Учебно-методический комплекс дисциплины теория литературы Бийск 2008 icon

Учебно-методический комплекс дисциплины теория литературы Бийск 2008


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория обучения» Бийск...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика воспитания» Бийск...
Учебно-методический комплекс дисциплины Часть II бийск...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


Теория литературы


Бийск 2008


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»


Кафедра

Методики начального обучения


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Теория литературы


Специальность:

050708 «Педагогика и методика начального образования»

(код)


Бийск 2008


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

^ Кафедра

Методики начального обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины

Теория литературы


АННОТАЦИЯ

1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из ГОСа по специальности): Специфика литературы как вида искусства. Основные функции литературы. Литературное произведение как целостная структура. Форма и содержание художественного произведения. Принципы анализа художественного произведения. Автор, герой и читатель в художественном произведении. Закономерности литературного процесса. Теория литературы – одна из научных основ читательской деятельности. Понятие читательской деятельности. Освоение способов работы с текстом. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников. Принципы организации читательской деятельности учащихся начальных классов. Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста. Моделирование фрагментов организации читательской деятельности младших школьников.

^ 2. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО). Курс «Теория литературы» (ДПП.Ф.04) входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов, тесно связан с такими программными курсами, как, «История отечественной литературы» (ДПП.Ф.03), а также «Детская литература» (ДПП.Ф.05).

^ 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: аннотация, рабочая учебная программа.

  • Теоретический блок: учебники, учебные пособия, курсы лекций, конспекты лекций, электронные конспекты лекций базовой версии.

  • Практический блок: планы и структура практических занятий.

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень вопросов к зачету, банк тестовых заданий для самоконтроля, ответы к тестовым заданиям.

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.

^ 4. Список авторов элементов УМК: Островская Елена Валерьевна, старший преподаватель.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины:

- ГОС ВПО по специальности;

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • ^ Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).


^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»


^ Кафедра

Методики начального обучения


Учебно-методический комплекс дисциплины:

Теория литературы


УТВЕРЖДАЮ

I Проректор по УР___________________

"____"______________200_г.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине

Теория литературы


Специальность

050708 «Педагогика и методика начального образования»

код


Факультет

начальных классов


Курс обучения 2

^ Семестр 3


Всего часов по учебному плану: 160


В том числе по формам обучения: очная/заочная

- лекции 48

- практикум 24

- самостоятельная работа 81


Формы итогового контроля знаний:

- зачет 3 сем.


Бийск 2008

^ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Теория литературы» входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка студентов к профессиональному чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения. Цель определяет следующие задачи курса:

  • изучение принципов и подходов к исследованию произведений различных жанров;

  • усвоение студентами категориального аппарата теории и истории литературы, а также литературной критики;

  • приведение соответствующих понятий в системное единство;

  • создание условий совершенствования читательской деятельности студентов;

  • осмысление студентами собственной читательской деятельности и проектирование читательской деятельности детей;

  • формирование у студентов умения самостоятельного творческого прочтения произведений детской литературы, умения видеть специфику конкретного литературного произведения;

  • формирование профессиональных умений будущих учителей по организации читательской деятельности детей на широкой научной основе и на базе собственной квалифицированной читательской деятельности.


^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты должны знать:

  • основные понятия и термины дисциплины: литература, искусство, произведение, читательская деятельность, художественность, образ, литературоведение, анализ, интерпретация, поэтика, системность литературы, система культуры и «быта», системность произведения, конструктивный элемент, конструктивная функция, конструктивный фактор, литературная эволюция, традиция и новаторство, контекст и подтекст, реминисценция, мир произведения, содержание и форма, сюжет и фабула, мотив, персонаж, психологизм, портрет, вещь в литературе, хронотоп, художественная деталь, композиция, повествование, описание, рассуждение, точка зрения, повествователь, рассказчик, образ автора, художественная речь, поэтический язык, тропы, поэтические синтаксис, фонетика и графика, художественный метод, литературные роды, виды, жанры, эпос, лирика, драма, стихосложение, рифма, метр, ритм, литературные направления и течения;

  • специфику детской литературы;

  • крупнейшие этапы истории развития науки о литературе и её современные тенденции.

Студенты должны уметь:

  • видеть специфику конкретного литературного произведения;

  • демонстрировать на практике владение основными понятиями и терминами литературоведения;

  • владеть различными приёмами анализа произведений литературы;

  • самостоятельно творчески читать произведения детской литературы;

  • определять явления в художественном тексте и приводить свои примеры из художественных произведений;

  • оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;

  • находить связи русской детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой.

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.

^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

^ Общая трудоемкость

160

3

^ Аудиторные занятия

72

3

Лекции

48

3

^ Практические занятия (семинары)

24

3

^ Лабораторные работы

-




^ Самостоятельная работа

81

3

^ Курсовые работы/рефераты

-




Вид итогового контроля:

зачет

3


^ 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ



п/п

Тематический план

Лекции

Практические

занятия,

семинары

Лабораторные

работы

1

2

3

4

5

1

Литература как вида искусства.

6

2




2

Литературоведение и читательская деятельность.

6

4




3

Закономерности литературного процесса

6

2




4

Литературные роды, виды, жанры.

10

4




5

Литературное произведение как целое.

12

4




6

Принципы анализа художественного произведения

8

8





4.2. ^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература как вид искусства. Специфика литературы как вида искусства: литература - искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Выражение сущности явлений в литературе. Художественный образ. Конкретное и обобщенное в художественном образе. Роль вымысла, эстетическое значение художественного образа. Условность. Типизация. Общественная роль литературы.

^ Литературоведение и читательская деятельность. Понятие читательской деятельности. Место читательской деятельности в системе наук о литературе. Литературоведение как наука о литературе. Предмет и задачи. Основные литературоведческие дисциплины. Анализ и интерпретация литературного произведения. Пути и задачи литературного анализа. Типы читательской деятельности. Значение правильной читательской деятельности для формирования ребёнка-читателя. Читательская самостоятельность.

Литературный процесс. Понятие художественного метода в литературе. Эволюция способов создания художественного образа. Литературные направления и течения. Художественный стиль. Понятие литературного развития. Традиция и новаторство в литературном творчестве. «Чужое» слово в художественном тексте, его функция. Эволюция литературы.

Литературные роды, виды, жанры. Обусловленность принципов литературоведческого анализа родовой принадлежностью произведения. Изучение вопросов о родах, видах, жанрах, типах литературы в истории науки и на современном этапе. Эпос в народном творчестве и литературе. Эпические жанры: сказка, повесть, рассказ, басня, анекдот и др. Переживание как основа лирики, способы его воплощения. Особенности текста лирического произведения. Прямой и переносный смысл слова. Тропы. Классификация тропов. Метафора, её функция в произведении. Поэтический синтаксис. Фигуры: инверсия, градация, анафора и др. Поэтическая графика. Поэтическая фонетика. Повтор как основа звукописи: ассонанс и аллитерация. Понятие ритма и метра. Системы стихосложения. Двусложные и трёхсложные размеры: хорей, ямб, анапест, дактиль, амфибрахий. Рифма. Строфа. Жанры лирики: песня, стихотворение, романс, сонет и др. Действие как основное содержание драмы. Особенности текста драматического произведения. Способы выражения авторской позиции. Драматургический конфликт. Жанры драмы: трагедия, комедия, драма и др. Приёмы анализа произведений различной родовой принадлежности.

Литературное произведение как целое. Литературное произведение как система. Содержание и форма. Мир произведения и текст произведения. Сюжет. Место сюжета в структуре произведения. Сюжет и фабула. Элементы сюжета и способы их организации в целое. Внесюжетные элементы. Функции сюжета. Роль заглавия в произведении. Мотив. Персонаж. Психологизм. Портрет в литературе. Вещь в литературе. Художественная деталь, её функции в литературном произведении. Пейзаж в литературе. Художественное время и пространство. Композиция художественного произведения. Система точек зрения в художественном произведении. Способы рассказывания. Повествователь, рассказчик, образ автора. Читатель в художественном произведении. Диалог читателя и автора.

Принципы анализа художественного произведения. Приёмы анализа литературного произведения в исторической перспективе. Отечественные и зарубежные литературоведческие школы. Сравнительно-историческое литературоведение, формализм, структурализм и пр.


4.3. ^ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ - не предусмотрен


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Название

Автор

^ Вид издания (учебник, учебное

пособие)

Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц

Колич-во

экземпляров

Место хранения

^ Основная литература

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины

Под ред. Л.В. Чернец

Учебное пособие для студентов вузов

М.: Высшая школа, 2006. – 680 с.

20

А1,ЧЧ3

2. Теория литературы

В.Е. Хализев

Учебник для студентов вузов

М.: Высшая школа, 2005. – 405 с.

50

А1, Ч3

^ Дополнительная литература

1. Теория литературы

И.Ф. Волков

Учебное пособие для студентов и преподавателей

М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.

2

А1,ЧЗ

2. Принципы и приёмы анализа литературного произведения

А.Б. Есин

Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников

3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 247 с.

1

Ч2 (1 экз.).

3. Теория литературы: В 2 Т.

Под ред. Н.Д. Тамарченко.

Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов высших учебных заведений

М.: Издательский центр "Академия", 2004

Т.1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. – 510 с.

Т.2: Историческая поэтика. –360 с.

10

А1

4. Методы изучения литературы

В.Г.Зинченко, В.Г. Зусман З.И.Кирнозе

Учебное пособие

М.: Флинта: Наука, 2002. – 200 с.

1

А1 (1 экз.)

5. Введение в литературоведение

Е. Фарино

Учебное пособие

СПб., 2004

1

Ч2

6. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход

С.П. Лавлинский

Учебное пособие для студентов-филологов

М.: Прогресс-традиция: ИНФРА, 2003. – 381с.

2

А1 (1 экз.), Ч2 (1 экз.)


^ 5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ – нет.

.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

аудио, -видеоаппаратура: необходима при изучении ряда тем, касающихся проблем функционирования литературы и искусства.


7. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
      1. ^

        Задания к теме: Теория литературного анализа


Составить конспект статьи Н.Н. Светловской «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению» // Начальная школа. – 2005. - № 4. – С.8-14; № 5. – С.39-47.

Ответить на вопросы: Что такое «целостность» и «самодостаточность» литературного произведения? Какова функция этих понятий в процессе литературного развития детей?

Отчётность: Конспект статьи.


Задания к теме: Художественное произведение в системе культуры.

Применительно к приведенным ниже произведениям установить целесообразность привлечения контекстуальных данных того или иного вида, пользуясь следующей шкалой оценок: а) привлечение необходимо; б) допустимо; в) нецелесообразно; г) вредно. Проведите контекстуальный анализ одного из произведений. Показать, как привлечение контекста способствует более полному и глубокому пониманию текста.

  • Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством.

  • В.А. Жуковский. Светлана.

  • Н.С. Лесков. Серебряный рубль.

  • С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

Отчётность: Контекстуальный анализ текста.


Задания к теме: Поэтический язык

1. Анализ пейзажной лирики

Выбрать из учебников начальной школы по литературному чтению тексты русских поэтов по теме «Осень». Выявить в них средства художественной образности: Объяснить их функцию.

2. В следующих произведениях выявить особенности рифмы, определить стихотворный размер и создаваемый им темпоритм:

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

К.И. Чуковский "Краденое солнце".

Д. Хармс «Иван Топорышкин».

Отчётность: Анализ поэтических текстов.


^ Задания к теме: Художественные особенности игровой поэзии

Выбрать из учебников начальной школы по литературному чтению поэтические игровые тексты. Выявить в них средства художественной образности. Предложить свой анализ.

Отчётность: Анализ текстов.


Задания к теме: Художественное пространство и время

Проанализировать пространственно-временную организацию художественного мира русских народных волшебных сказок, входящих в учебники начальной школы по литературному чтению:

Отчётность: Анализ сказки (на выбор).


Задания к теме: Композиция художественного произведения

Найти в учебниках для начальной школы примеры произведений с различными композиционными приёмами.

Отчётность: Анализ композиции одного из текстов (на выбор).


^ Задания к теме: Поэтика драматического произведения

Проанализировать любую драматическую (спектакль), телевизионную, мультипликационную или кино интерпретацию известного произведения детской литературы.

Отчётность: Развёрнутая интерпретация произведения.


^ 7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ:

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ


  1. Литературоведение как наука о художественной литературе. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

  2. Литература и жизнь. Художественная литература в кругу других искусств. Выражение сущности явлений в литературе.

  3. Искусство как познавательная деятельность. Теории: подражания, символизации. Типическое и характерное.

  4. Автор и его присутствие в произведении. Значение термина «автор». Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо.

  5. Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма художественного произведения. Произведение. Цикл. Фрагмент.

  6. Текст как понятие филологии. Текст как понятие семиотики и культурологи.

  7. Герменевтика. Понимание. Интерпретация. Смысл. Диалогичность как понятие герменевтики.

  8. Читатель и автор. Присутствие читателя в произведении. Массовый читатель.

  9. «Высокая литература». Массовая литература. Беллетристика. Колебания литературных репутаций. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы. Народность в литературе.

  10. Значение термина «мир произведения». Персонаж и его ценностная ориентация. Сознание и самосознание персонажа.

  11. Портрет. Вещь. Пейзаж. Время и пространство.

  12. Принципы рассмотрения литературного произведения Описание и анализ. Литературоведческие интерпретации. Контекстуальное изучение. Организация читательской деятельности учащихся начальной школы. Виды деятельности учащихся при чтении детских книг.

  13. Типы авторской эмоциональности: героическое, сентиментальное, романтическое, трагическое.

  14. Понятия: смех, комическое, ирония.

  15. Художественный метод и стиль. Эволюция способов создания художественного образа.

  16. Литературный процесс. Литературные общности (художественные системы) XIX – XX вв. Художественные направления как составляющие литературного процесса. Течение – подразделение литературного направления. Группировки и школы.

  17. Региональная и национальная специфика литературы.

  18. Понятие литературного развития. Воздействие фольклора на литературу. Традиция и новаторство в литературном творчестве. «Чужое» слово в художественном тексте, его функция. Стилизация. Пародия. Сказ. Реминисценция. Интертекстуальность.

  19. Стих и проза. Рифма в стихе и за его пределами. Метр и размеры.

  20. Истоки русской стихотворной культуры.

  21. Роды литературы. Деление литературы на роды: эпос, драма, лирика.

  22. Жанры. О понятии «жанр». Литературные жанры.

  23. Композиция: значение термина. Мотив. Монтаж Композиционное единство произведения.

  24. Тема и идея литературного произведения. Вечные темы. Идея как выражение авторской тенденции в художественном освещении темы.

  25. Художественный образ. Конкретное и обобщённое в художественном образе. Роль вымысла, эстетическое значение художественного образа. Образный строй литературного произведения. Типология образов.

  26. Понятие «архетип». Виды архетипа.

  27. Миф: значение слова. Нетрадиционная герменевтика.

  28. Понятие «деталь» в художественном тексте. Использование детали как части художественного образа.

  29. Заглавие как способ идейного содержания текста. Виды заглавий. Роль заглавий и эпиграфов в художественном произведении.

  30. Понятие «лирический субъект». Лирический герой: формы проявления его позиции в тексте.

  31. Мотив как литературоведческое понятие. Виды мотивов.

  32. Художественный перевод как литературоведческая категория. Основные принципы перевода.

  33. Формы поведения персонажа в художественном произведении. Проявление поведения в тексте.

  34. Художественная речь и другие виды речевой деятельности. Поэзия и проза. Специфика художественной речи. Язык разговорный, литературный и поэтический.

  35. Изобразительно-выразительные средства поэтического языка: номинация, синонимия, антонимия, омонимия и ее разновидности.

  36. Соотношение тропов. Характеристика разных видов тропов.

  37. Звуковая организация поэтической речи Классификация звуковых повторов.

  38. Метрическая (античная) система стихосложения.

  39. Силлаботоническая система стихосложения.

  40. Тоническая система стихосложения: дольники, тактовики и акцентный стих. Свободный стих в русской поэзии (проблема верлибра).

  41. Строфика. Классификация строф.

  42. Функционирование произведения. Творческая история произведения. Особенности восприятия и воздействия произведения на читателей. Цитата.

  43. Сюжет и фабула. Элементы сюжета и способы их организации в целое. Внесюжетные элементы. Функции сюжета.

  44. Поэтический синтаксис. Фигуры: инверсия, градация, анафора и др.




  1. ^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

(не предусмотрены).


8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «Теория литературы» входит в систему дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка студентов к профессиональному чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения. Цель определяет следующие задачи курса:

  • изучение принципов и подходов к исследованию произведений различных жанров;

  • усвоение студентами категориального аппарата теории и истории литературы, а также литературной критики;

  • приведение соответствующих понятий в системное единство;

  • создание условий совершенствования читательской деятельности студентов;

  • осмысление студентами собственной читательской деятельности и проектирование читательской деятельности детей;

  • формирование у студентов умения самостоятельного творческого прочтения произведений детской литературы, умения видеть специфику конкретного литературного произведения;

  • формирование профессиональных умений будущих учителей по организации читательской деятельности детей на широкой научной основе и на базе собственной квалифицированной читательской деятельности.

В основе курса «Теории литературы и практики читательской деятельности» лежит учение о литературном произведении, понятом как системное единство составляющих его элементов. Методологической основой курса послужили научные труды представителей русской формальной школы (Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Томашевского, В.Я. Проппа и др.), развитые в современном литературоведении и откорректированные современными методиками исследования художественного текста (работы Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.И. Тюпы, Е. Фарино и др.), а также исследования методистов в области читательской деятельности школьников (работы Н. Светловской, С. Лавлинского, Т. Троицкой и др.). Специфика курса заключается в его практической направленности на подготовку учителей начальной школы. В связи с этим большое внимание уделяется формированию читательских умений и навыков, необходимых при собственно литературоведческом и читательском (ориентированном на младших школьников) анализе художественного произведения. Литературоведческие понятия и термины разъясняются с привлечением конкретного литературно-художественного материала, где предпочтение отдаётся произведениям русской детской литературы, что также мотивировано спецификой курса.

Список литературы к теме, как правило, включает исследования, содержащие различные точки зрения на изучаемый аспект литературоведения. Многочисленность исследований призвана продемонстрировать многообразие подходов к литературному произведению, показать многоаспектность его анализа, что в целом должно закрепить представление студентов о подвижности, динамике художественного текста, об отсутствии «истинно правильного, конечного» варианта его анализа. Подобный подход позволяет говорить о возможности формирования у будущих учителей способности творческого оценивания факта литературы, независимо от каких-либо предлагаемых методических разработок, о возможности и необходимости формирования в будущем в школьной практике таких же способностей у учащихся. Учёт многообразия подходов к художественному произведению помогает отойти от предвзятости в читательской деятельности, формирует способность понимать и принимать любые факты литературы и искусства, в том числе и современного, подчас противоречащего существующим законам художественности. Для учителя, идущего к детям, способность поговорить о любом произведении – ценное качество, работающее и на повышение авторитета педагога, и на формирование интереса к предмету. В процессе изучения курса «Теории литературы и практики читательской деятельности» при самостоятельном отборе студентами произведений для анализа и интерпретации рекомендуется акцентировать внимание на современном процессе литературы и искусства, на произведениях последних лет (включая, помимо традиционных литературных жанров, также современные песенные тексты разных жанров, кинотексты и пр.), что позволит создать определённую интригу на занятии, поможет привести к осознанию студентами специфики литературы и культуры в целом, почувствовать практически свою собственную читательскую деятельность, не имеющую ничего общего с «мёртвым теоретизированием». В процессе подготовки к занятиям студенты должны отработать некоторые виды письменных работ: конспектирование, составление тезисов и планов, анализ текста, оформление библиографического аппарата.

В заключение курса «Теория литературы» предполагается проведение теста на знание литературоведческого терминологического аппарата.

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.


^ 9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИЛИНЕ (не предусмотрена)


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050708 - «Педагогика и методика начального образования»

^ Программу составила: Островская Елена Валерьевна, старший преподаватель.

Программа утверждена на заседании кафедры теории и методики начального образования, протокол № 1 от 05.09.2008 г.


Заведующий кафедрой: Кульбякина Л.Я.

Секретарь кафедры: Калинина Е.В.


^ 1.1.3. Содержание разделов дисциплины

Лекции – 48 ч.


Лекция №1

Тема: Литературоведение как наука (2 часа)

План

1. Многообразие литературных явлений и понятие системности. 2. Три основных рода литературных явлений. 3. Структура литературоведения. 4. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

Лекция № 2-3

Тема: Литература и жизнь (4 часа)

План

1. Художественная литература в кругу других искусств. 2. Деление искусства на виды. 3. Изобразительные и экспрессивные виды искусства. 4. Литература как искусство слова. 5. Сфера художественной литературы. 6. Предмет художественной литературы. 7. Основные функции художественной литературы. 8. Литература и средства массовой коммуникации.

Лекция № 4

Тема: Искусство как познавательная деятельность (2 часа)

План

1. Теория подражания. 2. Теория символизации. 3. Типическое и характерное. 4. Личностное начало как объект художественного освоения.

Лекция № 5

Тема: Автор и его присутствие в произведении (2 часа)

План

1. Значение термина «автор». Исторические судьбы авторства. 2. Идейно-смысловая сторона искусства. 3. Непреднамеренное в искусстве. 4. Выражение творческой энергии автора. Вдохновение. 5. Искусство и игра. 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо. 7. Концепция смерти автора и ее критика.

Лекция № 6-7

Тема: Литературное произведение как художественное целое (4 часа)

План

1. Содержание и форма художественного произведения. 2. Поэтика: значение термина. 3. Произведение. Цикл. Фрагмент.

Лекция № 8

Тема: Текст (2 часа)

План

1. Текст как понятие филологии. 2. Текст как понятие семиотики и культурологи. 3. Текст в постмодернистских концепциях.

Лекция № 9

Тема: Герменевтика (2 часа)

План

1. Понимание. Интерпретация. Смысл. 2. Диалогичность как понятие герменевтики. 3. Нетрадиционная герменевтика.

Лекция № 10

Тема: Восприятие литературы. Читатель (2 часа)

План

1. Читатель и автор. 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика. 3. Реальный читатель. Историко-функциональное изучение литературы. 4. Литературная критика. 5. Массовый читатель.

Лекция № 11

Тема: Литературные иерархии и репутации (2 часа)

План

1. «Высокая литература». Литературная классика. 2. Массовая литература. Беллетристика. Колебания литературных репутаций. Безвестные и забытые авторы и произведения.

Лекция № 12

Тема: Литература – элита – народ (2 часа)

План

1. Элитарная и антиэлитарная концепции искусства и литературы. Народность в литературе.

Лекция № 13 – 14

Тема: Мир произведения (4 часа)

План

1. Значение термина «мир произведения». 2. Персонаж и его ценностная ориентация. 3. Персонажи писатель (герой и автор). 4. Сознание и самосознание персонажа. Психологизм. 5. Портрет. 6. Формы поведения. 7. Говорящий человек. Диалог и монолог. 8. Вещь. 9. Природа. Пейзаж. 10. Время и пространство.

Лекция № 15

Тема: Принципы рассмотрения литературного произведения (2 часа)

План

1. Описание и анализ. 2. Литературоведческие интерпретации. 3. Контекстуальное изучение.

Лекция № 16-17

Тема: Типы авторской эмоциональности (4 часа)

План

1. Героическое. 2. Идиллическое, сентиментальность, романтика. 3. Трагическое. 4. Смех, комическое, ирония.

Лекция № 18

Тема: Художественный метод и стиль (2 часа)

План

1. Метод как совокупность наиболее общих принципов художественного мышления. «Стиль – это человек».

Лекция № 19-20

Тема: Литературный процесс (4 часа)

План

1. Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. 2. Стадиальность литературного развития. Литературные общности (художественные системы) XIX – XX вв. Художественные направления как составляющие литературного процесса. Течение – подразделение литературного направления. Группировки и школы. 4. Региональная и национальная специфика литературы. 5. Международные литературные связи.

Лекция № 21

Тема: Новаторское слово. Литература в литературе (2 часа)

План

1. Разноречие и чужое слово. 2. Стилизация. Пародия. Сказ. 3. Реминисценция. 4. Интертекстуальность. 5. Слово неавторское и авторское.

Лекция № 22-23 (4 часа)

Тема: Стих и проза

План

1. Основные подразделения стиховедения. Проблема специфики стихотворной речи. 2. Рифма в стихе и за его пределами. 3. Ритм и ритмическая система. 4. Метр и размеры. 5. Ритм художественной прозы. Случайные метры. 6. Сегментация речевого потока на стихи. Понятие стихопрозы.

Лекция № 24

Тема: Истоки русской стихотворной культуры (2 часа)

План

1. Фольклорные и литературные корни русского стиха. 2. Русская досиллабическая и силлабическая поэзия. 3. Реформа русского стихосложения как процесс.


^ 1.3.2. Содержание практических занятий

Практические занятия – 24 ч.


Практическое занятие № 1

Тема: Роды литературы (2 часа)

План

1.Деление литературы на роды. 2. Происхождение литературных родов. 3. Эпос: повествование и его субъект. 4. Драма. 5. Лирика. 6. Межродовые и внеродовые формы.

Практическое занятие № 2

Тема: Жанры (2 часа)

План

1. О понятии «жанр». 2. Понятие «содержательная форма» применительно к жанрам. 3. Роман: жанровая сущность. 4. Жанровые структуры и каноны. 5. Жанровые системы. Канонизация жанров. 6. Жанровые конфронтации и традиции. 7. Литературные жанры и их связь с нехудожественной реальностью.

Практическое занятие № 3

Тема: Композиция, тема и идея литературного произведения (2 часа)

План

1. Значение термина композиция. 2. Повторы и вариации. 3. Мотив. 4. Монтаж. 5. Временная организация текста. 6. Содержательность композиции. 7. Композиционное единство произведения. 8. Тема – объективная основа произведения. 9. Вечные темы. 10. Художественная тематика как целое. 11. Идея как выражение авторской тенденции в художественном освещении темы.

Практическое занятие № 4

Тема: Образный строй литературного произведения (2 часа)

План

1. Образ как форма выражения содержания в художественной литературе. 2. Внутренняя структура образа. 3. Типология образов.

Практическое занятие № 5

Тема: Архетип, литература и миф (2 часа)

План

1. Понятие «архетип». 2. Виды архетипа. 3. Миф: значение слова. 4. Исторически ранние мифы и литература. 5. Мифология Нового времени и литература. 6. Нетрадиционная герменевтика.

Практическое занятие № 6

Тема: Деталь, заглавие в художественном произведении (2 часа)

План

1. Понятие «деталь» в художественном тексте. 2. Использование детали как части художественного образа. 3. Заглавие как способ идейного содержания текста. 4. Виды заглавий. 5. Роль заглавий и эпиграфов в художественном произведении. 6. Роль знака в художественном произведении.

Практическое занятие № 7

Тема: Лирический субъект, мотив (2 часа)

План

1. Понятие «лирический субъект». 2. Лирический герой: формы проявления его позиции в тексте. 3. Мотив как литературоведческое понятие. 4. Виды мотивов. 5. Проявление мотивов в произведениях разных литературных родов.

Практическое занятие № 8

Тема: Художественный перевод, поведение персонажей (2 часа)

План

1. Художественный перевод как литературоведческая категория. 2. Основные принципы перевода. 3. Формы поведения персонажа в художественном произведении. 4. Проявление поведения в тексте.

Практическое занятие № 9

Тема: Художественная речь (стилистика), изобразительно-выразительные средства поэтического языка (2 часа)

План

1. Художественная речь и другие виды речевой деятельности. 2. Состав художественной речи. 3. Литература и слуховое восприятие речи. 4. Поэзия и проза. 5. Специфика художественной речи. Язык разговорный, литературный и поэтический. 6. Номинация, синонимия и антонимия – эффективные способы образного со(противо)поставления. 7. Омонимия и ее разновидности. Морфологические вариации слов. 8. Особые лексические ресурсы поэтического языка.

Практическое занятие № 10

Тема: Тропы, синтаксис поэтической речи (2 часа)

План

1. Соотношение тропов. 2. Характеристика разных видов тропов. 3. Поэтические фигуры. 4. Характеристика поэтических фигур.

Практическое занятие № 11

Тема: Звуковая организация поэтической речи, метрическая система стихосложения (2 часа)

План

1. Классификация звуковых повторов. 2. Частотность гласных и согласных в русском языке. 3. Классификация стоп и основные античные метры. 4. Формы стихотворства и красноречия в византийской поэзии.

Практическое занятие № 12

Тема: Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения (2 часа)

План

1. Внутренняя структура силлаботонического стиха. Двусложники. 2. Трехсложные метры силлаботоники. 3. Ритмические определители силлаботонического стиха. 4. Горизонтальные характеристики стиха. 5. Вертикальные катализаторы ритма. 5. Дольники, тактовики и акцентный стих. 6. Свободный стих в русской поэзии (проблема верлибра).


^ 1.3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература


  1. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение – М.: Просвещение, 1975.

  2. Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. – М. 1978.

  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: 1979.

  4. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды / Собр. Соч.. В 9 т. – М.: 1978. – Т. 3.

  5. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

  6. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Академия, 2000. – 556 с.

  7. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. – М.: 1959.

  8. Винокур Г. О. О языке художественной литературы. – М.: 1991.

  9. Волков И. Ф. Теория литературы: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. 1995.

  10. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. – М.: 1984.

  11. Гегль Г. Лекции по эстетике // Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Наука, 1971. – Т. 1.

  12. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. – Л.: 1981.

  13. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. – Л.: 1977.

  14. Илюшин А. А. Русское стихосложение. – М.: 1988.

  15. Кожинов В. В. Литература / Литературный энциклопедический словарь – М.: 1987, 1987.

  16. Кожинов В. В. Слово как форма образа // Слово и образ. – М.: 1964.

  17. Кормилов С. И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих: В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам. – М.: МГУ, 1999.

  18. Лингвистика и поэтика. – М.: 1979.

  19. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. – М.: Наука, 1970.

  20. Маймин Е. Искусство мыслить образами. – М.: 1976.

  21. Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М.: 1986.

  22. Руднева Е. Г. Пафос художественного произведения (Из истории проблемы) – М.: Просвещение, 1977.

  23. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. – М.: 1992.

  24. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М.: 1972.

  25. Томашевский Б. В. Стилистика. – Л.: 1983.

  26. Федотов О. И. Введение в литературоведение. – М.: 1998.

  27. Федотов О. И. Основы теории литературы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2. Стихосложение и литературный процесс. – 240 с.

  28. Федотов О. И. Основы теории литературы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. Литературное творчество и литературное произведение. - 272 с.

  29. Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник – М.: Высшая школа. – 2005. – 405 с.

  30. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. – М.: 1977.

  31. Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства к действительности (любое издание).


^ ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

1. Искусство по своей природе:

а) рационально,

б) эмоционально,

в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала.

2. Единичный предмет, содержащий в себе обобщение, это:

а) образ, б) понятие, в) термин.

3. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а) да, б) нет, в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

4. Форма художественного произведения — это

а) его структура,

б) язык произведения,

в) система приемов, с помощью которой воплощается содержание.

5. Психологические детали воплощают:

а) внутренний мир человека, б) социальный характер, в) особенности поведения.

6. Что такое тропы?

а) употребление слов и выражений в переносном значении,

б) употребление редко встречающихся слов,

в) употребление иностранных слов.

7. К тропам относятся:

а) метафора, гипербола, синекдоха,

б) варваризмы, диалектизмы, инверсия,

в) метонимия, неологизмы, эпитет.

8. Что такое эпитет?

а) это образное определение,

б) это любое определение,

в) это вообще не определение.

9. Главными признаками лирики как литературного рода является:

а) изображение субъективного мира,

б) стихотворная форма,

в) малый объем,

г) изображение переживания.

10. Основным отличием драмы от эпоса является:

а) изображение внутреннего мира героев,

б) наличие конфликта и сюжета,

в) отсутствие повествования.

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ (для проверяющего)

^ Ключ к тесту

1







в




2

а










3

а










4







в




5

а










6

а










7

а










8

а










9

а







г

10







в




^ ТЕСТ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ЗАЧЕТНЫЙ ТЕСТ)


1.Формулировка тестового задания:

Поэтика – это:

а) система художественных средств и приёмов, характерных для литературы как вида искусства;

б) раздел теории литературы, изучающий структуру художественного произведения и средства его создания;

в) система тропов художественного произведения.


2. Формулировка тестового задания:

Искусство по своей природе:

а) рационально

б) эмоционально,

в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала


3. Формулировка тестового задания:

Литературный жанр – это:

а) группа произведений внутри литературного рода, обладающая комплексом общих формальных и содержательных принципов,

б) результат формальной классификации литературных произведений по разным признакам,

в) то же самое, что литературный род


4. Формулировка тестового задания:

Роды литературы - это:

а) сонет, рассказ, трагедия;

б) стихи, проза, драматургия;

в) эпос, лирика, драма


5. Формулировка тестового задания:

Реминисценция – это:

а) черты образного строя одного произведения, наводящие на воспоминание о другом;

б) образы «старых» произведений в «новом» произведении;

в) известные образы архитектуры в литературе


6. Формулировка тестового задания:

«Мой дядя самых честных правил…» — это:

а) ямб,

б) хорей,

в) один из трехсложных размеров


7. Формулировка тестового задания:

«Не ветер бушует над бором…» — это:

а) амфибрахий,

б) дактиль,

в) анапест,

г) один из двухсложных размеров.


8. Формулировка тестового задания:

Тропы – это употребление:

а) редко встречающихся слов;

б) слов в переносном значении;

в) внелитературной лексики.


9. Формулировка тестового задания:

К тропам относятся:

а) метафора, эпитет, гипербола;

б) градация, варваризм, инверсия;

в) эпитет, неологизм, сонет.


10. Формулировка тестового задания:

«Еле-еле Лена ела / Есть от лени не хотела» - В строках Е. Благининой присутствуют следующие средства художественной образности:

а) метафора;

б) аллитерация;

в) олицетворение;

г) ассонанс.


КЛЮЧИ К ТЕСТАМ (для проверяющего)

^ Ключ к тесту

1

а

Б







2







в




3

а

Б







4







в




5

а

Б







6

а










7

а










8




Б







9

а










10




Б




г



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Дисциплина «Теория литературы» рассматривается студентами на 2-ом курсе (3 семестр) в рамках программы дисциплин предметной подготовки студентов факультетов начальных классов. Цель курса - подготовка будущих учителей начальных классов в области теории литературы, что должно способствовать лучшему усвоению таких программных курсов, как «История отечественной литературы» и «Детская литература». Цель определяет следующие задачи курса:

  • формирование определённой историко-литературной базы знаний студентов;

  • усвоение студентами основных стилистико-поэтических особенностей ведущих представителей отечественного литературного процесса;

  • приведение соответствующих имён и понятий в системное единство.

Методическая подготовка на факультете начальных классов должна обеспечить готовность студента к воспитанию и развитию младших школьников в процессе обучения русского языка и литературы. Исходя из того, что критерием готовности к любой деятельности, в том числе и методической, является сформированность определенных умений, в основу построения программы положена идея взаимосвязи теории и практики. Основными видами учебной деятельности студентов являются лекции, практические занятия, лабораторные работы. На лекциях раскрываются основные положения и понятия курса, отмечаются современные подходы к решаемым проблемам. На практических занятиях студенты овладевают умениями литературоведческого анализа текста, связанными с решением учебно-профессиональных задач.

В основе курса «Теории литературы и практики читательской деятельности» лежит учение о литературном произведении, понятом как системное единство составляющих его элементов. Методологической основой курса послужили научные труды представителей русской формальной школы (Ю. Тынянова, В. Шкловского, Б. Томашевского, В.Я. Проппа и др.), развитые в современном литературоведении и откорректированные современными методиками исследования художественного текста (работы Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.И. Тюпы, Е. Фарино и др.), а также исследования методистов в области читательской деятельности школьников (работы Н. Светловской, С. Лавлинского, Т. Троицкой и др.). Специфика курса заключается в его практической направленности на подготовку учителей начальной школы. В связи с этим большое внимание уделяется формированию читательских умений и навыков, необходимых при собственно литературоведческом и читательском (ориентированном на младших школьников) анализе художественного произведения. В процессе подготовки к занятиям студенты должны отработать некоторые виды письменных работ: конспектирование, составление тезисов и планов, анализ текста, оформление библиографического аппарата. В заключение курса предполагается проведение теста на знание литературоведческого терминологического аппарата.

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина «Теория литературы» является одной из важнейших в профессиональной подготовке учителя начальных классов. Основной целью изучения дисциплины является подготовка студентов к литературному развитию младших школьников в процессе обучении литературе. Основными видами учебной работы являются лекции и практические занятия. На лекциях раскрываются основные положения и понятия курса, отмечаются современные подходы к решаемым проблемам. На практических занятиях студенту необходимо овладеть связанными с решением учебно-профессиональных задач умениями:

  • видеть специфику конкретного литературного произведения;

  • демонстрировать на практике владение основными понятиями и терминами литературоведения;

  • владеть различными приёмами анализа произведений литературы;

  • самостоятельно творчески читать произведения литературы;

  • определять явления в художественном тексте и приводить свои примеры из художественных произведений;

  • оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;

  • находить связи русской литературы с мифологией, устным народным творчеством и мировой литературой

  • пробуждать, поддерживать и развивать интерес к предмету у учащихся.


Студенты должны усвоить:

  • основные понятия и термины литературоведения;

  • крупнейшие этапы истории развития науки о литературе и её современные тенденции.

Студенты должны уметь:

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальной школы творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.


При подготовке к практическим занятиям можно использовать следующие рекомендации:

  1. Прочитайте внимательно задания к данному занятию и список рекомендованной литературы.

  2. Изучите материал по учебным пособиям, монографиям, периодическим изданиям, проанализируйте учебники для начальной школы.

  3. Законспектируйте необходимую литературу по указанию преподавателя.

  4. Выполните практические задания по указанию преподавателя.

  5. Проверьте себя по вопросам для самоконтроля и перечню вопросов к занятию.

Выполнение практических заданий к каждому занятию позволяет успешно подготовиться к зачету и овладеть профессиональными умениями, необходимыми в ходе педагогической практики.

Самостоятельная работа является одним из основных видов учебной работы, и, наряду с подготовкой к практическим занятиям, предполагает выполнение заданий по анализу литературного текста, ориентированного на восприятие младших школьников.

Для изучения дисциплины предлагается список основной и дополнительной литературы. Основная литература предназначена для обязательного изучения, дополнительная поможет более глубоко освоить отдельные вопросы, подготовить исследовательские задания и выполнить задания для самостоятельной работы и т.д.

В случае пропуска практического занятия студент может воспользоваться содержанием различных блоков учебно-методического комплекса (лекции, практические занятия, контрольные вопросы и тесты) для самоподготовки и освоения темы.

Для самоконтроля можно использовать вопросы, предлагаемые к практическим и лабораторным занятиям, а также примерные варианты тестовых заданий (печатный и электронный варианты). При работе с тестовой системой АСТ необходимо внимательно прочитать инструкцию, обратить внимание на время тестирования. На вопросы можно отвечать в любой последовательности, возвращаясь к вопросам, вызвавшим затруднение. Результаты теста будут выведены на экран после нажатия кнопки «Завершить тестирование». После прохождения пробного теста необходимо вернуться к разделам и темам, процент выполнения заданий в которых был недостаточным.




Скачать 399.53 Kb.
оставить комментарий
Дата13.10.2011
Размер399.53 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх