2. Использование информационных технологий на уроках музыки в начальной школе 8 icon

2. Использование информационных технологий на уроках музыки в начальной школе 8


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Использование информационных технологий на уроках истории...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе...
«Использование информационных технологий в начальной школе как средства повышения эффективности...
Всероссийская научно-практическая конференция «Наша новая школа»...
Использование информационных технологий на уроках математики...
Использование информационных технологий на уроках географии...
Уроках информатики...
Рабочая учебная программа дисциплины «методика преподавания музыки в начальной школе» отрасль...
Использование информационных технологий в начальной школе психологические особенности младшего...
Методическое пособие по теме: «Использование музыки на уроках литературы»...
«Дуальное образование: содержания и механизмы»...
Доклад «Использование икт на уроках физики»...



Загрузка...
скачать
Оглавление

1. Музыкально-компьютерные технологии 4

2. Использование информационных технологий на уроках музыки в начальной школе 8

3. Пример применения компьютерных технологий при обучении музыки 14

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Материал, относящийся к педагогической сфере компьютерно-музыкальной деятель­ности, находится еще в немалой степени на стадии выяв­ления и собирания. Обобщающие его характеристики в исследовательской литературе даются преимущественно с точки зрения общих достоинств применения компьютерно-технических средств в сфере обучения (индивидуальный характер обучения, активизация процесса приобретения знаний и навыков, фиксированность полученных результа­тов, доступность их изменения и т. д.). Данный материал, однако, уже и на нынешнем этапе исследования, может быть, подвергнут систематизации соответственно своему музыкальному содержанию, т. е. исходя из того, чему именно в рамках конкретных педагогических опытов произ­водится обучение. Систематизация эта позволяет выявить в сфере компьютерно-музыкальной педагогики аспек­ты, сходные с рассмотренными ранее направлениями компьютеризации музыкальной деятельности, равно как и с основными этапами и уровнями их развития. Помимо этого, данная систематизация способствует обнаружению некоторых собственно педагогических идей более общего характера, связанных тремя уровнями компьютеризации. Так, первому из этих уровней соответствует установка на последователь­ное изучение элементов музыкальной традиции, второ­му — установка на синтез этих элементов и дальнейшее их развитие, третьему — выход синтезирующей тенденции за пределы музыкальной педагогики в собственном смысле слова и перерастание этой последней в междисциплинар­ную.

В отношении экспериментов по «обучению музыке с компьютером», отмечается их бесспорная необходимость и незаме­нимая роль в музыкально-педагогическом процессе. В этом смысле компьютерно-педагогические опыты, не выходящие по своему музыкальному содержанию за пределы тради­ционных учебных программ, следует оценивать иначе, чем аналогичные по направленности эксперименты в области сочинения музыки или же профессионального музыкаль­ного исполнительства. Эффективными данные опыты «вве­дения в элементы музыкального наследия» могут, однако, быть лишь в том случае, если они не абсолютизируются и не противопоставляются другим аналогичным опытам (в том числе — ориентированным на иные логические и исто­рические этапы развития музыки), а находятся с ними во взаимосвязи1.

Целью данной работы является музыкальное развитие детей при использовании компьютерных технологий.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. рассмотреть музыкально-компьютерные технологии;

  2. рассмотреть использование информационных технологий на уроках музыки в начальной школе;

  3. рассмотреть пример применения компьютерных технологий при обучении музыки.



^

1. Музыкально-компьютерные технологии


Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали магически привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать свое свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления.
Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя - либо интуитивно, либо осмысленно - определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.
Значительно больший простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа Cakewalk, Cubase. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудиостудий, виртуальных синтезаторов2.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от "технарей" - любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг к другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна дать ключ к грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), магические ритмы громкой заводной музыки, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе рядовой школы, инициативный учитель пения, владеющий таким компьютером так же свободно, как клавиатурой фортепиано, умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества3.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

  • во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей,

  • во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, созданием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, «склеивать» разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности «композиция» учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана — в Уральской консерватории (курс «Электронная и компьютерная музыка»). Практическая работа студентов, а также композиторов Екатеринбурга (Т.Комарова, В.Галактионов, О.Пайбердин и др.), осуществляется в Студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т.Комарова. «Осенние отражения» для голоса и электронных инструментов; «Reflektions», «Sensations» для синтезаторов и компьютера. О.Пайбердин. «Цивилизация» для синтезатора и компьютера)4.

Кроме композиторской деятельности, компьютерные программы применимы также в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Так, «Экспериментальная лаборатория прогрессивных технологий», созданная в ЦИОДС (Ханты-Мансийск), имеет определенный опыт по формированию музыкально-исполнительских навыков в обучении игре на духовых инструментах (класс С.И.Низкодуба). Программное компьютерное обеспечение помогает диагностировать диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с «оркестром», выполнять функции «тренажера» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объемом выполняемой работы5.
^

2. Использование информационных технологий на уроках музыки в начальной школе


На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально – ответственная, конструктивно вооруженная личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.

В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приемы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ. Педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, преодолевать недостатки. В музыкальном образовании имеет место некоторая противостояние подходов в обучении: развитие общих принципов дидактики на уроках музыки и принципов художественной дидактики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д.Б. Кабалевского (выстроенной по пути развивающей дидактики) программа «Искусство слышать» В.О,Усачевой, Л.В,Школяр, (группа авторов)6.

Дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества. Несколько шире, с учетом изменившихся социо – культурных условий деятельности современных образовательных учреждений, потребностей педагогов – музыкантов, и обновления содержания, технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е.Д. Критской. Музыкальное искусство открывается перед ребенком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идет опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т.д.

Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим усложнение, качественное изменение педагогических методик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Идет попытка научить учащегося вслушиваться в самого себя, «осознать, связать динамику звукового движения с динамикой движений психических», и таким образом влиять на процесс формирования человека новой формации.

Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объем знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, сподвигает на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, никакой учебно – воспитательный процесс не мыслим без формирования определенного объема знаний. В ходе рассматривания данной проблемы остановимся на принципе научности в образовании В.Давыдов указывает, что он «… в традиционной дидактике понимается в узко эмпирическом, а не в подлинно диалектическом значении, т.е. не в значении особого способа мыслительного отражения действительности, восхождения от абстрактного к конкретному7.

Подлинная реализация принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системы образования, т.е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, которая лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности».

В современных программах по музыке нет речи о формировании, какого – либо типа мышления, не говоря о теоретическом уровне, к чему собственно и обязывает принцип «научности». Попытку связать программу по музыке с этим уровнем мышления, а не выводить в обучении систему содержательных обобщений теоретического уровня я и решила предпринять. Именно развитие музыкально – сенсорных способностей, практических навыков, психо – эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, гармоничный охват широкого культурологического пространства дает мощный толчок для развития теоретического мышления8.

При разучивании песен на уроках музыки в школе, так называемые минитусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу общеобразовательной школы способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности.

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту. Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться. Но кроме знания программ, видится необходимым введение в обучение будущих музыкантов-педагогов творческих заданий.

Музыкально - компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. И уже имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

По рейтингу такие уроки музыки всегда выходят на первое место среди остальных предметов школьного цикла, причем, в опросе принимают участие не только ученики, но и их родители. И это уже не просто отдельный эксперимент, но реальность, результаты которой опубликованы. Но ведь все-таки официально признано, что музыкальные способности есть не у всякого, а про "медведя" можно прочитать и в современных фундаментальных научных работах.

Отсутствие какой-либо музыкальной способности - признак дисфункции, имеющейся в организме, которая себя рано или поздно обязательно проявит либо заболеванием, либо состоянием души. Решение проблемы на уровне занятий музыкой, т. е. развитие способности, находящейся лишь в потенциальном, зачаточном виде, - мощная профилактика многих негативных состояний, подстерегающих человека в его жизненном пути9.

Но тут есть одна небольшая проблема: многие студенты, садясь за музыкальный компьютер и создавая за ним свои первые опусы, чаще всего даже не подозревают о том, что электронная музыка - это не только проявление поп-культуры, что она имеет свои глубокие корни и предпосылки. И едва ли они знают о том, что первые попытки создания музыки с использованием электроники, наряду с чистыми экспериментами, были осуществлены в русле академического жанра. Таким образом, классическое музыкальное образование, которое студенты получают в процессе обучения в музыкальных вузах, пополняет их слушательский опыт.

Методы работы педагога – музыканта идут параллельно с общедидактическими методами, но, в то же время, специфика деятельности имеет место. Базой для работы в преподавании музыки в школе является не терминологическое оформление художественно – педагогического процесса, а принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства – целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность. Есть возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Можно предложить этот материал детям для изучения сначала после уроков в свободной деятельности, а затеи стала вводить на уроках. В основном это интересно ученикам 3-их, 4-ых классов, умеющим хорошо читать, владеть компьютером. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии - получают живой отклик в детской аудитории.

Урок с использованием компьютера подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребенка, на связь с жизнью. Время работы, также ограничено. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности10.

Например, переходя к теме «Три кита ведут нас в широкий мир балета», задача формулируется достаточно сложная: найти в справочнике термин, его характеристики. Далее, вспомнив из ранее прослушанных произведений фрагмент, композитора, названия – найти это музыкальное произведение и рассказать о нем, и наиболее ярких впечатлениях, пережитых во время прослушивания. Или, изучая тему «Музыкальные инструменты» в контексте симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева, дети находят историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенности. Все энциклопедические статьи сопровождаются видео – звукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке» (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся полученной информацией. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

Освоение компьютерных технологий начинается со второго класса, к третьему классу дети хорошо овладевают навыками работы на компьютере и готовы к проведению интегрированных уроков по школьным предметам. Строго в соответствии с учебным расписанием и графиком работы компьютерного кабинета предоставляется дополнительный час в неделю работы для проведения уроков с использованием компьютерной техники. Дети систематически выполняют творческие задания, используя компьютеры, создают компьютерные нотные тетради, сочиняют мелодии, пишут ноты, строят музыкальные графики, используют игры, музыкальные кубики, караоке, веселые музыкальные упражнения. Проведению этих уроков помогают диски фирмы «Кирилл и Мефодий». С помощью дисков «Музыкальный класс», «Шедевры музыки», «Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», «Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развивается творческие и интеллектуальные способности детей. Применение информационных технологий повышает активность ребят, насыщенность и результативность урока. Дополнительную информацию дети имеют возможность почерпнуть из медиатеки КМ.

Результаты педагогической работы отслеживаются в диагностических картах, где отмечается различный уровень развития музыкальных способностей. С формированием научного типа мышления связывается развитие «перцептивного» компонента музыкального мышления – неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слушания», развитие ассоциативного мышления, внутреннего слуха, зрения, чувствительность к интонации. Отмечается высокий, средний, низкий уровень. В целом отсматривая результаты, корректируется не только содержание учебного процесса, но и методы. Не всегда оправдывает себя в этом смысле использование компьютера. Дети могут быть не готовы к изучению темы с помощью информационной технологии.

Отсюда выводятся требования к работе с информационными технологиями: глубокое знание первичного программного материала, знание компьютера, умение работать в данной программе, высокий уровень организации детей на уроке, их подготовленность (развитие познавательных процессов, качеств личности). Также определяется с компьютерными программами: неподготовленность, неадаптированность компьютерных музыкальных программ для начальной школы не позволяет использовать их более широко11.


^

3. Пример применения компьютерных технологий при обучении музыки



Цель: Провести нестандартный урок — игру, показать взаимосвязь и возможности двух предметов информатики и музыки.

 Задачи: Сделать урок разнообразным и интересным, научить ребят самостоятельно работать с нотной компьютерной тетрадью, с дисками и дискетами, развивать певческие умения и навыки — голос, слух, память, ритм, моторику, музыкально-ритмические движения, научиться подбирать музыкально-цветовую гамму, все это характерно для творческого процесса на уроке.

Оборудование: Компьютерный класс, электромузыкальный синтезатор YAMAHA — 340, диски CD-ROM «Музыкальный класс», дискеты, сигнальные карточки о выполнении работы, магнитная доска с темой и наглядными примерами, маркеры.

 Ход урока:

1.Приветствие (с диска CD-ROM «Музыкальный класс»). Звучит песня «Не волнуйтесь понапрасну », слова М.Пляцковского, музыка Е.Крылатого.

  1. Исполнение распевания (стоя).

Задачи:

  • добиваться чистого интонирования

  • кульминации от p < f

  • четкого произношения артикуляции.

  • упражнение а) «Всем, всем, всем добрый день»;

  • упражнение б) «Звонче, звонче пойте!»

  • упражнение в) «Карусели» - вокализ




3. На компьютере вопрос:

  • Какой детский композитор написал музыку к песне «Самое интересное»
          Е. Крылатов Ю. Чичков
          Б. Савельев А. Журбин

  • Задание: Нужно выделить правильный ответ — фамилию композитора курсором (А. Журбин). ^ Для контроля знаний учащихся используются электронные формы .

  Тестовые задания

Какой детский композитор написал музыку к песне "Самое интересное"?

1. Е. Крылатов

 [    ] 

2. Б. Савельев

 [    ] 

3. Ю. Чичков

 [    ] 

4. А. Журбин

 [    ] 

Не забудьте сохранить Ваш тест (Файл - сохранить) и отправить в "Мое сетевое окружение /соседние компьютеры/Рс0888/Public/учитель"

Вопрос: Как должны исполнить песню, в каком настроении и характере?

  • Исполнение песни «Самое интересное» А. Журбина хором.

 4. Музыкально-ритмические движения (с использованием дискеты). Полька №146, выполняют под музыку танцевальные движения сидя.

 

5. Открыли нотные компьютерные тетради:

  • Нужно сочинить мелодию (у каждого своя мелодия);

  • Берём линию с панели инструментов «Рисование» и соединяем все нотки этой линией, чтобы получился музыкальный график;

  • При выполнении задания поднимаем сигнальную карточку желтого цвета.

  • А теперь продирижируем графики, которые у вас получились;

  • Запомните мелодию, которую вы сочинили, а дома придумайте слова, чтобы получилась песенка или попевочка;

  • Например: «Мы играем и поем, вместе весело живем!»

 



 6. Теория. Компьютерный музыкальный класс. Ребята смотрят на монитор и слушают музыкальную лекцию с CD-ROM’a с репродукциями по теме: «История создания клавишных инструментов». Вопрос: Какие инструменты были предшественниками фортепиано? Что такое «форте» и что такое «пиано»?

 7. Великий композитор А.Н. Скрябин говорил: «Каждый звук имеет свой цвет». Известная поэтесса Матвеева написала:

«Вы объяснили музыку словами,

Но видно ей не надобны слова,

Не то, она, соперничая с вами

Словами изъяснялась бы сама

А лучше взять листок, карандаши

Изобрази все, что услышал ты»12.

  А сейчас музыка в цвете и картинках. Учащиеся слушают музыкальное произведение, которое называется «Арабеска». В соответствии с характером музыкального произведения выбирают картинку и соответствующий фон. Итак, занимаемся музыкой в картинках. Происходит опрос детей об их выборе.



О завершении выполнения задания ребята поднимают сигнальные карточки

8. Команда выключить компьютеры.

9. Исполнение песни под электромузыкальный синтезатор песни Б. Савельева «Танцуйте сидя». Поют и выполняют танцевальные движения.

10. Проведение игры по методике Е.И. Юдиной «Музыкальный ёжик» (игра на внимание, дети имитируют игру на барабане, в соответствии с ритмом хлопают в ладоши).



 

Музыкальный ежик.

 

Не приходилось ли тебе встречать музыкальных ёжиков? Например, таких, которые играют на барабанах? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру, представь себе, приходилось!

 Прочитай, как он это описал:
С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум.
Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум.
С барабаном за плечами... Бум-бум-бум.
Ёжик в сад забрёл случайно. Бум-бум-бум.
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум.
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум.
Ночью яблоки срывались: Бум-бум-бум.
И удары раздавались: Бум-бум-бум.
Ой, как зайчики струхнули. Бум-бум-бума.
Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум13.

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру.

Скажи, какие слова всё время повторялись в стихах, через строчку? Сколько ударов барана изображают эти слова?

Достань свой игрушечный барабан, возьми в обе руки палочки.

Проверь себя: кисти рук должны быть мягкими, палочки в руках должны лежать удобно, ненапряженно.

 Вверх – вниз.

Скажи, чем отличаются эти линии?



Если вести пальцем по первой из них, палец движется все время на одной высоте, горизонтально. Если же вести пальцем по другой, палец поднимается снизу вверх, а затем опускается сверху вниз. Такой же путь должен проделать и твой голос. Ведя пальцем по первой линии, тяни гласную «О-О-О» на одной высоте без повышения и понижения до конца линии.

 11. Игрой «Слушай бубен» завершаем урок. Один удар бубна — три притопа, два удара — три прихлопа, три — «неваляшки», четыре — волны, пять - встаём. Эту игру мы сочинили для развития памяти, внимания и ритма.

 12. Звучит музыка в стиле Кантри, партия соло 2,басовая партия 2,ритмическая партия 3,специальные эффекты 4 (с диска CD-ROM «Музыкальный класс»).

 13. Обобщение и подведение итога урока, и выставление оценок.

 14. Урок окончен. До свидания14.

 

  Оборудование:

 


Магнитная доска, маркеры.


Электромузыкальный синтезатор – «YAMAHA – 340» диск

CD-ROM «Музыкальный класс», дискеты, сигнальные карточки, музыкально-графические карточки, бубен, сборники песен.


Компьютерный класс.

^ Работа над вокально-хоровыми навыками.

Распевания:
а) «Звонче, звонче пойте»
б) «Всем, всем, всем Добрый день!»
в) «Карусели» - исполнение вокализа

 

^ Цвет и музыка.

Слушают музыкальные произведение «Арабеска».

В соответствии с характером этого произведения выбирают фон и картинку. «Музыка в картинках».


Дети отвечают на вопросы поставленного задания.


Звучит музыка, на экранах компьютеров репродукции «История создания клавишных инструментов».


Работаем с компьютерными нотными тетрадями, сочиняем мелодию из нот I октавы, строим музыкальные графики.


Исполнение песни А. Журбина «Самое интересное».


Заключение


Музыкально - компьютерные программы - одна из самых развитых областей информатики. Имеется многолетний опыт соединения потребности детей, подростков и молодежи с уже имеющимися техническими, методологическими и методическими возможностями. Применение информационных технологий на уроках музыки в системе образования реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

Методы работы педагога – музыканта идут параллельно с общедидактическими методами, но, в то же время, специфика деятельности имеет место. Базой для работы в преподавании музыки в школе является не терминологическое оформление художественно – педагогического процесса, а принципы, которые целиком и полностью вытекали бы из природы искусства – целостность, образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность, художественность.

Изучение темы компьютерные музыкальные программы, позволит не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и даст доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. Освоение компьютерных технологий начинается со второго класса, к третьему классу дети хорошо овладевают навыками работы на компьютере и готовы к проведению интегрированных уроков по школьным предметам.

Результаты педагогической работы отслеживаются в диагностических картах, где отмечается различный уровень развития музыкальных способностей. С формированием научного типа мышления связывается развитие «перцептивного» компонента музыкального мышления – неоднозначность восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слушания», развитие ассоциативного мышления, внутреннего слуха, зрения, чувствительность к интонации.
^

Список литературы





  1. Алпатова А. С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научнометодических статей. - М., 2004. с.121.

  2. Бороздина О. Изучение результирующего влияния общеобразовательной школы на музыкальную культуру учащихся // Современное музыкальное образование 2003г.с. 89.

  3. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия "Модернизация общего образования". - СПб., 2004. с. 129.

  4. Бергер Н., Яцентковская Н., Алиева Р. Младенец музицирукт. - СПб., 2003. с. 138.

  5. Бергер Н., Яцентковская Н. Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 7. - СПб., 2003. с. 18-21.

  6. Бергер Н. Музыкальная грамотность и компьютер // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 6. - СПб., 2002г. с. 12-18.

  7. Горбунова И. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии" // Современное музыкальное образование 2003г.с. 33-35.

  8. Зарипов Р. — пионер кибернетической музыки // Новые технологии в культуре и искусстве. Казань: НИИ «Прометей», 2003г. с. 121.

  9. Санько А. О новом явлении на пересечении математики и музыкального искусства // Музыка и время. № 12. 2002. с. 18-21.

  10. Свирина Н. О роли музыки в художественном развитии школьников // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002. с. 18-21.

  11. Материалы международной научно-практической конференции. - СПб., 2003.

  12. Измерение семантического пространства музыки // Семинар «Синтез искусств в эпоху НТР». Казань: КАИ, 2002г.

  13. Из опыта вузовского музыкального образования в США// Бюллетень службы научной информации Научно-исследовательского сектора (НИС) Ленинградской (Санкт-Петербургской) гос. консерватории. Вып. 4. Л., 2004г. (совместно с сотрудниками НИС консер­ватории).

  14. ИРКАМ — исследовательский координационный институт акустики и музыки // Бюллетень службы научной информации НИС Ленинградской (Санкт- Зарипов Р. — пионер кибернетической музыки // Новые технологии в культуре и искусстве. Казань: НИИ «Прометей», 2003г.




1 Из опыта вузовского музыкального образования в США// Бюллетень службы научной информации Научно-исследовательского сектора (НИС) Ленинградской (Санкт-Петербургской) гос. консерватории. Вып. 4. Л., 2004г. (совместно с сотрудниками НИС консер­ватории).

2 Измерение семантического пространства музыки // Семинар «Синтез искусств в эпоху НТР». Казань: КАИ, 2002г.

3 ИРКАМ — исследовательский координационный институт акустики и музыки // Бюллетень службы научной информации НИС Ленинградской (Санкт- Зарипов Р. — пионер кибернетической музыки // Новые технологии в культуре и искусстве. Казань: НИИ «Прометей», 2003г.

4 Зарипов Р. — пионер кибернетической музыки // Новые технологии в культуре и искусстве. Казань: НИИ «Прометей», 2003г..

5 Алпатова А. С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научнометодических статей. - М., 2004.

6 Свирина Н. О роли музыки в художественном развитии школьников // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002.

7 Алпатова А. С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научнометодических статей. - М., 2004.

8 Бергер Н. Музыкальная грамотность и компьютер // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 6. - СПб., 2002г.

9 Горбунова И. Об основных направлениях деятельности учебно-методической лаборатории "Музыкально-компьютерные технологии" // Современное музыкальное образование 2003г.

10 Бергер Н., Яцентковская Н. Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 7. - СПб., 2003.

11 Бергер Н., Яцентковская Н. Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 7. - СПб., 2003.

12 Алпатова А. С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научнометодических статей. - М., 2004.

13 Алпатова А. С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научнометодических статей. - М., 2004.

14 Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия "Модернизация общего образования". - СПб., 2004.




Скачать 237,22 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер237,22 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  5
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх