основными представителями школы являются: М Хоркхаймер, Т.Адорно. Г. Маркузе, Ю. Хабермас;

в) анализ философских мировоззренческих и методологи­ческих оснований социальной теории привел представи­телей Франкфуртской школы к поиску методов позна­ния уникальных, неповторимых явлений социальной
действительности:

— в сферу социологического анализа были включены общие проблемы культуры в их связи с политической практикой, делался акцент па «гуманистическую» ориентацию с ее интересом к проблемам человеческой личности;

  • представители школы выступили оппозицией доминиру­ющим ориентациям западной социологии — в особен­ности это касалось позитивистских и неопозитивстских социологических концепций;

  • это обстоятельство нашло отражение в названии, которое дал ей М.Хоркхаймер «критическая теория»;
    Г. Маркузе ввел термин «критическая теория общества», в дальнейшем теоретические выкладки этой школы стали называться критической социологией;

г) М. Хоркхаймер и Г. Маркузе выступили против традиций, которые сложились в обществоведении того времени в целом и в социологии в частности. Они счи­тали, что наука об обществе раскололась на отдельные
дисциплины, частной наукой стала и социология:

  • в результате потеряно целостное представление об общественной жизни. Причины этого они видят в утвер­дившейся естественнонаучной модели познания, про­возглашенной единственно научной;

  • представители Франкфуртской школы считают, что позитивизм раздробил целостную «тотальность» на про­тивоположные и взаимоисключающие «субъект» и «объект» познания»;

  • «критическая теория» призвана преодолеть эту раздробленность, сделав предметом анализа всю человеческую и внечеловеческую деятельность;

д) близким по духу «критическим социологам» оказался анализ общественной жизни, осуществленный К. Марк­сом. В статье М.Хоркхаймера «Традиционная и крити­ческая теории» критический подход Маркса распрост­раняется на всю систему наук об обществе;

  • критическое отношение к существующим наукам об обществе прямо связывается франкфуртцами с крити­кой реалий современного им «позднекапиталистического» или «индустриального» общества;

  • в своей книге «Диалектика просвещения. Философские фрагменты» Т.Адорно провел историко-философский анализ предшествующей культуры, начиная с гомеров­ских времен и сделал вывод, что печальный итог, к которому пришла человеческая цивилизация — резуль­тат «духа просвещения»;

  • в целом результат «просвещения» характеризуется как отчуждение человека и человеческой цивилизации. ^ Итоги просвещения – это разрыв единой природы на субъект и объект, отрыв социальных отношений от природных и перенос в социальную сферу антагонизма, – в результате – складывание антагонистических социальных отношений; раздвоение человеческой субъективности на телесную и духовную сущности;

  • идя от критики «традиционной теории», образа науки, характерного для их времени, и основываясь на прин­ципах однозначной социокультурной детерминации теоретических представлений, франкфуртцы приходят
    к критике реалий современного общества.






оставить комментарий
страница1/7
Дата13.10.2011
Размер2,15 Mb.
ТипЗакон, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7
средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх