Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315 icon

Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315



Смотрите также:
Образовательные программы теория и методика преподавания математики 2009/10 учебный год воронеж...
Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Образовательные программы теория и методика преподавания математики 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Образовательные программы теория и методика преподавания технологии 2009/10 учебный год Выпуск 2...
Теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год воронеж 2009...
Теория и методика преподавания химии и биологии 2009/10 учебный год воронеж 2009...
Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год...
Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год...
Образовательные программы теория и методика преподавания изобразительного искусства 2009/10...
Теория и методика преподавания информатики и информационно-коммуникационных технологий 2009/10...
Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10...
Образовательные программы теория и методика преподавания изобразительного искусства 2009/10...



скачать
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


КАФЕДРА ИСТОРИИ,

ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ


УТВЕРЖДАЮ




Ректор ВОИПКиПРО

__________________


Профессор Ю.А. Савинков


« 19 » 05 2009 год


Дополнительные профессиональные

образовательные программы


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ


2009/10 учебный год


ВОРОНЕЖ 2009




УДК 785

ББК 85.315

Д68


Авторы-составители:

^ Б.Р. Лившиц, О.Р. Якушева


Ответственный редактор

Б.Я. Табачников




Д68

^ Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.



Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей музыки отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями музыки модулей на общее количество часов, предусмотренных учебным планом.


^ Печатается по решению кафедры истории, философии и культуры ВОИПКиПРО.


УДК 785

ББК 85.315


ã ВОИПКиПРО, 2009

ã Лившиц Б.Р., Якушева О.Р., составление, 2009



26-Ж

Блок

^ «ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ИСКУССТВА

В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


Пояснительная записка


Блок предназначен для повышения квалификации учителей музыки в области вопросов теории искусства.

^ Задачи курса – расширять сферу духовных потребностей обучающихся; воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус; прививать интерес к мировым культурным ценностям.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Эволюция эстетического канона

в мировом музыкальном наследии. Проблемы жанра и стиля музыки

2

1

лекция

семинар

2.

Истоки и пути формирования русской классической музыки

2

1

лекция

семинар

3.

Религия и музыкальная культура

2

лекция

4.

Музыкальный образ

и его драматургия

2

2

2

лекция

семинар

круглый стол

5.

Консультация

2

практика




Итого

16





^ Содержание тем


Тема 1. Эволюция эстетического канона в мировом музыкальном наследии. Проблемы жанра и стиля музыки.

Музыка как специфическое средство эмоционального воздействия на человека. Специфика ладовой организации звука в античной культуре: древние музыкальные лады и их эстетико-эмоциональное содержание. Эстетика «экзотических» ладов в восприятии европейца: пентатоника, древнеиндийская ладовая система. Формообразующее начало в музыке как утверждение интеллектуально-содержательных компонентов музыкального искусства. Музыкальная форма европейского искусства как выражение эстетического канона временных и пространственных видов искусства. Проблемы жанра и стиля музыки. Понятие «жанровая стилистика».

^ Тема 2. Эволюция эстетического канона в мировом музыкальном наследии. Проблемы жанра и стиля музыки.

Русский фольклор как основа формирования русской национальной классической музыки. Интонационная основа, ритмическая организация, жанры народной музыки. Влияние византийской музыкальной культуры на развитие профессионального искусства в России. Церковная музыка –первый этап развития профессиональной музыки на Руси. Обмирщение культуры и возникновение светских жанров. От знаменного распева – к кантам и псалмам, к партесному пению XVII в. и жанру хорового концерта XVIII в. Роль и значение инструментальной музыки в эстетической системе русской культуры. XIX в. – эпоха расцвета русской классической музыки.

^ Тема 3. Религия и музыкальная культура.

Развитие музыкальной культуры различных этнических групп. Связь музыки с единой религиозно-философской культурой народов. Религиозное осмысление эстетического воздействия музыки на разных континентах в различные исторические периоды. Европейская музыкальная культура как часть всеевропейского культурного процесса. Религия до и после новой эры; ее непосредственное влияние на формирование европейской музыкальной эстетики. Эстетика современной музыки и ее религиозно-философская основа. Возможные пути дальнейшего развития мировой музыкальной культуры.

^ Тема 4. Музыкальный образ и его драматургия.

Понятие музыкального образа. Составные части музыкального образа. Специфика музыкальной драматургии. Опера и симфония как жанры. Инструментальная музыка и развитие образной драматургии. Музыкальный образ в контексте эстетических исканий композиторов XX в.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется после завершения лекционной части во время круглого стола. В процессе собеседования выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные вопросы.


Список литературы


  1. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней / Ж. Базен. – М., 1995.

  2. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки / Г. Виноградов, Е. Красовская. – М., 1991.

  3. Методические материалы по предметам «Музыка», «Мировая художественная культура», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» : сборник статей / под общ. ред. М.И. Фоминовой. – М., 2001.

  4. Кошмина И.В. Русская духовная музыка : пособие для студ. муз.-пед. училищ и вузов. В 2 кн. / И.В. Кошмина. – М. : ВЛАДОС, 2001.

  5. Себар Т.В. Язык искусства : пособие для учителей гуманитарных специальностей / Т.В. Себар. – Воронеж : ВОИПКРО, 2006.


27-Ж

Блок

^ «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ»


Пояснительная записка


Модуль предназначен для повышения квалификации учителей музыки.

^ Цели и задачи блока – знакомство слушателей с основными законодательными документами, стандартами, основными положениями Концепции модернизации российского образования.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования. Приоритетный национальный проект «Образование»

4

лекция

2.

Стандарты музыкального образования: основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «музыка»

2

2

лекция

практика

3.

Программное обеспечение предмета «музыка». Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету

4

лекция

4.

Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении

2

2

лекция

семинар




Итого

16





^ Содержание тем


Тема 1. Концепция художественного образования и образовательной области «Искусство» в условиях модернизации и реформирования российского образования. Приоритетный национальный проект «Образование».

Цель приоритетного национального проекта «Образование» и основные механизмы стимулирования системных изменений в образовании. Приказ Министерства образования и науки России № 102 от 10 мая 2006 г. «Об утверждении правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей». Реализация национального проекта «Образование» в Воронежской области.

^ Тема 2. Стандарты музыкального образования: основные положения базисного учебного плана и образовательный минимум по предмету «музыка».

Закон РФ «Об образовании» – основа образовательного процесса. Другие нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Стандарты музыкального образования. Цели и задачи в работе педагога музыки. Основные положения Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: предпосылки ее возникновения и основные позиции. Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации: главные идеи, структура и содержание. Региональный базисный учебный план и место в нем предметов искусства. Организационно-педагогические основы эксперимента в начальных классах, основной школе и профильных классах.

^ Тема 3. Программное обеспечение предмета «Музыка». Содержание федеральных учебно-методических комплектов по предмету.

Современные образовательные модели. Роль и место предметов искусства в каждой образовательной модели. Общая характеристика программ и учебно-методических комплектов по предмету «Музыка». Предметы искусства в основной школе: полифункциональность, содержание и формы работы. Характеристика образовательных программ и учебно-методических комплектов. Художественное образование в профильных классах: специфика и особенности содержания.

^ Тема 4. Место предметов художественно-эстетического цикла в предпрофильном и профильном обучении.

Концептуальные основы профильного обучения и предпрофильной подготовки по искусству. Цель, задачи и принципы профильного обучения и предпрофильной подготовки. Тематическое построение элективных курсов (структурно-логическая схема). Методы и формы реализации содержания.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.


^ Список литературы


  1. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании : материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития», посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. – М., 1999.

  2. Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников: Образовательная область «Искусство» / Т.В. Челышева. – М. :
    АПКиПРО, 2003.

  3. Челышева Т.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования : методические рекомендации / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. – М. : Новый учебник, 2003.

  4. Челышева Т.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль : учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. – М. : АПКиПРО, 2004.



28-Ж

Модуль

^ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»


Пояснительная записка


Модуль предназначен для повышения квалификации учителей музыки в области вопросов становления творчески активной личности.

^ Задачи курса – показать, каким образом взаимодействие искусств используется как эффективное средство повышения эмоционального и методического уровня урока.

Программа модуля нацелена на углубление теоретической и практической подготовки учителей; знакомство их с передовым опытом творчески работающих учителей; расширение диапазона знаний и умений, использование их в учебном процессе.


^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Творческая деятельность учителя на уроках музыки как педагогическая проблема

2

семинар

2.

Творческая деятельность учащихся и ее формы на уроках музыки

2

круглый стол

3.

Проблемы становления урока музыки как урока искусства

1

1

лекция

семинар

4.

Консультации

2

практика




Итого

8





^ Содержание тем


Тема 1. Творческая деятельность учителя на уроках музыки как педагогическая проблема.

Интегративная основа школьного курса «Музыка». Проблема «воспитания воспитателей». Уроки творчества по программе Д.Б. Кабалевского (из опыта работы педагогов). Владение музыкальным инструментом как необходимое условие личностного творческого развития учителя. Уроки-конкурсы и уроки-концерты: творческая задача учителя в их подготовке и проведении.

^ Тема 2. Творческая деятельность учащихся и ее формы на уроках музыки.

Творчество ученика – залог развития его дальнейшего художественно-образного мышления. Возможности групповых занятий в организации процесса ученического творчества. От «умения слышать» – к желанию передать услышанное средствами музыкальной речи. «Говорящие» звуки. От поэтического слова – к музыкальному образу. Овладение азами гармонического мышления на уроках музыки. Опыты импровизации. Художественная деятельность как условие развития художественных задатков и художественных способностей. Эстетическое отношение к действительности. Развитие творческих способностей учащихся в массовой школе. Креативность как качество личности. Диагностика одаренности и особенности работы с одаренными детьми.

^ Тема 3. Проблемы становления урока музыки как урока искусства.

Драматургия как принцип развития временных видов искусства. Урок как искусство. Законы художественного восприятия пространственных и временных видов искусства Кульминация и точка «золотого сечения». Принципы контраста и сопоставления как основные формообразующие урока музыки Драматургическое единство урока. Соотношение общедидактических и специфических методов. Метод художественно-педагогической драматургии как ведущий в системе специфических методов педагогики искусства.

^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.


Список литературы


  1. Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – Минск, 1999.

  2. Себар Т.В. Основы художественной культуры : учебное пособие для школ филологического, социально-гуманитарного и эстетического профилей / Т.В. Себар. – Часть I. – Воронеж, 2005.

  3. Себар Т.В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах / Т.В. Себар. – Воронеж, 2002.

  4. Себар Т.В. Современный урок искусства : учебно-методическое пособие для учителей образовательной области «Искусство» / Т.В. Себар. – Воронеж, 2005.


29-Ж

Блок

^ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА»


Пояснительная записка


Блок предназначен для повышения квалификации учителей музыки.

^ Цели и задачи – знакомство с современными методами преподавания; различными видами деятельности на уроке.


Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Сохранение историко-культурного наследия средствами музыкального фольклора

2

2

лекция

практика

2.

Фольклор в системе школьного музыкального воспитания

2

2

лекция

практика

3.

Хоровое пение как творческая музыкально-исполнительская деятельность

2

2

лекция

практика

4.

Практические занятия по методике преподавания различных тем школьного курса

8

практика

5.

Художественно-педагогический анализ произведений искусства

2

семинар

6.

Консультация

2

семинар




Итого

24





^ Содержание тем


Тема 1. Сохранение историко-культурного наследия средствами музыкального фольклора.

Фольклорная музыка как воплощение «души народа». Традиционные формы и жанры фольклорного музицирования: бытовые, обрядовые, колыбельные и другие песни. Гудошники и скоморохи на Руси. Феномен частушки. Особенности фольклорных традиций в разных областях России. Воронежский песенный край. Деятельность крупнейших фольклористов России. Сохранение исконных этнических фольклорных традиций в деле формирования любви к Отечеству, к его национальной культуре. Художественная и практическая функция фольклора.

^ Тема 2. Фольклор в системе школьного музыкального воспитания.

Народная педагогика и детский фольклор. Школьный быт фольклора на уроке и за его пределами. Народные традиции в жизни села сегодня. Истоки фольклора и триединство устного, музыкального и прикладного творчества народа. Содержание и организация музыкально-краеведческой работы.

^ Тема 3. Хоровое пение как творческая музыкально-исполнительская деятельность.

Истоки формирования русского хорового искусства. Хоровое пение как средство эстетического воспитания и развития певческо-исполнительских навыков. Вокально-хоровая работа и нотная грамота. Технические вокально-хоровые и музыкально-образные – эстетические – проблемы в хоровом пении. Совместный творческий поиск учителя и учащихся художественной интерпретации музыкального произведения. Методика работы над песенным репертуаром. Работа над вокально-хоровыми навыками (певческая посадка, дыхание, звукообразование, дикция, фразировка, унисонное и многоголосное пение, выразительность исполнения).

^ Тема 4. Практические занятия по методике преподавания различных тем школьного курса.

Виды деятельности на уроке: слушание и анализ музыкальных произведений, формирование знаний по истории музыки и творчеству композиторов, работа над терминологией и элементами музыкальной грамоты. Музыкально-ритмические движения и элементы пластического интонирования. Организация и работа с оркестром детских музыкальных инструментов. Вокально-хоровой практикум. Фольклор во внеклассной работе.

^ Тема 5. Художественно-педагогический анализ произведений искусства.

Анализ и синтез как диалектическое двуединство процесса восприятия произведений искусства. Особенности музыковедческого и искусствоведческого анализа как профессиональной деятельности. Анализ музыкального произведения на уроке. Ассоциативные связи видов искусства как принцип художественно-педагогического анализа произведений искусства. Методы художественно-педагогического анализа произведений искусства: проблемно-поисковый; перспективы и ретроспективы; художественно-педагогической импровизации и др.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.


Список литературы


  1. Себар Т.В. Современный урок искусства : учебно-методическое пособие для учителей образовательной области «Искусство» / Т.В. Себар. – Воронеж, 2005.

  2. Сергеева Г.Л. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г.Л. Сергеева. – М., 2000.

  3. Сергеева Г.Л. Русская музыка в школе / Г.Л. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М., 1998.

  4. Смолина Е.А. Современный урок музыки: Творческие приемы и задания / Е.А. Смолина. – Ярославль : Академия развития, 2006.

  5. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио / Г.А. Струве. – М., 2000.

  6. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании : материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития», посвященной 95-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского. – М., 1999.



30-Ж

Модуль

^ «РАБОТА С ДЕТСКИМ ЭСТРАДНЫМ АНСАМБЛЕМ

КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»


Пояснительная записка


Модуль предполагает повышение квалификации учителей музыки в области эстрадно-вокальной подготовки, необходимой для работы с детским эстрадным ансамблем.

Цель – усвоение слушателями основных принципов организации и работы с детским эстрадным ансамблем.

Современная эстрадная музыка определяется заметно возросшим интересом со стороны детей и подростков, что создаёт необходимость совершенствования подготовки учителя музыки в этой области.

Создание детского эстрадного ансамбля позволяет решить следующие задачи:

- создание благоприятных условий для реализации имеющегося интереса;

- предоставление возможности учителю музыки знакомить учащихся с многообразием стилей и направлений современной эстрадной музыки;

- формирование музыкальной культуры, эстетического вкуса;

- развитие вокально-исполнительских умений и навыков, творческих способностей учащихся;

- приобщение учащихся через популярную музыку к классической и народной.

Поп-музыка – сложный комплекс популярных музыкальных направлений и индустрии развлечений.

Молодым людям необходимо разбираться во всём многообразии и богатстве современной музыки. Традиционная школьная программа такой возможности не даёт.

Задачи курса:

  • использовать возможности музыкального искусства для художественно- творческого развития обучающихся;

  • расширять сферу духовных потребностей обучающихся;

  • воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

  • прививать интерес к мировым культурным ценностям;

  • развивать ассоциативное и абстрактное мышление;

  • углубить теоретические знания об искусстве: понятия жанра, образа, выразительных средств и т.д.

В результате изучения курса, обучающиеся должны знать:

  • направления, виды, жанры и характерные стилевые особенности эстрадного музыкального искусства XX века;

  • основные средства выразительности музыкального искусства;

  • знаменитых исполнителей современной музыки;

  • наиболее яркие образцы музыкального искусства XX века.

Должны уметь:

  • слушать и понимать музыкальное произведение;

  • различать средства музыкальной выразительности;

  • выражать свои ощущения в устной и письменной речи.

Программа предусматривает проведение теоретических занятий, занятий смешанного типа (теория, слушание музыки, создание творческих работ). Курс рассчитан на 8 часов и завершается написанием и защитой рецензии или другой творческой работы.

^ Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

История развития эстрадного искусства в России

1

лекция

2.

Стили и направления современной эстрадной музыки

1

лекция

3.

Организация работы с детским эстрадным ансамблем

1

семинар

4.

Методы и приёмы освоения техники эстрадного пения

3

практика

5.

Итоговое занятие

2

практика




Итого

8





^ Содержание тем


Тема 1. История развития эстрадного искусства в России.

Начало 20-х гг. XX в. – появление термина «эстрада» в России. Популярная музыка как явление в музыкальном искусстве. Значение песни в жизни человека. Первые исполнители эстрадной песни в России (Л.О. Утёсов, А.Н. Вертинский, В.А. Козин и др.). Возникновение ВИА, характерные черты их ансамблевого исполнения. Отечественные эстрадные композиторы и поэты-песенники. Особенности современной песенной культуры и вокального исполнительства.


Примерные контрольные вопросы:

1. Что входит в понятие «эстрада»?

2. Особенности современной песенной культуры и вокального исполнительства.


Тема 2. Стили и направления современной эстрадной музыки.

Понятия «стиль», «музыкальный стиль». Стиль как эстетическая категория. «Стиль – это человек» (Ж.-Л. Бюффон). Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни, окружающей действительности. Исполнительский стиль. Многообразие стилей и направлений популярной музыки - джаз, рок-н-ролл, кантри-рок и фолк-рок, этническая музыка, хеви-металл, хип-хоп, рэп, эстрада, авторская песня.


Примерные контрольные вопросы:

1. Как Вы понимаете выражение: «Стиль – это человек»?

2. Стили и направления современной эстрадной музыки.


Тема 3. Организация работы с детским эстрадным ансамблем.

Понятие «детский эстрадный ансамбль». Мотивационный компонент как важнейшее условие формирования ансамбля. Принцип подбора репертуара для детского эстрадного ансамбля. Требования к музыкальным фонограммам. Предметно-матери­альный компонент - наличие помещения для занятий, соответствующее техническое обеспечение (фортепиано, магнитофон, микрофоны, колонки, усилитель и др.). Сотрудничество с родителями детей. Сценическая культура исполнения. Понятие «сценический костюм». Основные задачи в работе руководителя детского ансамбля.


Примерные контрольные вопросы:

1. Что такое детский эстрадный ансамбль?

2. Условия, необходимые для создания детского эстрадного ансамбля.


Тема 4. Методы и приёмы освоения техники эстрадного пения.

Охрана детского голоса. Основные навыки эстрадного пения. Система вокально-тренировочных упражнений для настройки голоса в эстрадной манере. Использование современных методик, приёмов обучения пению в эстрадной манере. Ансамблевое пение. Развитие музыкального слуха и восприятия, вокально-интонационных, музыкально-ритмических данных, эстетического вкуса, стремления к импровизации, творческих способностей каждого воспитанника. Индивидуальные занятия с солистами.


Примерные контрольные вопросы:

1. Основные правила охраны детского голоса.

2. Критерии выбора репертуара.

3. Какие требования предъявляются к музыкальным фонограммам?

4. Что можно отнести к основным навыкам эстрадного
пения?

5. Какие современные методики обучения пению в эстрадной манере вам знакомы?


^ Возможные формы контроля усвоенного материала:

- сравнительный анализ различных стилей и направлений современной эстрадной музыки;

- рецензирование концертов, песенного репертуара современных эстрадных исполнителей;

- разработка музыкальных кроссвордов, ребусов;

- статья об эстраде любой страны любого временного периода XX–XXI века;

- разработка музыкальной викторины «Всё о современной эстрадной музыке»;

- разработка музыкальной игры «Угадай-ка».


Список литературы


1. Эстрада в России. ХХ век : энциклопедия / отв. ред. Е.Д. Уварова. – М. : Изд-во ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 862 с.

2. Коробка В.И. Вокал в популярной музыке : метод. пособие / В.И. Коробка; Мин-во культуры СССР, Всесоюз. науч.-метод. центр, Студия попул. музыки «Рекорд». – М., 1989. – 44 с.

3. Клипп О.Я. Задачи постановки голоса эстрадного певца : учебно-методическое пособие / О.Я. Клипп. – М. : МПГУ, 2005. – 18 с.

4. Себар Т.В. Искусство : программа интегрированного курса: VIII–IX классы / Т.В. Себар, И.Ю. Ерина, Г.И. Козырева, Б.Р. Лившиц; под общ. ред. Т.В. Себар. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2007. – 72 с.

5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. – 3-е изд., испр. – СПб. : Издательство «Лань», 2003. – 192 с., ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

6. Демченко А.Д. Первые шаги в вокале / А.Д. Демченко // Книга первая. Секреты вокальной техники. – М., 2005. – 122 с.

31-Ж

Блок

^ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»


Блок предназначен для повышения квалификации учителей музыки.


Учебно-тематический план




Тема

Кол-во часов

Форма

занятия

1.

Психолого-педагогические основы художественного образования школьников. Принципы художественной педагогики

2

1

лекция

семинар

2.

Концепции и характеристика различных систем музыкального образования и воспитания

2


лекция


3.

Восприятие музыки как педагогическая проблема

2

1

лекция

семинар

4.

Новые педагогические технологии в преподавании музыки. Деятельность учащихся и ее формы на уроках музыки

2

1

2

лекция

семинар

практика

5.

Музыкальная интонация как средство выражения и отражения жизни человека

2

2

лекция

семинар

6.

Особенности подготовки и проведения проблемных и интегрированных уроков музыки

2

1

2

лекция

семинар

практика

7.

Консультация

2

практика




Итого

24





^ Содержание тем


Тема 1. Психолого-педагогические основы художественного образования школьников. Принципы художественной педагогики.

Психологические законы воздействия искусства на человека, Современные концепции психологического развития личности и их реализация в современной системе художественного образования. Психология художественного творчества. Эмоциональная сфера личности и художественно-образная природа искусства. Искусство как форма познания действительности. Искусство как прием. Искусство и психоанализ. Психолого-педагогические аспекты восприятия искусства. Взаимосвязь восприятия и художественного мышления. Воображение и память, их роль в развитии художественного восприятия. Принципы педагогики искусства. Психолого-педагогические основы общения в процессе художественного образования. Диагностика художественного развития.

^ Тема 2. Концепции и характеристика различных систем музыкального образования и воспитания.

Общая концепция современного музыкального воспитания: единство «рассудочного» и духовного, проблема дидактических материалов, проблема формирования слуха, развитие форм творческого музицирования, связь музыкальной педагогики с достижениями смежных наук (психологии и общей педагогики), с достижениями теоретического музыкознания. Роль учителя в образовательном процессе. Система музыкального образования К. Орфа. Проблемы релятивной сольмизации. Другие системы музыкального образования: З. Кодаи и Б. Барток. Система музыкального образования в России (профессиональное и общее музыкальное образование). Д.Б. Кабалевский и его концепция общего музыкального образования.

^ Тема 3. Восприятие музыки как педагогическая проблема.

Восприятие искусства как одна из форм творчества. Соотношение предметно-деятельной аналитической и эмоционально-ценностной форм отношений с искусством на разных возрастных этапах школьного образования. Музыкальное восприятие школьников. Три модели развития музыкального восприятия.

^ Тема 4. Новые педагогические технологии в преподавании музыки. Деятельность учащихся и ее формы на уроках музыки.

Применение принципов обшей дидактики в музыкальном образовании. Метод моделирования художественно-творческого процесса. Преподавание музыки на принципах развивающего обучения. Метод интонационно-стилевого постижения музыки. Метод содержательного анализа инструментальных произведений: практические «алгоритмы» содержательного анализа.

^ Тема 5. Музыкальная интонация как средство выражения и отражения жизни человека.

Эмоциональная природа музыкальной интонации. Музыкальная интонация как средство выражения внутреннего мира человека. Человеческий голос – «самый совершенный инструмент». Классификация музыкальных интонаций. Связи музыкальных интонаций с интонациями стихотворных размеров. Интонационные особенности русской духовной музыки: генезис и развитие. Интонационные особенности музыкального языка современного искусства.

^ Тема 6. Особенности подготовки и проведения проблемных и интегрированных уроков музыки.

Типология уроков музыки. Интегрированный и проблемный урок как средство наиболее продуктивного усвоения материала. Интегративный характер предмета «Музыка». Система линейного тематического планирования и ее реализация на уроках музыки. Работа педагога по подготовке проблемного урока. Чёткость формулировки и научность выдвигаемой проблемы. Пути оптимизации форм работы педагога и учащихся.


^ Контрольные процедуры


Текущий контроль успеваемости осуществляется в процессе выполнения практических заданий, в ходе которых выясняется степень понимания слушателями материала и проводится совместный поиск ответов на проблемные (спорные) вопросы.

^ Список литературы


    1. Себар Т.В. Основы художественной культуры : учебное пособие для школ филологического, социально-гуманитарного и эстетического профилей / Т.В. Себар. – Часть I. – Воронеж, 2005.

    2. Себар Т.В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах / Т.В. Себар. – Воронеж, 2002.

    3. Себар Т.В. Искусство : программа интегрированного курса: VIII–IX классы / Т.В. Себар, И.Ю. Ерина, Г.И. Козырева, Б.Р. Лившиц; под общ. ред. Т.В. Себар. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2007.

    4. Себар Т.В. Язык искусства : пособие для учителей гуманитарных специальностей / Т.В. Себар. – Воронеж : ВОИПКРО, 2006.

    5. Скоробогатов В.А. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии : учебное пособие / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. – СПб., 2002.

    6. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д.Б. Кабалевский. – М., 2005.

    7. Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / сост. Г.П. Сергеева. – М., 2000.

    8. Музыка. 5–8 кл. : поурочное планирование / авт.-сост. В.М. Самигулина. – Волгоград : Учитель, 2005.

    9. Музыкальное образование в школе : учебное пособие / под ред. Л.В. Школяр. – М. : Академия, 2001.



Содержание


26-Ж Блок «Вопросы теории искусства

в преподавании предмета «Музыка»………………………...


3

27-Ж Блок «Основные направления развития

образования в условиях модернизации»…………………….


6

28-Ж Модуль «Педагогическое проектирование»…………

9

29-Ж Блок «Методика преподавания

отдельных разделов курса»…………………………………..


12

30-Ж Модуль «Работа с детским эстрадным ансамблем как форма творческой деятельности учителя музыки»…….


15

31-Ж Блок «Методика преподавания предмета «Музыка»..

20



Учебное издание


Дополнительные профессиональные

образовательные программы


ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ


2009/10 учебный год


Изготовление оригинала-макета О.Г. Дубовицкой


Лицензия ИД № 06550


Подписано в печать 19.05.2009. Формат 60×84 1/16. Гарнитура «Таймс».

Печать трафаретная. Усл. п. л. 1,5. Уч.-изд. л. 1,4. Тираж 100 экз.


ВОИПКиПРО

394043, г. Воронеж, Березовая роща, 54.




Скачать 269,91 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер269,91 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх