«Великое в судьбах великих людей» icon

«Великое в судьбах великих людей»


Смотрите также:
Программа XV межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов управление...
Л. Н. Толстой Отношения «учитель ученик» достаточно серьезная педагогическая проблема...
«Все в истории и судьбах людей предопределено волей Бога», утверждает/ провиденциализм...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф...
-
Урок литературы в 6 классе на тему «Стихия в судьбах людей»...
О. В. Степанов, доктор социологических наук, профессор...
-
В помощь библиотекарю...
-
Николай Непомнящий...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
XVII областной краеведческий конкурс исследовательских работ учащихся Ярославской области, участников туристско-краеведческого движения «Отечество»

Тема:

«Великое в судьбах великих людей»



Ёжиков Александр Михайлович

11 класс

МОУ Великосельская СОШ


Сутугина Галина Николаевна

Учитель истории

МОУ Великосельская СОШ

Малкова Оксана Викторовна
студентка ЯГПУ

им. К. Д. Ушинского


с. Великое. 2009.


Содержание

Введение


3

Историческое лицо Великого


5

Великое в судьбах известных людей




1

Трёхдневное пребывание Михаила Романова в Великом.

9

2

Пётр Ι в Ярославском крае. Его пребывание в Великом.

10

3

Поездка П. А. Мельгунова в село Великое по поручению Екатерины ΙΙ

15

4

«Это село… подлинно Великое Село». Иван Сергеевич Аксаков.

19

5

«Пахом соты медовые нес на базар в Великое» - Николай Алексеевич Некрасов.

21

6

Посещение А. В. Луначарским села Великое и Гаврилов — Яма.

23

7

Визит в село наркома здравоохранения Н. А. Семашко.

27

8

Публицист Бронислав Холопов «Воспоминания о Великом»

28

Заключение

31

Приложение







Ссылки

33




^ Иллюстративные материалы

35




Использованные ресурсы

51



Введение

В Ярославской области, посреди Руси,

Есть село Великое – краше не найти!

Из судьбы не выкинешь лихолетий ряд,

Но стоит Великое шесть веков подряд.

Вартанян Т. В.


Увлечение краеведением и экскурсоведением привели меня к мысли заняться более подробным изучением истории своей малой родины – села Великое. (рис 1).

Меня всегда пленял дух старины, веющий по всем окрестностям села; его улицы и храмы, события и люди.

Я удивлялся равнодушному отношению большинства великосёлов к нашему уголку. Просто не понимал, как можно не замечать столь прекрасное, необыкновенное и восхитительное. Особая радиально-кольцевая система застройки села вокруг Черного пруда – посадами-кольцами и пересечение их как лучами солнца слободками удивляла и поражала многих. Этот Санкт-Петербургский принцип строительства: дом к дому по красной линии никого не оставляет и до сих пор равнодушным. Он придавал селу вид уездного города как писали Ефрон и Брокгауз в «Энциклопедическом словаре» в конце XIX века.

Уникальный в своём роде историко-архитектурный памятник-с. Великое связан с именами выдающихся людей нашего Отечества. В Великом останавливался Михаил Романов, Пётр Ι. Здесь часто бывал Н.А. Некрасов. О селе писал В. И. Ленин. В советские годы сюда приезжали первые наркомы А. В. Луначарский и Н. А. Семашко. О Великом рассказывали на страницах своих трудов известные писатели С. Воронин и Б. Холопов.

После общения с известным краеведом нашего района Леонидом Яковлевым и, прочитав его книги, я ещё больше заинтересовался вопросом о том, какие же известные личности останавливались или бывали в Великом.

Всё это, в совокупности, повлияло на моё решение написать исследовательскую работу именно на эту тему. При её создании я использовал работы известных краеведов, газетные публикации, воспоминания старожилов и различные документы.

В частности, при изучении жизни, творчества и деятельности Н. А. Некрасова, я опирался на работу местного краеведа Федотова В.Г. О Великом Н. А. Некрасов упоминает, в поэме «Кому на Руси жить хорошо,». Здесь наиболее интересным для меня являлось рассмотрение спора, существующего по вопросу о том, действительно ли в его строках говорится о Великом.

В своей работе я использовал непосредственно воспоминания самих деятелей о посещении села. Так, Луначарский в своей статье «Из провинциальных впечатлений» рассказывает о своей поездке в г. Гаврилов-Ям через село Великое, о котором он говорит, что в нём 12 тыс. жителей и это явно преувеличение. Вероятно Луначарский имел в виду население Гаврилов – Яма и Великого. И что село Великое похоже на город.

Данный источник был интересен для меня тем, что, во-первых, он содержит упоминание о Великом. Во-вторых, позволяет узнать о рабочей ситуации на Локаловской мануфактуре, отражает цель поездки наркома. Примечательно, что о Гаврилов-Яме он говорит как о поселении Локалово, что отражает авторитет владельца мануфактуры, который был выходцем из Великого.

Также и Бронислав Холопов на страницах журнала «Дружба народов» делится своими воспоминаниями о селе. Данный источник был важен для меня, поскольку писатель говорит не просто о Великом, как о посёлке-памятнике, он говорит о Великом, как части его жизни, говорит о том, что «продолжается процесс отмирания каких-то пластов Великого, а оно ищет себя и не может определиться».

Рассказывал о своём визите в село и нарком здравоохранения Семашко. Он делится полученными впечатлениями на страницах газеты «Северный рабочий» в1927г. Семашко в своей статье говорит о результатах поездки и даёт высокую оценку работе Великосельского больнично-врачебного участка.

Кроме этого на страницах своей книги И. С. Аксаков «Сочинениях и письмах» делится воспоминаниями о Великом, говоря, что «это село – подлинно Великое Село…».

Что касается Михаила Романова, Петра Великого, А. П. Мельгунова, то в работе я опирался на исследования краеведов, монографии историков. Мне была интересна их деятельность в Ярославском крае и в Великом в частности.


Историческое лицо Великого.

В прошлом Великое было самым большим селом Ярославской губернии. Его население составляло более четырёх тысяч человек. «Село имеет вид значительного уездного города; в нём четыре церкви, более 500 каменных построек, улицы мощеные; почти при каждом доме имеется сад», - с восхищением писал П. А. Критский в начале XX века1.

По мнению ярославских краеведов, Великое существовало уже в начале XIII столетия. Впрочем, на страницах истории страны оно появляется значительно позднее, лишь в XVI-XVII века.

На вопрос, почему оно так названо нет единого ответа. Одни авторы предполагают, что пришельцы из новгородской земли в названии села хотели подчеркнуть свою связь с господином Великим Новгородом. Другие доказывают, что село так нарекли прежде всего потому, что оно было больше ближних сёл и деревень. Слово «великий» в древнерусском языке означало «большой».2

Село выросло на оживлённом, бойком месте – Там, где от ярославского старого тракта отходила дорога на Суздаль. Древняя дорога из Ярославля в Ростов через Великое существовала ещё и в XIX столетии и именовалась «просёлочной торговой дорогой».

Находясь в центре Московского государства, Великое не раз оказывалось на важнейших исторических перекрестках. В 1392 году недалеко от села произошла битва русских с татарами. Окрестности села известны крупным сражением феодальной войны, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах. В этой войне столкнулись удельно-княжеская и растущая великокняжеская власти. Против московского великого князя Василия Тёмного, который представлял прогрессивное стремление к политическому объединению Руси в одно государство, выступил его дядя – Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой.

Вот что рассказывает о сражении документ, помещённый в «Ярославских губернских ведомостях» за 1855 год: «Косой с толпами набранных им вятичей вступил в северные пределы великого княжества, великий князь тоже со своими войсками выступил из Москвы. 6 января 1435 года сошлись…между сёлами Козьмодемьянском и Великим, на берегах Которосли, и вступил в битву кровопролитную, в которой войска великого князя одержали победу. Косой разбитый наголову, ушёл в Вологду».3

В XVI веке Великое входило в состав Владимиро-Суздальского княжества. Кстати, в это время через Великое пролегала наезжая лесная дорога из Ростова в Ярославль, Кострому и др. северо-восточные города земли Русской. Также через Великое пролегал путь из Москвы на Ярославль, Вологду и Архангельск. Об этом свидетельствуют «Ярославские писцовые, дозорные и переписные книги XVII века».

Село играло заметную роль в жизни Ярославского края. Достаточно сказать, что уже в 1607 году Великое было занесено на географическую карту Русского государства как крупный торговый центр.

Жестокие испытания пришлось вынести великосёлам в период польской интервенции. В конце мая 1609 года, сняв осаду Ярославля, отряды поляков двинулись к Великому, уничтожая всё на своём пути. Но недолго пришлось хозяйничать шляхтичам на здешней земле. В конце июля 1612 года дружины ополченцев под предводительством Дмитрия Пожарского и нижегородского купца Кузьмы Минина, двигаясь на Москву, изгнали из села польских захватчиков. В октябре от интервентов была освобождена Москва. Жители села откликнулись на зов Минина и Пожарского и послали свою дружину в ополчение, изгнавшее поляков из столицы.

Вплоть до 1709 года Великое было дворцовым селом (об этом говорится в церковной летописи за 1681 год). Это означало, что крестьяне и земля принадлежали лично царю и членам царской фамилии. В обязанность крестьян входило снабжение царского двора продовольствием. Великоселы поставляли на «государев обиход» хлеб, мясо, яйцо, мёд, на своих подводах возили ко двору дрова. Царский двор щедро использовал дворцовые земли для вознаграждения служивого дворянства. Большая часть таких земель попадала в руки царских фаворитов и приближённых ко двору.4

В начале XVIII века Пётр Ι подарил Великое известному полководцу Аниките Ивановиче Репнину (1668-1726), одному из самых замечательных «птенцов гнезда Петрова»(рис 2). Он охранял Петра Алексеевича во время стрелецких волнений, участвовал в Азовских походах. В ходе Северной войны участвовал в ряде сражений. При его непосредственном участии были взяты Нотебург, Ниеншатц и др., но в 1708 году он потерпел поражение при Головчино и был разжалован из генералов в солдаты. За отличие в бою при Лесной был снова восстановлен в чине генерала. В Полтавском сражении 27 июня 1709 г, во многом предопределившем исход Северной войны со шведами, Репнин командовал двенадцатью пехотными полками в центре позиции, за свои действия и победу был удостоен от царя высшей награды - ордена Святого Андрея Первозванного. Кроме того, Петр I пожаловал своему сподвижнику, боевому генералу Репнину богатое, крупнейшее в Ярославском крае село Великое с окрестными селениями. Это был в прямом и переносном смысле «царский подарок».

С этих пор село перестает быть царским. И первое, что сделал князь в своем имении - это распорядился заложить храм во имя Рождества Богородицы в центре села в ознаменование славной виктории под Полтавой. Строительство нашего храма было завершено в 1712 году.

После Полтавской битвы полки Репнина первыми вошли в Ригу. Командуя войсками, он участвовал в целом ряде походов и сражений в Лифляндии, с Турцией в Прутском походе, в Курляндии. В 1724 году генерал-фельдмаршал Аникита Иванович Репнин стал президентом Военной коллегии, а 30 августа 1725 года Екатерина Ι наградила его орденом Святого Александра Невского. Князь Аникита Иванович Репнин умер 3 июля 1726 года в Риге, где и похоронен.

В 1726 году село перешло наследникам Репнина – сыновьям Ивану, Василию и Юрию. В своём завещании он писал «А имение моё недвижимое, а именно: дворы, деревни – отдаю сыну моему князю Ивану, а движимое: хлеб, лошади, скот – разделить на две части моим детям Василию и Юрию».5

Затем владельцем села был внук Репнина Петр Иванович. После сильного пожара в 1756 году, прозванного «зажигиным», когда выгорело 2/3 села, Петр Иванович предложил великосёлам выкупиться на волю. Те не сумели быстро собрать назначенную сумму, и Репнин продал село Савве Собакину-Яковлеву – хваткому и жестокому дворянину.

Савва Яковлевич Собакин-Яковлев (1712-1784) – коллежский асессор, миллионер, основатель новой дворянской фамилии, крупный русский заводчик.(рис 3).

По происхождению Собакин мещанин г. Осташкова Тверской губернии. В Петербурге занялся торговлей рыбой и мясом с лотка в разнос. За прекрасный голос стал поставщиком припасов для кухни императрицы Елизаветы Петровны.

Богатство Саввы Собакина росло благодаря покровительству князя Потёмкина, которому он тоже доставлял съестные припасы. Впоследствии князь поручил Собакину поставку продовольствия для армии. Затем Савва Яковлев взял на откуп таможню в Риге и нажил миллионы. А при ЕкатеринеΙΙ в его руки попал петербургский питейный откуп, от которого Собакин имел высокие доходы.

Нажив миллионы, Савва Яковлевич ещё более умножил свои капиталы скупкой фабрик и заводов. В 1759 году он купил часть села Великое с его кузнечным рядом. В 1764 году он приобрёл у А. И. Затрепезного Большую Ярославскую мануфактуру (комбинат «Красный перекоп»), а затем скупил у П. А. Демидова 6 железоделательных заводов на Урале. Всего скупил и построил 22 завода. Железо продавал по всей России, в том числе и Великосельским кузнецам, втридорога. В один из приездов хозяина мастеровые возмущались его произволом. Собакин ударил зачинщика, сбил на раскалённые заготовки.. Один из кузнецов плюнул Собакину в лицо, сказав: «По тебе и твоё прозвание». Вскоре после этого случая Собакин сменил свою фамилию на Яковлева. Это одна из версий смены фамилии.6

В 1792 году Яковлевы купили остальную часть Великого с окрестностями и сельцом Плещеево. После смерти сына Саввы Яковлева Великое унаследовали семь его дочерей, они вновь стали собирать оброк. До самого манифеста 1861 года Великоселы успешно откупались от собакинских дочек. 7

В Великом Яковлевы сначала наживались, продавая кузнецам по завышенной цене железо со своих заводов. . В 1835 году Яковлевы открыли в Великом ручную полотняную фабрику с принудительным трудом крепостных крестьян. Фабрика работала семь лет.8 Исконным занятием жителей села было выращивание льна и производство из него льняных изделий на «государев обиход». Великосельские ткачи славились своим искусством. Они вырабатывали тонкие полотна, полотенца, скатерти, салфетки. Ручным ткачеством занимались почти все крестьяне села. «Приблизительно до 1850-го года, - писала газета «Ярославские губернские ведомости» в №8 за 1868 год, полотняное производство села Великое и окрестных селений представляло столько отдельных фабрик, сколько было крестьянских хозяйств в деревнях. 9

Постепенно Великое превращается в центр кустарного производства знаменитого «ярославского полотна». Ежегодно с 1 по 8 сентября устраивалась ярмарка, оборот которой составлял более 30 тыс. рублей. Главным товаром здесь был лён и продукты его переработки. Всё скупали местные промышленники, а также приезжие купцы для продажи за границу через архангельский порт. Бывали в селе торговые люди из Англии, Бельгии, Голландии.(рис. 4)

Не зря когда-то россияне село Великим нарекли.

Мастеровыми и купцами село прославилось в те дни.

Им, отдавая дань и честь, торги устраивали здесь.

Всем торговали, что имели: дарами матушки-земли

Скотом, и тысячи изделий сюда, на ярмарку, несли.10


К середине XIX столетия Великое прославилось на всю Россию как центр льняной промышленности. Одновременно здесь ведётся большая работа по усовершенствованию способов выращивания и обработки льна. С этой целью в Великом стали устраивать сельскохозяйственные выставки, где были представлены Ярославская, Тверская, Костромская и Владимирская губернии. В этих выставках участвовали и помещичьи крестьяне.

Анализируя сложные процессы, протекавшие в экономике России в пореформенный период, В. И. Ленин(рис. 5) уделял большое внимание кустарным промыслам, и в том числе – ткацкому. В работе «Развитие капитализма в России» он писал: «Разделение труда ведёт к выделению из крестьянства специалистов – мастеровых; образуются неземледельческие центры мануфактуры, как, например, … село Великое Ярославской губернии и многие другие сёла Московской, Костромской, Владимирской, Ярославской губерний, превратившиеся теперь уже в фабричные поселения». Этот процесс превращения села в фабричное поселение в Великом пришёлся на 80-е годы XIX века. В 1879 году в волости существовала одна фабрика – текстильная, а в 1890 их было уже шесть. Более чем вдвое возросла и общая стоимость произведённой продукции.11

Наряду с полотняной промышленностью, в Великом развивались и другие виды промыслов. С давних времён в Великом развивался промысел по изготовлению стенного кирпича. Этому способствовали местные залежи глины, песка и гальки. Этот промысел был устойчив в связи с развивающимся промышленным и жилищным строительством.

В Великом существовали обувные и кожевенные производства. Первые сохранившиеся упоминания об обувном мастерстве великосёлов относятся к 1844 году, к тому времени, когда здесь стали устраиваться Ярославские выставки сельских производителей.

С 1870-ых обувное производство бурно развивается. Крестьянская обувь – сапоги, башмаки женские и детские всё больше появляются на базарах волостных сёл и на рынках городов Ярославля и Ростова. В начале XX века производством кожаной обуви в Великом было занято до 3/4 всех хозяйств.

Наравне с развитием обувного производства и с возрастающим спросом кустарей-сапожников на кожевенные товары, в Великом начинает развиваться кожевенное производство. Наиболее крупными торговцами и кожевенными промышленниками Великого были Бутиковы и Моругины.

В начале XX века в Великом открылась паровая ватная фабрика М.А. Латышева. Это была единственная ватная фабрика во всей Ярославской губернии.

С давнего времени в Великом развивается швейное ремесло. Портные и портнихи выполняли всевозможные заказы. Шили верхнюю одежду, костюмы, платья, нижнее бельё, головные уборы.

Ремесленники работали в одиночку и семьями в своих домах. Затем начали появляться частные мастерские и артели с наёмной рабочей силой.

В селе значительные площади отводились под сады, и Великое представляло собой явление исключительное для всей Ярославской губернии, где садоводством почти не занимались. В одном из справочников Ярославской губернии написано так: «Старинное торгово-промышленное село Великое утопает в садах. Они занимают площадь в 27,6 десятин усадебной земли». Сбыт продуктов садоводства производился самими садоводами на рынках города Ярославля или приезжим скупщикам, которые на месте покупали по дешевым ценами подводами отправляли для перепродажи на места сбыта.12

В конце XIX века Великое приобрело законченный вид, сохранившийся до наших дней, и походило на приличный уездный городок. 13


Великое в судьбах известных людей.

1. Трёхдневное пребывание Михаила Романова в Великом.

Находясь на бойком перекрёстке транспортных связей, Великое являлось иногда пристанищем русских царей. Так, в 1613 года, направляясь из Ипатьевского монастыря (Кострома) в Москву на царский престол, в Великом останавливался Михаил Фёдорович Романов (12 (22) июля 1596 – 13 (23) июля 1645), русский царь с 1613, первый из династии Романовых. В селе он имел трёхдневное пребывание. В письме к своему отцу – Филарету он писал: «А произволили есмя в селе Великом простоять три дня, льгота нашим людям и для угожева места, а похотели есмя потешится в полях». (рис 6).

Михаил Романов принадлежал к старомосковскому нетитулованному боярскому роду, занимавшему видное положение при великокняжеском, а затем царском дворе. Отец его, Фёдор Никитич (в последующем патриарх Филарет), был двоюродным братом царя Фёдора Иоанновича, мать, Мария (Ксения) Ивановна, происходила из незнатной семьи костромских дворян Шестовых. Отец и мать в 1601 были насильственно пострижены Борисом Годуновым в монахи. В 1605 Михаил Фёдорович был пожалован в стольники, а его отец инок Филарет стал Ростовским митрополитом. На Земском соборе, открывшемся в Москве в январе 1613, был поставлен вопрос об избрании царя. Кандидатура Михаила Фёдоровича по инициативе и под давлением «вольного казачества», получила предварительное одобрение, подтверждённое затем в городах.

21 марта 1613 года он прибывает из Костромы в Ярославль. Государь вместе с матерью, инокинею Марией Ивановной, направлялся в Москву, но весенняя распутица задержала их. Страшное бездорожье, безлошадье, разлив рек делали их путешествие, которое при других условиях было бы прогулкой, невыносимым мучением. Государь с матерью избрали местом своего пребывания Спасский монастырь, где жили с 21 марта по 16 апреля. Таким образом, в Ярославле Михаил Фёдорович пробыл почти месяц. Здесь он отпраздновал Пасху. Именно из монастыря была послана в Москву 23 марта первая грамота, извещавшая Земский Собор о согласии Михаила Романова на принятие царского венца.

6 апреля, после благословления от архимандрита Феофила, они отправились в Москву. Прибыв в Москву, царь дал несколько указов, улучшавших положение Спасского монастыря, заметно подорванное в годы Смуты. 14

Летом 1619 из польского плена вернулся отец Михаила Федоровича, Филарет. Поставленный на патриаршество, он стал соправителем сына, а по существу возглавил правительство. Михаил Федорович охотно уступил ему первенство: в отличие от отца он не обладал ни государственным умом, ни деятельной волей, постоянно нуждался в опоре и опеке. 15

С возвращением патриарха Филарета резко упало влияние придворных группировок, которые, пользуясь слабостью царя, реализовывали своекорыстные цели. Преодоление последствий смуты требовало укрепления государственной власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила дальнейшее развитие приказная система. После смерти Филарета (1633) Михаил Федорович стал править самостоятельно, опираясь на узкий круг доверенных лиц-свойственников, в руках которых было сосредоточено руководство главными приказами (князь И. Б. Черкасский, боярин Ф. И. Шереметьев)

В немногих дошедших источниках Михаил Романович предстаёт как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к богомольным походам по монастырям. Любимое его занятие – охота, «звериные ловли». Возможно, именно этим он и занимался в окрестностях Великого во время своего трехдневного пребывания.


2. Пётр Ι в Ярославском крае. Его пребывание в Великом.

Помимо памятников церковной архитектуры в Великом сохранился уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII-первой половины XIX века. Пожалуй, нигде больше во всей европейской части России нет равного ему по цельности и архитектурной выразительности. Особенно хорошо сохранила прежний облик улица Ярославская. Здесь что ни дом, то памятник архитектуры. Во всём видна какая-то патриархальность. (рис 7)

Особого внимания заслуживает дом №14, нарядный, с высокими барочными наличниками, межэтажным пояском и рустованными угловыми лопатками. Это дом бывшего купца Носова, а, возможно, хоромы самого Аникиты Репнина, так как возраст постройки не менее трех веков. 16

Интересен и дом №18 по этой же улице Ярославской, в котором, по преданию, останавливался Пётр Ι, шесть раз посещавший Ярославль.

Пётр Ι (30 мая (9июня)1672 – 28 января (8 февраля) 1725), российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.(рис. 8)

Лишившись в 1676 отца, Пётр до десяти лет воспитывался под присмотром старшего брата царя Фёдора Алексеевича, который выбрал для него в учителя подьячего Никиту Зотова, обучавшего мальчика грамоте. Когда в 1682 Фёдор умер, престол должен был наследовать Иван Алексеевич, но, поскольку он отличался слабым здоровьем, сторонники Нарышкиных провозгласили царём Петра. Однако Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, с этим не смирились и спровоцировали стрелецкий бунт, во время которого десятилетний Пётр стал свидетелем жестокой расправы над близкими ему людьми. Эти события оставили в памяти мальчика неизгладимый след, отразившись и на его психическом здоровье, и на мировоззрении. Результатом бунта был политический компромисс: на трон были возведены вместе Иван и Петр, а правительницей названа старшая сестра Софья Алексеевна. С этого времени Петр с матерью жили в основном в сёлах Преображенском и Измайлове, являясь в Кремль лишь для участия в официальных церемониях, а их отношения с Софьей становились всё более враждебными.

В Измайлове Петр обнаружил старый английский бот, который по его приказу отремонтировали и опробовали на р. Яузе. Попав в Немецкую слободу, познакомился с европейским бытом, испытал первые сердечные увлечения и завёл друзей среди иноземных купцов. Постепенно вокруг Петра сложилась компания приятелей, с которой он проводил всё свободное время. В августе 1689, когда до него дошёл слух о подготовке Софьей нового стрелецкого бунта, он бежал в Троице-Сергиев монастырь, куда к нему прибыли из Москвы верные полки и друзья, в числе которых первым был его друг и сподвижник Аникита Репнин. Софья была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Во второй половине XVII века Россия пережила глубокий кризис, связанный с социально-экономическим отставанием от передовых стран Европы. Петр с его энергией, пытливостью, интересом ко всему новому оказался человеком, способным решить стоявшие перед страной проблемы. Петра привлекали морские забавы, и он надолго уезжал Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей.

По возвращении из Великого посольства Пётр окончательно порвал с нелюбимой первой женой Е.Лопухиной. Впоследствии он сошёлся с пленной латышкой Мартой Скавронской (будущая императрица Екатерина Ι), с которой венчался в 1712г. Она родила ему нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета (будущая императрица Елизавета Петровна). Петр, по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1724г. короновал её императорской короной, намереваясь завещать ей престол. Не складывались и отношения царя с сыном от первого брака, царевичем Алексеем Петровичем, который погиб при не до конца выясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости в 1718г. Реформы Петра Великого, преследовавшие цели общегосударственного масштаба, повлекли за собой и изменение ситуации в российской провинции. Не стал исключением и Ярославский край. Произошедшие перемены, оказали как позитивное, так и негативное влияние на развитие нашего региона.

При Петре Ι страна была разделена на 8 губерний. По Указу от 18 декабря 1708 года Ярославский край оказался разделённым между Московской и Ингермандланской (Санкт-Петербургской) губерниями. Перестройка органов местного управления привела к созданию новых органов местной администрации – надворного суда и магистрата .

Петр Ι отчётливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы.

За первую четверть века стараниями Петра и его сподвижников выросла мануфактурная промышленность, и совсем неслучайно одним из её центров стал Ярославль. Для этого существовал ряд предпосылок: 1) капиталы, необходимые для открытия предприятий, уже были накоплены ярославскими купцами в сфере торговли. 2) в Ярославле были кадры рабочих для будущей мануфактурной промышленности. 3) исключительно выгодное географическое положение города, а также устоявшиеся торговые связи.

В Ярославле в конце XVII века – первой четверти XVIII века появляются первые государственные предприятия.

Государев шляпный двор был основан до 1695 года. Здесь выполнялись в основном государственные заказы для регулярной армии.

Суконный двор предназначался для «снимания с овчин шерсти и суконного дела».

Оружейный двор был построен в 1710 – 1711 годах по приказу Петра Ι. Основой для его устройства послужило хорошо развитое местное кузнечное производство, существовавшее в городе с давних времён.

В Ярославль «определено было перевесть некоторое число тульских кузнецов».

Однако в 1711 году в Ярославле произошёл огромный пожар, который охватил слободы, посад и Кремль. В его огне сгорели все казённые предприятия, основанные по инициативе Петра Ι. Было принято решение их не восстанавливать. Оставшиеся нетронутыми огнём дома для рабочих было велено продать, а определённых к переселению казённых тульских кузнецов оставить дома.

Из его поля зрения не ушло и ремесленное производство.

Петр Ι неоднократно бывал в Ярославле, поэтому был знаком со многими ремёслами и промыслами посадских людей. По мнению ряда исследователей, его внимание привлёк так называемый «ситный» хлеб, выпекавшийся ярославскими мастерами – жителями Калашной слободы.

Регулярной Российской армии и флоту для пошива обмундирования необходимо было высокого качества сукно. Первоначально оно выписывалось из-за границы, но постепенно Петр Ι начал заводить свои суконные фабрики и обратил внимание на качество поставляемой шерсти. Это заставило его задуматься о состоянии отечественного овцеводства. В петровские времена в России были выведены новые породы овец, в том числе и романовская порода, получившая широкую известность. Изделия из шерсти этих овец славились своей долговечностью и особенно тёплым и красивым мехом.

Петр Ι стремился получить для России выход к морям и создать сильный флот, что укрепило бы её положение на внешнеполитической арене. Эту идею он начал реализовывать ещё в детстве. Одним из мест, хранящих память о трудах Петра по основанию Российского флота, является Плещеево озеро, на берегах которого расположен город Переславль-Залесский.

Работа по строительству кораблей велась всю зиму с тем, чтобы к вскрытию озера корабли были уже готовы. Сам Петр лично вникал во все детали постройки судов: приглядывался, расспрашивал, самостоятельно пробовал изготовлять под руководством мастеров различные корабельные детали. Плещеево озеро по праву должно быть названо родиной русского флота. Именно здесь были заложены основы отечественного кораблестроения.

После основания новой северной столицы главным портом внешней торговли вместо Архангельска становится Петербург, а изменённые торговые пути идут преимущественно мимо Ярославля. Это привело в самое короткое время к резкому сокращению торговли Архангельска, а вместе с ним – и Ярославля.

Крайне негативное влияние на развитие нашего края имел указ Петра, по которому из Ярославля и других мест в новую столицу было насильственно переселено на постоянное место жительства большое число жителей, в результате чего город и край обезлюдили.

Сохранились любопытные свидетельства о том сопротивлении, которое оказывали ярославцы нововведениям Петра. По свидетельству многих дореволюционных краеведов, несмотря на все усилия Петра Алексеевича изменить старые русские одежды, они ещё довольно долго сохранялись в народе, причём не только в XVIII, но даже и в XIX столетии. В подтверждение приводится документ, где говорится, что «в городе Ярославле в немецком платье ходят и бороды бреют не многие». По свидетельству другого документа XVIII века, «ярославцы жили семьями и весьма редко, даже именитое купечество, посещали публичные собрания, как мужчины, так и женщины». И это в то время, когда в моду входили знаменитые Петровские ассамблеи.

Петр Алексеевич провёл ряд мероприятий по совершенствованию почтовой связи. Прежде всего, необходимо отметить открытие большого количества новых почтовых трактов. В худшую сторону при Петре Ι изменилась жизнь ямщиков. По всей России они жаловались на то, что воеводы и гонцы злоупотребляют своими правами на ямские подводы: «ездят дальше на них, чем бы следовало, и возят такие тяжёлые воза, что лошади ямские с «пересаду» попадали». В соответствии с указом 1716 года Петр Ι пытался исправить подобное положение. С этого времени должностные лица могли брать ямщиков только для проезда, а не для перевозки клади и должны были платить им по 1 копейке за подводу с версты. Всех, кто не соглашался на это из числа чиновников, велено было брать под караул, а наиболее знатных особ записывать и имена их сообщать в Ямскую канцелярию. 17

Армия и флот требовали не только людских ресурсов и денег, собираемых у населения, но и соответствующей материальной базы. Полотно, в частности нужно было для изготовления корабельных парусов, палаток, формы, поэтому требовались холсты определённого, стандартного размера. Чтобы вынудить производить именно такие полотна, Петр запрещает выпуск домотканых холстов, если они не отвечают заложенным стандартам. В Ярославской губернии ещё с древнейших времён были хорошо развиты традиции домоткачества. В сёлах, деревнях существовали различные по размеру ткацкие станы, которые выпускали и неодинаковых размеров полотно. Поэтому после указа Петра многие крестьяне не смогли перестроиться на изготовление таких холстов, требовавших приобретения новых станов, которые стоили порой дороже одной коровы. Это привело к тому, что крестьяне вынуждены были прекратить занятия ткачеством, что стало причиной сокращения и прекращения выработки домотканого полотна, а также разорения крестьянства.

Именно при Петре Ι усиливается нажим государства, что приводит к медленному угасанию творческого порыва в культуре края XVII века. Продолжают строиться церкви, резчики создают иконостасы, живописцы расписывают храмы, но уже не в прежних формах, а главное – у прежде зажиточных ярославцев теперь уже нет тех свободных капиталов, которые можно было бы направить на строительство храмов.

В результате реформ Петра изменилась роль в гражданском обществе дворянства, которое в середине XVIII века становится ведущей культурной силой в России. Дворянам вменялись в обязанность не только военно-административная служба, но и служение разуму, просвещению. Известно высказывание Петра по этому поводу: «Знатное дворянство по годности считать. Я почитаю заслугами своими, доставивших себе знатность и уважая их потомков, каковы Репнины и им подобные; но однако же, из потомков знатных родов заслуживает презрение моё, чьё поведение не соответствует предков их; и дурак сноснее в моих глазах из низкого роду, нежели их знатнага».18

По мнению местных краеведов, Петр Великий, как было замечено ранее, останавливался в Великом, в доме №18 по улице Ярославской.(рис 9)

Низкий первый этаж с толстыми, «крепостными» стенами и маленькими окнами, над которыми нависают плоские тяжеловатые наличники, напоминает о гражданских постройках XVII столетия. В северо-восточном углу помещалась кладовая, вход в которую был защищён сохранившейся и доныне тяжёлой кованой дверью. Такие «бронированные» комнаты в угловых частях первого этажа есть и в некоторых других домах села. Встречается эта деталь и в старых домах других ярославских промысловых сёл. Здесь, в этой надёжной «палате», купцы и скупщики хранили свои товары. 19

Существует и такая точка зрения: якобы в доме №18, а не в доме №14 по улице Ярославской жил Аникита Иванович Репнин, один из бывших владельцев села, и Петр приезжал для того, чтобы навестить его. 20

Бытует мнение, что доказательством того, что Петр 1 бывал в селе Великое, является некий свиток, который был составлен одним из приближённых царя во время его посещения села. Но до сих пор местонахождение свитка не установлено, не установлено и то, существовал ли он вообще. 21

Впрочем, великоселам есть, за что и упрекнуть Петра: учрежденный им московско-архангельский тракт прошел через Шопшу, оставив Великое в стороне. И сам император, как свидетельствуют документы, возвращаясь из Вологды в Москву в 1723 году, предпочел уже ехать не через Великое, а через Шопшу.






оставить комментарий
страница1/3
Дата12.10.2011
Размер0,54 Mb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх