Активизация познавательной деятельности на уроках литературы icon

Активизация познавательной деятельности на уроках литературы


Смотрите также:
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках геометрии»...
Аннотированный список ресурсов интернет тема: активизация познавательной деятельности учащихся...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»...
Анкета обобщения передового опыта Блок №1. «Общие сведения»...
Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики»...
Комплекс дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»...
Доклад на заседание пцк «Активизация познавательной деятельности»...
«активизация познавательной деятельности на уроках математики при обучении устному счету»...
Состав шмо учителей естественно – математического цикла...
Опыта: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие для...
Учителя маоу лицей «Морской технический»...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сатинская средняя общеобразовательная школа

Сампурского района Тамбовской области

Активизация

познавательной деятельности на уроках литературы



Учитель русского языка и литературы Попова Л.Д.



2009 год







1.Введение.


Два мира есть у человека,

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий



В этих словах – цель урока литературы, на котором мы обращаемся к душе ученика.

Изучение художественной литературы даёт нам возможность приобщиться к духовной культуре человечества. Общение с литературным произведением требует не только работы разума, но и работы души. Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность и духовно обогащает формирующуюся личность.

Но если нет желания учиться – учение мучительно и бессмысленно, только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое ведёт к развитию способностей.

Учение с увлечением – вовсе не учение с развлечением. Пробудить интерес к предмету – задача учителя. Не только интересное делать, но и всё, что нужно, делать с интересом – такую цель ставлю перед учащимися.

Однако литературное образование в современной школе переживает проблемы. В условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно снизился. Дети перестали читать, а это значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание, и другие составляющие гармоничного духовного развития личности.

Таким образом, чётко прослеживаются следующие противоречия:

- между необходимостью учителя выполнять требования стандарта литературного образования и отсутствием у учащихся стремления воспринимать литературу как жизненно важный предмет;

- между значительным объёмом художественных произведений и недостаточным количеством времени на их изучения;

- несоответствие программного материала и возраста учащихся.

Для того чтобы в какой-то степени снять данные противоречия, необходимо использовать такие приёмы преподавания литературы, с помощью которых разрешается одна из главных проблем: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы. Применение приёмов активизации предполагает достижение следующей цели:

- активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся на уроке и во внеурочное время.

При этом должны решаться задачи:

- формирование у учащихся прочных умений, навыков через активизацию познавательной деятельности;

- повышение уровня речевой культуры учащихся в связи с обязательным обсуждением проблемной ситуации в диалоговой и монологовой форме;

- формирование духовного мира подростка посредством акцентирования его внимания на исследовании проблем нравственного характера.

Активизация обучения – это главный путь повышения эффективности педагогического процесса. При этом основной задачей активизации является усиление, стимулирование умственной деятельности школьников в целях повышения качества знаний по изучаемым предметам.

В течение долгого времени эта проблема стоит в центре внимания целого ряда научных педагогических коллективов и практических работников школы.

Учёные и учителя давно ведут поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся.

В современных научно-методических исследованиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся решается в разных аспектах учёными различных направлений. В её разработке участвовали психологи (С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и другие); дидакты (И.Я.Лернер, Г.И.Щукина, Ю.К.Бабанский); методисты (Т.В.Напольнова, В.М.Шаталов, Е.Г.Шатова и другие).

При работе с текстом на уроках литературы использую приёмы Е.Н.Ильина:

- внимание к детали, которая является «жемчужиной текста»;

- особый вопрос. «Задать его как бы самому себе, но решать вместе с ребятами»;

- творческое задание.

В своём поиске творческого подхода к преподаванию литературы использую основное концептуальное положение Е.Н.Ильина: «Общение с книгой – это прежде всего общение с жизнью!».

Приёмы, используемые этим педагогом, чрезвычайно актуальны для преподавания литературы в школе.

Суть моей работы заключается в том, чтобы активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах; оптимального сочетания индивидуальной и групповой форм работы. Этому способствует продуманность всех этапов урока, чёткая его организация, разнообразие видов работ.

С целью повышения качества обучения учащихся в своей работе применяю технологию проблемного обучения. Использую в системе задания поискового характера, способствующие более осознанному и глубокому освоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию учащихся. Это требует от школьников самостоятельного овладения знаниями и способами их добывания, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.


Например,

Проблемный вопрос

Художественная деталь

Творческое задание

Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М.Горького «На дне»)

Почему единственная книга в руках женщины?

Сочинение-рассуждение.

Человек – вот правда?

Был ли иной путь у Катерины? (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Ремарка: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски». Почему?

Написать письмо о своём пребывании в городе Калинове.


Для развития творческих качеств личности применяю задания, которые не имеют однозначных результатов их выполнения. С этой целью использую задания когнитивного типа: исследование объекта (слово, текст, литературное явление); креативного типа: сочинения разных жанров, составление викторины, придумывание словесного образа. Поэтому свою задачу вижу в налаживании совместного поиска при постоянном интеллектуально-эмоциональном дирижировании. На уроке чередую и сочетаю различные приёмы и формы работы: от эвристической беседы до групповой, от уроков-диспутов до уроков - творческие отчёты. Использую разнообразные формы диагностики обученности и творческих работ учащихся:

- экспресс-тестирование;

- самостоятельные работы с раздаточным материалом;

- презентация творчества какого-либо писателя, поэта;

- чтение в лицах или инсценирование;

- творческие работы (письмо, дневник);

- отработка навыков связного рассказа, элементов монологической речи.

В 9 классе при изучении романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» провожу дискуссию на тему «Почему Татьяна –«милый идеал» автора и близок ли вам его взгляд?»

Вопросы:

- Какие «чувства добрые» пробуждает своей лирой Пушкин в нашем современнике?

- Татьяна -милый идеал Пушкина. А каков ваш «милый идеал» современной девушки или юноши?

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей…

- Как это совмещается в современном человеке?

^ Исследовательская работа. Докажите. Пушкин считал, что в романе «Евгений Онегин» время рассчитано по календарю. Можно ли считать роман энциклопедией нашей сегодняшней жизни? Почему Ахматова назвала роман «воздушной громадой» ? ( в форме эссе).

Особое внимание уделяю работе с поэтическим текстом. Учу ребят тому, чтобы они внимательно, вдумчиво, пристально вслушивались, вглядывались в каждое слово, чтобы ощутили его жизнь, ведь поэзия – это высокий уровень философского осмысления жизни, глубокого, сложного и одновременно очень приближенного к индивидуальному, личному пониманию важнейших вопросов бытия.

На первом этапе задаю вопросы на восприятие текста:

- «Вчитайтесь, вслушайтесь, вдумайтесь в каждое слово...»

- «Прочитайте эти строчки медленно, вдумчиво».

- «Оцените точность и смысловую нагруженность эпитетов».

- «Посмотрите, как значимы и выразительны здесь все эпитеты».

- «Попробуйте восстановить эпитет к слову».

Вопросы иногда необычны и заставляют глубже понимать и чувствовать.

- «Как бы вы стали читать эти стихи друзьям? Попробуйте и послушайте как они звучат…»

- «Почему это стихотворение читается на одном дыхании?»

- «Какая строчка, на ваш взгляд, важная? Как она выделена?»

На втором этапе провожу работу с ключевыми словами:

- Найдите слово, в которое поэт вложил так много себя, свою судьбу.

- Какие зрительные образы рождает это слово в вашем воображении? Можно ли найти для этого контекста другое слово – такое же точное и насыщенное по смыслу и значению?

На третьем этапе задаю вопросы, связанные с анализом композиции:

- Подумайте, как построено это стихотворение, всмотритесь в его синтаксис: он откроет вам секрет его выразительности, его поэтической интонации.

- Пристально вглядимся и вдумаемся в образный строй стихотворения, чтобы понять, почему… .

Эти задания пробуждают интерес к языку, к нашей культуре, к поэзии, вызывают потребность в познании, увлекают процессом творчества.

При работе с поэтическим текстом в 9-11 классах учащимся предлагаю следующие задания:

- определи автора (жанр). Такое задание удобно для проверки, поскольку его объем невелик, но при этом оно требует интенсивной работы учащихся. Например, в 9 классе при изучении поэзии 18-19 веков можно использовать такое задание.

Задание. Приведены отрывки из произведений трех русских поэтов Ломоносова, Державина, Жуковского. Определите, кому какой отрывок принадлежит. Обоснуйте свой выбор. Заполните таблицу.

Автор

Под каким номером отрывок

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3













Для успешного выполнения задания требуется и языковая интуиция, и умение анализировать. Таким образом, оно является не только контролирующим, но и обучающим;

- расположи по порядку. Это задание комбинаторного типа, позволяющее выявить глубину и полноту знаний учащихся по всей теме. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Задание. Перед вами несколько стихотворений русских поэтов 20 столетия, посвященных А.С. Пушкину. Прочитайте их, определите, о каком периоде жизни поэта идет речь. Расположите произведения в таком порядке, чтобы получился своеобразный поэтический рассказ о Пушкине. Объясните установленный вами порядок. Ответ оформите в виде следующей таблицы.

Автор и название стихотворения

Тема / период жизни








^ Какое стихотворение вам больше всего понравилось и почему? Какое осталось непонятным – чем именно? С кем из авторов вы не согласны, в чем?

- сравни. Учащимся предлагается сравнительный анализ стихотворения. Результат – это сочинение-миниатюра, представляющее собой развернутый и аргументированный ответ на поставленный вопрос. Например, при изучении творчества А.Блока в 11 классе.

Задание. ^ Сопоставьте два стихотворения А.Блока, посвященных Незнакомке. Как меняется образ Незнакомки? О каких изменениях в отношении поэта к жизни это свидетельствует?

Эта форма работы позволяет не только сравнить, но и дает объяснение, исходя из самых общих представлений о характере творчества того или иного поэта и о его эпохе;

- работаем в группе. Это задания группового характера с домашней подготовкой и последующими устными докладами. Например, при изучении творчества С.Есенина в 11 классе.

Задание. Прочитайте предложенные стихотворения о Родине. Определите, какой мотив является объединяющим для этих произведений. Расположите стихотворения так, чтобы их последовательность указывала этапы в постепенном раскрытии темы. Подготовьте выразительное чтение стихотворений и краткий комментарий к каждому из них.

Это позволяет мне не только сэкономить время на уроке, но и повторить, обобщить, систематизировать значительный объём материала. Работа в группе дифференцирована. При дифференциации учащихся я опираюсь на следующее:

-общий уровень обученности ученика, отдельные особенности психического развития;

-индивидуальные особенности ученика;

-неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам;

-интерес учащихся к предмету.

Оцениваю каждого ученика по данной схеме условно, так как учитываю то, что обучающийся может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую: из А в В, из В в С, поэтому провожу диагностику примерно раз в полугодие.

№\№

Ф.И. ученика

Карточка А

Карточка В

Карточка С

Примечание

1
















1. Знаю, могу выполнить

2. Понимаю, но для выполнения задания требуется помощь

3. Не понимаю, не знаю, как выполнить.

Провожу индивидуальную работу, консультации.

Систематически провожу «Защиту поэтической тетради» (по творчеству поэтов 19-20 веков). Подобная работа позволяет учителю за более короткий промежуток времени расширить возможности изучения творчества поэтов. В сборник учащиеся включают стихотворения по определенному принципу. Это могут быть стихотворения на одну тему, либо стихотворения-посвящения и т.д.

Структура сборника состоит из следующего плана:

  1. Предисловие (ученик объясняет принцип построения своего сборника, дает краткий анализ творчества).

  2. Стихотворения (выбраны учеником) с указанием даты и истории написания.

  3. Иллюстрации.

Особое внимание на уроках литературы уделяю выразительному чтению художественных произведений. Это стимулирует деятельность читательского воображения, помогает постичь эмоциональное содержание текста. В системе провожу конкурс «Лучший чтец». Ребята на уроке путем голосования сами определяют победителя. В конце учебного года подсчитываем количество «Почетных грамот», определяем и награждаем победителя.

Очень часто на уроках литературы я прибегаю к инсценировке. Дети с большим увлечением готовят сценки: продумывают костюмы, готовят афишу, различные декорации, реквизиты, репетируют до бесконечности. Вместе с детьми определяем лучших в следующих номинациях: «Лучший актер», «Лучшая постановка». Успех стимулирует ребят к активной работе на уроке.

Классическая литература помогает ученикам расти, обогащаться духовно, нравственно, постепенно поднимает на тот уровень, когда человек способен не только понимать, но и творить.

Систематически провожу «Словесно-изобразительное сочинение». Например, «Поэтический герб А.А. Фета», «Литературный герб М.Горького». В рисунке и развёрнутом пояснении к нему ученики получают возможность передать своё понимание смысла произведения, своеобразие и глубину творчества поэта или писателя. Использую такие задания, как: «Составьте план-проспект сборника лирических стихотворений А.А.Фета (Ф.И.Тютчева и других). Подберите название. Напишите вступительную статью». Это активизирует познавательную деятельность учащихся.

С целью внимательного и вдумчивого прочтения прозаического произведения провожу различные викторины: «Подскажи словечко», «Кому принадлежит высказывание?», «Чей это портрет?» и другие. Это помогает развитию мыслительных и творческих способностей учащихся.

Развитию и стимулированию интереса к изучению литературы способствует использование различных форм нестандартных уроков. Например, в 11 классе провожу литературные гостиные, посвященные творчеству М.Цветаевой, А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, Н.М.Рубцова и т.д. Эта форма работы активизирует интерес к сложным темам в программе.

С целью обобщения знаний по изученному произведению провожу семинарские занятия в старших классах. Например, «Молодое поколение в комедии А.С.Грибоедова» (9 кл.). К уроку- семинару заранее предложены вопросы:

  1. Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика.

  2. Чацкий и Молчалин. Герой и антигерой своего времени.

  3. Образ Софьи.

Учащиеся отвечают на вопросы, опираясь на текст художественного произведения.

Семинар дает возможность реализации таких качеств как самостоятельность, ответственность за выбранное дело. Семинары требуют продолжительной, трудной и творческой работы, выполненной дома.

Тематика семинаров:

1. Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

2. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека».

3. Герои и проблемы современной литературы (по творчеству В.Распутина, В.Астафьева).

Семинары аккумулируют умения учащихся, приобретенные ими с 5 класса: умение полноценно воспринимать художественное произведение, работать с книгой (критической, научно-популярной, публицистической, справочной).

На вводных темах, обзорных уроках использую лекции. Это позволяет дать объемный материал за меньшее количество часов. Ребятам предлагается план лекции, эпиграф к ней.

Например, «Романтизм как литературное направление».

Эпиграф: «Классицизм и романтизм – вот два слова … с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и в гостиных, и на площадях, и на улицах». В.Г.Белинский

В зависимости от материала определяю форму лекции.

1) Выразительное слово учителя.

2) Комментирование текста.

3) Самостоятельная работа.

4) Заочные экскурсии.

Такие задания не только активизируют интерес к изучаемым произведениям, но и способствуют аналитической деятельности, эмоциональному переживанию, формируют положительное отношение к литературе, современности, обществу.

Построить обучение на активной основе через целенаправленную деятельность обучающегося, учитывающую его личностный интерес и востребованность в получении конкретных знаний и приобретении навыков, позволяет технология проектного обучения. Цель состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, коммуникативные умения, развивают исследовательские умения. В связи с этим использую в своей педагогической деятельности технологию проектного обучения. Например, учащимся 11 класса предлагаю задание в группе : составить и провести защиту проекта по творчеству поэтов Серебряного века, а учащимся 8 класса– «Поэты и писатели Тамбовского края». Ребята выполняют работу, представляя результат в виде мультимедийной презентации, буклетов, поэтических сборников.

На уроках литературы использую материалы дисков «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий», «Русская литература от Нестора до Маяковского», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другие. При подготовке к ЕГЭ по русскому языку использую тренинги в компьютерном тестировании.

При подготовке к уроку учащиеся используют материалы Интернета. Порой очень трудно найти в библиотеке произведения современных писателей, тогда дети находят их с помощью Интернета, посещая сайты виртуальных библиотек. При подготовке к семинарским занятиям учащиеся, с одной стороны, сами находят в сети необходимую библиографию по теме, а с другой, необходимые источники определяют не по заданным учителям ссылкам, а самостоятельно.

Компьютерные средства используются мною при разработке, подготовке учебно-методических материалов, отдельных элементов внеклассных мероприятий.

С целью личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира провожу педагогические мастерские. Например, в 11 классе по лирике А.А.Блока, по творчеству В.В.Маяковского, в 9 классе по поэзии А.С.Пушкина. Данная технология обучения включает в себя ряд заданий для учащихся, которые задают определенное движение в предметном плане. Внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения. Роль учителя заключается в том, чтобы помочь ребёнку раскрыть свои способности, создать условия для реализации его творческого потенциала. Результатом педагогической мастерской является развитие коммуникативной и рефлексивной культуры школьников

В последнее время особенно актуальным стал вопрос тестирования учебных достижений учащихся. Это происходит в связи с введением единого государственного экзамена как формы итоговой аттестации. С этой целью провожу тестирование на уроках литературы. Например, по творчеству писателей XIX-XX вв. (А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.П.Чехова, А.А.Ахматовой и других). Данная форма даёт мне возможность не только рационально использовать время на уроке, но и статистически точно анализировать процесс получения знаний. Диагностика тестирования помогает мне понять, насколько знания и умения, полученные учащимися по данным предметам, соответствует требованиям государственной программы; проверить успешность выполнения этих требований, получить основу для анализа, выявить трудности каждого ученика и построить коррекционную работу. Одним из результатов данной работы считаю повышение качества знаний.

Систематически осуществляю проверку рефлексии учащихся. Предлагаю ученикам ответить на вопросы и поставить плюс или минус в таблице:

№\№

Ф. И. ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1































1. Доволен ли ты, как прошел урок?

2.Было ли тебе интересно?

3. Сумел ли ты получить новые знания?

4. Был ли ты активен на уроке?

5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

6. Учитель был внимателен к тебе?

7. Ты сумел показать знания?

8. Какую оценку ты бы поставил себе?

9. Какую оценку ты бы поставил учителю?

Это позволяет мне выяснить отношения ученика к происходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и той деятельностью, которая либо коснулась его, либо была интересна, либо он остался совершенно безразличен.

Большую роль в пробуждении у учащихся интереса к литературе играет внеклассная работа по предмету. Это различные литературные конкурсы, вечера, игры-путешествия, КВНы, конкурсы сочинений, творческих работ.

Учащиеся неоднократно были на экскурсиях по литературным местам России: Тарханы (Лермонтово), Константиново. Осмелюсь сказать, что духовное развитие для этих детей после экскурсий становится выше материальных благ.


^ Новизна работы.

Целенаправленное использование проблемных вопросов и творческих заданий на всех этапах урока.

  1. Применение в процессе обучения элементов информационно-коммуникационных технологий.

  2. Применение в системе приёмов активизации познавательной деятельности учащихся,

- во-первых, активизирует читательский интерес школьников к классике;

- во-вторых, побуждает к обязательному знакомству с литературным материалом и осознанному его пониманию;

- в-третьих, содействует преодолению пробы невосприятия произведения из-за временной его удалённости.

Данные приёмы по активизации познавательной деятельности могут быть использованы учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ.

Уроки литературы требуют от учителя максимальной творческой активности, способности самому испытывать глубокий интерес к изучаемому произведению. Только тогда возможен ответный отклик в сердцах учеников.


^ Результаты применения приёмов активизации познавательной деятельности.

Опыт использования на практике описанных выше приёмов активизации познавательной деятельности показывает, что они являются оптимальными при изучении классических произведений. Их применение позволило:

- активизировать интерес к изучению литературы и повысить познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;

- повысить качество знаний по литературе.

Результаты учебной деятельности определяю при помощи анализа контрольных, проверочных работ, по текущим оценкам. Выявить результативность активизации читательского интереса, творческого подхода учащихся при подготовке к урокам литературы намного сложнее, ведь оценки лишь косвенно отражают реальное положение.

Здесь наиболее приемлемы такие методы диагностики, как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ библиотечных абонементов и т. д. Я выделила следующие показатели, по которым отслеживаю динамику развития:

а) умение наблюдать, сравнивать, делать обобщения и выводы;

б) интерес к творческой деятельности;

в) желание заглянуть за страницы учебника.

Творчески насыщенная учебная атмосфера стимулирует и побуждает участие обучающихся в дополнительных развивающих мероприятиях: олимпиадах, конкурсах. Учащиеся являются победителями и призёрами районных, зональных и областных олимпиад.


Приложения

Урок литературы в 10 классе.

^ Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Цели:

- проанализировать рассказ Чехова «Ионыч» и рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь;

- применять приобретённые знания для создания связного текста ( устного и письменного) на заданную тему .

^ Тип урока:

Урок изучения нового материала

Метод:

Частично- поисковый метод

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Организация класса к учебной деятельности.

3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

4.Этап изучения нового материала.

5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.

6. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения для содержательных выводов по теме урока.

7.Вывод. Подведение итогов.


Методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью:

1.Информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер-это средство:

- рационального использования времени на уроке;

- повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

2.Проблемное обучение.


^ Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Организация класса к учебной деятельности.

А) Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей.

Д.С.Лихачёв. /слайд №1/

Учитель:

- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русской классической литературы. Поговорим о творчестве А.П.Чехова.

/слайд № 2/

Б) Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)

/слайд № 3, портрет Чайковского/

Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.

Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.

Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.

В) «Чехов неуловим», - говорил художник В.А.Серов.


/слайд № 4, портрет А.П.Чехова работы В.А.Серова/

- Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?

^ III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей»

/слайд № 5, портрет С.Залыгина/

^ Лексическая работа.


Учитель:

- Выясним значение слова нравственность

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.


/Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./

Нравственность.

  1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.

  2. Моральные свойства.

/Толковый словарь русского языка. Д.Н.Ушаков /слайд № 6/


Учитель:

- Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

- Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

^ IV. Этап изучения нового материала.

Учитель:

-Сегодня на уроке я предлагаю вам обсудить тему: «Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»».

/слайд № 7/


Цель урока:

рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

/слайд № 8/

- Для этого будут необходимы знания художественного текста, а также ваш читательский и жизненный опыт.

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя – классика Н.В.Гоголя:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

юношеских лет в суровое ожесточайшее

мужество,

забирайте с собою все человеческие движения, не

оставляйте их на дороге, не подымете потом.

Н.В.Гоголь

/слайд № 9/

- Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

Учитель:

- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

^ Творческая история создания рассказа.

/слайд № 10/

Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:

«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением.

Викторина.

Учитель:

- Я надеюсь, это произведение прочитано вами (ответьте «Да» или «Нет»). Хорошо, мне бы хотелось, чтобы ваши ответы были такими же громкими, четкими, выразительными и эмоциональными.

- А теперь постарайтесь убедить меня и проверьте себя в том, насколько вы были внимательны к слову при чтении.

Проведем викторину.

Задание:

прочитайте выразительно отрывок, определите героя. Кто это говорит?

/слайд №11/

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки, Дмитрий Ионыч. (Екатерина Ивановна)

Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло без впечатлений, без мыслей.

/Дмитрий Ионыч/

Чей это портрет?

  1. Она похудела, побледнела, стала красивее и стройнее. /Ек. Ив./

  2. «… ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, и уже ходит откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками …, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог…»

/Старцев/.

«Чьи это вещи …»

Задание:

на столе лежат вещи, которые «принадлежат» героям рассказа Чехова «Ионыч». Угадайте, кому и какие? (фонендоскоп, ноты, книга, перо и чернильница, шарады…).

«Отгадай героев»

Задание: из предложенных цитат выбрать те, которые соответствуют

1 вариант – Ек.Ив.

2 вариант – Дмитрию Ионычу.

«Бездарен, - думал он, - не тот, кто не умеет писать новостей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого».

«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! Когда я думал о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным…»

«О, как мало знают те, которые никогда не любили! Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство… Любовь моя безгранична …»

«Это кабинет? Это спальня? А тут что?»

«Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»

«Вы лучший из людей, которых я знала в своей жизни… Я не пианистка, на свой счет я уже не заблуждаюсь и не буду при вас играть, ни говорить о музыке»

«Вы, доктор, не хотите ухаживать за мной, никогда у нас не бываете, я уже стара для вас. Но вот приехала молодая, быть может, она будет счастливее».

«Ну, Котик, сегодня ты играла как никогда, …»

«Умри, Денис, лучше не напишешь».

^ V. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.

Беседа по вопросам:

- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?

- Какие проблемы рассказа являются современными и для нас?

(Проблема духовной деградации личности)

^ Лексическая работа

/слайд № 12/

Деградировать – постепенно ухудшаясь, прийти к выражению.

(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)

- Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовыражения человека)

- Какова основная идея произведения?

(Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!»)

- Назовите композицию.

(Пять глав, каждая имеет свою микротему: жизнь интеллигенции города С /семья Туркиных/ , трудовая деятельность Старцева, неумолимое и быстротечное время, внутренний мир главных героев, власть обывательщины.)

Эти микротемы раскрываются по-чеховски – повторением художественных деталей, которые в каждой главе дополняются новыми оттенками.

Выясним хронологию рассказа.

/слайд № 13/

-Почему две главы рассказывают о двух днях жизни Дмитрия Ионыча Старцева, а три главы – о всей остальной жизни?

- О чём заставляет задуматься фамилия этого героя?

- В чём смысл названия рассказа?

(Показать жизненный путь от Старцева к Ионычу).

^ VI. Осмысление учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения .

Беседа:

- Как вы думаете, не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, что благоприятствовало его перерождению?


/слайд № 14/


^ Работа в группах.

Задания для учащихся.

I группа

Можно ли утверждать, что доктор Старцев изменил своим убеждениям? Если да, то каким именно.

(Сравните 1 и 4 главы: каков духовный мир, каковы взгляды молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева и Ионыча?)


^ II группа

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно его моральное и духовное опустошение.

^ III группа

Какую сюжетно-композиционную роль играет эпизод несостоявшегося свидания на кладбище?

Сравните 2 и 4 главы. Каково поведение героев на двух любовных свиданиях? Почему герои поменялись ролями? Почему любовь оказалась несостоятельной?

^ IV группа (сильная группа)

Приведите примеры с художественными приёмами, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы

б) использование стихов и музыки

в) повтор слов и выражений

г) эмоционально окрашенные слова и выражения.

^ VII. Вывод. Подведение итогов.

/слайд № 15/

Вывод:

Не было сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.


Учитель:

- Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула таких людей, как врачи Кириллов («Врачи») и Дымов («Попрыгунья»).

Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

(высказывание почитательницы:

Рассказ вызывает стремление к непримиримости, сопротивлению среде и обстоятельствам, заставляет задуматься о самом главном - о смысле жизни, о степени личной ответственности каждого перед собой и другими.)

(Высказывание Д.С.Лихачёва)

Д.С.Лихачёв писал: «Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто».

Домашнее задание:

Сочинение – миниатюра

1)«Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?»

2)Продолжите Правила жизни (подбор цитат известных людей или свои мысли).

3)Сравнить рассказ А.П.Чехова «Ионыч» и В.М.Шукшина «Шире шаг, маэстро!»


^ Урок литературы в 11 классе.






Скачать 0,65 Mb.
оставить комментарий
страница1/3
Дата27.09.2011
Размер0,65 Mb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  2
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх