Евгения Трутнева «Осень» icon

Евгения Трутнева «Осень»


Смотрите также:
Все: Осень, осень, в гости просим. Под музыку из «Времен года» входит Осень. Осень...
Отчет мандатной комиссии съезда Открытие съезда Выступление Министра природных ресурсов и...
Конспект урока в 7 классе. Сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»...
А. К. Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…», И. Токмакова «Дождик», К...
Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень»...
Доклад Ю. П. Трутнева на «Правительственном часе»...
Положение на кубок "Золотая Осень" приглашаем принять участие в первом ежегодном международном...
Лекция 15. Устойчивость откосов Вдождливую осень 1927г поезд «Москва-Ленинград»...
Книга известного ученого, политика и аналитика...
Лекция Болдинская осень Александра Сергеевича Пушкина...
К. С. Сапаров французский символизм в системе взглядов в. Я. Брюсова в долитературный период...
Доклад Министра природных ресурсов РФ юрия Трутнева на совещании по вопросам...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Уроки 53 - 62


Уроки 53. Изменение интенсивности настроения


ТЕКСТЫ К УРОКУ

Евгения Трутнева «Осень». («Стало вдруг светлее вдвое, / Двор как в солнечных лучазх - /Это платье золотое / У березки на плечах…»)

Елена. Благинина «Улетают, улетели...» («Скоро белые метели / Снег подымут от земли. / Улетают, улетели, / Улетели журавли»).

Ирина Токмакова «Мне грустно - я лежу больной…»




^ Евгения Трутнева «Осень».


У. Сегодня вам предстоит открыть для себя еще один «секрет» поэзии. Прочитайте стихотворение Евгении Федоровны Трутневой «Осень».

Дети читают стихи.

^ У. Попробуйте определить, кто рассказчик в стихотворении Трутневой?

Д. Там РГ, потому что сказано «Утром мы во двор идем…»

Строфа 1

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березки на плечах.


К РГ радость приходит внезапно – «вдруг», «стало вдруг светлее вдвое», солнца нет, но двор «как в солнечных лучах», потому что «платье золотое у березки на плечах».

Строфа 2


У калины и рябины

Вьются стаями дрозды…

Под окошком георгины

Красотой своей горды.


Радость с оттенком любования у РГ вызывают и дрозды («вьются стаями дрозды»), и красивые георгины («красотой своей горды»).

Строфа 3


Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят


Радостное ощущение вызывает у РГ и листья («сыплются дождем», «шелестя», «летят»). Но вот что значит троекратный повтор слова «летят», да еще и с многоточиями между ними?

Строфа 4


Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.


«Паутинки с паучками в серединке» - уменьшительно-ласкательные слова передают нежность. РГ меняет форму слова «летят»: паучки – «пролетают», журавли «пролетели», т.е. удаляются. Какие ноты начинают звучать в чувстве рассказчика?

Строфа 5


Всё летит! Должно быть, это

^ Улетает наше лето.


РГ как бы окидывает взглядом всю природу – «всё летит!», все в движении, это радостно, что подчеркивает восклицательный знак.

Но вот последняя фраза: «Должно быть, это / Улетает наше лето». Радует ли это РГ или на фоне радости появляется легкое чувство сожаления? Сравните слова «летит», «пролетает», «улетает». В чем разница?

Д. ...

У. «Всё летит!» - радость. А вот глагол «улетает» появляется впервые, подчеркивает не полет, а уход, исчезновение.

Вывод. В этом стихотворении радостное чувство у рассказчика изменяется: от спокойного любования к более бурной, подвижной радости, которую в конце окрашивает легкое чувство грусти.

Последняя строфа по количеству строк отличается от всех предыдущих: все предыдущие строфы – четверостишия, а последняя – двустишие.. Почему автор не сделал ее такой же, как предыдущие? Это случайно?

^ Д. Она короткая, потому что как бы итог - ставит точку.

У. Возможно. Ведь РГ подчеркивает: «Все летит!»

Елена. Благинина «Улетают, улетели...»

^ У. Кто рассказчик в этом стихотворении?

Д.

У. В тексте Благининой есть одна подсказка во второй строфе: «Не слыхать кукушки в роще». Кому же «не слыхать»? Какому-то герою, о котором рассказывает РП, или самому рассказчику?

Д. Здесь нет других героев, кроме рассказчика. И это ему «не слыхать.» Он рассказывает о своих ощущениях, значит, здесь РГ.


Строфа 1


Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

^ Улетают, улетели,

улетели журавли.


РГ начинает с грустного размышления о том, что будет скоро («Скоро белые метели снег подымут от земли»), его не радует, что улетели журавли - об этом говорит повтор слова «улетели».

Строфа 2


Не слыхать кукушки в роще,

^ И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет —

Улетает, улетел!


Картина вокруг тоже вызывает у РГ грустное чувство («не слыхать» кукушки, «и скворечник опустел», аист – «улетает, улетел!») - опять повтор того же слова усиливает грусть.

Строфа 3


Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.


РГ любуется тем, что «Лист качается узорный / В синей луже на воде, / Ходит грач с грачихой черной / В огороде по гряде». Но в этой картине нет для него света: лужа – «синяя», грачиха – «черная», лист - опавший.

Строфа 4



Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

улетели и грачи.


Солнце тоже уже не радует («Осыпаясь, пожелтели / Солнца редкие лучи») - лучи уже «редкие», они как бы «осыпаются», как осенние листья. И вот даже грачи, которые только что ходили в огороде по гряде, улетели. И опять троекратный повтор слова «улетели».

Вывод. Грустное чувство рассказчика усиливается от начала к концу стихотворения, что подчеркивает постоянный повтор слов "улетают, улетел, улетели".

^ Сравнение стихотворений

У. Молодцы. А теперь подумайте: эти стихи похожи только тем, что в обоих РГ, или есть еще что-то общее?

Д. Оба рассказывают про осень.

У. А точнее, про свое отношение к осени, о тех чувствах, переживаниях, которые осень у них вызывает. Ну, а осенние картины у рассказчиков вызывают сходное настроение?

Д. У рассказчика Благининой настроение грустное – все улетают. И оно к концу усиливается. А у рассказчика Трутневой настроение веселое, радостное - все так красиво лети, пролетает. А в конце «улетает» лето.


У. Вот вы и открыли секрет: в стихотворении одно и то же настроение может меняться - может усиливаться грусть, как в стихотворении «Улетают, улетели...», может усиливаться радость, как в стихотворении «Осень», правда, в самом-самом конце кое-кто из вас почувствовал ослабление радости, ведь впервые вместо слов «летят», «пролетают», «пролетели» появляется такое же, как и в стихотворении Благининой, слово «улетает», начинающееся с «у», что подчеркивает уход лета.


Примечание 1. Этот урок, впрочем, как и многие другие, можно было бы методически построить иначе.

Можно было бы начать со сравнения стихотворений. И, не углубляя понимание развития настроения в каждом из них, поставить перед детьми проблемную ситуацию.

В стихотворении Благининой ученикам легче вычитать развитие настроения. Поэтому можно начать с углубленного вычитывания именно этого стихотворения, а затем перейти к стихотворению Трутневой.


Примечание 2. Вычитывая настроение, дети работают с художественной формой. Они выясняют: выразительную роль приставок и их отсутствия; роль синтаксического повтора и роль стихотворной строфы. Можно было бы даже обратить их внимание на звуковую форму. Так, в стихотворении Трутневой «летящее» настроение РГ подчеркивается повтором мягкого [ Л' ] в сочетании с протяжным гласным [ И ]. В стихотворении Благининой усиление грусти подчеркивается в строках «ходит грач с грачихой черной / В огороде по гряде» звуками [ Г ], [ Р ], [ Ч' ], а добавление к «летящим» звукам [ Л' И ] звука [ У ] усиливает грусть.

Работа со звуком особенно важна: все привыкли обращать внимание лишь на звукоподражание, так как там есть прямая связь между звуками и значением слова, но здесь мы имеем дело с другим приемом, когда такая связь отсутствует, и читатель может не услышать звукописи.

Такую работу надо начинать пока еще без всяких специальных терминов, но с понятной для детей задачей: работает ли повтор слов, повтор звуков, количество строк в строфе на картину жизни? Делает ли ее более выразительной?


^ Ирина Токмакова «Мне грустно - я лежу больной…»

У. А теперь откройте в своих тетрадях задание №8. Прочитайте стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Мне грустно - я лежу больной...» Скажите: кто здесь рассказчик и какое у него настроение?

Д. (после прочтения). Здесь РГ - маленький мальчик. Маленький, потому что у него кругом игрушки. Настроение у мальчика грустное, он сам об этом говорит.

^ У. А здесь грусть РГ меняется или остается такой же, как вначале?

Дима. Усиливается.

Андрей. Становится радостнее...

У. Давайте читать по строчкам. Посмотрите, как интересно Токмакова записала свои стихи: то две строчки рядом, то одна-одинешенька, а в конце - четыре. Отметьте это в тетрадях. Вот и пойдем по этой записи. Вы уже знаете, что, записывая свои стихи, поэт ничего не делает случайно, во всем есть какой-то замысел, и все это должно помогать читателю его понять.

Строфа 1 начинается с открытого заявления: «Мне грустно»; тут же дается и объяснение этой грусти – «я лежу больной». РГ видит катер, «заводной», «новый», который, однако, не вызывает у него радости:


Мне грустно – я лежу больной,

Вот новый катер заводной.


Строфа 2 состоит из одной строчки: «А в деревне – лошади». Как будто нет связи с предыдущим, но слово «А» показывает, что это воспоминание (РГ об этом не говорит, но даже если мы не читали до конца, мы бы, наверно, догадались, что РГ сейчас не в деревне, а в городе), которое противопоставляет герой своему сегодняшнему состоянию.

Строфа 3. РГ рассказывает и о других новых игрушках, которые «папа купил»: «тягач, / Кран игрушечный и мяч». Но и они не вызывают у него радости:


Папа мне купил тягач,

Кран игрушечный и мяч.


Строфа 4. Слово в слово повторяется фраза «А в деревне – лошади».

Строфа 5 Грусть усиливается за счет буквального повтора первой строки стихотворения: «Мне грустно - я лежу больной». Вторая строчка начинается так же, как и вторая строчка первой строфы, со слова «вот», и оказывается, что даже «вертолетик» не радует рассказчика:


Мне грустно – я лежу больной,

Вот вертолетик жестяной.


Строфа 6. В третий раз повторяется фраза «А в деревне – лошади» еще более усиливая контраст между «здесь» и «там».

Строфа 7. Наконец РГ разворачивает воспоминание о деревне, начиная его с повтора слова «^ А», как и в предыдущей строке, усиливая это воспоминание. Он с удовольствием вспоминает, как «лошадь серую кормил, / Она сухарь жевала / И головой кивала». Воспоминания о живой лошади ослабляют грусть, которую не могли развеять никакие новые игрушки: ни новый катер, ни тягач, ни кран, ни вертолетик. И, видимо, этот переход подчеркивается тем, что эта строфа самая большая - из четырех строк:


^ А я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил,

Она сухарь жевала

И головой кивала.


Вывод. Грустное настроение в стихотворении ослабевает.

У. Вот и еще один секрет вы узнали: настроение в стихотворении может не только усиливаться, но и ослабевать. Оно все время как-то меняется.


Задание на дом. Сделать новые карточки для «Словаря настроений». Выбрать одно из стихотворений, которое больше нравится, и выучить наизусть.


Урок 54. Контраст настроений


^ ТЕКСТЫ К УРОКАМ

Александр Пушкин «Зимнее утро». («Мороз и солнеце; день чудесный!»)


Александр Пушкин

ЗИМНЕЕ УТРО


Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой1 взоры2

Навстречу северной Авроры3,

Звездою севера явись4!


Вечор5, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла6 носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче7... погляди в окно:


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.



Вся комната янтарным8 блеском

Озарена9. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки10.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую11 запречь?


Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.


У. Сегодня попытаемся раскрыть еще один секрет поэзии. И поможет вам в этом стихотворение ^ Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». Я прочту, а вы послушайте (читает). Понравились вам эти стихи?

Д. Да, очень красивые.

У. А теперь попробуйте понять их поглубже. Прочитайте стихотворение Пушкина сами. Кто там рассказчик?

Д. Сначала кто-то обращается к какому-то «ты» («ты печальная сидела»), а потом предлагает посетить «берег, милый для меня». Он говорит «меня», значит, это РГ.

У. А теперь давайте вычитаем каждую строфу.

Строфа 1. Настроение у РГ чудесное, радостное, бодрое («Мороз и солнце; день чудесный!»). Он пытается разбудить красавицу навстречу богине утренней зари Авроре.

Строфа 2. РГ вспоминает, что было вчера («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, / На мутном небе мгла носилась, / Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела, / И ты печальная сидела" - вчера настроение той, кого он называет «красавицей», было печальное, и сам РГ с тоской вспоминает вчерашний вечер.

Далее идет пауза (ее обозначает тире), а затем противопоставление «А нынче». После этих слов - многоточие... тоже пауза. И РГ предлагает своей собеседнице взглянуть в окно.

Строфа 3. РГ любуется природой, ее красотой, его радует эта красота («Под голубыми небесами, / Великолепными коврами, / Блестя на солнце...»). Только лес «один чернеет», но и он - прозрачный, «И ель сквозь иней зеленеет, / И речка подо льдом блестит» - солнечное настроение.

Строфа 4. Взгляд РГ переносится с природы («посмотри в окно») в комнату («Вся комната янтарным блеском / Озарена. Веселым треском / Трещит затопленная печь. / Приятно думать у лежанки») - веселое настроение, вызванное теплом, уютом, светом. «Но знаешь: не велеть ли в санки / Кобылку бурую запречь?» - т.е., несмотря на то, что дома тепло и уютно, рассказчику очень хочется прокатиться в санях по свежему снежку.

Строфа 5. РГ размышляет, мечтает о том, что ждет их в пути («Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня / И навестим поля пустые, / Леса, недавно столь густые, / И берег, милый для меня») – ему приятно вырваться на простор, скользить по утреннему снегу, навестить милый берег. Настроение приятной, светлой мечты.

Вывод. Настроение на протяжении всего стихотворения постоянно меняется. Сначала утреннее, бодрое, радостно-солнечное. Потом воспоминание про «вечор» - печальное, тоскливое. «А нынче» - радостное любование великолепным солнечным утром, ощущение домашнего тепла и уюта. И все это сменяется мечтой о посещении милого для РГ места.

Итак, в одном и том же стихотворении могут уживаться разные настроения, и не только близкие, но и прямо противоположные, контрастные.

^ У. Можно ли назвать настроение этого стихотворения одним словом?

Д. Нет. Нужно несколько слов.

У. Действительно, даже одно настроение может иметь разные оттенки. Тем более не обойтись одним словом, когда внутри стихотворения настроение резко меняется.

Задание на дом. Пополнить словарь настроений.

Выучить это стихотворение наизусть (по желанию).


Уроки 55-58. Толстой «Желтухин». «Плавающая точка зрения»


^ ТЕКСТ К УРОКАМ

Алексей Толстой. Глава «Желтухин» из повести «Детство Никиты».




Примечание. Понятие «плавающая точка зрения» вводится на материале главы «Желтухин» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты». (Глава, как это принято в детских изданиях, разделена на части - в авторском тексте такого деления нет.).

Точки зрения рассказчиков и героев могут выражаться разными способами.

1. Точка зрения рассказчика содержится в речи рассказчика, а точка зрения его героя - в прямой речи героя (дословно передается высказывание героя). Например: «Пропал, пропал», - думал Желтухин.

2. Точка зрения рассказчика содержится в речи рассказчика, точка зрения героя тоже выражается в речи рассказчика с помощью косвенной речи (в ней подлинные слова говорящего меняются под влиянием речи рассказчика). Например: «Александра Леонтьевна уверяла, что он кланяется именно ей».

При этом РГ с помощью косвенной речи может передать только то, чему был свидетелем, рассказать о том, что герой сказал, что герой сделал в его присутствии. В отличие от РГ, РП с помощью косвенной речи может передать и то, чему он не был свидетелем, может рассказать о том, что герой думал, чувствовал.

3. РП может выразить точку зрения героя особым приемом так называемой «несобственно-прямой реч»". Сущность этого приема заключается в том, что речь идет от имени РП (устами рассказчика), а точка зрения может «переплывать» к герою. Переплывание точки зрения от РП к Г может быть более или менее полным: точки зрения РП и Г могут сливаться, точка зрения может целиком переплыть к Г; переплывание может фиксироваться целой фразой, а может «метиться» отдельным словом.

Например: «Но Никита только подышал ему на голову и понес в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя». Относительно первой половины фразы можно говорить о слиянии точек зрения Р и Г, а во второй половине (после двоеточия) о полном переплывании точки зрения от Р-человека к Г-птенцу.

«Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи - воры, обидчики». В данном случае можно говорить о словах, в которых явно выражена точка зрения скворца (воробьи – «презренные», «воры, обидчики»).

Размытость границ между точками зрения РП и Г, выраженная устами РП, затрудняет поиск плавающей точки зрения, позволяет давать тексту разные толкования. Этого не следует опасаться. Не надо настаивать на одном, единственно правильном толковании. Главное, чтобы в результате этих уроков дети поняли, что такое «плавающая точка зрения».


Задание на дом. Прочитать 1 часть главы «Желтухин» из повести А.Н.Толстого «Детство Никиты».


Урок 55. Часть первая.


Вопросы для проверки домашнего чтения.


Часть 1


1. Кто автор этого произведения? (А.Толстой.)

2. Кто рассказчик: РГ или РП? (РП).

3. Зачем Желтухин разинул рот? («… чтобы напугать мальчика».)

4. Почему Александра Леонтьевна назвала скворца «Желтухин»? (Он «желторотый»).

5. Никита «напустил за марлю мух и червяков». А что про это подумал Желтухин? («Откармливают».)


У. Повесть «Детство Никиты» Алексей Николаевич Толстой сочинил на основе своих детских воспоминаний. Главный герой повести – маленький мальчик Никита. В повести рассказывается о жизни Никиты в усадьбе. В последнем абзаце повести рассказчик сообщает нам о том, что Никита выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс гимназии.

Повесть состоит из ряда глав. Одна глава называется «Желтухин».

Вы прочитали первую часть главы. А теперь попытайтесь с помощью этого текста открыть еще один важный, но очень-очень сложный секрет автора. Какая схема, по-вашему, подойдет к этому тексту? Вспомним, как начинается глава.


(1) Желтухин сидел на кустике травы, на припёке12, в углу, между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходившего Никиту.

Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с жёлтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу13. Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был ещё серенький скворец, — попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержали неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика.


^ Д. Здесь РП - он про себя нигде не говорит, он рассказывает про своих героев, поэтому к тексту подходит схема, где изображен РП.

У. Вроде бы вы правы (открывает в классной книге рис. 5). Действительно здесь РП, он в событиях не участвует, рассказывает о Желтухине и Никите. Но на схеме у нас еще нарисованы «глазики» у РП и Г. Что это значит?

^ Д. Это значит, что РП имеет свою точку зрения, а Г - свою.

У. А как вы узнаёте о том, чья это точка зрения - героя или рассказчика? Почитаем следующий отрывок.


(2) У Желтухина отчаянно билось сердце: «Ахнуть не успеешь, — думал он, — сейчас слопают». Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц.

Мальчик поднёс его ко рту. Желтухин закрыл плёнкой чёрные глаза, сердце запрыгало под перьями. Но Никита только подышал ему на голову и понёс в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя.


Вот, например: «Ахнуть не успеешь, - думал он, - сейчас слопают». Здесь чья точка зрения выражена?

Д. Желтухина.

У. А как вы догадались?

Д. Потому что это его прямая речь, это он так думает.

^ У. А слова «думал он» - чьи?

Д. Это слова РП.

У. Когда вы читали побасенки, где шел разговор героев, прямая речь каждого героя начиналась особым знаком - тире - и не было никаких слов Р. Там вообще не было рассказчика. А тут прямая речь героя отмечена кавычками в начале и в конце, а чтобы мы знали, кто так думает, внутри прямой речи стоят поясняющие слова рассказчика.

. Прочитайте еще раз внимательно всю первую часть главы: есть ли в ней еще где-то прямая речь героя?

^ Д. (после прочтения). Нет, больше нет.

У. Вы правы, все остальное рассказано от имени РП, его устами. Значит, во всем остальном тексте выражается точка зрения РП, так?

Д. Да.

У. Кому принадлежат слова: «значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя»? Кто их произносит?


Примечание. Дети скорее всего ответят, что это слова Желтухина, потому что только он может думать, что мальчик решил его съесть. Может возникнуть спор. Тогда учитель вновь обращается к ним с вопросом о том, чьими устами произносятся эти слова, а затем – с чьей точки зрения видятся события, т.е. кто так думает. Выясняется причина ошибки. Она состоит в том, что здесь автор воспользовался особым приемом - рассказ идет от имени РП, а точка зрения «переплыла» к его герою. Это прием мы называем «плавающей точки зрения».


^ У. Вот вы и открыли еще один секрет. Подумайте, подходит ли схема на рис. 5 к такому типу текста, где точка зрения может плавать?

Д. Нет, не подходит.

У. Нужна новая. Как бы вы ее нарисовали?

Д. ...


После обсуждения детских вариантов, учитель предлагает свой, который и рисует на доске, а дети в своих тетрадях (см. рис. 6 – «ротик» только у Р, а стрелка от «глазика» Р к «глазику» Г – знак «плавания» точки зрения).


У. Попробуем теперь прочитать вместе текст с самого начала и поищем, где точка зрения переплывает от Р к Г.

Итак, начинаем читать по абзацам. Я вам буду задавать вопросы: «Чьими устами ведется повествование? Чьими глазами видится то, что описывается - кто может так думать, чувствовать?» А вы будете мне доказывать текстом и подчеркивать «плавание» точки зрения: одним цветом точку зрения рассказчика, другим цветом – точку зрения Желтухина. Но чтобы не портить учебник, подчеркивать будем отрывки из текста, специально для этого помещенного в ваших тетрадях. Откройте задание №9.

Абзац 1


Желтухин сидел на кустике травы, на припёке14, в углу, между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходившего Никиту.


Митя. Рассказ ведется устами РП, а вот точка зрения переплыла к Желтухину там, где РП говорит, что Желтухин глядел «с ужасом» - РП этого знать не может.

^ Маня. Нет, может, он мог по позе птички догадаться.

У. Может быть, рассказчик и правда по внешнему виду птенца, по его поведению догадался, что птенец напуган. Но не только. Вы забыли еще один секрет. Вы уже знаете, что РП - особенный, хитрый, он может...

Д. … знать все о том, что думают его герои.

У. Это очень трудное место. То ли точка зрения целиком переплыла к Желтухину, то ли здесь слились две точки зрения – Желтухина и рассказчика. Давайте сделаем так. Тот, кто считает, что здесь только точка зрения Желтухина, пусть подчеркнет слово «с ужасом» одним цветом – цветом, означающим точку зрения птенца. А тот, кто полагает, что здесь слились две точки зрения, пусть подчеркнет слова «с ужасом» двумя цветами, означающими точки зрения Желтухина и РП.

Абзац 2


Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с жёлтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу15. Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был ещё серенький скворец, — попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержали неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика.


^ Гриша. Речь РП. Есть плавающая точка зрения – «чтобы напугать мальчика». Так может думать только Желтухин.

Оля. Нет, по виду может и РП это понять.

^ Наташа. А про секрет РП опять забыли? Ведь он же все про своих героев знает.

У. Опять наши мнения разошлись, поэтому подчеркните эти слова так, как вы считаете нужным. Но меня в этом абзаце интересует еще и другой момент: «попытался, должно быть, вылететь из гнезда». Здесь чья точка зрения?

^ Д. Это так думает РП, потому что он говорит «должно быть», значит, он не знает точно.

У. Молодцы. Действительно, когда человек чего-то не знает, а только догадывается, он тогда говорит такие слова, как наш РП. Значит, в этом месте нет плавающей точки зрения, здесь целиком точка зрения РП. А какие еще слова вы употребляете, когда не уверены, а только догадываетесь?

Д.(друг за другом). Наверное. Может быть. По-моему. Мне кажется...


Абзац 3


У Желтухина отчаянно билось сердце: «Ахнуть не успеешь, — думал он, — сейчас слопают». Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц.


^ Д. Здесь есть прямая речь Желтухина.

У. Да, и мы не будем ее рассматривать: там Желтухин прямо выражает свою точку зрения. А вот в тексте, рассказанном устами РП, вы ничего интересного не заметили?

^ Д. «У Желтухина отчаянно билось сердце». Что сердце билось не просто, а отчаянно, так чувствует Желтухин. И это может знать РП.

У. И все? Больше никто не может этого чувствовать?

Д. ...

У. А где находится Желтухин в этот момент?

^ Д. «Никита положил его между ладонями».

У. И какой вывод можно из этого сделать?

Д. Это чувствует Никита, потому что он держит птенца между ладонями.

^ У. И тогда слово «отчаянно» сколькими цветами вы подчеркнете? И чьими?

Д. Тремя: цвета РП, Желтухина и Никиты.

У. Кто согласен с таким прочтением - подчеркните тремя цветами. А чья точка зрения выражена в словах РП: «Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц»?

Д. Здесь точка зрения переплыла к Желтухину: это видно по слову «лопать», так может думать птенец, а не человек.

^ У. А разве Р-человек не знает, что скворец умеет есть червяков, мух и гусениц?

Д. Знает, конечно, но слово «лопать» он не скажет, а скажет, как вы – «есть».

У. Здесь можно было бы говорить о слиянии двух точек зрения везде, если бы не одно слово «лопать» – оно указывает на точку зрения птенца. Подчеркните ее.

Абзац 4


Мальчик поднёс его ко рту. Желтухин закрыл плёнкой чёрные глаза, сердце запрыгало под перьями. Но Никита только подышал ему на голову и понёс в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя.


Дима. Здесь, как и везде, кроме прямой речи Желтухина, речь РП. Трудное место – «сердце запрыгало под перьями». Так может чувствовать Никита, ведь он продолжает держать птенца в руках.

^ Данила. Но может и РП - он все знает. Может и Желтухин - это же его сердце запрыгало.

У. Может быть, вы все и правы, но вот слова «под перьями» не говорят ли о том, что главное ощущение здесь чье?

^ Д. Никиты, он же сначала чувствует перья, а под перьями - толчки сердца.

У. Вот и подумайте, сколькими цветами вы подчеркнете эти слова. С последним предложением в этом абзаце вы уже работали и что выяснили?

^ Д. Что точно точка зрения переплыла к Желтухину, только птица может думать, что человек ее съест.

У. Да, а первая часть этого предложения чью точку зрения выражает: «Но Никита только подышал ему на голову и понес в дом»?

^ Д. Так может думать РП.

У. А что значит «но» в самом начале? О чем это говорит? Почему «но»?

Д. Потому что уже раньше было сказано, что Желтухин думает, что Никита его слопает, а теперь он видит, что нет, не собирается мальчик его есть, значит, это «но» относится к Желтухину.

У. Вот она какая сложная - плавающая точка зрения! Иногда она полностью переплывает к герою и выражается целым предложением, а иногда только отдельными словами, как бы «рассеивается». И могут сливаться две точки зрения и даже три.

Далее продолжается устная работа со следующими абзацами части I (без подчеркивания по УХ).

Наиболее яркие места переплывания точки зрения к Желтухину (помнить о всезнающем РП!) следующие:

Абзацы 5 - 7


Александра Леонтьевна16, увидев скворца, взяла его так же, как и Никита, в ладони и подышала на головку.

— Совсем ещё маленький, бедняжка, — сказала она, — какой желторотый, Желтухин.

Скворца посадили на подоконник раскрытого в сад и затянутого марлей окна. Со стороны комнаты окно также до половины занавесили марлей. Желтухин сейчас же забился в угол, стараясь показать, что дёшево не продаст жизнь.


Абзац 8


Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи — воры, обидчики. С другой стороны, тоже из-за марли, глядел Никита: глаза у него были большие, двигающиеся, непонятные, очаровывающие17. «Пропал, пропал», — думал Желтухин.

Абзац 9:


Но Никита так и не съел его до вечера, только напустил за марлю мух и червяков. «Откармливают, — думал Желтухин и косился на красного безглазого червяка, — он, как змей, извивался перед самым носом. — Не стану его есть, червяк не настоящий, обман».


Абзац 10


Солнце опустилось за листья. Серый, сонный свет затягивал глаза, — всё крепче вцеплялся Желтухин коготками в подоконник. Вот глаза ничего уже не видят. Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой. Всё глубже уходит голова в перья. Нахохлившись сердитона всякий случай, Желтухин качнулся немного вперёд, потом на хвост и заснул.





оставить комментарий
страница1/3
Дата12.10.2011
Размер0.64 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх