Конспект открытого урока по литературе по теме: «Цветопись и символика цвета в русской литературе 19-20 вв» icon

Конспект открытого урока по литературе по теме: «Цветопись и символика цвета в русской литературе 19-20 вв»


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Конспект открытого урока по литературе в 7-м классе «Два голоса поэта»...
Контрольная работа по литературе учителя русского языка и литературы...
План проведения урока: Определение целей и задач урока, мотивация учащихся...
Конспект урока по литературе по теме «Шаньгин. Писатель. Публицист. Гуманист»...
Конспект открытого урока по литературе в 6-в классе по теме: «Мир детства в рассказе И. С...
Конспект урока Тема Священная гора России...
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: М. Ю. Лермонтов: обзор жизни и творчества...
Конспект открытого урока по теме: «Строение и обзор мышц человека»...
Конспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была война…»...
Рабочая программа галимуллиной Ильгамии Рашитовны учительницы первой квалификационной категории...
Программа вступительных испытаний по русской литературе...
Конспект открытого урока по литературе в 6А классе учителя Кропотовой В. Ф...



Загрузка...
скачать
Конспект

открытого урока по литературе по теме:

«Цветопись и символика цвета в русской литературе 19-20 вв».

По романам Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»,

М.А.Булгакова «Белая гвардия»


Цели урока:

  • Через цветосимволику произведения вывести учащихся на мироощущение писателя и его философию.

  • Развитие связной монологической и диалогической речи учащихся.

  • Вырабатывать умение формировать и отстаивать собственное мнение .

  • Развивать критическое мышление учащихся.

Задачи урока:

  • Совершенствовать навыки анализа текста .

  • Повысить


Подготовительная работа :


1. В процессе чтения романов отмечать встречающиеся цвета.

2. Познакомить с новыми технологиями анализа цвета :

• Кластер.

• Синквейн.

• Эссе.

• Двойной, тройной дневник и.т.д.

3.Подобрать отрывки из романа для последующего анализа (желательно с присутствием символики цвета).


^ Тип урока: урок - обобщение .


Форма урока: урок беседа с элементами дискуссии.


Дидактическое и методическое оснащение урока:

- дополнительная литература:

Русский язык и литература №5

 Изд-во «Радянська школа»,1991

Русский язык и литература №11

Изд-во «Радянська школа»,1991













- презентация учительская, презентация ученическая

- ученический буклет,


Оборудование:

- компьютеры, соединенные в локальную сеть;

- мультимедийный проектор;

- экран;

Структура урока.

1. Вызов интереса

2. Стадия осмысления

3. Рефлексия-размышление

4. Анализ отрывка из текста, с выходом на философию автора.

5. Подведение итогов урока


Эпиграф к уроку :


Весь мир цветной,

Я это точно знаю .

Мне жаль того ,

Кто этого не понимает .


^ Ход открытого урока

«Цветопись и символика цвета в русской литературе 19-20 вв».

По романам Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»,

М.А.Булгакова «Белая гвардия»


^ Ход урока:

I стадия . ВЫЗОВ


1.Вступительное слово учителя


Здравствуйте, ребята. Сегодня наш разговор пойдет о символике цвета в русской классической литературе 19-20 вв.Художественные средства- это арсенал любого художника слова (метафоры, сравнения, инверсии, гиперболы, гротеск, градации, эпитеты и .т.д ).Но особое место в этом ряду занимает цветопись .

Французский лингвист Лоран Барт утверждал, что рецензия – это прогулка по тексту , которая начинается с названия .

2.Я просила вас вспомнить название произведений , в которых входит понятие цвета .

Вспомните название произведений , в которые входит понятие цвета :

1.Стендаль «Красное и черное»

2.Булгаков«Белая гвардия»

3.Троепольский«Белый Бим Черное Ухо»

4.Айтматов «Тополек мой в красной косынке»

5.Пелевин «Желтая стрела», «Синий фонарь»

6.Некрасов «Мороз,Красный нос»

7.Астафьев «Мальчик в белой рубашке»

8.Куприн«Гранатовый браслет»

9.Джек Лондон«Белый клык», «Белое безмолвие»


3.Встреча с красками в русской поэзии .

С.Есенин

Задремали звезды золотые ,

Задрожало зеркало затона.

Мне нравилась девушка в белом ,

А теперь я люблю в голубом .

Ф.Тютчев

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой


А.Майков


Кругом пестреет лес зеленый ,

Уже румянит осень клены ,

А ельник зелен и тенист ,

Осинник желтый бьет тревогу ,

Осыпался с березы лист .


М.Цветаева

Белый был –

Красным стал .

Смерть покрасила .


Каждый цвет несет свою философскую нагрузку .

Вспомним урок в 6 классе «Мы рисуем стихи», на котором мы передавали настроение в красках.

^ II стадия. ОСМЫСЛЕНИЕ .

4. А теперь переходим непосредственно к работе над текстом романов Ф.М.Достоевского и М.А.Булгакова .(Прошу продемонстрировать цветные вкладки .)

^ Составляем кластер, работая

методом тройного дневника

Достоевский

Цвет

Булгаков

Жизнь, чистота, время

Распад, смерть

Кровь, разложение

Спасение, вера


Чистота

Зеленый


Желтый

Красный

Голубой

Золотой

Белый

Уют, тепло, очаг


Упадок

Смерть

Надежда, очищение

Красота Елены

Чистота, духовность



^ III стадия РАЗМЫШЛЕНИЕ .


5.Как результат этой стадии работы сочиняем верлибр, эссе , синквейн ,

предварительно повторив эти понятия .

Образцы работ :


^ Эссэ (франц.- набросок)


Роман «Преступление и наказание» ошеломил меня своей мрачно-тоскливой направленностью в начале и ярким , экспрессивным концом , резким разрушением ошибочных идеалов главного героя.»Преступление и наказание»-один из тех романов , что оставляют глубокий след в душе , и лично для меня оно стало именно тем произведением , которое вспоминают много лет спустя , бросая быстрый взгляд на прошлое , насыщенное новым и еще не познанным .

Д.Воеводин


СИНКВЕЙН.

Елена. Патриотизм.

Золотая, душевная. Голубоглазый, наивный.

Любит, сохраняет, верит. Защищает, помогает, любит.

Навсегда сохранит мир в доме. Уют вокруг сохранять помогает.

Уют. Семья.

Емельянова Надежда. (Николка). Наумова Наталия.


Любовь. Свобода.

Большая, вечная. Счастливая, сказочная.

Несет, жертвует, отдает. Влечет, движет, растворяет.

Сердце пламенное не угасает. Свобода вечно всех возносила.

Жизнь. Навсегда.

(Соня). Скворцов Александр. (Елена). Стеклов Александр.

Свобода.

Непорочная, чистая.

Жертвует, бережет, движет.

Не жалея себя отдает.

Хранительница.

(Елена). Андреев Максим.


Верлибр.


Черное небо – смотрю на него,

Ищу смысл жизни. Почему? Отчего?

Бездонное небо глядит на меня.

Я же смотрю в пустоту, в никуда…

* * *

Звезды как свет на небе,

Они как океан в пустыне,

Согревают они нас теплом своим,

Звезды как моя душа во мне.

* * *

Черное и белое, в начале и в конце.

Жизнь одна,

А дорог в ней много.

* * *

Океан и небо – два параллельных мира,

И между ними воздух,

И между ними жизнь,

И между ними смерть.

^ Зюкуева Татьяна.


Есть ли на свете справедливость?

Наверное, нет.

Она еще не появилась на свет!

Придет судный День,

Придет Час расплаты,

Осудят нас всех от велика до мала,

Мы вспомним друзей,

Мы вспомним врагов.

Обиды мы вспомним,

Но вспомним ли мы то, что когда-то

Причинили друзьям и родным.

Не ангелы мы, но и не бесы,

Но все мы грешны. И все виноваты…


^ Зюкуева Татьяна.


IV стадия. АНАЛИЗ


6.Анализ подобранного отрывка с упором на цветосимволику.

Вспомнить понятие рецензия и несколько ее вариантов :

а).Фоника – звукозапись (аллитерация , ассонанс).

б).Бахтин – рецензия – это философское осмысление текста : проблемы смерти и жизни , добра и зла , бытия и небытия и.т.д.

в).Б.И.Ярхо – рецензия –это освещение 3-х уровней текста :

- лексический ,

- идейно-образный ,

- фонический .

Образы создают существительные , мотивы – глаголы .В каждом тексте есть пространство и время :

- прошлое, настоящее, будущее,

- библейское ,

- историческое, космическое .

г).Щерба и Лотман – тема , герои , художественные средства представляются через видение автора .

д).Фрезман – рецензия через словари , т.е исходя из толкования слов .

ж).Ролан Барт (франц.лингвист) – рецензия – это прогулка по тексту , которая начинается с названия .Текст разделяется на поля и анализируется каждое поле :

1). Хронологическое ,

2). Пространственное,

3). Символическое .


- чтение отрывка наизусть ,

- анализ – выход на философию автора ,

- образцы работ .


Отрывок из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Он встал на ноги, в удивлении осмотрелся кругом, как бы дивясь и тому, что зашел сюда, и пошел на Т-в мост. Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи! – молил он, - покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»

Проходя чрез мост, он тихо и покойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!


Сочинение-рецензия

на отрывок из романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».

Данный отрывок принадлежит к художественному стилю, он изобилует эпитетами и экспрессивно окрашенными прилагательными, передающими всю полноту чувств главного героя – Родиона Раскольникова, утонченного, глубоко интеллектуального убийцы. Если рассматривать временной фактор, то эти строки охватывают лишь несколько минут, однако короткого отрывка времени хватило, чтобы надломилась тонкая грань, мешающая каждому из нас переступить важнейший из человеческих законов. Важную роль здесь играет символика цвета – красный цвет заката словно подталкивает Раскольникова схватить топор и забыть, поскорее забыть все то и всех тех, кто до сих пор помогал ему держаться на плаву в этом водовороте грязи, бессмысленной жестокости, властвующих в Петербурге, городе на болоте. Решение, которое он обдумывал достаточно долгое время, окончательно сформировалось в его измученном мозгу в тот момент, когда он остановился на мосту и внезапность этого события подтверждают такие слова, как «прорвался», «яркий», «вдруг», «свобода»… Своеобразным фоном здесь является река, олицетворяющая спокойствие и безмятежность, словно шепчущая усталым жителям города: «Все суета».

Свобода! – бросает Раскольников этому грязному и безжалостному миру. Он искренне пытался понять его: «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей». Он называет убийство мечтой и претворяет ее в жизнь, найдя для себя порочный, но единственный выход.

^ Воеводин Дмитрий.


Отрывок из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».


Будто бы шел Петька по зеленому большому лугу, а на этом лугу лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые, когда им нужно бежать, прилипают к земле, стонут и мечутся, пытаясь оторвать ноги от трясины. Детские же ноги резвы и свободны. Петька добежал до алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его руками. Шар обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки. От удовольствия он расхохотался в ночи. И ему весело стрекотал сверчок за печкой. Петька стал видеть иные, легкие и радостные сны, а сверчок все пел и пел свою песню, где-то в щели, в белом углу за ведром, оживляя сонную, бормочущую ночь в семье.

Рецензия

на отрывок из романа М. Булгакова «Белая гвардия».

^ Сон Петьки Щеглова.

Борис Ярхо утверждал, что существительные создают в произведении образы. Следовательно, можно выстроить цепочку из ключевых образов текста: сон-луг-шар-смех-брызги-сверчок-угол-ночь-семья. Эти существительные можно разделить на две микротемы: внутренний мир Петьки Щеглова и его внешний мир. Мы привыкли, что в произведениях внешний мир кардинально отличается от внутреннего мира героя. Анализируемый нами отрывок является интереснейшим исключением. Здесь внешний(сверчок, угол, семья, ночь) и внутренний мир(сон, луг, шар, брызги) соединяются в одной идее, идеи добра, чистоты, надежды, веры.

Наиболее интересно в этом тексте его построение. Отрывок составлен из коротких и емких предложений. Это придает тексту поверхностную простоту и определенную красоту. Вообще, этот отрывок очень символичен. Тайный смысл можно найти в каждом слове, в каждом предложении. Одним из интересных приемов автора является звукопись. В тексте из гласных наиболее часто повторяется звук «О» (сон, ночь, удовольствие, расхохотался), означающий бесконечность. И как бы вторит этому звуку символ отрывка – алмазный шар. В руках ребенка этот шар выглядит как планета – наша Земля, алмазная Земля, такая же бесценная и такая же прочная, как этот камень. Благодаря Булгакову у нас появляется уверенность в завтрашнем дне. Почему? Есть еще один звук, помогающий нам в этом убедиться. Это звук «Ш»(шар, шел, большой, задохнувшись) – звук тишины, покоя, сна. Словно Булгаков говорит нам: «Тихо! Не будите ребенка! Пусть он досмотрит свой прекрасный сон! Пусть он его не поймет, но он будет счастлив, обязательно будет! А если будет счастлив ребенок, будем счастливы и мы! Тихо! Спит ребенок…»

Основной идеи отрывка вторит и его цветопись. И здесь внутренний и внешний мир воссоединяются, пытаясь сохранить хрупкий и счастливый сон ребенка. Мы видим зеленый луг и белый угол. Цвета жизни, чистоты. Весь текст построен на противопоставлениях: сон и реальная жизнь, взрослые и дети, соединение внешнего и внутреннего миров. Булгаков и в цветописи находит момент, который можно изменить к лучшему. Угол – скопление негативных эмоций, негативной ауры. У Булгакова же угол белый, то есть чистый, священный, он «оживляет ночь в семье».

В романе «Белая гвардия» мы видим смутное, страшное время. Булгаков никого не осуждает и не защищает, он находится «над схваткой». Писатель, помещая этот отрывок в конце произведения, после событий гражданской войны, после кровопролития, желает, чтобы мы увидели истинный мир, чистый, благородный, мир глазами ребенка. Тихо, спит ребенок…

^ Алёшкина Анастасия.


«Ты уже наполовину спасен , если жизнь любишь».Но не в одиночку , а всем миром , общими усилиями человечество приблизится к идеалу через родственную , братскую любовь всех людей друг к другу и к общей их матери-природе.


В произведениях писателя звучит мотив исторического терпения, бережного отношения к миру , Дому-Земле .

Подобный мотив мы находим в новелле из повествования «Царь-рыба» В.Астафьева «Капля» , возникает параллель :

алмазный шар – капля.

«На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла , созрела продолговатая капля и, тяжелой силой налитая , замерла , боясь обрушить мир своим падением .

Капля висела над моим лицом , прозрачная и грузная. Таловый листок держал ее в стоке желобка , не одолела , не могла пока одолеть тяжесть капли упругую стойкость листка .

«Не падай! Не падай!» - заклинал я, просил , молил , кожей и сердцем внимая покою , скрытому в себе и в мире .

И эта капля!

Что , если она обрушится наземь? Ах, если б возможно было оставить детей со спокойным сердцем , в успокоенном мире !

Но капля, капля! ...»


«Никогда не сдергивайте абажур с лампы … У абажура дремлите , читайте – пусть воет вьюга».

Подведение итогов урока.




Скачать 107.18 Kb.
оставить комментарий
Дата27.09.2011
Размер107.18 Kb.
ТипКонспект, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх