Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» icon

Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры»


Смотрите также:
Примерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»...
Примерная программа дисциплины «Основы режиссуры»...
Примерная программа дисциплины «История драматического театра и основы режиссуры»...
Программа дисциплины «Актерское мастерство» Для специальности 032401...
Учебно-методический комплекс для студентов...
Учебно-методический комплекс: теория и история хореографического искусства для специальности...
Примерная программа учебной дисциплины «основы экономики» для средних специальных учебных...
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...
Примерная программа учебной дисциплины «Основы банковского дела»...
Примерная программа учебной дисциплины «Основы построения автоматизированных информационных...
Примерная программа учебной дисциплины оп. 04 Основы материаловедения г...
Примерная программа учебной дисциплины экологические основы природопользования 20 г...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Примерная программа дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета» квалификация «Педагог бального танца».


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Цель курса


Целью курса является ознакомление будущего педагога бального танца с основными направлениями режиссерской деятельности и особенностями творческого процесса создания хореографического образа.


2. Задачи курса


  • сформировать теоретические знания, практические умения и навыки в сфере балетной режиссуры;

  • освоить элементы актерского мастерства, законы внутренней и внешней техники актера;

  • изучить приемы и методы создания режиссерского замысла и постановочного плана спектакля;

  • овладеть методом действенного анализа роли для создания сценического образа с его сквозным действием, ведущим к сверхзадаче;

  • дать представления профессиональной этики режиссера.


^ 3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


На занятиях по актерскому мастерству и балетной режиссуре знания и навыки, полученные студентами по специальным дисциплинам, объединяются в единый комплекс, подчиняясь решению главной творческой задачи – созданию сценического образа в музыкально-пластических работах.


^ 4. Требования к уровню освоения содержания курса


В результате изучения курса студенты должны

знать:

  • основы теории драмы, структурные элементы драматического произведения;

  • технику актерской игры и основы исполнительской выразительности;

  • особенности применения законов режиссуры в хореографическом искусстве;

  • средства и технологию работы с актерами в процессе воплощения замысла балетного спектакля;

  • методы действенного анализа спектакля и роли;

  • современные приемы и методы работы над ролью;

  • принципы и законы построения композиции;

  • этические нормы коллективного творчества как необходимого условия создания творческого самочувствия, творческой атмосферы;

  • методику организации выпуска спектакля и его эксплуатации.

Уметь:

  • формировать замысел хореографического произведения, роли и реализовывать его с помощью выразительных средств актера;

  • владеть внутренней и внешней характерностью, пластической выразительностью;

  • выразить действие, мысль, чувства через пластическую форму; владеть методикой действенного анализа;

  • выстраивать мизансценический рисунок в танце, владеть ракурсами, радиусами движения;

  • фиксировать рисунок роли в репетиционном процессе и на зрителе.



^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1. Разделы курса


Раздел 1. Актерское мастерство в балетном театре.

Раздел 2. Техника актерской игры и основы исполнительской выразительности.

Раздел 3. Приемы актерской техники.

Раздел 4. Основы теории драмы и балетной режиссуры.


^ 2. Темы и краткое содержание


Раздел 1. Актерское мастерство в балетном театре.


Тема 1. Введение. Место и задачи дисциплины «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» в системе подготовки педагогов бального танца

Значение курса «Актерское мастерство и основы балетной режиссуры» в системе профессиональной подготовки педагога бального танца. Предмет и структура курса. Сущность режиссуры и мастерства актера. Режиссура как творческая организация художественно-целого произведения сценического искусства – спектакля. Единство всех его компонентов на основе замысла режиссера. Актер и его роль в воплощении замысла режиссера. Мировоззрение и творчество. Значение мастерства актера и режиссера в современном балетном спектакле.

Освоение творческого наследия К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко М. А. Чехова, Е. Б. Вахтангова и др. мастеров сцены в области внешней и внутренней техники актера. Основные тенденции развития современного балетного театра.

Порядок прохождения материала, формы обучения. Система знаний, умений и навыков, необходимых педагогу бального танца. Место курса среди общепрофессиональных и специальных дисциплин. Требования к изучению курса. Аннотированный обзор литературы и других источников по предмету.


Тема 2. Театр как вид искусства. Специфические особенности и компоненты балетного театра

Театр – искусство, отраженное во времени и пространстве. Действенная природа театра. Сущность театрального искусства – художественное отражение действительности через столкновение человеческих характеров в драматическом действии. Специфические особенности театрального и хореографического искусства. Коллективность – одна из основных особенностей театрального искусства. Спектакль как результат творчества: хореографа, режиссера, актера, художника, композитора и т.д.

Режиссура – искусство создания спектакля. Режиссер – руководитель театрального коллектива, объединяющий творческий труд всех создателей спектакля в идейно-художественное целое. Актер как центральная фигура спектакля. Зритель и его роль в формировании спектакля.

Синтетическая природа балетного театра – органическое сочетание выразительных средств музыки, хореографии, живописи и т.д. Действенное и зрелищное начала. Значение различных компонентов и выразительных средств в создании балетного спектакля. Общность законов сценического бытия актера в условиях драматического спектакля и хореографического представления.

Задачи балетного театра на современном этапе развития искусства. Эмоциональность и заразительность театра, непосредственность восприятия. Познавательное и воспитательное значение театрального искусства.


Тема 3. Актерский образ и его особенности в хореографическом искусстве

Художественный образ в театральном искусстве. Три значения образа в театральном искусстве. Образ – икона, образ – внешнее выражение, знак предмета; образ – суть и язык искусства. Компоненты образа: правдивость, достоверность вымысел образа. Единство всех частей образа, приводящее к гармоничности и выразительности. Своеобразие взаимоотношений компонентов образа в творчестве разных художников. Жизнь – источник образов человеческого сознания. Искусство – способ отражения жизни в художественных образах. Основные характеристики категории художественного образа: чувственная конкретность, многозначность, диалектическое единство объективного и субъективного отражения и творчества, подобного и условного. Рациональное и эмоциональное, отличие художественного образа от психического представления – целенаправленный и концентрированный характер, отбор и преобразование материала действительности, организация его в соответствии с замыслом. Противоречия как стержень образности. Рождение образа.

Сценический образ – особая сценическая форма отражения действительности средствами хореографического искусства. Состав сценического образа. Образ всего произведения (балета), художественная целостность которого определяется режиссерским замыслом и балетмейстерским решением. Образ балетного спектакля. Способ обобщения в сценическом образе.

Отдельный персонаж. Индивидуализация образа. Образ – характер, создаваемый актером, все элементы внутренней и внешней характерности которого подчинены художественному замыслу. Эмоциональное зерно – основа создания сценического образа на основе хореографического этюда, танцевального номера, сцены из балета:

Балетмейстер – творец образов, способный конструировать мышление в образах. Необходимость фиксации первичных ассоциаций, первичных ощущений образа спектакля, его строя и характера. Примеры образного решения спектаклей.

Практические занятия.

  1. Работа с актером – этюдный метод создания хореографических импровизаций на заданную тему.

  2. Создание хореографического текста и пластического рисунка.

  3. Отработка с исполнителем танцевального и пластического рисунка.


Тема 4. Творческое перевоплощение актера в балете

Перевоплощение в образ как создание внутренней духовной жизни нового лица. Создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение актера. Роль созданная и роль сыгранная.

Актер и образ. Решающее значение духовного богатства «я» при перевоплощении в образ на современном этапе. Сущность образа и его отличие большей насыщенностью мыслью, глубоким личностным проникновением в сценический образ, придельной приближенностью к актеру, исполнителю, сдержанностью в использовании внешних изобразительных средств, вниманием к внутренней жизни героя. Два пути создания образа: «от себя» к образу и «от образа» к себе. Ошибочность противопоставления данных путей, их ограниченность. Опасность показа образа (представление), т.е. внешнего изображения.

Перевоплощение – это момент сближение актера-творца с актером-образом. Путь к перевоплощению сознательный, приход – подсознательный. Связь понятий «перевоплощение» и «сценический образ». Зависимость структуры образа от балетмейстера, жанра, чувства современности актера и режиссера, зрителя. Условия перевоплощения: глубокая захваченность творца миром героя, непрерывность процесса мышления о герое, вера в вымысел, в предлагаемые обстоятельства. Двойственный характер природы актерского творчества. Наличие предела перевоплощаемости. Роль памяти и наблюдательности, склонности к розыгрышу, фантазии в процессе создания актерского образа.

Роль заразительности при перевоплощении. Присвоение потребностей и мотивов действующего лица. Высокая степень возбудимости как обязательное качество нервной системы актера. Зависимость глубины сценического перевоплощения от частоты и легкости переключений во время спектакля, от качества темперамента. Процесс перевоплощения по К.С. Станиславскому. Опасность штампа – актерского приема, потерявшего всякую внутреннюю суть, его породившую. Роль воображения в создании образа (слуховое, вкусовое, обонятельное, зрительное, осязательное).

^ Практические занятия.

  1. Создание биографии роли, конкретно образной, в форме чувственных переживаний, живых воспоминаний.

  2. Тренинг на развитие техники актерского мастерства и ассоциативно образного мышления студента.


Тема 5. Действие – основное выразительное средство сценического искусства

Понятие «действие». Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое происхождение. Через активное, конкретное целеустремленное, органичное действие воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается идейный замысел спектакля. В сценических условиях – это логика поведения человека-актера, определяющая сквозное действие и ведущая к осуществлению сверхзадачи роли и спектакля. Борьба и преодоление препятствий как необходимое условие активизации действия.

Виды действия: психические и физические, внутренние и внешние. Значение простейших физических действий в творчестве актера. Действие и чувство. Действие и движение. Разность понятий. Действие и противодействие. Внутренние и внешние действия. Три элемента сценической задачи: что я думаю, ради чего я делаю, как я делаю. Создание творческого самочувствия актера, дающего возможность действовать в условиях театрального и хореографического представления, мыслить и чувствовать согласно логике поведения человека в реальной жизни.

Сценическое действие и его отличие от действия в жизни. Взаимосвязь физического и психологического действия. Составные части действия: оценка, пристрой, выбор приспособлений, воздействие.

Оценка. Магическое слово «если бы» К.С. Станиславского. Вера в сочиненные обстоятельства. Возникновение отношения к объекту внимания.

Пристрой. Целенаправленность сценического действия. Возникновение приспособления к объекту воздействия.

Воздействие. Рождение импульса к действию. Пробуждение активности актера. Воздействие – результат процесса оценки и пристроя к объекту.

Практические занятия.

1. Упражнения на действие с разными задачами:

  • действие с разной окраской;

  • действие в разных предлагаемых обстоятельствах;

  • воздействие глазами, звуком, жестом;

  • действие в различных атмосферах.


Тема 6. сквозное действие роли и сверхзадача в балетном спектакле

Понятие «сверхзадача в балетном спектакле». Движение режиссера и актера к сверхзадаче. Сверхзадача спектакля и сверхзадача роли. Тема, идея произведения и его сверхзадача. Формулировка сверхзадачи. Сверхзадача роли как опора и фундамент ее действенной основы. Взаимозависимость сверхзадачи и всех элементов спектакля. Сверхзадача и сквозное действие в процессе создания целостного образа в балете. Необходимость верного и меткого определения сверхзадачи.

Сквозное действие – главное устремление к сверхзадаче. Глубокий анализ произведения, определение темы и всех предлагаемых обстоятельств – путь к точной сверхзадаче и сквозному действию. Органическое действие. Поиск действия, через которые осуществляется сквозное действие роли. Определение действия в результате анализа сцены и предлагаемых обстоятельств персонажа. Рождение действия в сценических пробах, этюдных работах. Эмоциональный анализ обстоятельств – путь к точному отбору действий. Штамп внешнего поведения. «Линия действий» роли и ее рождение из предлагаемых обстоятельств. Организующая роль линии действия в репетиционном процессе как более фиксируемая и конкретная область работы над образом. К.С. Станиславский о линии физических действий роли. Значение линии действия роли в момент публичного творчества артиста. Режиссерские трюки и приемы. Расстановка режиссерских идейно-смысловых акцентов, использование выразительных средств в связи со сверхзадачей и сквозным действием в балетном спектакле. Сверхзадача и сквозное действие – главная сущность системы К.С. Станиславского и его творческого метода.

^ Практические занятия.

  1. Анализ музыкальной драматургии и стилевых особенностей произведения.

  2. Создание сюжета этюда. Определение идеи, сверхзадачи, сквозного действия и предлагаемых обстоятельств. Определения конфликта.

  3. Разработка предлагаемых обстоятельств и определение событий и действенных фактов.

  4. Определение действенной линии героев, их взаимоотношений.


Тема 7. Предлагаемые обстоятельства и их роль в эмоциональном звучании балета

Главное средство перевоплощения в сценический образ – освоение предлагаемых обстоятельств роли. Предлагаемые обстоятельства – путь, приближающий образ к себе и себя к образу. Обстоятельства места и времени действия. Влияние предлагаемых обстоятельств на характер действия. Отбор предлагаемых обстоятельств. Ознакомление с материалами, дающими представление об эпохе, среде, быте, национальных особенностях, социальных конфликтах (изучение иллюстративно-иконографического материала, репродукций произведений живописи, графики, скульптуры и т.п.). Жизнь как главный источник сценического воплощения. Освоение предлагаемых обстоятельств жизни персонажа и обстоятельств окружающей актера жизни.

Три группы предлагаемых обстоятельств. Первая группа – комплекс обстоятельств, в которых персонаж находится к началу участия в сценических событиях. Вторая – обстоятельства, происходящие в спектакле: события, поступки окружающих, их взаимодействие, физическое самочувствие и т. д. Оценка предлагаемых обстоятельств и возможность самостоятельной трактовки образа. Определение побудительных мотивов действия и их связь с характером восприятия новых предлагаемых обстоятельств. Третья группа – обстоятельства актера и режиссера.

Авторский текст как фундамент и граница создания актерских и режиссерских предлагаемых обстоятельств. Обстоятельства конкретного спектакля, зависимость поведения роли от нюансов поведения партнеров. Глубокое исследование авторского текста, выразительных средств для раскрытия и создания предлагаемых обстоятельств роли. Проникновение в художественное мышление драматурга, постижение стиля автора. Путь комплексного освоения предлагаемых обстоятельств.

^ Практические занятия.

  1. Анализ выбранного произведения (балетного спектакля) и его сценический замысел: тема, идея, сверхзадача, сквозное действие, конфликт, жанр.

  2. Анализ текста по событиям и предлагаемым обстоятельствам.

  3. Освоение законов и элементов организации действия в этюде, отрывке.

  4. Создание этюдов на обстоятельства фрагмента спектакля и роли.

  5. Определение линии действия и закрепление ее в репетициях.


Тема 8. Жанровые и стилистические особенности актерского сценического существования

Понятие «жанр». Основные жанры в драматургии: трагедия, комедия, драма и их подразделения. Характеристика жанров. Трагедия и ее особенности. Предмет и сущность трагедии. Особенности древнегреческой трагедии, трагедии эпохи Возрождения, классицизма и т.д. Изображение трагических периодов истории. Традиции многовекового развития жанра. Драма, ее сущность и эволюция. Комедия, и ее отличительные особенности. Эволюция комедии. Социальные функции комедии. Возникновение новых и смешанных жанров.

Изучение стилевых особенностей автора, его драматических приемов, ритма языка, действия, манеры появления действующих лиц и т. д. Взаимодействие жанра и стиля.

Практические занятия.

  1. Выбор музыкального произведения и анализ его. Мотивировка выбора.

  2. Определение идеи, сверхзадачи, сквозного действия.

  3. Создание сюжета этюда. Определение жанра и стиля.


Тема 9. Метод действенного анализа, его сущность как основного этапа работы над ролью

Практическое овладение методом действенного анализа. Освоение законов и элементов организации действия в балетном спектакле. Определение темы и идеи балетного спектакля. Определение главного события произведения, сцены и действенного конфликта.

Определение сквозного действия балетного спектакля и сверхзадачи роли. Определение главного события и действенных фактов в жизни роли. Определение линии борьбы и место действующего лица в группировке сил.

Биография действующего лица. Прошлое. Настоящее. Будущее. Поступки и линия действия, взаимоотношения с другими действующими лицами. Зерно характера. Физиологические и биологические особенности характера. Темперамент. Социальная принадлежность и мировоззрение. Составление анкеты. Необходимость назначения на роль в зависимости от внутренних качеств характера, от свойства темперамента, степени актерского мастерства.

^ Практические занятия.

  1. Определение характеров, трактовка ролей. Составление биографии действующего лица.

  2. Создание сценария этюда с подробным изложением действенной партитуры, использованием выразительных средств: света, костюмов, декорации-планировки и распределениемролей.

  3. Работа с актером – этюдный метод создания хореографических импровизаций на заданную тему.

  4. Создание хореографического текста и пластического рисунка.


Тема 10. Система К. С. Станиславского и ее значение для хореографического искусства

Общность законов сценического бытия актера в условиях драматического и балетного спектаклей. К. С. Станиславский о преемственности театральной культуры. Жизненная правда – основа актерского искусства. Умение жить поступками, мыслями и чувствами героя как основное условием создания сценического образа. Искусство переживания и искусство представления. Двойственная природа актерской игры. Дени Дидро «Парадокс об актере». Ремесло и дилетантизм.

Поиск К. С. Станиславского общих законов творчества. Идейно-художественные истоки системы – творческое обобщение и развитие К. С. Станиславским передового опыта реалистического театра. Система как научное обоснование законов актерского творчества. Тщательное изучение этих законов, поиски ряда приемов, помогающих актеру соблюдать законы творчества и использовать их в своей практике. Практика МХТ и формирование системы. Основные разделы системы К.С. Станиславского: работа актера над ролью, воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене. Перспектива роли и перспектива артиста. Свойство перспективы давать размах, инерцию внутренним переживаниям. Высокие этические требования К.С. Станиславского к актеру. Понятие внутренней и внешней техники актера. Внешние выразительные средства актера. Значение системы в практике мирового театрального и хореографического искусства.


^ Раздел 2. Техника актерской игры и основы исполнительской выразительности.


Тема 11. Пластическая выразительность артиста балета

Пластическая выразительность актерской игры как способность актера к воплощению роли. Структура танцевального движения. Свойства элементов танцевального движения. Обзор главных средств музыкальной выразительности (темп, динамика, ритмический рисунок, фразировка и т. д.). Понятие о музыкальной теме и способах ее развития (повторение темы, свободное и вариационное ее развитие). Разбор музыкального произведения по смысловым эпизодам. Определение предлагаемых обстоятельств. Форма сценического образа как сочетание или комплекс выразительных средств актера. Овладение пластической выразительностью актера

Дельсарт о жесте. С. Волконский о выразительности тела. Пантомима и жест в балетном спектакле. Жест и мимика. Классификация жестов. Обусловленность жеста мелодической, гармонической и темпоритмической структуры музыкального произведения. Влияние законов драматургии на выразительный жест. Жест механический, жест описательный, жест психологический. Соотношение рук и глаз. Красота жеста в его целесообразности и в соответствии с законом равновесия. Классификация жестов на общечеловеческие, типические, индивидуальные. Изучение жеста. Практика в жестикуляции. Понятие о сценическом ракурсе. Жест, ракурс, характер, пластическая интонация их взаимосвязь. Отбор нужного жеста и мотивированность.

Жест, походка в разных предлагаемых обстоятельствах.

^ Практические занятия.

1. Комплексный тренинг актерской психотехники.


Тема 12. Характеры и характерность в работе над образом

Характер как совокупность наиболее устойчивых, отдельных черт личности, проявляющихся в поступках человека, в его отношении к себе, к другим людям, к труду. Характер – внутренняя сущность человека. Темперамент и своеобразие жизненной направленности личности. Характерность как способ выявления характера, его внешняя форма. Характерность – это особый характер поведения, свойственный данному лицу или группе лиц. Взаимосвязь между личностью, характером и формой.

Внутренняя и внешняя характерность как важнейшая часть создания сценического образа. Две группы характерности. Отбор внутренней и внешней характерности с помощь « если бы». Формирование характера в зависимости от обстоятельств. Возрастная, врожденная, национальная, историко-бытовая, социальная, профессиональная и индивидуальная характерность. Жизненные наблюдения как материал для поиска характерности. Поиск внутренней и внешней характерности в работе над ролью.

Практические занятия.

  1. Упражнения на внутреннюю и внешнюю характерность.

  2. Составление анкеты образа.

  3. Упражнения на походку, на бег в разных предлагаемых обстоятельствах.


Тема 13. Скульптурность в сценическом действии

Скульптурность – способность актера находить выразительные сочетания между своим телом и окружающей средой. Соответствие движения логике сценического действия. Скульптурность в позе. Размещение в пространстве. Основной закон скульптурности в массовой сцене. Поведение героя в зависимости от классовой принадлежности, национальности, исторической эпохи.

Соответствие с идейным замыслом автора, сверхзадачей произведения, экспозицией режиссера, свом собственным воображением, представлением о роли и пластическими возможностями. Выражение в статике и динамике физического действия. Требования к сценической выразительности.

^ Практические занятия.

  1. Упражнения и этюды на тренировку навыков и качеств сценического действия.

  2. Упражнения и этюды на организацию движения во времени и пространстве и на организацию движения и музыки.


Тема 14. Внутренний монолог и «зоны молчания»

Становление и развитие проблемы внутреннего монолога в балетном театре. Внутренний монолог в жизни. Отражение во внутреннем монологе внешней и внутренней конфликтной природы, структуры самого процесса жизни, его диалектики. Значение внутреннего монолога в пластическом взаимодействии, диалоге, в конфликтности собственного «я». Отражение во внутреннем монологе способа мышления человека, его внутреннего конфликта, его «зерна», направленности темперамента. Значение и роль внутреннего монолога в работе актера над внутренним образом роли. Овладение ходом мысли образа – процесс слияния актера с ролью. Этапы работы над внутренним монологом и его качественные изменения. Внутренний монолог персонажа. Взаимообратная связь внутреннего монолога и второго плана. Связь «зоны молчания» с внутренним монологом, подтекстом, со сквозным действием и «зерном».

^ Практические занятия.

1. Актерский и пластический тренинг: импровизации – выполнение заданий на смену физического самочувствия, на зерно растения, животного, борьбу атмосфер; на умения выразить мысль через лаконично отобранные детали, мизансцену, через музыку и пластический рисунок.

2. Работа над внутренним монологом и вторым планом.


Раздел 3. Приемы актерской техники.


Тема 15. Внимание как психологический процесс

Сценическое внимание. Виды внимания. Многослойное внимание. Объекты внимания. Произвольное и непроизвольное внимание. Воля и внимание. Особенности сценического внимания. Объект внимания актера на сцене. Круги внимания. Внимание и органы чувств человека. Внимание к присутствующему и отсутствующему объекту.

Закон внутренней техники актера: внимание актера, находящегося на сцене должно быть в каждый момент сосредоточено на определенном, верно найденном, произвольно взятом объекте. М. А. Чехов и К. С. Станиславский о процессе внимания в деятельности актера. Внимание как орудие добывания творческого материала. Значение наблюдательности в творчестве актера и режиссера.

^ Практические занятия.

1. Тренинг элементов сценического действия (упражнения на внимание: слуховое, зрительное, осязательное, вкусовое, на круги внимания, на смену объектов внимания).


Тема 16. Воображение и фантазия

Роль воображения и фантазии в творчестве актера и балетмейстера. Изучение жизненного поведения человека. Мотивированность поведения и убедительность. Сценическое оправдание – мотивировка сценического поведения актера, его творческий характер. Воображение, фантазия, память. Отличие между убедительным и формальным воспроизведением человеческого поведения. Абстрактное и конкретное на сцене. Путь к оправданию – творческое воображение и фантазия. Задачи артиста и его внешней техники.

Воображение как способность воспроизводить в мысленных представлениях данные опыта. Виды воображения. Обоснование вымысла воображения. Необходимость активного воображения на сцене. Фантазия – способность комбинировать данные опыта в соответствии с творческой задачей. Конкретность фантазирования. Закон внутренней техники актера – пластические действия, поступки, предлагаемые обстоятельства должны быть творчески оправданы. К .С. Станиславский о воображении актера. Значение воображения и фантазии в творчестве актера, режиссера и балетмейстера.

^ Практические занятия.

  1. Упражнения на оправдание действий, не связанных между собой, на оправдание слов.

  2. Этюды на природно-физиологическую, профессиональную, национальную, внешнюю характерность прошлого.


Тема 17. Сценическое отношение факта, его оценка и восприятие

Сущность всякой игры – отношение к неправде как к правде. Сценическая вера. Публичное одиночество. Восприятие как совокупность психических процессов, с помощью которых можно непосредственно осознать явления, на основе деятельности органов чувств. Эмоциональная сторона восприятия явлений окружающей жизни и их значение для актера. Взаимосвязь восприятия и воображения. Предпосылка активизации воображения – увлечение. Острота восприятия, сверхзадача, действие.

Восприятие объектов окружающего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса – первая и необходимая ступень, основа актерского творчества. Накопление материала и особенности актерской наблюдательности. Развитие умения видеть во всех подробностях особенности поведения человека в различных жизненных обстоятельствах, улавливать внутреннюю логику и динамику происходящих событий. Непрерывность личностных наблюдений и обобщающий их анализ.

^ Практические занятия.

1. Упражнения на перемену отношения к вещам, к месту действия, к внутреннему объекту, на восприятие и оценку события.


Тема 18. Эмоциональная и двигательная память

Основные виды памяти. К. С. Станиславский о зрительной и эмоциональной памяти Эмоциональная память – память на чувствование. Сила эмоциональной памяти. Свойства эмоциональной памяти. Манки эмоциональной памяти (внешняя сценическая обстановка, настроение, мизансцена, свет, музыка и т.д.). Необходимость сильной и яркой эмоциональной памяти в творчестве актера и режиссера. Пополнение запасов эмоциональной памяти из литературы и наблюдений окружающей жизни.

Двигательная память. Мышечно-двигательные образы движений. Значение двигательной памяти в запоминании физических действий роли. Формы движения (направление, размер скорости, последовательности, в определенном ритме, характере и пр. признаков). Автоматизм в физическом поведении актера.

^ Практические занятия.

1. Тренинг эмоциональной и двигательной памяти, актерской выразительности.


Тема 19. Чувство правды и контроль

Чувство правды – способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой. Чувство правды контролирует игру актера. Логика и последовательность действий. Память физических действий и их практическое значение. Значение физических действий в создании и установлении верной линии роли. Логика и последовательность физических действий. Воспитание умения жить вымыслом воображения, углубленного внимания, веры в подлинность действия. Сценическая вера – это серьезное отношение к сценической неправде как к жизненной правде.

^ Практические занятия.

1. Упражнения на память физических действий, преодоление физических и психологических препятствий, оценки обстоятельств.






оставить комментарий
страница1/3
Дата12.10.2011
Размер0,68 Mb.
ТипПримерная программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх