Экзамен: 6 сем. 7 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 68 ч. 70 ч. Елец icon

Экзамен: 6 сем. 7 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 68 ч. 70 ч. Елец


Смотрите также:
Экзамен: 8 9 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. (7 сем.); 45 ч. (8 сем...
Экзамен: 7 сем. 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 70 ч. 70 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 99 ч. Елец...
Экзамен: 3 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 40 ч. Всего часов: 76 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 9 сем самостоятельная работа: 20ч. Всего часов: 44 ч. Елец...
Экзамен: 5 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 103 ч. Елец...
Экзамен: 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 40 ч. Всего часов: 92 ч. Елец...
Рабочая программа по дисциплине: опд. Ф. 13. Финансовый менеджмент...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А.БУНИНА»



“Утверждаю

Зав. кафедрой ________Н.Н. Комлик

“29” августа 2006 г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


по дисциплине «История отечественной литературы ХХ века (после 1917 г.)»


специальность 030601 журналистика

квалификация журналист

форма обучения очная

факультет журналистики


кафедра русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


курс: 3 4

семестр: 6 7

лекций: 17 ч. 18 ч.

практических (семинарских) занятий: 17 ч. 18 ч.

лабораторных занятий:

экзамен: 6 сем. 7 сем.

зачет:

самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч.


Всего часов: 68 ч. 70 ч.


Елец


Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности

030601 журналистика

номер государственной регистрации № 69 гум / СП от «10» марта 2000г.

на основе программы___________________________________________________


на кафедре русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

(протокол № 1 от «29» августа 2006 г.)


Зав. кафедрой_________________ Н.Н. Комлик


Рабочая программа утверждена методическим советом факультета

(протокол № 1 от «26» октября 2006 г.)


Председатель методического совета ___________(М.С. Штейман)


Рабочую программу составил__________________проф.Н.Н. Комлик

______________________доц. И.С. Урюпин


^ I.Организационно-методический раздел.


    1. Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплины ГОС).


Курс истории отечественной литературы ХХ века завершает цикл литературоведческих дисциплин на факультете журналистики, он чрезвычайно важен для понимания духовно-интеллектуального потенциала русской культуры минувшего столетия, запечатленного в Слове. Журналисту-профессионалу необходимо иметь целостное представление об особенностях литературного процесса ХХ века.

Для этого нужно осознать множественность поэтических точек зрения, художественных миров, понять законы их функционирования и взаимодействия как с внетекстовой реальностью, так и с эстетическими системами других авторов.

В связи с произошедшим в 80-90-е годы процессом воссоединения русской литературы материал изучения резко расширился. Таким образом, русская литература ХХ века – это и советская литература, и литература русского зарубежья, и так называемая «задержанная» литература.

В вопросе об отмене имен и произведений, их оценка в существующих учебных программах и пособиях для всех категорий учащихся много неустоявшегося. Это совершенно естественно, ведь процесс воссоединения еще не завершен. Признавая безусловные заслуги А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Булгакова и других писателей, не следует подходить к творчеству В. Маяковского, М. Горького, М. Шолохова, А. Толстого с позиций безусловного отвержения, Как известно, эта тенденция особенно сильно проявилась в перестроечное и постперестроечное время. Вычеркивать классиков советской литературы из учебных программ – значит вновь искажать историю в угоду идеологическим схемам.

Таким образом, целью преподавания дисциплины является объективное изучение истории русской советской литературы, формирование восприятия историко-литературного процесса как истории творческих исканий. Необходимо сформировать представление об этапах развития советской литературы, о концепции личности, об утверждаемом эстетическом идеале, о приоритете общественных ценностей над узко классовыми интересами.


    1. ^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


Студенты должны приобрести знание основных закономерностей советской литературы, представление о роли крупных писателей в историко-литературном процессе и в общественной жизни страны. В процессе обучения студентов необходимо выработать у них навыки анализа художественного произведения, способность воспринимать произведение в контексте литературного процесса, умение чувствовать, Осознавать эстетическую, идейно-художественную значимость произведения, понимать роль литературы в духовных исканиях общества и в формировании личности.


II. Содержание дисциплины.


2.1 Основные разделы дисциплины


Введение.
^

Литература 20-х годов.

Литература 30-х годов.




2.2 Темы и их содержание


  1. Введение. Обоснование концепции периодизации русской литературы ХХ века (после 1917 г.).


«Традиционная периодизация» и периодизация, предложенная проф. Кулешовым. Конкретно-историческая и литературно-эстетическая оправданность периодизации, выделяющей следующие периоды:

Литература 20-х гг. - 1917-1932(34) годы.

Литература 30-х – начала 50-х гг. или литература Большого Террора - 1932(34)- 1956 годы.

Литература 60-х – начала 80-х гг. - 1956-1985 годы.

Литература периода перестройки и постперестройки – 1985 г. - текущий год.

Краткая характеристика периодов. При характеристике этапов развития русской литературы ХХ века (после 1917 г.) выделяются и анализируются два типа обстоятельств, определяющих развитие литературного процесса: внутренние, эстетические закономерности движения литературы и внелитературные обстоятельства общественно-политического характера.

1917-1932(34) годы – литература 20-х годов. Условность термина. Вопрос о границах периода. Многообразие творческих методов и эстетических систем, Период формирования и развития советской литературы в условиях коренного политического и социально-экономического преобразования действительности. Эстетический плюрализм.

1934-1956 годы. Литература в условиях сталинского режима с антидемократической деформацией социализма, с жестоким диктатом и террором. Переход от эстетического плюрализма к господству единственной эстетической системы, что связано с общественно-политическими процессами, идущими в стране. Внутри этого большого периода выделяются несколько этапов:

1934-1941 годы – литература тридцатых годов.

1941-1945 годы – литература периода Великой Отечественной войны.

1945-1956 годы – литература послевоенного десятилетия.

1956-1985 годы – литература 60-х начала 80-х гг., период углубления и расширения художественного постижения действительности, развитие альтернативных эстетических систем в условиях постепенного, с возвратом к прошлому, восстановления демократических принципов общественной жизни. Внутри этого периода выделяются два этапа: 1956-1964 годы и 1964-1985 годы.

1956-1964 годы - период хрущевской «оттепели». XX съезд и его значение для развития общественной и художественной мысли страны. Поворот литературы к гуманистическим ценностям. Появление литературы резкой социальной критики.

1964-1985 годы. Период застоя во всех общественных сферах жизнедеятельности страны. Период углубления и расширения художественного постижения действительности. Борьба 2-х тенденций: творческой, ориентированной на идеи XX съезда, и догматической (полифоническая и монологическая) тенденций. Сосуществование в рамках реалистической эстетической системы нескольких направлений:

- эстетический официоз;

- военная проза;

- деревенская проза.

1985 год – текущий год (современный период). Выделение двух этапов:

1985 –1991 гг. – литература периода перестройки. Ведущие тенденции литературного процесса этого периода. Возвращение репрессированных имен и произведений. Воздействие возвращенной литературы на общественное сознание. Выдвижение на первый план публицистики и ее основные темы.

1991 г. – текущий год – литература постперестройки. Ее основные характеристики. Процесс воссоединения русской литературы ХХ в. Возрождение нереалистических тенденций в развитии литературы: пост модернизма, соцарта, концентуализма, авангардизма, сюрреализма, экспрессионизма и др. Общая характеристика нереалистических эстетических систем.


  1. ^ Литература 20-х годов.


Революция и творческая интеллигенция, Размежевание писательских сил. Возникновение самостоятельных ориентаций в русской литературе.

Многообразие форм социально-экономической и духовной жизни 20-х гг. Поиски новой эстетики в теории и практике литературного процесса 20-х гг.; эстетических плюрализм: литературные группировки, художественные методы и стили, литературная критика и литературоведческие школы.

Доминирование поэзии в первые пореволюционные годы. Сосуществование полярных эстетических систем (М. Волошин, М. Цветаева, О. Мандельштам, Б. Пастернак, С. Клычков, С. Есенин, Н. Клюев, Д. Бедный, В. Маяковский и другие).

Романтические тенденции в поэзии и их проявление в поэме А. Блока «Двенадцать». Мотивная структура поэмы. Особенности и смысл пейзажа в поэме. Образная символика поэмы. Смысл любовного сюжета. Ритмика поэмы. Образ Христа и его роль в идейно-художественном содержании поэмы.

Романтически обобщенный образ народа и революции в прозе первой половины 20-х гг. Поэтика воплощения темы гражданской войны: обнаженный классовый конфликт, классовая мораль, преобладание «мы» над «я», вселенский масштаб видения мира и т.д. «Герой-масса» и «герой массы» в повестях А. Малышкина «Падение Даира», «Железном потоке» А. Серафимовича, «Партизанских повестях» Вс. Иванова, «Ветре» Б. Лавренева и др. Процесс рождения героя массы. Образы народных вожаков, их основные характеристики. Решение проблемы взаимоотношения личности и массы.

Пространство Жизни и пространство Идеи в романе А. Фадеева «Разгром», их соотношение. Решение проблемы лидера и массы, героизма и гуманизма в романе.

Формирование в недрах литературы романтической тенденции эстетики социалистического реализма. Метод социалистического реализма: история возникновения, эволюция («нормативная эстетика»), эстетические принципы: подчиненность судьбы героя ходу истории (революционной), «финалистская» концепция исторического времени, абсолютизация будущего, мессианская роль коммунистов и т.д. Формирование классовой эстетики в романах Д. Фурманова «Чапаев», А. Фадеева «Разгром», повести А. Серафимовича «Железный поток». Проблема «стихии» и «разума».

Поиски новой эстетики в теории и практике литературного процесса 20-х годов, эстетический плюрализм: литературные группировки, художественные методы и стили, литературоведческие школы.

Романтический обобщенный образ народа и революции в повестях А. Малышкина («Падение Даира»), Вс. Иванова («Партизанские повести»). Поэтика воплощения темы гражданской войны: обнаженный классовый конфликт, классовая мораль, преобладание «мы» над «я», вселенский масштаб видения мира и т.д.

Социалистический реализм: история возникновения, эволюция («нормативная эстетика»), эстетические принципы: подчиненность героя ходу истории (революционной), «финалистская» концепция исторического времени, абсолютизация будущего, мессианская роль коммунистов и т.д. Формирование классовой эстетики в романах Д. Фурманова «Чапаев», А. Серафимовича «Железный поток» и А. Фадеева «Разгром». Проблема «стихии» и «разума».


  1. ^ Творчество Е.И.Замятина (1884-1937)


Вхождение в литературу: повесть «Уездное». Особенности замятинского восприятия и изображения корневой России в «уездной трилогии» («Уездное», «Алатарь», «На куличках»). Мифопоэтическое сознание и его проявление в художественной структуре «трилогии».

Проблема национальной истории и национального характера в рассказах Е. Замятина «русской тематики» («Непутевый», «Африка», «Кряжи», «Знамение», «Север», «Русь», «Ела» и др.) и исторической дилогии «Атилла» и «Бич Божий».

Обстоятельства создания «английского цикла» Е. Замятиным. Природа замятинского смеха: сочетание острой сатиры и мягкого юмора в изображении «островной» жизни. «Английский цикл» как своеобразная «увертюра» к роману «Мы».

Роман «Мы» в историко-литературном контексте 20-х годов.

Причины возникновения жанра антиутопии в литературе 20-х годов, его «родовые» признаки.

Роман Е.И.Замятина «Мы»: драматизм судьбы автора и произведения. Проблематика романа, ее острота и актуальность.

Человеческая личность в условиях «гипертрофии власти машин и государства» (Е.Замятин). Принципы устройства «нового» общества и функции человека в нем: рождение и смерть, любовь и труд, прошлое и настоящее, искусство и творчество, «я» и «мы». Проблема счастья и свободы. Образ несвободы и способы его воплощения (мотивы машины, механизма, прямой, таблицы умножения, стены, бездумия и т.д.). Тема Дома и Бездомья. Литературно-философские реминисценции романа.

Лебедянский комментарий к творчеству Е.И.Замятина.


^ 4. Творчество М. Горького (1868-1936)


М. Горький и Октябрьская революция. Решение проблемы революции и культуры в книге «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (1917-1918). Философский, политический и эстетический аспекты книги. Реалистическое понимание Горьким задач революции, тревога за ее судьбу и судьбу народа. Темы насилия, власти, русского характера.

«Мои университеты» и автобиографические рассказы М. Горького 20-х г. г. Активизация в творчестве Горького малых эпических форм (очерка, рассказа, литературного портрета): «Заметки из дневника. Воспоминания», «Рассказы 1922-1924 годов». Интерес к сложным, противоречивым характерам. Философия правды, утешительства и свободы, любви и страха в этих произведениях. Проблема героя.

Литературные портреты в творчестве Горького 20-х гг. галерея портретов революционеров, писателей, общественных деятелей как выражение горьковского представления о культурном и нравственном потенциале русской нации. Художественно-документальное повествование и его специфика у Горького. «Мозаичная структура» образа как средство создания характера; свободная композиция, крупный план изображения, внимание к высказыванию и жесту героя.

Роман «Дело Артамоновых». Характеры главных персонажей, типичное и индивидуальное в них. Три поколения Артамоновых, их место в раскрытии идейного замысла произведения. «Дело» - главный герой романа. Образ Тихона Вялого. Композиция, лейтмотивность повествования как способы выявления глубинных универсальных связей. Тенденция «выпрямления» сюжета в сторону исторического материала. Дискуссии о романе.

«Жизнь Клима Самгина» - «движущаяся панорама четырех предреволюционных десятилетий». «Жизнь Клима Самгина» как энциклопедическое отражение интеллектуальной жизни русского общества на рубеже веков. Широта проблематики романа. Искания русской интеллигенции путей обновления духовной жизни народа. Полифония социально-политических, философских течений, направлений, группировок, представленных в романе. Персонажи романа как слагаемые сложнейшего сообщества личностей, именуемых Россией.

Клим Самгин как тип «революционера поневоле». Концепция личности и истории. Принципы раскрытия характера Самгина. Самгин и самгинщина. А.В.Луначарский о Самгине и самгинщине.

Образы большевиков в романе (Степан Кутузов, Сомова, Спивак и др.). Массовые сцены. Принцип «многоголосия».

Своеобразие жанра романа. Принципы композиции (контраст, «зеркальная композиция»). Приемы «скрытой сатиры». Глубина горьковского психологизма. Реалистическая символика, слова-лейтмотивы.

Драматургия Горького советской эпохи. Сложность конфликта пьесы «Егор Булычев и другие». Образ Булычева, его генеалогия в творчестве Горького. Сочетание в пьесе бытового, исторического и философского начал. Дальнейшее развитие образов пьесы «Егор Булычев» в пьесе «Достигаев и другие». Особенности конфликта пьесы «Достигаев и другие». Василий Достигаев и «достигаевщина». Вторая редакция «Вассы Железновой». Сущность изменений, внесенных автором в пьесу.

Трагедия Горького-писателя. Горький и Сталин. Горький в воспоминаниях русской эмиграции и западных писателей (Н.Берберовой, В.Ходасевича, Р.Роллана).

Дискуссии о жизни и творчестве М.Горького последних лет. Необходимость объективной оценки роли М.Горького в русской и мировой литературе.


^ 5. Творчество В.В. Маяковского (1893-1930)


Особенности лирического героя раннего В.В. Маяковского: романтический образ бунтаря-одиночки в стихотворном цикле «Я», в стихах «Ко всему», «Послушайте!», «Лиличка! Вместо послания», поэмах «Человек», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник». Дисгармония мира и «раненое, обнаженное сердце» поэта. Конфликт лирического героя с современностью («желудком в панаме»).

Маяковский и революция. Революция как избавление от несовершенства мира. Страстное утверждение новой действительности. «Социальный заказ» и его претворение в поэзии Маяковского.

Моральная переориентация поэта. Преобладание гражданской тематики в послеоктябрьской поэзии В. Маяковского. Эволюция лирического героя.

Революция как новое сотворение мира, образы земного рая, человека-бога, всемирного потопа в «Мистерии-буфф».

Тема нигилистического восприятия духовных и исторических ценностей России («Киев», «После изъятий», «Когда мы побеждали голодное лихо, что делал патриарх Тихон?» и др.).

Тема мещанства и бюрократизма («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Клоп», «Баня»).

Идея «громады-любви» и «громады-ненависти» противостоящей мещанской «дряни». Поэмы «Люблю» и «Про это». Гармоническое соединение личного и общественного в поэме «Люблю». Конфликт вселенской любви поэта с «комнатным» «любеночком» обывателя в поэме «Про это».

Лироэпос В.Маяковского - поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». Искренность чувств и переживание поэта, осмысливающего революцию и деятельность В.И.Ленина. Тема избранника, мессии и обыкновенной личности в поэме «Владимир Ильич Ленин». Соотношение «я» и «мы». Канонизация личности Ленина. Атрибуты святого житийной литературы в поэме.

Тема страны-подростка в поэзии второй половины 20-х годов и в поэме «Хорошо!». Лирическое и патетическое воспевание СССР - «весны человечества». Историческое время как композиционная основа поэмы. Образ настоящего и идеального будущего. Самовнушенный оптимизм поэмы.

Утверждение советских норм жизни в поэзии второй половины 20-х годов. («Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Октябрь 1917-1926 г.», «Английскому рабочему», «Не юбилейте!» и др.). Урбанистическая тема («Екатеринбург - Свердловск», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Дождемся ли мы жилья хорошего?» и др.).

В.Маяковский и современность. Дискуссия 1987/88 гг., прошедшая на страницах газет «Московский художник», «Комсомольская правда», «Литературная газета», журнала «Театр». Две взаимоисключающие точки зрения на творчество и личность поэта: Маяковский - рыцарь Революции и Маяковский - певец и глашатай насилия и демагогии.

^ 6. Творчество С.А. Есенина (1895-1925)


Поэзия С. Есенина в контексте литературного процесса 20-х гг. Есенин и «есенинщина». Лирический герой поэзии Есенина. Драматическое, напряженное состояние его души. Отражение противоречивости и трагизма революционного процесса.

Ведущие темы дореволюционного творчества С.Есенина (сборники «Радуница», «Голубень»).

Оригинальность и неповторимость пейзажной лирики. Мотив духовной и физической слиянности с родным краем. Особый метафоризм есенинской поэтики (одомашнивание, окрестьянивание русского пейзажа). Цветопись пейзажной лирики. Образы животных. Любовь ко всему живому. Связь поэзии Есенина с фольклором.

Тема Родины, России - сквозная тема поэзии С. Есенина. Эволюция темы Родины.

Драматический конфликт поэта с современностью. Политические и нравственно-философские аспекты этого конфликта, проявившиеся в творчестве Есенина (статья «Ключи Марии», поэма «Сорокоуст», стихи «Мир таинственный, мир мой древний…» и др.).

Представление о мире как о всеобщей гармонии, единстве всего сущего. Понимание невозможности достижения всеобщей гармонии и как результат появление мотивов тоски и горечи, неприкаянности и грусти. Всепроникающее милосердие - кардинальное свойство поэзии Есенина.

Тема любви («Любовь хулигана», «Персидские мотивы»). Отход от идей «Москвы кабацкой» в цикле стихов «Любовь хулигана». Основные мотивы и тональность цикла. Образ лирической героини. Любовь как исцеляющее, врачующее душу героя чувство. «Персидские мотивы» как самый светлый цикл стихов о любви в поэзии Есенина.

Стихи о Советской России («Русь уходящая», «Русь советская», «Письмо к женщине» и др.). Попытка создания революционного эпоса («Песнь о великом походе»).

Поэма «Анна Снегина» - этапное произведение в творчестве Есенина. Реалистическое изображение сложного пути крестьянства в революции. Слияние лирического и эпического начал в поэме. Ее драматизм.

Усиление трагического настроения в произведениях последнего периода («Отговорила роща золотая...», «Песня», поэма «Черный человек»).

Художественное своеобразие лирики Есенина. Традиции устного народного творчества. Особенности метафоризации.


^ 7. Литература 30-х годов.


Главные особенности литературного процесса 30-х годов. Переход от эстетического плюрализма 20-х годов к литературно-эстетическому монизму (утверждению единственной господствующей эстетической системы или творческого метода).

Роль I-ого съезда писателей в литературе и общественной жизни 30-х годов. Его позитивные и негативные стороны. I съезд писателей как этап, знаменующий переход к литературному монизму. Отрицательная роль господства в литературе одного творческого метода. Судьба творческих методов и литературно-эстетических систем в 30-е годы: судьба соцреализма. Всё, большее и большее сужение сферы взаимодействия этого метода с альтернативными эстетическими системами; создание предпосылок, как эстетических, так и идеологических для последующей догматизации творческого метода; судьбы альтернативных эстетических систем, существующих в 20-е годы. Проблема деформации литературного процесса 30-х годов. Формы политического давления. Оценка творчества наиболее видных советских художников в критике 30-х годов (М.Булгакова, А.Платонова, М.Зощенко, М.Горького, Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Шолохова, О.Мандельштама и др.). Основной комплекс тем литературы 30-х годов и их освещение в литературе соцреализма и «теневой», «катакомбной».

Тема коллективизации, «год великого перелома» в литературе соц. реализма и в творчестве художников, принадлежащих альтернативным эстетическим системам.


^ 8. Творчество М.А. Булгакова (1891-1940)


Творчество М.А. Булгакова как продолжение традиций русской (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь) и мировой (Э.Т.А. Гофман) классики. Реалистическое и мистическое начала в произведениях писателя. Раннее творчество писателя. Фельетоны и рассказы. Трагически-ироническое изображение судьбы интеллигента-гуманиста в «Записках юного врача». Проблематика повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Роль фантастики, условности и гротеска в раскрытии замысла писателя.

Булгаков и его отношение к новой послеоктябрьской действительности. Тема гражданской войны в творчестве писателя. Мотивы безумия вины и расплаты в романе «Белая гвардия». Соединение автобиографического и конкретно-исторического материала с символически-мистическим обобщением. Апокалиптический мотив романа. Образы Города и Дома. Семья и культура как выражение высших нравственных ценностей, противостоящих суетности, предательству и разочарованию. Мир природы в романе: мотивы снега и метели. Авторское слово в романе.

Творческая история романа «Мастер и Маргарита». Многоплановость сюжета и композиции (роман в романе). Цель и способы сопряжения в Ершалаима и Москвы (пейзаж, время, сюжетные и образные параллели). Линия Иешуа и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты в решении проблемы добра, свободы человека, его предназначения в жизни и ответственности. Роль сюжетно-фантастической линии Воланда и его свиты в романе. Тема вечности. Сатирические персонажи и их испытание на человеческую достаточность. Идея творчества и собирательный образ посредственности. Традиции Гете в романе.

Особенности булгаковского театра.

Драматургическая дилогия «Дни Турбиных» и «Бег». История создания пьес. Особенности конфликта, своеобразие развития действия в пьесах. Образ А.Турбина. Революция и российская интеллигенция. (Образы офицеров в пьесе). Темы России и Дома. Чеховские традиции. Пьеса «Дни Турбиных» как «пролог» белого движения, «Бег» - его «эпилог».


^ 9. Творчество А.П. Платонова (1899-1951)


Своеобразие художественного мировидения А.Платонова. Разлом цивилизации и рождение «нового» человека как главный предмет изображения в творчестве писателя. Восприятие и возведение «нового» мира «социалистическим веществом». Сон и явь, реальность и ирреальность, смешное и трагическое, пафос и ирония, сентиментальное и пародия, природа и техника, время и пространство в художественном мире А.Платонова. Сквозные образы и мотивы. Условность, «жесткий гротеск», алогизм, смещение пропорций как важнейшие элементы поэтики произведений Платонова. Соединение народной культуры и научной философии - особенность таланта писателя. Влияние на художника народных утопий, учения Н.Федорова о преодолении смерти, поэтики лубка.

Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Жанрово-композиционные особенности. Образы Захара Павловича, бобыля, рыбака - отца Саши Дванова, и их роль в раскрытии платоновской концепции пути к общему счастью. Саша Дванов - «Гамлет» среди «Дон Кихотов». Чевенгур как модель для изучения способов построения коммунизма. Соединение пафоса и иронии, трагического и комического в изображении Чевенгура и его обитателей. Сюрреалистические образы романа. Значение финала для раскрытия идейного смысла произведения. Своеобразие языка писателя («платоновское косноязычие»).

Повесть «Котлован» как трансформация мотивов «Чевенгура». Решение проблемы построения всеобщего и отдельного счастья. Двуплановость повествования. Фантастический и символический планы. Использование мифологических и фольклорных образов, сюрреалистических деталей. Основные темы и мотивы повести: тема дороги, движения; семьи и ребенка, будущего и прошлого, счастья и сиротства, тема насилия. Образ дома и котлована в повести, их символическое значение.


^ 10. Творчество М.А. Шолохова (1905-1984)


М.А.Шолохов - создатель эпической картины русской народной жизни в XX в., продолжатель традиций Л.Толстого. Драматизм изображения народной жизни, революции и гражданской войны в сборниках «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Преодоление узкоклассового подхода к изображению событий и характеров и овладение общечеловеческими гуманистическими понятиями в лучших рассказах («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семья», «Семейный человек», «Обида» и др.). Роль рассказов в становлении Шолохова-романиста.

Творческая история романа-эпопеи «Тихий Дон», отразившей трагедию народа в преломлении трагедии казачества как особого слоя русского крестьянства в катастрофические годы жизни России.

Особый тип реализма: необычайная суровость жизненной атмосферы и ее давление на человека. Народный опыт жизни и народный взгляд на мир, общество, войну, революцию. Натурально-природный тип существования, корневое восчувствие бытия обуславливающие неповторимость художественного мира романа.

Физико-психический параллелизм, оплотненность, отелесненность мира, его красочность, пахучесть, наполненность разнообразными звуками как основа образной системы романа. Два потока жизни - природы и человека - и их закономерности. Символика пейзажных образов (солнце, небо, Дон, лес, степной простор) и их роль в изображении трагического несогласия в жизни человеческого общества.

Трагическая судьба семьи Мелеховых как символ трагедии народа. Тема Дома. Противоборство Дома с «веком-волкодавом» - главная коллизия романа.

Трагедия Григория Мелехова, самого яркого представителя центра народа, его ствола, в образе которого воплощены лучшие черты народного характера. Война и мир как два состояния жизни народа. Сгущение и омассовление ненависти и злобы в годы войны, существующие и в мирной жизни. Гражданская война как национальное безумие. Страстное желание Григория вырваться из бесконечного возмездия, главного двигателя гражданской войны. Идея «замирения» и ее обреченность в трагически разорванном мире.

Вопрос об авторстве романа: история возникновения, существования во времени и конец домысла.

Творческая история «Поднятой целины». Единство и различие первой и второй книг. Реализм образов гремячинских коммунистов (Давыдов, Нагульнов, Разметнов) и крестьян (Майданников, Шалый, Рыкалин, Аржанов). Соотношение трагического, героического и комического в романе. Композиция, пейзаж, авторская речь и язык персонажей. Оценки романа в современной критике.

Творчество Шолохова в годы Великой Отечественной войны (рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину»), публицистика.

Послевоенное творчество М.Шолохова. Рассказ «Судьба человека». Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне. Эпический размах рассказа. Трагическое и стилистическое в нем. Значение рассказа «Судьба человека» для развития военной прозы 50-60-х годов. Попытка создания панорамы войны в романе «Они сражались за Родину». Многообразие характеров русских солдат. Соединение патетико-героического и комически-бытового стилевых пластов.

Творчество М.Шолохова в оценке современных литературоведов и критиков.


^ 11. Творчество А.Н. Толстого (1883-1945)


А. Толстой и Октябрьская революция. Годы эмиграции. Тема России в романе «Сестры» и повести «Детство Никиты».

Возвращение на родину. Повести и рассказы 20-х годов («Голубые города», «Гадюка»). Поиски нового героя в социально-фантастических романах «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина»).

Новое осмысление темы революции и интеллигенции в трилогии «Хождение по мукам». Эволюция жанра трилогии от семейного романа к эпопее. Образная система. Своеобразие приемов создания характеров персонажей. Исторический факт и вымысел. Смысл заглавия и эпиграфа.

Политическая конъюнктура в повести «Хлеб».

«Петр Первый» как явление советского исторического романа. «Вхождение в историю через современность». Своеобразие изображения исторической эпохи (рождение новой России, борьба нового со старым, движение истории в романе). Тема народа как решающей силы истории. Изображение отношений народа и государства. Решение проблемы соотношения личности и эпохи. Образ Петра – государя и человека. Сюжет и композиция. Язык романа. Дискуссии о романе.

Литературно-художественная деятельность А.Н. Толстого в годы Великой Отечественной войны. Публицистика писателя. «Рассказы Ивана Сударева». Осмысление проблемы русского национального характера.


^ 12. Творчество М.И. Цветаевой (1892-1941)


Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Романтизм творчества поэтессы.

Первые книги («Молитва», «Волшебный фонарь», «Из двух книг»).

Импрессионистичность. Дневниковость ранней лирики Цветаевой

Трансформация романтического образа вольности в образ свободы-отравы в книге стихов «Лебединый стан». Противостояние лирической героини и революционной стихии. Темы самозванства, невинной крови. Символика белого и черного.

Интимная лирика 20-х годов. Любовные драмы в поэзии Цветаевой.

Эмигрантская лирика (сборники «Психея», «Ремесло»). Трагический образ мятущейся героини, ее максимализм и романтическая устремленность. Тема внутренней неуверенности. Образ России. Синтаксические и ритмические особенности поэзии М. Цветаевой. Лексика, звукопись

«Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма лестницы» и их идейно-художественное своеобразие.

Лирическая проза («Мой Пушкин», «Повесть о Сонечке» и др.).

Ощущение трагедии надвигающейся новой мировой войны в цикле стихов о Чехии.

Возвращение на родину. Последние стихи.


^ 13. Творчество И.А. Бунина (1870-1953)


Бунин и революция. Судьба писателя в эмиграции. Образ русской революции в «Окаянных днях».

Творчество Бунина в 20-е годы. Приобретение писателем нового художественного зрения, выразившегося в сборнике рассказов «Роза Иерихона»(1924), «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы» (1931), «Божье дерево» (1931).Совершенствование в этих сборниках художественных принципов: живописности летали, компактности повествования, конкретность и чувственность в раскрытии вечных тем и т.д. Утверждение памяти на страницах произведений, вошедших в эти сборники, как высшей ценности эстетической инстанции.

Тема любви и смерти в повести «Митина любовь» (1925). Художественная органичность в воплощении писателем трагизма страсти.

Многомерность изображения действительности в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Слияние с природой, повышенная чувствительность и впечатлительность, поэтическая одаренность как основа становления творческой личности. Книги в духовном мире Алексея Арсеньева.

«Чувство своего начала и конца» героя.

Воплощение «генетической» и исторической связей с прошлым и настоящим в конкретных образах памяти, воображение окружающего мира (вороны, могильный курган, фотоальбом, монастырские росписи и др.). Космичность мироощущения героя. Жанрово-стилевые особенности произведения. Новаторство Бунина в жанре автобиографического романа.

«Темные аллеи» - итог мировоззренческих и художественных исканий Бунина. Философия любви как непреходящей ценности жизни человека. Поэтика рассказов, входящих в цикл.

Обогащение жанровой палитры в позднем творчестве И.А. Бунина (эссе «Освобождение Толстого», 1937, очерки-портреты «Воспоминаний», 1950).


^ 14. Творчество В.В. Набокова (1899-1977)


Своеобразие художественного мира В. Набокова. Основные темы творчества: «утраченного рая» детства (а вместе с ним – расставания с родиной, родными культурой и языком); драматических отношений между иллюзией и действительностью и высшей по отношению к земному существованию реальностью. Гносеологическая проблематика: понимание реальности как многоуровневого субъективного понятия, сосредоточенность на сложных закономерностях человеческого сознания. На вопросах о возможности и границах человеческого восприятия. Интертекстуальность творчества В. Набокова.

Раннее творчество. Роман «Машенька». Ганин – как первый художник в творчестве В.Набокова. Машенька как персонализированный образ общей эмигрантской мечты, образ России. Соединение быта и условности в романе.

Обретение своего художественного мира в романе «Защита Лужина», Неизбежность порочного круга – трагедия человека ХХ века. Образ Александра Ивановича Лужина – характерный персонаж романистики Набокова.

Роман «Дар». Проблема отношения искусства и мира. Образ Федора Годунова-Чердынцева и проблема становления творческой личности. Полемика с эстетикой Чернышевского. Особенности сюжета и Композиции.

Роман-антиутопия «Приглашение на казнь». Новое решение проблемы «маленького человека» в обезличенном мире. Условность повествования.

Тема России в романе - воспоминаниях «Другие берега».

Англоязычное творчество В. Набокова. Романы «Лолита», «Ада» и др. Переводческая деятельность писателя.

Проблема отнесения В. Набокова к русской и англоязычной литературе.


III. Рабочая программа дисциплины.


^ 3.1 Распределение часов курса по темам и видам работ.


6 семестр


№№

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа

Лекции

Сем.

(практ.)

Лабора-торные

1

Введение. Обоснование концепции периодизации русской литературы ХХ века (после 1917 г.).

3

1







2

2

Литература 20-х годов. Литературные группы и группировки. Многообразие эстетических методов

9

3

3




5

3.

Образ революции в литературе 20-х годов: А. Серафимович, Д. Фурманов, А. Фадеев, Б. Пильняк

9

2

2




5

4

Творчество Е.И. Замятина. (1884-1937)

13

3

4




6

5

Творчество М. Горького.(1868-1936)

14

4

4




6

6

Творчество В.В. Маяковского. (1893-1930)

9

2

2




5

7

Творчество С.А. Есенина. (1895-1925)

9

2

2




5




Итого

68

17

17




34



7 семестр


№№

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост.

работа

Лекции

Сем.

(практ.)

Лабора-торные

1

Литература 30-х годов.

3

1







2

2

Творчество М.А. Булгакова. (1891-1940)

11

4

4




5

3

Творчество А.П. Платонова. (1899-1951)

10

2

3




5

4

Творчество М.А. Шолохова. (1905-1984)

11

3

3




5

5

Творчество А.Н. Толстого. (1883-1945)

9

2

3




5

6

Творчество М.И. Цветаевой. (1892-1941)

8

2

2




4

7

Творчество И.А. Бунина. (1870-1953)

8

2

3




4

8

Творчество В.В. Набокова. (1899-1977)

8

2







4




Итого

70

18

18




34


^ 3.2 Практические (семинарские) занятия, их содержание и объем в часах


6 семестр


Тема 1. Русская литература 1920-х годов:

эстетика и художественная практика (3 ч.)


План

  1. Октябрьская революция 1917 года и ее социально-политические, культурно-философские последствия. Проблема «интеллигенции и революции» в публицистике начала ХХ века (П.Б. Струве, А.А. Блок, М. Горький, В.Г. Короленко, В.В. Розанов, И.А. Бунин).

  2. «Раскол» русской литературы в ХХ веке: литература «русского зарубежья», советская литература, «теневая» литература.

  3. Эстетический плюрализм в литературном процессе 1920-х годов: бытие литературных групп и группировок, их декларации и художественная практика.

  4. Многообразие творческих методов в литературе 1920-х годов:

а) традиции классического реализма;

б) социалистический реализм;

в) импрессионизм;

г) экспрессионизм.





оставить комментарий
страница1/3
Дата12.10.2011
Размер0.72 Mb.
ТипСамостоятельная работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх