Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины icon

Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3) Цели и задачи дисциплины


Смотрите также:
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 5) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 7) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч. 1 ) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 1)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 2)...
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 6) Цели и задачи дисциплины...
Программа дисциплины дпп. Ф. 13...
Программа дисциплины дпп. Дс...
Программа дисциплины дпп. Ф. 03 История России 1917 1941 гг. Цели и задачи учебной дисциплины...
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы ХХ века (1960-1990-е годы)»...
Программа дисциплины дпп. Ф. 10 Детская литература Цели и задачи дисциплины...



Загрузка...
скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор (декан факультета)

_________________________

«___»_______________200 г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



ДПП.Ф.12 История русской литературы

(ч.3)


1. Цели и задачи дисциплины.


В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении в вузе необходимо:

- осмысление русской литературы в культурной ситуации России начала и середины ХIХ века, выявление ее контактов с западноевропейской культурой;

- формирование понятия о логике литературного процесса данной эпохи, его вершинных явлениях и достижениях;

- выработка представления о выдающихся русских поэтах и писателях (В. Жуковский, К. Батюшков, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, А. Герцен, И. Гончаров, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Чернышевский) как о творческих индивидуальностях с их неповторимым образным мировидением, специфическим стилем;

- осознание органичного восприятия и творческого развития в русской литературе ХIХ века основных достижений русской литературы ХVIII века (формирование литературного языка, становление русского стихосложения, первых литературных направлений, жанровое и стилевое развитие).

Изучение дисциплины предполагает:

- продолжение работы над выработкой системного подхода при осмыслении фактов литературной жизни определенной исторической эпохи;

- закрепление и усовершенствование навыков литературоведческого анализа художественных произведений;

- развитие навыков самостоятельной работы с монографической и критической литературой.


^ 2. Требование к уровню освоения содержания дисциплины.


В результате изучения дисциплины студент должен:

- усвоить своеобразие романтизма и критического реализма как творческих методов;

- уметь понять и обосновать особенности русского романтизма;

- усвоить жанровую и стилевую динамику в связи со сменяемостью творческих методов;

- иметь четкое представление о личности и творчестве писателя не только с точки зрения типологии творчества, но и как явлении глубоко индивидуальном и самобытном;

- осознать высочайшую эстетическую и нравственную ценность классической русской литературы;

- закрепить навыки работы с текстом художественного произведения, его литературоведческого анализа;

- уметь соотнести оценку того или иного явления литературы, содержащуюся в нескольких литературоведческих источниках (монографии, критические статьи), владеть навыком рефлексивного восприятия;

- знать на память отрывки из произведений выдающихся русских художников слова ХIХ века (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет).


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины.

144

III










Аудиторные занятия.

72













Лекции.

54













Практические занятия (ПЗ).

18













Самостоятельная работа.

72













Вид итогового контроля (зачет, экзамен).

Экзамен














^ 4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1.

Литературный процесс в России начала ХIХ века.




2




2.

Романтизм как общеевропейское направление в литературе и искусстве конца ХVIII-ХIХ вв. Особенности русского романтизма.

12

2




3.

Многоаспектность литературной жизни первых десятилетий ХIХ века. Движение от романтизма к реализму. Становление критического реализма.

22

8




4.

Идеологические дискуссии, эстетичские концепции и литературный процесс второй трети ХIХ века.

20

6





^ 4.2. Содержание разделов дисциплины.


1. Литературный процесс в России начала ХIХ века.

Судьбы классицизма и сентиментализма. Полемика вокруг языковой реформы Н.М. Карамзина. Общества «Арзамас», «Беседа любителей русского слова».

^ 2. Романтизм как общеевропейское направление в литературе и искусстве. Особенности русского романтизма начала ХIХ века.

Гносеологические корни романтизма. Эстетика романтизма как следствие философских, историко-социальных и эстетических причин его возникновения (французская буржуазно-демократическая революция конца ХVIII века, немецкая идеалистическая философия, сентиментализм). Особенности русского романтизма, обусловленные важнейшими историческими событиями начала ХIХ века (победоносная война с Наполеоном, подготовка и выступление декабристов). Разновидности русского романтизма (элегический, эпикурейский, философский, гражданской ориентации и др.).

Элегический романтизм В.А. Жуковского. Жуковский как родоначальник русского романтизма. Психологизм лирики. Обновление жанра элегии, баллады, сказки. Жуковский – переводчик. Поэтическое новаторство Жуковского.

Поэтическое творчество К.Н. Батюшкова. Эпикурейское начало в романтизме Батюшкова. Дискуссионный характер вопроса о творческом методе Батюшкова. Основные этапы творчества поэт. А.С. Пушкин, В.Г. Белинский о Батюшкове.

Эстетика декабристского романтизма. Поэзия К.Ф. Рылеева. Влияние идеологии декабризма. Проблема народности, местного колорита. Субъективный историзм, гражданский пафос. Творчество К.Ф. Рылеева как поэтическая реализация основных положений эстетики декабристского романтизма.

^ 3. Литературный процесс конца 20-40-х гг. Движение от романтизма к реализму. Становление критического реализма.

Басенное творчество И.А. Крылова. Реализм, народность, жанровое новаторство Крылова-баснописца в сравнении с А.П. Сумароковым, И.И. Дмитриевым. Особенности стиля и языка басен Крылова. В.Г. Белинский о Крылове.

А.С. Грибоедов. Личность. Творчество. Комедия «Горе от ума». Проблематика, природа конфликта. Традиции классицизма, просветительского реализма, романтизма в комедии. Реализм комедии. Неоднозначность оценки образа Чацкого В.Г. Белинским, А.С. Пушкиным, А.И. Герценом, И.А. Гончаровым, ее причины. Возможные варианты прочтения в средней школе.

А.С. Пушкин как итог развития русской литературы ХVIII-ХIХ веков. Великий национальный поэт. Пушкин в контексте мировой и западноевропейской литературы. Начало пути. Поэма «Руслан и Людмила». Проблема народности. Полемика с В.А. Жуковским. Авторское начало в поэме.

Лирика Пушкина петербургского периода. Проблематика и поэтика. Традиции классицизма, сентиментально-романтической культуры, поэтическое новаторство А.С. Пушкина.

Южные поэмы А.С. Пушкина. Особенности пушкинского романтизма. Поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», как романтические поэмы. Поэмы «Цыганы» (движение от романтизма к реализму). Пушкин и Байрон.

Принципы реализма в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Традиции романтизма. Белинский о романе.

Эволюция драматургического метода Пушкина. Трагедия «Борис Годунов». История создания. Полемика с Н.М. Карамзиным. Принципы историзма в трагедии. Образ царя и образ народа. Новаторство Пушкина-драматурга.

«Маленькие трагедии». Социально-философская проблематика. Своеобразие поэтики. Проблема соотнесенности классицистических и реалистических начал в драматургическом методе Пушкина.

Проза Пушкина в контексте русской прозы конца ХVIII-ХIХ веков. Пушкинский кодекс прозы, его обусловленность становлением реалистического метода в русской литературе.

М.Ю. Лермонтов. Личность. Своеобразие лирики – «живой орган идей века» (30-е годы). Лермонтов в оценке В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Проблематика и поэтика лирики Лермонтова, ее эволюция. Лермонтов и Байрон. Поэтическое новаторство. Осмысление творческого метода Лермонтова в современном литературоведении.

Романтические поэмы М.Ю. Лермонтова. Проблематика, художественный мир поэм. Романтические поэмы «Мцыри» и «Демон» в контексте эпохи 30-х годов.

Драматургия М.Ю. Лермонтова как романтическая драматургия. Жанровая специфика пьесы «Маскарад».

Проза М.Ю. Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Особенности творческого метода (современные дискуссии). Тип героя. Мастерство психологического анализа. С. Шевырев, В.Г. Белинский о романе.

Н.В. Гоголь в современном литературоведении. Проблема творческого метода. Тематика. Своеобразие решения темы «Маленького человека» в сравнении с Н.М. Карамзиным и А.С. Пушкиным. Природа и функции фантастического в повестях.

Драматургия Н.В. Гоголя. «Ревизор», проблематика и художественная природа. Осмысление Гоголем драматургии начала ХIХ века: полемика и оценки.

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Замысел, история создания. Жанровая специфика. Проблематика, особенности конфликта. Сатирическое и лирическое начало в поэме. Образ автора. Образ народа. Полемика вокруг «Мертвых душ».

^ 4. Идеологические дискуссии, эстетические концепции и литературный процесс второй трети ХIХ века.

Западничество и славянофильство, их отражение в эстетических воззрениях и литературном творчестве русских писателей. Натуральная школа как ведущее направление в русской литературе 40-50-х гг. История возникновения. Происхождение термина, состав, органы, издания. Белинский как теоретик натуральной школы. Традиции Гоголя, Пушкина и Лермонтова в творчестве писателей натуральной школы. Эстетика натуральной школы. Типы конфликта, сюжетология, жанровая динамика (физиологический очерк, повесть, роман).

А.И. Герцен – художник. Начало творческого пути. Роман Герцена «Кто виноват?». «Кто виноват?» - роман «натуральной школы». Исследование проблемы «Человек и среда». Идея социального детерминизма и нравственной детерминизма и нравственной ответственности человека, его духовной суверенности. Жанровая поэтика романа, композиция, структура повествования, сатирическое начало. Образная система романа.

А.И. Герцен «Былое и думы». Принцип исторического детерминирования личности. История создания. Жанр и поэтика «Былого и дум»: органическое единство исторической хроники и исповеди, сочетание документа с вымыслом, философичности с бытописанием. Эпическая природа «Былого и дум».

И.А. Гончаров. Раннее творчество. Роман «Обломов», его осмысление в современной критике. Сюжетно-композиционный рисунок романа как выражение авторской позиции. Исследование социальной, нравственной и эстетической ориентации «лишнего человека» Обломова. Особенности эпической манеры И.А. Гончарова. Н.А. Добролюбов о романе («Что такое обломовщина?»).

Теория «чистого искусства» и русская поэзия. Лирика Ф.И. Тютчева. Философское начало, особенности психологизма. Стихотворения о любви и природе. Творчество А.А. Фета. Традиции В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, поэтическое новаторство А.А. Фета. Лирика Некрасова, ее проблематика, особенности поэтики. Некрасов – поэт «натуральной школы». Жанровое многообразие, связь с устным народным творчеством.

Эстетические воззрения Н.Г. Чернышевского. Полемика с «чистым искусством». Роман «Что делать?». Актуальность проблематики, полемический пафос, жанровое своеобразие.


^ 5. Лабораторный практикум (не предусмотрен).

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


6.1. Рекомендуемая литература

а). основная литература:

  1. Соколов, А. Н. История русской литературы ХIХ века (первая половина) : учебник / А. Н. Соколов. - М.: Высшая школа, 1985. - 638 с.

  2. История русской литературы : в 4 т. – Л. : Наука, 1980-1983. - Т. 2.

  3. Кулешов, В. И. История русской литературы : учебное пособие для вуза / В. И. Кулешов. - М. : Академический проспект, 2004. - 800 с.

  4. Минералов, Ю. И. История русской литературы XIX века (1800-1830 гг.) : учебное пособие / Ю. И. Минералов. - М. : Высшая школа, 2007. - 383 с.

  5. Якушин, Н. И. Русская литература Х!Х века (1 половина) : учебное пособие для вузов / Н. И. Якушин. – М : Владос, 2001. - 367 с.


б). дополнительная литература:

1 Бахтин, М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. - М. : Азбука, 2000. - 336 с.

2 Виноградов, В. В. Язык и стиль русских писателей: От Гоголя до Ахматовой / В. В. Виноградов. - М. : Наука, 2003. - 390 с.

3 Дневники русских писателей ХIХ века: Исследование. - М.: Флинта, 2002. - 288 с.

4 Кибальник, С. А. Художественная философия Пушкина / С. А. Кибальник. – СПб : РАН, 2000. - 249 с.

5 Кулешов, В. И. Натуральная школа в русской литературе ХIХ века / В. И. Кулешов. - М. : Просвещение, 1982. - 224 с.

6 Лермонтовская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1981. - 784 с.

7 Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре / Ю. М. Лотман. - СПб : Искусство, 1999. - 573 с.

8 Непомнящий, В. С. Пушкин: Русская картина мира / В. С. Непомнящий. - М. : Наследие, 1999. - 544 с.

9 Манн, Ю. В. Гоголь. Труды и дни. 1809-1845 / Ю. В. Манн. - М. : Аспект- Пресс, 2004. - 813 с.

10 Поэтика : словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н. Д. Тамарченко. – М : Intrada, 2008. - 357 с.


^ 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Тематические сборники, монографии, критические статьи


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины – DVD, художественные фильмы-интерпретации русской классики


^ 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические указания к изучению цикла дисциплины «Русская литература». Томск. ТГПИ, 1989.

Методические указания к изучению русской литературы ХIХ в. (1 часть). ТГПИ, 2008


^ 8. 1. Методические указания преподавателю

Курс «История русской литературы (Х1Х век, 1 ч.) строится на сочетании принципов историко- хронологического и исторической поэтики, которые позволяют рассмотреть развитие творческого метода, жанровой и стилевой системы в русской литературе данного

периода, обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей европейской и русской литературы, культур в целом..

Курс читается по авторской программе, сориентированной на министерскую программу по данному циклу, с внесением некоторых уточнений и добавлений.

В соответствии с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, при изучении данного курса необходимо делать акцент как на логике внутрилитературного развития, так и на самоценности литературного явления как выражения индивидуального духовно-эстетического опыта в художественном слове.

Историко-литературный процесс необходимо рассматривать в тесной связи с философскими, мировоззренческими кнцепциями,способствующими осмыслению русскими писателями картины мира и места человека в этом мире. При изучении творчества каждого писателя необходимо выявить пути формирования его философских,эститических этических позиций, степень включения созданного им художественного мира в культурный контекст, национальную и мировую традицию

Программа изучения дисциплины «История русской литературы(Х1Х век, 1 ч.) предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, способствующей выработке навыков самостоятельного мышления, умению находить понятийно-логическую и оценочную аргументацию.

Программа курса построена с учетом общих требований,предъявляемых к студенту-филологу, который должен свободно владеть историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, использовать современную методологию и методику анализа.

.

^ 8.2. Методические указания для студентов

1.Чтение художественных текстов.

2.Учить на память поэтические произведения.

3.Конспектирование критических статей.

4.Подготовка к практическим и семинарским занятиям.

с учетом методических указаний и рекомендаций преподавателя.

5.Участие в дополнительных занятиях:просмотр художественных фильмов

по мотивам произведений русских писателей, участие в творческих зачетах.


^ Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1.Литературный процесс в России начала Х1Хвека( судьбы классицизма и сентиментализма, полемика вокруг реформы Н. М. Карамзина. Литературные общества «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»).

2.Маленькие трагедии А.С. Пушкина (социально-филосовская проблематика, особенности драматургии).

3.Поэты пушкинского круга.

4.Драматургия Н. В. Гоголя. Ревизор.


Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

  1. Судьба классицизма, сентиментализма в России начала ХIХ века.

  2. Полемика вокруг языковой реформы Н.М. Карамзина.

  3. Проблема искусства и художника в романтической эстетике.

  4. Принцип контрастного изображения в романтическом искусстве, его природа и сфера проявления.

  5. Мир природы в творчестве романтиков.

  6. Поэтический мир баллад В.А. Жуковского.

  7. Эпикурейские мотивы в лирике К.Н. Батюшкова.

  8. Романтический стиль думы К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака».

  9. Лирический герой поэзии В.А. Жуковского и К.Ф. Рылеева.

  10. Басенное творчество И.А. Крылова в оценке В.Г. Белинского.

  11. Обновление жанра басни в творчестве И.А. Крылова (сравнить с А.П. Сумароковым, И.И. Дмитриевым).

  12. «Горе от ума» А.С. Грибоедова в оценках В.Г. Белинского, А.С. Пушкина, И.А. Гончарова.

  13. Проблема ума в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».

  14. Традиции классицизма в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Полемика А.С. Пушкина с В.А. Жуковским в поэме «Руслан и Людмила».

  1. Проблематика и поэтическое своеобразие лирики А.С. Пушкина петербургского периода.

  2. «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина как романтическая поэма.

  3. Что сближает и что различает героев произведений А.С. Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», «Евгений Онегин».

  4. Влияние романтической эстетики в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  5. Проблема искусства и художника в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

  6. Образ Скупого у Мольера и А.С. Пушкина (сравнительный анализ).

  7. Пушкинские принципы историзма в романе «Арап Петра Великого».

  8. Образ Петра I в «Арапе Петра Великого» и в «Полтаве» А.С. Пушкина (сравнительный анализ).

  9. Образ повествователя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  10. Лирика М.Ю. Лермонтова в обосновании В.Г. Белинского и А.И. Герцена.

  11. Мастерство психологического анализа М.Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени».

  12. Суть дискуссии о творческом методе М.Ю. Лермонтова в современном литературоведении.

  13. Особенности поэтического стиля «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

  14. Проблема искусства в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»и «Портрет».

  15. Время и пространство в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

  16. Диалогический конфликт в романах «натуральной школы» («Обыкновенная история» Гончарова, «Кто виноват?» Герцена).

  17. «Сон Обломова» как художественное целое.

  18. Мир природы в творчестве Ф.И. Тютчева.

  19. Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова.


Примерный перечень вопросов к экзамену.


  1. Литературный процесс в России ХIХ века. Судьбы классицизма, сентимнтализма. Полемика вокруг языковой реформы Н.М. Карамзина.

  2. Эстетика романтизма.

  3. Особенности русского романтизма начала ХIХ века.

  4. Романтизм В.А. Жуковского.

  5. Жанр элегии и баллады в творчестве В.А. Жуковского.

  6. Поэзия К.Н. Батюшкова (основные этапы творчества).

  7. Эстетика декабристского романтизма.

  8. Творчество К.Ф. Рылеева как поэтическое воплощение основных принципов эстетики декабристского романтизма.

  9. Бестужев-Марлинский. Романтические повести (обзорно).

  10. Басенное творчество И.А. Крылова (проблематика, жанровое своеобразие в сравнении с русской басней ХVIII века, народность). В.Г. Белинский о И.А. Крылове.

  11. Лирика А.С. Пушкина. Поэтическое своеобразие. Основные этапы развития.

  12. Поэма А.С. Пушкина „Руслан и Людмила“ (проблема народности, авторское начало, полемика с В.А. Жуковским).

  13. Петербургская лирика. Традиции классицизма, сентиментализма, романтизма. В.Г. Белинский о лирике А.С. Пушкина.

  14. Поэма А.С. Пушкина „Кавказский пленник“.

  15. „Бахчисарайский фонтан“ А.С. Пушкина как романтическая поэма.

  16. Поэма А.С. Пушкина „Цыганы“ (движение от романтизма к реализму).

  17. Роман А.С. Пушкина „Евгений Онегин“ (особенности творческого метода и жанра).

  18. Трагедия А.С. Пушкина „Борис Годунов“ (полемика с М.Н. Карамзиным, проблематика, образы царя и народа, новаторство Пушкина-драматурга).

  19. „Маленькие трагедии“ А.С. Пушкина (проблематика, метод, жанр).

  20. Проблема героя в комедии А.С. Грибоедова „Горе от ума“ и в романе А.С. Пушкина „Евгений Онегин.

  21. Тема Петра I в творчестве А.С. Пушкина.

  22. „Арап Петра Великого“ А.С. Пушкина (образ Петра I, пушкинские принципы историзма).

  23. Поэма А.С. Пушкина „Полтава“ (образ Петра I, жанровое и стилевое своеобразие).

  24. Поэма А.С. Пушкина „Медный всадник“ (проблематика, конфликт, композиция, жанровое и стилевое своебразие).

  25. Проза А.С. Пушкина в контексте русской прозы конца ХVIII-начала ХIХ века. Пушкинский кодекс прозы.

  26. „Повести Белкина“ А.С. Пушкина (полемика с романтической прозой, тема „маленького человека“).

  27. „Дубровский“ А.С. Пушкина (особенности метода и жанра).

  28. „Пиковая дама“, „История села Горюхина“, неоконченные прозаические произведенния А.С. Пушкина (обзорно).

  29. Комедия А.С. Грибоедова „Горе от ума“: проблематика, своеобразное решение проблемы ума, оценка образа Чацкого в русской критике; традиционное и новаторское в комедии.

  30. Лирика М.Ю. Лермонтова. В.Г. Белинский и А.И. Герцен о лирике М.Ю. Лермонтова.

  31. „Мцыри“ М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

  32. Поэма М.Ю. Лермонтова „Демон“. Проблематика и поэтика.

  33. „Капитанская дочка“ А.С. Пушкина (образ крестьянского восстания и его вождя, пушкинские принципы историзма, хронотоп, образ повестовователя).

  34. Драматурггия М.Ю. Лермонтова (обзорно).

  35. Прозаические произведения М.Ю. Лермонтова „Вадим“, „Княгиня Лиговская“, „Штос“ (обзорно).

  36. Фольклорная традиция в „Песне про купца Калашникова...“ М.Ю. Лермонтова.

  37. Поэмы М.Ю. Лермонтова „Беглец“, „Тамбовская казначейша“ (обзорно).

  38. Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“ (особенности метода, тип героя, мастерство психологического анализа). В.Г. Белинский и С.П. Шевырев о романе.

  39. Поэзия А. Кольцова. А. Кольцов в оценке В.Г. Белинского.

  40. Н.В. Гоголь в оценке В.Г. Белинского. Осмысление В.Г. Белинского в современном зарубежном и отечественном литературоведении.

  41. „Вечера на хуторе близ Диканьки“ Н.В. Гоголя (тематика, особенности творческого метода и стиля).

  42. „Миргород“ Н.В. Гоголя как единое художественное целое.

  43. „Петербургские повести“ Н.В. Гоголя (проблематика, особенности творческого метода и стиля).

  44. Поэма Н.В. Гоголя „Мертвые души“ (замысел, история создания, жанровое своеобразие, сюжет, средства создания образов помещиков, Чичикова).

  45. Особенности конфликта, стилистическое своеобразие поэмы Н.В. Гоголя „Мертвые души“. В.Г. Белинский, К.С. Аксаков, С.П. Шевырев о поэме.

  46. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия „Ревизор“.

  47. Становление реализма в русской литературе ХIХ века.

  48. Западничество и славянофильство как общественно-литературная проблема 40-60-х годов ХIХ века.

  49. Натуральная школа: история возникновения, органы издания, особенности творческого метода, тематики, жанровая динамика в творчестве писателей „натуральной школы“.

  50. Роман А.И. Герцена „Кто виноват?“. Проблематика и поэтика романа.

  51. Человек и История в „Былом и думах“ А.И. Герцена.

  52. Роман И.А. Гончарова „Обломов“. Проблематика и художественное своеобразие. Обломов как национальный тип. Н.А. Добролюбов об Обломове и „обломовщине“.

  53. Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова.

  54. Поэма Н.А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо“. Жанровое и стилистическое своеобразие.

  55. Роман Н.Г. Чернышевского „Что делать?“. Проблематика, художественное своеобразие.

  56. Натурфилософская лирика Ф.И. Тютчева.

  57. Любовная лирика Ф.И. Тютчева (денисьевский цикл).

  58. Лирика А.А. Фета (проблематика, особенности поэтики).



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 032900 (050301.65) «Русский язык и литература».


Программу составила:

к.ф.н., доцент кафедры литературы ----------------------------С.М. Денисова


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры литературы

протокол № __1__ от «__29__» ____августа_________ 2008 г.

Зав. кафедрой - -------- --------------------------М.А. Хатямова

Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией филологического факультете ТГПУ (УМС университета)

Председатель методической комиссии филологического факультета --------------А.В. Курьянович


Согласовано:

Декан филологического факультета-------------------------А.В. Гузеева


Приложение №1


^ I. Художественные тексты (минимум)

В.А. Жуковский. Сельское кладбище. Вечер. Людмила. Светлана. Певец во стане русских воинов. Теон и Эсхин. Эолова арфа. Певец во Кремле. Мотылек. Славянка. Кольцо души-девицы. Узник. Лесной царь. Граф Габсбургский. Невыразимое. Шильонский узник. Таинственный посетитель. Море. Мотылек и цветы. Кубок. Перчатка. Покаяние. Сказки.

К.Н. Батюшков. Совет друзьям. Выздоровление. К Тассу. Видение на брегах Леты. Воспоминания 1807 года. Весёлый час. Приведение. Тибуллова элегия Х-я. Радость. Мои пенаты. К Д.В. Дашкову. Переход русских войск через Неман. Переход через Рейн. Разлука. Таврида. Воспоминания. Вакханка. Беседка муз. К престарелой красавице.

И.А. Крылов. Модная лавка. Урок дочкам. Басни: Разборчивая невеста. Ворона и Лисица. Мартышка и Очки. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Щука и Кот. Обоз. Кот и Повар. Гуси. Листы и Корни. Пруд и Река. Свинья под дубом. Рыбья пляска. Волк и Овцы. Лжец. Муха и Дорожные. Музыканты. Волк и Ягненок. Осел и Соловей. Ворона и Курица. Слон на воеводстве. Крестьянин и Река.

К.Ф. Рылеев. К временщику. А.П. Ермолову. Гражданское мужество. На смерть Байрона. Ты посетить, мой друг, желала. На смерть Чернова. Гражданин. Думы (Дмитрий Донской. Смерть Ермака. Дмитрий Самозванец. Иван Сусанин. Богдан Хмельницкий. Волынский, Державин). Войнаровский. Наливайко. Ах, тошно мне. Уж как шёл кузнец.

А.С. Грибоедов. Горе от ума. 1812 год. Грузинская ночь.

А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском селе. К Лицинию. Товарищам. Вольность. Ответ на вызов написать стихи. Деревня. Чёрная шаль. Редеет облаков летучая гряда. К Чаадаеву. Кинжал. Песня о вещем Олеге. Узник. Послание цензору. Простишь ли мне. К морю. Ненастный день потух. Ночной зефир. К А.П. Керн. Вакхическая песня. 19 октября 1825 г. Пророк. Стансы. Зимняя дорога. В Сибирь. Арион. Поэт. 19 октября 1827 г. Сцена из «Фауста». Няне. Утопленник. Анчар. Чернь. Кавказ. Обвал. Зимнее утро. Я вас любил. Брожу ли я. Поэту. Бесы. Элегия. Моя родословная. Для берегов отчизны дальной. Клеветникам России. Эхо. Осень. Вновь я посетил. Туча. На выздоровление Лукулла. Пир Петра Великого. Я памятник себе воздвиг. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Братья-разбойники. Бахчисарайский фонтан. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Евгений Онегин. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Пиковая дама. Дубровский. Капитанская дочка. Рославлев. Сказки. Маленькие трагедии. Русалка. Сцены из рыцарских времен.

А.А. Дельвиг. Первая встреча. Цефиз. Моя хижина. Соловей мой, соловей. Домик. Ах ты, ночь ли. Только узнал я тебя. Прекрасный день. Подражание Беранже. Дамон. Купальницы. Пела, пела пташечка. Конец золотого века. Отставной солдат.

Е.А. Баратынский. Бал. Цыганка. Буря. Стансы. Истина (ода). Две доли. Осень. Рифма. Разуверение.

П.А. Вяземский. Первый снег. Негодование. Петербург. Русский бог. Тройка. Коляска. Зимние карикатуры.

Д.В. Давыдов. Голова и Ноги. Река и Зеркало. Моя песня. Сон. Бурцову. Гусарский пир. Песня. Элегия. Современная песня.

Н.М. Языков. Моя родина. Песня (Полней стаканы). Н.Д. Киселеву (В стране, где я забыл мирские наслажденья). Родина. Новгородская песнь. Не вы ль, убранство наших дней. Всему человечеству. Из страны, страны далекой. Пусть свободны и легки. Пловец. К Рейну. К не нашим. Послание к Чаадаеву.

М.Ю. Лермонтов. Жалоба турка. Парус. Два великана. Беглец. Бородино. Три пальмы. Смерть поэта. Ветка Палестины. Узник. Когда волнуется желтеющая нива. Гляжу на будущность с боязнью. Кинжал. Дума. Поэт. 1-е января. И скушно и грустно. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утёс. Спор. Тамара. Свиданье. Выхожу один я на дорогу. Песня про… купца Калашникова. Маскарад. Мцыри. Демон. Вадим. Герой нашего времени.

А.В. Кольцов. Косарь. Лес. Крестьянская пирушка. Песня пахаря. Размышление поселянина. Не шуми ты, рожь. Урожай. Цветок. Раздумье селянина. Горькая доля. Первая песня Лихача Кудрявича. Русская песня (Ах, зачем меня). Последний поцелуй. Стенька Разин. Бегство. Горе. Тоска по воле. Хуторок. Деревенская беда. Что ты спишь, мужичок? Дума сокола. Разлука. На заре туманной юности.

Н.В. Гоголь. Сорочинская ярмарка. Вечер накануне Ивана Купала. Пропавшая грамота. Майская ночь или утопленница. Ночь перед Рождеством. Страшная месть. Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка. Заколдованное место. Старосветские помещики. Тарас Бульба. Вий. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Невский проспект. Нос. Портрет. Шинель. Записки сумасшедшего. Ревизор. Женитьба. Театральный разъезд. Игроки. Мертвые души.

А.И. Герцен. Кто виноват? Сорока-воровка. Былое и думы.

И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.

Н.Г.Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. Что делать?

Н.А. Некрасов. В дороге. Огородник. Тройка. Родина. Псовая охота. Еду ли ночью. Нравственный человек. Вчерашний день часу в шестом. Блажен незлобивый поэт. В деревне. Несжатая полоса. Влас. Саша. Внимая ужасам Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушки. Бунт. Рыцарь на час. Деревенские новости. Плач детей. Крестьянские дети. Коробейники. Свобода. Зеленый шум. В полном разгаре страда деревенская. Орина, мать солдатская. Мороз, Красный нос. Памяти Добролюбова. Железная дорога. Катерина. Дедушка Мазай и зайцы. Русские женщины. Смолкли честные. Элегия. Из поэмы «Современники». Сеятелям. Кому на Руси жить хорошо.

Ф.И. Тютчев. Сумерки. Весенняя гроза. Mal’aria. О чем ты воешь… Silentium! Не то, что мните вы, природа. Фонтан. Душа моя – элизнум теней. Поэзия. Слезы. О, как убийственно мы любим. Эти бедные селенья. О, вещая душа моя. Смотри, как роща зеленеет. Есть в осени первоначальной. Я встретил Вас. Славянам.Умом Россию не понять.

А.А. Фет. Ласточки. Ночь и я. Люби меня. Как беден наш язык. Туманное утро. Музе. А.А. Фет. Ласточки. Ночь и я. Люби меня. Как беден наш язык. Туманное цутро. Муза. Музе. Смерть. Смерти. Какое счастие. Лес. Бабочка. Первый ландыш. Я пришел к тебе с приветом. Шепот… Это утро. Весенний дождь. На заре ты её не буди. Уснуло озеро. Я тебе ничего не скажу.

Смерти. Какое счастие. Лес. Бабочка. Первый ландыш. Я пришел к тебе с приветом. Шепот… Это утро. Весенний дождь. На заре ты её не буди. Уснуло озеро. Я тебе ничего не скажу.


^ II. Произведения, рекомендуемые для заучивания на память (примерно)

В.А. Жуковский

Вечер. Певец во стане русских воинов (отрывок «Отчизне кубок сей, друзья …»). Лесной царь. Невыразимое. Море.

К.Н. Батюшков

Совет друзьям (отрывок). Весёлый час (отрывок). Послание к Дашкову (отрывок). Вакханка.

И.А. Крылов

Ворона и Лисица. Волк на псарне. Стрекоза и Муравей. Листы и Корни. Волк и Ягненок.

К.Ф. Рылеев

Гражданин. Наливайко (отрывок мне – погибель ждет… ). Иван Сусанин (Отрывок). К временщику.

А.С. Грибоедов

Горе от ума (монолог Фамусова. Чацкого).

А.С. Пушкин

Песнь о Вещем Олеге. К Чаадаеву. В Сибирь. Вакхическая песня. Зимняя дорога. Осень (отрывок). Зимнее утро. Я помню чудное мгновенье. Я вас любил. На холмах Грузии. Евгений Онегин (отрывок). Медный всадник (отрывок). Элегия (Безумных лет унесшее веселье…). Памятник.

М.Ю. Лермонтов

Парус. Бородино. Смерть поэта. И скучно, и грустно. Тучи. Прощай, немытая Россия. Родина. Утес. Выхожу один я на дорогу. Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Отрывок). Мцыри (отрывок).

А.В. Кольцов

Косарь. Песня пахаря. На заре туманной юности. Не шуми ты рожь.

Н.В. Гоголь

«Мертвые души» (один из отрывков: о русском слове – конец V гл.; «И какой же русский не любит быстрой езды?..; «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»).

Ф.И. Тютчев Silentium. О, как убийственно мы любим. Я встретил вас. Умом Россию не понять.

Н.А. Некрасов Вчерашний день часу в шестом. Тройка. Мороз, Красный нос.

А.А. Фет На заре ты её не буди. Я тебе ничего не скажу. Как беден наш язык.

ПРИМЕЧАНИЕ: Из Жуковского, Батюшкова, Рылеева, Кольцова, Некрасова, Тютчева, Фета выучить 2 стихотворения или отрывка, подчеркнутое – обязательно.

Из Пушкина, Лермонтова 3 4 стихотворения или отрывка.

Данный перечень рекомендательного характера, можно выбрать то, что вам особенно нравится.


^ III. Критические статьи, рекомендуемые для конспектирования

Пушкин А. С. О прозе; о романе; «Драма родилась на площади…».

Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине

Белинский В. Г.

Цикл статей о Пушкине. Статьи 5, 8, 9.

Стихотворения Лермонтова

Герой нашего времени

Статьи о «Мертвых душах»(2) Н. В. Гоголя

И. А. Крылов

О жизни и сочинениях А. Кольцова

Взгляд на русскую литературу 1846 года

Взгляд на русскую литературу 1847 года

Герцен А. И. О развитии революционных идей в России ( гл.5)

Гончаров И. А. Мильон терзаний

Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина?


Приложение №2

Практические занятия и семинары

^ Практическое занятие № 1

(семинарского типа)

Романтизм. Особенности русского романтизма.


Цель занятия: усвоить основные закономерности одного из ведущих творческих методов и направлений в искусстве и литературе; уяснить особенности русского романтизма начала XIX века, понять их причины.

План

1.Историко-социальные предпосылки романтизма, его философское обоснование.

2.Специфика мировосприятия (мирочувствования) романтиков в сравнении с мировоззрением классицистов.

3.Особенности эстетики романтизма:

понятие прекрасного

назначение искусства и художника

фантастическое в романтизме

принцип контрастного изображения

двуединая концепция личности

романтическая ирония

тип героя

особенности романтического конфликта

особенности романтического сюжета, поэтической атмосферы произведения в целом

мир природы в творчестве романтиков

проблема национального колорита

процесс отождествления в искусстве романтизма.

2.Романтизм как вечно живое искусство.

3.Русский романтизм начала XIX века

причины его возникновения

основные особенности

Литература

Литературные манифесты западноевропейских романтиков М., МГУ, 1980

Ванслов В.В. эстетика романтизма (любое издание)

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии Л., 1973

Гуляев Н. А., Карташова И. В.Р Введение в теорию романтизма. Пособие по спецкурсу. Тверь, 1991г.

Русский романтизм М., 1984.

Манн Ю. В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. М.,2001.

Сахаров В. И. Романтизм в России. Эпоха, школы, стили М., 2004.

Русский романтизм XIX века: лирика и лирики. М. 2004.

Практическое занятие № 2

Лирика А.С. Пушкина петербургского периода.

В.Г. Белинский о лирике Пушкина.


Цель занятия: путем текстуального анализа произведений Пушкина актуализировать проблему традиций и новаторства в русской литературе начала XIX в.; закрепить навыки литературоведческого осмысления поэтического текста и конспектирования критической литературы.

План

I.

1.Лирика А.С. Пушкина в контексте русской общественной жизни 10-х 20-х годов XIX века.

2.Ода «Вольность» А.Н. Радищева и одноименное произведение А.С. Пушкина

история создания

идеологическая позиция Пушкина в сравнении с Радищевым

традиционность поэтики.

3.«Деревня»

проблематика

традиции классицизма и сентиментально-романтической поэтики.

4.«К Чаадаеву»

творческий метод

жанровое и стилевое своеобразие.

Литература

Альтшуллер М., Мартынов И. Звучащий стих свободы ради. М., 1976.

Грехнев В. Лирика Пушкина. Горький, 1991.

Непомнящий В. С. Лирика Пушкина как духовная биография. Репетиция книги. М., 2001

Cурот И. П. Пушкин: биография и лирика.Проблемы, разборы, заметки, отклики. М., 2000.


^ Методические рекомендации

Анализируя оду А.С. Пушкина «Вольность», обратить внимание на первоначальную концовку итогового произведения поэта – «Памятник». Было ли основание для такой концовки? Почему Пушкин отказался от этого варианта? Как проявились традиции классицизма в поэтике оды «Вольность» и в стихотворении «Деревня»? Обратите внимание на жанр, особенности лексики и синтаксиса, на обращение к античной мифологии и тип лирического героя, общую тональность произведений, их пафос. В чем сказалось влияние сентиментально-романтической культуры в первой части стихотворения «Деревня»? Подумайте, чем можно объяснить принципиальное отличие поэтической атмосферы послания «К Чаадаеву» от первых двух произведений, написанных примерно в то же время?


II. В.Г. Белинский о лирике Пушкина.

В.Г. Белинский. Статьи о Пушкине. Статья 5, раздел «Пафос поэзии Пушкина, разбор лирических стихотворений» (любое издание сочинений В.Г. Белинского).

^ Методические рекомендаци

При осмыслении статьи Белинского постарайтесь прежде всего ответить на следующие вопросы:

1.В чем суть сравнения поэзии А.С. Пушкина с дидактической поэзией XVIII века? (Расшифруйте используемый Белинским образ «позолоченной пилюли»).

2.Что составляет предмет поэзии Пушкина? Почему поэту, по слову Белинского, не надо было ездить в Италию?

3.Какое значение имеет поэзия Пушкина для юношества? Почему, по мысли Белинского, именно с помощью стихов Пушкина можно «превосходным образом воспитать в себе человека»?


При конспектировании статьи Белинского обязательно отразите эти моменты.


^ Практическое занятие № 3

Поэтическое своеобразие творчества русских поэтов-романтиков начала XIX века

(В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев).

Цель занятия: путем текстуального анализа произведений названных поэтов, выявить поэтическое многообразие русского романтизма; усовершенствовать и закрепить навыки анализа поэтического текста.

Литература

Соответствующие разделы лекций и указанная к ним критическая литература о творчестве В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева.


^ Методика проведения занятия

Студентам предлагаются небольшие фрагменты стихотворных текстов без указания имени их авторов. Анализируя тематику, определяя тип лирического героя, особенности интонационного рисунка произведения, его лексики, синтаксиса, ритмической организации повествования, выявляя наличие преобладающих художественных тропов, поэтической символики и т.д., студент должен определить автора каждого отрывка и, по возможности, назвать произведение в целом. Анализ стихотворений, итоговый ответ представляются в письменном виде.


^ Практическое занятие № 4

Жанровая специфика романтизма.

Южные поэмы А.С. Пушкина.

Цель занятия: посредством литературоведческого анализа текстов поэм «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» закрепить представление об основных принципах романтизма как творческого метода и жанровой специфике романтического искусства (элегия, романтическая поэма), выявить особенности пушкинского романтизма.


План

1.Что способствовало формированию романтических начал в творчестве А.С. Пушкина периода южной ссылки?

2.Жанр поэмы в искусстве классицизма и романтическая поэма Байрона, Пушкина.

3.Элегия «Погасло дневное светило как своеобразный поэтический пролог к южным поэмам.

4.«Кавказский пленник». Творческий метод, проблематика и поэтика.

5.«Бахчисарайский фонтан» как апогей пушкинского романтизма.

6.«Цыганы». Сложность метода: движение Пушкина от романтизма к реализму.


Литература

1.Лекция о южных поэмах А.С. Пушкина .

2.Соловьева Н. И. XIX век: романтическое сознание эпохи // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 2001г., N1.

3.Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М., 1980.

4.Жирмунский В. Байрон и Пушкин (любое издание).


Методические рекомендации

Внимательно прочитайте лекцию по данной теме. Анализируя поэму «Кавказский пленник», постарайтесь с помощью текста поэмы доказать, что Пленник соответствует традиционному типу романтического героя (Пленник в его отношениях к цивилизации и миру природы, портрет и тип поведения героя, любовь в жизни Пленника, сцена грозы в горах). Внимательно посмотрите композицию образа черкешенки (момент появления в поэме, монологи героини, особенности ее речи, новые черты в сцене освобождения пленника, своеобразие «ухода» героини из поэмы). Как вам представляется: образ черкешенки реалистический или это романтическая героиня? Посмотрите как даны в поэме род занятий, быт и нравы черкесов, обратите внимание на пушкинские примечание к поэме. Отличается чем-нибудь пушкинский «восточный колорит» от традиционно-романтического? О чем это свидетельствует? Как это характеризует особенности пушкинского романтизма?

Почему сам Пушкин считал поэму «Бахчисарайский фонтан» высшей точкой своего романтизма? Проанализируйте проблематику, особенности сюжета, принцип контрастного изображения, специфику символики и «местный колорит», особенности повествования в поэме.

При анализе поэмы «Цыганы» (1823г.) Постарайтесь уловить изменения, происходящие в творческом методе поэта, движение от романтизма к реализму. В чем сказалось, с одной стороны, байроническая традиция, сохранение принципа alter ego? С другой – тенденция критического (!) осмысления романтического героя, его объективирования? Что позволяет говорить о близком к реалистическому истолкованию характера героя, его поступков? Каково отношение Пушкина к сентиментально-романтическому идеалу мира природы и «детей природы»? Что представляет собой в этом смысле пушкинский образ цыганской общины в целом и образ цыганки Земфиры в частности? Стараясь ответить на эти вопросы, аргументируйте свои суждения, опираясь на текст пушкинской поэмы.

Известно ли вам, что сюжеты поэм «Кавказский пленник» и «Цыганы» – в основе либретто опер известных русских композиторов, а на сюжет «Бахчисарайского фонтана» поставлен балет. Назовите (узнайте) имена этих 3-х композиторов.


^ Практическое занятие № 5

Формирование принципов художественного историзма в русской литературы первой половины XIX века. Исторические произведения А.С. Пушкина.


Цель занятия: путем текстуального анализа указанных произведений проследить процесс формирования важнейших принципов художественного историзма в реализме Пушкина (в сравнении с субъективным историзмом романтиков); помочь студентам самостоятельно осмыслить мировоззренчески важную ситуацию возросшего у Пушкина с конца 20-х годов интересами к личности Петра I, народным движениям в русской истории; закрепить навыки проблемного и целостного анализа художественного произведения.


План

1.«Стансы», «Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник» как произведения, в центре которых образ Петра I:

причины возросшего в конце 20-х годов интереса Пушкина к личности Петра I;

особенности разработки темы Петра I в литературе русского классицизма и в творчестве Пушкина;

«Стансы» как произведение адресованное Николаю I;

реализация пушкинских принципов историзма в «Арапе Петра Великого» и поэме «Полтава», содержательное и поэтическое различие в образе Петра I этих произведений;

«Медный всадник» как произведение историко-философского содержания, сложность проблематики, образ Петра I в поэме, жанровые и стилевые особенности.

2.«Капитанская дочка»:

образ народного восстания и его вождя;

пушкинские принципы историзма;

особенности хронотопического решения, системы повествования в «Капитанской дочке».


Литература

1.Лекция о трагедии Пушкина «Борис Годунов» (раздел «пушкинские принципы историзма»)

2.Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830) (любое издание)

3.Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы М., 1992 г

4.Михайлова Н И. ПетрI в творчестве Пушкина // Литература в школе. 2003,N8

5.Пушкин:pro et contra. В 2x томах . Т.2.М., 2000.


Методические рекомендации

Тема данного практического занятия масштабна. Названные художественные произведения должны быть прочитаны заблаговременно. При проведении занятия могут быть акцентированы те или другие моменты, о чем студенты будут предупреждены заранее. При анализе первого крупного произведения означенной тематики («Арап Петра Великого») нужно вернуться к вопросу об особенностях пушкинских принципов художественного историзма, изложенных в лекции о «Борисе Годунове». Постарайтесь найти в тексте произведения важнейшие моменты сюжета, сцены (ассамблея, посещение Петром I дома Ржевского и др.), характеристики персонажей (Корсаков, Ржевский), позволяющие проиллюстрировать мысль о том, что Пушкин  практик неукоснительно следует в этом вопросе суждениям Пушкина теоретика. При анализе образа Петра I важно выявить специфику не только содержательной стороны этого образа, которая меняется от произведения к произведению («Арап Петра Великого», «Полтава», «Медный всадник»), но и различие в художественных средствах создания образа. Подумайте, как это связано с тематикой и жанрово-стилевой спецификой каждого из произведений. Постарайтесь ответить на вопрос, в чем особенности пушкинского решения хорошо знакомой вам еще по творчеству Н.М. Карамзина темы «маленького человека» в «Медном всаднике»? Почему это произведение не только историко-социальной проблематики, но и глубоко философского звучания? Подумайте, чем обусловлена жанровая специфика «Медного всадника», и как это сказалось в неоднозначности стилевого рисунка произведения, его пространственно-временной (хронотопической) организации? При анализе «Капитанской дочки» прежде всего обратите внимание на то, как создан образ народного восстания и его вождя – Емельяна Пугачева. Обратите внимание на историко-временные, географические и этнографические характеристики народного восстания, его социального состава. Можно ли говорить о том, что это не только собирательный образ, но и персонифицированный? Подумайте, почему Марина Цветаева полагала, что Пугачева «Капитанской дочки» правомернее называть «вожак», а не «вождь»? Выявите фольклорные средства создания образа Пугачева и образа народного восстания. Определите по тексту основные компоненты, с помощью которых передан в произведении исторический колорит эпохи (одно из важнейших положений пушкинского художественного историзма), предполагающий воспроизведение социальной структуры общества, системы правления, культуры, быта, нравов изображаемой эпохи. Каков пространственно-временной охват изображаемого, и, в связи с этим, можно ли говорить о наличии в произведении лишь одного повествователя, каким является повзрослевший Петр Андреевич Гринев?


^ Практическое занятие № 6

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Цель занятия:

Получить представление об уникальности личности А.С. Грибоедова. Определить место комедии «Горе от ума» в историко-культурной ситуации России начала XIX века. Конкретизировать понятие «ум» в эстетике Грибоедова, автора знаменитой комедии. Осветить проблематику комедии «Горе от ума» в целом, идейное звучание образа Чацкого. Проанализировать неоднозначность оценки этого образа И.А. Гончаровым, А.И. Герценом, В.Г. Белинским, А.С. Пушкиным. Выявить новаторство Грибоедова драматурга.


План

1.А.С. Грибоедов. Личность и литературное творчество.

2.Комедия «Горе от ума»

проблематика

центральный конфликт и группировка образов

проблема ума

неоднозначность образа Чацкого как результат сложного отношения Грибоедова к декабризму

жанровое своеобразие

язык и стих комедии

традиции классицизма, романтизма в реалистической комедии Грибоедова

«Горе о ума» в оценке И.А. Гончарова. А.И. Герцена, В.Г. Белинского, А.С. Пушкина


Литература

Лебедев А.А. Грибоедов: факты и гипотезы М., 1980

Куда влечет тебя свободный ум. М., 1982

Пиксанов Н. К. Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова.1791-1829. М., 2000/

«Горе от ума» в русской критике и литературоведении СПб, 2002.

Смольников И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Книга для учащихся М., 1986.


Методические рекомендации

Наиболее сложный для усвоения частью материала является осмысление проблемы ума и связанного с нею образа Чацкого. Сопоставьте характер решения проблемы ума в искусстве классицизма и пьесе Грибоедова. Каково содержание» ума Чацкого? Путем выявления неоднозначного отношения Грибоедова к декабризму, попытайтесь осветить проблематику комедии, идейное звучание образа Чацкого, привлекая к анализу оценки, данные комедии в целом и этому образу в частности И.А. Гончаровым, В.Г. Белинским, А.И. Герценом, А.С. Пушкиным. Вспомните особенности драматургии классицизма. Можно говорить о традициях классицизма, о влиянии эстетики романтизма в пьесе Грибоедова? В чем это проявилось? А что позволяет говорить о новаторстве Грибоедова-драматурга?


^ Практическое занятие № 7

Жанровая специфика русской прозы

30-х годов XIX в. Петербургские повести Н.В. Гоголя

Цель занятия:

Постановка проблемы циклизации как важнейший в жанровом развитии русской литературы данного периода. Путем текстуального анализа цикла Гоголя закрепиить представление студентов о сложности творческого метода писателя, роли мистического и фактического начал в его художественном мире. Выявить важнейшие аспекты проблематики творчества Гоголя как предтечи «натуральной школы».


План

1.Циклическая организация материала как существенный признак русской прозы 30-х годов XIX века. Причины феномена.

2.Проблематика «Петербургских повестей».

3.«Невский проспект»

символичность названия повести

главный конфликт произведения

особенности сюжетно-композиционного рисунка

художественные средства создания образа Пескарева (текстуальный анализ).

4.«Шинель»

проблема «маленького человека» в русской литературе до Гоголя, особенности ее решения в данном цикле повестей

роль среды создания образа Башмачкина, художественного пространства повести в целом?

сюжет произведения в контрасте с историей его возникновения

образ повествователя, его художественная функция в «Шинели».

5.Природа и роль фантастического начала в «Петербургских повестях».

Литература

Канунова Ф.З. Некоторые особенности реализма Н.В. Гоголя. Томск, 1969.

Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М., 1984.

Маркович В. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. М., 1989.

Виноградов И. А. Гоголь – художник и мыслитель.Христианские основы миросозерцания. М., 2000.

Манн Ю. В. Гоголь. Труды и дни.1809-1845. М.,2004.

Методические рекомендации

Анализируя проблематику «Петербургских повестей», соотнесите особенности раскрытия темы Петербурга, «маленького человека» в догоголевской литературе (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин) и у Гоголя. Какую роль играет при этом юмор писателя, его склонности к мистике, фантастике? Как вам представляется, есть ли разница между фантастикой «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и фантастикой «Петербургских повестей» (природа фантастического, художественные функции фантастики)? Подумайте, почему принцип циклизации является едва ли не доминирующей жанровой особеенностью русской прозы данного периода («Вечер на кавказских водах» А.А. Бестужева-Марлинского, «Повести Белкина» А.С. Пушкина, Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» Н.В. Гоголя и др.)?


^ Практическое занятие № 8

«Натуральная школа» – ведущее направление русской литературы

40-х  50-х годов XIX века Роман А.И. Герцена

«Кто виноват?» как произведение «натуральной школы».

Цель занятия:

Закрепить представление о литературном процессе как концептуальном целом. Выявить природу «натуральной школы» – ведущего литературного направления 40-х 50-х годов, её состав, специфику творческого метода, жанрово-стилевой системы.


План

1.Причины формирования «натуральной школы». Н.В. Гоголь как её предтеча.

2.Состав, органы издания «натуральной школы», Л.Г. Белинский – идеолог и теоретик.

3.Двойственная природа творческого метода писателей «натуральной школы», ее первопричины.

4.Жанровое новаторство писателей «натуральной школы».

5.Поиски «натуральной школы» в области тематики, сюжетосложения и стиля.

6.Какие закономерности (черты) «натуральной школы» нашли свое отражение в романе А.И. Герцена «Кто виноват?

Литература

Лекция о «натуральной школе».

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года.

Взгляд на русскую литературу 1847 года.

Кулешов В.И. «Натуральная школа»

Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX века: Пушкин, Герцен, Толстой,

М., 1984.

Журавина Л.В. От Пушкина до Шаламова. Русская литература в двух измерениях. Волгоград, 2003.

Туниманов В.А. А.И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX века М., 1994


^ Методические рекомендации

При подготовке к занятию необходимо внимательно прочитать и составить краткий конспект статей В.Г. Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года» и «Взгляд на русскую литературу 1847 года», сконцентрировать внимание на суждениях Белинского о «натуральной школе» и активной защите принципов нового литературного направления, разобраться в оценке специфики таланта двух ведущих писателей «натуральной школы» – А.И. Герцена и И.А. Гончарова. При анализе романа «Кто виноват?» выявить прежде всего характер решения проблемы среды (жизненных обстоятельств героев, их прошлого), предопределившем своеообразие сюжетно-композиционного рисунка произведения. Подумайте, как отразилось многогранная личность А.И. Герцена - идеолога, мыслителя и художника - при создания образов-характеров произведения, в манере повествования, стилистических особенностях произведения.

^ Практическое занятие № 9

Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Цель занятия:

Осмыслить место романа «Обломов» в трилогии И.А. Гончарова («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), специфику его таланта в целом. Закрепить навыки целостного анализа художественных произведений, приобщиться к современной дискуссии по поводу природы типического в образе Обломова


План

1.Своеобразие манеры письма Гончарова-прозаика. Н.А. Добролюбов о художественном мышлении Гончарова.

2.Проблематика романа «Обломов», ее связь со временем написания произведения.

3.Неоднозначность образа Обломова (сложная взаимосвязь Историко-социального с национально характерным)

4.Принцип детализации в романе и его художественные функции.

5.Особенности композиции романа, место в ней «Сна Обломова», их значение в раскрытии ведущей идеи произведения.

^ Методические рекомендации

При подготовке к занятию нужно внимательно прочитать статью Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», отразив в контексте статьи прежде всего три позиции: размышления критика о специфике художественной манеры Гончарова и его принципах типизации, о социальной сущности Обломова, его месте в галерее «лишних людей», о героине романа – Ольге Ильинской.

Работая по 4 пункту плана, необходимо посмотреть в первой части романа, как через прием подробного и всестороннего описания героя и того, что его окружает (описание внешности, движений, одежды Обломова, его комнаты, слуги Захара) создается образ-характер. Через анализ ситуаций общения Обломова с визитерами – представителями Петербурга светского (Алексеев), чиновничьего (Судьбинский), России помещичьей (Тарантьев), буржуазной (Пенкин, Штольц) постарайтесь понять социальную, нравственную, эстетическую ориентацию Обломова как «лишнего человека» и одновременно носителя русского менталитета. Уделите особое внимание «Сну Обломова», выявив его роль в идейном звучании романа.

Литература

Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова М.,1996

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике Л.,1991

Ляпушкина Е.И. Русская идиллия XIX века и роман И.А. Гончарова «Обломов» СПб.,1996


Приложение №3

Методические указания для преподавателя и студентов

по организации и выполнению самостоятельной работы по курсу

«История русской литературы ХIХ века» (1 часть) (72 часов)


Раздел, тема

Объем в часах

Форма работы

Вид контроля

Источники, литература

Литературный процесс в России начала Х1Хв.(судьбы классицизма и сентиментализма, полемика вокруг реформы Н. М. Карамзина. Литературные общества «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас».


4


самостоятельное

изучение



тематическая консультация

Кулешов В.И. История русской литературы. Учебное пособие для вузов. М., 2004.

Котляревский Н. А Литературные направления александровской эпохи. М.,2000

История русской литературыХ1Х века:1800-1830.В двух частях. М., 2001

Маленькие трагедии А. С. Пушкина (социально-филосовская проблематика, особенности драматургии)




4


самостоятельное

изучение


тематическая консультация

Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина.1826-1830(любое издание)

Коган Л. А. Опыт драматического человековедения. О философии маленьких трагедий//Вопросы философии.2003 №4

Поэты пушкинского круга



4

доклады студентов


дополнительное семинарское занятие

В. Рождественский

В созвездии Пушкина(любое издание)

Драматургия Н. В. Гоголя. Ревизор.

4

самостоятельное

изучение

тематическая консультация

Храпченко М. Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М.,1984

Русская литература Х1Х-ХХ вв. в2-х томах. Т.1, М., 2001

Манн Ю. В. Гоголь Труды и дни. 1809-1845гг. М., 2004.

Чтение текстов художественных произведений

36

чтение в течение всего семестра


периодическая проверка знаний:

конец октября-романтики, Пушкин, Лермонтов;

конец ноября- Гоголь, Некрасов;

конец декабря-Герцен, Гончаров

Художественные произведения

Жуковского

Батюшкова

Рылеева

Пушкина

Лермонтова

Гоголя

Некрасова

Тютчева

Фета
Герцена

Гончарова

Стихотворения, отрывки произведений на память

10

учить в течение

всего семестра

периодическая проверка во время консультаций:

сентябрь-октябрь-романтики,Пушкин,

ноябрь-Лермонтов, Кольцов, Некрасов;

декабрь-Тютчев, Фет

Лирика

Жуковского

Батюшкова

Рылеева

Пушкина

Лермонтова

Кольцова

Некрасова

Тютчева

Фета

Конспектирование критических статей, глав монографий

10

чтение и конспектирование в течение всего семестра

Проверка, отработка на практических занятиях

Пушкин А. С. Опрозе; о романе; «Драма родилась на площади…»

Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине

Белинский В. Г. Цикл статей о Пушкине.Статьи 5, 8, 9.

Стихотворения Лермонтова

Герой нашего времени

Статьи(2) о Мертвых душах Н. В. Гоголя

И. А. Крылов

О жизни и сочинениях А. Кольцова

Взгляд на русскую литературу 1846 года

Взгляд на русскую литературу 1847 года

Герцен А. И. О развитии революционных идей в России(гл.5)

Гончаров И. А. Мильон терзаний

Непомнящий В. С. Лирика Пушкина как духовная биография М., 2001

Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике Л.,1991




Скачать 408.03 Kb.
оставить комментарий
Дата12.10.2011
Размер408.03 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх