Учебно-методический комплекс по дисциплине «литературоведение» для студентов 5 бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине «литературоведение» для студентов 5 бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «материаловедение» Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «выразительное чтение» для студентов 3 курса рб до...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональные навыки менеджера» уфа-2011...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инновационный менеджмент» Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине: «морфология современного русского литературного...
Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология»...
Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология»...
Учебно-методический комплекс по специальности 050706 (031000) «педагогика и психология»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Предпринимательство» Для специальности: 050506...
Учебно-методический комплекс по дисциплине землеведение учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «материаловедение» Учебно-методический комплекс...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4
скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ


ФАКУЛЬТЕТ БАШКИРСКОЙ ФИЛОЛОГИИ


Кафедра русского языка и литературы


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 5 БР ДО


Учебно-методический комплекс Составитель: к.ф.н.,

обсужден и утвержден доцент

на заседании кафедры М.Ш. Кагарманова

Протокол № 1 от 9.09.2008 г.


Заведующий кафедрой _________ доцент М,Ш.Кагарманова


Стерлитамак 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ


1-2 Государственный стандарт.

3. Введение.

4. Цель и задачи учебного курса.

5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

6. Основные виды занятий и особенности их проведения.

7. Техническое обеспечение дисциплины.

8. Объем и сроки учебного курса.

9. Рабочая программа.

10.Планы практических занятий.

11. График руководства самостоятельной работой студентов.

12.Литература.

  1. Методические рекомендации преподавателям.

  2. Методические рекомендации студентам.

  3. Лекции.

  4. Вопросы для самоконтроля.



^




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Утверждаю

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г.Свинаренко


____________________


«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

710 пед/сп (новый)




^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 033000.00 Родной язык и литература

с дополнительной специальностью


Квалификация учитель родного языка, литературы и _____

(в соответствии с дополнительной специальностью)





Вводится в действие с момента переутверждения

вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., 397пед/сп)


Москва 2005



ДПП.Ф.07
^

Теория литературы. Поэтика


Литература как особый вид духовной деятельности человека: сущность, содержание и специфика художественной литературы. Теория литературы: основные закономерности развития литературного процесса, основные литературоведческие термины и понятия, литературоведческие школы. Специфика жанров и стилей родной литературы. Основные понятия литературы. Образность, метод, художественность. Содержание и форма в художественном творчестве. Тема и идея. Система образов. Сюжет и композиция художественного произведения. Особенности языка произведений художественной литературы. Анализ литературного процесса. Роды и виды литературы. Жанры. Стили и течения.

Специфика образности в искусстве слова. Художественная речь. Стихотворная и прозаическая формы речи. Теория стихосложения. Теория прозы. Художественный текст. Структура художественных литературных произведений разных жанров. Стиль произведения. Творческий метод и стиль писателя. Поэтика писателя.

136



ВВЕДЕНИЕ


Курс «Литературоведение» носит обобщающий характер, так как изучается на завершающем этапе учебного процесса.

Современная теория изучает литературные явления в трех основных направлениях:

1) общие специфические свойства художественной литературы как вида искусства;

2) поэтика литературного произведения;

3) пути его художественного восприятия и научного анализа.

В тесной связи с этими тремя направлениями находятся вопросы литературоведческой историографии. Материал курса распределен по четырем разделам:

История становления науки о литературе.

Особенности литературы как вида искусства.

Поэтика литературного произведения.

Закономерности развития литературы.

Содержание основных разделов и тем лекционного курса позволит студентам увидеть взаимосвязь, взаимообусловленность изучаемых явлений, их системность.

Особенность преподавания литературоведения на башкирско-русском отделении факультета башкирской филологии состоит в том, что студентам БРО на первом курсе не читалось «Введение в литературоведение» на материале русской и зарубежной (западноевропейской) литератур. В силу этого отдельные вводные темы, предусмотренные учебным планом РО филологического факультета для первокурсников, включены в рамки данной программы.

Данная рабочая программа составлена с учетом типовых программ: Программы педагогических институтов. Теория литературы.- М.: Просвещение, 1987 (Составитель – Л.М. Крупчанов).

Также сделана опора на учебную программу по теории литературы, составленную на кафедре русской и зарубежной литературы СГПИ: Программа по курсу «Теория литературы » - Стерлитамак: СГПИ, 1997, СГПА 2007 (Составитель – доктор филологических наук, профессор В.А. Беглов).


^ Цель и задачи учебного курса


цель курса – обобщить, углубить и расширить знания студентов-филологов, полученные в процессе изучения историко-литературных курсов, сформировать у выпускников систему литературоведческих категорий и понятий, закрепить то, что было освоено в процессе изучения историко-литературных курсов.

Задачи курса:

  • определить природу и сущность литературы как вида искусства, ее роли в жизни человека и общества;

  • изучить основные законы литературного творчества;

  • освоить опорные понятия и категории литературоведения;

  • совершенствовать навыки анализа художественных произведений, для этого вооружить студентов как теоретико-литературными и методологическими знаниями, так и исследовательскими умениями;

  • сформировать понимание главнейших тенденций и закономерностей в развитии как русского историко-литературного процесса, так и мирового.



^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения курса Литературоведение студенты должны: знать и усвоить:

  • базовые литературоведческие категории и понятия;

  • методологию литературоведческих учений, освоенную с опорой на их историю;

  • разные методы, виды и приемы литературоведческого анализа;

уметь:

  • ориентироваться в ключевых проблемах литературного развития;

  • добывать и применять научную информацию, работать с исследовательской и справочной литературой;

  • самостоятельно анализировать литературные произведения, принадлежащие различным методам, направлениям, школам;

  • применять выработанные в вузе навыки во время педагогической практики и в перспективе преподавательской деятельности;


владеть навыками:

  • литературоведческого анализа как конкретных произведений, так и целостных явлений литературной жизни эпохи и исследовательского подхода к ним;

  • изучения литературоведческих и критических материалов;

  • самостоятельного анализа произведений как русской, так и зарубежной литературы и исследовательского подхода к явлениям литературы;

  • самостоятельно добывать научную информацию и применять ее в практике анализа литературы.



^ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ


Организация изучения теоретико-литературного курса, предусматривающая прежде всего соотношение лекционного материала и тем практических занятий, а также тем, выносимых на самостоятельное изучение, определяется следующими моментами: 1)объемом часов, заложенным в учебном плане; 2)типовыми программами по литературоведению; 3) программами, составленными на кафедрах русской и зарубежной литературы, русского языка и литературы СГПА (1997 – 2008 гг.).

Конкретные виды и формы работы зависят от условий обучения в Стерлитамакской педакадемии, таких как, прежде всего обеспеченность текстами, учебниками и учебными пособиями, научной литературой, справочными источниками.

Работа преподавателя литературоведения строится таким образом, чтобы сформировать у студента-филолога положительную установку на теоретический материал. Этому подчинены все виды работы, которые направлены на качественное освоение материала, формирование исследовательского подхода к литературе, формирование навыков самостоятельной работы, умение практически применять полученные знания.

Так как курс Литературоведение изучается на заключительном этапе обучения студентов-филологов, преподавателю целесообразно практиковать такие типы лекций, которые направлены на обобщение в основном известного историко-литературного материала – проблемные, лекции-визуализа­ции, лекции-диалоги. С помощью таких лекций возрастает роль диалогического взаимодействия и общения, усиливается процесс форми­рования профессионально значимых качеств будущих специалистов.

^ Семинарские занятия призва­ны обеспечить развитие творческого профессионального мышле­ния, познавательной мотивации и профессионального использова­ния знаний выпускников в учебных условиях. Профессиональное использование знаний для будущего филолога — это свободное владение языком литературоведческой науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, оп­ределениями, знание как фактов рассматриваемого произведения, так и научных концепций и методологий. Опираясь на знания, умения и навыки, приобретенные на предыдущих курсах, студенты-выпускники должны совершенствовать навыки анализа художественных произведений, выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками поста­новки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказатель­ства и опровержения, отстаивания своей точки зрения, демонстра­ции достигнутого уровня теоретической подготовки. Чтобы обеспечить эффективность занятий, преподавателю необходимо изыскивать разнообразные способы и приемы активизации студентов, что достигается прежде всего за счет четко разработанных заданий и вопросов к планам практических занятий. Семинарские занятия являются гибкой формой обучения, предполагающей наряду с направляющей ролью преподавателя интенсивную самостоятельную работу будущих специалистов. Се­минар связан со всеми видами учебной работы, и, прежде всего, с лекционным преподаванием и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самоподготовки студентов.

^ Самостоятельная работа студентов остается важным звеном в подготовке специалистов, так как на заключительном этапе вузовского обучения становится своего рода проверкой на профессиональную компетентность будущего филолога. Этому подчинены такие виды работы, как проведение собеседований по конспектам для выявления уровня освоения материала.

Эффективными в плане организации самостоятельного освоения материала студентами и индивидуализации обучения являются формы работы, предусматривающие вовлечение студентов в деятельность преподавателя. Можно практиковать игровые приемы на семинарских и практических занятиях, когда заранее подготовившийся студент проводит фрагмент занятия, выступая при этом «дублером» преподавателя. На этом же этапе обучения практикуются занятия, содержанием которых становятся выступления студентов с самостоятельным анализом произведений. Подобные формы работы предусмотрены в планировании ряда практических занятий.

Курс завершается зачетом, подготовка к которому осуществляется на протяжении всего процесса изучения дисциплины: на практических и семинарских занятиях, на промежуточных коллоквиумах и микрозачетах по основным разделам курса (отдельные из них проводятся в тестовой форме). Также в самом начале изучения дисциплины преподаватель ориентирует студентов на перечень вопросов для самоконтроля.


^ 4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Для обеспечения преподавания курса «Современного русского языка» Раздел: 1. Фонетика. Графика. Орфография» необходимо:

  1. оборудованные аудитории;

  2. аудио-видео аппаратура; видеокассеты и диски с материалами, иллюстрирующими содержание художественных произведений;

  3. интерактивная доска;

  4. мультимедийные технические средства;

  5. прочие современные наглядные материалы.



^ 5. ОБЪЕМ И СРОКИ УЧЕБНОГО КУРСА


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

80

4 сем.

Аудиторные занятия

60

4 сем.

Лекции

36

4 сем.

Практические занятия

24

4 сем.

Самостоятельная работа

12

4 сем.

Вид итогового занятия(зачет)




Зачет






Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Стерлитамакская государственная педагогическая академия»


Утверждено

на заседании кафедры

русского языка и литературы


(протокол № 1 от_9.09.2008 г.)

Зав. кафедрой: Кагарманова М.Ш.


Рабочая программа


По дисциплине Литературоведение вид дисциплины Теория русской литературы

(наименование дисциплины) (общий курс)


Специальность: для студентов 5 курса БР очной формы обучения по специальности 050302 – Родной (башкирский) язык и литература; Русский язык и литература

(наименование специальности)

Учебных часов по учебному плану:

всего 44 часа, в том числе

лекций 26

сем. и практ. 18

Учебно-методический комплекс разработан: лабор. зан. –

консультаций – 2

^ Канд. филол. наук, доцентом Кагармановой М. Ш. зачеты – 6 (ф. и. о., должность, уч. степень)





п /п

Тема и содержание

Форма изучения материала (лекции, практ., семин., лабор. зан., самост. работа)

Кол-во часов


Межпредметн. связи


Иннова-цион-ные методы в обуче-нии



Основная и доп. лит-ра (с указанием номеров глав, параграфов), рекомендуемая студентам

Задания для самостоят. работы студентов (с указанием лит-ры, номеров заданий)

Кол-во часов

Форма контроля самостоят. работы студентов (коллоквиумы, контр. работы, компьютерные тесты, конспектир-ние, рефериров-ние, микрозачеты и др.)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Введение: Литературоведение как наука и учебная дисциплина

Лекция

2

История русской и зарубежной литературы; литературная критика, библиография, текстология.



1, 2, 3,4,5, 18, 20.




2




2.

История становления литературоведческой мысли: от античности до XXI века; основные методологии.

Лекция

4

История и культура России и зарубежных (европейских) стран; эстетика; история философии

Интерактивная доска

6, 7, 8, 9, 13, 30.

Повторить разделы истории философии, составить конспекты

4

Собеседование по конспектам

3.

Особенности литературы как искусства слова.

Лекция

2

История литературы, фольклор, языкознание, философия, эстетика

Мультимедийные технологии

1, 2, 8, 9, 15, 16, 17,

Конспекты литературоведческих исследований

2

Собеседование по конспектам

4.

Роды и виды литературы

Лекция

2

История литературы, фольклор, эстетика, философия.

Мультимедийные технологии

8,9,10,

11,18, 34

Конспекты литературоведческих исследований, самостоятельный анализ произведений.

2

Собеседование по конспектам, опрос по анализу

5.

Художественный образ, образ и тип; проблема типизации в литературе

Лекция

4

История литературы, фольклор, эстетика; философия

Мультимедийные технологии

8,9,15,16,17.

Конспекты литературоведческих исследований

2

Собеседование по конспектам

6.

Поэтика литературного искусства:

а) внутренний мир произведения; его компоненты; хронотоп;

б) композиция литературного произведения.


Лекция

4

История литературы, фольклор, эстетика, философия.

Мультимедийные технологии

8,9,10, 15,16,17, 37.

Конспекты литературоведческих исследований

2

Собеседование по конспектам

7.

Форма и содержание литературного произведения

Лекция

2

История литературы, фольклор, эстетика, философия.

Мультимедийные технологии

8,9,10, 15,16,17, 37.

Конспекты литературоведческих исследований

2

Собеседование по конспектам

8.

Язык художественной литературы:

а) тропы;

б)поэтический синтаксис.

Лекция

4

Языкознание, эстетика, история литературы, фольклор,

Мультимедийные технологии

8,9,10, 15,16, 17.

Самостоятельный анализ языка худо-жественных произведений (тексты на выбор)

4

Собеседование по подготовленным материалам анализа

9.

Литературный процесс

Лекция

4

История, культура России и зарубежных (европейских) стран, История литературы, фольклор,

Мультимед. технологии

8, 9, 22, 24

Конспекты литературоведческих исследований

4

Собеседование по конспектам

10.

Способы анализа художественных произведений.

Лекция

2




Мультимед. технологии

21, 23, 33.

Самостоятельный анализ произведений (по выбору студентов).

4

Собеседование по подготвленным материалам анализа

1.

Роды и виды литературы

Практ. занятие

4

История литературы, фольклор, эстетика, философия.

Мультимед. технологии

Литература к теме практ. зан. № 1

Конспекты литературоведческих исследований

2

Микрозачет

2.

Художественный образ и проблема типизации в литературе

Практ. занятие

2

Эстетика, философия, история литературы, фольклор

Мультимед. технологии

Литература к теме практ. зан. № 2

Конспекты литературоведческих исследований

2

Микрозачет

3.

Внутренний мир художественного произведения

Практ. занятие

4

Эстетика, философия, история литературы, фольклор

Мультимед. технологии

Литература к теме практ. зан. № 3

Конспекты литературоведческих исследований

4

Выступления с самостоятельным анализом выбранного произведения

4.

Художественная речь

Практ. занятие

4

Языкознание, эстетика, история литературы, фольклор,

Мультимед. технологии

Литература к теме практ. зан. № 4

Самостоятельный анализ языка художественных произведений (тексты на выбор)

4

Выступления с самостоятельным анализом выбранного произведения

5.

Литературный процесс

Практ. занятие

2

История литературы, фольклор, эстетика, философия.

Мультимед. технологии

Литература к теме практ. зан. № 5

Составление конспектов литературоведч.исследований

2

Собеседование по подготвленным материалам

6.

Стиховая форма литературы

Практ. занятие

2

История русской и зарубежной литературы, фольклор.

Интерактивная доска

Литература к теме практ. зан. № 6

Самостоятельный стиховедческий анализ стихотворений разных эпох (тексты на выбор)

2

Выступления с самостоятельным анализом выбранного произведения

Всего: лекций – 26 часов; практич. зан. – 18 часов



^ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 1: Роды и виды литературы


1. Разделение литературы на роды.

Задание:

а) охарактеризовать каждый из родов литературы, выделив в определении специфичность рассматриваемого рода;

б) как Аристотель, Гегель, Белинский объясняют особенности родов поэзии.

2. Виды (жанры) литературы.

Задание:

а) дать определение жанра как видовой категории литературы -надо знать опре деления разные (в «Словаре литературоведческих терминов»; КЛЭ - статья жанр; Г.Н. Поспелова; Н.Л. Лейдермана и др.).

б) назовите жанры эпической, лирической, драматической поэзии; дайте определение каждого из жанров (по словарям, КЛЭ).

в) объясните понятие «Жанровая разновидность» - приведите примеры.


ЛИТЕРАТУРА


1. Гегель. Эстетика: В 4 т. М., - 1970.- Т. 3.

2. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды II Белинский В :
Собр. соч. В 9 т. - М., - 1978.- Т.

3. КЛЭ В 9 т. (тома по статьям).

4. Словарь литературоведческих терминов. М., - 1974.


ТЕМА : Художественный образ. Образ и тип.


1. Художественный образ как теоретическая проблема. Определения художественного образа

2. Функции художественного образа (эстетическая, познавательная, воспитательная): историческое развитие образа.

3. Отношения образа и действительности:

а) понятие образа – персонажа;

б) художественное произведение как «образ мира».

4. Образ и тип:

а) типизация как категория искусства;

б) диалектическое соотношение «типических характеров и типических обстоятельств».

в) образ – персонажа и прототип; проблема художественного вымысла.

5. Образ и слово.


ЛИТЕРАТУРА


1. Гегель. Эстетика. В 4 томах (любое издание).

2. Гей Н.К. Искусство слова. М., 1967.

3. Чудаков А.П. Слово – вещь – мир: От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М., 1992.

4. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

5. Грехнов В.А. Словесный образ и литературное произведение. Нижний Новгород. 1997.

6. Зарецкий В.А. Образ и тип в литературном процессе. // Проблемы художественной типизации и читательского восприятия литературы. – Стерлитамак.- 1990.- С. 10-12.

7. К.Л.Э. соответствующие статьи.

8. Словарь литературоведческих терминов.


ТЕМА : Внутренний мир художественного произведения


  1. Понятие о внутреннем мире художественного произведения. Проблема целостности литературного произведения.

  2. Произведение как образ мира:

а) параметры внутреннего мира;

б) временно-пространственная организация произведения и сюжета;

в) композиция художественного произведения.

3. «Сюжет – композиция действительности» Е.С.Добин.

а) сюжет эпического произведения;

б) сюжет драматического произведения;

в) сюжет лирического стихотворения.

4. Сюжет и мотив.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы 19068. № 8.

  2. Корман Б.О. О целостности литературного произведения // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1977 № 6.

  3. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Л., 1976.

  4. Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ) Тома 1-9. Статьи «Сюжет», «Хроника», «Композиция», «Мотив».

  5. Словарь литературоведческих терминов.



ТЕМА: Стиховая форма литературы


  1. Стихотворная и прозаическая виды речи. Специфика стихотворной речи.

  2. Факторы ритмообразования в стихе.

  3. Основные системы стихосложения:

а) Силлабическое стихотворство, его основные принципы. Польский и
русский силлабический стих;

б) Метрическая (античная) система стихосложения; основные принципы:

в) Тонический (народный) стих.

4. Силлабо-тоническая система стихосложения:

а) понятие стопы в системе силлабо-тонического стиха; виды стоп;

б) метр и размер стиха.

5. Особенности стихосложения XX века..


ЗАДАНИЕ:

по пунктам 3. 4, 5 ответы надо обосновать примерами из поэзии XVIII - XX веков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федотов О.И. Основы русского стихосложения.- М., 1997.

  2. Холшевников В.Е. Основы стиховедения.- Л. 1972.

  3. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия.-Л., 1992.

  4. Жирмунский В.М. Теория стиха. -Д.. 1975.

  5. Западов В.А. Русское стихосложение XVIII начала XIX в. (ритмика).-
    Л., 1974,

  6. Словари, энциклопедии - соответствующие статьи.



ГРАФИК

^ РУКОВОДСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ:


1. Методы и приемы литературоведческого анализа; с учетом

родо-видовой специфики художественных произведений:

а) Эпические произведения: Ф.М. Достоевский «Идиот»;

А.П. Чехов «Дом с мезонином»; М.Зощенко «Нервные люди».

б) Драматические произведения: Н.В. Гоголь «Ревизор»,

А.П. Чехов «Три сестры».

в) Лирические произведения: А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом»;

А.А. Блок «Незнакомка».


2. Концепция М.М. Бахтина: «Автор – герой – читатель».


3.Концепция Д.С. Лихачева: Прогрессивные линии литературного развития.


4.Самостоятельный анализ художественного произведения – выступления студентов с сообщениями.


ЛИТЕРАТУРА

1. Беглов В.А. Актуальные вопросы теории литературы. Стерлитамак, 2002.

2. Хализев В.Е. Теория литературы .- М., 2000.

3. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы:В 2 т. М., 2004

4. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1971, 1976.

5. Поспелов Г.Н. Теория литературы .- М., 1978.

6. Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н. Осьмакова.- М., 1982.

7. Николаев П.А., Курилов А.С., Гришунин А.Л. История русского литературоведения.

8. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

9 Гегель Г. Эстетика: В 4-х т. – М., 1971.

10. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. – М., 1959.

11. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. – Собр.соч.:

В 9-ти т. – М., 1978, т.3, С. 294 – 350.

12. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. – М., 1974.

13. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. – М., 1975.

14. Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древ негреческой литературы. – М., 1981.

15. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986.

16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

18. Беглов В.А. Эпопея в русской литературе. М., 2005.

19.Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. В мастерской художника слова // избранные труды по теории литературы. – М., 1964.

20. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. – М., 1980.

21. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М., 1961.

22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

24. Гачев Г.Д. Эпос. Лирика. Театр. – М., 1968.

25. Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы. – М., 1964.

26. Жирмунский В.М. Избранные труды. – Л., 1977.

27. Жирмунский В.М. Теория стиха. – Л., 1975.

28. Историческая поэтика. (Литературные эпохи и типы художественного сознания). – М., 1994.

29. Типологические проблемы русского реализма. – Л., 1974.

30. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества.- Спб., 1996.

31. Лихачев Д.С. О филологии. – М., 1989.

32. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965.

33. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

34. Мелетинский В.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

35. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. – Л., 1925.

36. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

37. Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. – М., 1987.

38. Шиловский В.Б. О теории прозы. – М., 1983.

39. Якобсон Р.О. Работы по поэтике. – М., 1987.

40. Проблемы теории литературной критики / Под ред. П.А. Николаева, Л.В. Чернец. – М., 1980.

41. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

42.Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения / Ред. М.Б. Храпченко и др. – М., 1986.


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ


В целях оптимизации преподавания теоретико-литературного курса предлагаются следующие направления, формы и виды работы:

  • в процессе изучения курса Литературоведение преподаватель должен гибко использовать различные типы лекций: проблемные, лекции - визуализа­ции, лекции-диалоги; с помощью таких лекций обеспечивается активное освоение студентами содержа­ния лекционного материала, возрастает роль диалогического взаимодействия и общения, усиливается процесс форми­рования профессионально значимых качеств будущих специалистов-филологов;

  • поскольку курс изучается на завершающем этапе и носит в целом обобщающий характер, преподавателю целесообразно иметь установку на системное формирование у студентов теоретико-понятийного мышления как в процессе чтения лекций, так и на практических занятиях;

  • гибко использовать разнообразные типы практических занятий, направленных на раскрытие эстетической ценности каждого изучаемого произведения;




  • исходя из специфики литературоведения как теоретической дисциплины, надо обучать студентов-филологов самостоятельно строить суждения по литературоведческим проблемам, в этом плане целесообразно регулярно проводить собеседования по материалам литературоведческих исследований, ставить во время собеседований проблемные вопросы, направленные на углубленное освоение изученного материала;

  • практиковать ведение студентами конспектов, содержащих краткие записи прочитанного, регулярно проверять их;

  • в процессе изучения литературоведческого курса учить студентов самостоятельно добывать научную информацию, для этого практиковать групповые консультации с целью закрепления навыков конспектировани исследовательской литературы, учить выделять основные положения в монографиях и научных статьях; проводить собеседования по конспектам для выявления уровня освоения материала;

  • в этом же направлении обучать студентов осваивать материалы литературной критики XVIII – XIX веков;

  • обучать студентов навыкам самостоятельного анализа художественных произведений, принадлежащих разным родам и жанрам; преподаватели не ограничиваются лишь указанием тем, выносимых для самостоятельного изучения, а с первых курсов обучают навыкам самостоятельного освоения материала;

  • эффективными в плане организации самостоятельного освоения материала студентами и индивидуализации обучения являются формы работы, предусматривающие вовлечение студентов в деятельность преподавателя: практиковать включение в лекцию преподавателя небольших выступлений студентов по локальным вопросам лекционной темы;

  • использовать игровые приемы на семинарских и практических занятиях, когда заранее подготовившийся студент проводит фрагмент занятия, выступая при этом «дублером» преподавателя;

  • практиковать занятия, содержанием которых становятся выступления студентов с самостоятельным анализом произведений; подобные формы работы предусмотрены в планировании практических занятий по ряду тем;

  • сформировать у студента-филолога положительную установку на материал и будущую специальность – учителя-словесника; этому подчинены виды работы, направленные на качественное освоение материала, формирование исследовательского подхода к литературе, формирование навыков самостоятельной работы, умение практически применять полученные знания;

  • с учетом контингента студентов факультета башкирской филологии практиковать проведение параллелей между произведениями русской классической литературы с башкирской литературой, направленные на выявление типологических связей и отличий литератур.







оставить комментарий
страница1/4
Дата12.10.2011
Размер0,89 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх