Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина icon

Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина 2008 г...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5
скачать



«История русской литературы ХХ века. Серебряный век».


Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет

имени В.М. Шукшина»


«История русской литературы ХХ века. Серебряный век».


Учебно-методический комплекс дисциплины


Бийск

БПГУ имени В.М. Шукшина

2008


ББК

Д

^ Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В.М. Шукшина



Научный редактор:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия

Рецензент:

канд. … наук, доцент И.О.Фамилия


Д История русской литературы ХХ века. Серебряный век.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.Н. Кошелева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. – с….


Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032900. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью.


 БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008.

 Сост.: , 2008.

Утверждаю


Декан факультета

____________________

«_____» ____________





^



Рабочая программа




Кафедра _________________________________________________________________________



_________________________________________________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)


Шифр и наименование

дисциплины _________________________________________________________________________


_________________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)


Статус _________________________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)_________________________________________________________________________

(коды специальностей (направлений)


Формы обучения______________________________________________________________________

(дневная, заочная)


Объем дисциплины ___________________________________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)


^

Распределение по семестрам





Номер

Семестр

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ) расч. заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Всего

Из них




Лекции

Практич

Самостоят.

работа

7

56

28

20

8

28

-

Зачет

Рабочая программа составлена на основании ^ ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.


ДПП.Ф.12 История русской литературы ХХ века. Серебряный век


Русская литература рубежа XIX – XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей.


Разработчик старший преподаватель И.Н. Кошелева


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры


Литературы


Заведующий кафедрой _____________________ Н.А. Гузь


Одобрена Ученым советом филологического факультета


«_______»_____________________ Председатель __________________________


Учебно-методический комплекс дисциплины ДПП. Ф. 12 «История русской литературы ХХ века. Серебряный век» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью.


СОДЕРЖАНИЕ:


^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 0329000. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью

^ Пояснительная записка

Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах (20 часов)

Практические занятия, их содержание и объём в часах (8 часов)

^ РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Содержание дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к зачету

Учебно-методическая карта дисциплины

Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

Карта согласования рабочей программы дисциплины

^ КАРТЫ РЕСУРСОВ

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой по дисциплине

Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

с. 7

^ 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

Печатные дидактические материалы

Электронные дидактические материалы

с. 47

^ 3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль: формы текущего контроля, содержание текущих контрольных мероприятий

Итоговый контроль: формы итогового контроля, содержание итоговых контрольных мероприятий



с. 48

^ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Тезисы лекций

Раздаточный материал


с. 55



^ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 0329000. 00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью.

ДПП. Ф. 12. Русская литература рубежа XIX – XX вв. Основные направления, поиски в области художественной формы (проза, драматургия, поэзия). Феномен русского декаданса и его вклад в историю русского искусства. Понятие культуры и литературы «серебряного века». Многообразие творческих индивидуальностей.


^ Пояснительная записка.

Курс «История русской литературы ХХ века. Серебряный век» имеет преемственную и типологическую связь с курсом «Русская литература и культура» на уровнях историко-литературном, философском, эстетическом. В том и другом курсе определилось многолетней научной традицией и учебной практикой выделение особого самостоятельного раздела, в котором изучается развитие русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков (Серебряный век). В предлагаемой программе обозначены те творческие индивидуальности, которые определили ведущие типологические особенности литературы, искусства, культуры указанного периода, в первую очередь – взаимовлияние реалистических и модернистских, авангардистских тенденций.

Сложная социально-политическая ситуация на рубеже XIX-XX веков, очевидный общественный прогресс, с одной стороны, и кровавые, трагические события и противоречия, с другой стороны, обусловили крайности и противоречия в общественной и научной оценке литературного и художественного процесса в целом и ряда творческих личностей в отдельности. Переоценка ценностей в настоящее время происходит в основном в направлении признания и более глубокого научного постижения творчества И.Бунина, Л.Андреева, И.Шмелева, Б.Зайцева, Д.Мережковского, В.Хлебникова, В.Розанова и других представителей литературы и культуры Серебряного века. Данная программа придерживается именно этой тенденции. В выборе лекционного материала и тематики практических занятий мы стремились к сохранению принципа историзма и определению идейно-творческих позиций авторов Серебряного века, что, конечно, не исключает рассмотрения вопросов художественного мастерства.


^ Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах (20 часов).





Тематика

Содержание лекции

Часы

1.



Введение к курсу

Курс истории русской литературы конца 19-начала 20 века (и 20 века в целом) как продолжение курса русской литературы и культуры. Историческая периодизация курса. Основные литературные направления и течения. Упадок, кризис или поступательное развитие?

2

2.

Судьбы реализма

Традиции русской классической литературы, их продолжение и переосмысление (Чехов, Андреев, Горький). Писатели «Среды» и «Знания». Общее и индивидуальное в реакции на социально-политическую ситуацию эпохи.

Сознательное и вынужденное «жизнестроение» (Шмелев.). Соотношение реалистических и романтических тенденций (Куприн).

Проблема натурализма в литературе 90-900-х годов.

Творчество И.А.Бунина. Основные темы, образы, особенности поэтической лексики стихотворений Бунина. Бунин о крестьянстве и дворянстве. Тема России. Соотношение социального и нравственно-философского содержания в произведениях Бунина.

Художественное новаторство А.М.Горького. Горьковский вариант «особенного» человека. Романтизация и ритмизация прозаического стиля. «Полет в небо» и «падение». Социально-философский характер пьесы «На дне». Социальная среда как персонаж (индивидуальное и множественное). Рабочие и представители буржуазии как новые герои Горького. Проблема человека, общества, мира в творчестве Горького. Варианты темы свободы. Сочетание исповедального и аналитического начала в произведениях Горького. Посмертная судьба писателя.

Взаимосвязь публицистической и художественной тенденций (Серафимович, Вересаев).

4

3.



Новокрестьянская поэзия 1910-х годов.

Творчество Н.А.Клюева, С.А.Клычкова, А.Ширяевец, П.В.Орешина. Начало творческого пути С.А.Есенина (10-е годы).

2


4.



Модернизм. Творчество «старших» симолистов.

Формирование первых модернистских течений в литературе и живописи. Философско-эстетические установки новых течений. Символизм. Творчество «старших» символистов. К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов.

2


5.

«Младосимволизм».

Вл.Соловьев и эстетика «младосимволистов». А.Белый, Вяч. Иванов.

Творческая эволюция А.А. Блока. В историческом времени и вне его. Путь к теме России и развитие этой темы в творчестве Блока. Поэтические циклы как этапы пути и как главы «романа в стихах». Взаимосвязь лирики, прозы, драматургии. Своеобразие поэтического мастерства. Блок и символизм.

2

6.

Акмеизм.


Кризис символизма. Новые течения в модернистской литературе. Акмеизм. С.М.Городецкий, Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, Вл.Ходасевич, Г.В.Адамович, Г.В.Иванов.

Жизнь и поэзия Н.С. Гумилева. Романтическая направленность раннего творчества. Бог или Люцифер как одна из ключевых проблем в творчестве Гумилева. Пространство в географическом, временном, духовном аспекте в поэзии Гумилева. Ориентация Гумилева на мировую историю и культуру.

2

7.

Литературный авангард.

Литературный авангард. Эгофутуризм. И.Северянин.

Писатели и поэты-футуристы: «Гилея» (Д.Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.В.Маяковский, А.Е. Крученых, В.В.Каменский и др.), «Центрифуга» (С.П.Бобров, Н.Н.Асеев, Б.П.Пастернак).

Творчество В.В. Маяковского 1912-1917 годов. «Трагический гуманизм» ранней поэзии Маяковского. Маяковский о назначении поэта и человека. Внутренняя «подтекстовая» связь лирического героя с героем романтических произведений Горького. Библейские мотивы в поэзии Маяковского. Богоборец ли? Трагедия «Владимир Маяковский» и поэма «Облако в штанах» как программные произведения. Маяковский и футуризм.

2


8.

Поэзия вне литературных групп и течений.

Творческий путь Максимилиана Волошина. Влияние символистов и живописцев-импрессионистов на творчество Волошина, сотрудничество с акмеистами. Дооктябрьская лирика Марины Цветаевой.

2

9.

Реализм и модернизм.

Реализм и импрессионизм в творчестве Б.К.Зайцева.

Творческий метод Л.Н. Андреева (реализм и экспрессионизм). Гуманистическая направленность раннего творчества Андреева. Произведения 1900-1910 годов как отражение ряда особенностей общественно – философской мысли времени. Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Определение писателем своего метода как неореализма. Экзистенциальное начало в творчестве Андреева. Своеобразие постановки проблемы человек и мир, человек и судьба.

2


^ Практические занятия, их содержание и объём в часах (8 ч.)




пп

Наименование тем

Содержание тем

Объём в часах

1.

Творчество А.И.Куприна.

Разоблачение капиталистической эксплуатации в повести «Молох».Повести «Молох» и «Олеся» как контрастная дилогия о поиске истины.Повесть А.И. Куприна «Поединок»: Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни (проблематика, основные образы повести); Метафоричность названия повести А.И.Куприна «Поединок». Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (1910). Идейно-художественное своеобразие рассказа. Особенности стиля, повествовательная манера А.И. Куприна.

2

2.

И.А.Бунин. Особенности творческой личности и творческого метода. Место Бунина в литературном процессе 20 века.

Бунин – поэт: темы, поэтические образы, поэтический язык. Бунин и символизм.

Рассказы и повести Бунина о крестьянстве («Танька», «На край света», «Вести с родины», «Захар Воробьев», «Деревня» и др.). Социальный и нравственно-философский смысл произведений Бунина («Перевал», «Братья», «Господин из Сан-Франциско» и др.) Художественное мастерство Бунина-поэта и Бунина-прозаика. Реалистическая предметность и символическая обобщенность художественной детали. «Музыка прозаического письма» ( А.Твардовский).

2

3.

Идейно-художественное своеобразие творчества А.М.Горького эпохи «серебряного века».

Тема гордости и свободолюбия в творчестве Горького 1890-начала 1900 годов. «Отверженные» и «отвергающие», многозначность данных понятий в произведениях писателя («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Коновалов», «Фома Гордеев», «Мать» и др.)

Своеобразие драматургии Горького 1900 –х г. «Множественный», «собирательный» персонаж («Мещане», «Дачники», «Дети солнца» и др.). «На дне» как социально-философская драма.

Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты» в контексте автобиографического жанра в русской литературе.

2

4.

Своеобразие гуманизма и трагическое начало в творчестве В. Маяковского 1912 – 1917 годов.

Исповедальное начало в раннем творчестве В. Маяковского («Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!» и др.)

Гуманистическая тема в трагедии «Владимир Маяковский». Образ поэта – Заступника и Жертвы.

Маяковский и футуризм. Урбанизм как характерная особенность раннего творчества Маяковского. Перекличка поэзии и авангардистской живописи.

Развитие гуманистической темы в поэме «Облако в штанах». Новый герой. Рецензия В. Шкловского на поэму «Облако в штанах».

2



^ РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Курс «История русской литературы ХХ века. Серебряный век»

Цель курса – определить ведущие типологические особенности литературы, искусства, культуры Серебряного века, в первую очередь – взаимовлияние реалистических и модернистских, авангардистских тенденций; оценить литературный и художественный процесс в целом и ряд творческих личностей в отдельности.

Структура курса предусматривает лекции и практические занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов со спецификой развития русской литературы и культуры рубежа XIX-XX веков (Серебряный век), развить способности делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим материалом.

Задачи практических занятий: проверка понимания студентами содержания рекомендованной литературы и обращение их внимания на проблемные вопросы курса; развитие навыков анализа и умения объяснить наиболее важные явления в литературном процессе рубежа XIX – XX веков.

Модульная рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования. Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции на заданную тему.


Содержание дисциплины
^

Тематическое содержание курса


Введение (2 часа)

Курс истории русской литературы конца 19-начала 20 века (и 20 века в целом) как продолжение курса русской литературы и культуры. Историческая периодизация курса. Основные литературные направления и течения. Упадок, кризис или поступательное развитие? Социальный фон и общекультурный контекст Серебряного века (контекст - окружение, внешняя среда, где существует искусство). Эстетическая многослойность литературы рубежа веков.

^ МОДУЛЬ 1 «СУДЬБЫ РЕАЛИЗМА»

Судьбы реализма

Традиции русской классической литературы, их продолжение и переосмысление (Чехов, Андреев, Горький). Писатели «Среды» и «Знания». Общее и индивидуальное в реакции на социально-политическую ситуацию эпохи.

Сознательное и вынужденное «жизнестроение» (Шмелев.). Соотношение реалистических и романтических тенденций (Куприн).

Проблема натурализма в литературе 90-900-х годов.

Творчество И.А.Бунина. Основные темы, образы, особенности поэтической лексики стихотворений Бунина. Бунин о крестьянстве и дворянстве. Тема России. Соотношение социального и нравственно-философского содержания в произведениях Бунина.

Художественное новаторство А.М.Горького. Горьковский вариант «особенного» человека. Романтизация и ритмизация прозаического стиля. «Полет в небо» и «падение». Социально-философский характер пьесы «На дне». Социальная среда как персонаж (индивидуальное и множественное). Рабочие и представители буржуазии как новые герои Горького. Проблема человека, общества, мира в творчестве Горького. Варианты темы свободы. Сочетание исповедального и аналитического начала в произведениях Горького. Посмертная судьба писателя.

Взаимосвязь публицистической и художественной тенденций (Серафимович, Вересаев).

Новокрестьянская поэзия 1910-х годов

Творчество Н.А.Клюева, С.А.Клычкова, А.Ширяевец, П.В.Орешина. Начало творческого пути С.А.Есенина (10-е годы).

^ МОДУЛЬ 2 «МОДЕРНИЗМ»

Модернизм. Творчество «старших» симолистов

Формирование первых модернистских течений в литературе и живописи. Философско-эстетические установки новых течений. Символизм. Творчество «старших» символистов. К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов.

Модернизм. «Младосимволизм»(2 часа).

Вл.Соловьев и эстетика «младосимволистов». А.Белый, Вяч. Иванов.

Творческая эволюция А.А. Блока. В историческом времени и вне его. Путь к теме России и развитие этой темы в творчестве Блока. Поэтические циклы как этапы пути и как главы «романа в стихах». Взаимосвязь лирики, прозы, драматургии. Своеобразие поэтического мастерства. Блок и символизм.

Модернизм. Акмеизм

Кризис символизма. Новые течения в модернистской литературе. Акмеизм. С.М.Городецкий, Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, Вл. Ходасевич, Г.В.Адамович, Г.В.Иванов. Жизнь и поэзия Н.С. Гумилева. Романтическая направленность раннего творчества. Бог или Люцифер как одна из ключевых проблем в творчестве Гумилева. Пространство в географическом, временном, духовном аспекте в поэзии Гумилева.

^ МОДУЛЬ3 «ЛИТЕРАТУРНЫЙ АВАНГАРД»

Литературный авангард

Литературный авангард. Эгофутуризм. И.Северянин. Писатели и поэты-футуристы: «Гилея» (Д.Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.В.Маяковский, А.Е. Крученых, В.В.Каменский и др.), «Центрифуга» (С.П.Бобров, Н.Н.Асеев, Б.П.Пастернак).

Творчество В.В. Маяковского 1912-1917 годов. «Трагический гуманизм» ранней поэзии Маяковского. Маяковский о назначении поэта и человека. Внутренняя «подтекстовая» связь лирического героя с героем романтических произведений Горького. Библейские мотивы в поэзии Маяковского. Богоборец ли? Трагедия «Владимир Маяковский» и поэма «Облако в штанах» как программные произведения. Маяковский и футуризм.

^ МОДУЛЬ 4 «ПОЭТЫ ВНЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГРУПП И ТЕЧЕНИЙ»

Поэзия вне литературных групп и течений

Творческий путь Максимилиана Волошина. Влияние символистов и живописцев-импрессионистов на творчество Волошина, сотрудничество с акмеистами. Дооктябрьская лирика Марины Цветаевой.

^ МОДУЛЬ 5 «РЕАЛИЗМ И МОДЕРНИЗМ»

Реализм и модернизм

Реализм и импрессионизм в творчестве Б.К.Зайцева.

Творческий метод Л.Н. Андреева (реализм и экспрессионизм). Гуманистическая направленность раннего творчества Андреева. Произведения 1900-1910 годов как отражение ряда особенностей общественно – философской мысли времени. Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Определение писателем своего метода как неореализма. Экзистенциальное начало в творчестве Андреева. Своеобразие постановки проблемы человек и мир, человек и судьба.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

«История русской литературы ХХ века. Серебряный век».

  1. Умение определить место изучаемого произведения в творчестве писателя, в литературном процессе.

  2. Умение проследить и прокомментировать связь творчества писателя с историческими событиями, политическими, философскими религиозными идеями эпохи.

  3. Умение типологизировать факты и явления литературного процесса.

  4. Закрепление навыков исследовательского прочтения художественного текста.

  5. Закрепление навыков культурологического подхода к анализу литературных явлений.


Требования к зачету

Студенту предоставляется возможность выбирать форму сдачи зачета: в форме защиты проекта (при условии освоения дисциплины, что отражено в рейтинге студента) или в форме устного ответа на один из вопросов, предусмотренных программой по изучаемому курсу.



Учебно-методическая карта дисциплины

«История русской литературы ХХ века. Серебряный век». (56 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы по специальности ^ 032900.00 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью (журналистика, реклама, корректура текста)» очной формы обучения.

Модуль

Трудоемкость

№№ раздела,

темы



Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

№1




2

Тема 1

Введение


Литература конца 19-начала 20 века как продолжение курса русской литературы и культуры. Историческая периодизация курса. Основные литературные направления и течения. Социальный фон и общекультурный контекст Серебряного века. Эстетическая многослойность литературы рубежа веков.


2













1. Составление конспекта лекции





1. Контроль присутствия на лекции.

2. Проверка конспектов


№1




10

Тема 2-3

Судьбы реализма.

Традиции русской классической литературы, их продолжение и переосмысление (Чехов, Андреев, Горький). Писатели «Среды» и «Знания».

Темы и герои реалистической литературы. Жанры и стилевые особенности реалистической прозы.

Развитие и обновление отечественных литературных традиций в творчестве И.А. Бунина.

Художественное новаторство А.М.Горького.

4




1-3 занятие

^ Примеры индивидуальных проектов:

  1. История о «нежной и великодушной любви».

  2. «Талант, красивый, как матовое серебро…»: поэзия И.Бунина.

2

Чтение текстов, предусмотренных программой

Аналитическая работа с текстом (двухчастных читательских дневников)

Подготовка к практическому занятию 1 (Вариант 1). Тема:

Творчество А.И.Куприна.

Подготовка к практическому занятию 2(Вариант 1). Тема: И.А.Бунин. Особенности творческой личности и творческого метода. Место Бунина в литературном процессе 20 века.

Подготовка к практическому занятию 3 (Вариант 1). Тема: Идейно-художественное своеобразие творчества А.М.Горького эпохи «серебряного века».

6

1. Контроль присутствия на лекции и практическом занятии

2. Проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий

3. Опрос

4. Проверка двухчастных читательских дневников

5. Тест


№1




2

Тема 4.

Новокрестьянская поэзия 1910-х годов.

Творчество Н.А.Клюева, С.А.Клычкова, А.Ширяевец, П.В.Орешина. Начало творческого пути С.А.Есенина (10-е годы).

2







Примеры индивидуальных проектов:

  1. «Последний поэт деревни»: образы, темы, мотивы ранней лирики С. Есенина.



2

Чтение текстов, предусмотренных программой

Аналитическая работа с текстом (двухчастных читательских дневников)

Работа над индивидуальным проектом (выполняют не все студенты, темы выбирают (или формулируют) самостоятельно при консультативной помощи преподавателя)

2

1. Контроль присутствия на лекции.

2. Проверка конспектов лекции

3. Тест

4. Представление индивидуальных проектов.

4. Опрос.

№2




2

Тема 5.

Модернизм. Творчество «старших» симолистов.

Формирование первых модернистских течений в литературе и живописи. Философско-эстетические установки новых течений. Символизм. Творчество «старших» символистов. К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов.


2







Примеры индивидуальных проектов:




Чтение текстов, предусмотренных программой

Аналитическая работа с текстом (двухчастных читательских дневников)

Работа над индивидуальным проектом (выполняют не все студенты, темы выбирают (или формулируют) самостоятельно при консультативной помощи преподавателя)

Подготовка к практическому занятию 1 (Вариант 2) Тема: Своеобразие творчества «старших символистов».

2

1. Контроль присутствия на лекции.

2. Проверка конспектов лекций.

3. Опрос.

4. Проверка двухчастных читательских дневников.

5. Представление индивидуальных проектов.

6. Тест.


№2




2

Тема 6.

Модернизм. «Младосимволизм»

Вл.Соловьев и эстетика «младосимволистов». А.Белый, Вяч. Иванов.

Творческая эволюция А.А. Блока. В историческом времени и вне его. Путь к теме России и развитие этой темы в творчестве Блока. Поэтические циклы как этапы пути и как главы «романа в стихах». Взаимосвязь лирики, прозы, драматургии. Своеобразие поэтического мастерства. Блок и символизм.


2







Примеры индивидуальных проектов:

  1. Рыцарь Прекрасной Дамы.

  2. «Покой нам только снится…»: третий этап идейно-творческого равития А. Блока.

  3. Споры о «Двенадцати» Блока.




Чтение текстов, предусмотренных программой

Аналитическая работа с текстом (двухчастных читательских дневников)

Работа над индивидуальным проектом (выполняют не все студенты, темы выбирают (или формулируют) самостоятельно при консультативной помощи преподавателя)

2

1. Контроль присутствия на лекции.

2. Проверка конспектов лекций.

3. Опрос.

4. Проверка двухчастных читательских дневников.

5. Представление индивидуальных проектов.

6. Тест.


№2




2

Тема 7.

Модернизм. Акмеизм

Кризис символизма. Новые течения в модернистской литературе. Акмеизм. С.М.Городецкий, Н.С.Гумилев, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова, Вл.Ходасевич, Г.В.Адамович, Г.В.Иванов. Жизнь и поэзия Н.С. Гумилева. Романтическая направленность раннего творчества. Бог или Люцифер как одна из ключевых проблем в творчестве Гумилева. Пространство в географическом, временном, духовном аспекте в поэзии Гумилева.


2







Примеры индивидуальных проектов:

  1. Книга женской души.






Чтение текстов, предусмотренных программой

Аналитическая работа с текстом (двухчастных читательских дневников)

Работа над индивидуальным проектом (выполняют не все студенты, темы выбирают (или формулируют) самостоятельно при консультативной помощи преподавателя)

2

1. Контроль присутствия на лекции.

2. Проверка конспектов лекций.

3. Опрос.

4. Проверка двухчастных читательских дневников.

5. Представление индивидуальных проектов.

6. Тест.


№3




2

Тема 8.

Литературный авангард

Литературный авангард. Эгофутуризм. И.Северянин. Писатели и поэты-футуристы: «Гилея» (Д.Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.В.Маяковский, А.Е. Крученых, В.В.Каменский), «Центрифуга» (С.П.Бобров, Н.Н.Асеев, Б.П.Пастернак).

Творчество В.В. Маяковского 1912-1917 годов. Маяковский о назначении поэта и человека. Библейские мотивы в поэзии Маяковского. Трагедия «Владимир Маяковский» и поэма «Облако в штанах». Маяковский и футуризм.



2







Примеры индивидуальных проектов:

  1. Любовь в жизни и творчестве Вл. Маяковского.






Чтение текстов, предусмотренных программой

Аналитическая работа с текстом (двухчастных читательских дневников)

Работа над индивидуальным проектом (выполняют не все студенты, темы выбирают (или формулируют) самостоятельно при консультативной помощи преподавателя)

Подготовка к практическому занятию 4 (Вариант 2) Тема: Своеобразие гуманизма и трагическое начало в творчестве В. Маяковского 1912 – 1917 годов.

2

1. Контроль присутствия на лекции.

2. Проверка конспектов лекций.

3. Опрос.

4. Проверка двухчастных читательских дневников.

5. Представление индивидуальных проектов.

6. Тест.


№4




2

Тема 9. Поэзия вне литературных групп и течений.


Творческий путь Максимилиана Волошина. Влияние символистов и живописцев-импрессионистов на творчество Волошина, сотрудничество с акмеистами. Дооктябрьская лирика Марины Цветаевой.

2







Примеры индивидуальных проектов:

1. Книга женской души.




Чтение текстов, предусмотренных программой

Аналитическая работа с текстом (двухчастных читательских дневников)

Работа над индивидуальным проектом (выполняют не все студенты, темы выбирают (или формулируют) самостоятельно при консультативной помощи преподавателя)

2

1. Контроль присутствия на лекции.

2. Проверка конспектов лекций.

3. Опрос.

4. Проверка двухчастных читательских дневников.

5. Представление индивидуальных проектов.

6. Тест.

№5




2

Тема 10. Реализм и модернизм


Реализм и импрессионизм в творчестве Б.К.Зайцева.

Творческий метод Л.Н. Андреева (реализм и экспрессионизм). Гуманистическая направленность раннего творчества Андреева. Произведения 1900-1910 годов как отражение ряда особенностей общественно – философской мысли времени. Традиции Достоевского в творчестве Андреева. Определение писателем своего метода как неореализма. Экзистенциальное начало в творчестве Андреева. Своеобразие постановки проблемы человек и мир, человек и судьба.


2







Примеры индивидуальных проектов:

1. Переосмысление евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».




Подготовка к практическому занятию №4 (Вариант 1). Тема: Творчество Л.Н. Андреева.

Чтение текстов, предусмотренных программой

Аналитическая работа с текстом (двухчастных читательских дневников)

Работа над индивидуальным проектом (выполняют не все студенты, темы выбирают (или формулируют) самостоятельно при консультативной помощи преподавателя)




1. Контроль присутствия на лекции и практическом занятии

2. Проверка конспектов лекций и тетрадей для практических занятий

3. Опрос

4. Проверка двухчастных читательских дневников

5. Представление индивидуальных проектов.

6. Тест



Карта самостоятельной работы студента по дисциплине

«История русской литературы ХХ века. Серебряный век». (56 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы по специальности ^ 032900.00 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью (журналистика, реклама, корректура текста)» очной формы обучения.


Модуль

Номер раздела, темы

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

Содержание работы, формы работы

Сроки выполнения

Общая трудоемкость

1



1-4

МОДУЛЬ «Судьбы реализма»

Содержание.

Подготовка к практическому занятию 1. (Вариант 1.) Тема:

Творчество А.И.Куприна.

Подготовка к практическому занятию 2. (Вариант 1.) Тема: И.А.Бунин. Особенности творческой личности и творческого метода. Место Бунина в литературном процессе 20 века.

Подготовка к практическому занятию 3. (Вариант 1.) Тема: Идейно-художественное своеобразие творчества А.М.Горького эпохи «серебряного века».

Формы:

1. Двухчастный читательский дневник.

2. Выполнение теста.

7 семестр

3 неделя октября




1. Проверка конспектов лекций (1 контрольная точка)

2. Проверка двухчастных читательских дневников (1 контрольная точка)

3. Тест (5-10 минут в начале практического занятия)

4. Контроль присутствия на лекции и практическом занятии

5. Оценка выступлений студентов, дополнений к основному сообщению, оценка вопросов к докладчику.

2

5-7

МОДУЛЬ «Модернизм»

Содержание.

Подготовка к практическому занятию 1 (Вариант 2) Тема: Своеобразие творчества «старших символистов».

Вопросы для самостоятельного изучения:

Акмеистический период в творчестве А.А. Ахматовой.

Мир сборника «Камень» О. Мандельштама.

Формы:

1. Двухчастный читательский дневник (раздумья над любимыми стихотворениями символистов и акмеистов).

2. Подготовка тестовых вопросов (3 вопроса по модулю «Модернизм»: по темам «Старшие символисты», «Младосимволизм», «Акмеизм»).

3. Выполнение теста.

4. Подготовка индивидуальных проектов (по выбору студента).

7 семестр

4 неделя октября –

1 неделя ноября




1. Проверка конспектов лекций

2. Проверка тестовых вопросов, составленных студентами (1 контрольная точка), обсуждение вопросов.

3. Проверка двухчастных читательских дневников (1 контрольная точка)

4. Тест (5-10 минут в начале практического занятия)

5. Контроль присутствия на лекции и практическом занятии

3

8

МОДУЛЬ «Литературный авангард»

Содержание.

Подготовка к практическому занятию 4 (Вариант 2) Тема: Своеобразие гуманизма и трагическое начало в творчестве В. Маяковского 1912 – 1917 годов.

Формы:

1. Двухчастный читательский дневник.

2. Подготовка тестовых вопросов (2 вопроса по модулю «Литературный авангард»: по темам «Эгофутуризм», «Кубофутуризм»).

3. Выполнение теста.

4. Подготовка индивидуальных и групповых проектов.

7 семестр

2 неделя ноября




1. Проверка конспектов лекций

2. Проверка тестовых вопросов, составленных студентами (2 контрольная точка), обсуждение вопросов.

3. Проверка двухчастных читательских дневников (2 контрольная точка)

4. Тест.

5. Контроль присутствия на лекции и практическом занятии

4

9

МОДУЛЬ «Поэты вне литературных групп и течений»

Содержание.

Вопросы: Творчество М.А. Волошина. Творчество М.И. Цветаевой.

Формы:

1. Двухчастный читательский дневник.

2. Подготовка тестовых вопросов.

3. Выполнение теста.

4. Подготовка индивидуальных и групповых проектов.

5 семестр

3 неделя ноября




1. Проверка конспектов лекций

2. Проверка тестовых вопросов, составленных студентами (2 контрольная точка), обсуждение вопросов.

3. Проверка двухчастных читательских дневников (2 контрольная точка)

4. Тест.

5. Контроль присутствия на лекции и практическом занятии

5

10

МОДУЛЬ «Модернизм и реализм»

Содержание: Подготовка к практическому занятию 4. (Вариант 1.) Тема: Творчество Л.Н. Андреева

Вопросы: Демократизм и гуманизм как основа социально-психологических рассказов Л.Андреева. Своеобразие трагического начала в творчестве Л.Андреева. Человек и судьба. Переосмысление евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». Гуманистическая направленность и общественное значение «Рассказа о семи повешенных» (1908). Л.Андреев – драматург. Своеобразие реализма Л.Андреева.

Формы:

1. Двухчастный читательский дневник.

2. Подготовка тестовых вопросов (2 вопроса по модулю «Модернизм и реализм».

3. Выполнение теста.

4. Подготовка индивидуальных и групповых проектов.

5 семестр

4 неделя ноября




1. Проверка конспектов лекций

2. Проверка тестовых вопросов, составленных студентами (2 контрольная точка), обсуждение вопросов.

3. Проверка двухчастных читательских дневников (2 контрольная точка)

4. Тест.

5. Контроль присутствия на лекции и практическом занятии

6. Оценка выступлений студентов, дополнений к основному сообщению, оценка вопросов к докладчику.


Карта согласования рабочей программы дисциплины

ДПП. Ф.12 «История русской литературы ХХ века. Серебряный век». (56 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы по специальности ^ 032900.00 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью (журналистика, реклама, корректура текста)» очной формы обучения.


Наменование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину, а также дисциплин на которые опирается «История русской литературы ХХв. Серебряный век».

Кафедра

Предложения об изменении в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решениие (протокол №, дата) кафедрой разработавшей программу.

Основы науки о литературе

Литературы

Определения стиля, метода, направления.

Протокол № 12 от 06.05.04 заседания кафедры литературы.

История зарубежной литературы

Литературы

Понятие о мировом литературном процессе, его типологических особенностях и закономерностях

Протокол № 12 от 06.05.04 заседания кафедры литературы.

Русская национальная философия рубежа 19-20 веков

Философии

Обзор развития русской религиозно-идеалистической философии

Протокол № 12 от 06.05.04 заседания кафедры литературы.

Искусство рубежа 19-20 веков



Философии

(секция МХК)

Методика культурологического анализа

Протокол № 12 от 06.05.04 заседания кафедры литературы.

Психология литературного творчества

Общей психологии

Соотношение общей психологии и частных психологических дисциплин

Протокол № 12 от 06.05.04 заседания кафедры литературы.

Отечественная история

Отечественной истории

Факты и события рубежа 19-29 веков.

Протокол № 12 от 06.05.04 заседания кафедры литературы.




оставить комментарий
страница1/5
Дата12.10.2011
Размер1,19 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх