Пояснительная записка с 1998 года в лицейскую учебную практику были введены специальные семинары как особый вид профильной подготовки и в то же время как новая для школьного образования форма сотрудничества между преподавателем и учащимся. icon

Пояснительная записка с 1998 года в лицейскую учебную практику были введены специальные семинары как особый вид профильной подготовки и в то же время как новая для школьного образования форма сотрудничества между преподавателем и учащимся.



Смотрите также:
Тип программы: авторская вид: развивающая возрастной диапазон: от 6 до8 лет форма обучения:...
Книга "Русская трагедия"...
Рабочая учебная программа по информатике для 10-11 классов. Пояснительная записка...
Пояснительная записка...
Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс Пояснительная записка...
Рабочая программа по истории Древнего мира, 5 класс Пояснительная записка...
Просветительные программы в Эрмитаже 77 Глава III...
Аннотированный каталог российских Интернет ресурсов...
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 3 классе...
Основная образовательная программа основного общего образования Пояснительная записка...
Программа комплексного курса подготовки к школе в Школе будущего первоклассника моу лицей №22...
Программа специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости...



скачать
Пояснительная записка

С 1998 года в лицейскую учебную практику были введены специальные семинары как особый вид профильной подготовки и в то же время как новая для школьного образования форма сотрудничества между преподавателем и учащимся. Пояснительная записка – это обобщение продуктивного опыта, полученного путем апробирования разных форм работы.

Система обучения в Томском гуманитарном лицее традиционно сочетает в себе базовую предметную подготовку со специальной профильной частью гуманитарного образования. За годы существования лицея были отработаны и внедрены в учебно-педагогическую практику такие формы преподавания, которые способствуют не только активизации познавательной деятельности учащихся, но и создают мотивационную базу для выбора профессии и сознательной ориентации в будущей сфере деятельности. Специальные семинары направлены на расширение и углубление представлений учащихся об историко-литературном процессе, имеют признаки самостоятельной научной работы, т.е. значительно превышают уровень школьного гуманитарного образования.

Необходимый уровень научного образования учащихся призваны сформировать именно семинары, которые активизируют самостоятельный научный поиск, системное мышление, культуру работы с текстом и важные принципы научной корректности: умение оперировать литературоведческими понятиями, использовать разные приемы работы при анализе текста, а также вести научную полемику, отстаивать собственные научные обретения.

Следует отметить, что спецсеминар не есть механически перенесенная из вуза в практику школьного образования форма. Если в вузе семинар выявляет возможности научного мышления, аналитические способности и интеллектуальный уровень студента при работе над курсовыми и дипломными исследованиями, а равно и научные приоритеты студента, то работа в лицейском спецсеминаре не имеет очевидного и явного итогового смысла и прямого влияния на документ об образовании. С/с формирует навыки научного мышления, вырабатывает в конкретной практике анализа системное мышление и означает непосредственное вхождение в методологию научного анализа. Из вузовской практики с/с заимствует принцип свободного выбора предмета, преподавателя и сферы научных интересов.

Успешной работа в с/с может считаться в том случае, если учащийся выполнил исследование на избранную тему, выступил на научной конференции с докладом, показал во время обсуждения доклада высокую степень владения материалом, широкую осведомленность по данной проблеме, культурный и научный кругозор и продемонстрировал умение вести научную дискуссию. Тезисы доклада публикуются по решению научно-методического совета лицея в сборнике материалов научно-практических конференций «Лицейские чтения».

Гуманитарный профиль лицея актуализировал и активизировал работу с/с, теперь в научную работу вовлекаются не только старшекурсники, но и учащиеся первого курса, определяющие будущую специализацию. Помимо первоначальных навыков научной работы, с/с дает учащимся возможность самостоятельной работы с библиографией, формирует научный стиль, развивает мышление, активизирует интеллектуальные возможности, пробуждает познавательную активность, словом, позволяет учащимся совершить качественный скачок в освоении не только избранного материала, но и в постижении научных проблем вообще.

Выполненные в с/с работы – это ни в коем случае не рефераты, даже элементы реферирования чужих трудов считаются недопустимыми. Доклад в с/с - самостоятельное научное исследование, соответствующее принципам научной новизны и актуальности. Такого рода установка на самостоятельность определяется научным руководителем семинара в начале работы и соблюдается затем неукоснительно. Задача научного руководителя семинара состоит в последовательной работе по формированию навыка самостоятельного научного мышления.

По мере работы над докладом определяется и стиль научного изложения, который молодой ученый обязан отличать от стиля критической статьи или публицистического высказывания. Кроме того, учащиеся постепенно приходят к мысли, что предисловия и послесловия к разного рода изданиям – это не исследовательский материал. Иначе говоря, работа в с/с сопряжена с осознанием ценности того или иного исследовательского либо критического текста и выработкой на основании прочитанного и освоенного материала своей научной и мировоззренческой позиции

Разумеется, работа с/с должна быть ориентирована на научные интересы руководителя, но не дублировать тему диссертационного исследования, а отражать степень осведомленности руководителя в современном состоянии науки.

Постановка научной проблемы специального семинара «Иронические аспекты русской литературы» уже по определению принадлежит к ироническому плану литературы и требует научной разработки. В то же время иронический модус литературы сам по себе является проблемой; изъять из достаточно большого временного и культурного периода развития литературы иронические аспекты – это задача руководителя с/с. Чем шире научные интересы преподавателя и степень его осведомленности в проблеме, тем значительнее научный поиск. Выбор тем всегда должен быть достаточно широк, должен охватывать интересы детей и руководителя.

Прежде чем начнется собственно работа над темами, участники спецсеминара должны пройти через несколько важных этапов, имеющих подготовительный смысл.

Работа в с/с начинается в сентябре (приблизительно вторая неделя занятий) с обозначения его проблематики и определения примерных тем научных докладов. Сохраняя пределы своих научных пристрастий, руководитель не должен настаивать на неизменности предложенных тем. Учащимся предоставляется возможность свободного выбора аспекта исследования, поэтому примерные темы именуются «рабочими» до формирования окончательной концепции. Концепция работы формулируется самим научным руководителем, но на основании исследовательской работы, которую уже проделал учащийся в процессе анализа того или иного художественного текста.

Первые недели работы с/с заняты 1) определением проблемы будущей работы; 2) ознакомительными лекциями руководителя. Во время лекций выстраивается структура работы, ее основные части, определяются принципы актуальности и новизны научного исследования, объясняется порядок работы, приемы подхода к материалу. Важнейшей содержательной частью лекций становится ознакомление с разными принципами эстетического анализа текста – от исторической поэтики до рецептивной – методология работы. Знакомство с понятийным рядом разных типов поэтики, с приемами анализа различных филологических школ вооружает молодых исследователей тем инструментарием, с которым они и начинают постижение произведения. Это одновременно и теоретическая база, и конкретный аппарат анализа текста. Необходимо дать учащимся не просто понятия и имена выдающихся литературоведов различных филологических школ, как русских, так и зарубежных (грамотный филолог должен знать труды А. Веселовского, М. Бахтина, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, Б. Руднева, В. Топорова, С. Аверинцева, Дерриды, М. Фуко, Р. Барта и т.д.), но и познакомить детей с особенностями научной деятельности разных филологических школ, от исторической поэтики А. Веселовского до Тартуской структурно-семиотической школы и герменевтики. При чтении лекций ознакомительного порядка задача руководителя не подавить учащихся собственным интеллектом, не поразить их обилием имен и количеством филологических школ, но в доступной детскому сознанию форме показать пространство научного поиска, открывающиеся возможности анализа и постижения глубин художественного текста. Следовательно, речь идет не только о формирующейся во время лекций необходимой филологической эрудиции и культуре, но и широте научного подхода к любой проблеме. Пожалуй, главное, чему учит с/с, - способность мыслить широко и ассоциативно; чем больше начитанность, тем шире ассоциативный круг, тем интенсивнее самостоятельный анализ текста.

В то время как начитываются лекции, т.е. дается методология работы, учащиеся выбирают тему будущего доклада. Для этого им предлагается не просто выбирать имена и произведения по принципу «знаю/не знаю, а потому и выбираю», но именно читать те произведения и тех авторов, с кем они до сих пор не были знакомы; это тоже во всех отношениях полезно, т.к. дает возможность сознательного выбора будущего материала для исследования. Кроме того, во время работы семинара учащиеся должны посещать библиотеки - залы каталогов и читальные залы в Научной библиотеке ТГУ (у лицея есть договор с научной библиотекой: в течение учебного года, исключая сессионное время, наши дети работают в библиотеке ТГУ) и библиотеке им. А. Пушкина, это необходимо для выработки навыка работы с систематическим, алфавитным и электронным каталогами, для приобретения поисковых навыков, умения подбирать нужную литературу.

Приблизительно со второго учебного периода начинается собственно работа над темой. Несмотря на то, что все участники с/с в обязательном порядке соблюдают необходимый канон, форму работы (введение, основная часть, заключение), работа вполне может идти не по порядку, а соответствовать мере написания. Так вполне допускается, что введение может быть написано вообще в последнюю очередь, после основной части и заключения.

По мере поэтапной работы над темой (от введения к собственно анализу) формируется и концепция работы, ее аспектность. Как правило, концепция является обретением самого автора работы, руководитель помогает в ее терминологическом определении, научном усилении. За учащимся остается выбор методологии анализа, как правило, это бывает комплексный метод исследования, сочетающий в себе разные методики и принципы анализа текста.

Каждая написанная часть работы прочитывается участниками с/с, т.е. выносится на коллективное обсуждение (три-четыре выступления на одно занятие). С учетом всех сделанных замечаний и приемлемых предложений работа продолжается до того момента, пока не будет закончена. Тогда вся работа прочитывается в с/с., обсуждается особенно внимательно по всем позициям и спорным вопросам. Это последнее обсуждение – по сути «репетиция» выступления на конференции.

Возможности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения такому предмету, как литература, ограничены своеобразием предмета как вида искусства, формы словесного творчества. Родовой признак литературы – письменное слово, вербализованная мысль, заключается, в первую очередь, в книге, но включено и в сеть Интернет в виде статей, публицистических выступлений, частей монографий. Все возможности сети активно используются детьми при подготовке к разного рода занятиям, к практическим, семинарским занятиям, коллоквиумам, зачетам и экзаменам. Единственное требование, которое предъявляется участникам семинара – отсутствие анонимности источника, абсолютная необходимость сносок в работах различного порядка. Это признак культуры чтения, научной корректности и культуры вообще. В списке литературы к докладам спецсеминара указываются все Интернет-издания.

Работа в специальном семинаре – это технология и одновременно апробированный уникальный проект, практически реализующий научно-исследовательские потенции детей школьного возраста. Эти возможности велики, что показывают и результаты. Однако литературоведческий доклад, заключенный в пределы компьютерной презентации, неизбежно теряет главную свою особенность – звучащее слово, заменяемое показом. Самое эффективное использование информационно-коммуникационных технологий – Интернет-общение с участниками специального семинара. Поскольку двух часов в неделю явно недостаточно для полноценной работы, в семинаре используются возможности e.mail-переписки: написанные части докладов, подготовленные к публикации тезисы участники семинара присылают на электронный адрес руководителя для правки и корректировки. Кроме того, раз в неделю в режиме реального времени назначаются интерактивные консультации по проблемам докладов. Это исключительно эффективная технология коммуникации.

^ Основное содержание

План работы

Основные принципы работы спецсеминара в 2009-2010 учебном году

Лекции ознакомительного характера: а) структура курсовой работы; б) методология; в) приемы и принципы анализа художественного текста.

Проблема иронии в русской литературе различных культурных эпох:

  • романтическая ирония;

  • соотношение иронии и пародии в художественном тексте;

  • пародийный и пародический текст;

  • иронический аспект в концепции мира и человека.

Примерные темы докладов на 2009-2010 гг.

1. Ироническая картина мира в повестях О.И. Сенковского («Фантастическое путешествие барона Брамбеуса» и др.)

2. Своеобразие стилевой системы в романах А. Вельтмана

3. Смеховый модус в поэзии М.Ю. Лермонтова

4. Игровой субстрат в драматургии Н.В. Гоголя

5. Иронический смысл классического сюжета (по романам «фандоринской серии» Б. Акунина «Азазель», «Левиафан», «Любовница смерти», «Алмазная колесница» - романы на выбор)

6. Герой и «злодеи»: ироническая оппозиция героев «фандоринской серии» романов Б. Акунина

7. Тема и судьба «маленького человека» в «фандоринской серии» романов Б. Акунина

8. Корреляты времени в «магистерской серии» романов Б. Акунина «Алтын-Толобас», «Внеклассное чтение», «Квест», «Сокол и ласточка» (романы на выбор)

9. Иронические образы и мотивы Ф.М. Достоевского в романе Б. Акунина «Пелагия и черный монах»

10. Литературоцентризм романа Б. Акунина «Ф.М.»

11. Имплицитный и эксплицитный авторы романа Б. Акунина «Сокол и ласточка»

12. Жанровые клише «энтомологической» серии Б. Акунина

13. Типология героев «энтомологической» серии романов Б. Акунина «Шпионский роман», «Фантастика», «Детская книга»

14. Ономастика романов «энтомологической» серии

15. Жанровые традиции и «местный колорит» в книге Б. Акунина «Нефритовые четки»

16. Композиционные приемы в книге Б. Акунина «Нефритовые четки»

17. Культурные клише в проекте Б. Акунина «Смерть на брудершафт»

18. Нарратор и герой в романе-кино Б. Акунина «Смерть на брудершафт»

19. Орнитология романа Б.Акунина «Сокол и ласточка»

20. Функции «чужого текста» в романе Т. Толстой «Кысь»

21. Парадигма «Восток/Запад» в романе Т. Толстой «Кысь»

22. Образ Пушкина в романе Т. Толстой «Кысь»

23. Нарративная ситуация в книге А. Терца «Прогулки с Пушкиным»

24.Образ писателя в книге А. Терца «В тени Гоголя»

25. Личность творца в книге Ю.В. Манна «Гоголь. Труды и дни»

26. Репрезентация собак: ироническая мифологема современной литературы

27. Монстры и нелюди в современной русской литературе

28. Готическая эстетика и литературная этика в романах В. Сорокина и В. Пелевина

Примерные темы докладов на 2010-2011 гг.

1. Ироническая картина мира в повестях О.И. Сенковского («Фантастическое путешествие барона Брамбеуса» и др.)

2. Своеобразие стилевой системы в романах А. Вельтмана

3. Смеховый модус в поэзии М.Ю. Лермонтова

4. Игровой субстрат в драматургии Н.В. Гоголя

5. Иронический смысл классического сюжета (по романам «фандоринской серии» Б. Акунина «Азазель», «Левиафан», «Любовница смерти», «Алмазная колесница» - романы на выбор)

6. Тема и судьба «маленького человека» в «фандоринской серии» романов Б. Акунина

7. Корреляты времени в «магистерской серии» романов Б. Акунина «Алтын-Толобас», «Внеклассное чтение», «Квест», «Сокол и ласточка» (романы на выбор)

9. Иронические образы и мотивы Ф.М. Достоевского в романе Б. Акунина «Пелагия и черный монах»

10. Литературоцентризм романа Б. Акунина «Ф.М.»

11. Имплицитный и эксплицитный авторы романа Б. Акунина «Сокол и ласточка»

12. Жанровые клише «энтомологической» серии Б. Акунина

13. Типология героев «энтомологической» серии романов Б. Акунина «Шпионский роман», «Фантастика», «Детская книга»

14. Ономастика романов «энтомологической» серии

15. Жанровые традиции и «местный колорит» в книге Б. Акунина «Нефритовые четки»

16. Композиционные приемы в книге Б. Акунина «Нефритовые четки»

17. Культурные клише в проекте Б. Акунина «Смерть на брудершафт»

18. Нарратор и герой в романе-кино Б. Акунина «Смерть на брудершафт»

19. Орнитология романа Б.Акунина «Сокол и ласточка»

20. Функции «чужого текста» в романе Т. Толстой «Кысь»

21. Парадигма «Восток/Запад» в романе Т. Толстой «Кысь»

22. Образ Пушкина в романе Т. Толстой «Кысь»

23. Нарративная ситуация в книге А. Терца «Прогулки с Пушкиным»

24.Образ писателя в книге А. Терца «В тени Гоголя»

25. Личность творца в книге Ю.В. Манна «Гоголь. Труды и дни»

26. Репрезентация собак: ироническая мифологема современной литературы

27. Герой русской детской литературы 1920-30-х гг.

28. Детская поэзия «нонсенса»: герои, сюжеты, образы

29. Иронический модус романов Д. Рубиной

30. Детское чтение: интересы и предпочтения русского читателя

31. Культура комического и ирония в детских стихах В. Маяковского

32. «Все мы немного лошади»: анималистические образы поэзии В. Маяковского

^ Примерное тематическое планирование

^ Учебная неделя

Примерные темы

Основное содержание по темам

Количество часов

^ Форма урока

Форма диагностики

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

1

Общие принципы и порядок работы специального семинара

Структура доклада в специальном семинаре: проблематика, актуальность и новизна, возможности апробации – 2 часа

лекция




Усвоить структуру научного доклада

2

Общая характеристика примерных тем

Характеристика и анализ тем доклада – 2 часа

лекция




Понять общий смысл каждой предлагаемой темы

3

Иронический модус русской литературы

Понятие иронической модуса; общее и различное в понятиях иронии и пародии – 2 часа

лекция




Усвоить и осмыслить понятие модуса; понимать разницу между иронией и пародией

4

Методология научного анализа

Историческая поэтика – 2 часа

лекция




Знать монографию А. Веселовского, понимать основные принципы и приемы исторической поэтики

5

Методология научного анализа

Формальная школа в литературоведении

лекция




Знать и понимать особенности формального метода в литературоведении

6

Методология научного анализа

Тартуская структурно-семиотическая школа. Наследие Ю.М. Лотмана

лекция




Знать особенности структурализма как научного метода, понимать литературу как вторичную знаковую систему

7

Методология научного анализа

Тартуская структурно-семиотическая школа. Наследие Ю.М. Лотмана

лекция




Знать пространственные характеристики жанра романа; понимать знаковые позиции литературы

8

Методология научного анализа

Мифопоэтика как метод. Исследования М. Бахтина, Е. Мелетинского

лекция




Знать и понимать особенности мифопоэтики

9

Методология научного анализа

Рецептивная эстетика

лекция




Знать и понимать основные приемы и принципы рецептивной эстетики. Знать имена Дерриды, Гроймасса, Умберто Эко и др. и основные категории рецептивной эстетики

Второй учебный период посвящен работе по подбору исследовательской литературы по теме доклада

Третий учебный период – работа над текстом доклада, подготовкой тезисов к конференции

Апрель – участие в конференциях разного уровня, обсуждение результатов, отработка «слабых мест». Первое воскресенье мая – научно-практическая конференция «Лицейские чтения»

^ Результаты научной работы в специальном семинаре:

  1. с/с формирует навыки научного мышления, вырабатывает в конкретной практике анализа системное мышление и означает непосредственное вхождение в методологию научного анализа. Из вузовской практики с/с заимствует принцип свободного выбора предмета, преподавателя и сферы научных интересов;

  2. публикация тезисов доклада в сборнике.

^ Критерии оценки: работа в семинаре оценивается по результатам выступления на конференции. По решению научно-методического совета лицея на промежуточной аттестации в 10 классе успешные участники семинара получают оценку за экзамен по выбору (литература) «автоматом».


^ Научно-исследовательская литература


Барт Ролан. Семиотика. Поэтика: Избранные работы. М: 1994

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Введение в литературоведение. /Под. ред. Поспелова М., 1988.

Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. М., 1999.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.: 1995

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1998.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

Жолковский А.К. Deus ex machine // Ученые записки Тартуского университета. 1967. в. 198

Жолковский А.К. Блуждающие сны. М.: 1992

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1971.

Литературный энциклопедический словарь М., 1987.

Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн: 1992-1993. Тт. 1-3

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: 1994

Лотман Ю.М. Семиосфера // В его кн.: Семиосфера. СПб., 2004. С.250 – 297.

Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. М., 1996.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М: 2000

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1990.

Топоров В.Н. Статьи по типологии культуры. СПБ.: 2003

Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: 2001

Успенский Б.А. Поэтика композициям М., 1970.

Фуко Мишель. Слова и вещи. М.: 1994

Хализев В.Е. . Теория литературы. М., 1999.

Хёйзинга Йохан. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М.: 1992


В список литературы не могут быть помещены все статьи и монографические исследования по темам специального семинара




Скачать 140,18 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер140,18 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх