Курсы повышения квалификации «Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения» icon

Курсы повышения квалификации «Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения»


Смотрите также:
Курсы повышения квалификации преподавателей фортепиано дмш и дши области...
Курсы повышения квалификации: I. Ознакомительные курсы...
Доклад на тему: «Формирование творческих способностей учащихся в процессе самостоятельной...
Городской конкурс проектов «Современный педагогический опыт» Развитие творческих способностей...
Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в...
Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике как...
Развитие творческих способностей на уроках внеклассного чтения...
Курсы повышения квалификации по программам : Наименование курса...
Курсы профессиональной переподготовки 8 Курсы повышения квалификации 10...
Развитие творческих способностей...
Курсы повышения квалификации летного состава 8 часов...
Исследование методов и методик развития математических способностей младших школьников...



Загрузка...
скачать
Курсы повышения квалификации


«Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения».


Работа выполнена

преподавателями

русского языка и

литературы МОУ СОШ№7

п.Чограйский

Назаровой Л.Д.

Корнеевой Н.В.


2009 год


Содержание.

1.Обоснование поднятой проблемы.

2. Актуальность.

3. Теоретическая база опыта.

4. Технология.

5.Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей опыта работы учителя.

6. Роль сочинения в развитии речи учащихся.

^ 7. Результативность деятельности учителя.

8. Лингвистический анализ текста Н.Сладкова «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ»

9. Литература.


Обоснование поднятой проблемы.


Работая над формированием творческих способностей на уроках русского языка, в своей профессиональной деятельности многие преподаватели сталкиваются с рядом проблем.

Сочинять трудно всем, даже даровитым поэтам и писателям, а тем более ученикам. Но если первыми движет вдохновение, то вторые пишут по заданию. Разница, согласитесь, существенная. Много раз преподаватели спрашивали у выпускников, что в школе им давалось труднее всего, и они неизменно отвечали: «Сочинения!».

И только мы, учителя-практики, знаем, как нелегко научить детей писать творческие работы в условиях, когда и на обучение грамотности отводится мало уроков, а на сочинения тем более, да и нас самих

этому в институте не учили.
Ребятам все непросто дается: и отбор необходимого для раскрытия темы материала, и его компоновка, и редактирование, и поиски ошибок, прежде всего орфографических, да и пунктуационных. Поэтому нередко сдают сочинения, написанные по принципу:

«сколько высосал из пальца, столько и написал».
Посидеть с каждым учеником после уроков и прокомментировать черновик его творения, что-то вместе выправить физически невозможно (срываешь себя за несколько дней, а восстановиться некогда, да и не оплачивается эта работа никак), но я всегда предлагала и предлагаю всем, кто хочет этого, показать мне предварительный вариант сочинения. Желающих всегда немного, как правило, это гуманитарии.

Но даже их хватает только на одну правку.
Раздавая проверенные работы, испещренные различными пометами и замечаниями, мы, как обычно, спрашиваем, кто хочет еще потрудиться над своим сочинением, чтобы улучшить оценку. К великому удивлению и огорчению, желающих еще меньше. А некоторые говорят: «Ставьте лучше “2”, не хочу больше мучиться». Таких, увы, становится все больше, и их приходится просто заставлять переделывать работу хотя бы на «3»
К сожалению, черновики никто не хранит, и многие интересные примеры совместного творчества попросту утрачены, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть.

В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Но речь учащихся и выпускников школы не соответствует этому требованию. Мы считаем, что важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является развитие творческих и мыслительных способностей учащихся, в ходе которых формируются орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения.

Размышления над этими проблемами побудили нас обратиться к трудам педагогов, психологов, лингвистов, методистов, к опыту коллег. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выбрана тема работы: «Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения».


Актуальность.

Опыт работы возник в результате противоречий и затруднений, встречающихся в практике.

1. Между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

2. Между требованиями педагога и неспособностью ряда учащихся удовлетворить этим требованиям.

3. Между сегодняшней жизнью школьников и необходимостью подготовки его к взрослой жизни с общественно - экономическими отношениями.

Способом разрешения указанных противоречий и затруднений, на мой взгляд, является создание благоприятных условий для развития и саморазвития ученика, выявление и активного использования его индивидуальных особенностей в учебной деятельности, развитие творческий способностей ученика.


^ Новизна опыта состоит в том, что обучение направлено на развитие индивидуальных качеств личности, на проявление творческих возможностей учащихся. В основе опыта лежит технология личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию:


*Ученик - субъект обучения.

*Образовательный процесс - процесс субъект - субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его авторам.

*Все подчинено формированию личности ученика.

^ Ведущая педагогическая идея опыта: развитие творческих и мыслительных способностей учащихся, в ходе которых формируются орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения.

^ Цель опыта: развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка.

Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителем русского языка общеобразовательной школы, так как реализованный в работе подход к формированию творческих способностей школьников коррелирует с той системой работы по развитию речи, которая отражена в действующей программе по русскому языку.

^ Теоретическая база опыта

В основе описываемого опыта лежат идеи:

  • личностно ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);

  • элементы системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П.Иванов) - игровые формы деятельности, творчество в процессе практической деятельности, коллективный поиск;

  • развивающего обучения Л.В.Занкова.

Особенность личностно ориентированного обучения в процессе преподавания русского языка заключается в следующем:

  • Работа над освоением учениками определенного минимума «знаний - умений - навыков» заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем. Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.

  • Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.

  • Свойство личности не « задаются» в соответствии с нормативами, а приобретают статус «востребованных», поскольку они изначально заложены природой в ученике как потенциал его личностного саморазвития.

  • Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения. В связи с этим изменяется структура урока, появляется потребность в уроках-исследованиях, уроках-практикумах, уроках-дискуссиях и т.п.

  • Меняется критерий ценности учителя - он тоже самоценен как явление, и не потому, что знает и умеет больше, а потому, что умеет на мотивационной основе организовать педагогический процесс. Учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый для другого выступает в качестве источника импульсов для его личностного саморазвития.

  • Такое обучение возможно только на определенной содержательной (культуроемкой, культуронасыщенной) основе и реализуется в творческой деятельности.

Личностно ориентированная среда на уроке русского языка - это прежде всего развивающая речевая среда, основой которой являются творческие способности учащихся. Обязательными условиями на уроке при этом являются предоставление ученику возможности выбора (цели урока, заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.д.), ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности, когда поощряется самостоятельность, инициатива, творчество

Научить школьников пользоваться русским языком как средством общения, средством познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на родном языке, где как высшая единица обучения выступает текст, в котором «интегрируются, объединяются, синтезируются все элементы языковой системы» - главная задача учителя.

^ Технология опыта

Филологическое образование - одно из условий творческой самореализации школьников не только в учебно-познавательной деятельности, но и во всех других видах их жизнедеятельности. Социально-культурная ситуация сегодня не способствуют развитию кругозора детей, недостаточно формируется речевая культура, что в итоге приводит к снижению уровня развития речи учащихся и слабо стимулирует проявление творческих возможностей школьников. Мы видим свою задачу в такой организации процесса обучения, где акцент делается на коммуникативной направленности, на творческих потребностях и познавательной активности учеников.

К сожалению, учебная программа по русскому языку, основанная на четком и логичном изложении материала, изначально не приемлет интуитивного знания. И многочисленные попытки создать алгоритмы учебных действий часто исключают интуитивный познавательный путь. Вот почему необходимо введение в школьную практику специальных уроков творчества, на которых учащиеся безбоязненно могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего.

Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось»; «Я лучше не буду сдавать работу - у меня, наверное, все неправильно». Иногда эти слова соответствуют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребенку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатление от работы, надеясь, что учитель все равно заметит и, возможно, приятно удивятся тому, как удачно выполнено задание. Это — ложная посылка и ложное восприятие.

Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Он, у меня не так...» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.


Презентация



- алгоритмы

-схемы

-памятки

-раздаточный материал

-иллюстрации

-репродукции картин

-обобщающие таблицы

-аудиозаписи


- словесный

-наглядный

-практический

репродуктивный

-проблемный

-эвристический

(частично – поисковый)

Средство

Методическая система процесса формирования творческих способностей учащихся на уроках русского языка



Развитие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка.




- речевые тренинги

-сочинение – миниатюра

- изложение

- сочинение

-эссе

-творческий диктант

-комплексный анализ текста

-лингвистические разминки

-защита –анализ творческой работы

-рукописный журнал


Урок -

Мастерская Углубленное изучение

Исследование по методике Т.Я.Фроловой

Словесности

Урок-коммуникация

^ Становление учащихся как сильной творческой личности, обладающей высокой лингвистической и коммуникативной компетенцией.



Результат

Формы




1.Диагностика обученности

2.Диагностика мотивов изучения предмета

3. Диагностика познавательной активности на уроке

4.Диагностика проявления творческих способностей

Критерии результативности



Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей опыта работы учителя


^ I.От восприятия и анализа текста к созданию собственного высказывания


Творчество - самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке. Но сами дети не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя - развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело человека захватывает, увлекает. В высший момент творчества этот человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина: «И забываю мир...»

Если однажды учитель сумел пробудить в ребенке такое состояние, не сможет забыть этого маленький человек, потому что такой труд - наивысшая радость, где возникает гармония всех способностей человеческого существа.

Надо заставить детей задуматься над вопросами, интересными для них и одновременно важными для духовного становления личности ребенка. Кажется, просто. Но учителя-словесники знают, что это далеко не просто. С од ной стороны, мы работаем с самым благодатным материалом: родным русским языком и литературой, а с другой стороны, практика показывает: уроки русского языка, к сожалению, не относятся к числу самых любимых...

Но ведь только родное слово нашего великого языка может заставить звучать различные струны души ребенка. Основным средством воспитательного воздействия на школьника было и остается слово - слово учителя, слово писателя. По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор формы воздействия дидактического материала — обучающего, воспитывающего, приглашающего к раздумью.

Общаясь со школьниками определенного возраста, мы всегда остро чувствуем, над какими направлениями нравственного становления, духовного роста и развития их творческих возможностей необходимо работать. У пятиклассников, например, ощущается дефицит культурного общения, а в результате — элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. В то же время ребята этого возраста щедры душой, бескорыстны, открыты, способны к самопознанию и постижению окружающего мира.

Любая творческая работа на уроках русского языка представляет значительную трудность для учащихся. Чтобы хорошо выполнить ее, ученик должен обладать определенными знаниями, словарным запасом, умением выбирать точные слова для выражения своих мыслей. Как же получить хороший результат?

Одно из решений - лингвистический анализ текста, который позволит учителю показать, как функционируют в тексте различные языковые средства, активизировать мыслительную деятельность пятиклассников, их воображение и речь, и потому может выступать как средство подготовки к написанию творческих работ. Сложность заключается в том, что у учащихся нет необходимого запаса лингвистических знаний, которые нужны для такого анализа. Они только начинают знакомиться с лингвистическими понятиями и терминами тема, идея, сравнение, эпитет и т. д., не знают еще о существовании многих изобразительно-выразительных средств языка. Рассматривая на уроке текст по частям, стараемся не разрушать его единство и гармонию, а также целостность восприятия текста ребенком. Необходимо построить работу на уроке так, чтобы лингвистический анализ был интересен для ребят.

Желательно выбирать небольшие по объему тексты, насыщенные яркими изобразительными средствами языка, ориентированные на конкретный возраст.

Возможный вариант начального лингвистического анализа текста, а также переход от него к выполнению пятиклассниками самостоятельных творческих работ предлагается на уроке на тему "Моя осень", рассчитанный на 90 минут. До начала урока готовится специальный раздаточный материал — текст Н.Сладкова "Золотой дождь", подколотый к двойному тетрадному листу таким образом, чтобы страница справа была свободна. На ней ребята в ходе работы с текстом будут делать вместе с учителем необходимые записи. Каждое предложение текста записано с новой строки для удобства анализа.

По желанию учителя и с учетом особенностей учебного процесса возможно проведение одного сдвоенного или 2-3 рассредоточенных во времени уроков с последующей (совместно с учениками) правкой миниатюр. Опыт показывает, что подобная работа интересна детям, помогает активизировать их в ходе урока, развивает как устную, так и письменную речь и помогает достичь неплохого результата - интересных творческих работ. (Приложение №1- Лингвистический анализ текста Н.Сладкова «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ»)


Что же необходимо для реализации процесса творчества?

Во-первых, создание учителем банка разнообразных учебно-творческих задач с целью их использования для развития различных творческих способностей личности:

- формулировать проблему, находить нужную информацию, переносить ее и применять в условиях задачи;

- генерировать идеи и выдвигать гипотезы;

- давать оценочные суждения;

- обобщать и свертывать мыслительные операции;

- трансформировать задания;

- осуществлять широкий перенос знаний и умений и др.

Во-вторых, создание условий для схематизации заданий. Практиками давно установлено, что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребенка.

^ В- третьих, использование групповых методов развития творческих способностей: мозговой атаки, деловых игр и т.п.

Работа по развитию связной речи школьников традиционно опирается на взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности - дети проходят путь от воспроизведения чужого текста к созданию собственного, от изложения к сочинению.

Рассмотрим систему творческих заданий, обеспечивающих продвижение ребенка от восприятия и анализа текста к созданию собственного высказывания. Целью восприятию текста, в основе которого лежит его лингвосмысловой анализ, являются глубокое понимание текста, постижение закономерностей его построения, знакомство со стилистическими ресурсами языка, формирование читательского и речевого опыта, необходимых для самостоятельного применения полученных знаний при создании собственного текста.

Определяя специфику аналитической и продуктивной деятельности школьников при обращении к художественному тексту, следует иметь в виду, что, хотя речь идет о процессе обучения, это деятельность творческая и ее структура соответствует структуре любого творческого процесса. Предлагаемая система творческих заданий учитывает фазы творческого процесса:

- фаза логического анализа,

- интуитивного решения,

- вербализации интуитивного решения

- формализации вербального решения.

Если восприятие, анализ и создание текста рассматривать как единый творческий процесс, то каждой его фазе будут соответствовать специфическая творческая задача, определенная учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, и, следовательно, определенный вид заданий, организующих эту деятельность

В течение всех лет педагогической деятельности учитель решает проблему сочетания воспитания и обучения. И извечные вопросы: как это сделать? Какие формы и методы использовать? Что удачнее? Какие из них лучше? Практика последних лет мне подсказывает, что я на верном пути, хотя бывают и неудачи.

Работу в V классе можно начинать с экскурсии в природу. Природа — прекрасная книга, которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость тому, кто умеет читать ее. В течение недели, перед первой экскурсией, идет небольшая подготовка: можно попросить ребят утром встать и подойти к окну. Увидеть и удивиться... Потом они напишут о том, что увидели, чему удивились, но это случится позже, напишут они сами, без моего задания: окно интереснее телевизора:

В чем видно все кругом:

То день стоит прекрасный,

То пасмурный, с дождем.

Там видно, как птицы летают над окном,

Как кошка гоняется за воробьем,

Как нес, по кличке Барбос,

Что-то куда-то понес… (Кристина Д.)


В течение всей недели дети делают «маленькие открытия»: то по-новому увиденная дорога в школу, то воробушек наскочил на кошку, то облако на что-то похоже...

Вот отрывок из сочинения:

«На автобусной остановке у нашей школы, рядом с пыльным тротуаром, чудом появился на белый свет маленький одуванчик. Ему бы расти на широком лугу или в бесконечном поле. Что поделаешь — такова судьба. Трудно расти ему среди асфальта, пыли и грохота. Он был маленький, одинокий и беспомощный. Самое обидное: никто на него внимания не обращал. Его маленькая золотая головка грустно покачивалась. Мимо мчались машины, бежали люди. И вдруг в этой суматохе появился малыш, державшийся за мамину руку. Он заметил цветок, удивился его красоте и гордому одиночеству и потянулся ручонкой. Малыш еще не мог равнодушно проходить мимо красоты»

Работа над сочинениями по результатам экскурсий продолжается и в старших классах. Расширяется кругозор школьников, и темы сочинений становятся более сложными.

^ Роль сочинения в развитии речи учащихся

Научить писать сочинения — дело очень непростое, и в этом помогают сочинения-миниатюры, работа над которыми начинается в 5-м классе и продолжается до 11 -го класса.

Сочинение-миниатюра - это творческая работа, проводимая на каждом уроке в течение 7-10 минут. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания.

Лучше давать этот вид работы в конце урока. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в пятом-шестом классе ставит оценку «отлично». Оценкой может служить устная похвала учителя, «пять» в тетради или в журнале.

Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы не сковать творчество ученика, чтобы страх перед плохой оценкой не мешал ему свободно выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и писал с удовольствием.

Темы предлагаются самые разные. Чаще всего неожиданные, но заранее продуманные учителем. Тема, во-первых, должна быть интересной для детей, во-вторых, она должна помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир и научить излагать свои мысли на бумаге логично, лаконично и последовательно. В-третьих, сочинения-миниатюры могут помочь родителям глубже понять своего ребенка. В-четвертых, большинство тем служит для учеников психологической разрядкой, когда они на бумагу «выплескивают» свои отрицательные эмоции, вызванные накопленными в школе, дома или на улице негативными впечатлениями. Таким образом, ребенок внутренне успокаивается, и к нему возвращается хорошее настроение.

Тема «Я» хороша даже на первом уроке в любом классе, особенно если педагог впервые знакомится с детьми. Для начала учитель в течение 2-3 минут рассказывает о себе, о своем образовании, своей семье, увлечениях, домашних питомцах. А потом предлагает детям рассказать о себе в сочинении-миниатюре «Я». Таким образом, учитель узнает о семье ребенка, о его хобби, о его устремлениях и чертах характера и даже об удачах и неудачах. (Приложение №2 - ученические работы)

Эти сочинения потом с интересом читают родители в тетрадях своих детей. Но можно попросить написать сочинения-миниатюры на листочках, чтобы у каждого ребенка была возможность самому выбирать — показывать или не показывать их дома.

Сочинения типа «^ Я люблю», « Я не люблю», » Я боюсь», «Что меня радует или огорчает в жизни» раскрывают переживания детей, их проблемы и поэтому помогают так строить работу с родителями и детьми, чтобы эти проблемы по возможности были решены.

Например, такой «лакмусовой бумажкой» отношений в классе явилось сочинение ^ Наташи Ю.. (8-й класс) «Кто Я?»

Я ученица восьмого класса, учусь я не очень хорошо, у меня не очень хорошие взаимоотношения с одноклассниками. Это я знаю точно.

В классе я, скорее всего серая мышка или наблюдатель. Меня могут заметить, когда я нахожусь в обществе Аньки и Светки, а так до меня никому нет дела. Дома я чувствую себя раскрепощеннее и увереннее, с друзьями на улице я также легко и свободно общаюсь. Мне бывает трудно адаптироваться в новом обществе.

Я человек сложный, меня бывает трудно понять. Лично я думаю так. Возможно, я совсем не такая, какой себя считаю, в глазах моих одноклассников, но, не зная человека, они не должны делать поспешные выводы.

Такие темы не теряют актуальности и в 5-м, и в 6-м, и в 10-м классе. Но у старшеклассников они отличаются большей глубиной, самоанализом, четкостью мысли, логикой изложения материала. Раскрытие собственного внутреннего мира для подростка — задача непростая. Но благодаря тому, что ученики с 5-го класса привыкают излагать свою точку зрения через сочинение-миниатюру, к девятому классу ученики описывают себя образно, используя метафоры и сравнения

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует четких методических знаний, умения преподнести инструкцию и создать атмосферу психологического комфорта. Для этого существуют специальные правила для учителя и инструкция написания сочинений-миниатюр для учеников 5-го класса, которые впервые встретились с этим видом работы. (Приложение №3)

Второй этап обучения сочинению-миниатюре переходит в иную плоскость. Если вначале мы учим детей свободно, быстро и с удовольствием выражать свое мнение, то к седьмому классу цель педагога и учителя несколько модифицируется.

Здесь уже основной целью становится научить грамотно, лаконично и доступно для восприятия другого человека, ярко и образно выражать свои мысли как устно, так и письменно, используя и употребляя художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

Для лучшего усвоения новых знаний используются сочинения-миниатюры с грамматическим заданием. Например, написать сочинение-миниатюру на заданную тему, употребив несколько причастных, деепричастных оборотов и т.д.

Немаловажным в работе становится последующее обсуждение творческих работ учеников. По-прежнему даны только положительные отзывы, ненавязчиво акцентировано внимание ребенка на удачно сформулированных им фразах, грамотно построенных предложениях, на правильно подобранных средствах художественной выразительности.

Например: «Молодец, Таня, какой красивый эпитет ты подобрала... Ребята, а вы заметили, какие необычные метафоры у Сережи? А кто обратил внимание на особенность композиции у Леши?».

Или, если целью является закрепление типов речи, акцентируется внимание учеников следующим образом: «Ребята, какому типу речи соответствует сочинение-миниатюра Насти? Вити? Наташи? Паши?».

Таким образом, к концу 7 - го класса дети научились выражать свои мысли не только лаконично, но и образно, выразительно, используя богатство русского языка. При этом написание сочинения-миниатюры по-прежнему вызывает живой отклик в их жизни и помогает узнать лучше себя и своих одноклассников.

«Меня зовут Ира. Я учусь в седьмом классе. Я очень избалованный ребенок, но совесть я еще не потеряла! Мне очень нравится общаться с друзьями, поэтому у меня много друзей, которых я очень люблю. Я обожаю природу, животных и все в этом духе. А еще я очень люблю каникулы.

Так что я обычный человек, который хочет достичь совершенства в этом мире».

В 8-9-х классах работа продолжается. Дети вступают в противоречивый подростковый возраст. Часто возникают проблемы во взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми. Сочинения-миниатюры типа «Взрослые это ...», «Подростки — это...», «Отцы и дети» помогают осмысливать жизненный опыт, смотреть на себя со стороны и стремиться обсудить свои проблемы с учителем. Устно ученику сложно пойти на контакт со взрослым, рассказывая о своих проблемах, потому что очень часто подростки считают это слабостью. А письменно легче - «все пишут, и я пишу».

Данные сочинения-миниатюры очень важны не только для обучения написанию сочинения на литературную тему, но и для душевного, эмоционального воспитания. Сочинения читаются вслух учениками только по их желанию.

При кратком анализе этих работ учитель обращает внимание на логику изложения материала, образность языка, четкость композиции, отмечает и поощряет искренность детей, при этом акцентируя свое внимание, внимание самого ученика и всего класса на сильных сторонах работы.

Если у подростка есть проблемы в общении с родителями, со сверстниками, то учитель может дать домашнее задание в виде развернутого сочинения «Отцы и дети: проблемы и решения» или «Я белая ворона: что будет, если это правда».

А потом можно провести урок-диспут или классный час с таким же названием, как и тема домашнего сочинения. Урок-диспут строится так, что одна группа детей выступает от имени родителей и защищает их точку зрения, отстаивает их права и мнение, а вторая группа учащихся делает то же самое, но с позиции детей.

Здесь уже возникает благодатная почва для снятия многих комплексов, внутренних противоречий и проблем подростков. Таким образом, проблема если и не уходит совсем, то ее острые углы стираются

В IO-11-x классах сочинения-миниатюры (мини-сочинения) в рамках ЕГЭ чаше задаются на дом. Задание дается такое: «Написать мини-сочинение на тему «Золотая пора листопад», состоящее из 150 слов. Также даются сочинения по произведениям классиков. Темы сочинений выбираются исходя из требований ЕГЭ, и они могут формулироваться так: «По проблеме, поднятой автором в данном произведении, составьте мини-сочинение из 150 слов». Также продолжаю использовать свободные темы, например: «Русский язык как иностранный,, «За стенами школы», «Мой выбор», «Мои фантазии», «Я через 5 лет», « Оценка или знание?»

Подростки готовятся к ЕГЭ, так как они учатся укладываться в строгие временные и объемные рамки. К тому же сам метод сочинения-миниатюры, или мини-сочинения, знаком ученикам с 5-го класса, что будет создавать атмосферу психологического комфорта для подростка на самом экзамене, снимая излишнюю нервозность и панику. Ведь ни одна тема, пусть даже самая неожиданная, не выбьет его из колеи, потому что он уже умеет грамотно, легко и свободно выражать свою точку зрения по любому вопросу.

Таким образом, сочинения-миниатюры развивают устную и письменную речь учащихся, приучают их логически и образно мыслить, будят воображение, творчески развивают личность ребенка, умение выражать свои мысли правильно, четко, искренне, грамотно!


^ Результативность деятельности учителя

Все названные методики, приемы и формы обучения на уроках русского языка направлены на развитие индивидуальных качеств личности, на проявление творческих возможностей учащихся.

Система такой работы учителя и учащихся позволяет достигать положительных успехов. Результаты письменных творческих работ показывают, что уменьши­лось число речевых ошибок и недочетов. При анализе сочинений X и XI классов было выявлено, что нарушение норм лексической сочетаемости сни­зилось до 29%, употребление слов в несвойственном значении - около 11%, неоправданный повтор -9%.

На уроках развивающего обучения процесс обучения, воспитания, развития неотделимы друг от друга, так как в основе используемых мною технологий лежит идея личностно ориентированного обучения. Реализация личностно ориентированного обучения строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление ис­пользовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в си­туациях, не заданных обучением.


^ Тема: Лингвистический анализ текста Н.Сладкова «ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ»


Цели: отрабатывать навыки анализа текста, обратить внимание учащихся на стилистические особенности текста; расширить словарь учеников;

Ход урока

1. Лингвистический анализ текста

^ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.( Н.Сладков)

Вопросы 1.О чем этот текст? I

2.Как вы догадались, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употребляется автором?

3.Зачем автор называет листопад золотым дождем?

4.Необычное начинается с первого предложения: Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. "Переведите" слова автора на обычный язык. Посмотрите, какой многословный у нас получился « перевод», а у Н.Сладкова все - в одном предложении!

5.Теперь сделаем так: чуть-чуть изменим слова в этом предложении: Все лето листья подставляли солнцу свои ладони и щеки, спины и животы. Изменилось что-нибудь в предложении? (Исчез, разрушился образ маленького, симпатичного существа.)

6.Почему это произошло? Что я изменила в предложении? (Из слов исчезли уменьшительно-ласкательные суффиксы, и образ утратил свое очарование и смысл.)

Вывод: суффиксы играют большую роль, хотя они такие маленькие. С их исчезновением меняется смысл отдельных слов и всего предложения.

7.Читаем дальше: И до того налились солнцем, что к осени сами стали как солнышки, багряными и золотыми.

Какую картину рисует нам автор в этом предложении?

  1. Дайте "научное" объяснение тому, что зеленые летом листья осенью меняют свой цвет? (Под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску.)

  2. Автор знает об этом? (Знает, но ему нужно показать Листья как живые существа, и он не отступает от созданного образа.)

10. А дальше полная неожиданность: Налились, отяжелели и потекли. Почему появилось такое необычное и на первый взгляд неуместное слово потекли? Почему не закапали? (Глагол закапали передает падение отдельных частиц, а потекли — движение сплошного потока.)

Автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня.

  1. Дальше и совсем необычное: ^ Полетели иволгами... Запрыгали белками... Понеслись куницами... Как же так? Налились, отяжелели... значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они полетели, запрыгали, понеслись. (Листочки сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цве­том. Приобрели характерные цвета солнца: багряные и золотые.)

  2. Почему автор использует такие разные глаголы для передачи движения листочков? (Каждый листочек для автора - индивидуальность, неповторимое создание природы и по форме, и по характеру. "Характеры" разные, вот и действуют они по-разному.)

  3. Не противоречат ли эти слова образу дождя? Ведь осенний дождь — монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. (Дождь у Н.Сладкова - необычный, золотой. Он это подтверждает следующим предложением: Зашумел в лесу золотой дождь.)

14. Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы, если автор нам рисует образ, картину золотого дождя? (Эта картина подвижна, в ней происходят изменения.)

15.Представьте себя фотографами и кинооперато­рами (по вариантам). "Снимите" картину "Золотого дождя". У кого она будет представлена полнее? (Фотография статична, она не отражает изменений, происходящих в природе, она запечатлевает один момент в ее жизни. Фильм, отснятый кинооператором, динамичен, в нем можно показать движения, изменения в природе.)

  1. С помощью чего автор показывает нам изменения в осеннем лесу? (С помощью глаголов, которых в тексте очень много.)

  2. Действительно, дождь у Н.Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходят изменения, идет своя особенная, загадочная, удивительная жизнь, и автор нам ее рисует такими словами:

^ Капля щелкнет сорвется лист...

Синицы завозятся ~ листья брызнут...

Ветер налетит — закружится смерч...

Косач вломится — хлынет водопад.

Кто заметил особенности этой картины? (Во-первых, на каждое воздействие листочки отвечают по-своему; во-вторых, чем сильнее воздействие, тем больше листьев падает с дерева.)

18.Обратите внимание на существительное капля. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может "совершить" капля. (Капнет, растечется, высохнет, упадет...) Но никто из вас не назвал глагол щелкнет. А что может щелкать? (Птица, бич, дверной замок..,) Почему же у Сладкова щелкнет! (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому, натянутому листочку звучит, как щелчок.)

  1. Следовательно, автор нам дает не только зримую, но и звуковую картину. Прочитайте этот текст негромко, вслушиваясь в отдельные звуки. У кого самый чуткий слух? Что вы услышали? (Обилие шипящих, свистящих звуков, которое соответствует осенним шорохам, шелесту.)

  2. Вернемся к четырем последним рассматриваемым предложениям. Я прочитала их в сокращении, чтобы выделить действия, но что-то очень важное при таком прочтении было потеряно. Что же? (Смерч пестрый, косач неуклюжий, водопад — сверкающий.)

  3. Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором). Да и не только картину. Скажите, как характеризует косача прилагательное неуклюжий? (При помощи определения показан характер движений этой птицы.) Какова роль глагола в этом предложении? (Глагол дополняет характеристику птицы: не просто сядет, но вломится.)

Мы видим, как важен выбор слова, словосочетания. Слова вломится и неуклюжий соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.

  1. Мы уже подчеркивали, что у Сладкова дождь не обычный, золотой. Рассмотрите следующие предложения: ^ Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Как подчеркивает автор отличие "золотого" дождя от обычного? (При помощи глаголов и наречий.)

  2. Три последних предложения (три повтора) начинаются со слова листья.. А в школе учат, что нужно избегать повторов, заменять их синонимами. Надо ли здесь избавляться от повторяющихся слов? (Нет, поскольку эти повторы оправданы, необходимы — помогают увидеть разгар листопада.)

Так заканчивается первый этап урока — лингвистический анализ текста. В ходе анализа учитывалось, что школьники не знакомы с литературоведческой терминологией (тема, идея, метафора, эпитет и др.), кроме того, использовались такие приемы анализа, которые помогали формированию интереса к рассматриваемому произведению, к языку писателя, секретам выразительной речи. В показанном примере реализованы следующие приемы: "перевод", лингвистический эксперимент, "провокация", прием фотографии, пропуск и восстановление изобразительных средств языка, ложное редактирование, ролевые ситуации, полифонический хор, "ошибка" автора и другие, необходимые для любого анализа приемы работы (сравнение, сопоставление и т.п.).

^ 2. Знакомство учащихся со стихотворениями на тему осени

Учитель: Каждому человеку свойственно свое восприятие осени. А поэты и писатели отличаются от других людей тем, что все обычное они воспринимают под особенным углом зрения.

(Обращаем внимание школьников на другие произведения. Стихотворения или отрывки из них наизусть - индивидуальное задание к данному уроку.)

Обиженной девочкой осень

Уходит,

Срывая цветы.

И голая ива маячит

Над синью холодной травы.

И осень,

Как девочка, плачет

Над россыпью алой листвы.

Ф.Васильев

^ ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы листаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо. Я сижу, читаю

А.Барто

ЩЕДРАЯОСЕНЬ

Золотая осень, погоди немножко! За леса и горы ты не уходи! На тебе янтарные светятся сережки, Золотые бусы блещут на груди. В золотых сапожках ножки-невелички, Золотой платочек вьется на ветру, А косички, словно у моей сестрички, У моей сестрички — маленькой Гулру…

^ Г. Сулейманова

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
И. Бунин

Все слушают и отмечают, как изображена осень в том или ином произведении, какой образ создает автор. У Ф.Васильева осень — обиженная девочка, у Л.Барто - почтальон, рассылающий письма-листья, у Г.Сулеймановой осень — красавица девушка, у И.Бунина - тихая вдова и т.д.

^ 3. Разные образы осени

Задача: активизация воображения, фантазии, мышления и речевой дея­тельности учащихся.

Учитель: Ребята представьте осень в различных образах, определите основные черты образа.

(Например, можно попросить пятиклассников представить осень волшебницей, и тогда в числе необходимых атрибутов ее образа школьники называют волшебную палочку, слова-заклинания, шапку-невидимку. Представляя осень художницей, школьники говорят об осенней палитре и удивительной кисти, которой художник творит ежегодное чудо. Рассматривая осень в образе почтальона, учащиеся говорят о ее помощниках - осеннем холодном ветре и улетающих на юг птицах, затем о содержании осенних прощальных "писем".)

Фантазии ребят нет конца: они представляют осень то злобной старухой, то доброй рачительной хозяйкой, то нищенкой, то разбойницей, то веселой шалуньей, многим нравится осень-красавица, труженица и т.д.

^ 4.Конечный итог проведенной работы - сочинения - миниатюры

Осень - красавица. Ей нравится носить наряды багряных и золотых тонов. В ушах у нее дрожат и переливаются сережки из кленовых листьев. Осень - щеголиха. Что ни день, то все ярче и ярче ее наряды, а дополняет их синева неба, тонкая паутина деревьев, грибы-мухоморы в траве, черные клинья улетающих птиц. Красота!

(Таня Ю.)

***

Вот и пришла волшебница-осень. Взмахнет она невидимой палочкой - начнет падать золото листьев с деревьев, устелет землю золотым ковром. Взмахнет волшебница другой раз - подуют холодные ветры, заморозит птиц, улетающих на юг. Взмахнет третий раз - заискрится иней на траве. Ходит она по лесам, по полям, по дорогам, никто ее не видит, но все зна­ют: осень пришла.

(Аня С.)

Осень - необыкновенная труженица. У нее мно­жество дел. Нужно позаботиться о деревьях, помочь им сбросить листву на зиму. Укрыть листьями землю, чтобы не замерзли корешки растений. Подуть холод­ным ветром, полить ледяным дождем людей, чтобы вспомнили: скоро зима, нужно весь урожай быстрей собрать. (Виталий К.)

**

Вот и пришла злющая старуха-осень. Трудно с ней ладить. Она вечно злится: дует ветром, швыряет лис­тья, срывает шляпы с голов прохожих. Но ей и самой плохо, может быть, поэтому осенью так часто идет мелкий нудный дождь. Это осень плачет.

(Лена Ш.)

Осень я вижу обиженной девочкой. Она потеряла ключи от лета. Вот и плачет дождем, сердится ветром, кричит прощальными криками птиц. Осень, не плачь! Все будет хорошо. Лето через год опять вернется.

(Олег Н.)

^ 5. Редактирование и создание книжек-малышек

Работа над миниатюрами продолжается не один день. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребятам. Следующий этап (после проведенных уроков) растягивается на 1-2 недели. Учитель, получая работы пятиклассников, просматривает их, указывает недочеты, ошибки, говорит, как сделать миниатюру лучше, интереснее, подсказывает нужное слово или образ. Необходимо, чтобы ребенок воспринимал редактирование собственного сочинения не как наказание, а как необходимое звено творческой работы. (Ведь и писатели переписывают, переделывают свои произведения по многу раз!) Для подобной работы может быть предусмотрен такой стимул, как "издание" лучших сочинений в виде книжек-малышек об осени с иллюстрациями самих учеников.


Литература.

^ 1. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М., 1998

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985

^ 3. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения учения школьников Ростов-на-Дону, 1970

4. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии»

5. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Просвещение, 1988

6. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Просвещение, 1987

7. Интерактивные методы обучения: Учитель - 2004, №5

8. Лук А.Н. Учить мыслить. М.: Знание, 1975

9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1982

10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М., 1987

11. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М., 1981

12. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М., 1990




Скачать 333,57 Kb.
оставить комментарий
Дата27.09.2011
Размер333,57 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх