Экзамен: 8 9 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. (7 сем.); 45 ч. (8 сем.) Всего часов: 105 ч. (7 сем.); 81 ч. (8 сем.) Елец icon

Экзамен: 8 9 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. (7 сем.); 45 ч. (8 сем.) Всего часов: 105 ч. (7 сем.); 81 ч. (8 сем.) Елец


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Экзамен: 7 сем. 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 70 ч. 70 ч. Елец...
Экзамен: 6 сем. 7 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. 34 ч. Всего часов: 68 ч. 70 ч. Елец...
Рабочая программа по дисциплине: опд. Ф. 13. Финансовый менеджмент...
Экзамен: 3 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 40 ч. Всего часов: 76 ч. Елец...
Экзамен: зачет: 2 сем самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 97 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец...
Экзамен: 1 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 99 ч. Елец...
Задача курса заключается в том...
Экзамен: зачет: 9 сем самостоятельная работа: 20ч. Всего часов: 44 ч. Елец...
Экзамен: 5 сем зачет: самостоятельная работа: 45 ч. Всего часов: 103 ч. Елец...
Экзамен: 8 сем зачет: самостоятельная работа: 34 ч. Всего часов: 70 ч. Елец...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. И.А.БУНИНА»






«Утверждаю»

Зав. кафедрой _________Н.Н. Комлик

«29» августа 2006 г.


Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А


по дисциплине «История русской литературы (после 1917 г.)»

(20-х – 50-х годов)


специальность 031001 Филология

квалификация филолог, преподаватель

форма обучения очная

факультет филологический


кафедра русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


курс: 4 5

семестр: 8 9

лекций: 45 ч. (7 сем); 26 ч. (8 сем.)


практических (семинарских) занятий: 15ч (7 сем.); 10 ч. (8 сем.)


лабораторных занятий:


экзамен: 8 9 сем.

зачет:

самостоятельная работа: 45 ч. (7 сем.); 45 ч. (8 сем.)


Всего часов: 105 ч. (7 сем.); 81 ч. (8 сем.)


Елец


Рабочая программа разработана на основе ГОС по специальности

031001 Филология


на основе программы_______________________________________


номер государственной регистрации № 70 гум / сп от 10.03.2000 г.

на кафедре русской литературы ХХ века и зарубежной литературы


Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры

(протокол № 1 от «29» августа 2006г.)


Зав. кафедрой_________________Н.Н. Комлик


Рабочая программа утверждена методическим советом университета

(протокол № 1 от «5» октября 2006 г.)


Председатель методического совета _______________И.М. Курносова


Рабочую программу составил ____________________Н.Н. Комлик


^

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



1.1 Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в рамках цикла дисциплин ГОС)


Предлагаемая программа предназначена для студентов - филологов выпускных курсов. Она является частью общей программы по курсу «История русской литературы ХХ в. Литература 20-50-х годов рассматривается как продолжение художественных исканий и начала века и завершение культурного развития ХХ столетия. Вместе с тем изучаемый период обладает достаточной целостностью и завершенностью, что обусловлено, во-первых, значением Октябрьской революции для путей развития русской культуры; во-вторых, единством социокультурной ситуации 1920-50-х гг., так называемой тоталитарной эпохи.

В распределении материала соблюдается хронологический и типологический принципы. Историко-литературный процесс дан через динамику эстетических картин мира. В тоже время в программе учтен мощный политико – идеологический прессинг, оказываемый на литературный процесс, имеющий свою внутреннюю эволюцию – этапы развития литературы 20-50-х гг. Монографически изучается наследие художников, принадлежащих к трем ориентациям русской литературы («советская», «задержанная», «русского зарубежья»), чье творчество определило развитие сознания ХХ века. Отобранные «имена» и «тексты» являются знаковыми и наиболее характерными для изучаемой эпохи.

Программа адресована студентам филологических специальностей, изучающим курс истории русской литературы ХХ века. ^ Ее цели и задачи – выделить основные историко – литературные, теоретические проблемы курса и особенности творческих судеб ряда писателей ХХ века, определить принципы периодизации литературного процесса эпохи, дать общие рекомендации по использованию исследовательской литературы по курсу.

Программа предполагает знание студентом текстов, основных литературных фактов, его способность определить их современное значение, эстетическую ценность произведения, знакомство студента с общими и специальными работами по истории литературы и критике, список которых здесь прилагается.


^ 1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Требования к уровню освоения содержания курса «История русской литературы ХХ в. (после 1917 г.) представляют следующее:

  • хорошее знание текстов обязательных для чтения художественных произведений, фактов творческой биографии их авторов;

  • умение оценивать и сопоставлять разные историко-литературные концепции;

  • владение профессиональным литературоведческим анализом, который включает историко-литературный, структурно-поэтический, текстологический, типологический, системно-целостный, общеконцептуальный, сравнительный подходы;

  • свободное ориентирование в историко-литературном процессе ХХ века и на отдельных его этапах, во всем контексте литературного развития предшествующих эпох;

  • знание состояния науки о творчестве того или иного писателя, умение оценивать наиболее проблематичные аспекты его эстетики и истории русской литературы ХХ века в целом.



^ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Основные разделы дисциплины


Лекционный курс

Практические занятия

Тематика контрольных работ, рефератов, докладов и выпускных квалификационных работ


^ 2.2 Темы и их содержание


1. Литература 1920 — середины 50-х гг.

«Два потока» русской литературы: литература СССР и русского зарубежья. Писатели русского зарубежья о творчестве писателей СССР.

Судьбы дооктябрьских направлений, школ в литературе СССР и русского зарубежья.

Литературные группы и объединения в СССР: «скифы», комфуты, Леф, «Серапионовы братья», конструктивисты, имажинисты, обэриуты, «Перевал», Пролеткульт, «Кузница», «Октябрь», ассоциации пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, «неокрестьянские» писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы.

Позиции журналов «На посту», «На литературном посту», «Красная Новь», «Новый мир», «Печать и революция», «Земля Советская».

Особенности развития реализма и модернизма в литературе 1920-х гг.

Приоритетные темы в литературе 1920-х гг. Концепция нового мира и нового человека.

Формальная школа.

Вульгарный социологизм в литературоведении и литературной критике.

Литературная политика партии в 1920—1930 гг.

Роспуск РАПП и других литературных объединений. Первый съезд писателей.

Социалистический реализм: политические и эстетические принципы, история возникновения. Соцреализм в творчестве А. Серафимовича, Д. Фурманова, А. Фадеева, Н. Островского и др.

Судьба журнала «Литературный критик». Теоретические концепции «вопрекистов». Дискуссии 1930-х гт. о методе, мировоззрении, о языке, о формализме. Дискуссии о новом человеке. Теория бесконфликтности.

Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.

Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народности в освещении войны. Критические выступления и дискуссии о ложной патетике и лакировке, об эстетизации войны («Ленинградская история» К. Паустовского), о публикации в ж. «Октябрь» «Перед восходом солнца» М. Зощенко, о пьесе А. Корнейчука «Фронт» и др.

Нормативность в эстетике 1940—1950-х гг. Принцип унификации в идеологической и литературной политике партии. Произведения соцреализма. Творчество А. Ахматовой, М. Зощенко, А. Платонова, Б. Пастернака. Постановление ЦК "О журналах «Звезда» и «Ленинград»".

Дискуссия о положительном герое и теории бесконфликтности. Второй съезд Союза писателей.


2. Проза

Роман «Голый год» Б. Пильняка — первая крупная попытка освоить материал современности. Разрушение традиционной романной целостности, основанной на логике взаимоотношений персонажей; прием «сме­шанных планов». Стиль.

Роман «Города и годы» К. Федина. Тема духовного самоопределения личности и судьба традиционного гуманистического сознания в революционную эпоху. Жанровое своеобразие и композиция романа.

Героико-романтические романы Д. Фурманова «Чапаев» и А. Фадеева «Разгром». Проблема «стихии» и «разума» и ее решение в духе коммунистической партийности. Реалистическая основа повествования.

Философский роман 1920—1940-х гг. Философия человека и природы в прозе М. Пришвина. Вклад А. Платонова в русскую культуру; концепция мира и человека в прозе А. Платонова в контексте русской философии. Философское содержание романов Л. Леонова. Эсхатологическая тема в прозе С. Клычкова; Бог и дьявол в «Сахарном немце» и «Князе мира» С. Клычкова; религиозно-философское содержание, православие, еретизм и языческая культура, поэтика мифа в романе «Чертухинский балакирь». Философское содержание романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», метафизика и реальность.

Философская проблематика антиутопии Е. Замятина «Мы» Модель коммунизма в антиутопическом романе Я. Окунева «Грядущий мир» (1923) и утопическом романе А. Богданова «Красная Звезда» (190.1).

Нравственно-философская проблематика романов Л Грина «Блистающий мир», «Бегущая по волнам» и др.

«Зависть» Ю. Олеши в контексте дискуссий 1920-х п о личности. Кавалеров — художественный парадокс Ю. Олеши. Oт сказочных «толстяков» к «толстяку» Андрею Бабичеву. Проблема жанра.

«Производственный роман» («Цемент» Ф. Гладкова. «Время, вперед!» В. Катаева). Индивидуальность и общество Формализация сюжетно-композиционной основы. Деградация «производственной прозы» как жанрового образования к концу 1930-х гг. Бесперспективная попытка возродить «производственный роман» в конце 1940- начале 1950-х гг.

«Роман воспитания». Проблема героического характера и ее решение в романах Н. Островского, А. Макаренко. Утверждение обыкновенной жизни и обыкновенного человека как эстетически ценной и исторически значимой (М. Пришвин, К. Паустовский, А. Платонов, И. Катаев).

Публицистический роман И. Эренбурга, роман в монологах Н. Зарудина («Тридцать ночей в винограднике»), многоплановый роман А. Малышкина («Люди из захолустья»).

«Роман с ключом» 1920-х — 1930-х гг. («Козлиная песнь» К. Вагинова, «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» В. Каверина, «Любовь без любви» и «Открытый дом» Р. Ивнева, «Сумасшедший корабль» О. Форш, «Театральный роман» М. Булгакова).

Сатирические романы И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок».

Исторический роман. Исследование предыстории революции («Разин Степан» А. Чапыгина, «Одеты камнем» О. Форш). Нравственно-философские проблемы в романах Ю. Тынянова («Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара»). Проблема взаимосвязи истории и современности в исторической прозе. Жанрово-композиционные искания.

Изображение народа как основной творческой силы истории. Тема народной борьбы за национальную независимость России и укрепление государственности в романе А. Толстого «Петр Первый». Интерес писателей к изображению выдающихся революционеров и народных движений прошлого: трилогия О. Форш «Радищев», историческое повествование В. Шишкова «Емельян Пугачев». Произведения военно-исторической темы («Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского и др.).

Историческая проза Великой Отечественной войны, ее мобилизующее значение, патриотический пафос, преобладание военной темы. Изображение воинских традиций и подвига русского народа в романах В. Яна «Батый», С. Голубова «Багратион», С. Сергеева-Ценского «Брусиловский прорыв» («Бурная весна» и «Горячее лето»), А. Степанова «Порт-Артур».

Историческая проза послевоенных лет («Степан Разин» С. Злобина, «Россия молодая» Ю. Германа). Судьба народа и революции в трилогии К. Федина, в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».

Эпопея и роман-эпопея. «Железный поток» А. Серафимовича. Обобщенный образ народа, героические характеры, многоголосье. Эпопейное начало в героических повестях А. Малышкина, Вс. Иванова.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Традиции русской классической эпопеи. Жизнь народа, история семьи и судьба отдельной личности. Полифония в романе-эпопее. Трилогия А. Толстого «Хождение по мукам». «Народная» эпопея А. Веселого «Россия, кровью умытая». Эпопеи на исторические темы. «Жизнь Клима Самгина» М. Горького. Угасание эпопейного начала в панорамных прозаических повествованиях 60—70-х гг.

Повесть. Роль средней эпической формы в прозе 20-х гг. Широта охвата действительности: народ в огне гражданской войны; крестьянская Россия в момент революционной ломки; интеллигенция и ее судьбы; партийная среда и ее «быт»; провинциальное захолустье; ребенок и его мир и т. д. Проблемно-тематическое и жанровое многообразие повести.

Героическая повесть. Создание условного обобщенно-поэтического образа народной жизни («Падение Дайра» А. Малышкина, «Партизанские повести» Вс. Иванова).

Героико-трагические повести Б. Лавренева («Ветер», «Сорок первый» и др.). Социально-бытовая повесть («Андрон Непутевый» А. Неверова; «Перегной», «Виринея» Л. Сейфу длиной; «Неделя» Ю. Либединского).

Психологическая повесть, ее жанрово-тематические разновидности. Повесть о детстве («Детство Никиты» А. Толстого, «Детство Люверс» Б. Пастернака). Самопознание в повестях М. Зощенко («Возвращенная молодость», «Перед восходом солнца», «Повесть о разуме»). Повесть об интеллигенции в революции («В тупике» В. Вересаева. «Мирская чаша» М. Пришвина, «Сентиментальное путешествие» В. Шкловского).

Сатирическая повесть, ее авантюрно-приключенческие и фантастические сюжеты («Дьяволиада», «Собачье сердце» М. Булгакова, «Похождения Невзорова, или Ибикус» А. Толстого, «Растратчики» В. Катаева, «Город Градов» А. Платонова, «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» С. Заяицкого, «Сентиментальные повести» М Зощенко).

Утопия и антиутопия, их философское содержание, условность сюжета. Повести «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. Чаянова, «Ленинград» М. Козырева.

Рассказ. Художественные открытия малого эпическою жанра. Сюжетный рассказ и его завоевания (Н. Тихонов, М. Шолохов, Б. Лавренев, А. Грин и др.). Роль гротеска в рассказе (Ю. Тынянов, М. Булгаков, А. Платонов, И. Бабель). Сказ и его характерологические открытия (М. Зощенко, А. Веселый, М. Шолохов, И. Бабель).

«Конармия» И. Бабеля. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. Рассказчик и его место в цикле (казовые новеллы. Межновеллистические связи и проблема авторской позиции. Экспрессионистская манера изображения.

«Донские рассказы» М. Шолохова и их место в литера литературном процессе.

М. М. Зощенко: «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова». Обращение к форме сказа. Фигура рассказчика. Расцвсм инцгк-ского мастерства М. Зощенко (вторая половина 20-х годов) Своеобразие комической новеллы М. Зощенко. Объект сатиры М. Зощенко в трактовке критики 20—30-х годов и современного литературоведения. Проблема «чужого» слова в творчестве М. Зощенко. Пародийное начало в его творчестве.

Тенденция к циклизации малой эпической формы (цикл рассказов Вс. Иванова, Л. Леонова, А. Грина, К. Федина).

Рассказ, повесть, роман и их жанрово-стилевые модификации в литературе 1940-х гг. Пути утверждения художественной правды в прозе о Великой Отечественной войне. Публицистика и очерки А. Толстого, Л. Леонова, И. Эренбурга, рассказы М. Шолохова, Н. Тихонова и др.

«Обобщенно-поэтизирующая» и конкретно-аналитическая тенденции в социально-психологической прозе 1940-х гг. Опыт эпического освеще­ния войны в повестях и романах военных лет («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Непокоренные» Б. Горбатова, «Дни и ночи» К. Симонова, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева).

Послевоенные повести о войне («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «Звезда» Э. Казакевича). Их роль в развитии «военной прозы» конца 1950-х — начала 1960 гг.


3. Поэзия

Символизм. Попытка возродить символизм как направление после 1917 года. Журнал «Записки мечтателей», роль в нем А. Белого.

Творчество А. Белого: искания, достижения, неудачи. Образ «нового мира» в поэме «Христос воскрес». Поэтическая концепция прошлого (поэма «Первое свидание»). Трагические мотивы в поэзии. Пересмотр собственного творческого наследия и идей символизма: работа над собранием стихотворений, новые редакции прежних произведений.

Заключительный этап в творческой эволюции В. Брюсова. Опыт эстетического освоения современности (сб. «В такие дни»). Старое и новое в поэтике Брюсова. Историческая ретроспектива, мотивы созидания, «встреча времен» в его поэзии. Поэтизация идей государственности. Опыт научной поэзии. Работы по лоэтике. Брюсов как деятель русской культуры.

Поздняя поэзия Ф. Сологуба. Творческая активность в начале 1920-х гг. Трагические мотивы в поздней лирике Сологуба. Трансформация идей символизма.

Судьбы других русских символистов (Вяч. Иванова, К. Бальмонта, З. Гиппиус, Дм. Мережковского и др.).

Неосимволизм в творчестве Д. Андреева. Поэтическое наследие Д. Андреева: лирика, поэмы, «Железная мистерия». Образ-символ Навны-души России. Символика демонических сил. Поэтическое мастерство Д. Андреева.

Футуризм в 1918—1921 гг. Литературные произведения: антология «Ржаное слово», поэмы и стихотворения В. Хлебникова, В. Каменского и др.

Участие Маяковского в футуристическом движении, реализация принципов футуризма в его произведениях: «Мистерия-буфф», «150 000 000» и др. Дальнейшая судьба футуризма, футуристические черты в Лефе. Творчество В. Хлебникова после 1917 г.

Акмеизм. Проявление творческой активности акмеистами второго поколения после 1917 года.

Творчество Н. Гумилева после 1917 года. Акмеизм и школа перево­дчиков (М. Лозинский и др.). Судьбы акмеистов за рубежом. Попытки создания других литературных школ, близких к акмеизму: эмоционализм (М Кузмин), неоклассицизм и др.

Пролетарская поэзия: романтизм и традиции революционной поэзии начала века. Идеология пролетарского коллективизма. Утопия «нового мира» и «восставшей вселенной». Урбанистические мотивы. Поэтизация индустриального труда («Поэзия рабочего удара» А. Гастева). Завод — купель революции («Вешние воды» М. Герасимова). Мессианские идеи («Железный Мессия» В. Кириллова). Революция как «приход Великой Демократии» («Руки» И. Филиппченко). Образ «восстания» у В. Александровского, И. Садофь-ева и др. Образ «простого рабочего», поэзия будней у В. Казина, В. Полетаева и др. Кризисные явления в творчестве пролетарских поэтов 1920-х гг. Творчество Демьяна Бедного.

Поэзия Н. Тихонова, сборники «Орда», «Брага». Романтико-героический пафос. Тема интернационализма.

Поэзия Н. Асеева. Сборники «Бомба», «Стальной соловей». Историческая тема в поэзии Н. Асеева («Синие гусары»). Мотивы созидания. Образ «молодой вселенной». Агитационное и лирическое начала в стихах Асеева.

Крестьянская поэзия. Православные и языческие мотивы в поэзии С. Клычкова конца 1910—1930-х гг. «Волчий» цикл С Клычкова Концепция революции в поэме А. Ганина «Сарай» Образ вольницы у А. Ширяевца. Творчество С. Есенина. «Крестьянский уклон» в концепции революции и социализма. Творчество Н. Клюева Религия и революция. «Песнослов», «Четвертый Рим». Эсхатологическая концепция мира («Погорелыцина», «Песнь о Великой Матери»). Мотивы гибели русского рая и демонов России в цикле «Разруха».

Лирика середины 1920-х гг. Тема столкновения идеалов и действительности, мотив неоправдавшихся надежд. Кризисное состояние лирики в условиях советской действительности и его отражение в творчестве А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама

Поэзия обэриутов. Эффект бессмыслицы, логической абсурдности и неадекватности. А. Введенский. Ирония и пародия в поэзии 11. Олейникова. Сборник Н. Заболоцкого «Столбцы». Гротеск и анекдот в поэтике Д. Хармса.

Поэтический эпос, его жанры. Социальные и духовные проблемы в поэмах 20-х гг. («Про это», «Владимир Ильич Ленин» В. Маяковского, «Анна Снегина» С. Есенина, «Лирическое отступление» Н. Асеева). Концепция истории и личности. («Хорошо!» В. Маяковского, «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» Б. Пастернака, «Семен Проскаков» Н. Асеева, «Улялаевщина» И. Сельвинского, «Песнь о великом походе» С. Есенина, «Выра» Н. Тихонова, «Дума про Опанаса» Э. Багрицкого и др.).

Конец 20-х — начало 30-х гг. вступление в литературу нового поколения поэтов. Н. Заболоцкий, М. Исаковский, П. Васильев, Б. Корнилов,

A. Прокофьев, Н. Дементьев, Я. Смеляков, А. Твардовский.

Массовая поэзия 1930-х гг., жанр массовой песни (М. Исаковский, B. Лебедев-Кумач, А. Сурков, М. Светлов). Синтез авторского и фольклорного начал. Романтико-утопические тенденции общественного сознания.

Романтические тенденции в поэзии 30-х гг. Характер романтического идеала и его эволюция. Романтические тенденции в предвоенные годы в творчестве П. Когана, М. Кульчицкого и др.

Поэтический авангард в поэзии первой половины 30-х гг. (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников). Творческая эволюция Н. Заболоцкого в 30-е годы.

Судьбы крестьянской культуры, крестьянской цивилизации и их отражение в поэзии А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева. Соотношение их творчества с «крестьянской поэзией» 1910—1920 гг. Развитие эпических форм на основе фольклорных традиций («Страна Муравия» А. Твардовского, «Плач о гибели казацкого войска» П. Васильева). Объективное значение «крестьянской поэзии» для судеб современной «деревенской прозы».

Трагические противоречия эпохи и их отражение в поэзии А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Песенное творчество военных лет (М Исаковский, А. Сурков, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.).

Мотивы Родины и народа, природы и истории в лирике периода войны. Своеобразие их поэтического воплощения у К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»), Д. Кедрина («Весь край этот, милый навеки...»), П. Шубина и др.

Тема борьбы с фашизмом, защиты культуры и цивилизации. Идеи активного гуманизма в стихах А. Суркова («Человек склонился над водой...»), И. Сельвинского («Я это видел»), М. Светлова («Итальянец»). Трагическое лицо войны, трагедийные и героические мотивы в творчестве А. Твардовского, А. Ахматовой, Б. Пастернака, П. Антокольского, Н. Ушакова. Тема любви и верности у К. Симонова (цикл «С тобой и без тебя»), С. Щипачева («Строки любви»), М. Алигер, О. Берггольц и др.

Лирика «фронтового поколения» (С. Гудзенко, М. Дудин, М. Луконин, С. Наровчатов, С. Орлов), поэтов, погибших на войне (К Майоров, П. Коган, М. Кульчицкий, А. Лебедев, Г. Суворов). Исповедальный характер их творчества, верность суровой, неприкрашенной правде военной действительности, стремление к масштабности поэтических обобщений.

Развитие стихотворной сатиры (Д. Бедный, С. Маршак и др.). Жанровое разнообразие.

Баллады военных лет (К. Симонов, А. Сурков, А. Твардовский).

Пути развития лиро-эпического жанра. Жанрово-стилевое многообразие поэм («Киров с нами» Н. Тихонова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева) «Василий Теркин» А. Твардовского произведение народно-героического эпоса.

Послевоенная поэзия. Концепция победы и жертвы в войне, тема родины в стихах А. Твардовского («Я убит подо Ржевом»), М. Исаковского («Враги сожгли родную хату»). Тема воинского и трудового подвига народа в книге Я. Смелякова «Кремлевские ели», в стихах поэтов фронтового поколения (С. Орлова, С. Наровчатова, А. Межирова, Е. Винокурова и др.).

Развитие жанра поэмы. «Лирическая хроника» А. Твардовского. «Дом у дороги» — произведение о судьбах родины и народа. Тема возвращения к мирному труду, созидательной деятельности советских людей в поэмах А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», М. Луконина «Рабочий день». Описательность, риторика и иллюстративность в ряде произведений поэмного жанра.

Сложность и противоречивость поэтического развития послевоенных лет. Вред, принесенный поэзии догматической критикой, ее несправедливые нападки на произведения А. Ахматовой, Н. Асеева, Л Мартынова, М. Исаковского, С. Орлова и др. Признаки обновления, наметившиеся в поэзии к середине 50-х гг.


4. Драматургия

Драматургия в начале периода. Театр, связанный с массовыми театрализованными праздниками («Мистерия-буфф» В. Маяковского и др.). Социально-бытовая драма, ее эмпиризм (пьесы А. Серафимовича, А. Неверова). Агиттеатр, его жанры. Документально-публицистическая дра­ма (пьесы С. Третьякова и др.). Актуальность социально-политической проблематики при отсутствии характеров, иллюстративности, схематиз­ме. Влияние агиттеатра на драматургию 20-х гг.

Драматическая хроника. Сложный процесс становления жанра, его двойственная природа (эпичность и драматичность, документальность и обобщенность). «Шторм» В. Билль-Белоцерковского. Дробность и самостоятельность отдельных картин, отсутствие целеустремленно развивающейся интриги. Поглощение свойственных драме конфликтов изображением исторической схватки. Место исторической хроники в дальнейшем развитии драматургии (пьесы-хроники Н. Погодина, А. Арбузова, М. Шатрова, И. Дворецкого).

Становление героико-революционной драмы («Любовь Яровая» К. Тренева, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева).

Социально-психологическая драма и сложные пути ее становления. Поиски путей изображения личности в круговороте истории. Художественные открытия на этом пути («Дни Турбиных», «Бег» М. Булгакова).

Комедия. Художественные достижения сатирической комедиографии. Бытовая комедия («Растратчики» В. Катаева, «Воздушный пирог» Б. Ромашова). Условные формы в сатирической комедиографии, пьесы М. Булгакова, В. Маяковского «Мандат» и «Самоубийца» Н. Эрдмана, соотношение условного и типичного, судьба «Самоубийцы», стилистика парадокса. Сатирическая гипербола в обрисовке персонажей, эксцентризм сценических ситуаций, соединение реально-бытового плана с фантастическим.

Вс. Мейерхольд и театральные искания 20-х — начала 30-х гг. Драматургия начала 30-х — середины 50-х гг., трудности и противоречия ее развития. Постепенное обмельчание, сужение тематики и обеднение жанровых форм. Попытки драматургов противостоять давлению неблагоприятных обстоятельств.

Система жанров в драматургии 30-х гг.

Трагическое и героическое в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. Угасание героической драмы как жанра.

Публицистические пьесы А. Афиногенова начала 30-х гг. («Чудак», «Страх», «Ложь»). Тяготение к лиризму, к психологической разработке характеров при рационалистической «заданности» сюжетного развития («Далекое», «Машенька»).

Военно-патриотические мотивы в публицистической пьесе второй половины 30-х гг. («Салют, Испания!» А. Афиногенова, «Парень из нашего города» К. Симонова).

Упадок сатирической комедии как следствие усилившихся попыток социально-политической дискредитации сатиры. Усиление развлекательной комедийности. Немногочисленные удачи в жанре сатирической комедии. Обличение воинствующей мещанской идеологии в комедии «Обыкновенный человек» Л. Леонова. Пафос «героической обыкновенности» в пьесе. Вытеснение сатирической комедии другими жанрами: лирической комедией («Двадцать лет спустя» М. Светлова), комедией-водевилем («Чужой ребенок» В. Шкваркина), комедией-сказкой («Тень» Е. Шварца»).

Психологические драмы «Платон Кречет» А. Корнейчука, «Таня» А. Арбузова и проблема гармонической личности.

Социально-философская драма (пьесы М. Горького, Л. Леонова, А. Платонова).

Проблема личности и народа в исторической драматургии (две редакции «Петра Первого» А. Толстого, «Рыцарь Иоанн» И. Сельвинского). Достижение историко-биографической драматургии: «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин») М. Булгакова, «Рембрандт» Д. Кедрина. Раскрытие трагической судьбы художника, находящегося в разладе с властью, идея непримиримой вражды между деспотизмом и талантом.

Тема воинского подвига, славы русского оружия в исторической драматургии («Полководец Суворов» И. Бахтерева и А. Разумовского, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева и др.). Восприятие этих пьес в качестве «предисловия» к драматургии военных лет.

Драматургия Великой Отечественной войны. Драматический триптих 1942 г. — «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука. Морально-психологический аспект драматических коллизий. Жанрово-стилевые особенности пьес. Проблема художественности в триптихе.

Героические мотивы в драматургии военных лет («Ленушка» Л. Леонова, «Бранденбургские ворота» М. Светлова).

Психологическая драма («Офицер флота» А. Крона, 1-я редакция «Вечно живых» В. Розова, «Метелица» В. Пановой). Проблема истинной и мнимой духовности. Напряженность внутренних конфликтов при относительной замкнутости сценического пространства.

Сатирическая сказка Е. Шварца «Дракон». Обличение тоталитарного режима, милитаристской идеологии и психологии. Постижение механиз­ма духовного порабощения человека. Особенности построения конфликта и характеров в рамках условной художественной реальности.

Историческая драматургия военных лет. Дилогия АН Толстого об Иване Грозном, стихотворные трагедии И. Сельвинского Проблема художественной правды в изображении исторического прошлого

Состояние драматургии во второй половине 40-х годов начале 50-х гг. Разработка актуальных нравственно-психологических коллизий на материале недавнего военного прошлого в пьесах «За тех кто в море!» Б. Лавренева, «Под каштанами Праги» К. Симонова и др. Традиционность средств драматургической выразительности.

Социально-философская драма Л. Леонова «Золотая карета» (1-я редакция) как наиболее значительное произведение послевоенной драматургии.

Пагубное воздействие на драматургию «теории бесконфликтности». Жесткая нормативность в выборе и построении конфликтной ситуации, упрощенное осмысление актуальных проблем общественного развития, обезличивание героев. Падение художественного уровня пьес. Кризис сатирической комедиографии.

Первые попытки преодоления «теории бесконфликтности» в начале 50-х гг. Усиление конфликтности в пьесах («Крылья» А. Корнейчука, «Персональное дело» А. Штейна, «Гости» Л. Зорина и др.). Появление сатирических комедий С. Михалкова («Раки»), В. Минко («Не называя фамилий»), А. Макаенка («Извините, пожалуйста!») как признак возрождения жанра.

Освоение новой тематики, стремление к углубленному постижению внутреннего мира героя-современника; расширение диапазона жанрово-стилевых исканий в драматургии.

Становление отечественной кинодраматургии. Непосредственный отклик на события и выражение революционного мироощущения. Предвосхищение в сценариях идейно-образной направленности более поздних произведений советской прозы и драматургии (тема интеллигенции и революции, сатирическое разоблачение обывательщины). Сценарные опыты А. Луначарского («Уплотнение», «Яд», и др.) и А. Серафимовича («Подполье», агитационные киноочерки). Динамично-поэтическая образность в кинодраматургии В. Маяковского (1918—1927 гг.). Экспрессивная кинопроза И. Бабеля («Беня Крик», «Блуждающие звезды»). Остро выразительное воспроизведение исторического прошлого в сценариях Ю. Тынянова. Кинематографическая интерпретация «Матери» М. Горького (Я. Зархи и В. Пудовкин). Новаторство в поисках А. Довженко. Соотношение поэтических и повествовательных начал в сценариях завершающего этапа развития немого кино. Сценарий как «стенограмма эмоционального порыва» (С. Эйзенштейн). Переход к сценариям звуковых фильмов.

Новые явления в кинодраматургии, связанные с открытием звука в кино. Развитие русской кинодраматургии как новой ветви художественной литературы. Многогранность поисков писателей-сценаристов в сфере словесной образности. Спор «монументалистов» и «камерников» в кинодраматургии 1930-х гг. Обращение многих прозаиков, поэтов, драматургов к созданию сценарной литературы (Вс. Иванов, А. Толстой, Ю. Олеша, Л. Славин, Н. Погодин, Е. Шварц и др.). Усиление значения диалога, принципа полифонии голосов. Развитие тенденций глубокого психологического исследования характеров в сценариях.

Появление писателей, всецело посвятивших себя кинодраматургии, сценарии которых имеют самостоятельную литературную ценность (Е. Габрилович, К. Виноградская, А. Ржешевский, Б. Чирсков и др.). Героико-трагический сценарий А. Довженко «Украина в огне» (1943), где впервые в отечественной литературе остро и осознанно звучат мотивы, противостоящие атмосфере культа личности. Многообразие сценарных жанров в кинодраматургии 1930—1950-х гг. — от психологического повествования до сатирической комедии. Роль писательского лирического начала.


^ 5. Творчество Е.И. Замятина (1884-1937).

Вхождение в литературу: повесть «Уездное». Особенности замятинского восприятия и изображения корневой России в «уездной трилогии» («Уездное», «Алатарь», «На куличках»). Мифопоэтическое сознание и его проявление в художественной структуре «трилогии».

Проблема национальной истории и национального характера в рассказах Е. Замятина «русской тематики» («Непутевый», «Африка», «Кряжи», «Знамение», «Север», «Русь», «Ела» и др.) и исторической дилогии «Атилла» и «Бич Божий».

Обстоятельства создания «английского цикла» Е. Замятиным. Природа замятинского смеха: сочетание острой сатиры и мягкого юмора в изображении «островной» жизни. «Английский цикл» как своеобразная «увертюра» к роману «Мы».

Роман «Мы» в историко-литературном контексте 20-х годов.

Причины возникновения жанра антиутопии в литературе 20-х годов, его «родовые» признаки.

Роман Е.И.Замятина «Мы»: драматизм судьбы автора и произведения. Проблематика романа, ее острота и актуальность.

Человеческая личность в условиях «гипертрофии власти машин и государства» (Е.Замятин). Принципы устройства «нового» общества и функции человека в нем: рождение и смерть, любовь и труд, прошлое и настоящее, искусство и творчество, «я» и «мы». Проблема счастья и свободы. Образ несвободы и способы его воплощения (мотивы машины, механизма, прямой, таблицы умножения, стены, бездумия и т.д.). Тема Дома и Бездомья. Литературно-философские реминисценции романа.

Лебедянский комментарий к творчеству Е.И.Замятина.


^ 6. Творчество М. Горького (1868-1936).

М. Горький и Октябрьская революция. Решение проблемы революции и культуры в книге «Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре» (1917-1918). Философский, политический и эстетический аспекты книги. Реалистическое понимание Горьким задач революции, тревога за ее судьбу и судьбу народа. Темы насилия, власти, русского характера.

«Мои университеты» и автобиографические рассказы М. Горького 20-х г. г. Активизация в творчестве Горького малых эпических форм (очерка, рассказа, литературного портрета): «Заметки из дневника. Воспоминания», «Рассказы 1922-1924 годов». Интерес к сложным, противоречивым характерам. Философия правды, утешительства и свободы, любви и страха в этих произведениях. Проблема героя.

Литературные портреты в творчестве Горького 20-х гг. галерея портретов революционеров, писателей, общественных деятелей как выражение горьковского представления о культурном и нравственном потенциале русской нации. Художественно-документальное повествование и его специфика у Горького. «Мозаичная структура» образа как средство создания характера; свободная композиция, крупный план изображения, внимание к высказыванию и жесту героя.

Роман «Дело Артамоновых». Характеры главных персонажей, типичное и индивидуальное в них. Три поколения Артамоновых, их место в раскрытии идейного замысла произведения. «Дело» - главный герой романа. Образ Тихона Вялого. Композиция, лейтмотивность повествования как способы выявления глубинных универсальных связей. Тенденция «выпрямления» сюжета в сторону исторического материала. Дискуссии о романе.

«Жизнь Клима Самгина» - «движущаяся панорама четырех предреволюционных десятилетий». «Жизнь Клима Самгина» как энциклопедическое отражение интеллектуальной жизни русского общества на рубеже веков. Широта проблематики романа. Искания русской интеллигенции путей обновления духовной жизни народа. Полифония социально-политических, философских течений, направлений, группировок, представленных в романе. Персонажи романа как слагаемые сложнейшего сообщества личностей, именуемых Россией.

Клим Самгин как тип «революционера поневоле». Концепция личности и истории. Принципы раскрытия характера Самгина. Самгин и самгинщина. А.В.Луначарский о Самгине и самгинщине.

Образы большевиков в романе (Степан Кутузов, Сомова, Спивак и др.). Массовые сцены. Принцип «многоголосия».

Своеобразие жанра романа. Принципы композиции (контраст, «зеркальная композиция»). Приемы «скрытой сатиры». Глубина горьковского психологизма. Реалистическая символика, слова-лейтмотивы.

Драматургия Горького советской эпохи. Сложность конфликта пьесы «Егор Булычев и другие». Образ Булычева, его генеалогия в творчестве Горького. Сочетание в пьесе бытового, исторического и философского начал. Дальнейшее развитие образов пьесы «Егор Булычев» в пьесе «Достигаев и другие». Особенности конфликта пьесы «Достигаев и другие». Василий Достигаев и «достигаевщина». Вторая редакция «Вассы Железновой». Сущность изменений, внесенных автором в пьесу.

Трагедия Горького-писателя. Горький и Сталин. Горький в воспоминаниях русской эмиграции и западных писателей (Н.Берберовой, В.Ходасевича, Р.Роллана).

Дискуссии о жизни и творчестве М.Горького последних лет. Необходимость объективной оценки роли М.Горького в русской и мировой литературе.


^ 7. Творчество С. Есенина (1895-1925).

Поэзия С. Есенина в контексте литературного процесса 20-х гг. Есенин и «есенинщина». Лирический герой поэзии Есенина. Драматическое, напряженное состояние его души. Отражение противоречивости и трагизма революционного процесса.

Ведущие темы дореволюционного творчества С. Есенина (сборники «Радуница», «Голубень»).

Оригинальность и неповторимость пейзажной лирики. Мотив духовной и физической слиянности с родным краем. Особый метафоризм есенинской поэтики (одомашнивание, окрестьянивание русского пейзажа). Цветопись пейзажной лирики. Образы животных. Любовь ко всему живому. Связь поэзии Есенина с фольклором.

Тема Родины, России - сквозная тема поэзии С. Есенина. Эволюция темы Родины.

Драматический конфликт поэта с современностью. Политические и нравственно-философские аспекты этого конфликта, проявившиеся в творчестве Есенина (статья «Ключи Марии», поэма «Сорокоуст», стихи «Мир таинственный, мир мой древний…» и др.).

Представление о мире как о всеобщей гармонии, единстве всего сущего. Понимание невозможности достижения всеобщей гармонии и как результат появление мотивов тоски и горечи, неприкаянности и грусти. Все проникающее милосердие - кардинальное свойство поэзии Есенина.

Тема любви («Любовь хулигана», «Персидские мотивы»). Отход от идей «Москвы кабацкой» в цикле стихов «Любовь хулигана». Основные мотивы и тональность цикла. Образ лирической героини. Любовь как исцеляющее, врачующее душу героя чувство. «Персидские мотивы» как самый светлый цикл стихов о любви в поэзии Есенина.

Стихи о Советской России («Русь уходящая», «Русь советская», «Письмо к женщине» и др.). Попытка создания революционного эпоса («Песнь о великом походе»).

Поэма «Анна Снегина» - этапное произведение в творчестве Есенина. Реалистическое изображение сложного пути крестьянства в революции. Слияние лирического и эпического начал в поэме. Ее драматизм.

Усиление трагического настроения в произведениях последнего периода («Отговорила роща золотая...», «Песня», поэма «Черный человек»).

Художественное своеобразие лирики Есенина. Традиции устного народного творчества. Особенности метафоризации.


^ 8. Творчество В. Маяковского (1893-1930).

Особенности лирического героя раннего В.В. Маяковского: романтический образ бунтаря-одиночки в стихотворном цикле «Я», в стихах «Ко всему», «Послушайте!», «Лиличка! Вместо послания», поэмах «Человек», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник». Дисгармония мира и «раненое, обнаженное сердце» поэта. Конфликт лирического героя с современностью («желудком в панаме»).

Маяковский и революция. Революция как избавление от несовершенства мира. Страстное утверждение новой действительности. «Социальный заказ» и его претворение в поэзии Маяковского.

Моральная переориентация поэта. Преобладание гражданской тематики в послеоктябрьской поэзии В. Маяковского. Эволюция лирического героя.

Революция как новое сотворение мира, образы земного рая, человека-бога, всемирного потопа в «Мистерии-буфф».

Тема нигилистического восприятия духовных и исторических ценностей России («Киев», «После изъятий», «Когда мы побеждали голодное лихо, что делал патриарх Тихон?» и др.).

Тема мещанства и бюрократизма («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Клоп», «Баня»).

Идея «громады-любви» и «громады-ненависти» противостоящей мещанской «дряни». Поэмы «Люблю» и «Про это». Гармоническое соединение личного и общественного в поэме «Люблю». Конфликт вселенской любви поэта с «комнатным» «любеночком» обывателя в поэме «Про это».

Лироэпос В.Маяковского - поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!». Искренность чувств и переживание поэта, осмысливающего революцию и деятельность В.И.Ленина. Тема избранника, мессии и обыкновенной личности в поэме «Владимир Ильич Ленин». Соотношение «я» и «мы». Канонизация личности Ленина. Атрибуты святого житийной литературы в поэме.

Тема страны-подростка в поэзии второй половины 20-х годов и в поэме «Хорошо!». Лирическое и патетическое воспевание СССР - «весны человечества». Историческое время как композиционная основа поэмы. Образ настоящего и идеального будущего. Самовнушенный оптимизм поэмы.

Утверждение советских норм жизни в поэзии второй половины 20-х годов. («Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Октябрь 1917-1926 г.», «Английскому рабочему», «Не юбилейте!» и др.). Урбанистическая тема («Екатеринбург - Свердловск», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Дождемся ли мы жилья хорошего?» и др.).

В.Маяковский и современность. Дискуссия 1987/88 гг., прошедшая на страницах газет «Московский художник», «Комсомольская правда», «Литературная газета», журнала «Театр». Две взаимоисключающие точки зрения на творчество и личность поэта: Маяковский - рыцарь Революции и Маяковский - певец и глашатай насилия и демагогии.

^ 9. Творчество М. А. Волошина (1877—1932)

Творчество Волошина после 1917 г. Поэтический сборник «Демоны глухонемые». Образы распада государства и народа как исторической целостности. Стихи 1919 г. «Неопалимая купина», «Гражданская война». Позиция «над схваткой». Комментарий поэта к своему творчеству периода гражданской войны («Россия распятая»). Стихи Волошина против террора. Концепция гуманизма. Трагедия материальной культуры по Волошину (цикл «Путями Каина»). Смысл творчества, роль поэта в истории человечества. Своеобразие стиля и языка.

Публицистика, мемуары поэта. Исторические и духовно-религиозные темы в творчестве Волошина. Стихотворение «Владимирская Богоматерь», его место в духовных исканиях поэта.


^ 10. Творчество О. Э. Мандельштама (1891—1938)

Вопросы теологии в ранней лирике О. Мандельштама. Протестантские, католические, православные мотивы в творчестве 1910—1920-х гг.

Лирика первой половины 1920-х гг. От оправдания революции («Прославим, братья, сумерки свободы...») до тем одиночества, изгойства лирического героя в стране Советов («В Петербурге мы сойдемся снова...», «1 января 1924» и др.). Новое в поэтике 1920-х гг., отказ от аскетических рифм, интерес к ассонансам и т. д.

Статья 1921 г. «Слово и культура». Неприятие «вещности» поэзии; одухотворение вещного мира, понятие эллинизма.

Проза О. Мандельштама («Шум времени» и «Египетская марка»). Родовой и культурный контекст. Парнок — двойник писателя. Импрессионистическая эстетика «Египетской марки», сознание повествователя как способ организации повествования и выражения эстетической и нрав­ственной позиции автора.

Поэзия 1930-х гг. Мотивы отчаяния. Образ «людья». Тема освобождения лирического героя от страха, стихотворение. «Мы живем, под со­бою не чуя страны...».

Воронежские стихи. Пейзажная лирика. Восприятие природы как жизнеутверждающего начала. Тема «я должен жить». Мотив противостояния ударам судьбы. Раздвоенность лирического героя, образ тени — второго лирического «я» поэта. Раздвоенное отношение к реальности, тема «Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож...». «Стансы», «Ода Сталину», темы выбора, принятия реальности. «Стихи о неизвестном солдате». Трагическая судьба поэта.


^ 11. Творчество М. Булгакова (1891-1940.)

Раннее творчество М. Булгакова: фельетоны и рассказы. Образ русского интеллигента в «Записках юного врача».

Тема вины и расплаты в статье «Грядущие перспективы», в рассказе «Красная корона», романе «Белая гвардия», пьесах «Дни Турбиных» и «Бег».

Особенности воплощения «русской усобицы» в романе «Белая гвардия». Новизна авторской позиции в осмыслении этой темы. Мотивная структура романа: мотивы дома-корабля, креста, города, апокалипсиса, вины, расплаты, снега, метели и др. Пушкинские реминисценции в развитии мотивов вины и расплаты. Дом, семья, культура как выражение высших нравственных ценностей человеческого общества. Семья Турбиных и их друзья. Народ и интеллигенция в романе: трагедия раскола.

Особенности булгаковской сатиры. Проблематика повестей, организующих второй «московский роман» Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»). Фантастический реализм повестей. Социально-политические, научно-эстетические, нравственно-исторические коллизии повести «Собачье сердце». Излюбленная Булгаковым идея Великой Эволюции и ее воплощение в повести. Шариков как пародийное воплощение популярной в 20-е годы идеи создания «нового человека». Проблема интеллигенции и народа в повести.

Особенности булгаковского театра: комитрагедии и трагикомедии.

Пьесы «Дни Турбиных» и «Бег» - драматургическая дилогия о гражданской войне. От романа «Белая гвардия» к пьесе «Дни Турбиных». Изменение идейных акцентов в пьесе. Выдвижение на первый план трех белых офицеров (Алексея Турбина, Мышлаевского и Студзинского), олицетворяющих три возможных для русской интеллигенции пути в условиях революции. Идея обреченности старого мира (белогвардейского движения) и ее художественное воплощение в пьесе. Особенности ее жанровой природы, конфликта, действенной структуры. Мотивная полифония (мотив «народа-богоносца». Хмельного забвения, мотив тонущего дома-корабля, хаоса, возвращения жизни, неистребимой повседневности как основы миростояния, мотив недремлющего рока и др.) и ее роль в возникновении внутреннего действия («подводного течения»). Чеховские традиции в пьесе.

Лариосик как «театральный эквивалент» прежней жизни, прежнего мироощущения.

Пьеса «Бег» как трагический эпилог Белого движения. Новаторство драматургической техники. Сон как способ организации действенной структуры пьесы, ее трагифарсовый характер. Ремарка и ее роль в карнавализации действия пьесы, в создании сквозных образов и мотивов (болезни, азартной игры, тараканьих бегов, вины и расплаты, тщетного стремления к покою). Пространственно-временные особенности пьесы и их роль в воссоздании образа расколотой действительности.

Непубликация произведений Булгакова, сопровождающаяся его травлей в печати. Письмо к Правительству. Пьесы 30-х годов («Адам и Ева», «Кабала святош» («Мольер»), «Блаженство», «Иван Васильевич», «Александр Пушкин», «Батум»). Проблематика, особенности конфликтов, судьба пьес.

История замысла и работа над «закатным» романом «Мастер и Маргарита». Новизна формы романа. «Роман о Пилате» и его место в идейно-художественной структуре произведения. Тема вечности и бесконечности. Образ Га-Ноцри и его роль в создании нравственно-философского подтекста.

Способы организации карнавализованного действия в романе о Мастере: фантастика, мистика, буффонада, эксцентрика и т.д. Колебание повествования на грани реальности и фантастики.

Единство нравственно-философской проблематики «Романа о Понтии» и «Романа о мастере», созвучие тем, мотивов, сцен, наличие в них образов-двойников и прямых аналогий.

Сатирический пласт в романе. Система сатирических персонажей и способы их разоблачения. Образы воплощения идеи Посредственности и ее философского креда.

Роль сюжетно-фантастической линии Воланда и его свиты. Традиции Гете и булгаковское отношение к ним. Авторская позиция в описании взаимоотношений Иешуа, Воланда и Левия Матвея. Философский (символический) и бытовой финал романа.

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.


^ 12. Творчество А. Платонова (1899-1951).

Многоплановость творческого дарования Платонова. Первые поэтические пробы (сб. «Голубая глубина»). «Фантазии» начала 20-х гг. («Сатана мысли», «Потомки солнца», «Нормализованный работник», «Великий работник», «Об улучшении климата» и др.).

Начало московского периода творческой биографии Платонова. Отход от юношеского максимализма и фантазийности. Усиление писательского интереса к реальному миру и человеку, изменение манеры письма, меры чувствования («Ямская слобода», «Город Градов», «Епифанские шлюзы»).

Своеобразие художественного мировидения А. Платонова. Разлом цивилизации и рождение «нового» человека как главный предмет изображения в творчестве писателя. Восприятие и возведение «нового» мира «социалистическим веществом». Сон и явь, реальность и ирреальность, смешное и трагическое, пафос и ирония, сентиментальное и пародийное, природа и техника, время и пространство в художественном мире А. Платонова. Сквозные образы и мотивы. Условность, «жесткий гротеск», алогизм, смещение пропорций как важнейшие элементы поэтики произведений Платонова. Соединение народной культуры и научной философии - особенность таланта писателя. Влияние на художника народных утопий, учения Н. Федорова о преодолении смерти, поэтики лубка.

Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Жанрово-композиционные особенности. Образы Захара Павловича, бобыля, рыбака - отца Саши Дванова, и их роль в раскрытии платоновской концепции пути к общему счастью. Саша Дванов - «Гамлет» среди «Дон Кихотов». Чевенгур как модель для изучения способов построения коммунизма. Соединение пафоса и иронии, трагического и комического в изображении Чевенгура и его обитателей. Сюреалистические образы романа. Значение финала для раскрытия идейного смысла произведения. Своеобразие языка писателя («платоновское косноязычие»).

Повесть «Впрок» и рассказ «Усомнившийся Макар». Проблематика и поэтика.

Повесть «Котлован» как трансформация мотивов «Чевенгура». Решение проблемы построения всеобщего и отдельного счастья.Композиционные особенности повести, ее пространственная организация. Двуплановость повествования. Фантастический и символический планы. Использование мифологических и фольклорных образов, сюреалистических деталей. Основные темы и мотивы повести: тема дороги, движения; семьи и ребенка, будущего и прошлого, счастья и сиротства, тема насилия. Образ дома и котлована в повести, их символическое значение.

Повести «Джан» и «Ювенильное море» как модификация мотивов и образов «Чевенгура» и «Котлована». Образ Николая Вермо как один из вариантов героя-преобразователя, энтузиаста.

Творчество Платонова в годы Великой Отечественной войны («Одухотворенные люди», «Смерти нет» и др.).

Новое решение темы ответственности и «преодоления сиротства» в рассказе «Возвращение» («Семья Ивановых»). Изменение языка писателя. Несправедливая критика рассказа в печати.


^ 13. Творчество М. Шолохова (1905-1984.)

М.А. Шолохов - создатель эпической картины русской народной жизни в XX в., продолжатель традиций Л. Толстого. Драматизм изображения народной жизни, революции и гражданской войны в сборниках «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Преодоление узкоклассового подхода к изображению событий и характеров и овладение общечеловеческими гуманистическими понятиями в лучших рассказах («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семья», «Семейный человек», «Обида» и др.). Роль рассказов в становлении Шолохова-романиста.

Творческая история романа-эпопеи «Тихий Дон», отразившей трагедию народа в преломлении трагедии казачества как особого слоя русского крестьянства в катастрофические годы жизни России.

Особый тип реализма: необычайная суровость жизненной атмосферы и ее давление на человека. Народный опыт жизни и народный взгляд на мир, общество, войну, революцию. Натурально-природный тип существования, корневое восчувствие бытия обуславливающие неповторимость художественного мира романа.

Физико-психический параллелизм, оплотненность, отелесненность мира, его красочность, пахучесть, наполненность разнообразными звуками как основа образной системы романа. Два потока жизни - природы и человека - и их закономерности. Символика пейзажных образов (солнце, небо, Дон, лес, степной простор) и их роль в изображении трагического несогласия в жизни человеческого общества.

Трагическая судьба семьи Мелеховых как символ трагедии народа. Тема Дома. Противоборство Дома с «веком-волкодавом» - главная коллизия романа.

Трагедия Григория Мелехова, самого яркого представителя центра народа, его ствола, в образе которого воплощены лучшие черты народного характера. Война и мир как два состояния жизни народа. Сгущение и омассовление ненависти и злобы в годы войны, существующие и в мирной жизни. Гражданская война как национальное безумие. Страстное желание Григория вырваться из бесконечного возмездия, главного двигателя гражданской войны. Идея «замирения» и ее обреченность в трагически разорванном мире.

Вопрос об авторстве романа: история возникновения, существования во времени и конец домысла.

Творческая история «Поднятой целины». Единство и различие первой и второй книг. Реализм образов гремячинских коммунистов (Давыдов, Нагульнов, Разметнов) и крестьян (Майданников, Шалый, Рыкалин, Аржанов). Соотношение трагического, героического и комического в романе. Композиция, пейзаж, авторская речь и язык персонажей. Оценки романа в современной критике.

Творчество Шолохова в годы Великой Отечественной войны (рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину»), публицистика.

Послевоенное творчество М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека». Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне. Эпический размах рассказа. Трагическое и комическое в нем. Значение рассказа «Судьба человека» для развития военной прозы 50-60-х годов. Попытка создания панорамы войны в романе «Они сражались за Родину». Многообразие характеров русских солдат. Соединение патетико-героического и комически-бытового стилевых пластов.

Творчество М. Шолохова в оценке современных литературоведов и критиков.


^ 14. Творчество А.Н. Толстого (1883-1945.)

А. Толстой и Октябрьская революция. Годы эмиграции. Тема России в романе «Сестры» и повести «Детство Никиты».

Возвращение на родину. Повести и рассказы 20-х годов («Голубые города», «Гадюка»). Поиски нового героя в социально-фантастических романах «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина»).

Новое осмысление темы революции и интеллигенции в трилогии «Хождение по мукам». Эволюция жанра трилогии (семейного романа к эпопее). Образная система. Своеобразие приемов создания характеров персонажей. Исторический факт и вымысел. Смысл заглавия и эпиграфа. Интеллигенция и революция.

Политическая конъюнктура в повести «Хлеб».

«Петр Первый» как явление советского исторического романа. «Вхождение в историю через современность». Своеобразие изображения исторической эпохи (рождение новой России, борьба нового со старым, движение истории в романе). Тема народа как решающей силы истории. Изображение отношений народа и государства. Решение проблемы соотношения личности и эпохи. Образ Петра – государя и человека. Сюжет и композиция. Язык романа. Дискуссии о романе.

Литературно-художественная деятельность А.Н. Толстого в годы Великой Отечественной войны. Публицистика писателя. «Рассказы Ивана Сударева». Осмысление проблемы русского национального характера.


^ 15. Творчество М.И. Цветаевой (1892-1941.)

Внегрупповая литературная позиция М. Цветаевой. Романтизм творчества поэтессы.

Первые книги («Молитва», «Волшебный фонарь», «Из двух книг»).

Импрессионистичность. Дневниковость ранней лирики Цветаевой

Трансформация романтического образа вольности в образ свободы-отравы в книге стихов «Лебединый стан». Противостояние лирической героини и революционной стихии. Темы самозванства, невинной крови. Символика белого и черного.

Интимная лирика 20-х годов. Любовные драмы в поэзии Цветаевой.

Эмигрантская лирика (сборники «Психея», «Ремесло»). Трагический образ мятущейся героини, ее максимализм и романтическая устремленность. Тема внутренней неуверенности. Образ России. Синтаксические и ритмические особенности поэзии М. Цветаевой. Лексика, звукопись

«Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы» и их идейно-художественное своеобразие.

Лирическая проза («Мой Пушкин», «Повесть о Сонечке» и др.).

Ощущение трагедии надвигающейся новой мировой войны в цикле стихов о Чехии.

Возвращение на родину. Последние стихи.


  1. ^ Творчество ЕЛ. Шварца (1896—1956)

Путь в театр. Поиски собственного театрального языка. Ранние пьесы — «Ундервунд» (1929), «Приключения Гогенштауфена» (1931).

Создание в пьесах Шварца условно-экспериментальной ситуации как средство постановки философских проблем; использование заимствованных сюжетов и коллизий и их переосмысление. Гротеск, эксцентрика, подчеркнутая театральность как существенные черты стиля. Сатирическая и лирическая комедии в его творчестве.

Творческая судьба пьесы «Голый король». Первая сценическая интерпретация пьесы театром «Современник» в 1960 г. созвучность проблематики пьесы духовной атмосфере «оттепели».

«Снежная королева» — важный этап в творческой биографии Шварца на пути к созданию собственного, романтического, художественного мира. Жанровая природа пьесы; образ сказочника, лирическое начало в пьесе; разработка традиционного сказочного сюжета. Контрасты гуманизма и антигуманизма, свободы и произвола как основа конфликта; идея сохранения и укрепления человеческого в человеке и ее актуальность в социально-психологической атмосфере 30-х годов. Разнообразие юмористических и сатирико-иронических интонаций.

«Тень» — первая «взрослая» пьеса Шварца; философский характер конфликта, своеобразие его драматургического воплощения, его трагедийные аспекты. Ученый и Тень. Образ человека культуры, мотив героического сопротивления абсурдности окружающей действительности. Проблема личной ответственности. Условность художественного мира пьесы; сплав сатирического и героического, лирического и комического начал.

«Дракон». Место пьесы в ряду «антифашистских» сказок Шварца. Нравственно-философская проблематика. Осмысление трагических противоречий истории на основе принципа романтизма. Жанрово-стилевое многообразие. История сценического воплощения пьесы; театральная постановка 1962 г. на сцене Ленинградского театра Комедии; влияние пьесы на развитие общественного сознания 60-х гг.

«Обыкновенное чудо». Проблемы условности и реальности. Лирическое начало. Особенности психологического рисунка. Идея торжества добра и справедливости в пьесах-сказках Шварца.

Сценарий фильма по роману «Дон Кихот». Дон Кихот и проблема положительного героя в драматургии Шварца.


^ III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Распределение часов курса по темам и видам работ


8 семестр





п/п



Наименование тем и разделов


Всего

часов


Аудиторные занятия


Сам.

работа

Лекции


Семи-

нары


Лаб.


1.

Введение. Новая концепция истории русской советской литературы.

4

2







2

2.

Литературный процесс 20-х-50-х годов. Эстетический плюрализм. Художественные методы и стили. Переход к господству эстетической системы.I съезд писателей, его роль в литературной жизни страны. Расслоение литературы на два потока (видимой и теневой).

6

4







2

3.

Проза 1917-середины 1950-х годов: основные этапы и тенденции.

5

2







3

4.

Поэзия 1917-середины 1950-х годов: основные этапы и тенденции.

4

2







2

5.

Драматургия 20-х – первой половины 50-х гг.: основные этапы и тенденции.

4

2







2

6.

Творчество О. Мандельштама. Поэтика лирики О. Мандельштама послеоктябрьского периода. Мотивно-тематическое многообразие поэзии О. Мандельштама послеоктябрьского периода.

7

2







5

7.

Творчество М. Волошина. Тема судьбы России в послеоктябрьской поэзии М. Волошина.

6

4







2

8.

Творчество Е.И. Замятина. Роман-антиутопия «Мы». Лебедянский комментарий к творчеству Е.И. Замятина.

11

4

2




5

9.

Творчество М. Горького. Горький в контексте современных споров. Судьба русской буржуазии в романе «Дело Артамоновых». Жанровое и художественное своеобразие романа «Жизнь Клима Самгина». Драматургия М. Горького

15

6

4




5

10.

Творчество В. Маяковского. Дискуссионные проблемы жизни и творчества В. Маяковского. Жанр поэмы в творчестве Маяковского. Маяковский-сатирик. Драматургия Маяковского.

12

4

2




5

11.

Творчество С. Есенина. Проблематика, художественное своеобразие лирики Есенина. Поэма «Анна Снегина». Концепция мира и человека в творчестве Есенина.

11

4

2




5

12.

Творчество М. Булгакова. Изображение русской усобицы в творчестве Булгакова. Сатирические произведения Булгакова. Булгаков-драматург. Историко-философская и нравственно-этическая проблематика романа «Мастер и Маргарита». Лебедянский комментарий к роману.

12

5

2




5

13.

Творчество М.И. Цветаевой. Эмиграция Цветаевой. «Русские» поэмы («Царь-девица», «Переулочки», «Молодец», «Егорушка»).

Трансформация темы любви. Жанр литературного портрета. Образ Родины и тема России в творчестве Цветаевой. Антифашистский цикл 1930-х «Стихи о Чехии». Возвращение на Родину.

10

4

3




3




Всего

105

45

15




45


9 семестр








Наименование тем и разделов


Всего

часов


Аудиторные занятия


Сам.

работа

Лекции


Семи-

нары


Лаб.


1.

Творчество М. Булгакова. Изображение русской усобицы в творчестве Булгакова. Сатирические произведения Булгакова. Булгаков-драматург. Историко-философская и нравственно-этическая проблематика романа «Мастер и Маргарита». Лебедянский комментарий к роману.

7




2




5

2.

Творчество А. Платонова. Рассказ «Усомнившийся Макар». Проблематика. Жанровое и художественное своеобразие. Роман «Чевенгур» и повесть «Котлован» в аспекте художественного мира писателя.

13

4

2




7

3.

Творчество М. Шолохова «Донские рассказы». Тема гражданской войны в романе «Тихий Дон». Жанровое своеобразие. Тема коллективизации в романе «Поднятая целина». Рассказ «Судьба человека» как этап в развитии военной прозы.

14

5

2




7

4.

Творчество А.Н. Толстого. Тема России в романе «Сестры» и повести «Детство Никиты». Повести и рассказы 20-х годов. Новое осмысление темы революции в трилогии «Хождение по мукам». «Петр Первый» как явление советского исторического романа.

13

4

2




7

5.

Творчество И.А. Бунина. Бунин и революция. «Окаянные дни». Проза 20-х г.г. «Митина любовь», «Жизнь Арсеньева» и русская автобиографическая проза. Тема любви и России в «Темных аллеях».

13

4

2




7

6.

Творчество В.В. Набокова. Основные темы. Раннее творчество. Роман «Машенька». Трагедия человека ХХ века. в романе «Защита Лужина». Проблема отношения искусства и мира. Роман-антиутопия «Приглашение на казнь». Тема России в романе-воспоминаниях «Другие берега». Янглоязыческое творчество Набокова.

17

4







7

7.

Творчество Е.Л. Шварца. Путь в театр. Ранние пьесы — «Ундервунд» (1929), «Приключения Гогенштауфена» (1931). Сатирическая и лирическая комедии в его творчестве. «Тень» — первая «взрослая» пьеса Шварца; философский характер конфликта, своеобразие его драматургического воплощения, его трагедийные аспекты. «Дракон». Место пьесы в ряду «антифашистских» сказок Шварца. «Обыкновенное чудо». Проблемы условности и реальности. Лирическое начало. Особенности психологического рисунка. Идея торжества добра и справедливости в пьесах-сказках Шварца. Сценарий фильма по роману «Дон Кихот». Дон Кихот и проблема положительного героя в драматургии Шварца.

10

5







5




Всего:

81

26

10




45



^ 3.2 Практические и семинарские занятия.


Тема 1. «Рассказы 1922-1924 годов» М. Горького – 2 ч.


  1. История создания цикла «Рассказы 1922-1924 годов» и критическая оценка их современниками.

  2. Философия утешительства и правды в произведениях М.Горького. Образ Савела («Отшельник») в ряду горьковских утешителей («Сказка о чиже, который лгал, и о дятле-любителе истины», «На дне», «Дело Артамоновых»). Речевая характеристика героя. Мир природы, мир людей и жизнь отшельника. Смысл финала рассказа.

  3. «Рассказ о герое», «Карамора» как варианты раскрытия психологии личности. Приемы создания характеров: монолог героя как основа композиции произведения, кинематографичность рассказов, драматическая насыщенность сюжета, авторская отстраненность от описываемого и другие.

  4. «Рассказ о необыкновенном» - итог цикла «Рассказы 1922-1924 годов». Яков Зыков как носитель противоречивых идей (гуманизм и жестокость героя). Поэтика «необыкновенного» в рассказе.

  5. Идейная и композиционная целостность цикла «Рассказы 1922-1924 годов» М. Горького.


Тема 2. Драматургия М. Горького 1930-х годов («Егор Булычев и другие») - 2 ч.

  1. Характер замысла пьесы «Егор Булычев и другие».

  2. Воссоздание в пьесе многообразия общественной жизни России 1916-1917 годов. Философия войны и жизни в пьесе.

  3. Идейно-художественная сущность образа Егора Булычева. Герой в столкновении с «другими» и «иными».

  4. Жанровая специфика пьесы М. Горького. Смысл подзаголовка – «сцены». Особенности драматургического конфликта и действенной структуры пьесы. Жанрово-композиционная взаимообусловленность.

  5. Сценическая судьба пьесы М. Горького. Ее актуальное звучание для наших дней.

Рекомендуемая литература.

  1. Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. М., 1973.

  2. Бялик Б.А. Горький-драматург. М., 1977.

  3. Волков А.А. Художественный мир Горького (советские годы). М., 1978.

  4. Воронский А.К. О Горьком // Воронский А.К. Литературно-критические статьи. 1963. С. 364-383.

  5. «Егор Булычев и другие». Материалы и исследования. 1970.

  6. Новиков В.В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. 1976.

  7. Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия. М., 1971.

  8. Примочкина Н.Н. В поисках обновления (О рассказе Горького «Голубая жизнь») // Горький и его эпоха. Материалы и исследования. Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). 1994. Вып.3. С. 301-314.

  9. Ионин Г.Н. Хватов А.И. Русская литература ХХ в.: А. Блок, М. Горький. СПб., 1994.

  10. Спиридонова Л.М. Горький: диалог с историей. М., 1994.

  11. Спиридонова Л.М. Горький: новый взгляд. М., 2004.


Тема 3. Проблематика, жанровое и художественное своеобразие романа Е. Замятина «Мы» - 2 ч.


  1. Социально-политические и эстетические предпосылки возникновения жанра социальной антиутопии в литературе 20-х годов.

  2. Характерные особенности жанра антиутопии.

  3. Проблематика романа «Мы» (проблема соотношения личности и государства, «я» и «мы», проблема гуманизма и фанатизма; проблема существования человека в условиях подавления личности и др.

  4. Мотивная структура и образная символика романа.

  5. Традиции русской классической литературы в романе «Мы». (Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский).


Рекомендуемая литература.

  1. Доронченков И.А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература. 1989. №4.

  2. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха – человек. Опыт века в зеркале антиутопий // Новый мир. 1988. №12.

  3. Акимов В.М. Человек и Единое Государство: Возвращение к Евгению Замятину // Акимов В.М. Перечитываю заново: Литературно-критические статьи. Л., 1989.

  4. Латынина Ю. В ожидании Золотого века: От сказки к антиутопии // Октябрь. 1989. № 6.

  5. Лакшин В. «Антиутопия» Е. Замятина // Знамя. 1988. № 4.

  6. Шохина В. На втором перекрестке утопий // Звезда. 1990.№ 11.

  7. Чаликова В. Крик еретика: Антиутопия Е. Замятина //Воп. Философии. 1991. № 1.

  8. Давыдова Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте литературы первой трети ХХ века. М., 2000.

  9. Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Науч. докл., статьи, очерки, заметки, тезисы: В 13 книгах. Тамбов, Елец. 1994-2004.


Тема 4. В.В. Маяковский и современность - 2 ч.


  1. Творчество В. Маяковского и процессы общественного обновления.

  2. Оценка поэта в современной критике и литературоведении:

  3. В. Перцев (традиционная точка зрения);

  4. А. Михайлов (попытка вписать творчество Маяковского в современные процессы);

5. Ю. Карабчиевский (полное отрицание Маяковского).

6. Трагедия Маяковского.





оставить комментарий
страница1/3
Дата12.10.2011
Размер1 Mb.
ТипСамостоятельная работа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх