Методические рекомендации «Обучение школьников написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного и прослушанного текстов» (на материале текстов демоверсии 2007 года)  Составители Н. А. Нефедова, Н. А. Петрова, Ю. А. Чадина icon

Методические рекомендации «Обучение школьников написанию сочинения-рассуждения на основе прочитанного и прослушанного текстов» (на материале текстов демоверсии 2007 года)  Составители Н. А. Нефедова, Н. А. Петрова, Ю. А. Чадина


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на тему...
Задачи: выделить этапы анализа текста...
Методические рекомендации по написанию сочинения рассуждения ( 1) на лингвистическую тему...
Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. Для того чтобы усовершенствовать...
Программа и методические указания Для всех специальностей Н. Новгород...
Сочинение- рассуждение...
3 Чтец текстов MaxReader и mp3-плееры...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения...
Методические Указания По чтению текстов по специальности “Философия”...
Пособие незаменимо для учителей, готовящих школьников к егэ...
Методические рекомендации по написанию сочинения Композиция сочинения...
Практический курс перевода (основной язык английский) Код...



скачать

Методические рекомендации
«Обучение школьников написанию сочинения-рассуждения
на основе прочитанного и прослушанного текстов»
(на материале текстов демоверсии 2007 года) 

Составители Н.А.Нефедова, Н.А. Петрова, Ю.А. Чадина

 

Композиция

сочинения

 Алгоритм действий ученика

Вступление

Формулирование

тезиса.

1. Сравнивает 2 текста:

        Определяет основную мысль каждого текста и на этой основе – общую мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты.

        Формулирует общую основную мысль в форме предложения утверждающего характера (предложение-тезис).

Например: Общая мысль, которая объединяет эти два текста, – отношение к природе: умение наблюдать за природой, стараться ее понять и через это научиться любить окружающий нас мир.

^ Использует  разнообразные  грамматические конструкции  и лексическое богатство языка.
Например:

А) Односоставные назывные (номинативные) предложения:
Любовь к природе. Источник радости.
Радостное любование. Созерцание красоты.

Б) Использует ряды однородных членов предложения, передающих постепенное нарастание  значимости (градация) выраженной в тезисе мысли.

^ Основная часть

Аргументация

2. Разворачивает тезис (делает комментарий) на основе художественной информации каждого текста.

Например: В первом тексте автор рассказывает о матери, прожившей жизнь, полную «нужды и горя», но не потерявшей способности видеть в окружающей ее природе «источник радости и исцеляющей силы»…

Второй текст повествует о «секрете постижения красоты», об умении человека «созерцать, исцеляя душу»…

 Интерпретация

3. Интерпретирует основную мысль авторских текстов: выражает собственное отношение к авторской позиции, соглашаясь (не соглашаясь) с мнением авторов или формулируя  свою точку зрения.

Например: Мне очень понравились тексты, потому что… Оба текста произвели на меня большое впечатление.
Я не во всем согласен с автором, так как…

^ Использует разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
А) Предложения с использованием вводных слов, указывающих на последовательность доводов, фактов;
Например: Во-первых, … ; во-вторых, … ; в-третьих, … .
Б) сложноподчиненных предложений с придаточными причины;
Например:  Я разделяю точку зрения авторов… Мне близка точка зрения автора… Позиция авторов убедительна, потому что… .
В) риторического вопроса и ответа на него, возможно использование анафористического повтора;
Например:
Разве можно не согласиться с авторами текстов? Конечно, нет. Они правы, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути её решения. Они правы, убеждая нас в… Они правы, показывая…

Г) пословицы, поговорки, афоризма, цитаты – ссылки на авторитет.

Заключение

Выводы и обобщения.

 4. Делает общий вывод, подводит итог рассуждению.

Авторы (называет их) поднимают в своих текстах актуальную тему, связанную с …
Основная мысль авторов о … (Рассматриваемая авторами проблема взаимоотношений…)  является актуальной в наше время.
^ Использует разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
А) Предложение с попарным соединением однородных членов.
Например: Основная мысль авторов о взаимоотношении человека и природы,  красоты и добра,  гармонии и радости одна из ведущих в русской литературе, в духовных исканиях современного человека.
Б) ^ Предложение с риторическим вопросом:
Например: Всегда ли мы задумываемся об этом?

 

Анализ текста как форма подготовки

к сочинению – рассуждению

 

 

Учитель русского языка и литературы

 I категории Зуевской средней школы

 Мухутдиновой Н. М.

2005-2006 уч. год

Оглавление

 

Введение                                               

Основная часть                                      

1. Анализ текста как форма подготовки к сочинению – рассуждению

2. Форма и методы работы с текстом

3. Сочинение – рассуждение: создание текста о тексте

 Заключение                                            

Список литературы                               

 

 Введение

   Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в     старших    классах, то есть требует творческих усилий как от учеников, так и от учителя.

    Кроме того, что одно из самых актуальных проблем современной школы.

     Во – первых, учебное сочинение вырабатывает у учащихся умение оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования, помогает реализовать способность пишущего к импровизации, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами.

     Во – вторых, работа над сочинением – рецензией требует от учащихся умение найти нужную информацию в тексте, учит самостоятельно формулировать тезис и систему доказательств к нему, обосновывать свое суждение.

    В- третьих, умение писать сочинение – рассуждение – необходимое условие успешной  сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ), в частности, части С.

     В последнее время печатается огромное количество учебно – тренировочных материалов и рекомендаций подготовки к ЕГЭ. Большое внимание к анализу текста на страницах методического журнала «Русский язык в школе», но в них не отражена системная работа по обучению сочинению – рассуждению.

    Цель данной работы: показать этапы работы по совершенствованию навыков написания сочинения рассуждения учащимися старших классов.

    Задачи:

  1) выделить этапы анализа текста;

  2) поделиться опытом работы с текстом как формой подготовки к написанию сочинения – рассуждения;

   3) продемонстрировать некоторые учебно – методические задания по

 написанию сочинения – рассуждения.

    Мною изучена определенная литература по данному вопросу. На мой взгляд, заслуживают внимания и являются большим подспорьем в работе учителя методические разработки Баландиной А. Д. «Обучение анализу художественного текста на уроках  литературы в старших классах», Пермь; ПОИПКРО, 2004 г.; учебное пособие «Работа над текстом: секреты успеха» Л. Р. Дускаевой и И. И. Русиновой, Пермь, 2005 г.

     По комплексному анализу текста пользуюсь рекомендациями статей журнала «Русский язык в школе»: Е. С. Антонова «Тайна текста и секреты методики», Шульгина Н. М. «работа с текстом как средство формирования личности» (№ 3, 2003 г.), Суворова Е. Л. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс» (№6, 2001 г.) и др.

 

                   Основная часть

          1.   Анализ текста как форма подготовки к сочинению- рассуждению.

   Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с 5 класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к 11 классу ориентируются в потоке разнообразных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая из литературных произведений и критических статей.

                       Поэтому особой формой работы в старших классах становится   комплексный урок по изучению имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения.

        В 11 классе перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить анализ текста. На первых уроках обобщения и повторения учащиеся под руководством учителя составили таблицы по типам и стилям текста (записали определения понятий, признаки каждого стиля, каждого типа речи). Дети ведут словари – справочники по

 комплексному  анализу текста. В эту тетрадь позднее были записаны

 не только определения понятий, но и план анализа текста, и отдельные теоретические сведения о заглавии, языковых средствах связи предложений в тексте, художественно – изобразительных средствах.

    Анализ текста включает в себя следующие этапы.

 Определение темы (проблемы) предлагаемого текста. Выделение

 ключевых слов для понимания темы, смысла названия и осознания

 главной идеи текста.

   Как правило, писатели публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним  относятся

прежде всего глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важная проблема экологии и проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь и т. д., над которыми можно бесконечно рассуждать.

Определение идеи (основной мысли)  текста

   Определить основную мысль – значит ответить на вопрос, почему эта тема до сих пор вызывает интерес и отклик у разных авторов.

Определение типа речи – повествование, описание, рассуждение.

«Определить тип речи помогает прием фотографирования»

   В описании говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего – либо (их можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата). В повествовании речь идет о сменяющих  друг друга действиях или событиях (потребуется несколько кадров). В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах, (словом, о том, что вообще нельзя сфотографировать).

      При этом следует помнить, что в рассуждении говорится о вещах

отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях

  о нем; о понятиях, суждениях, чувствах, оценках (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем).

Определение стиля речи.

  Определения стиля речи официально – делового, разговорного, научного, как правило, не представляет трудностей. Чаще всего затруднения возникают при разграничении художественного и публицистического стилей или же публицистического и научно – популярного. В этом случае надо представить речевую ситуацию (о чем, где, с кем, зачем говорится) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован – в журнале или газете (публицистика), научной или учебной литературе (научный стиль), в  художественном произведении (художественный стиль). Важно помнить ведущие стилевые черты, определяющие отбор характерных для стиля языковых средств: для художественной речи это образность и эмоциональность, для научного – точность, логичность и обобщенно – отвлеченный характер информации, для публицистики – сочетание экспрессии и стандарта.

    Будет ошибкой определять стиль по отдельным словам и выражениям, т.к.  одни и те же слова и выражения могут быть употреблены в текстах разного стиля.

   Порядок действий при проведении стилистического анализа может быть таким: Сначала,  опираясь на внеязыковые стили (речевую ситуацию) мы определяем стиль текста, затем, отталкиваясь от ведущих стилевых черт, ищем в тексте языковые приметы данного стиля – характерные для него слова и выражения.

  Анализ лексики.

   Анализ текста предполагает знание основных лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов), умение находить их в тексте и анализировать особенности употребления.

Средства выразительности.

   Как показывает практика, умение определять средства выразительности, которыми пользуется автор текста, - одно из самых сложных заданий.

   Оно предполагает  знание основных языковых средств художественной изобразительности  (эпитета,  сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения и др.),  наиболее  распространенных  фигур речи: анафоры (повторение слов или словосочетаний в начале предложения), антитезы (прием контраста, противопоставление явлений и понятий), градации (расположение слов или выражений по возрастающей или убывающей значимости), оксюморона (сочетание противоположных по значению слов), параллелизма (сходное построение сложных фраз, предложений), риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения, и др.

                            2. Формы и методы работы с текстом.

  Знания о тексте накапливаются у учащихся с 5 класса. И все же учащиеся старших классов испытывают трудности при анализе текста.

   В своей работе с учащимися использую следующие организационные формы комплексного анализа текста.

   Коллективная работа класса.

  Под руководством учителя ученики определяют тему, основную мысль текста, прослеживают развитие мысли в тексте, определяют композиционные построение текста, макро- и микро связи и т. д.

Берем за основу алгоритм анализа, изложенный в методической разработке А. Д. Баландиной (с. 23).

  Анализ текста с помощью вопросов и исследовательских задания. 

    Приведу фрагмент урока – исследования при повторении темы «Частицы».

   На парте у каждого ученика текст Н. И. Сладкова «Скажи, что ты ешь, Ия скажу, кто ты».

 

 

Организую исследовательскую деятельность школьников на основе этого

 текста с помощью вопросов и заданий.

 1) Прочитайте выразительно  текст. Понравился ли он вам? Чем?

 2) Как его можно озаглавить?  (на ребячьих карточках названия текста нет).

 Сравните свое название с  авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?

 3) Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

 4) Сравните два предложения:

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. 

Вот еще – лесная мышь!

- В каком предложении содержание передано  сжато, энергично? Какими средствами?

- Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником?

- В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определять отношение собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла вам узнать о них?

6. Самостоятельный поиск. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице.

7. Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

    Учащиеся сделали следующий вывод: обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного общения собеседникам нужно не просто передать информацию, но и выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие которые не принято употреблять в других стилях.

   Домашнее задание даю также исследовательского характера: подберите тексты разных стилей. Какие частицы употреблены в подобранных вами текстах?

 

    Самостоятельный анализ.

  Для самостоятельного анализа даю ребятам тексты – миниатюры, например,  предложенные Е. Н. Никитиной в статье «Раздумья по поводу комплексного анализа текста» (журнал «Русский язык в школе», № 4, 2001 год, с. 190) . Читаем начало миниатюры М. М. Пришвина:

                   «Грибы тоже ходят»

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин.  В лесу ведь и в  солнечный  день сумерки, а тут еще напала листва и скрывает от глаз серые, красные, желтые шляпки грибов.

  Отвечаем на вопрос: «Какую картину вы мысленно видите, прочитав этот текст? Какие средства языка использует автор в описании ее?», ребята пишут мини – сочинение на лингвистическую тему. Приведу один из вариантов такого сочинения.

  «Прочитав начало миниатюры М. М. Пришвина «Грибы тоже ходят», я представила чудесную картину осени. На память пришли пушкинские строки:

     Дни поздней осени бранят обыкновенно,

     Но мне она мила, читатель дорогой…

  Вижу уже облетевшие березы и голые осинки. Ветер раздел их и сыплет золотые и бурые листья на молодые елочки - «еловый подрост», укрыл ими землю. Вижу «серые, красные, желтые шляпки грибов». Сколько цветов у осени! А какие необычные сравнения находит Пришвин: листья березы он сравнивает с золотыми монетками, а листья осины – с красными медалями. И хотя осень на исходе, «глубоко продвинулась», она радует глаз и греет душу»

                                                                                        (Гульнара К.)

 Дискуссия. Устные высказывания учащихся.

  Например, читаем текст – отрывок из произведения А. С. Пушкина «Арап Петра Великого». Задание: Какое из названий текста вы считаете более  удачным?

 1. Неожиданный визит.  2. Приезд царя Петра.   3. На обеде.  

 4. Сватовство.

Аргументируйте свой ответ.

    Интерес учащихся вызывает такой вид работы как редактирование текста.

  Организую работу учащихся по группам.

  Задание 1 группе. Вы редактор местной газеты. Исправьте ошибки: Употребление слова в несвойственном ему значении.

  Задание 2 группе. Отметьте нарушения норм. Исправьте ошибки.

  Задание 3 группе. Отметьте нарушения морфологических норм. Исправьте ошибки, где это необходимо.

 Творческая работа

  Продолжите текст:

    Русский язык чрезвычайно богат. Задумывались ли вы над тем, ч чем проявляется богатство нашего языка?

 Интегрированный урок.  

Сдвоенный урок (русский язык и литература)  в 8 классе по рассказу К. Г. Паустовского «Снег» позволил провести анализ текста по литературоведческом и лингвистическом уровнях: исследовалось

восприятие рассказа детьми, выявлялись наиболее существенные признаки произведения, способные обострить внимание учащихся к художественному слову, к творчеству писателя.

 Лабораторная работа  формирует навыки правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения. При проведении лабораторных работ опираюсь на разработки Н. Н. Бураевой. Приведенные в журнале «Русский язык в школе», №1, 2005 г.

  Рассмотрим содержание лабораторной работы по теме «Стилистика как лингвистическая дисциплина. Характеристика текста: сфера применения, функция речи, характерные для стиля языковые и речевые средства».

  Цели: 1) систематизировать знания учащихся по стилистике;

              2) научить анализировать текст разных стилей. Пользуясь планом анализа, определяя стилевые черты текста, жанр,  стиль;

         3) научить создавать текст определенного стиля на заданную тему.

                 Ход выполнения лабораторной работы.



Вид деятельности учителя

Вид деятельности учащихся

1

Оргмомент.  Целеполагание.

При ответе на данные вопросы учащиеся пользуются теоретическим материалом учебного пособия  А. И. Власенкова, А. М. Рябченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 «

2

Актуализация опорных знаний (стилистика, речевые жанры, стилевые черты речи). Проверка домашнего задания.

1. Что изучает стилистика?

2. На какие группы делятся стили речи? Какие языковые особенности характерны для этих стилевых групп?

 

3. Каким стилем речи вы воспользуетесь, готовя доклад, реферат, сообщение?

4. Назовите алгоритм, позволяющий определить стилевую принадлежность текста?

3

Выборочная проверка знаний и умений по составлению сравнительной таблицы, отражающей основные черты книжных стилей.

Составление сравнительной таблицы: «Основные черты книжных стилей»

4

Практическая часть. Цель – определение стилевой принадлежности текста, составление текста определенного стиля. Для каждого ученика готовится карточка с текстом.

Выполнение заданий по карточкам: прочитайте тексты, определите их жанр, принадлежность к тому или иному стилю, укажите ведущие стилевые черты, проведите исследовательскую работу – анализ данных текстов. Письменно оформите свои наблюдения.

 

 Сочинения – рассуждения: создание текста о тексте.

     

8) соблюсти последовательность изложения;

9) продемонстрировать богатство своей речи;

      Затем отрабатываем написание вступления, основной части и заключения сочинения. Предлагаю учащимся несколько разновидностей введения, заключения, рекомендованные И. И. Русиновой (2). Путем тренировочных упражнений  учимся писать вступление, заключение, основную часть сочинения.

    Назову некоторые учебно – методические задания, которые использую в своей практике.

1. прочитайте текст и нижеуказанный  к нему план. Сверьте пункты плана с текстовой информацией.

2. Попробуйте сформулировать эмоционально оценочное вступление к своему рассуждению – сочинению по данному тексту.

3. Кратко ответьте на поставленные вопросы. Ответы запишите.

    - Как  можно озаглавить данный текст?

    - Какие проблемы затронуты в тексте?

    - Какая основная идея писательского высказывания?

    - Выразите свое отношение к теме, которая волнует автора.

4. Какое утверждение неверно (или соответствует) с точки зрения Рассуждение это словесное изложение, разъяснение,  подтверждение какого – либо мысли. Чтобы убедить другого в чем – либо, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым автор не согласен.

      Рецензия – жанр, цель которого – разбор и оценка произведения. Сочинение – рецензия в текстах ЕГЭ направлено на оценку предложенного текста и требует выражения отношения читателя к тому, что и как написано, в чем он согласен с автором и в чем не  согласен. Рецензия – это письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку, поэтому надо знать не только основные требования, предъявляемые тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

   Иными словами, сочинение – рассуждение в форме отзыва, рецензии, эссе – это текст о тексте, его критический анализ и его оценка.

    Именно с повторения и уяснения выше изложенных  данных начинается работа по подготовке написания сочинения – рассуждения.

     На одном из первых уроков в 10 классе даю общие рекомендации (памятку) по написанию сочинения рассуждения, которую учащиеся записывают на первую страницу тетради.

     Чтобы написать сочинение – рассуждение, необходимо:

1) четко определить тему (проблему) предлагаемого текста;

2) показать актуальность темы (проблемы);

3) понять и полно отразить основные мысли предложенного текста;

4) указать авторскую позицию в исходном тексте;

5) проанализировать языковые и изобразительно- выразительные средства;

6) сделать общую обоснованную оценку предложенного текста;

7) выразить и аргументировать личностную позицию;автора?

5. Какие проблемы поставил в своем тексте автор? Какие доводы приводит автор? К какому выводу он приходит? Ответы запишите.

6. Прочитайте речевые клише, помогающие оформить анализ средств выразительности. Какие клише можно использовать для анализа художественного стиля, а какие для публицистического? и др.

   Положительные результаты, на мой взгляд, приносит взаимопроверка сочинений – рассуждений учащихся в соответствии с критериями оценки ЕГЭ части С. Она позволяет увидеть сильные стороны и недостатки работ и нацелить учащихся на правильные установки при выполнении подобного задания.

Заключение.

   Обучение сочинению – рассуждению на основе публицистического текста в старших классах является важным компонентом общей тенденции гуманитаризации  образования, усиления творческого, исследовательского характера в системе  преподавания русского языка.

    Внимание к проблемам анализа текста вызвано и сегодняшней необходимостью: подготовить учащихся к успешной сдачи ЕГЭ. Это возможно при условии системной работы над анализом художественных и публицистических произведений. Как показывает практика, бессистемная работа дает незначительный результат: не возникает ощущения отработанности  учебных навыков.

   Первый этап этой работы – научить учащихся понимать смысл и оценивать форму исходного текста. Второй этап – выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.

  Следует, наконец, отметить, что работа по обучению написания сочинения – рассуждения оказывает положительное влияние на профессиональное совершенствование самого учителя. Чтобы научить учащихся рецензированию, учитель должен сам владеть этими навыками, что предполагает дальнейшее самообразование, влияет на повышение педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой разработке уроков и позволяет на этой основе достигать более качественных знаний и развития учащихся.

       Пред учителем – словесником встает извечная проблема: как научить учащихся создавать текст на том крошечном промежутке времени, которое отведено учебными планами на уроки русского языка (1 час в неделю). Думается,  что в решении этой проблемы может помочь элективный курс «Анализ текста» (см. приложение к данной работе).

Список литературы

1. Баландина А. Д. «Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах», Пермь, 2004 г.

2. Дускаева Л. Р., Русинова И. И. «Работа над текстом: секреты успеха», ПОИПКРО –Пермь,  2005 г.

3. Капинос В. И., Пучкова Л. И. « Единый государственный экзамен», Интеллект – Центр, 2004 г.

4. Журнал «Русский язык в школе», № 2, 2002 г.

  Антонова Е. С. «Тайна текста и секреты методики».

5. Журнал «Русский язык в школе», № 3, 2003 г.

  Шульгина Н. М. «Работа с текстом как средство формирования личности».

6. Журнал «Русский язык в школе», № 6, 2001 г.

  Суворова Е. л. «Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс».

     Приложение

 Элективный курс «Анализ текста»

 Пояснительная записка

   Главная задача языкового образования – формирование у  учащихся коммуникативной компетенции. А поскольку текст является высшей единицей коммуникации, умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать и умение самим порождать текст – необходимое условие современной научно – производственной и общественной деятельности выпускника школы.

    Данный элективный курс на 18 часов рассчитан на учащихся старших классов основной школы и может быть использован для предпрофильной подготовки. Содержание программы направлено не на ориентацию  

какого – либо профиля учащихся, а на развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного высказывания, на формирование у школьников речевой культуры.

Задачи курса:

·        Систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;

·        Познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике;

·        Научить анализировать смысловую и логико –  композиционную структуру текста;

·        Развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность;

·        Научить  самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно – тематического типа;

·        Развивать творческие способности учащихся.

 Курс предполагает лекции – беседы с текстами художественного и публицистического стилей, организацию практических занятий, выполнение исследовательских заданий.

   Формы итоговой отчетности – творческая работа, написание рецензии на текст публицистического стиля.

 Содержание курса.

Тема 1. Введение. Речевая коммуникация  и  ее  виды.

Тема 2. Виды текста. Понятие текста. Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте.

Тема 3. Тема. Основная мысль текста. Микротемы.

Тема 4. Типы речи. Понятие о типе речи как способе изложения. Повествование, описание, рассуждение. Основные требования к тексту – рассуждению.

Тема 5. Стили текста. Основные признаки. Публицистического стиля речи. Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи. Художественный стиль речи, средства художественной выразительности.

Тема 6. Смысловой анализ текста. Информационный центр. Выводы и обобщения.

Тема 7. Языковой анализ текста. Художественно – изобразительные средства языка. Тропы. Фигуры речи.

Тема 8. Комплексный анализ текста.

 Тематическое планирование

 

Тема занятия

 

срок

1

Введение. Речевая коммуникация и ее виды.

-Запись лекции учителя.

 

2

Понятие текста. Основные признаки текста.

-Работа с учебником.

-Анализ образцов текстов.

 

3

Способы связи в тексте.

-Анализ текстов с точки зрения средств и способов связи.

 

4, 5

Тема, основная мысль текста. Микротемы.

-Тренировочные упражнения. -Минисочинения.

-Деление текста на микротемы.

 

6

Понятие о типе  речи как способе изложения.

-Беседа. Ответы на вопросы.

-Практическое занятие: определить тип речи.

-Чтение текстов.

-Сочинение-описание.

 

8, 9

Тексты –рассуждения.

-Работа с текстом. Составление плана.

-Исследовательская работа.

-Творческая работа:

составление текста-рассуждения.

 

10

Стили текста. Публицистический стиль.

-Запись лекции учителя.

 

11

Средства выразительности в публицистическом стиле.

-Лабораторная работа

 

 

12

 

Художественный стиль.

 

-Работа с литературоведческими словарями и справочниками.

 

13

Смысловой анализ текста.

-Работа с текстом: составление плана.

 

14,15,16

Языковой анализ текста.

- Работа со словарями, справочной литературой

-Анализ поэтического текста

-Выразительное чтение.

 

17,18

Комплексный анализ текста.

-Сочинение – рецензия на предложенный текст.

 



 Литература

1. Баландина «Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах», Пермь. ПОИПКРО. 2004 г.

2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.», М.; Просвещение, 2000 г.

3. Дускаева Р. Р., Русинова И. И. «Работа над текстом: секреты успеха», ПОИПКРО, 2005 г.

4. Капинос В. И. и др. «Развитие речи: теория и практика», М.; 1991 г.

 

 Основные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения в соответствии с заданием части С  ЕГЭ

      В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должны присутствовать следующие обязательные содержательные разделы:
      1. Общая характеристика темы и проблематики текста. Выделение одной из проблем и ее развернутый комментарий.
      2. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
      3. Выражение собственной позиции выпускника и ее аргументация.
      Анализ речевого оформления исходного текста и используемых в нем языковых средств выразительности также может быть выделен в особый раздел сочинения-рассуждения. Однако, если это специально не оговаривается в задании, наблюдения над языковыми особенностями текста могут быть включены в те композиционные части сочинения, в которых рассматриваются проблематика текста и позиция автора.
      Необходимость особой подготовки каждого из названных содержательных разделов сочинения-рассуждения определяет специфику организации работы по выполнению творческого задания части С ЕГЭ по русскому языку и основные этапы этой работы.

Внимание! К созданию сочинения-рассуждения следует переходить только после выполнения содержательно-языкового анализа исходного текста, в результате которого уже определены тема текста, его идейный смысл и проблематика.

      I этап. На данном этапе работы на основе материалов, полученных в результате многоаспектного содержательно-языкового анализа исходного текста, необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся темы текста (о чем этот текст? чему он посвящен?) и его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте.

Помните!
Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.

      Далее следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно обдумать ее формулировку и прокомментировать данную проблему.

Помните!
Комментарий к проблеме — это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.

      Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом. Вместе с тем в качестве комментария не следует давать простой пересказ текста или какой-либо его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.

Внимание! Создание собственного текста и его хорошее языковое оформление представляют собой достаточно трудные задачи. Поэтому уже начиная с первого этапа работы над текстом сочинения следует помнить о его грамотном и выразительном языковом оформлении. Для этого подойдут некоторые клишированные фразы, которые могут быть использованы в разных частях текста сочинения.

      ^ Для характеристики темы текста, его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:
      В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема...
      Тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)...
      В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)...
      Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос...
      На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...
      В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...
      Почему мы не всегда обращаем внимание на...
      Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как...
      Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как...
      Актуальность публикации обусловлена тем, что...

      II этап. Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике.

Помните!
1. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
2. Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи.
3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.

Внимание! Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

      ^ Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
      Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...
      По мнению автора, ...
      Автор считает, что...
      Публицист убежден в том, что...
      Автор заставляет задуматься о...
      Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...
      Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что...
      Автор всерьез обеспокоен...
      Авторскую позицию нельзя считать отстраненной...
      Авторскую позицию нельзя не увидеть в...

      III этап. Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором). Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному (или отношение к прокомментированной проблеме), обосновать его и сделать соответствующие пометы в черновике.

Внимание! Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях.

      Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми, представляя собой отдельные предложения, и развернутыми, состоящими из нескольких или даже многих предложений.
      ^ Аргументы, основанные на жизненном опыте, предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной).
      Аргументы, основанные на читательском опыте, предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
      В том случае, если в качестве аргументов приводятся факты из жизни, необходимо, чтобы это были не какие-то зарисовки из бытовой жизни, а продуманные наблюдения. Если в качестве доказательств используется материал художественной литературы, необходимо правильно, без искажений и по возможности кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно.
      ^ При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
      Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно...
      Я часто задумываюсь над...
      По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как...
      Можно согласиться с автором...
      В целом я согласен с автором текста, однако...
      Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
      Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
      Не во всем можно согласиться с автором текста...
      Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, ..., с другой стороны...
      Не вызывает сомнения...
      Меня особенно тронуло...
      Меня привлекает в этом тексте...
      Меня взволновало...
      Нельзя остаться равнодушным при...
      Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых... Во-вторых... В-третьих...
      В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства...
      Доказательством этой мысли может служить тот факт...

      IV этап. Отдельным этапом работы над сочинением-рассуждением может быть специальный анализ языковых особенностей исходного текста и роли средств выразительности, используемых для передачи идейного смысла текста и авторской позиции.
      Проводя такой анализ, необходимо:
      а) отметить наиболее характерные языковые особенности избранного автором стиля речи (например, сочетание экспрессивной и оценочной лексики с лексикой книжной в тексте публицистического стиля или использование слов-терминов при отсутствии слов разговорных и эмоционально-оценочных в тексте научного стиля);
      б) выявить средства языковой выразительности, выбранные автором из множества возможных (например, метафоры, сравнения, именительный темы, ряды однородных членов, экспрессивные повторы и т. д.);
      в) определить роль данных языковых средств в тексте (например, придают точность и ясность высказыванию, делают речь более яркой, образной, эмоциональной; используются для передачи авторского отношения к предмету речи, авторской оценки и т. д.).
      Найденные средства языковой выразительности следует записать в черновике вместе с примерами и комментариями. (Для чего используется данное языковое средство?)
      ^ При характеристике изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте, и их роли уместны будут следующие речевые обороты:
      В своем тексте автор умело использует...
      Особую выразительность (экспрессивность, эмоциональную яркость) тексту придают...
      Ведущую роль среди изобразительно-выразительных средств в данном тексте играют...
      Именно благодаря... мы понимаем, что...
      Красочный прием... не просто усиливает выразительность, но и...
      С помощью используемых автором выразительных средств языка... создается яркий (живой, светлый, запоминающийся, наглядный, типичный, прекрасный, обобщенный) образ...
      С помощью... создается комический эффект.
      Подчеркнуть... автор пытается с помощью...
      Данный прием помогает автору более точно (ярко, убедительно) выразить свою позицию (точку зрения, мысль, мнение)...
      Данные приемы... применяются для того, чтобы придать рассуждениям автора убедительность (выразительную силу, неповторимую образность)...
      В результате использования... возникает новое смысловое качество...
      Автор подбирает средства как наиболее подходящие (выразительные, органичные)...
      Достаточно прочитать... и ты сразу оказываешься (ощущаешь, чувствуешь)...
      Прием... становится важнейшим в художественной системе...
      Автор текста — настоящий (большой, талантливый, выдающийся, замечательный, гениальный) писатель (мастер слова, художник слова, мастер пейзажа).

      V этап. После того как на черновике подготовлены материалы для всех основных содержательных разделов сочинения-рассуждения, следует продумать композицию экзаменационной работы, ее речевое оформление (с чего начать? О чем говорить в основной части работы? Как закончить сочинение? Какие языковые средства использовать в работе, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?) и написать связный текст.

Внимание! При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.

      Наиболее простым вариантом композиционного оформления сочинения-рассуждения является объединение в единый связный текст подготовленных на черновике материалов по основным содержательным разделам работы, касающимся: а) темы и проблемы текста; б) позиции автора по выделенным проблемам; в) личностной позиции выпускника и ее аргументации. При этом материалы по первому и последнему разделам могут выступать как вступление и заключение сочинения-рассуждения и оформляться с помощью соответствующего абзацного членения.
      Однако возможно и иное построение творческой выпускной работы, предполагающее другую последовательность расположения содержательных частей сочинения-рассуждения, различные варианты их объединения, а также наличие специального вступления и заключения.

Начало сочинения

      Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена по-разному. Чаще всего она прямо связывается с определением темы и проблематики исходного текста.
      В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
      а) собственно определение темы текста;
      б) формулировку его основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;
      в) изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста;
      г) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста;
      д) лирическое размышление, связанное с темой текста.
      Вступительная часть сочинения-рассуждения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала». («...Так завершается статья, очерк, рассказ».)

Помните! Сочинение (особенно по художественному и художественно-публицистическому текстам) нежелательно начинать с фраз типа «Темой текста является...», «В этом тексте говорится...», «Основными проблемами текста являются...» и др.

      В тех случаях, когда уже в самом начале сочинения определяется тема и проблематика исходного текста, можно использовать некоторые стилистические фигуры, например именительный представления, риторические восклицания, риторические вопросы, вопросо-ответную форму изложения и т. д.:
      а) Талант... Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за самые простые действия, часто — в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в сути понятия «талант» вместе с автором.
      б) Книга... Может ли человечество обойтись без нее в век электроники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы на эти вопросы мы найдем в статье...
      в) Детство! Кто не знает фразу «Все мы родом из детства»? Кто не вспоминал с теплым чувством свои первые шаги в мир?
      г) Родная природа... Что она значит для нас? Для кого-то — святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то — только источник обогащения.

Внимание! Вступление к сочинению-рассуждению может быть небольшим (3—5 предложений). Используемые во вступлении к сочинению синтаксические фигуры по содержанию должны обязательно соотноситься с темой и проблематикой исходного текста.

Завершение сочинения

      Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
      Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
      а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например:
      Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность — это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;
      б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:
      Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;
      в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:
      Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля — это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля — мать, чужая — мачеха»;
      г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека, соответствующее основной идее сочинения и подтверждающее справедливость мнения его автора), например:
      «Солнце спрятано в каждом!» — писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.

      VI этап. Заключительным этапом создания сочинения-рассуждения является проведение корректорской правки подготовленной творческой работы. Теперь следует внимательно перечитать написанное и в случае необходимости внести исправления, касающиеся композиции текста, логичности и последовательности изложения, возможных фактических, логических, орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов.




Скачать 320,55 Kb.
оставить комментарий
Дата27.09.2011
Размер320,55 Kb.
ТипМетодические рекомендации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх