Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности философия icon

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности философия


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История русской философии» по специальности...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины для бакалавров по направлению философия...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» федерального компонента...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» федерального компонента...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология науки» федерального...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»...
Кафедра современных проблем философии История зарубежной философии Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «категории» федеральная компонента цикла опд (Ф...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» федерального компонента цикла гсэ. Ф...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История западной философии»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины спецкурса «Гегель и русская философия»...
Учебно методический комплекс учебной дисциплины «религиозно-философские системы востока»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ


На заседании кафедры _______________ ЮФУ Декан факультета

Протокол №______ (зам.декана по учебной работе)

«___»____________200 г. __________________________

Зав.кафедрой________________ __________________________

«____»_______________200 г.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «История русской философии»

по специальности ФИЛОСОФИЯ

Составитель к.ф.н., доцент Тихонов А.В.


Ростов-на-Дону

2009
^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящее пособие – учебно-методический комплекс, рассчитанный на использование при изучении студентами университетов годового курса «История русской философии» на философском факультете .

По своему содержанию это - курс, включающий две части (соответственно – третий и четвертый семестры) по три раздела. В 1-ой части: 1) На пороге философии в России; 2) Русская философская классика (становление); 3)Вл.Соловьев и философия второй половины Х1Х в. Во 2-ой части: 1) Русская философия конца XIX – начала XX вв.); 2) «Философия всеединства» в XX веке; 3) Русская философия в середине и второй половине XX века.

В курсе проводится различие между историко-философским россиеведением (акцентирующим внимание на русской философии как таковой - во всех ее национальных проявлениях и содержаниях) и предлагаемой в учебнике историей русской философии (как частью мировой истории философии вообще).

Цель изучения представляемой учебной дисциплины – углубление общефилософской, теоретической и исторической подготовки студентов, поскольку история русской философии является частью курса «История философии» и базового курса «Философия».

Учебник рассчитан также на оказание методической помощи преподавателям и студентам в освоении содержания курса, на представление современного методического инструментария для развития навыков самостоятельной работы в учебном процессе и повышения эффективности контроля и самоконтроля за процессом и результатами освоения учебной дисциплины.

Задачи курса. Основная задача: способствовать созданию у студентов целостного исторического представления о русской философии и комплексного теоретического представления об основной философской проблематике в ее конкретном (русском) исполнении. С этой основной задачей связаны и конкретизирующие ее специальные задачи курса:

1) усиление философской подготовки студентов за счет философско-мировоззренческих (онтологических, гносеологических и логико-методологических), философско-антропологических, социально-философских и философско-исторических идей и концепций, связанных в основном с достижениями отечественной мысли;

2) выявление проблемного характера историко-философского знания на определенных участках переднего края освоения историей русской философии своего предмета;

3) уяснение места философии в сфере научно-познавательной деятельности и в общем контексте культуры;

4) раскрытие структуры философии и представление ее онтологического, гносеологического и антропологического аспектов;

5) раскрытие основных функций философии в практике исследовательской, реконструкционной, описывающей и объяснительной деятельности;

6) изучение основного комплекса историко-философских проблем на примере истории русской философии.

Место курса в системе социально-гуманитарных дисциплин. История русской философии тесно связана, прежде всего, с историей зарубежной философии (или иначе: является частью истории мировой философии), а также с такими областями знания как философия, история и остальные гуманитарные и общественные науки (филология, языкознание, искусствознание, психология, социология, политология, культурология, религиоведение, правоведение, педагогика).

Курс рассчитан на студентов дневного отделения и включает: 70 ч. лекций и 70 ч. семинаров.


 ^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Третий семестр



Темы

часы

лекции

семинары

1

Введение. История русской философии как история философии.

2

2

Раздел 1.

На пороге философии в России

2

Историческое введение: периодизация истории русской философии

2

2

3

Философия в Киевской и Московской Руси. Митрополит Иларион и старец Филофей

2

2

4

Философия в России в 18 веке. М.В.Ломоносов

2

2

5

Философия в России в 18 веке. Г.С.Сковорода

1

2

6

Философия в России в 18 веке. А.Н.Радищев

1

2

7

Философия в России в начале Х1Х века (декабризм и шеллингианство)

2




Раздел 2.

Русская философская классика (становление)

8

Философский спор о России и становление отечественной философской классики. «Философические письма» П.Я.Чаадаева

2

2

9

И.В.Киреевский: от западничества к славянофильству

2

2

10

А.С.Хомяков: философские основы славянофильской доктрины.

2

2

11

Западничество: А.И.Герцен и К.Д.Кавелин

2

2




^ Раздел 3.Вл.Соловьев и философия второй половины Х1Х в.


12

Эпоха 1861 г. в России и русская философия. Н.Г.Чернышевский и Ф.М.Достоевский

2

2

13

Начало русской философии как философии систем: метафизика (теоретическая философия) В.С.Соловьева и Б.Н.Чичерина

2

2

14

Социальная философия В.С.Соловьева и Б.Н.Чичерина

4

4

15

Концепция истории философии В.С.Соловьева и Б.Н.Чичерина

2

2

16

Почвенничество Н.Я.Данилевского и философия истории русского либерализма (С.М.Соловьев)

2

2

17

Религиозная философия конца Х1Х в.

2

2

18

Философия марксизма в России. Г.В.Плеханов

2

2




Итого

36

36



^ ПРОГРАММА КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Предмет курса. История русской философии как область научных исследования и учебная дисциплина. Российская ментальность и русская философия. Обсуждение проблем российской ментальности и взгляд на русскую философию из России и извне. Обсуждение в журнале «Вопросы философии» книги «Русская философия: энциклопедия»

ЧАСТЬ 1

Раздел 1. На пороге философии в России

Историческое введение. История России, история отечественной культуры и история русской философии. Древность, средние века и новое время в мировой и отечественной истории. Периодизация истории русской философии.

Русская мысль до эпохи Петра Великого. Киевская и Московская Русь. Митрополит Иларион и старец Филофей. Влияние Византии и творческие достижения в русской культуре периода Киевской Руси. Характерные черты русской религиозности. «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона. Осмысление мировой и отечественной истории. Три части сочинения. План мировой истории и главные этапы развития отдельных народов. Место славян в истории. Язычество и христианство. Учение о Москве – Ш Риме старца Филофея. Основные идеологические искания до 16 в. «Послание на звездочетцев». Божественный Промысел в истории и идея особой миссии русского царства

Русская философия в ХVIII – начале Х1Х вв. Влияние новоевропейской философии: В.Н.Татищев и М.В. Ломоносов. От византийского влияния к новоевропейской философии. Основы философских воззрений В.Н.Татищева, его философия истории. Идейный контекст философии М.В.Ломоносова. Новоевропейская философия 17-18 вв.: деизм и материализм, вольфианство. Онтология, гносеология и методология науки М.В.Ломоносова. Философия Г.С.Сковороды и А.Н.Радищева. Философско-религиозное течение в русской философии 18 в. Г.С.Сковорода. Противоборство церковного сознания и секуляризации во второй половине XVIII века. Г.С.Сковорода как религиозный мыслитель и как философ. Гносеология, антропология, метафизика и этика Сковороды. Масоны и просветители. Философия А.Н.Радищева. Гносеология, антропология, социальная философия. А.Н.Радищев. Генезис русского радикализма (декабризм) и русская философия начала Х1Х в. (шеллингианство).


Раздел 2. Русская философская классика (становление)

Философский спор западников и славянофилов о России и становление отечественной философской классики. Роль «Философических писем» П.Я.Чаадаева в развитии русской философии. ЧААДАЕВ И.В.Киреевский: от западничества к славянофильству. КИРЕЕВСКИЙ А.С.Хомяков: основы славянофильской доктрины. ХОМЯКОВ Ответ западников. Социальная философия А.И.Герцена и немецкий идеализм В.Г.Белинского. А.И.Герцен: «Письма об изучении природы». К.Д.Кавелин: «Взгляд на юридический быт древней России». В.Г.Белинский: «Россия до Петра Великого» и письмо к Гоголю. А.И.Герцен и его теория «русского социализма».

Раздел 3. Вл.Соловьев и философия второй половины Х1Х в.

Эпоха 1861 г. в России и русская философия. Н.Г.Чернышевский и Ф.М.Достоевский. Социальная философия и антропологический материализм Н.Г.Чернышевского. Русский Сократ – жизнь, мировоззрение и философия Ф.М.Достоевского. Опыт «философского» романа и философско-исторической публицистики. «Пушкинская речь» Достоевского. Психологизм Достоевского. Философия Достоевского в романе «Братья Карамазовы». Место и роль Достоевского в философии.

Начало русской философии как философии систем: В.Соловьев и Б.Н.Чичерин. В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский и А.Ф.Лосев о философском синтезе Вл.Соловьева. Историческая эпоха, жизненный путь и этапы творческой эволюции, основная идея философии Вл.Соловьева. Теоретическая философия. Социальная философия. Основные периоды в истории человечества. История философии. Значение Вл.Соловьева и его философская школа

Б.Н. Чичерин: философия абсолютного систематизма. Основные работы Б.Н.Чичерина и их проблематика. Идея «основного закона человеческой истории». Гегельянство Б.Н.Чичерина. Характеристика «религию» и «философию». Идеальное государство. Проблема равенства людей. Роль закона в философии права Чичерина.

Русская философия истории во второй половине XIX в. Почвенничество Н.Я.Данилевского. «Россия и Европа». Идея и набросок теории культурно-исторических типов. Философия истории русского либерализма. «Наблюдения над исторической жизнью народов» С.М.Соловьева. Органическое понимание истории и концепция цивилизаций.

Религиозная философия конца Х1Х в. К.Н. Леонтьев: философия византизма. Творческий путь. Характеристика русской культуры. Связь и неприятие Леонтьевым теории Данилевского. Проблема «византизма». Этапы развития России. «Византизм» и «славизм». Н.Ф. Федоров: «проэктивная» философия. Философия «общего дела» и русский космизм.


Философия марксизма в России. Г.В.Плеханов. Философская позиция в работе «Основные вопросы марксизма». Материалистическое понимание истории как основа анализа развития русской мысли в работе «История русской общественной мысли.

ЛИТЕРАТУРА

Литература по введению


  1. Обсуждение проблем российской ментальности и взгляд на русскую философию из России и извне

  2. Обсуждение в журнале «Вопросы философии» книги «Русская философия: энциклопедия»

Литература:

1. М.Н.Громов «Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. №1. С.54-61);

2. Дж.П.Скэнлан «Нужна ли России русская философия?». Там же. С.61-65);

3.Н.К.Гаврюшин. Русская философия и религиозное сознание (65-68);

4. А.Валицкий. По поводу «русской идеи» в русской философии (68-72).

5. Г.Д.Гачев. Ментальность или национальный космопсихологос. // Вопросы философии. 1994. № 1. С.15-29

6. И.К.Пантин. Национальный менталитет и история России (29-33);

7.А.С.Панарин. Процессы модернизации и менталитет (33-38);

8.В.К.Кантор. Меняется ли российская ментальность? (39-45);

9 .Ерыгин АН.Российский менталитет и феномен западничества в русской культуре (45-49.

10. А.П.Огурцов Трудности анализа ментальности (50-53).

Литература по разделам

  1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. ИМКА-Пресс, Париж, 1968.

  2. Бойко П.Е. Идея России в русской философии истории / Под ред. Г.В.Драча. – М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2006.

  3. Бражников И. Ф.М. Достоевский. www.pravaya.ru

  4. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX вв. /Сост. Н.Г.Федоровский.2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. корпорация «Логос», 1997.

  5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX – XIX вв. 2-е издание, исправленное и дополненное. – Л. 1989.

  6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.14., 18. Л., 1976.

  7. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002.

  8. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. Ростов н/Д: ИРУ, 1992.

  9. Ерыгин А.Н. Традиционная и модернизирующаяся Россия в философии истории русского либерализма.

  10. Ерыгин А.Н. Философия в контексте культуры // Философия: Краткое учебное пособие. Часть 1. Историко-философское введение / Отв. ред. проф.А.Н. Ерыгин. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1995.

  11. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: 1995.

  12. Зеньковский В.В. Ф.М. Достоевский, Владимир Соловьев. Н.А. Бердяев //Русская идея. М. Республика. 1992.

  13. Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

  14. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

  15. История философии: Запад-Россия-Восток / Под ред. проф. Н.В. Мотрошиловой. - М.: 1995

  16. Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову. // Киреевский И.В. Избранные статьи. – М.: Современник, 1984.

  17. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. // Киреевский И.В. Избранные статьи. – М.: Современник, 1984.

  18. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии. // Киреевский И.В. Избранные статьи. – М.: Современник, 1984.

  19. Киреевский И.В. Отрывок из сочинения по философии. // Киреевский И.В. Избранные статьи. – М.: Современник, 1984.

  20. Киреевский И.В. Отрывки. // Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полн. собр. соч. в 4 Т. т.1. – Калуга: Гриф, 2006.

  21. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988г.

  22. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996.

  23. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М., Л. 1950.

  24. Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

  25. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Изд. им. Чехова. Нью-Йорк. 1953.

  26. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. М. «Книга». 1990. Основы философии. Учебник для бакалавров. Наука-Пресс. М., 2008.

  27. Основы философии. Учебник для бакалавров. Наука-Пресс. М., 2008.

  28. Протоиерей Дмитрий Григорьев. Достоевский и церковь. М. 2002.

  29. Райнхард Лаут. Философия Достоевского в систематическом изложении. М. Республика. 1996.

  30. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев. Учение о природе философского знания // Вопросы философии. 1982г. №6.

  31. Радищев А.Н. Полн. собр. соч. М., Л. 1941.

  32. Русская идея /Сост. и авт. вст. ст. М.А. Маслин. – М.: Республика,1992.

  33. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2-х т. Т.1-2.М.:Искусство, 1994.

  34. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей /Сост. Е.А.Васильев; пред. А.В.Гулыги. – М.: Айрис-Пресс, 2004.



  35. Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

  36. Сербиненко В.В. Русская философия: Курс лекций. – М.: 2005.

  37. Сербиненко В.В. Вл.С. Соловьев. М. 1999.

  38. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М. 1994.

  39. Соловьев Вл. С. Сочинения. В 2т. М., 1988г. Т.1.,Т.2.

  40. Соловьев Вл. С. Русская идея // Русская идея. М., 2002г.

  41. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского.//О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. М. «Книга». 1990.

  42. Философия (полный курс): учебник для студентов высших уч. зав./ под ред. проф. Ерыгина А.Н. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» 2003.

  43. Философия: Учебник. Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002.

  44. Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

  45. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. – Вильнюс, 1991.

  46. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. М. 1990.

  47. «Храм и Церковь», М., 2003.

  48. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.

  49. Шапошников Л.Е., Федоров А.А. История русской религиозной философии. – М.: Высшая школа, 2006.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(Третий семестр)

Вводное семинарское занятие

  1. Общая характеристика работы на семинарских занятиях по истории русской философии

  1. Источниковедческая основа семинарских занятий

Литература:

1. Емельянов Б.В. Методологические проблемы источниковедения истории философии // Проблемы методологии историко-философского исследования. М.: !974. Вып. 2.

Семинар 1.

Российская ментальность и русская философия

Вопросы:

  1. Обсуждение проблем российской ментальности и взгляд на русскую философию из России и извне

  2. Обсуждение в журнале «Вопросы философии» книги «Русская философия: энциклопедия»

Литература:

1. М.Н.Громов «Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. №1. С.54-61);

2. Дж.П.Скэнлан «Нужна ли России русская философия?». Там же. С.61-65);

3.Н.К.Гаврюшин. Русская философия и религиозное сознание (65-68);

4. А.Валицкий. По поводу «русской идеи» в русской философии (68-72).

5. Г.Д.Гачев. Ментальность или национальный космопсихологос. // Вопросы философии. 1994. № 1. С.15-29

6. И.К.Пантин. Национальный менталитет и история России (29-33);

7.А.С.Панарин. Процессы модернизации и менталитет (33-38);

8.В.К.Кантор. Меняется ли российская ментальность? (39-45);

9 .Ерыгин АН.Российский менталитет и феномен западничества в русской культуре (45-49.

Семинар 2.

Митрополит Иларион и старец Филофей

Вопросы:

  1. «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона

А)Три части сочинения

Б)План мировой истории и главные этапы развития отдельных народов

В)Место славян в истории

Г)Язычество и христианство

2. Учение о Москве – Ш Риме старца Филофея

А) Основные идеологические искания до 16 в.

Б)Божественный Промысел в истории и идея особой миссии русского царства

Первоисточники:

1. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

2. «Послание на звездочетцев» старца Филофея.

Литература:

  1. Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

  2. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

  3. Громов М.Н.


Семинар 3.

Философия М.В.Ломоносова

Вопросы:

1. Идейный контекст философии М.В.Ломоносова

А) Новоевропейская философия 17-18 вв.: деизм и материализм

Б) Вольфианство

2. Онтология, гносеология и методология науки М.В.Ломоносова

Первоисточники:

  1. Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. М., Л. 1950.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

  1. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

Дополнительная литература:

1.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

Семинар 4.

Философия Г.С.Сковороды

Вопросы:

Сковорода как религиозный мыслитель

Основные философские проблемы в творчестве Сковороды

Первоисточники:

Сковорода Г.С. Начальная дверь к христианскому добронравию // Сочинения в двух томах. Т.1. М.: 1973. С.11-121

Сковорода Г.С. Симфония, нареченная книга асхань, о познании самого себя // Там же. С.172-243

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 Т. – Л.: ЭГО, 1991. Т.1.Ч.1. С.64-81

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

Дополнительная литература:

1.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.


Семинар 5.

Философия А.Н.Радищева

Вопросы:

1. Философские влияния

2. Гносеология и антропология

Первоисточники:

  1. Радищев А.Н. Полн. собр. соч. М., Л. 1941.

Литература

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

4.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

Семинар 6.

Философия П.Я.Чаадаева

Вопросы:

  1. «Философский спор» о России как начало полемики западников и славянофилов

  2. «Философические письма» П.Я.Чаадаева

Первоисточники:

  1. Чаадаев П.Я. Философические письма.

  2. Пушкин А.С. Письмо П.Я.Чаадаеву. Русская идея /Сост. и авт. вст. ст. М.А. Маслин. – М.: Республика,1992.

Литература

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

4.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.


Семинар 7

Философия И.В. Киреевского

Вопросы:

1. Философия цельности духа

2. Философско-исторический опыт

Дополнительные вопросы:

1. Идеи славянофильства у И.В.Киреевского в статье «В ответ А.С.Хомякову»

2. Киреевский и Гегель

Первоисточники:

  1. Киреевский И.В. Девятнадцатый век. // Избранные статьи. – М.: Современник, 1984.

  2. Киреевский И.В В ответ А.С.Хомякову. // Избранные статьи. – М.: Современник, 1984.

  3. Киреевский И.В. Отрывки. // Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полн. собр. соч. в 4 Т. т.1. – Калуга: Гриф, 2006.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

4.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

Семинар 8

Философия А.С.Хомякова

Вопросы:

1. Основные идеи философии русской истории

2. Оценка творчества И.В.Киреевского

Доклад:

1. А.С.Хомяков о «Философическом письме» П.Я.Чаадаева

Первоисточники:

Хомяков А.С. «Семирамида» // Сочинения в двух томах. Т.1. Работы по историософии. – М.: 1994. С.17-35

Хомяков А.С. О старом и новом // Сочинения в двух томах. Т.1. Работы по историософии. – М.: 1994. С.456-470.

Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме… // Сочинения в двух томах. Т.1. Работы по историософии. – М.: 1994. С.449-455.

Хомяков А.С. По поводу статьи И.В.Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» // Избранные статьи и письма. М.: 2004. С.95-153.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

4.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.


Семинар 9

Философия западников

Вопросы:

1. «Письма об изучении природы» А.И.Герцена

2. «Взгляд на юридический быт древней России» К.Д.Кавелина

Доклад:

Действительно ли «Письма об изучении природы» Герцена стали методологической основой «Взгляда на юридический быт древней России» К.Д.Кавелина?

Первоисточники:

Герцен А.И. Письма об изучении природы // Собр.соч. В 30 т. Т.3. М. 1954.(Или любое другое издание)

Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней России // Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. – М.61989.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

4.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

5. Ерыгин А.Н. История и диалектика. – Ростов-на-Дону: 1987. С.41-86.

Семинар 10

Н.Г.Чернышевский и Ф.М.Достоевский

Вопросы:

1. Антропологический материализм Н.С.Чернышевского

2. Опыт «философского» романа и философско-исторической публицистики (Ф.М.Достоевский)

Доклады, рефераты:

  1. Античная софистика (Протагор) и антропологизм в философии Н.Г. Чернышевского

  2. Философия Достоевского в романе «Братья Карамазовы».

Первоисточники:

  1. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии

  2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.14., 18. Л., 1976.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сборник статей. М. «Книга». 1990.

4.Протоиерей Дмитрий Григорьев. Достоевский и церковь. М. 2002.

Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.


Семинар 11.

Философия В.С. Соловьева (магистерская диссертация)

Вопросы:

1. Критика западной философии В.С.Соловьевым

2. Идея цельного знания

Доклады:

1. Почему В.Соловьев избрал темой «кризис западной философии»?

Первоисточники:

1.Соловьев В.С. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соч.: В 2 т. М.: 1988. Т.2. С.з-138.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 Т. – Л.: ЭГО, 1991. Т.2.Ч.2. С.198-226.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

4.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

5. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк. Л.Шестов). – М.: Республика, 2006. С.С.44-78.


Семинар 12.

В.С. Соловьев и Б.Н. Чичерин

(Проблема человека и общества)

Вопросы:

1. Социальный аспект «философии всеединства».

2. Человек и человеческая личность

Дополнительные вопросы:

1. Фундаментальные принципы в философской системе Вл. Соловьева.

2. Характеристика «религию» и «философию» Чичериным.

Доклады, рефераты:

1. Историософия В.С. Соловьева.

2. Историософия Б.Н. Чичерина.

Литература:

    1. Зеньковский В. Н. История русской философии. В 4ч. М., 1990г.

    2. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

    3. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988г.

    4. Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

    5. Рашковский Е.Б. Вл. Соловьев. Учение о природе философского знания // Вопросы философии. 1982г. №6.

    6. Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.


Семинар 13.

В.С. Соловьев и Б.Н. Чичерин

(Проблемы философии истории)

Вопросы:

1. Смысл и логика всемирной истории

2. Место России между Западом и Востоком

Первоисточники:

1. Соловьев В.С.

2. Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея. М., 2002г.

3.Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 Т. – Л.: ЭГО, 1991. Т.2.Ч.2. С.198-226.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

4.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

5. Ерыгин А.Н. История и диалектика. – Ростов-на-Дону, 1987. С. 152-181.

6. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Наука, 1994. С.72-161.

7. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2000. С.261-266.

Семинар 14.

В.С. Соловьев и Б.Н. Чичерин

(Проблемы истории философии)

Вопросы:

1. Историко-философская концепция Вл.Соловьева в 90-е гг. Х1Х в.

2. Историко-философская концепция Б.Н.Чичерина

Первоисточники:

1. Соловьев В.С. Кант. Гегель // Философский словарь Владимира Соловьева.

2.Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1999.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 Т. – Л.: ЭГО, 1991. Т.2.Ч.2. С.198-226.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

3.Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

4.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.


Семинар 15.

С.М.Соловьев и Н.Я.Данилевский

(Проблема философии истории)

Вопросы:

1. Философия истории и теория цивилизаций С.М.Соловьева

2. Философия истории и теория цивилизаций Н.Я.Данилевского


Первоисточники:

1. Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов // Сочинения. СПб. 1882 (или современное издание).

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: 1991.

Литература

1. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. – Ростов-на-Дону, 1993 (Раздел «Н.Я.Данилевский и С.М.Соловьев»)

2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 2000. С.140-146, 191-197.

3.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.


Семинар 16

К.Н. Леонтьев и Н.Ф. Федоров.

Вопросы:

1. Философия византизма.

2. «Проэктивная» философия.

Дополнительные вопросы:

1. Критика Леонтьевым теории Данилевского.

2. Главный замысел «общего дела» Н.Ф. Федорова.

Доклады, рефераты:

1. «Византизм» от «славизм».

2. Смысл христианского учения о Троице, по Федорову.

Первоисточники:

1. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. С.19-190 (а также – любое издание)

2. Федоров Н.Ф. Философия общего дела // Сочинения. М.: Мысль, 1982.

Литература:

  1. Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 ТТ. – Л.: ЭГО, 1991.

  2. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.

  3. Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров. М., 2004 (2-е издание).

  4. Лосский Н.О. История русской философии. М., Высш. Шк., 1991.

  5. Н.Ф. Федоров: pro et contra. М., 2004.

  6. Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.

  7. Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М., 1990.

  8. Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982.

Семинар 17

Философия Г.В.Плеханова

Вопросы:

  1. Проблемы материалистического понимания истории в философии Г.В.Плеханова

  2. Анализ русской истории как фундамент анализа русской общественной мысли у Г.В.Плеханова

Темы для докладов и выступлений:

Роль общественной психологии в модели материалистического понимания истории

Россия между Западом и Востоком и причины этой специфики

Первоисточники:

Плеханов Г.В. Основные вопросы марксизма // Сочинения. Т.18. М.-Л.: 1923. С.182-252.

Плеханов Г.В. История русской общественной мысли // Философско-литературное наследие Г.В.Плеханова. Т.3. Проблемы истории философии, эстетики и общественной мысли. М.1974.

Литература:

1.Зеньковский В., прот. История русской философии. в 2 Т. – Л.: ЭГО, 1991. Т.2.Ч.2. С.198-226.

2.История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. – М.: Республика, 2001.С.538-547.

3.Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. – М.: Алгоритм, 2007.


^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы:

1. Какова связь русской культуры и русской философии?

2. Кто из мыслителей посвятил свои работы исследованию русской философии?

3. В чем специфика русской философской классики?

4. Какова главная тема русской философской классики?

5. Основной смысл произведения «Слово о законе и благодати».

6. Роль XVII – XVIII вв. в истории русской культуры.

7. Специфика XIX – XX вв. в русской культуре.

8. Чем можно объяснить относительно небольшой объем философского наследия И.В. Киреевского, его продолжительное творческое молчание?

9. В каких областях жизненного опыта и философского знания находила свое выражение ведущая творческая интуиция И.В. Киреевского?

10. В чем состояла критика И.В. Киреевским рационалистического типа философствования?

11. Что характеризует «верующее мышление»?

12. Каким образом формировалась собственная «славянофильская» позиция И.В. Киреевского?

13. В чем можно находить универсализм и актуальность философии И.В. Киреевского?

14. Назовите основные периоды жизни Ф.М. Достоевского.

15. Кто из мыслителей назвал роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди» – первым опытом «социального романа» в России?

16. Какой роман Ф.М. Достоевского можно назвать наиболее философский и «венцом» его творчества?

17. Какой период в творчестве Достоевского Бердяев характеризует как психологический?

18. Какова роль Ф.М. Достоевского в философии?

19. Назовите основные периоды в творчестве В.С. Соловьева.

20. Когда В.С. Соловьев пережил религиозный кризис?

21. Назовите фундаментальные принципы в философской системе Вл. Соловьева.

22. Назовите и опишите основные исторические периоды.

23. Какова роль В.С. Соловьева в философии?

24. Назовите основные работы Б.Н.Чичерина. Какова их основная проблематика?

25. В чем заключается идея «основного закона человеческой истории» по Чичерину.

26. Каковы основные черты гегельянства Б.Н.Чичерина?

27. Где находится источник зла в мире по Чичерину?

28. Как характеризует «религию» и «философию» Чичерин?

29. Какие основные моменты должны присутствовать в идеальном государстве, по Чичерину?

30. Проблема равенства людей – как решает ее Чичерин.

31. Роль закона в философии права Чичерина.

32. Как Леонтьев определяет культуру и, в частности, русскую культуру?

33. В чем заключалось неприятие Леонтьевым теории Данилевского?

34. Что такое «византизм»?

35. Какие этапы развития Леонтьев применил к России?

36. В чем отличие «византизма» от «славизма»?


Тесты

Тестовые задания к 1-ому разделу

Доминирующей чертой древнерусской культуры была…?

а) религия,

б) философия,

в) искусство.

2. Время русской философской классики – это…?

а) конец XV – начало XVI в.,

б) середина XIX – середина XX в.,

в) конец XVII – XVIII в.

3. Кому принадлежит теория «Москва третий Рим»?

а) митрополиту Иллариону,

б) Филофею Псковскому,

в) Василию III.

4. Историософская концепция Илариона изложена…?

а) «Послание на звездочетцев»,

б) «О человеке, его смертности и бессмертии»,

в) «Слово о законе и благодати».

5. Кому принадлежит высказывание: «Задача воспитателя - сформировать гражданина, которого волнуют судьбы общества и своих сограждан. Каждый человек должен стремиться стать истинным сыном отечества»?

а) Радищеву А.Н.,

б) Ломоносову М.В.,

в) Чаадаеву П.Я.

Ключ к тестовым заданиям

1 – а, 2 – б, 3 – б, 4 – в, 5 – а.

Тестовые задания ко 2-ому разделу

1. Решающее влияние на философское творчество И.В. Киреевского оказала:

а) «система трансцендентального идеализма» Ф. Шеллинга,

б) масонская мистика «внутреннего чувства»,

в) историософская позиция П.Я. Чаадаева,

г) мистико-аскетическая традиция православия.

2. «Цельность духа» у И.В. Киреевского это:

а) идеал отрешенной духовно-аскетической сосредоточенности (подобный буддистскому),

б) понятие, соразмерное рациональной философской цельности (подобное понятиям трансцендентализма Ф. Шеллинга),

в) идея, характеризующая внутренний мир православного подвижника, стремящегося ко всеобъемлющему Богообщению,

г) идея, характеризующая индивидуалистическую иррациональную мистику (подобная идеям Я. Бёме).

3. «Верующее мышление» это:

а) иррациональное «мышление», определяющееся лишь способностью человека верить в сверхъестественное,

б) способ мышления, характеризующий «динамический» разум, обращенный не только к внешнему, феноменальному миру, но и к внутреннему духовно-нравственному состоянию личности,

в) познание Абсолютной Божественной Сущности,

г) эмпирическое мышление, характеризующееся опорой на данные чувственных ощущений.

4. «Цельность духа» в истории России, по И.В. Киреевскому, это:

а) ее неизменное идеальное состояние, присущее всем эпохам,

б) особенное личностное и социальное устроение, имеющее характер культурного архетипа,

в) формальная духовная связь русской культуры,

г) особенное личностное и социальное устроение в идеологии «народничества».

5. Первое историческое событие, свидетельствующее о духовном расколе русского общества, по И.В. Киреевскому, это:

а) победа сторонников Иосифа Волоцкого над «нестяжателями» и Стоглавый собор,

б) старообрядческий раскол в Русской Православной Церкви,

в) религиозно-образовательные реформы Петра I,

г) зарождение русского масонства в XVIII веке.

Ключ к тестовым заданиям

1 – г, 2 – в, 3 – б, 4 – б, 5 – а.

Тестовые задания к 3-ему разделу

Какая идея, по мнению В.С. Соловьева вдохновляла всю его деятельность?

а) христианская идея свободного всечеловеческого единения,

б) идея добра и зла,

в) психологизм.

2. Кто из мыслителей выделил два периода в творчестве Достоевского: до «Записок из подполья» и после «Записок из подполья»?

а) Н.О. Лосский,

б) В.С. Соловьев,

в) Н.А. Бердяев.

В каком произведении Ф.М. Достоевский подверг критике западный мир, обвинив его в «чрезмерно разросшемся индивидуализме» и отсутствии «братского» начала?

а) «Бедные люди»,

б) «Зимние заметки о летних впечатлениях»,

в) «Записки из подполья»,

г) «Униженные и оскорбленные».

Знакомство с … подвело Достоевского к «почвенническим» идеям?

а) А.И. Герценым,

б) Н.Я. Данилевским,

в) В.С. Соловьевым.

4.Достоевский «примкнул к просветительски-гуманнистическому направлению русской мысли» благодаря…?

а) Н.Г. Чернышевский,

б) В.Г. Белинскому,

в) Н.П. Огарев.

^ Ключ к тестовым заданиям к теме 4:

1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – б.

Тестовые задания к теме 5:

По Соловьеву синтез науки, философии и религии зиждется на …?

а) эмпирическом и рационалистическом познании,

б) мистическом и абсолютном познании,

в) эмпирическом, рационалистическом и абсолютном познании.

2. Какая работа Вл. Соловьева принесла ему степень доктора?

а) «Кризис западной философии (против позитивистов)»,

б) «Критика отвлеченных начал»,

в) «Оправдание добра».

3.Философию Соловьева называют …?

а) органицистской,

б) почвеннической,

в) психологической.

4.Вечный духовный центр космического организма …?

а) София,

б) Логос,

в) Философия.

5Гегель называл этот период началом истории, а Соловьев…?

а) родовое общество,

б) государственным,

в) духовное общество.

Ключ к тестовым заданиям к теме 5:

1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – в.

Тестовые задания к теме 6:

1. С чем пытался совместить Б.Н.Чичерин концепцию общественного договора в своем учении о государстве?

а) с христианским учением;

б) с теорией локальных цивилизаций;

в) с учением античных философов;

г) с теорией Платона.

2. Какую часть учения Гегеля Чичерин принял без изменения?

а) онтологию;

б) теорию познания или гносеологию;

в) диалектику;

г) философию религии.

3. Как терминологически Чичерин называет смену эпохи религии эпохой философии, и обратно?

а) смена мировоззренческих эпох;

б) смена аналитических и синтетических эпох;

в) смена теоретических установок;

г) он не говорит об этом.

4. Какую форму государственного правления Чичерин считает лучшей?

а) республику;

б) демократию;

в) конституционную монархию;

г) все плохие.

5. Что является по Чичерину «мерой, выводимой из законов разума, «внешней свободы» индивида»?

а) нравственность;

б) религия;

в) мораль;

г) право.

Ключ к тестовым заданиям

1 – а, 2 – в, 3 – б, 4 – в, 5 – г.

Тестовые задания к теме 7:

1. Творческий импульс к размышлениям о специфике культуры России К. Леонтьев получил от…?

а) западников,

б) славянофилов,

в) почвенников.

2. Демократия западноевропейского образца принесет России, по мнению Леонтьева,…?

а) разрушение,

б) свободу,

в) власть.

3. Леонтьев считал, что предназначение России – ?

а) самобытное развитие, основанное на язычестве,

б) стать синтезом Востока и Запада,

в) сохранение византийского типа культуры.

4. Признавая, что истоки самобытности русской культуры в византизме, Леонтьев подверг вполне обоснованной критике позицию…?

а) «славизма»,

б) «славянофильства»,

в) почвенничества.

5. Византийский тип культуры, по Леонтьеву…?

а) одноосновный,

б) двуохсновный,

в) трехосновный.

^ Ключ к тестовым заданиям к теме 7:

1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 – а.

6. В. Кожевников и Н. Петерсон, собрали воедино записи Н.Ф. Федорова, и опубликовали их под общим названием…?

а) «Философия общего дела»,

б) «Проэктивная философия»,

в) «Практическая философия».

7. Первое глубокое падение совести в человеческом роде, Федоров связывает…?

а) с культом предков,

б) с культом молодости,

в) с культом отцелюбия.

8. Какая цивилизация, по мнению Федорова приведет человечество к полной морально-нравственной деградации?

а) восточная,

б) европейская,

в) славянская.

9. Для того чтобы превратить знание «в проект лучшего мира», к истории нужно относиться…?

а) «субъективно»,

б) «объективно»,

в) «проэктивно».

10. Образец цивилизации братства и родства, как считал Федоров, уже дан в учении, которое содержит указание пути всемирной истории. В каком?

а) в христианском учении о Троице,

б) в европейском антропологическом учении,

в) в античном космологическом учении.


^ Проектное (творческое) задание

Написать эссе по одной из предложенных тем:

1. Проанализировав текст, опишите специфику русской философской классики XIX в.

2. Универсализм и актуальность философии И.В. Киреевского

3. Становление русской философской классики.

4. Основные принципы философии Вл.Соловьева.

5. Философское мировоззрение Ф.М. Достоевского.

6. Идея «основного закона человеческой истории» в философии Б.Н. Чичерина.

7. Философия византизма К.Н. Леонтьева.


Вопросы к зачету по курсу

1. Общее понятие об источниковедческой основе курса

2.Российская ментальность и русская философия

3.Философия митрополита Илариона и старца Филофея

4.Философия М.В. Ломоносова

5.Философия Г.С.Сковороды

6.Философия А.Н.Радищева.

7.Философския П.Я.Чаадаева

8.Философия И.В.Киреевского

9.Философия А.С.Хомякова

10. Философия западничества: А.И.Герцен и К.Д.Кавелин

11. Н.Г.Чернышевский и Ф.М.Достоевский

12.Магистерская диссертация В.С.Соловьева

13.Социальная философия В.С.Соловьева и Б.Н.Чичерина. Проблемы человека и общества

14.Социальная философия В.С.Соловьева и Б.Н.Чичерина. Проблемы истории

15.Вл.Соловьев и Б.Н.Чичерин: концепция истории философии

16.Почвенничество Н.Я.Данилевского и философия истории русского либерализма (С.М.Соловьев)

17.Религиозная философия конца Х1Х в. К.Н.Леонтьев и Н.Н.Федоров

18. Философия марксизма в России. Г.В.Плеханов


 ^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Четвертый семестр




1

Введение. История русской философии: основы историографии

2

2








оставить комментарий
страница1/3
Дата13.10.2011
Размер0,74 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх