Рабочая программа по литературе 6 класс icon

Рабочая программа по литературе 6 класс


6 чел. помогло.
Смотрите также:
Рабочая программа галимуллиной Ильгамии Рашитовны учительницы первой квалификационной категории...
Рабочая учебная программа по литературе Класс 10-11...
Рабочая программа по литературе 8 класс...
Рабочая учебная программа по литературе Класс 5-9...
Рабочая программа по литературе 2011/12 уч года Класс: 5 Б...
Рабочая программа по литературе. 11 класс...
Рабочая программа по литературе 9 класс...
Рабочая программа по литературе, ориентированная на умк...
Рабочая программа по литературе, ориентированная на умк...
Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по литературе (10 б класс)...
Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по литературе (10 а класс)...
Рабочая программа педагога Закиевой Лейсан Инзилевны...



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

6 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).

Программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: басни И. И. Дмитриева «Муха», И. А. Крылова «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; поэма Н. А. Некрасова «Дедушка», стихотворения Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…», А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…», А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», стихотворения о войне К. М. Симонова, Д. С. Самойлова, рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…», рассказ В. М. Шукшина «Критики».

В рабочую программу включены для изучения из вышеперечисленных произведения: поэма Н. А. Некрасова «Дедушка», стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», стихотворения о войне К. М. Симонова, Д. С. Самойлова, рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…».

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание примерной программы, на учебник, обеспечивающий процесс обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода. Комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

- итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, с кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


^ Требования к уровню подготовки (Результаты обучения) 6 класс


В результате изучения литературы ученик 6 класса должен


Знать/понимать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления0; роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы (начальные представления), автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- сопоставлять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 6 класс



п/п

Тема урока

Дата

Требования к уровню подготовки обучающихся













^ Введение (1 час)

1

Литература открывает мир.




^ Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

^ Устное народное творчество (3 часа)

2

Обрядовый фольклор.

Эстетическое значение обрядового фольклора




^ Знать: определение понятий «фольклор», «Обрядовый фольклор», виды обрядовых песен;

понимать: их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии;

уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику.

3

«Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» (А. С. Пушкин).

Народная мудрость пословиц и поговорок




Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности;

понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; уметь: объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи

4

Афористичность загадок




Знать: определение понятий «малый жанр фольклора», «загадка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности


5

Урок развития речи.

В чем красота и мудрость русского фольклора?




Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи, передавать интонационно манеру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, переживаний, выраженных в них, уместно включать в собственное речевое высказывание малые жанры фольклора, создавать иллюстрации по содержанию пословиц и связно рассказывать о них.

^ Из древнерусской литературы (1 час)

6

Отражение народных идеалов в «Сказании о белгородском киселе»




Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника;

понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю;

уметь отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

^ Из русской литературы XIX века (29 часов)

7

И.И.Дмитриев. Осуждение безделья, лени, хвастовства в басне «Муха»




понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл басни, афористичность, меткость и выразительность слога;

уметь: объяснять смысл и толковать значение басни

8

И.А.Крылов. Роль власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Листы и корни»




понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл басни, афористичность, меткость и выразительность слога;

уметь: объяснять смысл и толковать значение басни

9

Критика неумелого хвастуна в басне И.А.Крылова «Ларчик»




понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл басни, афористичность, меткость и выразительность слога;

уметь: объяснять смысл и толковать значение басни

10

Комическое изображение «знатока», не понимающего искусства в басне «Осёл и Соловей»




понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл басни, афористичность, меткость и выразительность слога;

уметь: объяснять смысл и толковать значение басни

11

Развитие речи.

Что осуждается в русских баснях?




Уметь: понимать тему, основную мысль сочинения

12

А.С.Пушкин. Лицейский период




Знать: факты биографии А. С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»

13

«Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта




Знать: факты биографии и творческой деятельности поэта, определение понятий «композиция», «интонация стихотворения»;

понимать чувства и переживания лирического героя, вольнолюбивый характер стихотворения;

уметь использовать понятия «слово-образ», «контраст», «мотив неволи» при анализе стихотворения, определять поэтические средства изображения чувств лирического героя, объяснять особенности композиции стихотворения, соотносить черновой вариант стихотворения с его окончательной редакцией

14

Тема дружбы в стихотворении А.С.Пушкина «И. И. Пущину»




Знать: факты биографии А. С. Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, посвященного лицейскому другу, художественные особенности жанра стихотворного послания, определение понятия «эпитет»;

понимать, что светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях жизни;

уметь определять средства художественной выразительности и их роль, находить в стихотворении признаки жанра послания. Прослеживать эволюцию чувств лирического героя

15

Эпитет, метафора как средство создания художественных образов




Знать: какие художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза, художественные сравнения и др.) использует поэт в своём творчестве для передачи мыслей и чувств

16

Развитие речи.

Обучение анализу стихотворения. Восприятие, истолкование, оценка




Знать: какие художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза, художественные сравнения и др.) использует поэт в своём творчестве для передачи мыслей и чувств

17-18

А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека./ «Зимнее утро». Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха





Знать: какие художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, антитеза, художественные сравнения и др.) использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа («Зимнее утро») и грусть («Зимняя дорога»); насколько связаны изображаемая действительность и внутренний мир человека;

уметь при чтении стихотворений интонационно передавать любование сказочной красотой зимнего утра, радость полноты жизни и мотив грусти; анализировать художественные средства, толковать их роль в стихотворении, сопоставлять разные по настроению пушкинские стихотворения, выявлять в них общие и своеобразные черты.

Знать: определение понятий: «ямб» и «хорей», «ударение», «ритм», «слог», «стопа», «стих»;

уметь определять размер, расставляя ударения в отдельной строке стихотворения, определяя ударные и безударные слоги; составлять схему расположения ударных и безударных слогов в строках и строфе стихотворения

19

А. С. Пушкин. «Дубровский». Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова




Знать: историю создания романа, понимать зависимость поведения человека от социальной среды:

уметь составлять план в соответствии с рассказом учителя и сообщениями учащихся; сравнивать образы Троекурова и старшего Дубровского, указывая на сходство и различия их характеров, отмечая взаимную привязанность и неприязнь, правильно оценивать поведение героев, представлять картины жизни русского поместного дворянства 20-х годов 19 века, изображенные в романе

20

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма




Знать: содержание анализируемых глав; какую позицию занял молодой Дубровский по отношению к готовящемуся бунту;

уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе, словесно описывать душевное состояние героев

21

Развитие речи.

Роль эпизода в повести. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»




уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе, словесно описывать душевное состояние героев

22

Романтическая история любви В.Дубровского и М.Мироновой




Знать: содержание анализируемых глав романа,

понимать причины отказа Владимира от мести Троекурову, отношение автора к своим героям;

уметь составлять устное описание портрета героя, включая в него цитаты из текста романа

23

Развитие речи.

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»




Знать: определение понятий «композиция», «сюжет»; последовательность событий, изображенных в романе;

уметь составлять простой план, выделять завязку, кульминацию, развязку действий, прослеживать их связь с развитием конфликта; определять, в чем заключаются особенности сюжета романа, выделять основные событийные линии (дружба двух помещиков – ссора – месть Троекурова – смерть Дубровского и т. д.); делать вывод об организации сюжета в романе; анализировать варианты вступления и заключения сочинения

24

М. Ю. Лермонтов

Основное настроение и композиция в стихотворении «Тучи»




Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи», определение понятий «эпитет», «Художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»;

понимать: в чем поэт находит сходство своей участи с «судьбой» тучек; как меняется характер отношения лирического героя к тучам; каковы особенности композиции стихотворения, настроение и композицию стихотворения;

уметь связно рассказывать о поэте, выразительно читать, определять художественные средства языка, указывая их роль в поэтическом тексте, отмечать особенности поэтической интонации стихотворения

25

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях Лермонтова




понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;

уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения

26

Урок развития речи.

Особенности выражения темы одиночества




понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;

уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения

Знать: определение понятий «лироэпическое произведение»(начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»;

понимать настроение стихотворений,

уметь определять средства художественной выразительности в тексте, объяснять их роль в композиции стихотворения, сопоставлять черновые варианты стихотворения с его окончательной редакцией и стихотворением другого поэта, выявляя в них общие и своеобразные черты

27

Обучение анализу стихотворения




Знать: определение понятий «лироэпическое произведение»(начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»;


28

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Разрушение красоты и гармонии человека с миром




Знать: определение понятий «лироэпическое произведение»(начальные представления), «сюжет», «тема», «композиция», «инверсия», «эпитет», «олицетворение», «аллитерация», «поэтическая интонация»;

понимать сюжет, соединивший эпическое изображение событий с лирическим переживанием, основную мысль стихотворения, проникнутую глубоким философским смыслом: разрушение красоты и гармонии человека с миром природы;

уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль, особенности поэтических интонаций стихотворения, выразительно читать, соблюдая интонационный строй речи, эмоциональное своеобразие, личное отношение к событиям каждого эпизода стихотворения

29

И. С. Тургенев «Бежин луг»

Духовный мир крестьянских детей




Знать: факты биографии и творчества писателя, своеобразие цикла «Записки охотника», исторически реальные детали, изображенные в рассказе, содержание рассказа «Бежин луг»;

Понимать авторское отношение к героям;

Уметь связно рассказывать о героях, характерах, описывать их по иллюстрациям и воображению, выборочно пересказывать эпизоды, комментировать их

30

Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении пейзажа Ф.И.Тютчевым




Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «образ-символ», «антитеза», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа», «монолог», «прямая речь», «интонация» и др.;

понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека; скрытый, глубинный смысл стихотворений: мысли поэта о человеческой жизни, всеобщем законе природы, о единстве и гармонии в ней, ее быстротечности, красоте и печали;

уметь находить в тексте средства художественной изобразительности, объяснять их роль, отличать пейзажную зарисовку от переданного в образной форме размышления о жизни человека, выразительно читать стихотворения

31

Переплетение природы и любви в творчестве А.А.Тютчева




Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.;

понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы;

уметь: объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

32

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»




Знать: определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос», «диалог-спор», «олицетворение», «лексический повтор», «прямая речь», «фабула», «элементы фабулы» (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);

уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении

33

Урок внеклассного чтения

Н. А. Некрасов «Дедушка». Декабристская тема в творчестве поэта




^ Знать: содержание поэмы, исторические события, положенные в основу поэмы, прототип главного героя;

понимать: почему Н. А. Некрасова волновала декабристская тема; его отношение к описываемым событиям;

уметь выразительно читать, интонационно передавая некрасовские особенности лирического повествования

34

Урок развития речи

Трехсложные размеры стиха. Изображение русского характера в «Левше» Н.С.Лескова




^ Знать: определение понятий: «стопа» (двусложная, трехсложная), «дактиль», «анапест», «амфибрахий»;

уметь структурировать основные положения статьи учебника, определять размер стихотворений.

Знать: автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «сказ» (начальное представление), «эпическое повествование», содержание рассказа «левша»;

понимать, как сочетается эпическое повествование (автор) с народной простотой (Платов), заковыристыми намеками (Левша) и доверительной таинственностью;

уметь связно рассказывать о писателе, воссоздавать портрет главного героя

35

Народ и власть в сказе. Особенности языка сказа Лескова «Левша»




Знать содержание рассказа;

понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти, уметь объяснять. Каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе

^ Знать и понимать сходство и различие между сказом Лескова и волшебной народной сказкой (место и время действия, рассказчик, главные герои, наличие волшебной силы);

понимать роль простонародных каламбурных слов и оборотов в сказе, своеобразие его сюжета и композиции;

уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении

36

Урок внеклассного чтения. «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…» Рассказ «Человек на часах».




Знать историю создания и содержание рассказа, смысл понятий «анекдот», «парадокс»;

Понимать: почему автор изменил первоначальное заглавие «Спасение погибавшего»; каковы мотивы, побудившие солдата Постникова спасти тонущего человека; идею рассказа, авторское отношение к герою; уметь оценивать поступки героев, отношение к ним автора

37

Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».




Знать факты биографии и творчество писателя, содержание рассказа; определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним»;

понимать смысл названия рассказа;

уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания

38

Урок внеклассного чтения.

Юмор и сатира в рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника»





^ Знать содержание рассказа; определение понятий «юмор», «сатира»;

понимать, каково авторское отношение к чинопочитанию и самоуничижению – этим уродливым явлением человеческой жизни, порождающим страх, порабощающим человека;

уметь сопоставлять рассказы А. П. Чехова, выявлять в них общее

^ Из русской литературы XX века (21 час)

39

А. А. Грин.

Феерия «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью




Знать: автора, факты его биографии, творческой деятельности; объяснять смысл понятия «феерия»;

уметь составлять тезисный план прочитанной статьи, находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы; анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т. д.

40

А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас




^ Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, историю создания сказки-были;

понимать: почему автор назвал свое произведение сказкой-былью, чем сказка Платонова отличается от народных сказок. Сказок Пушкина, Ершова, Погорельского и чем напоминает «Attalea princes» Гаршина; размышления автора о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для ее продолжения; авторское отношение к героям повествования;

уметь отмечать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А. Платонова с народными литературными сказками, определять их общее и отличное

41

М. М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца».

Мудрый автор, рассказчик, Антипыч





^ Знать автора, содержание сказки-были;

понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча», отношение рассказчика к леснику Антипычу; смысл слов Антипыча;

уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования, анализировать предложенные эпизоды произведения. Выборочно выразительно читать их и пересказывать

42

Тропа Насти. Тропа Митраши




^ Знать скрытый смысл прозвища Насти – «золотая курочка», авторское отношение к главной героине;

понимать: что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью;

уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их

Понимать смысл выражения «мужичок в мешочке», авторское отношение к герою;

уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания;

уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну большую общую дорогу – дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу

43

Урок развития речи. Сочинение-сравнительная характеристика Насти и Митраши




^ Знать: содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы;

уметь находить в тексте описания настии и Митраши, отбирать эпизоды для сочинения (как Настя и Митраша собирались в лес; Настя идет по неизвестной тропе. Как ходила мать; Митраша ищет свой путь, как делал отец); делать вывод: в чем ошибки Насти и Митраши; определять цель сравнения и основание для сравнения; анализировать варианты вступления (нелегкая судьба маленьких героев М. М. Пришвина) и заключения сочинения (главное в человеке – любовь к миру и доброта)

44

«Великий храм природы» в сказке «Кладовая солнца». Смысл названия повести




Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весть мир природы и человека – кладовая солнца. Если сущностью этого мира является жизнь, добро, любовь;

уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; природа в понимании М. Пришвина – это то, что учит человека жизни, то, чему человек при всем его могуществе и разуме должен поклоняться

45

Урок внеклассного чтения.

Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…» Истинная дружба в судьбе героев




Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать, что истинная дружба – одно из самых ценных явлений жизни человека;

уметь составлять словесный портрет о герое, анализировать характеры и поступки персонажей; соотносить изображенное на иллюстрации с содержанием рассказа

46

Урок развития речи.

Стихотворения о Великой Отечественной войне




^ Знать: авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности;

понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения. Какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков;

уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств – от скорбного воспоминания до гордости за милую Родину

47

В. П. Астафьев

Рассказ «Конь с розовой гривой». Нравственная проблематика произведения




Знать: автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; определение понятий «эпизод», «фабула»;

понимать, каково авторское отношение к героям рассказа;

уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, прослеживать развитие действия, отбирать наиболее яркие эпизоды, отвечать на проблемные вопросы

48

Урок развития речи.

Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой»




^ Знать: определение понятия «речевые пласты языка», «диалектизмы», «поговорки»;

уметь находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа;

понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении

49

В. Г. Распутин

Рассказ «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени




Знать: автора, содержание рассказа; понятия: «герой-повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»;

понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя;

уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя

50

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Смысл названия рассказа




Понимать скрытый смысл названия рассказа, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия;

уметь сопоставлять рассказы В. Распутина и В. Астафьева, находить черты сходства

51

Урок контроля.

Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина




Знать трехчастную композицию сочинения (вступление, основная часть, заключение). Уметь создавать собственное высказывание на заданную тему в соответствии с темой и основной мыслью

52

Писатели улыбаются.

«Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал»




Знать: содержание рассказа;

понимать смысл его названия, уметь анализировать характер Глеба Капустина, подтверждать свой ответ цитатами из текста, читать по ролям заданный эпизод, интонационно передавая чувства героев рассказа

53

Урок внеклассного чтения

Рассказ В. Шукшина «Сельские жители». Трогательное обаяние главных героев рассказа




Знать: содержание рассказа;

понимать авторское отношение к героям рассказа – бабке Маланье и ее внуку Шурке;

уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, интонационно подчеркивая простодушие, наивность, непосредственность героев, формулировать собственное отношение к персонажам

54

Ф. А. Искандер.

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе




Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа;

понимать смысл названия рассказа, нравственный и философский смысл шутки учителя: как смешно и жалко может смотреться человек, не понимающий различия между тем, что он думает сам о себе и каковым является на самом деле;

уметь выражать впечатления от прочитанного, анализировать юмористические эпизоды повествования, психологический поединок двух персонажей, языковые средства иронии

55

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А. А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…» как отражение утраты душевного покоя, тоски по гармонии




Знать: автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»;

понимать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века;

уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка, передавать состояние души лирического героя, определять ключевые слова, характеризующие ощущение героя (печаль, сожаление, забота и проч.), выразительно читать стихотворения, интонационно передавая настроение и чувства лирического героя

56

С. А. Есенин.

«Мелколесье. Степь да дали», «Пороша». Чувство родства с окружающим миром в стихотворениях поэта




Знать: автора стихотворений, определения понятий «образ», «фольклорный образ», «сравнение», «олицетворение», «аллитерация»;

понимать и чувствовать незатейливость изображаемого пейзажа, чуждого ярких красок, близость стихотворений С. Есенина к произведениям устного народного творчества;

уметь по ключевым словам определять, какие фразы показывают любовь поэта к «чахленькой местности», находить фольклорные образы, средства художественной изобразительности, определять их роль; выразительно читать стихотворения, интонационно передавая мотив грусти, определять особенности лирики С. Есенина (лиризм, напевность, мелодичность)

57

А. А. Ахматова

Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…»

Постижение красоты




Знать автора;

понимать, как в одном развернутом сложном предложении А. Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; мир ее образов (видимых, слышимых, осязаемых, обоняемых), особенность лирики поэтессы – ассоциативность (не говорить о чувствах прямо, а только намекать на них) и доверительность;

уметь выражать впечатления от прочитанного, устанавливать ассоциативные связи, выразительно читать, передавая интонационно чувства лирического героя;

58

Н. М. Рубцов.

«Тихая» лирика. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Основные мотивы стихотворений.




Знать: сведения об авторе, основные мотивы его творчества (родина, природа, русская душа), постоянные образы (свет, звезда, огонек);

понимать, что тихо произнесенные, сокровенные, выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; какие чувства испытывает лирический герой Н. Рубцова;

уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность, мелодичность; устно описывать образы, возникающие при чтении стихотворений; соотносить названия стихотворений с их содержанием; определять особенности композиции, художественные приемы, помогающие передавать эмоции лирического героя

^ Из литературы народов России (2 часа)

59

Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга». Тема малой родины в произведениях поэта




Знать сведения о выдающемся татарском поэте;

понимать, что поэзия Габдуллы Тукая вдохновлялась любовью к его малой родине, традициям, обычаям и культуре татарского народа;

уметь выразительно читать стихотворения, соблюдая интонацию и мелодию стиха; соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов

60

Кайсын Кулиев.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема бессмертия народа




Знать сведения об авторе,

понимать, почему у человека в особенно сложных ситуациях обостряется чувство Родины, почему поэт считает себя вечным должником своего народа;

уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором, соотносить общечеловеческое и национальное в литературе разных народов

^ Из зарубежной литературы (9 часов)

61

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Отражение в мифах представлений об идеальном человеке




Знать: определение понятий «миф», «мифология», «герой в древнегреческой мифологии», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; о фразеологизмах древнегреческого происхождения; авторов Н. А. Куна и Р. Грейвса, английского поэта и мифолога;

понимать смысл мифов, образ идеального героя: мужественного, выносливого, изобретательного, уважающего волю богов; мировосприятие древнего человека; его понимание добра и зла; отличие мифа от сказки;

уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки

62

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе. Миф и реальность




Знать: определение понятий «легенда», «миф», «реальность»;

понимать, в чем отличие мифа от легенды;

уметь находить в легенде черты реальности (путешествие в Италию, попытка убийства с целью ограбления, спасение и др.) и черты мифа (сын Посейдона, вознесение на небо в виде созвездия и др.); уметь составлять художественный рассказ о герое

63

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Жизнь мифа в литературе




Знать: понятие «героического эпоса» (начальные представления), признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «постоянный эпитет», «гекзаметр», «античная мифология»;

понимать, как сочетается в эпосе Гомера восхваление богов, поклонение им – с юмором, смехом, комизмом; значение поэм Гомера;

уметь определять в тексте средства художественной выразительности, особенности стихотворной речи, определять их роль, давать характеристики героям, анализировать их поступки; выразительно читать, интонационно передавая торжественность, плавность звучания стиха

64

Урок внеклассного чтения.

Мигель де Сервантес Сааведра.

Роман «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман




Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности;

понимать смысл понятий «пародия», «рыцарский роман»;

уметь сравнивать героев, выявляя их глубокое внутреннее сходство и непохожесть; соотносить содержание прочитанных глав романа со стихотворением Д. С. Мережковского «Дон Кихот» и иллюстрацией Е. Моисеенко «Ламанч»; выражать авторское отношение к героям и свое собственное

65

И. Ф. Шиллер

Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести




Знать: автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада как литературный жанр», ее отличие от былины и песни;

понимать проблемы, поставленные поэтом в балладе (благородство, достоинство, честь), поступок героя;

уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады и определять жанр произведения; соотносить содержание баллады с иллюстрацией художника, сравнивать переводы баллады и выявлять своеобразие каждого

66

П. Мериме

Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества




^ Знать: автора, сведения о его жизни, творческой деятельности; определение понятия «новелла»;

понимать смысл заглавия новеллы;

уметь рассказывать о героях, анализировать их поступки и поведение

67

Урок внеклассного чтения.

М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Стремление к независимости как главное качество героев романа




Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «комическое», «юмористическое»;

понимать смысл высказывания Э. Хемингуэя;

уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия

68

А. де Сент-экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча




Знать: автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение «философская сказка», «притча», «символ» (начальные представления);

понимать философский смысл сказки; что бывает, когда дети открывают мир взрослым, когда взрослые умеют слышать детей;

уметь определять сказочные и реальные элементы сказки



Литература и средства обучения. 6 класс.


1.Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999.

2.Журнал «Литература в школе».

3.Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 6 класс.

4.Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия. Части I и II . М.: Просвещение, 2006.

5.Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 5-9 класс. М., 1997.

6.Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997.




Скачать 298.84 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер298.84 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  6
средне
  2
хорошо
  3
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх