Тема: Древняя Русь icon

Тема: Древняя Русь


5 чел. помогло.
Смотрите также:
Урок по теме «Древняя Русь»...
Тема древняя русь в IX xiii вв №...
Тема Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси...
Тема 1: Древняя Русь в 9 11 в в...
Реферат по дисциплине «История» на тему: «Древняя Русь и Великая Степь» по книге Л. Н...
Экзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы Билет №1 Древняя Русь в IX...
И. Н. Данилевский...
Древняя русь в представлениях зарубежных средневековых авторов (ix конец XIII в.)...
1. Древняя Русь в IX начале XII в.: возникновение государства...
1. Древняя Русь в IX начале XII в.: возникновение государства...
Хвек. Древняя Русь. Полулегендарное время, полусказочные события...
Литература, философия...



Загрузка...
скачать
План-конспект

проведения занятия с ВПО (ВПК)

по истории Вооруженных Сил


Тема: Древняя Русь

Занятие 1 (теоретическое). Древние славянские племена. Образование древнерусского государства. Военные походы древнерусских князей. Крещение Руси.

Цель: Изучить военную историю Древней Руси

Задачи:

Образовательные: изучение истории образования древнерусского государства, государственного строя, общих сведений о теории происхождения русского народа, военных событий древней Руси.

Воспитательные: на примерах ратных подвигов древних русских воинов воспитывать любовь к Родине, готовность встать на её защиту. Воспитывать толерантное отношение к представителям всех национальностей, проживающих ныне в России, противодействовать проявлениям экстремизма в молодежной среде.

Развивающие: развивать логическое мышление, слуховую и зрительную память, умение анализировать информацию.

^ Метод проведения: лекция.

Время: 1 час 20 мин

Место проведения: учебный класс

Литература:

Для подготовки педагога к занятиям:

  1. Повесть временных лет

  2. Слово о полку Игореве

  3. Поучение Владимира Мономаха

  4. Материалы сайта http://09403.khstu.ru/studentsbooks/othistory

  5. Материалы сайта ru.wikipedia.org

Для самостоятельного изучения учащимися:

  1. Гражданином быть обязан /под ред. С.Н. Эрлика/М, 2001


Материальное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор


Ход занятия и расчет учебного времени



  1. Вводная часть (5 мин). Построение, прием рапорта, проверка посещаемости, внешнего вида, готовности к занятиям. Объявляю тему и цель занятия.

  2. Основная часть (1 час 10 мин). Лекция.


2.1 Древние славянские племена


(1) Появление славян как самостоятельного этноса, согласно археологическим материалам, произошло еще в первое тысячелетие до н. э. В античных источниках первых веков н. э. славяне известны под именем «антов» и «венедов». С VI в. н. э. в источниках появляется имя «славяне».В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этнической общности существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно одной, таким районом была территория между Одером и Вислой – одерско-висленская теория; по другой – это был район между Одером и Средним Днепром – одерско-днепровская теория. Распространенная в прошлом веке гипотеза о приходе славян из Азии ныне отвергнута наукой.

Восточные славяне выделились из единой славянской общности в VI в. В ходе Великого переселения народов (IV–VII вв.) и в первые века после него они заняли территорию Восточно-Европейской равнины – от Карпатских гор на западе до средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера – на севере до Среднего Поднепровья – на юге. Колонизация новых земель славянами носила характер проникновения, а не завоевания, она не вызвала крупных столкновений между пришельцами и туземцами. Как писал великий русский историк В.О. Ключевский, «могли случиться соседские ссоры и драки, но памятники не помнят ни завоевательных нашествий, ни оборонительных восстаний». Славянские племена, имевшие более высокую земледельческую культуру, сумели ассимилировать туземные племена балтов, угро-финнов.

(2) В «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в., указываются места расселения восточных славян: (3) в среднем течении Днепра жили поляне; вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – славяне ильменские (новгородские); в Припятском Полесье – древляне; севернее их, между Припятью и Западной Двиной – дреговичи (от слов «дрягва» – болото); западнее их, в междуречье Днепра и Десны – радимичи; между славянами ильменскими и радимичами, на водоразделе Днепра, Западной Двины и Волги – кривичи; к северо-востоку от полян – северяне; по Оке – вятичи; по склонам Карпатских гор – белые хорваты; между ними и древлянами – волыняне и бужане (к югу от реки Буг); междуречье Прута и Днепра населяли уличи; между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. Название славянских общностей происходило либо от наименования местности, либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи). Летописные сведения о расселении славян были подтверждены находками археологов.

Славяне жили в окружении многочисленных соседских племен, которые не могли не оказать на них влияния, проявляющегося во всем многообразии обыденной жизни. Непосредственными и ближайшими соседями восточных славян в занятых ими областях оказались многочисленные, разбросанные по необъятным лесным просторам племена. Это были угро-финские племена: эсты, карелы, водь, ижора, финны, лопари, югра, остяки, весь. В окско-волжском районе проживали племена мещера, мурома, меря, марийцы, мордва, и др. Разрозненные, слабые и миролюбивые угро-финские племена не оказывали активного сопротивления славянским пришельцам; они уходили дальше на север и восток, или жили вперемешку с пришельцами, сохраняя свой язык и этнический характер (как вотяки, мордва, зыряне), или растворялись в славянском море и совершенно ассимилировались и обрусели (как меря, весь, мещера, мурома).

Западными соседями славян были поляки, занимавшие территорию по берегам р. Вислы, с которыми славяне торговали. Наиболее беспокойными и опасными соседями восточных славян были их соседи с юго-востока. Орды кочевых азиатских народов в течение долгих веков не давали покоя славянскому населению Русской равнины. В IV в. на славян напали гунны. В VI в. появились авары («обры» по русской истории), но их господство в южно-русских степях было непрочно и непродолжительно.

Им на смену в VI–VIII вв. явились новые азиатские орды – угров (венгров), болгар, хазар. Угры недолго задержавшись в южнорусских степях, прошли в долину Дуная, где и основали свое национальное государство.

Многочисленная орда болгар разделилась: часть из них двинулась на юго-запад, на Балканский полуостров; другая часть двинулась на северо-восток и заняла область средней Волги и Камы. В X в. болгары (волжские булгары), подчинив местные племена, создали государство Волжская Булгария (просуществовала до XIII в.). Столицей государства был город Булгар (или Болгары) на реке Волга. Через него проходили важнейшие пути торговли, в том числе со славянскими землями.

Хазары (хозары) в VIII–IV вв. на юго-востоке образовали обширное государство (Хазарский каганат). Им удалось подчинить ряд славянских племен и обложить их данью. Под их покровительством славяне могли производить оживленную торговлю с Востоком. Мирные отношения славян и хазар перемежались военными столкновениями.

(4,5)Весьма важную роль в начальной русской истории играли отношения с двумя странами, которые не соприкасались непосредственно с территорией занятой восточными славянами, но оказали на них существенное влияние: одна на политический строй, другая – на всю культуру славян. Это были Скандинавия и Византия. VII–X века были временем энергичной и бурной экспансии скандинавских народов норманов, или «варягов». Варяги часто нападали на своих соседей, разбойничали на торговых путях. Война, пиратство и торговля были для них тремя постоянными занятиями, которые весьма тесно переплетались между собою. Вместе с тем для взаимоотношений славянских и варяжских племен характерно широкое сотрудничество, активная торговля по важнейшему водному пути «из варяг в греки». Варяги нередко служили наемниками в дружинах славянских князей. Военные дружины варягов нанимались на службу к славянам для охраны русских городов и русской торговли, которым угрожали нападения хищных степных кочевников. Однако энергичные и предприимчивые варяжские вожди не всегда довольствовались ролью наемных охранников. Там, где они чувствовали себя достаточно сильными, они захватывали власть над местными населением, и таким образом, «наемные охранители превратились во властителей» (В. О. Ключевский). Так, в IX в. в некоторых областях Руси образовалась вторая политическая форма – варяжские княжества: Рюрика в Новгороде, Аскольда и Дира в Киеве.

(6)Византийская империя (IV – сер. XV вв.) была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономическим развитым европейским государством. Дворцы и храмы Константинополя (Царьграда)(7) поражали посетителей своей красотой и величием. Промышленность Византии производила множество предметов не только местного потребления, но и для заграничного вывоза: золотые и серебряные украшения и разные металлические изделия, шелковые ткани, замечательную керамику, вина и фрукты. Понятно, что купцы со всего тогдашнего мира, в том числе купцы славянские и варяжские стремились в Византию, чтобы завязать с нею оживленные торговые связи. Торговля с Византией стала важнейшей составляющей экономики славянских племен. Из Византии на Русь вместе с христианством пришла высокая культура.

Источники свидетельствуют, что восточнославянские земли находились на разном уровне развития. Более высоким он был в среднем Поднепровье, где проживали поляне. Этому содействовали плодородные земли, благоприятный климат. Основным занятием восточных славян было земледелие. (8) Это подтверждается археологическими раскопками. Были обнаружены семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). У славянских племен существовали две основные системы земледелия. В южных районах основной системой земледелия у восточных славян был перелог (залежная): участок земли засевали в течение 2-3 лет до истощения, затем этот участок забрасывали (на 2-4 год) и переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда использовали соху, рало с полозом, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

На севере, где приходилось отвоевывать у природы под пашню каждую пядь земли, была распространена подсечно-огневая система земледелия: в первый год деревья подрубали, на второй год их сжигали, золу использовали во время посева зерна. Как и при залежной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных участков. Пашенное земледелие появилось лишь в VIII в. в степных и лесостепных районах. Землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII в. (9) Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Убирали урожай при помощи серпа и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

(10) С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе – лошадей.
Важную роль в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). (11) Развивались ремесла – кузнечное, гончарное, ювелирное. Зарождалась внутренняя торговля. Восточные славяне активно торговали и со своими соседями. Через их земли проходили известные торговые пути. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». (12) Он шел из Балтийского моря по реке Нева в Ладожское озеро, затем по рекам Волхов и Ловать, через волоки на Днепре в Черное море и далее до Константинополя (Царьград). Другим торговым путем был Волжско-Донской путь (становление началось в IX в.) Торговые караваны шли из Среднего Поднепровья либо сушей до Дона, либо по Днепру, Черному и Азовскому морям, реке Дон, затем суда волоком перетаскивались из Дона в Волгу в том месте, где эти реки наиболее близко подходят одна к другой. Вниз по Волге спускались в Каспийское море, далее путь лежал в страны Востока. Славянские земли за счет внешней торговли получали ремесленные изделия, ткани, предметы роскоши, оружие, серебряные монеты и др. Славяне вывозили мед, воск, пушнину, рабов. (13) Следствием оживленного торгового движения было возникновение древнейших торговых городов Руси (VII–VIII вв.): Киева, Чернигова, Смоленска, Любеча, Новгорода Великого, Пскова, Полоцка, Витебска, Ростова. Города становились не только центрами торговли и ремесла, но и оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Общественный строй восточных славян VI–IX вв. содержал элементы, характерные для переходного периода от родового строя к зарождающейся государственности. С VI в. в процессе роста населения и совершенствования орудия труда происходило разложение родоплеменного строя. Внутри родовой общины возникает имущественное и социальное неравенство, выделяется племенная элита. Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель (колонизации) и включения в состав общины рабов. В VI–VIII вв. в результате дробления и смешения племен складывались новые славянские общности – союзы племенных княжеств, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Объединение в племенные союзы было следствием как экономических, так и политических причин (необходимость совместной обороны от внешних врагов). Такие объединения племен возглавляли вожди племени (князья), которые, опираясь на военную дружину, сосредоточивали власть в своих руках. Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племен были институты общинной демократии. (14) Главным из них было вече – собрание свободного мужского населения племени, на котором решались важнейшие вопросы сообщества, избирался военный вождь (князь). (15)Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча) Ополчение включало в себя боеспособных мужчин и созывалось в случае войны. Сдвиги в социальной и политической структуре восточнославянского общества привели к созданию в VIII–IX вв. на основе союзов племен племенных княжений – зародышевой формы государственности. По русским и византийским источникам известно, что племенные княжения существовали с центрами в Киеве, Новгороде и др. местах.
Восточные славяне были язычниками. В их верованиях прослеживались два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей богов и толкователей их воли. (16) Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Дажбог – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Стрибог – бог ветра, Волос (Велес) – покровитель скотоводства и др. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду, а в последствии – отдельным семьям. (17) Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир-тризну и военные состязания.

2.2 Образование древнерусского государства. Военные походы древнерусских князей.

(1) Основными источниками, позволяющими в определенной степени раскрыть содержание жизни древнерусского государства, являются летописи XI–XIII вв., в которых имеются сведения самого различного характера. (2) Летописи эти повествуют о гораздо более ранних событиях, передававшихся, очевидно, устно, а затем уже зафиксированных в летописях. Важнейшим документом рассматриваемой эпохи явились копии «Русской Правды», а также переписываемые из века в век старинные былины. Позволяют сопоставить известные факты и события далекого прошлого старинные греческие, латинские и другие зарубежные исторические хроники.

(3) Древняя летопись «Повесть временных лет», составителем которой считается служитель Киево-Печерского монастыря преподобный Нестор, гласит, (4) что новгородцы сами пригласили варяжских соседей из племени «русь» к себе на правление. Причина – нежелание отдавать главенство какой-либо из соперничавших сторон славянского севера. Жребий истории пал на варяга Рюрика и его дружинников. (5) Рюрик «сел на правление» в Новгороде (862 или 874 г.), а его соратники Дир и Аскольд нашли себе место на Днепре. После смерти Рюрика с его сыном Игорем прибывает в Киев дружинник Олег. (6) Как свидетельствует тот же источник, Олег обманным путем захватил власть, после чего надолго связал свою жизнь с Киевом (882–912 гг.). После его смерти Киевом начал править сын Рюрика Игорь (912–946 гг.) – основатель киевской династии Рюриковичей.

Русские историки считают варяжского князя причастным к созданию основ древнерусского государства и киевской династии. Вместе с этим С. М. Соловьев и В. О. Ключевский отмечали, что объединение восточно-славянских земель под началом Киева было подготовлено внутренними историческими и политическими процессами: у многих племен имелись военные вожди – «великие» и «светлые князья». Но произошло это объединение в результате похода князя Олега, датируемого летописью 882 годом, при активном участии его Руси – варяжской дружины вместе с другими племенами Поильменья.

Однако помимо указанной в российской историографии имеются две радикально противоположные друг другу концепции происхождения русского государства. Первая, оформившаяся в XVIII в., — норманнская теория, основоположником которой явились немецкие историки Байер и Миллер. Немцы сумели аргументировано доказать финское происхождение термина «Русь», что значит «грести». Слово пришло, якобы, от воинов-гребцов. В дальнейшем они сделали вывод об избранности скандинавов и неспособности славян самостоятельно заниматься политической деятельностью в тот исторический период.

Другая точка зрения принадлежала М. В. Ломоносову, (7) который стал основателем антинорманнской теории происхождения древнерусского государства. В частности, он пытался отстоять славянское происхождение Рюрика, найти объяснение термина «Русь» в славянской топонимике. Все усилия великого ученого были направлены на создание патриотической истории Отечества. Последователями М. В. Ломоносова были многие российские и советские историки, в частности, академик Б. А. Рыбаков. Интересным является мнение ряда современных российских исследователей об этническом родстве варягов с остальными славянами. Согласно этой концепции варяги – жители Поильменья – такие же славяне, но занимались они вывариванием соли из морской воды Белого моря. Отсюда слова – «варить», «варежка», «Варяжское море» (озеро Ильмень).

Рассматривая особенности политического устройства Киевской Руси, следует выделить такой родоплеменной пережиток, как наследование великого княжения по старшинству. Это заставляло всю многочисленную родню Рюриковичей время от времени менять свое пребывание в одном из княжеств и перебираться в другое, что не способствовало ни укреплению центральной власти в Киеве, ни становлению федеративных начал на Руси.

Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военачальником и судьей. Князь полностью отвечал за внешнюю безопасность, обеспечение внешней политики и внешней торговли. Однако государственный строй древнерусских земель-княжеств нельзя назвать монархией – во всех землях (городах) существовало вече. (8)
Вече могло обсуждать и решать любой вопрос. Но самым главным предметом его компетенции было призвание или изгнание князей. Чрезвычайно важным кругом вопросов веча были вопросы о войне или же замирении. Так, когда для войны требовались силы всей волости и, следовательно, народного ополчения, обязательным было решение вече. Но власть веча везде, кроме Новгорода и Пскова, проявлялась в чрезвычайных случаях, тогда как княжеская власть была постоянной и повсеместно действующим органом управления.

(9) Согласно древним былинам основателем града на Днепре был Кий – предводитель славянского племени дулебов (ориентировочно VI в.). Началом IX в. датируется пребывание в Киеве варяжских дружинников Дира и Аскольда. Однако первым правителем древнерусского государства стал Олег, также принадлежавший дружине Рюрика.

Утвердившись в Киеве, Олег (10) подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути. Распространив влияние на финские и славянские племена, он тем самым освободил последних от обязательной дани хазарам. Олегу удалось объединить новгородский север и киевский юг под одной властью киевского князя, заложив таким образом первый камень в основание древнерусского государства. Некоторые племена и города сохраняли своих местных князей, князьков, но все они были теперь под рукой киевского великого князя.

(11) В результате успешных походов на Царьград в 907 и 912 гг. Олегу удалось урегулировать русско-византийские отношения на выгодных для Руси условиях – ее купцы беспошлинно ввозили свои товары в Византию.(12)

(13) Княжение Игоря Рюриковича, преемника Олега, проходило в сложной обстановке постоянных печенежских вторжений, что значительно отвлекало его силы. (14) В византийских хрониках и первых русских летописях упоминаются несколько походов Игоря в Малую Азию и Царьград с целью поживиться – в 941 и 944 гг. Последний был неудачным, и в договоре 945 г. между Византией и Русью последней пришлось расстаться с правом беспошлинной торговли. Не сложилось у Игоря княжение и дома. В силу традиций князь с дружиной сам ходил за данью по своим землям. (15) В 946 г. такой поход закончился трагически для Игоря – он был убит древлянами.

Жена его, Ольга, (16) ввиду малолетства сына Святослава, княжила долго. Как отмечают историки, из смерти мужа Ольга извлекла тяжкий для себя урок. (17) Жестоко наказав жителей Искоростеня (поселение древлян), она затем коренным образом изменила практику сбора дани со всех областей, установив правило «погостов» вместо опасных походов «в полюдье». И эта новая практика просуществовала на Руси столетия, перейдя постепенно в «повозы» – доставку дани в Киев, а затем – в Москву.

Святослав Игоревич (964–972 гг.) (18) вошел в русскую историю как князь-воитель. (19) Именно Святослав в 60-е гг. X в. покончил с хазарским каганатом, подчинил северокавказские племена ясов и касогов, волжских болгар. Успешно отражал Святослав с дружиной набеги печенегов, не раз с победой возвращался из Византии. Примечательно было то, что Святослав военные походы предпочитал государственной деятельности, облюбовал для своего жительства малый русский городок Переяславец. Не принял Святослав и христианства, оставшись язычником.

2.3 Крещение Руси. (20)

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом. (21)

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

(22) Видное место в когорте киевских князей занимает великий князь Владимир Святославич (980-1015 гг.). Он вошел в историю как Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко. В 988 г. Владимир принял православную христианскую веру.(23) Вслед за ним крестилась и вся Русь.

Расцвета своего Киевская Русь достигла во времена князя Ярослава Мудрого (1015–1054 гг.). Равным ему по масштабу государственной деятельности и мудрой политике считают и его внука – Владимира Всеволодича Мономаха (1113–1125 гг.). Ярослав Мудрый (24) сумел заложить правовые основы жизни средневекового русского общества. Сборник первых правовых актов (гражданского и уголовного характера) – «Правду» Ярослава – вскоре назвали «Росськой (или Русской) Правдой». Она была составлена и переплетена в Новгороде в 1015–1016 гг. (25)

(26) Княжение Владимира Мономаха – последний всплеск величия Киева в условиях растущей разобщенности Ярославичей и их двоюродной и троюродной княжеских ветвей, а также набегов половцев. Это был последний киевский князь, при котором поддерживался относительный покой на Руси. Но древо киевское уже было расшатано его детьми-князьями в бесконечных междоусобицах (27). После Владимира Мономаха более 100 лет русские князья боролись за право княжить в Киеве. Дело доходило до разорения стольного города, пока Киев, усилиями самих же князей, не перестал быть «матерью городов русских».

Характеризуя социальный состав русского общества XI–XII вв., можно выделить следующие слои: свободное население, тогда еще не знавшее сословного деления и перегородок, зависимые слои («закупы») и рабы (холопы, челядь).(28)

Политические права свободного населения Руси были одинаковы у всех. Но имущественные различия были существенными. Исходя из этого, можно выделить несколько групп свободных русичей: верхи, средние и низы. К первым, судя по летописным данным, относились «лучшие», «большие», «старейшие», «первые» люди и т.п., а также «бояре». Социальная природа «верхов» неоднородна. Они происходили их родовой аристократии, а также из выслужившихся приближенных князя. К средним свободным можно причислить княжеских дружинников, дворовых и управляющих, средних купцов. «Молодшие», «меньшие», «смерды», «простая чаль» – это низы свободного населения. Невозвращенные вовремя долг, деньги (купа) превращали бедного свободного в подневольного человека или даже раба.
Помимо долга распространенными источниками рабства являлись плен, рождение от рабыни, женитьба на рабыне, а также услужение без договора. Сколько рабов и зависимых было на Руси – неизвестно.(29)

Заключительная часть. (5 минут).

Подвожу итоги занятия. Даю задание на самоподготовку.


Задание на самоподготовку: читать конспект лекции, дополнительно рекомендуется ознакомиться с «Повестью временных лет» и «Поучением» Владимира Мономаха.


Руководитель занятия Д.М.Новиков




Скачать 158,34 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер158,34 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  4
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх