А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор icon

А. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор


Смотрите также:
Учебное пособие 12. 12. 00...
Йозеф Оллерберг немецкий снайпер на восточном фронте 1942-1945...
М. Л. Энтин (руководитель проекта, ответственный редактор), М. Е. Юрьев...
М. Л. Энтин (руководитель проекта, ответственный редактор), М. Е. Юрьев...
Проницательность и мудрость для достижения полноты жизни...
Владимир Леви
Д. А. Редин, Ю. Н. Смирнов, В. Д. Соловьев, А. А. Солодов, С. В. Филиппов Главный редактор В. Д...
Д. А. Редин, Ю. Н. Смирнов, В. Д. Соловьев, А. А. Солодов, С. В. Филиппов Главный редактор В. Д...
Н. Н. Карнаухов Редакционная коллегия...
А. С. Панарин (введение, разд. I, гл. 1-4) (ответственный редактор); профессор...
А. С. Панарин (введение, разд. I, гл. 1-4) (ответственный редактор); профессор...
Владимир Леви



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
скачать
В. Ботт

Антропософская медицина

DOCTEUR VICTOR BOTT

MEDECINE ANTHROPOSOPHIQUE

T. 1 UN élargissement de l'art de guérir (1972)

T. 2 Planètes et métaux (1976)

Изд-во «Triades» 4,

улица Grande-Chamiere

Paris-6e 1976 г.

Перевод с французского под редакцией

к.м.н. В.А.Сергеева,

А.А.Локтева

Ответственный редактор к. м. н. Д. В. Кошечкин


Ботт, Виктор

Б 86 Антропософская медицина / Виктор Ботт; [пер. с фр. под ред. к. м. н. В. А. Сергеева, А. А. Локтева]; Междунар. последип-лом. мед. образование для врачей и студентов-медиков.— Санкт-Петербург: Деметра, 2005. — 448

ISBN 5-94459-012-2

Автор книги — Виктор Ботт (1918—1996) — выдающийся врач и общественный деятель — всю свою жизнь посвятивший изучению и развитию антропософской медицины во Франции. Итогом этой многолетней работы стал двухтомный труд, опубликованный в Париже в 70-е годы и переведенный впоследствии на многие языки мира. Неординарный взгляд на физиологию, патологию и терапию, огромный клинический опыт автора делает эту работу интересным и полезным изданием для врачей, изучающих и практикующих антропософскую медицину, гомеопатию и фитотерапию.

ББК 53.58

© Ботт В., 2005
5-94459-012-2 © Деметра, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Том 1. РАСШИРЕНИЕ ИСКУССТВА ВРАЧЕВАНИЯ

Введение 13

Часть первая.

^ ЧЕЛОВЕК В СВЕТЕ АНТРОПОСОФИИ 17

Глава 1. Четыре составляющих элемента человека 19

Вопросы, поставленные жизнью. Законы минерального мира не объясняют жизнь. Проявление эфирных сил. Чувствительная кристаллизация. Жизнь животная. Процесс интериоризации у животных. Психическое или астральное тело. Опыт Каррела. Вертикальное положение. Речь и мышление. Индивидуальное Я. Человек и свобода. Человеческая индивидуальность. Связь между четырьмя элементами.

Глава 2. Человеческая триада 31

^ Трехчленность человека. Физиологический аспект полярности. Обобщенное понятие трехчлен-ности. Сложность человеческого существа. Взаимодействие двух полюсов. Экспериментальные подтверждения. Полюс жизни и полюс смерти. Метаморфоза эфирных сил в мышление. Две стороны, процесса питания. Связи астрального тела и организма. Как действуют астральное тело и «Я». Противостояние между сознанием и жизнью.

Глава 3. Здоровье и болезнь 41

^ Сознание и болезнь. Смещение нейросенсорных процессов к нижнему полюсу. Резонанс физического тела. Здоровье — неустойчивое равновесие. Смещение к верхнему полюсу. Последствия слишком ранней интеллектуализации. Ложные симптомы. Инверсия тенденций во времени. Поиск причин заболевания. Необходимо лечить причину, а не симптомы. Пример: пневмония. Воспитание мышления. Значение психических факторов.


Глава 4. Истерия и неврастения 48

^ Члены существа на нижнем и верхнем полюсах. Влияние верхнего комплекса на организм, Истерическая тенденция. Неврастеническая тенденция. Проявление этих тенденций. Мигрень. Как справиться с начинающейся мигренью. Опасность анальгетиков. Основное лечение мигрени. Разнообразие реакций организма. Склероз. Три плана патологических проявлений. Терапевтические доказательства. Опасность схематизации. Лечение истерии. Случаи альбуминурии. Лечение неврастении. Лечение судорог. Серебро и фосфор.

Глава 5. Сон и бодрстование 61

^ Бессонница: актуальная болезнь. Ритм сна. «Я» и астральное тело во время сна. Почему мы спим? Причины бессонницы. Необходимость углубленного распроса. Лечение бессонниц. Роль холода. Факторы пищеварения. Неврастеническая бессонница и ее лечение. Истерическая бессонница и ее лечение. Обманчивые представления о снотворных средствах. Лечение детской и старческой бессонницы. Бессонница и материализм.

Глава 6. Воспаление и склероз 73

^ Признаки воспаления. Связи с основными элементами. Лихорадка и воспаление. Старение и затвердение. Процессы сознания причины старения. Полярность между воспалением и склерозом. Apis и Belladonna. Почему растение ядовито? Астральный процесс в белладонне. Белладонна и воспаление. Лечение воспалений. Контроль за лихорадкой. Как действуют антибиотики. Склероз. Процессы березы. Терапевтическое применение. Свинец и склероз.

Часть вторая.

^ ЭТАПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 85

Глава 7. От рождения до семи лет 87

Человек и богатство возможностей. Развитие по семилетиям. Наследственность и индивидуальность. Пропорции тела новорожденного. Роль головы. Силы роста и подражание. Значение окружающей среды. Вскармливание. Рост и состав молока. Пищеварение у грудного ребенка. Мясо и яйца. Пищеварительный полюс и движущая сила. Положение стоя и первые шаги. Речь. Мысль. Появление первых зубов. Появление «Я». Пропорции тела к семи годам. Предрасположенность к болезням. Рахит. Витамин D. Лечение рахита и его профилактика. Большие и маленькие головы. Скарлатина и корь. Лечение кори. Лечение скарлатины. Коклюш. Эмоциональный фактор в коклюше. Лечение коклюша.

Глава 8. От семи до четырнадцати лет 105

^ Метаморфоза эфирных сил. Дислексия и трудности в понимании прочитанного. Необходимость в умеренной интеллектуальной активности. Развитие эмоциональности. Эмоциональность до семи лет. Воспитание эмоциональности. «Я» к девятому году. Движение и сознание. Хорея или пляска Святого Витта. Лечение хореи. Болезнь Буйо и ее лечение. Сколиоз и кифоз Предупреждение и лечение сколиозов. Ломка голоса.

Глава 9. От четырнадцати до двадцати одного года 116

^ Рождение астрального тела. Человек и животное. Хлороз и его лечение. Туберкулез. Предрасположенность к туберкулезу легких. Роль света. Лечение туберкулеза легких. Рождение «Я».

Часть третья.

^ ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫХ ОРГАНА 123

Глава 10. Легкое 126

Легкое — орган земли. Астма. Астма и туберкулез. Астма и экссудативный диатез. Астма и бронхит. Лечение астмы. Сенная лихорадка и аллергия. Лечение сенного насморка. Различие между сенной лихорадкой и астмой. Роль легкого в душевной деятельности. Меланхолический темперамент. Связь психозов с легкими. Лечение меланхолических психозов.

^ Глава 11. Печень 136

Печень орган жизни. Центр метаболизма. Полюс тепла. Расстройство водного обмена. Нарушения билиарной функции. Камни желчного пузыря. Новые медикаменты. Hepatodoron. Choleodoron. Олово. Печень и темперамент. Страх жизни. Печеночный психоз и его лечение.

Глава 12. Почки 145

^ Неполный балланс. Астральный орган. Артериальный орган. Очеловечивание белков. Почечное излучение. Недостаточность почечного излучения и ее лечение. Нарушения экскреции и их лечение. Избыток почечного излучения. Проблема соли. Отеки. Лечение избыточного почечного излучения. Хронические нефриты и их лечение. Надпочечники. Инфекционные процессы и их лечение. Почечно-каменная болезнь и ее лечение. Почки и эмоциональная жизнь. Почечный темперамент. Шизофрения. Лечение почечных психозов.

^ Глава 13. Сердце 158

Роль сердца в циркуляции. Кровь и нервы. Диастола и систола. Вариации ритма. Пульс и дыхание. Генез кардиальных нарушений. Болезни, обусловленные преобладанием метаболического полюса. Один пример. Терапия заболеваний сердца. Болезни, обусловленные преобладанием нейросенсорного полюса. И их лечение. Ритм сердца и ритм солнца. Аритмии. Болезнь Бувере. Эмоциональная тахикардия. Базедова болезнь ее лечение. Центр теплового организма. Сердце и элемент огня. Сердце и темперамент. Сердечный психоз. Сердечный невроз. Лечение сердечных неврозов и психозов. Краткий обзор терапии сердечных заболеваний. Избегая схем. Различные фобии.

Часть четвертая.

^ ИЗУЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ

ЧАСТНЫХ ПРОБЛЕМ 177

Глава 14. Проблема рака 179

Пять вопросов проблемы. Нормальный рост. Опыт Арндта. Опыт Каррела. Изменение равновесия с возрастом. Метаморфоза эфирных сил. Неполная метаморфоза. «Островки органообразования». Рак и шизофрения. Воспаление, склероз и рак. Рак: ложный орган чувств. Катастрофа формы. Анархические влияния. Психические факторы. Вопрос вирусов. Опухоль: начало последнего акта. Локальные факторы. Эксперименты Дрюкрея. Химические продукты в питании. Слабое место. Этапы заболевания. Семиология предрака. Важность ранней диагностики. Вторая и третья фазы. Продолжение развития. Лечение рака. Классические варианты лечения. Омела. Важность типа препарата. Исследования омелы. Результаты лечения Искадором. Действие на метаморфозу эфирных сил. Роль психики. Дополнительное лечение. Раннее лечение — фактор успеха. Роль педагогики в предупреждении рака.

^ Глава 15. Женский цикл 205

Менструальный цикл и «Я». Интериоризированный лунный ритм. Две фазы цикла. Патологические тенденции. События пролиферации. События деградации. Аменореи. Первичная аменорея. Аменорея, как следствие нарушения эфирных сил Лечение менорагий. Лечение гипоменоррагий. Дисменореи и их лечение. Лечение аменорей.

Глава 16. Проблема кожных заболеваний 215

^ Трехчленность кожи. Кожа нервно-чувственный орган. Метаморфизированные силы роста. Ритмические процессы. Метаболические функции. Нарушения метаболизма. Сухие дерматозы. Нарушения ритмической функции. Бородавки. Кожа и внутренние органы. Полярность между кожей и печенью. Экссудативный диатез и его лечение. Деминерализующая функция. Лечение сухих дерматозов. Лечение зуда. Лечение псориаза Угри и их лечение. Лечение микозов. Раны и ожоги и их лечение. Роль наружных средств.

Послесловие к 1-му тому 228

Примечание о фармацевтических препаратах. Алфавитный указатель.

Том 2. ПЛАНЕТЫ И МЕТАЛЛЫ

Часть пятая.

^ ФАРМАКОДИНАМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В АНТРОПОСОФИИ 231

Глава 17. Лекарство — посредник между природой и человеком 233

Человек и природные субстанции. Реакция организма на природные субстанции. Эволюция духовный процесс. Жизнь предшествует минералу. «Высветление» — фундаментальный закон эволюции. Беспрерывность на духовном плане и прерывистость на плане физическом. Степень родства между субстанциями и организмом. Организм и синтетические вещества. Возрастание сил «по мере необходимости». «Гомеопатизирующий» организм. Открытия Ганемана... и их экспериментальное подтверждение. Эксперименты Хайнца — метод биологический и физический. Троичность кривой динамизации субстанций. От весомого к невесомому. Десятичные или сотенные?

Часть шестая.

^ ПЛАНЕТЫ И МЕТАЛЛЫ 249

Глава 18. Двойной планетарный процесс 252

Познание материи. Металлы и «Я». Наши органы — «интериоризированные планеты». Планетарные сферы... и прохождение «Я» через них. Инкарнация и экскарнация.

Глава 19. Сатурн и Луна 258

^ Два потока Сатурна. Окостенение и кроветворение. Роль селезёнки. Избыток первого потока Сатурна. Сатурн и сон. Память. Склероз и мысль. Осознание «Я» и прямостояние. Селезёнка и энтузиазм. Декальцификация и лихорадка. Лунная сфера. Вечное повторение. Лунные потоки и эмбриогенез. Кожа и кожный скелет. Половая дифференцировка. Дифференциация нейро-сенсорной системы. Луна и рак. Избыток второго лунного потока.

Глава 20. Юпитер и Меркурий 271

^ Юпитер скульптор. Между растворением и коагуляцией. Форма и движение. Чтение как обращение к чувству движения. Избыток формообразующего процесса. Спазмы и судороги. Циррозы. Усиление движения и растворение формы. Движение и метаболизм. Гидроцефалия. Психические симптомы. Полярность «Юпитер-Меркурий». Меркуриальная подвижность. Рождение формы из недр потока. Наши органы — обездвиженные вихри. Юпитерианские и меркуриальные формы. Источник юмора. Легкое — меркуриальный орган. Логорея и астма. Застои.

Глава 21. Марс и Венера 286

Марс — планета направленной активности. ^ Марс, звук и слово. Инструмент «Я». Звуковой или химический эфир. Гепатит. Заикание, аллергия и ярость. Избыток первого потока Марса. Apec и Гефест. Говорить и слушать. Венозное кровообращение. Выработка и создание запасов. Принцип экономии. Венера и сосредоточенность. Ассимиляция, секреция и экскреция. Инверсия суточного ритма. Почка орган Венеры. Избыток и недостаточность второго потока Венеры. Психическая симптоматика.

^ Глава 22. Солнце 299

Место Солнца в геоцентрической системе. Сердце планетарного организма. Материализация и одухотворение. Трудности инкарнации. Избыток первого солнечного потока. Уход от реальности. Живое равновесие.

Часть седьмая.

^ СЕМЬ ГЛАВНЫХ МЕТАЛЛОВ 305

Глава 23. Расположение планет и металлов 307

Исторический обзор. Новый импульс. Как классифицировать металлы. Небесная гармония и физические свойства. Дни недели. Тепло- и электропроводность. Реакция металлов на тепло. Отражающая способность. Химические свойства. Другие полярности.

Глава 24. Свинец 317

^ Свинец и тяжесть. Свинец и звук. Свинец и ионизирующие излучения. Свинец и тепло. Химические свойства. Пограничная функция. Естественное состояние. Металл Запада. Латентный сатурнизм. Хронический сатурнизм. Мумификация свинцом. Действие динамизированного свинца. Показания для терапии свинцом. Свинец при слабоумии. Свинец и шизофрения. Алкоголизм и «minium». Лечение костных дистрофий. Остеопороз и артериосклероз. Акселерация и минерализация. Эпилепсия. Свинец и мёд. Высокие динамизации. Лечение артериосклероза. Свинец при бессоннице и анемиях. Антидот — серебро.

^ Глава 25. Серебро 335

Принц света. Серебро и свинец. Серебро и кислород. Серебро и звук. Благородный металл. Химическое сродство. Тенденция к жизни. Естественное состояние. Действие на организм. Сродство к коже. Антидот — Сатурн. Лечение поражений генитальной сферы. Лекарство при избыточной минерализации. Гастродуоденальные язвы. Дисгармонии между физическим и эфирным... и их лечение. Серебро при истерии. Галлюцинации. Регуляция водного организма. Значение лихорадки и контроль за ней. Показания для Argenîum nitricum.

^ Глава 26. Олово 347

Пара олово ртуть. Металл со странным поведением. Реакция на тепло и холод. Олово и свинец. Парадоксальный металл. Химические свойства. Минерал олова касситерит. География олова. Использование олова. Краткий экскурс в лингвистику. Между твёрдым и жидким. Олово при депрессиях. Олово и кистозные образования. Лечение гидроцефалии. Stannum при выпотах. Лечение артроза. Касситерит лекарство для лечения скарлатины.

^ Глава 27. Ртуть 357

Процесс «MERCUR». Клетка, капля... и жизнь. Полярность «ртуть — олово». Химические свойства. Каломель и сулема. Киноварь. Естественное состояние. «Европейский* металл. Роль посредника. Вездесущность ртути. Ртутная интоксикация. Роль меркуриальных сил в организме. Металл и планетарные потоки. Лечение аденоидов. Киноварь и ангины. Дифтерия. Воспаления и уплотнения желез. Лечение паротита. Застой жёлчи. Острый нефрит. Меркурий и психические расстройства. Педагогика — тот же меркурий. Меркурий при «истерических» заболеваниях. Бронхит и киноварь. Возбуждение и мания.

^ Глава 28. Железо 375

Железо и человеческий труд. Сталь. Завоевание земли и господство людей. Рабство и свобода. Земной металл. Роль Марса. Географическое распределение месторождений. Четыре основные руды. Минерал родом из жизни. Железо и кислород. Магнетит. Гидраты железа. Карбонаты железа. Метеорное железо. Железный дождь. Антитоксическая роль железа. Дыхательная функция железа. Гемоглобин и хлорофилл. Железный крест. Железо в организме. Железо и инкарнация. Сродство к кислороду. Магнетизм. Исцеляющие силы железа. Изменения содержания железа в крови с возрастом. Роль железа в нейросенсорном полюсе... и в полюсе метаболизма. Тепло и воля. Сульфат железа и избыток альбуминизации. Пневмонии и бронхиты. Железо при туберкулезе. Железо при вы-здоравлении. Укрепление нервной системы. Levico и показания к его применению. Железо и жёлчная функция. Лечение заикания. Блондины больше нуждаются в железе, чем брюнеты. Железо и психические расстройства.

^ Глава 29. Медь 401

Обольщение медью. Красота расцветок. Полярность «медь — железо». Медь и железо идут рука об руку. Разнообразие химического сродства. Главные руды. География меди. Медь в растительном царстве... и в царстве животном. Медь в организме. Токсичность меди. Болезнь Вильсона(Wilson). Медь и ассимиляция. Лекарство при абдоминальном туберкулезе. Обогреватель. Медь и анемии. Медь и венозное кровообращение. Спазмолитик. Медь и почки. Медь и гипертиреоз.

Глава 30. Золото 417

^ Металл Солнца. Полярность — «свет — тяжесть». Золото аристократ. Самородки и золотой песок. Металл африканского района. Металл вершины и середины. Золото и цивилизации. Расколдовать золото. Токсичность. Два солнечных потока. Равновесие ртути и равновесие золота. Напоминание процесса инкарнации. Между схематизмом и неопределенностью. Выбор различных динамизации. Психические симтомы золота. Золото и экссудативный диатез. Чрезмерная материализация организма. Восстановление гармонии. Между Люцифером и Ариманом.

БИБЛИОГРАФИЯ 434

УКАЗАТЕЛЬ 437


Том 1.

^ РАСШИРЕНИЕ ИСКУССТВА ВРАЧЕВАНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

«Пусть никакие дороги к добру не будут заказаны».

Александр Солженицын

Искусство врачевания разных эпох всегда было отражением представлений человека о самом себе. Так и наша современная медицина сформировалась под мощным влиянием материалистического мышления XIX века. В медицине и сегодня господствует тенденция рассматривать человеческое тело как пробирку, в которой все протекает так же, как в лаборатории. Но врач, стоящий у изголовья больного, знает, насколько часто такой подход оказывается далеким от реальной жизни. В результате врачи-практики испытывают в большей или меньшей степени неудовлетворенность своей деятельностью из-за невозможности быть на высоте своего предназначения.

Не свидетельство ли это того, что современные знания о человеке являются неточными или не совсем полными? Не следует ли все вновь и вновь пересматривать наши традиционные взгляды, углубляя и расширяя их, чтобы создавать медицину, основанную на более полных представлениях о человеческом существе, соответствующих его многослойной телесной, душевной и духовной реальности?

Новейший углубленный анализ человеческого бытия был дан на заре XX столетия Рудольфом Штейнером, основателем Антропософии. Практические результаты, достигнутые его последователями в самых разных областях, таких как сельское хозяйство, педагогика, медицина, могут свидетельствовать о правильности пути, по которому он шел. Антропософия является направлением, методом познания, которому свойственны такая же точность и строгость доказательств, как и в других, чисто научных исследованиях.

Тот, кто начинает изучать Антропософию, бывает удивлен тем, что она устанавливает связи между, казалось бы, далекими дисциплинами. Разве не кажется странным, например, что может существовать что-то общее между геологией нашей планеты и медициной. Тем не менее, если начинаешь понимать, что эволюция Земли и Человека неотделимы, тогда понимаешь и то, почему некоторые горные породы могут стать основой лекарств для больных органов человека, эволюционно возникавших примерно в одно время с появлением этих пород, — мы покажем это на примерах. Наше образование — иной раз хочется назвать его антиобразованием — обслуживает мощный технический прогресс, который мы испытываем на самих себе, но это образование создает препятствия истинному познанию Человека и окружающего его Мира. Имея привычку со школьной скамьи думать либо физически, либо химически, либо математически, мы утрачиваем способность непредвзято рассматривать иные области познания, нежели те, где все решают вес, мера и число. Заявлять, что эти другие области, недоступные сегодня для нашего восприятия, просто не существуют, столь же не обоснованно, как и слепая вера в обратное. Современный человек западной культуры с его материалистическим сознанием далек от веры в мир метафизики, хотя материализм — тоже своеобразная вера, вера в ограниченность мира тем, что либо доступно нашим непосредственным ощущениям, либо может быть изучено методами точных наук. При этом забывают, что применение таких методов к изучению одного только физического мира на самом деле уводит нас от поставленной задачи, поскольку человек во всем многообразии его проявлений никак не может быть сведен к весу, мере и числу. И прежде всего не сводимо к материальным процессам само мышление — главный инструмент современного научного познания. Сверхчувственный характер мышления подтверждается простейшим образом, поскольку мышление может не только обращаться к восприятиям чувственного внешнего мира, но и мыслить о самом себе. Другими словами, мышление можно строго научно изучать с помощью самого же мышления. Это путь, которым шел Р. Штейнер в своем труде «Философия Свободы».

Он показал, что существуют другие пути точного познания, и подробно описал их. Кроме того он изложил результаты своих исследований сверхчувственного, которые свидетельствуют о том, что человеческое существо и в строго научном смысле не может считаться одним лишь телом, но — органичным триединством духа, души и тела. Творческое наследие Р. Штейнера включает, помимо нескольких десятков книг, около шести тысяч лекций, большинство из которых было при его жизни застенографировано и значительное число опубликовано.

По одной вводной книге об антропософской медицине невозможно глубоко изучить саму Антропософию, поэтому некоторые понятия могут показаться неподготовленному читателю догматизированными. Ему, возможно, придется обратиться к другим произведениям по Антропософии, часть которых переведена и на французский язык. И все же я излагал материал в манере, доступной для всех. Вместе с тем хочу заметить, что объективный критический анализ этого произведения может основываться только на серьезном знании самого предмета, то есть Антропософии. Антропософия опирается на уважение свободы мысли, что часто повторял Рудольф Штейнер, не требуя от нас брать ничего на веру, наоборот, приглашая все проверять. Можно добавить, что и через сорок пять лет после его смерти проверка истинности Антропософии давала позитивные результаты. Вот один из примеров. На лекции, которую Рудольф Штейнер читал 3 июля 1924 года, он утверждал, говоря о горных породах на Луне, что они отличаются по своему минеральному строению от земных и содержат стеклянные брызги. В то время не было ни ракет, ни космонавтов, и это открытие Штейнера могло быть сделано только духовным путем. Сколько ученых еще несколько месяцев назад с улыбкой отнеслись бы к этому утверждению Штейнера! Но космонавты «Аппо-лона-11» и «Апполона-12» сообщили о лунных скалах, содержащих стеклянные шарики, происхождение которых пока никто не объяснил. «Случай!» — скажут скептики. Но когда шаг за шагом различные утверждения Штейнера после их эмпирической проверки оказываются правдой, мы уже не вправе во всем винить голый случай.

Когда я сам начинал лечить больных, используя открытия антропософской медицины, я чувствовал себя иной раз неуверенно. Тогда я обращался за помощью к доктору Марти из Базеля, который имел уже большой практический опыт и которому я с благодарностью посвящаю эту книгу. Он мне говорил: «Вперед! Смелее!» Что я и делал, стремясь уделить больше времени и внимания каждому больному. Сначала приятным сюрпризом, а позднее и убеждением, стало для меня то, что не было такого больного, которому хотя бы чем-то не удавалось помочь.

Я писал эту книгу с желанием разделить свою уверенность в успехе с теми врачами, которые испытывают неудовлетворенность традиционными подходами «университетской медицины». Я хотел дать им необходимые начальные сведения, которые бы позволили и им пойти по дороге, которой шел я.

Февраль, 1970 г. В. Б.

^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ЧЕЛОВЕК

В СВЕТЕ

АНТРОПОСОФИИ

ВСТУПЛЕНИЕ

Мы не сможем постичь человеческое существо, если будем рассматривать его только в материальном аспекте. Лишь рассматривая его как совокупность тела, души и духа, мы сможем получить достаточно полное представление о человеке. Но и само тело человека состоит из двух частей: одной, имеющей вес и принадлежащей пространству, и другой, делающей из него живое, вечно изменяющееся существо. Эта другая часть принадлежит времени. Учитывая эти две компоненты, мы различим в человеке уже четыре части, которые мы будем называть «составляющие элементы».

Другой аспект изучения человеческого существа, учитывающий как видимые формы, так и их функции, позволяет выявить триады, включающие два противоположных полюса, и третью, связующую эти полюса срединную часть.

Таким образом, человек представляется как существо, состоящее одновременно из четырех элементов, если смотреть на него с одной стороны, и из трех — с другой. Для познания человеческого существа, как учит нас Антропософия, необходимо видеть различия и связи между этими двумя аспектами. Все это мы попытаемся осветить в первой части книги.

^ ГЛАВА ПЕРВАЯ

Четыре составляющих элемента человека

Вопросы, поставленные жизнью. Изучаемые нами физико-химические процессы мира неживой природы способны только уничтожать живое, но они не могут поддерживать жизнь и уж совсем не способны создать что-либо живое из неживого. С помощью жары, холода, электричества, самых различных химических реакций можно продемонстрировать процессы отмирания, разложения растения, но невозможно вдохнуть жизнь в камень. Попытки понять живое, прикладывая к нему понятия, полученные при изучении царства неживой природы, заводят нас в тупик, так как ставят вопросы, остающиеся без ответа. Мы знаем, как благодаря великим открытиям с земного шара исчезали белые пятна, и как одновременно непрерывно росло количество непознанных вопросов о живом. Множатся выводы, основанные на теориях, которые одна за другой оказываются ложными.

Законы минерального мира не объясняют жизнь. Если вместо того, чтобы продвигаться все дальше в области исчисления бесконечно малого, мы займемся всей совокупностью, всем ансамблем процессов в живых организмах; если мы, отбросив при этом многие предрассудки, живущие столь долго лишь оттого, что они облечены в наукообразную одежку, то сможем сразу же констатировать: жизнь всюду находится в противоборстве с неживой природой, она всегда противостоит тем физико-химическим процессам, которые протекают в царстве неживого.

Мир растений дает тому массу примеров. Так, кусок неживой материи, предоставленный самому себе в поле тяготения, всегда стремится упасть, чтобы занять как можно более низкое место. Живое растение, напротив, растет вверх против силы тяжести. Сок поднимается вверх по стеблю растения не благодаря осмосу, а вопреки осмосу. Смесь мертвых неорганических веществ имеет тенденцию высвободить энергию и занять, таким образом, более низкий энергетический уровень. В мире растений, наоборот, конечный энергетический уровень выше начального. Остается предположить в растениях наличие каких-то особых, довольно мощных сил. Падающее яблоко натолкнуло Ньютона на идею о гравитации, но при этом он, к сожалению, не спросил себя о не менее удивительном факте, как яблоко оказалось вверху на ветке дерева. Яблоко, которое падает, уходит из жизни и подчиняется уже только законам физики, таким как гравитация, направленная к центру Земли. Но когда яблоко было частью яблони, оно находилось под воздействием космических сил Солнца и других небесных тел, действующих в противоположном направлении. Действие этих космических сил не безразлично для типа субстанций, для места, которое они занимают в физическом мире. Эти силы порождают, сортируют, ориентируют выбранные субстанции в пространстве, придают им новые свойства, говоря шире, организуют их. И все это в соответствии с собственным, предустановленным для каждого типа планом. Эти силы являются не только фактором структурирования и роста, но также и фактором размножения. Эти силы, без которых совершенно не возможна жизнь, Антропософия называет эфирными, или формирующими силами. Их не следует путать с гипотетической «жизненной силой», о которой говорила наука XIX века и которая была только фикцией, фиговым листочком для прикрытия того, что на самом деле игнорировалось. В эфирных силах нельзя также видеть нечто общее с гипотетическим «эфиром» физиков. Эфирные, или формирующие, силы составляют для каждого живого существа, в некотором роде, второе тело, эфирное тело, теснейшим образом связанное с физическим — единственно доступным для наших органов чувств. Кажется, было бы легко возразить, что никто никогда не видел это самое эфирное тело. Но мы можем ответить, что никто и никогда не видел также электричество, магнетизм или гравитацию — силы, которые мы распознаем только по эффекту их действия. Так же всякий человек может убедиться в существовании эфирных сил по их действию. Мы не видим эфирное тело так же, как дальтоник не различает цвета. Дальтоник остается таким на всю свою жизнь. А вот духовный глаз в зародышевом состоянии есть у каждого человека, и этот глаз можно развить до той степени, чтобы воспринимать с его помощью эфирные силы и даже давать их точные описания1.

^ Проявление эфирных сил. Несмотря на то, что эфирные силы по своей природе полностью отличаются от электромагнитных, существуют схожие методы, облегчающие выявление их действий. Вы знаете, что если под листок бумаги с рассыпанными железными опилками поместить магнит, то опилки образуют на бумаге характерный рисунок, соответствующий направлениям сил магнитного поля. Так же, если в пересыщенный раствор соли добавить несколько капель вытяжки живой субстанции, то мы увидим, что выпадающие из раствора кристаллы тоже дадут определенную картинку, которая отражает не только свойства неорганической соли (в самих кристаллах), но и модификацию их действием эфирных сил изучаемой органической субстанции.

«Чувствительная кристаллизация». Этот метод был детально разработан Е. Пфайффер (Е. Pfeiffer) по предложению Рудольфа Штейнера и назван «чувствительной кристаллизацией»1. Речь идет не о количественном, а о качественном методе. Схожесть с методом визуализации магнитного поля оказывается внешней аналогией. Рисунок магнитного поля остается всегда одним и тем же, тогда как чувствительная кристаллизация дает бесконечное разнообразие картин. Но опытный наблюдатель сможет вам сказать, к какому типу принадлежит вытяжка, добавленная к раствору соли (на практике используют хлорную медь), и даже из какой части растения она взята: из корня, из листа или из цветка. Рисунок кристаллов изменяется также в зависимости от качества субстанции и позволяет отличить растения по способу выращивания. Метод чувствительной кристаллизации в применении к анализу крови человека дает важную информацию при диагностике заболеваний, так как позволяет уточнить некоторые характеристики и локализацию болезней.

Эфирные силы нуждаются в материальном носителе. Таким носителем является, по преимуществу, жидкая среда. Как только растение высыхает, эфирные силы покидают его, и оно становится мертвым. В семенах же эти силы могут оставаться в сонном состоянии в течение нескольких лет. Достаточно увлажнить семена, чтобы увидеть, как эти силы активизируются, проявляются в прорастании семени, в росте побега и в большем или меньшем структурировании растения. Вещества, получаемые из мира неживой природы, преобразуются, поднимаются в своей организации до уровня растительного мира. Они приобретают, следовательно, новые свойства, которых у них не было в мире неживой природы. С точки зрения химии никакой разницы нет, так как химический анализ обнаруживает только свойства, характерные для мира неживой природы. Между тем новые свойства, которые создаются эфирными силами, можно обнаружить, лишь используя другие, особые методы. Методы же, применяемые к миру неживой природы, здесь непригодны.

^ Жизнь животная. Растения, как мы видели, частично преодолевают силу тяжести. Животные — существа «горизонтальные», кажется, потеряли эту способность. Но это только на первый взгляд, так как растения статичны, а животные обладают свойством динамичности: они могут свободно перемещаться, прыгать, взбираться, некоторые — летать. Движение, характерное для животных, неотделимо от другого качества — чувствительности. Движение может быть вызвано страстью или страхом. Притяжение и отталкивание, или, говоря иначе, «симпатия» и «антипатия», являются теми двумя полюсами, между которыми непрерывно, в течение всей жизни, колеблется животное бытие. Такое внутреннее состояние между душевным притяжением и отталкиванием, между симпатией и антипатей1, присущее животному, внешне проявляется во всех его движениях. То, что мы называем психикой животного, является результатом более или менее длительного воздействия внешних стимулов. Неотрывную связанность психики животного и его движений хорошо понимали уже в Древнем Риме и обозначали их этимологически близкими словами: ашта1 — животное, все одушевленное, все живое, ашта — жизнь, душа, живое создание, дух. Обладать способностью двигаться может только тот, кто одушевлен, кто имеет душу. Животное есть существо одушевленное и в этом его превосходство перед растениями.

^ Процессы интериоризации у животных. Кроме того у животных мы обнаруживаем новую важнейшую способность, которой не обладают растения, а именно — инте-риоризацию. Внешняя среда становится частью животного. Это находит отражение в структуре его тела. Чтобы понять это различие, достаточно сравнить дыхательный орган растения — лист — с альвеолой легких животного. Лист окружен воздухом, который является по отношению к нему внешним фактором. В альвеоле легкого находящийся внутри нее воздух, наоборот, окружен органом; в то же время, движение проявляется в форме дыхания (рис. 1). Даже на очень ранней стадии развития эмбриона мы обнаруживаем процесс интериоризации. Когда яйцо начинает развиваться, оно образует скопление клеток, называемое морула (morula), по причине его сходства с тутовой ягодой (рис. 2). На следующей стадии клетки группируются на периферии и образуют своего рода маленький пузырь, называемый бластула (blastula). Начиная с этого момента, одна из перегородок прогибается, что означает переход к стадии гаструлы (gastrula), называемой так из-за ее сходства с формой желудка. Это углубление, которое называют инвагинацией, является типичным проявлением процесса интериоризации у животных. Растение никогда не выходит за пределы стадии бластулы.





А

Б

Рис. 1. А лист растения; Б альвеола легких.







А

Б

В

Рис. 2. А morula; Б blastula; В gastrula.

Психическое или астральное тело. Мы должны задаться вопросом, что же приводит к образованию га-струлы. Рост, размножение клеток, воспроизводство являются проявлениями эфирных сил, но при образовании гаструлы имеет место новое явление, новая сила, отличная от эфирных сил и не существующая у растений. Спровоцировав инвагинацию и образовав полость, эта сила устраивается в ней как в гнезде. У животного она образует третий элемент — двумя первыми являются физическое и эфирное тела, — который в Антропософии именуется психическим или астральным телом. Причина, по которой оно получило такое название, не может быть раскрыта в рамках данной работы. Все, что относится к миру чувств — инстинкты, желания, страсти, привязанности и отвращения, — являются выражением этого астрального тела.

Все приносимое внешним миром, интериоризируется астральным телом, а затем вновь выходит во внешний мир в форме движения. Это напоминает своего рода дыхательное движение, чередование интериоризации («симпатии») и экстериоризации («антипатии»), и заставляет нас предположить, что воздушное дыхание является в какой-то степени также и душевным дыханием. Эфирному телу в качестве поддержки необходим жидкий элемент, астральное тело может действовать только через газовый элемент.

Мы говорили, что развитие скрытых способностей человека, позволяющих ему чувствовать эфирное тело, возможно. Если мы продолжим развитие этих способностей при помощи соответствующих упражнений, то сможем также чувствовать астральное тело, причем не только в его действиях, его проявлениях, но и непосредственно — в его бытии.

Эфирное тело, как мы видели, находится в противоречии с законами физического мира, в свою очередь астральное тело противостоит эфирному, но это противоречие другого плана. Выдавая свой комплекс задач эфирному телу, астральное тело с одной стороны ограничивает его богатую и бурлящую жизнь, а с другой стороны предоставляет ему новые возможности.

^ Эксперимент Каррела. Эксперимент, который все мы хорошо знаем, а именно — опыт с сердцем курицы, может помочь нам осознать действие астрального тела. Клетка сердца курицы была изолирована от остального организма, но при этом была помещена в питательную среду. Она не была связана ни с дыханием, ни с нервной системой животного — не испытывала больше влияния астрального тела курицы. Что же с ней стало? Размножаясь, она образовала скопление клеток, напоминающее по форме morula, и характер жизни этой morula стал чисто растительным, как мы скажем, чисто эфирным; а клеточная чувствительность и дифференциация полностью исчезли. Впрочем, у нас еще будет возможность поговорить об этом опыте.

^ Вертикальное положение. Животное, как мы уже констатировали, — «горизонтальное существо» по своему привычному положению в земном пространстве; переходя к изучению человека, мы начинаем исследовать вертикальное положение. По отношению к растению животное эволюционно выполнило поворот в пространстве на 90°, человек же — на 180°. Тот факт, что человек рассматривается как высшее животное, является одной из ошибок материалистической науки, которая больше всего мешает развитию наших знаний о человеке и эволюции. Между человеком и животным, так же как между животным и растением, существует эволюционная пропасть, и поиск непосредственно «переходных» видов или типов является в обоих случаях непростительной и наивной попыткой упростить бытие в угоду стройности материалистической науки. Вертикальное положение человека является лишь одним из наиболее впечатляющих проявлений этой эволюционной пропасти. Безусловно, есть животные, способные на короткий промежуток времени подняться на задние лапы, но это положение требует от них напряжения, которое они не способны долго выдержать. У человека, напротив, масса всего тела так великолепно сбалансирована, что усилие, необходимое для прямостояния, является минимальным. Тенденция к вертикальности в мельчайших деталях прослеживается во всем его облике и особенно в скелете. Достаточно сравнить скелет человека со скелетом человекообразной обезьяны, чтобы понять это. У обезьяны, к примеру, тяжесть лицевого массива должна быть компенсирована могучей мускулатурой затылка, тогда как у человека равновесие головы поддерживается позвоночником. Последний распрямлен и сохранил лишь легкое воспоминание о гибкости змеи, вполне достаточное, чтобы придать ему необходимую эластичность.

^ Речь и мышление. Следующей характеристикой человека является речь. Животные кричат, говорит только человек (попугай лишь имитирует звуки, которые лишены для него какого бы то ни было значения). Реакции животных являются, в некотором роде, автоматизмом, и при помощи дрессировки можно получить новые виды подобных реакций. Человеческий язык приобретается не с момента рождения. Он должен быть освоен, так же как и положение стоя, причем ценой беспрестанных усилий. Третьей способностью, а именно — способностью мыслить, обладает тоже лишь человек. Мышление развивается далеко не сразу, и поэтому у нас всегда вызывает удивление маленький ребенок, у которого мы обнаруживаем первые проблески мышления.

Индивидуальное «Я». Животное полностью зависит от внешних стимулов и своих инстинктов. Обстоятельства, в которых оно находится в данный конкретный момент, сталкивают его с обстоятельствами прошлого, живущими в нем в виде инстинктов и рефлексов. Только человек может сознательно вспоминать о прошлом, погружаться в него по собственному желанию. Человек может также замыкаться в себе самом и исследовать свои собственные мысли. Он может становиться объектом для изучения себя самого и может называть себя коротким словом, которое нельзя распространить ни на кого другого: «Я». Он не только осознает внешний мир, который его окружает, как это было в случае с животным, он отличает себя от внешнего мира и имеет самосознание. Это «Я» не является абстракцией, как считают некоторые философы, но представляет собой существо столь же реальное, как физическое, эфирное и астральное тела; это — человеческий дух. Именно из него исходит сила, которая придает нашему организму особую конфигурацию, сила, которая заставляет ребенка встать, говорить, мыслить. У живого человека она имеет, как и другие тела, материальную основу: тепловой организм. Если бы было возможно «отсоединить» тепло от нашего организма, мы увидели бы тогда, что оно не является везде одинаковым, но наше тепло представляет собой высокоорганизованную структуру (которую, впрочем, частично можно увидеть при помощи инфракрасной съемки), поэтому совершенно оправдано употребление такого термина как «тепловой организм». Именно через «тепловой организм» действует «я», так же как астральное тело имеет в качестве поддержки «воздушный организм», а эфирное тело — «водный организм». Мы можем резюмировать все вышесказанное в следующей таблице:

Таблица I



^ Основные элементы человека

Органическая основа

Природные элементы

Физическое тело

Минеральный организм

Земля /Минерал/

Эфирное тело

Водный организм

Вода /Растение/

Астральное тело

Воздушный организм

Воздух /Животные/

"Я» /Дух/

Тепловой организм

Огонь /Человек/

Человек имеет, таким образом, минеральное начало в виде своего физического тела, растительное начало в виде своего эфирного тела и животное начало в виде астрального тела, но лишь он один обладает «Я» или человеческим духом.

^ Человек и свобода. Каждое из этих начал противопоставляется некоторым образом предыдущему началу. То же мы обнаружим, сравнивая животный мир и человека в их отношении к жизни инстинктов. Животное полностью подчинено своим инстинктам, импульсам. Человек, в силу своего «Я», в состоянии им противостоять. Он имеет в себе «возможность» свободы; он может делать выбор в соответствии со своим идеалом морали. Эта свобода не является данностью (иначе она не была бы больше свободой!), но человек способен завоевать ее с помощью своей собственной воли. Страсти, влечения, инстинкты у нас общие со всеми другими людьми; отличаемся мы друг от друга тем, как управляем своими страстями и инстинктами.

^ Человеческая индивидуальность. В рамках одного вида животные являются взаимозаменяемыми, они не обладают индивидуальностью. Каждый человек, напротив, является единственным в своем роде существом. Это проявляется и в физическом строении, например, кровь одного человека никогда не бывает полностью идентичной по составу крови любого другого человека. Эта индивидуальность проявляется в мельчайших деталях, вплоть до состава белков. Тем не менее не физическое тело обеспечивает постоянство индивидуальных характеристик; оно лишь получает при посредничестве астрального и эфирного тел отпечаток «Я». На самом деле, физическое тело полностью обновляет каждые семь лет весь свой минеральный состав; следовательно, невозможно поддержать структуру человека в ее совокупности без действия «Я» на физическое тело при посредстве астрального и эфирного тел. Это обновление субстанции каждые семь лет не раз подчеркивалось Р. Штейнером; и только недавно, благодаря искусственным радиоэлементам, были получены доказательства того, что подобное обновление действительно существует. Несмотря на это обновление, мы сохраняем уверенность в нашей собственной идентичности. Наша субстанция изменяется, наш вид также мало-помалу меняется, психика также трансформируется, и несмотря на это, мы ни на минуту не сомневаемся в том, что мы остаемся тем же индивидуумом, богатым воспоминаниями, собранными в течение нашей жизни.

^ Связь между четырьмя элементами. Эти четыре составляющих элемента более или менее тесно связаны друг с другом. Физическое тело и эфирное тело тесно связаны и разделяются только в смерти. Они образуют нижний физико-эфирный комплекс. Верхний комплекс — астральное тело и «Я» — также тесно связаны между собой, но здесь уже нельзя говорить о связи пространственного характера, которую мы имеем в виду в материальном мире, здесь речь идет уже о ступенях сознания. Связь между верхним комплексом, с одной стороны, и нижним комплексом, с другой, является менее прочной и подвержена различным изменениям. Во время сна верхний комплекс отделяется от нижнего, и то, что остается в постели, можно сравнить с растением, с той, однако, разницей, что у человека верхние элементы производят остаточный импульс на эфирное тело. Постепенно этот импульс ослабевает и, поскольку человеческое существо не может жить без этого импульса, необходимо, чтобы «Я» и астральное тело вновь воплотились в нижнем комплексе, другими словами, чтобы человек проснулся. Пробужденное сознание и самосознание в действительности связаны с присутствием «Я» и астрального тела в нижнем комплексе. В момент смерти эфирное тело покидает физическое тело, последнее возвращается в минеральный мир, где оно разлагается.






оставить комментарий
страница1/15
Дата12.10.2011
Размер5,25 Mb.
ТипРеферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
плохо
  1
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх