Творчество адыгского писателя-просветителя Хан-Гирея: национальное своеобразие и художественная индивидуальность 10. 01. 02 литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа) icon

Творчество адыгского писателя-просветителя Хан-Гирея: национальное своеобразие и художественная индивидуальность 10. 01. 02 литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Категория автора в русскоязычной прозе северного кавказа XX века: этнокогнитивный аспект 10. 01...
Проблемы эволюционного становления жанра рассказа в балкарской литературе 60-80 Х годов ХХ века...
Художественный мир прозы э. Мальбахова: творческая индивидуальность и жанровое своеобразие 10...
Тематический план изучения обычаев и традиций народов северного кавказа №...
Человек и природа гор в художественной литературе северного кавказа...
Художественная концепция истории в прозе В. Г. Митыпова...
Татарская литература тюменского региона: история и современность 10. 01...
Художественная деталь в прозе Ф. Амирхана (разновидности, функции, эволюция) 10. 01...
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 01...
Своеобразие и тенденции развития татарской детской литературы ХХ века 10. 01...
Своеобразие и тенденции развития татарской детской литературы ХХ века 10. 01...
Литература народов Российской Федерации (марийская литература)...



Загрузка...
скачать
На правах рукописи


Шекихачева Асият Хажисмеловна


Творчество адыгского писателя-просветителя

Хан-Гирея: национальное своеобразие и художественная индивидуальность


10.01.02 – литература народов Российской Федерации

(литература народов Северного Кавказа)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук


Нальчик 2007

Работа выполнена в отделе кабардинской литературы Института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН


^ Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Хашхожева Раиса Халифовна


Официальные оппоненты: доктор филологических наук

Фидарова Рима Японовна


кандидат филологических наук, доцент

Бауаев Казим Калетович


^ Ведущая организация: Карачаево-Черкесский институт

гуманитарных исследований Правительства

КЧР


Защита диссертации состоится «30» мая 2007 г. В 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.076.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М.Бербекова (360004, КБР,

г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М.Бербекова по адресу: 360004, г.Нальчик, ул.Чернышевского, 173


Автореферат разослан « » апреля 2007 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р.Борова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Отечественное литературоведение на современном этапе развития общества продолжает проявлять неослабный интерес к культурному наследию XIX - начала ХХ в. В наше время, когда наблюдается острый дефицит духовности, оно приобретает особую ценность и актуальность. Известно, что «сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего» (А.Герцен).

Без освоения эстетических достижений минувших эпох невозможно понять закономерности развития культурного процесса современности; продолжение же лучших традиций прошлого – духовно и нравственно обогащает народ, способствует осознанию своих национальных духовно-исторических корней, стремлению к преумножению культурных достижений народа.

В свете этих положений понятна важность заявленной темы диссертации, посвященной творчеству Хан-Гирея (1808-1842), одному из зачинателей и крупнейших представителей адыгской просветительской литературы XIX в. Актуальность темы обусловлена и целями адыгского литературоведения: без освоения художественного творчества писателей-просветителей XIX – нач. ХХ в. невозможно представить целостную картину национального литературного процесса, а многоаспектное его изучение, углубляя наши знания об оставленном ими наследии, способствует более четкому определению его значения в истории адыгской художественной словесности. В связи с этим, системное изучение творчества адыгских писателей-просветителей XIX – нач. ХХ в. сыграет важную роль в создании фундаментального труда - истории национальной литературы, в которой просветительская литература будет представлена как ее неотъемлемая часть. Кроме того, это необходимо и потому, что просветительская литература XIX – нач. ХХ в. преподается и изучается в вузах и школах Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи, которые нуждаются в учебных пособиях по курсу истории адыгской литературы этого исторического периода.

^ Степень изученности темы. Первооткрывателем Хан-Гирея явился кавказовед М.О.Косвен, автор двух статей: «Материалы по истории и этнографии Кавказа в русской науке» (Кавказский этнографический сборник. – М., т.1, 1955) и «Адыгейский историк и этнограф Хан-Гирей (Этнография и история Кавказа». – М., 1961). В 1960-е годы историком Т.Х.Кумыковым была издана первая монография: «Хан-Гирей. Жизнь и деятельность» (Нальчик, 1968). Из литературоведческих работ прежде всего необходимо отметить издания, осуществленные профессором Р.Х.Хашхожевой: «Избранные произведения Хан-Гирея» (первое – 1974; второе дополненное – 1989) с объемными статьями-предисловиями; ее же статьи «Античные традиции в творчестве Хан-Гирея» (Филологические труды, вып. 1, Нальчик, 1977) и «Некоторые спорные и неизвестные страницы биографии Хан-Гирея» (Вопросы Кавказской филологии, вып.2, Нальчик, 1994), а также монографию профессора А.Х.Хакуашева «Адыгские просветители. Дореформенный период» (Нальчик, 1978). Из других работ следует назвать переиздание сочинения Хан-Гирея «Записки о Черкесии» (Нальчик, 1978), осуществленное профессорами Г.Х.Мамбетовым и В.К.Гардановым, монографию С.Жемухова «Мировоззрение Хан-Гирея» (Нальчик, 1997). Хан-Гирей упоминается в работах Х.Х.Хапсирокова - «Пути развития адыгских литератур» (Черкесск, 1968); «Истоки черкесской литературы» (Черкесск, 1973); Ш.Хут «Творчество адыгских писателей-просветителей XIX – начала ХХ в. Избранные произведения» (Краснодар, 1986); Ю.Тхагазитова «Духовно-культурные основы кабардинской литературы» (Нальчик, 1994) и др.

^ Научная новизна. В перечисленной литературе многие аспекты художественного творчества Хан-Гирея еще не изучены. Отсюда очевидна необходимость их специального, монографического исследования. Одной из таких неисследованных проблем является избранная нами тема – «Национальное своеобразие и художественная индивидуальность творчества Хан-Гирея». Изучение наследия писателя в контексте обозначенной темы предполагает системную разработку конкретных научно-теоретических проблем его литературно-художественного творчества. Изучение произведений Хан-Гирея в данном аспекте дает возможность решить одну из сложных литературоведческих проблем: становление и развитие художественного историзма в адыгской литературе и его эстетическое проявление в индивидуальном творчестве. Кроме того, исследование художественного мира произведений Хан-Гирея предполагает определение специфики их жанров, поэтики, своеобразия художественного мастерства, метода, с определением роли и места писателя в истории просветительской литературы XIX в.

^ Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – идейно-художественный анализ творчества Хан-Гирея и научно-теоретическое осмысление его литературного наследия в свете избранной темы исследования.

Намеченная цель достигается решением следующих задач:

- выявить этнокультурные основы творчества писателя;

- проследить роль традиций русской и западноевропейской литератур в формировании его творческой индивидуальности;

- уяснить этнокультурную специфику творческой индивидуальности писателя, характер художественного этнографизма, особенности выражения «национального образа мира» (Г.Гачев);

- выявить социально-эстетическое содержание и определить жанрово-стилистические особенности его произведений;

- охарактеризовать художественный метод, реализуемый в его произведениях, проследить эволюцию от романтизма к реализму.

^ Методологическая основа. В диссертационном исследовании мы опирались на труды северокавказских историков, этнографов, литературоведов, фольклористов, посвященных адыгским просветителям и непосредственно Хан-Гирею, а также работы, в которых они упоминаются: Л.А.Бекизовой, Ф.Китова, Т.Х.Кумыкова, Г.Х.Мамбетова, А.А.Схаляхо, Ю.М.Тхагазитова, А.Х.Хакуашева, Х.Х.Хапсирокова, Р.Х.Хашхожевой, Ш.Х.Хута и др.

Кроме того, мы использовали научно-теоретические положения работ известных российских ученых: М.М.Бахтина, Д.Д.Благого, Г.Д.Гачева, М.О.Косвена, М.Б.Храпченко, Р.Юсуфова, и др.

^ Материалом диссертационного исследования послужили произведения Хан-Гирея: «Черкесские предания», «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов», «Записки о Черкесии», «Наезд Кунчука», «Князь Канбулат», «Бесльний Абат», «Князь Пшьской Аходягоко», проанализированные в контексте заявленной темы.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования. Системный анализ произведений Хан-Гирея позволяет проследить национально-специфические особенности его творчества и вместе с тем пути формирования историзма мышления писателя, его динамику. Впервые в адыгском литературоведении рассмотрена проблема художественного мира произведений основоположника адыгской просветительской литературы, проанализированы их жанровые и поэтические особенности, определена их национальная специфика, роль писателя в становлении национального художественного слова.

Материалы диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы в обобщающем труде – «Истории кабардинской литературы», при создании учебников и учебных пособий, на спецкурсах и спецсеминарах по истории адыгской литературы XIX – начала ХХ в., а также при сравнительно-типологическом изучении просветительской литературы кавказского региона.

^ Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах на научных конференциях, в статьях, опубликованных в различных журналах и вестниках.

Рукопись диссертации обсуждена в отделе кабардинской литературы Института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН (июнь 2006) и на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского госуниверситета (январь 2007).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснованы актуальность диссертации, ее научная новизна, цели и задачи, степень изученности темы, ее теоретическая и практическая значимость.

^ В первой главе - «Духовно-культурные основы творчества Хан-Гирея», рассматриваются две линии, предопределившие творческую индивидуальность писателя – традиции адыгского фольклора и идейно-эстетический опыт русской классической литературы, выявляется характер творческого освоения этих истоков, своеобразие их художественного воплощения в созданных произведениях.

В национальном литературном процессе XIX – начала ХХ в. главное место заняла просветительская литература, возникшая под влиянием русского Просвещения. Хан-Гирей стоял у истоков этой литературы и явился одним из ярчайших ее представителей не только своего времени – первой половины XIX в., но и всего в целом XIX в. Историк, этнограф, фольклорист, писатель он оставил бесценное наследие, являющееся подлинной энциклопедией общественно-политической и духовной жизни черкесов (Р.Х.Хашхожева). За непродолжительное время творческой деятельности (всего 7 лет), он создал следующие произведения:

1) Историко-этнографическое сочинение «Записки о Черкесии» (1836, рукопись была обнаружена в середине ХХ столетия); 2) повесть «Черкесские предания» (Русский вестник, 1841, т.2, кн.4, 5); 3) очерк «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» (Там же, 1842, т.5, кн.1); 4) повесть «Князь Канбулат» ((Там же, 1844, т.2); 5) повесть «Наезд Кунчука» (Кавказ, 1846, № 37, 38; перепечатано в «Русском инвалиде», 1846, № 228, 229; в сборнике газеты «Кавказ» за второе полугодие 1846; в ж. «На Кавказе», 1909, т.I, вып.2); 6) очерк «Мифология черкесских народов (отрывок из очерка «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов (Кавказ, 1846, № 35; перепечатан в сб. газ. «Кавказ» на II полугодие 1846); 7) повесть «Бесльний Абат» («Кавказ», 1847, № 42-48; перепечатан в сб. газ. «Кавказ» за II полугодие 1847); 8) повесть «Князь Пшьской Аходягоко» (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, 1893, вып.17).

Произведения Хан-Гирея получили большой резонанс еще в XIX в.: они печатались в крупных русских и зарубежных журналах и газетах, привлекли внимание известных кавказоведов. Они и до настоящего времени представляют большую ценность для ученых-кавказоведов, а также как классические памятники национальной художественной словесности, положившие начало ее истории.

В своем литературном творчестве Хан-Гирей опирался, с одной стороны, на идейно-художественные традиции родного фольклора, с другой – на прогрессивные идеи и художественно-эстетический опыт русской классической литературы.

Первоосновой творчества Хан-Гирея явился национальный фольклор, который он усердно собирал всю свою короткую жизнь и который он великолепно знал. Хан-Гирей освоил и развил в соответствии со своими просветительскими идеалами многие черты стиля устного народного творчества (Л.Бекизова). Широко используя фольклор адыгов, его сюжеты, образную систему, идеи и идеалы он тем самым придавал своим творениям неповторимый и емкий национальный колорит. Народное творчество определило его творческие замыслы и свершения, его многовековой опыт придал созданным произведениям высокую духовность и художественную завершенность.

Не менее важным было и освоение художественно-эстетических традиций и духовных ценностей русской классической литературы. Жанровые и стилистические искания Хан-Гирея определялись ведущими тенденциями русской романтической, затем реалистической школы.

На произведения Хан-Гирея заметное влияние оказал русский исторический роман 1830-х годов (романы М.Загоскина, И.Лажечникова, П.Полевого). Такие черты русских романистов, как тяготение к исключительному, таинственному, резкое контрастирование идеальных героев и злодеев, большая роль случайностей, увлечение эффектными сценами, авторское вмешательство, присущие романтическому стилю, стали характерной приметой творческого почерка Хан-Гирея («Черкесские предания», «Наезд Кунчука», «Князь Канбулат»).

Общей тенденцией литературного движения 1830-х годов явился переход от романтизма к реализму. Хан-Гирей, начав с романтического изображения народной старины, перешел затем к реалистическому показу действительности. Такой плавный переход от романтизма к реализму наметился в биографических повестях – «Бесльний Абат» и «Князь Пшьской Аходягоко», содержащих жизнеописания известных черкесских предводителей, старших современников писателя. Реализм этих произведений проявился в изображении социальных конфликтов, в методах обрисовки действующих персонажей, стилистике повествования.

Хан-Гирей находился также под влиянием А.С.Пушкина и А.А.Бестужева-Марлинского, что сказалось на структуре и стилистике повести «Черкесские предания». Вместе с тем, следует отметить, что при всей обусловленности формирования художественного творчества Хан-Гирея под влиянием двух истоков – национального фольклора и русской классической литературы – он создал глубоко оригинальные, самобытные произведения, наполненные интереснейшим национальным миром, связанным с историей и бытом родного народа, с его морально-нравственными и этнофилософскими устоями и воззрениями.

Хан-Гирей опирался и на другие источники, в частности, на труды известного русского историка Н.М.Карамзина «История государства Российского» и древнегреческого моралиста, мастера биографического жанра Плутарха «Сравнительные жизнеописания» («Записки о Черкесии», «Бесльний Абат», «Князь Пшьской Аходягоко»). При этом указываются на общие, сходные черты и на различия, обусловленные творческой индивидуальностью Хан-Гирея.

В конце главы сделаны следующие выводы. Произведения Хан-Гирея свидетельствуют о высоком художественном мастерстве писателя, о творческом использовании богатейших традиций национального фольклора и мировой литературы для глубокого и многостороннего изображения исторического прошлого народа, его общественно-политического развития, национального образа жизни и духовной культуры.

^ Во второй главе«Отражение национальной специфики жизни и быта адыгов в повестях «Черкесские предания», «Князь Канбулат», «Наезд Кунчука», историко-этнографическом сочинении «Записки о Черкесии», очерке «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» содержится идейно-художественный анализ этих произведений с выявлением их этнокультурных особенностей, прослеживается процесс формирования художественной индивидуальности писателя при отражении многогранной самобытности черкесов, их «национального образа мира» (Г.Гачев). При этом историко-литературный аспект сочетается с теоретическим осмыслением художественно-эстетического содержания исследуемых произведений. Здесь конкретно показан характер освоения писателем фольклорных истоков и проявления в его творчестве закономерностей общероссийского литературного процесса.

Повесть «Черкесские предания» - первое опубликованное произведение, одно из самых крупных и талантливых созданий творческого пера писателя, превращается «в подлинную энциклопедию» (Р.Х.Хашхожева) исторического прошлого народа, особенностей его национального образа жизни, своеобразия духовной культуры. В нем по ходу развития действия воспроизводятся многообразные стороны жизнедеятельности народа, скрупулезно описываются мельчайшие подробности его исторического пути и общественного быта. Такое великолепное знание истории и образа жизни своего народа особенно удивляет, если иметь в виду его большую загруженность военной службой. С 18-летнего возраста он принимал участие во всех войнах, ведшихся Россией в то время; он командовал конвоем царя – Кавказско-горским полуэскадроном; будучи в звании флигель-адъютанта должен был присутствовать на всех дворцовых церемониях; много времени уходило на выполнение акций, связанных с мирным урегулированием противоречий между горцами и царем. Казалось бы он не имел возможности собрать тот огромный историко-этнографический материал, который лег в основу его произведений. Необыкновенная работоспособность Хан-Гирея была обусловлена прежде всего его огромной любовью к своему народу, страстным желанием изучить его историческое прошлое, сделать его достоянием современников и будущего поколения. Но для этого нужен был и талант, и всесторонние знания. Он ими обладал в превосходной степени, показав себя глубоким знатоком истории своего народа, замечательным мастером его осмысления и художественного изображения.

Повесть «Черкесские предания» пронизана многочисленными описаниями различных народных обычаев черкесов, своеобразия их рыцарского этикета, народных нравов. Они придают повествованию исторический колорит. Этой же цели служит описание языческого вероисповедания народа и связанных с ним обрядов. Воспроизводя пантеон языческих божеств, отмечая связанные с ними поверья, Хан-Гирей в то же время объясняет историю их происхождения, сравнивает древнюю религию черкесов с религиями соседних народов. Языческие божества характеризуются с юмористической интонацией, с каким-то преклонением перед наивностью и простодушием предков. Вместе с тем, языческая вера своей раскрепощенностью, обилием всенародных увеселительных празднеств воспринимается Хан-Гиреем со значительно положительными эмоциями, нежели магометанская со свойственным ей аскетизмом.

Писатель дифференцированно относится к черкесским обычаям, выделяя из них истинно народные, благородные и благоразумные, не умоляющие традиционный национальный быт, но как мыслящий передовыми категориями – отвергает те, которые пагубно влияют на благосостояние народа. Особенно нетерпимо его отношение к различным предрассудкам, препятствующим его культурному развитию.

Значительное внимание в повести уделено характеристике устно-поэтического творчества черкесов. Отмечая его неисчерпаемое богатство, писатель подчеркивает то огромное нравственно-этическое влияние, которое оно имело в общественной жизни народа. Характеристика устно-поэтического творчества отмечена безграничной любовью к своему народу, восхищением и гордостью за его поэтическое искусство.

Хан-Гирей дает свою классификацию песенного творчества черкесов, представляя многочисленные его разновидности, характеризуя каждую из них с определением специфических черт, структуры, особенностей стихосложения и музыкального сопровождения. Это первая в истории народа классификация этого фольклорного жанра, и она настолько основательно выполнена, что до сих пор не потеряла своей ценности. Сама характеристика разновидностей песенного жанра преисполнена высокой поэзии, образности определений, красочности языка.

В повести четко обозначены социальные позиции автора, его отношение к простому народу, феодальной верхушке. Он сочувственно относится к простому народу, с удовольствием отмечает его положительные черты, высоко чтит его за патриотизм во время защиты отечества от захватчиков. Феодальная знать представлена далеко не в идеальном свете: ее моральные качества, поведение подвергаются резкой критике. Ей противопоставлены созданные его воображением идеальные главари народа: Князь-старшина, его дочь Княжна и особенно Джембулат. На эти высокие образцы, по мысли автора, должны равняться князья и дворяне, составляющие «опору отечества».

При создании этих положительных героев Хан-Гирей прибегает к фольклорному приему эпической идеализации. Используется и другой прием – контрастное изображение отрицательного героя (Канлы). Перечисленные образы хотя и характеризуются эпическими средствами, все же приобретают облик литературных героев. Это достигается путем наделения их социальной и психологической характеристикой. При создании образа используется также прием индивидуализации речи героев.

«Черкесские предания», как верно отметила Р.Х.Хашхожева, типично романтическое произведение. Принципы романтического повествования проявляются как в описании изображаемой действительности, так и в художественной системе. Художественный язык повести богат и красочен, он пересыпан сравнениями, пословицами и поговорками, а также собственными максимами писателя, отображающими философию его жизни.

В романтической повести-предании «Князь Канбулат» действуют герои народных легенд, жившие в далеком прошлом. Заслуга Хан-Гирея как писателя в том, что он увековечил исторический быт адыгов, создал образцы действующих героев этих героических преданий, хранимых народом в течение многих веков. В повести отражена судьба народа, его национальный характер, обычаи, этикет. Одним из первых Хан-Гирей поведал в художественном произведении о распространенном широко у черкесов обычае покровительства. В повести показаны коренные противоречия и законы, которые управляли судьбами людей той далекой эпохи.

В другой романтической повести-предании «Наезд Кунчука» проявляются зачатки историзма. В ней изображена не только судьба влюбленных героев, - их судьба тесно переплетена с историей и судьбой адыгского народа, показаны картины самоотверженной борьбы черкесских племен с турецкими и крымскими завоевателями, издевательства, которые сотворяют враги на черкесской земле. В повести раскрывается этико-мифологическое мышление черкесов. Мифологические мотивы используются в повести не только для построения образов и сюжета, но для литературной стилизации.

Романтические повести-предания Хан-Гирея привели его к художественному историзму и возникшему на его основе реалистическому методу, что отразилось на его биографических повестях «Бесльний Абат» и «Князь Пшьской Аходягоко».

Историко-этнографическое сочинение Хан-Гирея «Записки о Черкесии» выдвинули его, наряду с Ш.Б.Ногмовым, в основоположники национальной историографии. Многоаспектность «Записок», глубина освещения общественного быта черкесов, их нравов и обычаев, материальной и духовной культуры в сочетании с художественной образностью повествования дали основание Николаю I назвать Хан-Гирея «черкесским Карамзиным». Ценность и уникальность этого сочинения прежде всего заключается в том, что оно основано на огромном полевом материале, который он собрал во время своих кратковременных официальных поездок на родину по долгу службы, а также получил от сослуживцев по Кавказско-горскому полуэскадрону. Именно эти первоисточники составили основу сочинения Хан-Гирея, а не сочинения русских авторов, нередко искажавших по незнанию или по каким-либо другим причинам историко-этнографические сведения об адыгах (к тому же их было незначительное количество). Живой, образный язык «Записок» Хан-Гирея навеян «Историей государства Российского» Н.М.Карамзина, сочинение которого является одновременно достоянием исторической науки и художественной литературы.

Пробуя свои силы не только в художественных произведениях, но и в специальном описании национально-культурной специфики бытования своего народа, Хан-Гирей тем самым прокладывал пути развития этнографической науки. В художественно-этнографическом очерке ««Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» описаны традиционно-бытовые особенности жизнедеятельности черкесов. И описаны они впервые черкесом. Ему удалось отобразить правдиво основные стороны моральной, нравственной жизни черкесов, показать особенности их национальной, традиционно-бытовой культуры, сохранив, таким образом, навечно в народной памяти его историческое прошлое. Это бесценный духовный вклад в культурную сокровищницу адыгского народа. Очерк Хан-Гирея уникален и неповторим, как уникально и неповторимо все его художественное творчество.

^ В третьей главе «Художественно-философское осмысление человека и истории в биографических повестях «Бесльний Абат» и «Князь Пшьской Аходягоко» наряду с показом этноментальных основ исторического бытования народа выясняется нравственно-философская наполненность образов изображаемых исторических личностей, проявление в их характере, поведении и поступках национальной психологии, морально-этических представлений, своеобразия образа жизни черкесов.

В главе прежде всего приводятся разные мнения исследователей относительно жанра названных произведений: Р.Х.Хашхожевой, назвавшей их нравоописательно-биографическими очерками, С.Н.Жемухова – художественными жизнеописаниями, Ю.М.Тхагазитова – художественными биографиями и повестями-преданиями. Автор диссертации склонен называть эти произведения биографическими повестями.

В повестях «Бесльний Абат» и «Князь Пшьской Аходягоко» Хан-Гирей обращается к героическому прошлому своего родного края, так и к его настоящему положению. В них просматривается ностальгия по ушедшему «золотому веку» Черкесии. В повести «Бесльний Абат» - два основных героя: сам Абат и шапсугский народ. Автор избрал их и симпатизирует им (при этом показывая их как с положительной, так и с отрицательной стороны), потому что он возлагает на них надежды на возвращение «золотого века». Просвещение народа, выход Черкесии из изолированного состояния, разносторонние контакты с цивилизованным миром – таковы, по мнению автора, пути прогресса и улучшения жизни родного края и его народа. Наряду с этим он осознает, насколько сложно будет осуществить этот идеал.

Повесть «Бесльний Абат» - не историческое исследование, это человеческие судьбы, переплетенные с историей народа. В ней частная судьба героя показана через историю, а история через частную судьбу, при этом без романтических приемов: излишней занимательности в ущерб правде истории и правде характеров, эффектности, сюжетных сложностей с целью заинтересовать читателя. Вот почему это, скорее, первое реалистическое произведение среди произведений адыгского просветителя. В нем, по мнению Р.Х.Хашхожевой, содержатся «первые зачатки реализма».

Отношение автора к своим героям неоднозначное. Хан-Гирей говорит об идеальных чертах характера князей Бесльния Абата и Аходягоко: это рыцарство, - но указывает и на отрицательные, такие, как жестокость, деспотизм, коварство, - объясняя это их социальными корнями. Такие фигуры представителей феодального круга были не редкостью, более того, очень естественны в XVIII и начале XIX в. на Кавказе. Борьба господствующего класса против собственного народа, попытка шапсугских крестьян завоевать свободу, изгнав своих князей и всякого рода разноречия говорят о том, что не было в Черкесии того единства социальных, политических и культурных условий, которые позволили бы черкесам выработать единодушие, объединиться в единое, сильное государство. В условиях племенных дроблений и борьбы между ними, Черкесия теряла свою мощь, была легко доступной для различных завоевателей.

Реальная тема гибели, смерти человека в условиях крайнего беспредела и ожесточения людей друг к другу, - одна из центральных тем повестей Хан-Гирея и общая тема литературной эпохи начала XIX века. Она заняла свое место в картине адыгской жизни того времени, созданной Хан-Гиреем под знаком вполне определенного обобщения. Героев повестей Хан-Гирея подстерегает множество самых неожиданных и коварных предательств и измен. В качестве примера можно привести эпизод, когда один из молодых жанинских князей застрелил двоюродного брата Ногоя и родственники убитого требовали удовлетворения за кровь.

Или не менее потрясающе жестокая сцена убийства Камео. В этих ярких сценах выражена сама суть не только нравственных внутриплеменных взаимоотношений. В них изображены трагические противоречия и жестокая борьба между шапсугским народом и крупнейшими феодалами, жестокими властителями, непримиримо враждовавшими с народом. Как вывод из этих картин адыгской жизни начала XIX века у Хан-Гирея возникает убеждение в том, что необходимо установить государственные законы с их четкой регламентацией общественной жизни.

Лейтмотив повести «Бесльний Абат» глубоко и последовательно проведен через жизнеописание главного героя. Судьба его крепкими узами связана с судьбою шапсугского народа: за который и против которого он активно борется. Прием повествования – рассказ ведется от имени автора – применяется Хан-Гиреем гибко и разнообразно. Это дает автору-повествователю необходимый простор для создания самых широких картин, эпизодов и действий. В характере главного героя – исторической личности – раскрываются противоречия между ним и миром, в котором он живет, его духовная драма. Характер Абата сформировался эпохой жестокой феодальной борьбы, в которой он сам принимает активное участие, и эпохой длительной русско-кавказской войны.

В этих произведениях важную роль играет позиция автора-наблюдателя-интеллигента. При всей эскизности этой вводной фигуры автора, значение ее в структуре повести особенное, уточняющее авторский угол зрения на действительность. Наблюдатель из просвещенной среды усиливает остроту восприятия, создает дополнительный «эффект присутствия», подчеркивая контраст и разрыв обычных представлений культурного человека с проявлениями первобытной отсталости, косности, примитивности, а иногда и непомерной жестокости, нетерпимости и мстительности нравов адыгских феодалов. Именно с помощью такого приема изображения действительности писатель формулирует и доносит до читателя свои просветительские взгляды, морально-нравственные идеалы.

В повестях Хан-Гирея отразилось множество фактов и наблюдений, почерпнутых из самой гущи современности: сложное, жестокое время междоусобных противоречий и кровавых войн, нетерпимость и суровость адыгских князей в борьбе за власть. В подтверждение приводится множество ярких эпизодов из жизни черкесского общества того времени.

Центром каждого сюжета становится нравственный выбор, который должны совершить главные герои повестей Хан-Гирея. Выбор мучительный между добром и злом, жизнью и смертью, честью и подлостью. Герои Хан-Гирея – не только представители какого-то сословия и исполнители предписанной им роли, они не только игрушка в руках судьбы, но и люди мыслящие, часто внутренне противоречивые, способные не просто на поступок, а на нравственный выбор поступка. Бесльний Абат может покориться судьбе (вспомним эпизод, где он по своей воле остался закованным в оковах), а может восстать. Князья Бесльний Абат и Аходягоко свою жизнь, свою судьбу определяют сами. Они выбирают между добром и злом, злом и справедливостью по тем критериям, которые существуют в окружающем их мире. Хан-Гирей впервые создал образ героя-горца в нарождающейся адыгской литературе. Он интересуется внутренним миром своих героев, их мыслями и чувствами, душевными переживаниями, наделяет их индивидуальными чертами характера.

Социальные и политические проблемы предстают не сами по себе, а через судьбу и внутренний мир персонажей, а также через структуру самого произведения. Позиция Хан-Гирея по ходу действия меняется. В одних случаях он симпатизирует своему главному герою, а в других – осуждает его. Носитель черкесского этикета, европейски образованный человек, Хан-Гирей не приемлет дикую жестокость Бесльний Абата.

Другим главным героем повестей Хан-Гирея является народ. Мы разделяем высказанное Ю.Тхагазитовым заключение, что народ, в данном случае шапсугский, остается мощной силой «только до тех пор, пока сохраняет обычаи предков, живет по законам адыгского этикета и военной демократии».

Следует отметить, что эпохе Просвещения русская литература обязана начавшимся в ней движением к реализму. Выход реализма на общественную арену в России характеризовался как революция в искусстве. Эта «революция» оказала свое влияние на черкесских (адыгских) просветителей XIX века, в данном случае, на творчество Хан-Гирея. Его произведения, преодолевая однозначность фольклорных образов, раскрывают в характере изображаемых исторических лиц трагическое противоречие между ними и миром.

Мужество Хан-Гирея, как просветителя и писателя, заключается в том, что он впервые выбирает в качестве героев своих произведений такие сложные фигуры как князья Бесльний Абат и Аходягоко, которых породила кризисная эпоха Черкесии конца XVIII и начала XIX веков. Изображая борьбу феодалов со свободными крестьянами, по сути, со всем народом, Хан-Гирей показывает пагубные последствия существующего строя: черкесские крестьяне не хотят превращаться в холопов. Образ черкесского народа – вольнолюбивого, свободного, обладающего правом голоса, значительно отличается от принятого образа крестьян в русской литературе той эпохи. И в этом – достижение Хан-Гирея: он создал образ большой художественной силы. Писатель правдиво показал, как черкесские крестьяне беспощадно судят своих феодалов и не прощают им предательства; не утрачивая при этом чести, достоинства, человечности, они становятся жестокими палачами по отношению попавших под их немилость людей. Феодальному роду – Абатовым приходится покинуть родные места и прятаться в темных, скалистых ущельях, а самому Бесльнию – быть наказанным за пособничество русским, ведущим войну на Кавказе. Тут имеет место конфликт как социальный, так и политический между феодальной знатью и народом Черкесии, с одной стороны, между дворянами – с другой стороны: та же идейная борьба происходила внутри самого дворянства, между лучшими людьми господствующего сословия.

Настоящая свобода, по мнению автора, возможна только через путь просвещения. Мировоззрение Хан-Гирея свидетельствует о его тесной связи с русским просветительством, влиянии идей русского просвещения на все его творчество. Он искренне верит в то, что свершится эпоха благоденствия, освещенная традициями родного народа и культурными достижениями всего цивилизованного мира.

Подводя итог анализа биографических повестей Хан-Гирея, следует отметить следующее. Если все предыдущие произведения адыгского просветителя были большей частью на фольклорной основе, связаны с ним прочно и обращены к историческому прошлому черкесского народа, не затрагивая современной ему действительности, то биографические повести существенно отличаются от них. Оставаться в рамках фольклорной стихии представляется автору недостаточным. В изображении современной ему действительности писатель обращается к своим современникам, к их нравственному облику, к повседневной жизни, к их взглядам, интересам, проблемам и нуждам. С героями этих повестей автор знаком и лично встречался. Это, безусловно, говорит об изменении его художественно-эстетических взглядов как художника и как просветителя, о преодолении некоторой узости, о творческом и мировоззренческом росте. В этом – специфика биографических повестей, и в этом их коренное отличие от других художественных созданий Хан-Гирея.

Возросший интерес к социальным проблемам, противопоставление феодальной аристократии и свободных крестьян, их антагонизм – эти тенденции говорят об уверенном движении писателя к реализму, о новом художественном осмыслении мира. Накопленный автором материал сам становится постепенно предметом художественного постижения: движущей силой в произведениях Хан-Гирея выступает уже не человек, воспринимающий окружающий мир, а мир, воспринимаемый человеком. Обращение Хан-Гирея не только к феодальной аристократии, но и к народу, к его жизни, к фольклору, к истории постепенно изменяло художественное представление о времени, о развитии жизни, об идеале, обнаруживая все новые связи человека и обстоятельств, в которых он находился.

Судьбу героев определяет здесь уже не столько воля самого автора, сколько логика самой жизни.

В биографических повестях Хан-Гирей впервые вникнул в суть противоречий феодального класса и подвластного ему народа. Причину этого он увидел в неограниченном произволе князей и дворян, связанных с отсутствием у черкесов феодально-юридических норм. Существующие издревле правовые традиции адыгов, регулировавшие сословные отношения, позволявшие князьям предохранять черкесские племена от внутренних беспорядков и чужеземного насилия в минувший «золотой век» Черкесии, стали подменяться грубым самоуправством и эксплуатацией народа.

В этом отношении произведения Хан-Гирея можно отнести к реализму вообще и критическому реализму в частности.

^ В заключении обобщаются результаты и подводятся итоги диссертационной работы:

1. Творчество Хан-Гирея составило яркую страницу в истории адыгской литературы. По идейному содержанию, глубине отображения национально-традиционного быта народа, художественному уровню оно является одним из значительнейших достижений адыгской литературы XIX в.

Талантливо создавая «национальный космос адыгов» (Ю.Тхагазитов), он заложил основы адыгской профессиональной литературы, наметил в ней главные тенденции – творческое освоение, с одной стороны, демократических традиций и художественных идеалов национального фольклора, с другой - прогрессивных идей и художественного опыта русской классической литературы. Процесс формирования творческой индивидуальности писателя происходил на этих двух основополагающих ипостасях; они предопределили идейно-тематическое содержание его произведений, их высокий художественно-эстетический уровень. Отталкиваясь от этих истоков, Хан-Гирей создал оригинальные произведения, в которых ярко проявился его уникальный творческий талант.

2. Главной особенностью произведений писателя были идеалы духовного преображения человека в свете высоких социальных, нравственных и эстетических идеалов. Его художественные творения проникнуты духом борьбы с феодальными правопорядками и феодально-патриархальными пережитками; в них утверждаются общепросветительские, гуманистические и эстетические идеалы. В них отражены историческое прошлое народа, знаменательные события в его жизни, традиционный быт, особенности общественного строя, культура, показаны героические деятели прошлых эпох, а также незаурядные личности современной ему действительности.

3. Хан-Гирей широко использует историко-этнографический материал, несущий целенаправленную функцию. Широкое обращение к подобного рода информации было характерной приметой русского литературного процесса 1830-х годов, т.е. когда Хан-Гирей приобщался к литературной деятельности. Эта особенность стала характерной и для его творческой палитры. Как и русские писатели пушкинской поры, обращаясь к историческому прошлому народа, широко привлекали нравоописательные элементы для воссоздания национального колорита, так и Хан-Гирей с той же целью – создания исторического фона через этнографические описания показывает своеобразие национального образа жизни и характера черкесов. Произведения Хан-Гирея содержат ценные сведения о свадебных и погребальных обрядах, о религии черкесов, народных празднествах, играх, танцах, поэтическом искусстве, воспитании ребенка, содержании раненого и многое другое. Описания традиционного быта народа не нарушают сюжетную линию рассказа, они естественно вплетаются в ткань произведения посредством приемов художественного повествования.

Интерес Хан-Гирея к историко-этнографическим материалам был продиктован и его просветительскими взглядами. Поднимая жизненно-важные общественно-политические и нравственно-этические проблемы, он глубоко вникал в особенности жизненного бытия народа, давая им оценку с точки зрения своего просветительского мировоззрения.

Художественный этнографизм произведений Хан-Гирея проявился при характеристике героев, в их образе жизни, характере и поведении в различных жизненных обстоятельствах. Используя традиции русской культуры, он продолжил ее искания в изображении традиционного быта и культуры черкесов. Новаторские черты в этом направлении проявились в художественном осмыслении национального быта черкесов, особенностей их национального характера, специфики концепции героя и национальной действительности.

4. Становление Хан-Гирея как художника слова шло от беллетризации фольклорного сюжета к овладению такими литературными жанрами, как очерк, повесть. При этом происходит плавный переход от одного стилевого метода – романтизма к другому – реализму, что было характерной тенденцией для русского литературного процесса в пору его деятельности.

5. Для произведений первой группы (Черкесские предания», «Князь Канбулат», «Наезд Кунчука») характерным является обращенность через народные легенды и предания к историческому прошлому. В поле зрения писателя – значимые исторические события в жизни народа, его прославленные деятели, общественный строй черкесов, их политическое положение, традиции, нравы, обычаи, духовная культура. При этом наблюдается определенная зависимость от фольклорного сюжета, изобразительных средств устного народного творчества. Характерными чертами этой группы произведений является изображение исключительных событий, роль случайностей в ходе действия, атмосфера тайны и рока, контрастное изображение героев, лиризм, авторское вмешательство. Эти особенности творческого почерка Хан-Гирея – свидетельство приверженности к принципам романтизма. В то же время этот стилевой метод, проявляющийся в обрисовке героев и действительности, иногда сочетается с реалистическим изображением отдельных картин народного быта.

6. В произведениях второй группы («Бесльний Абат», «Князь Пшьской Аходягоко») наблюдается преодоление фольклорной зависимости, что проявляется в обращенности к современной писателю действительности, к образам старших своих современников, игравшим видную роль в общественно-политической жизни черкесов.

7. Зачатки реализма, проявившиеся в произведениях первой группы, написанных в романтических традициях, в произведениях второй группы получают полное развитие. Тенденции реалистической эстетики проявились в переходе от отвлеченных романтических героев к изображению реально существовавших лиц, в изображении действительности реалистическими приемами, в интересе к социальным проблемам, стремлении мотивировать поведение, поступки героев и конфликты между ними социально-экономическими факторами.

Вместе с тем в произведениях второй группы ярче проявляется литературно-художественная стилизация, когда появляются элементы литературных приемов характеристики героев, выражено собственное отношение автора к изображаемой действительности и действующим в ней персонажам.

8. Таким образом, Хан-Гирей отобразил в художественных образах особенности социального развития черкесов, их нравственно-эстетические и духовные ценности. Принципы художественного освоения исторического материала совершенствовались и эволюционировали от «Черкесских преданий» к биографическим повестям, свидетельствуя о переходе от романтизма к реализму, от изображения романтически преображенной действительности к ее показу в истинном плане, от мифологического героя – к современнику, реально существовавшему персонажу. Романтизм в целом способствовал переходу Хан-Гирея к другим художественным формам и побудил его искать причины неудовлетворительного состояния современного ему общества и трагической судьбы его героев в классовом антогонизме, в социальной структуре общества.

9. Творчество Хан-Гирея сформировалось как индивидуальная художественно-эстетическая система со своими характерными чертами и этнокультурными особенностями. Основанное на национальном менталитете и специфике национального художественного мышления, наследие Хан-Гирея глубоко оригинально и самобытно. В его произведениях, по уровню их масштабности, воплощена «духовная революция конца XVIII – начала XIX века, связанная с открытием народами своего существования в национальном окружении других, желанием постичь свое бытие в системе многообразного единства, составляющего человечество» (Р.Юсуфов).


^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

I. Ведущий рецензируемый научный журнал, рекомендованный ВАК:

1. Шекихачева А.Х. Адыгский писатель-просветитель Хан-Гирей: духовно-культурные основы творчества // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, КГУКИ, 2007. – № 1. – 0,5 п.л.

II

2. Шекихачева А.Х. Жизнь и творчество Хан-Гирея в исторической и литературоведческой науках // Генеалогия Северного Кавказа. Материалы I научно-практической конференции «Генеалогия северокавказских просветителей». – Нальчик, 2002. – № 2. – 0,3 п.л.

3. Шекихачева А.Х. К проблеме художественного этнографизма произведений Хан-Гирея // Сб. научных трудов. III конференция молодых ученых, ч.2. – Нальчик, 2002, ч.2. – 0,4 п.л.

4. Шекихачева А.Х. Изображение национального быта в произведениях Хан-Гирея. // Вестник института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН, вып. 10. – Нальчик, 2003. Вып.10. – 0,3 п.л.

5. Шекихачева А.Х. Мудрое наследие (о творчестве Хан-Гирея) // ж.Ошхамахо (на каб.яз.). – Нальчик, 2003. – № 5. – 0,3 п.л.

6. Шекихачева А.Х. Хан-Гирей и адыгский фольклор // Пятигорский государственный лингвистический университет. Материалы I международной научной конференции 21-23 сентября 2006: «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения». – Пятигорск, 2006, ч.2. – 0,4 п.л.

7. Шекихачева А.Х. Художественный мир произведений Хан-Гирея // ж. Ошхамахо (на каб.яз.). – Нальчик, 2006. – № 6.– 0,3 п.л.




Скачать 291,9 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер291,9 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх