Учебная программа педагога моисеевой елены борисовны, Iквалификационная категория по литературе (основное общее образование) Рассмотрено на заседании icon

Учебная программа педагога моисеевой елены борисовны, Iквалификационная категория по литературе (основное общее образование) Рассмотрено на заседании


Смотрите также:
Программа педагога моисеевой елены борисовны...
Рабочая программа педагога комлевой Натальи Николаевны...
Приказ №143 «27» августа 2011г Рабочая программа педагога Соловьёвой Елены Юрьевны по литературе...
Рабочая программа педагога агаповой Натальи Владимировны, высшая категория по литературе...
Рабочая программа педагога агаповой Натальи Владимировны, высшая категория по литературе...
Рабочая программа педагога мачильской Елены Николаевны 1 квалификационная категория по географии...
Рабочая программа педагога мачильской Елены Николаевны 1 квалификационная категория по географии...
Рабочая программа педагога федюниной Елены Андреевны Iквалификационная категория по учебному...
Рабочая программа педагога федуловой Елены Александровны...
Рабочая программа педагога федюниной Елены Андреевны Iквалификационная категория по учебному...
Приказ №143 «27» августа 2011г Рабочая программа педагога Соловьёвой Елены Юрьевны по литературе...
Рабочая программа педагога федюниной Елены Андреевны Iквалификационная категория по учебному...



страницы:   1   2   3

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/_________________/

Протокол № ______

от «__»____________ 20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №6»

__________/_______________/

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №6»

_________/__________________/

Приказ № _______

от «__»_______________20___г.




^ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


МОИСЕЕВОЙ ЕЛЕНЫ БОРИСОВНЫ,

I квалификационная категория


по литературе (основное общее образование)


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от «___»________200_ г.


2010 - 2011 учебный год

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения, а также авторских учебных программ литературного образования В.Я. Коровиной (6, 7, 9 классы).

Учебная программа включает четыре раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематическое планирование материала.

Данная учебная программа выделяет этапы литературного образования на ступени основного общего образования:

V-VI классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в VI классе учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII классе не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


ЦЕЛИ


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ МЕСТО ЛИТЕРАТУРЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В VI и VII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю, в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

− выделение характерных причинно-следственных связей;

− сравнение и сопоставление;

− умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

− самостоятельное выполнение различных творческих работ;

− способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

− осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

− владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

− составление плана, тезиса, конспекта;

− подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

− самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


6 класс, по программе под редакцией В.Я. Коровиной, 68 часов

Введение (1 ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество (2 ч.)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора, трудовые, праздничные песни, колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Теория. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки (закрепление понятий).

Из древнерусской литературы (1 ч.)

«Повесть временных лет», «Сказание о Белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий в вымысле, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория. Летопись (развитие представлений).

Из литературы XVIII века

Русские басни (1 ч.) И.И.Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII века.

Теория. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

Из русской литературы XIX века

И.А. Крылов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям искусства.

Теория. Басня. Аллегория (развитие представлений).

А.С. Пушкин (12 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие красоты окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических поэм и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория. Двусложные размеры стиха. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

М.Ю. Лермонтов (2 ч.)

Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром.

Теория. Антитеза. Поэтическая интонация (начальные представления).

И.С. Тургенев (2 ч.)

Рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. Роль картин природы в рассказе. Портреты героев как средство изображения их характеров. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

Ф.И. Тютчев (1 ч.)

Рассказ о поэте. «Листья», «неохотно и несмело…» Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…» Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

А.А. Фет (1 ч.)

Рассказ о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория. Пейзажная лирика (развитие понятий).

Н.А. Некрасов (2 ч.)

Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория. Трехсложные размеры стиха. Стихотворные размеры (закрепление понятий). Диалог. Строфа (начальные представления).

Н.С. Лесков (4 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория. Сказ как форма повествования. Ирония (начальные представления).

А.П. Чехов. (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (1 ч.)

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла…», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град порой сольется...», А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Произведения русских писателей ХХ века.

А.С. Грин (1 ч.)

Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги Грина. Авторская позиция в произведении.

А. П. Платонов (1 ч.)

Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. Ни на кого не похожие герои Платонова.

М.М. Пришвин (2 ч.)

Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Образы природы в сказке-были. Анализ эпизода «рассказ о ели и сосне, растущих вместе». Особенности композиции и смысл названия сказки-были.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне (1 ч.)

Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

В.П. Астафьев (2 ч.)

Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы. Самобытность героев рассказа, нравственные проблемы, юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении.

В.Г. Распутин (3 ч.)

Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

В.М. Шукшин (1 ч.)

Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве писателя.

Ф.А. Искандер (2 ч.)

Слово о писателе. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

А.А. Блок (1 ч.)

Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С.А. Есенин (1 ч.)

Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике Есенина. Обучение выразительному чтению.

А.А. Ахматова, Н.М. Рубцов (1 ч.)

Слово о поэтах. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...» Обучение анализу одного стихотворения. Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Из литературы народов России

Г. Тукай (1 ч.)

Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

К. Кулиев (1 ч.)

Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…» Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Из зарубежной литературы

Мифы древней Греции (3 ч.) Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Теория. Понятие о мифе.

Геродот (1 ч.)

Слово о писателе и историке. Легенда об Арионе.

Гомер (3 ч.)

Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки.

Теория. Понятие о героическом эпосе.

М. де Сервантес Сааведра (2 ч.)

Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Ф. Шиллер (1 ч.)

Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

П. Мериме (2 ч.)

Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

А. де Сент-Экзюпери (3 ч.)

Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.

Теория. Понятие о притче.

Итоговое тестирование (1 ч.)

Заключительный урок (1 ч.)

Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендации для летнего чтения.


^ 7 класс, по программе под редакцией В.Я. Коровиной, 68 часов

Введение (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция в отношении к героям.

Устное народное творчество

Предания (1 ч.)

Былины (2 ч.)

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). «Садко». Герои и события новгородских былин. История обогащения. Элементы сказки в былине. Энергия и удачливость как достоинства героя.

Теория. Былина.

Народный эпос (1 ч.)

«Калевала».

Пословицы и поговорки (1 ч.)

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа родного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Пословица (развитие представлений).

Древнерусская литература (2 ч.)

Повесть временных лет. «Поучение» Владимира Мономаха, «Gовесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Из русской литературы XVIII века.

М.В. Ломоносов (1 ч.)

Краткий рассказ об ученом. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм, признание труда, деяний на благо родины – важнейшие черты гражданина.

Теория. Ода (начальные представления).

Г.Р. Державин (1 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышление о смысле жизни, о судьбе.

Из русской литературы XIX века

А.С. Пушкин (5 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и Волхва.Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. «Станционный смотритель».

Теория. Летопись.

М.Ю. Лермонтов (3 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картина быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенность сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (начальные представления).

Н.В. Гоголь (4 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Поэтический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия).

И.С.Тургенев (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Основные приемы создания литературного образа. Пейзаж как средство характеристики героя. Поступок героя как средство его характеристики. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Н.А. Некрасов (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…» Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

Теория. Поэма (развитие представлений).

А.К. Толстой (2 ч.)

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести…» «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск.

Л.Н. Толстой (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы из повести). «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

А.П. Чехов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах Чехова.

Теория. Юмор (развитие представлений).

Край ты мой! Родимый край! (1 ч.)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В.А. Жуковский, И.А. Бунин, А.К. Толстой). Поэтическое изображение родной природы и выражение собственного настроения, миросозерцания.

Из русской литературы ХХ века

И.А. Бунин (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Цифры», «Лапти». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

М. Горький (4 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»).

Теория. Понятие об идее произведения.

Л.Н. Андреев (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.

В.В. Маяковский (2 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления).

А.П. Платонов (3 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Б.Л. Пастернак (1 ч.)

А.Т. Твардовский (1 ч.)

Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Час мужества (1 ч.)

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова и др.).

Ф.А. Абрамов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Е.И. Носов (2 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Взаимосвязь природы и человека.

Ю.П. Казаков (1 ч.)

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

Д.С. Лихачев (1 ч.)

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория. Публицистика. Воспоминания. Мемуары (начальные представления).

М.М. Зощенко (1 ч.)

Тихая моя родина (1 ч.)

Стихотворения о родной природе, собственном восприятии окружающего мира. С. Есенин, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Песни на стихи русских поэтов ХХ века (1 ч.)

И.А. Гофф, Б.Ш. Окуджава, А.Н. Вертинский.

Из литературы народов России

Р. Гамзатов (1 ч.)

Из зарубежной литературы

Р. Бернс (1 ч.)

Особенности творчества Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.

Д.Г. Байрон (1 ч.)

«Ты кончил жизни путь, герой!..» Гимн славы герою, павшему за свободу родины.

Японские трехстишия (хокку) (1 ч.)

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри (1 ч.)

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

Р.Д. Брэдбери (1 ч.)

Итоговый урок (1 ч.)

Рекомендации для летнего чтения.


^ 9 класс, по программе под редакцией В.Я. Коровиной, 102 часа

Введение (1 ч.)

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы (2 ч.)

Беседа о древнерусской литературе. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века (1 ч.)

Гражданский пафос русского классицизма (1 ч.)

М.В. Ломоносов (2 ч.)

Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление Родины, мира, науки и просвещения.

Теория. Жанр оды.

Г.Р. Державин (2 ч.)

Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости. «Памятник».

А.Н. Радищев (1 ч.)

«Путешествие из Петербурга в Москву».

Н.М. Карамзин (3 ч.)

Слово о писателе. «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести. Сентиментализм. Главные герои повести. Нравственность и безнравственность. Внимание писателя к внутреннему миру героини.

Теория. Понятие о сентиментализме.

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия. «Золотой век» русской литературы (1 ч.)

В.А. Жуковский (3 ч.)

Слово о поэте. Особенности поэтического языка Жуковского. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского.

Теория. Понятие о романтизме.

А.С. Грибоедов (8 ч.)

Слово о драматурге. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

А.С. Пушкин (10 ч.)

Жизненный и творческий путь поэта. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Теория. Понятие о реализме.

М.Ю. Лермонтов (10 ч.)

Слово о поэте. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои. Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, темы любви, поэта и поэзии.

Н.В. Гоголь (7 ч.)

Слово о писателе. «Шинель». Образ «маленького человека в литературе». Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении. «Мертвые души». Смысл названия поэмы. Система образов.

Теория. Развитие понятий о литературном типе, о сатире. Образ-символ.

Ф.М. Достоевский (3 ч.)

Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

А.Н. Островский (3 ч.)

Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Л.Н. Толстой (4 ч.)

Слово о писателе. «Юность» - автобиографическая трилогия. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Теория. Автобиографичность произведений (развитие понятия). Внутренний монолог.

А.П. Чехов (2 ч.)

Слово о писателе. «Тоска». Особенности сюжета рассказа.

Теория. Жанровые особенности рассказа (развитие понятия).

Из русской литературы ХХ века

Пути русской литературы ХХ века (1 ч.)

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений ХХ века, о ведущих прозаиках России.

И.А. Бунин (2 ч.)

Художественное своеобразие поэзии Серебряного века (1 ч.)

Поэзия серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии.

А.А. Блок (2 ч.)

Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины.

С.А. Есенин (2 ч.)

Слово о поэте. Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.

В.В. Маяковский (3 ч.)

Слово о поэте. Сатирические стихи, стихи о любви. Особенности стиха.

М.А. Булгаков (4 ч.)

Слово о писателе. «Собачье сердце». Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерщины». Прием гротеска в повести.

Теория. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

М.И. Цветаева (1 ч.)

Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой.

А.А. Ахматова (1 ч.)

Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

Н.А. Заболоцкий (2 ч.)

Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе.

М.А. Шолохов (2 ч.)

Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова. Сказовая манера повествования. Теория. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Б.Л. Пастернак (1 ч.)

Слово о поэте.

А.Т. Твардовский (2 ч.)

Слово о поэте. Стихотворения о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом»: реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина.

Теория. Интонация и стиль стихотворения.

А.И. Солженицын (3 ч.)

Слово о писателе. «Матренин двор».

Романсы и песни на слова русских писателей XIX – XX веков (2 ч.)

Из зарубежной литературы

Г.В. Катулл (1 ч.)

К.Г. Флакк (1 ч.)

Д. Алигьери (1 ч.)

У. Шекспир (3 ч.)

Слово о поэте и драматурге. «Гамлет». Образ Гамлета. Конфликт. Мастерство Шекспира-драматурга.

И.В. Гете (1 ч.)

Итоговый урок (2 ч.)

Рекомендации для летнего чтения.


^ ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ


− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Фольклор. Жанры фольклора.

− Литературные роды и жанры.

− Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

− Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных

средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





Скачать 454.73 Kb.
оставить комментарий
страница1/3
В.Я. Коровиной
Дата27.09.2011
Размер454.73 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
средне
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2015
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх
Разработка сайта — Веб студия Адаманов