Пояснительная записка. Сценарий урока литературы по пьесе А. Н. Островского «Гроза» с использованием интегрированной образовательной среды «км-школа». Вступительное слово учителя. Постановка задач icon

Пояснительная записка. Сценарий урока литературы по пьесе А. Н. Островского «Гроза» с использованием интегрированной образовательной среды «км-школа». Вступительное слово учителя. Постановка задач


17 чел. помогло.
Смотрите также:
Тема «Темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»...
Тема «Темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»...
План проведения урока. Определение темы и задач урока...
План проведения урока. Определение темы и задач урока...
План урока: Вступительное слово учителя, постановка целей урока. Изложение нового материала...
План проведения урока: Определение целей и задач урока, мотивация учащихся...
Урок литературы в 10 Вклассе по пьесе А. Н. Островского «Гроза»...
План урока: Вступительное слово учителя. Цели и задачи урока...
План урока-лекции с мультимедийной поддержкой в 10 классе...
План урока. Начало урока. Вступительное слово учителя французского языка...
Тема урока: Свержение монархии...
Конспект открытого урока в 11Б классе «Счастливый случай»...



Загрузка...
Негосударственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Творчество»










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕТЕВОГО УРОКА

ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

«КМ-ШКОЛА»


«ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.

^ АНАЛИЗ ТЕКСТА»


Составитель:

учитель русского языка и литературы

к.п.н. ИСЛАМОВА Марина Владимировна

443110 г. Самара

ул. Осипенко, 14

тел. (846) 334-26-81

270-31-48

E-mail: savina@samaramail.ru


Самара

2007

С о д е р ж а н и е

  1. Пояснительная записка.

  1. Сценарий урока литературы по пьесе А.Н.Островского «Гроза» с использованием интегрированной образовательной среды «КМ-школа».

    1. Вступительное слово учителя. Постановка задач.

    2. Этап текстовой характеристики места разворачивающихся событий пьесы.

    3. Анализ текстовой характеристики действующих лиц пьесы – жителей города Калинова . Материалы для самостоятельной работы учащихся.

    4. Этап самостоятельной обработки материала и защиты полученных в группах результатов описания главных действующих лиц драмы и их взаимоотношений.

    5. «Жестокие нравы» города Калинова. Обобщение, систематизация полученного учащимися материала. Выводы.

    6. Рефлексия: итоги работы.

3. Технологическая карта урока.

4. Фрагмент модульного планирования курса литературы в 10 классе.

5. Приложение.


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современная система образования ориентирована на формирование личности, которая умеет самостоятельно творчески решать научные и производственные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически пополнять и обновлять свои знания в процессе самообразования. В связи с этим перед современной школой встает задача формирования и развития у обучающихся самостоятельной деятельности не только традиционными педагогическими средствами, но и с помощью информационных технологий, которые очень хорошо сочетаются с механизмом получения, обработки и запоминания информации человеком.

Однако полноценное использование тех инструментов, которые получают в свое распоряжение учителя-предметники, совсем не простая задача.

Для эффективного изложения учебной информации с помощью мультимедиа получены следующие фундаментальные принципы построения обучения (по Рапуто А.Г. Развитие визуально-образного мышления и навыков эффективного применения средств мультимедиа у учителей предметников // Информатика и образование, 2007, №7.):

  • принцип многосредовости – человек лучше запоминает материал, который представлен в виде текста и иллюстраций;

  • принцип последовательности – посторонний материал должен быть исключен из содержания;

  • принцип смежности – текст и иллюстрации должны быть представлены одновременно и рядом на экране;

  • принцип модальности – сочетание анимации и речевого сопровождения дает лучший эффект, нежели сочетание анимации и текста;

  • принцип сигнала – материал должен иметь ясную структуру, оглавление и систему заголовков;

  • принцип персонализации – диалоговый стиль обучения дает лучший результат.

Предлагаемая нами методическая разработка уроков литературы представляет собой мини-технологию по использованию современных средств мультимедиа, ориентированную на формирование у школьников поискового стиля мышления, обучение обоснованно пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально-образного мышления.

В методических поисках учителя-филолога всегда будет два слагаемых: использование традиций и поиски нового. Программа и учебники решают эту задачу сейчас по-разному. Но, какими бы современными средствами и технологиями подачи и изучения материала мы ни оперировали, конкретные задачи ученика и учителя при изучении предметов филологического цикла – сформировать читателя художественных произведений, способного понять, почувствовать и оценить в меру своих возможностей каждую прочитанную книгу, найти и полюбить авторов, которые будут ближе всего именно данному ученику, уметь выбрать художественное произведение для чтения, уметь при необходимости его исполнить.

Общая цель изучения предмета – сформировать представление учащихся о художественной литературе как искусстве слова. Однако эта общая цель реализуется в россыпи разных по своим масштабам, но равно необходимых частных целей, к достижению которых ведут как эмоциональные усилия учителя и учащихся, так и разнотипные познавательные задачи, и необходимость чистого «тренажа» начинающих читателей, овладевающих словом не только как орудием коммуникации, но и как художественной ценностью.

Одной из таких частных целей изучения художественного произведения и является этап изучения самого текстового материала (или углубление знакомства с текстом).

Изучение текста, углубленное знакомство с ним происходит при размышлении над текстом и при его повторном чтении. Этот этап является важной составляющей учебного процесса на уроках литературы, так как это главная помощь читателю в формировании способности размышления над текстом.

Задача учителя и ученика не только в воспроизведении фрагментов текста или произведения в целом, не только в запоминании его, а в восприятии эстетически совершенного текста, в собственных раздумьях и в собственных эмоциональных оценках. И ученика и учителя должен воодушевить поиск истины, который осуществляется в эвристической беседе о произведении, в комментариях учителя и ученика, в различных формах пересказов.

В процессе анализа художественного произведения или совместного раздумья над текстом, которое приводит к сопереживанию главным героям произведения, мы используем самые различные задания. Одни целиком предполагают репродукцию, то есть воспроизведение текста. Другие помогают читателю стать соучастником творческой деятельности писателя. Такие вопросы принято называть творческими.

Приемы углубленного знакомства с произведением могут быть различны: беседа, комментарии, анализ реплик и высказываний, сопоставление с другими видами искусства и пр. Однако совмещение традиционных приемов с возможностями современных мультимедийных программ может дать более высокую результативность работы учащихся, особенно старших классов. Использование разнообразных интерактивных средств на уроках призвано помочь педагогу сделать процесс обучения более интересным, что позволяет лучше формировать и знаниевые и компетентностные компоненты обучения.

Именно такими возможностями обладает интегрированная информационная среда «КМ-школа», представляющая собой не только богатый дидактический мультимедийный материал для подготовки уроков, но и доступный в пользовании как учителю, так и учащемуся конструктор слайдов.

В связи с этим нам представляется особенно целесообразной интеграция традиционных приемов анализа текста художественного произведения с привлечением современных интерактивных средств.

В основу настоящей разработки учебной темы положена совместная деятельность учителя и учащихся, а также самостоятельная деятельность школьников в ходе изучения текстового материала пьесы А.Н. Островского «Гроза» и представляет собой сконструированный учителем в среде «КМ-школа» ресурсный контент, распространенный по сети на каждое персональное рабочее место учащегося. Подобная форма проведения уроков предполагает самостоятельную индивидуальную работу каждого учащегося класса за персональным компьютером в общей сети.


^ Учебный предмет: литература

Класс: 10

Учебный модуль: Русская литература второй половины XIXвека.

Тематический блок: Изучение творчества А.Н. Островского.

Тема урока: Город Калинов и его обитатели. Анализ текста.

^ Учебное время: 2 спаренных урока

Цели урока:

1. Образовательная.

  • Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей через самостоятельный поиск, анализ и обработку текстового материала пьесы и информационных ресурсов образовательной среды «КМ-школа».

2. Развивающая.

  • Расширить представления учащихся о мастерстве писателя-драматурга, сформировать способность размышлять над текстом.


3. Воспитывающая.

  • Пробудить интерес к личности и произведениям А.Н. Островского.

  • Дать возможность задуматься о слове произведения как художественной ценности.

Форма урока:

  • урок лекция-монтаж с элементами аналитической обработки текста;

  • сетевой урок в компьютерном классе с элементами реконструирования и демонстрации слайдов учащимися в информационной образовательной среде «КМ-школа».


^ Технические средства: сетевой класс, ресурсы «КМ-школы», проектор, доска.


Предполагаемые результаты:

  • Текстовый анализ созданного А.Н. Островским образа города Калинова и его жителей в пьесе «Гроза» на основе предложенных учебных задач.

  • Создание творческих работ учащимися на персональных компьютерах посредством монтажа слайдов лекции в рамках информационной интегрированной среды «КМ-школа».

  • Защита полученного результата. Подведение общих итогов и выводов по теме.



^ 2. Сценарий урока литературы

по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

с использованием интегрированной образовательной среды «КМ-школа».


1. Вступительное слово учителя. Постановка задач. (5 мин.)


= Летом 1855 года Морское министерство России снарядило этнографическую экспедицию для изучения быта и культуры поволжских городов. В экспедиции принимал участие и А.Н. Островский. Впечатления от поездки нашли отражение во многих произведениях драматурга. По мнению исследователей, «прообразом» города Калинова в пьесе «Гроза» могли быть Кострома, Торжок или Кинешма. С Костромой его связывает живописная местность, с Кинешмой – сцена Страшного суда, запечатленная на паперти одной из церквей, с Торжком – местные нравы.

= ^ Фрагмент статьи А.Н. Островского «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода».

= Правильнее будет сказать, что Калинов – обобщенный образ провинциальных городов России.

= ^ Видеофрагмент фильма «Классики русской литературы».

= Сегодня на уроке мы снова обращаемся к тексту пьесы «Гроза», чтобы проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.

= Задача нашего урока – охарактеризовать нравы жителей города Калинова: прежде всего тех, от кого зависит духовная атмосфера в городе. И поможет нам это сделать медиалекция, созданная в среде «КМ-школа» и расположенная на Рабочем столе ваших компьютеров.

= Каждому ученику необходимо открыть свое «Рабочее место учащегося», импортировать материалы из папки «Дополнительные материалы», импортировать заготовленный слайд-урок и сохранить его под другим именем для дальнейшего его редактирования и выполнения заданий.


2. Этап текстовой характеристики места разворачивающихся событий пьесы . (15 мин.)


= С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга.

=Где проходит первое действие пьесы?

(Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги.)

= Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

= Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрим картину И.И. Левитана «Вечер. Золотой плес». Охарактеризуйте, что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги в тех местах, где проходило действие пьесы?

(Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.)

= Найдите в тексте пьесы реплики героев, дающих описание этой местности.

= Заполните 2 дополнительных пустых слайда нашей медиалекции дополнительным иллюстративным материалом и высказываниями героев пьесы о месте разворачивающихся событий.

(-«Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Кулигин)

-Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое…Открылась бездна звезд полна…(Кулигин)

-Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!... Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу! (Кулигин)

-Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! (Кулигин)

-Восторг! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита. (Кулигин))


3. Анализ текстовой характеристики действующих лиц пьесы – жителей города Калинова. Постановка учебной задачи. (5 мин.)


= Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

= Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Кулигин и др.

= Проанализировав текстовый материал, касающийся отдельных образов, их речевую характеристику, мы должны ответить на вопрос: как через систему действующих лиц автор выражает свое отношение к происходящему в пьесе?


= На данном этапе нашей работы класс делится на 6 направлений для текстовой и речевой характеристики действующих лиц – представителей города Калинова: Дикого (слайды…), Кабановой (слайды…), Феклуши и других жителей города (слайды…), Тихона Кабанова (слайды…), Кулигина (слайды…), Варвары и Кудряша (слайды…).


Задание.

= На основе анализа высказываний действующих лиц, расположенных на ваших страницах медиалекции, составьте описания портретов заданных действующих лиц, заполнив свободную часть слайда. Дополните лекцию речевой характеристикой персонажа.


^ Материалы для самостоятельной работы учащихся.


Дикой.

- Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…(Кудряш)

- Уж такого-то ругателя, как наш Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. (Шапкин)

- Пронзительный мужик. (Кудряш)

-Унять-то его некому, вот он и воюет… (Шапкин)

- Как не ругать! Он без этого дышать не может… (Кудряш)

- Он прежде наломается ад нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего…(Борис)

- У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. (Кудряш)

- На него-то и свои никак угодить не могут, а где уж мне…(Борис)

- Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег. Ни одного расчета без ругательств не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как поутру его кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается. (Кудряш)

- Одно слово: воин! (Шапкин)

- А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись! (Борис)

- А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами… (Кабанова)

-Уж немало я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме, а на тебя одного угодить не могут. (Кабанова)

-Нет над тобой старших, вот ты и куражишься…(Кабанова)


Примерная характеристика, выполненная учащимися:

(Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом…Слывет в городе грубым и жестоким человеком. Самодур. Самодурство его основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!... Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!... Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!)


Кабаниха.

-Хороша тоже и Кабаниха!... Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…(Кудряш)

-Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. (Кулигин)

-Не уважишь тебя, как же… (Варвара)

-…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем (Тихон)

-…поедом ест, проходу не дает… (Тихон)

-Точит она его (Тихона) теперь, как ржа железо… У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу – побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано. (Варвара)

-Коли маменька посылает, как же я не поеду. (Тихон)

-Ну, я Богу молиться пойду, не мешайте мне…(Кабанова)

- Молодость-то что значит… Смешно смотреть-то даже на них!...ничего-то не знают, ни какого порядка…Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. (Кабанова)

-Не очень-то нынче старших уважают…(Кабанова)

-Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны… (Катерина)

-…многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно… (Феклуша)

-Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем неспеша…(Кабанова)

-Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! (Кабанова Дикому)

-Положим, у нее хоть муж и дурак, да свекровь-то больно люта… (Кудряш)

-Маменька-то у вас больно крута. (Кулигин)

-Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! (Тихон)

-Маменька ее поедом ест, а она ,как тень, ходит безответная… (Тихон)

-Я-то бы ничего, а маменька-то…разве с ней сговоришь…(Тихон)

-Уж это надо прямо сказать, что от маменьки (Варвара убежала из дома), потому стала ее тиранить и на замок запирать… (Тихон)

-свекровь мучает меня, запирает… все смеются мне прямо в глаза, на каждом слове тобой попрекают…(Катерина)

-Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…(Тихон)


Примерная характеристика, выполненная учащимися:

(Высокая грузная старуха, носит старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно. Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы: «Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?», «Чужая душа – потемки». Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов и словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…». Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям.)


Феклуша и другие жители города.

-Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! (Феклуша)

-Все в огне гореть будете неугасимом! Все в смоле будете кипеть неутолимой! (Барыня)

-Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. (Феклуша)

-Кто вас разберет, вы все друг на друга клеплете…все соритесь, да перекоряетесь. (Глаша)

-А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть… Сладко поесть люблю. (Феклуша)

-Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала… (Феклуша)

-А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность. (Феклуша)

-Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли. (Глаша)

-Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние…Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, индо стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…(Феклуша)

-Тяжелые времена-то… уж и время-то стало в умаление приходить…время-то короче становится…за наши грехи все короче и короче делается…(Феклуша)

-Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала… - Не умею тебе сказать, с неба, так с неба.. (Горожане)


Примерная характеристика, выполненная учащимися:

(Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество. Вместе с Кабановой она скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».

Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Для них характерны суеверный страх перед грозой, настороженное отношение к словам Кулигина, невежественные разговоры о Литве, покорность перед власть имущими.)


Тихон Кабанов.

- Да как же я могу, маменька, вас ослушаться. (Кабанов)

-Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…(Кабанов)

-…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем…(Кабанов)

-Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого. (Кабанова)

-Да я, маменька и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! (Кабанов)

-Дурак! Что с дураком и говорить, только грех один… (Кабанова)

-Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя. (Варвара)

-Знай свое дело – молчи, коли уж ничего не умеешь… (Варвара)

-Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю как вырваться-то, а ты еще со мной навязываешься. (Кабанов)

-С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь… Какой ни на есть, я все-таки мужчина…всю жизнь вот этак жить…так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? (Кабанов)

-А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала….Вот я и убиваюсь, глядя на нее. (Кабанов)

-Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить. (Кулигин)

-Нет, говорят своего-то ума. И, значит, живи век чужим.


Примерная характеристика, выполненная учащимися:

(Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремиться убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер. Он понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Но Тихон – человек безвольный, который смиряется с лютым нравом матери.)


Кулигин.

-Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу… Пригляделись вы или не понимаете, какая красота в природе разлита… (Кулигин)

-Ты у нас антик, химик…(Кудряш)

-Механик, самоучка-механик… (Кулигин)

-С него что ль ( Дикова),пример брать. Лучше уж стерпеть. (Кулигин)

-Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь. (Кулигин)

-Поначитался-таки Ломоносова, Державина…(Кулигин)

-Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! (Кулигин)

-Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти…Ведь англичане миллион дают. Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. (Кулигин)

-Ведь от этого…для всех вообще обывателей польза…(Кулигин)

-Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором… Что я тебе – ровный что ли? (Дикой)

-Я свои труды хочу даром положить…Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет… (Кулигин)

-Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго… «И в рубище почтенна добродетель». (Кулигин)

-Нечего делать, надо покориться. (Кулигин)

-Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе – и счастлив. (Борис)


Примерная характеристика, выполненная учащимися:

(Кулигн с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «Угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его старомодной речи. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания»: «насущность хлеба», «несть конца мучениям» и др. Он верен Ломоносову и Державину.)


Варвара и Кудряш.

-Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили… (Кудряш)

-Он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам…Это он вам страшен, а я с ним разговаривать-то умею. (Кудряш)

-Я грубиян считаюсь…Я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. (Кудряш)

-Да не спускаю и я: он е слово, а я десять…Нет уж, я перед ним рабствовать не стану. (Кудряш)

-Больно лих я на девок-то… (Кудряш)

-Что мне тебя судить, у меня свои грехи есть… (Варвара)

-А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!... Так какая ж неволя себя мучить-то! (Варвара)

-Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь. (Варвара)

-И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…(Варвара)

-А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. (Варвара)

-Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься. (Кабанова)

-Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла…Говорят с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут… от маменьки, потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, - говорит, - хуже будет». Вот так и вышло. (Кабанов)


Примерная характеристика, выполненная учащимися:

( Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. Она иронизирует над матерью, осуждает ее. В любви варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. Варвара не любит, а только «гуляет». Автор изображает «вольное» поведение молодежи.)


4. Этап самостоятельной обработки материала и защиты полученных в группах результатов описания главных действующих лиц драмы и их взаимоотношений. (35 мин.)


  1. Отбор и обработка материала.

    • Каждый ученик отбирает и обрабатывает полученные при распределении объекты и участвует в совместном с другими участниками группы построении предположительной схемы подачи материала.

    • Учитель индивидуально координирует и корректирует работу учащихся, дает рекомендации по обработке материала.




  1. Редактирование слайдов по заданным направлениям.

    • В ИИП «КМ-школа» участники группы редактируют заданные слайды, наполняя их полученными в процессе обсуждения выводами и обобщениями (коллективная работа).

    • Работа учителя ведется индивидуально с каждой творческой группой с целью создания наиболее оптимальной формы подачи и раскрытия изученного материала.




  1. Подготовка к защите работы.

    • Учащиеся в малых группах распределяют информацию для класса в индивидуальные выступления и готовят защиту самостоятельной работы.




  1. Защита полученных результатов.

    • Вступительное слово учителя, предваряющее выступление творческих групп: задачи, рекомендации, требования к выступлениям.

    • Выступления творческих групп по описанию и речевой характеристике образов.


5. «Жестокие нравы» города Калинова. Обобщение, систематизация полученного учащимися материала. Выводы. (10 мин.)


= Обобщим результаты самостоятельной работы.


= Итак, перед нами раскрываются не только яркие колоритные образы жителей города Калинова, обладающие характерной внешностью и индивидуальными речевыми особенностями, но и острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв.


=Скажите, в речи какого героя мы можем найти некоторое обобщение жизни города и его нравов? В речи Кулигина. Обратимся к этим высказываниям.


- Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. … Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга… за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям…


-Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. … Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь работа… А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены… Вы думаете, они дело делают либо Богу молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! … И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! И все шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! … Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. …


= Какие выводы о жизни города, изображенного А.Н. Островским можно сделать, проанализировав эти высказывания?


= Какое можно сделать заключение об отношении автора к происходящему в пьесе?


= ^ Домашнее задание: используя сконструированную и отредактированную нами медиалекцию, поработайте с предложенными тренажёрами по текстовому анализу пьесы работу и составьте и заполните таблицы в тетрадях.


^ 1. «Образ города Калинова (изображение в пьесе)»


^ Сцены из жизни обитателей г. Калинова, изображенные в пьесе

Городские порядки, о которых мы узнаем от героев пьесы

^ Особенности образа жизни калиновцев, упоминаемых в монологах

Действие, явление

Содержание

Действие, явление

Содержание

Действие, явление

Содержание




















^ 2. «Город Калинов глазами героев пьесы»


Действие,

явление

Действующее

лицо

Реплика о городе Калинове, нравах и образе жизни его жителей.












6. Рефлексия: итоги работы .(5 мин.)


Технологическая карта урока

^ Этап урока

Время

Содержание

Действия ученика

Действия учителя



^ 1. Вступительное слово учителя.


5 мин


Постановка задач. Объяснение требований, предъявляемых к работе.


Делают пометки в тетради по ходу объяснений учителя.


Каждый из учащихся, работая на персональном компьютере, открывает свое «Рабочее место учащегося», импортирует заготовленный слайд-урок и дополнительные иллюстративные материалы и сохраняет его под другим именем для дальнейшего его редактирования и выполнения заданий.



Слово учителя.


^ 2. Этап текстовой характеристики места разворачивающихся событий пьесы.



15 мин






  • Поиск в тексте пьесы и обработка реплик героев, дающих описание местности.

  • Создание дополнительных слайдов медиалекции средствами импортированного иллюстративного материала и высказываний героев пьесы о месте разворачивающихся событий.





Выполняет поиск реплик персонажей по заданию, структурирует материал и конструирует дополнительные слайды медиалекции на своем рабочем месте.




Координирует и контролируте работу учащихся. Демонстрирует подготовленные работы через проектор на экране.




^ 3. Анализ текстовой характеристики действующих лиц пьесы.



5 мин.


Предварительная беседа с учащимися по образам пьесы. Постановка учебной задачи.


Длятся на 6 групп для работы в одном тематическом поле. В целях образовательного равенства групп деление производится по принципу «сильные» – «средние» учащиеся в одной группе или «сильные» – «слабые».




Индивидуально координирует и корректирует работу учащихся, дает рекомендации по обработке материала.




^ 4. Этап самостоятельной обработки материала и защиты полученных в группах результатов.



35 мин




  • Составление описания портретов заданных действующих лиц.

  • Заполнение свободной части заданных слайдов описаниями характерных черт персонажей, их взаимоотношений и их речевой характеристики.



1. Отбор и обработка материала.



  1. Редактирование слайдов по заданным направлениям.



  1. Подготовка к защите работы.



  1. Защита полученных результатов.





Отбирают и обрабатывают полученные при распределении объекты и участвуют внутри группы в совместном построении предположительной схемы подачи материала.

В ИИП «КМ-школа» участники группы редактируют заданные слайды, наполняя их полученными в процессе обсуждения выводами и обобщениями (коллективная работа).

В малых группах распределяют информацию для класса в индивидуальные выступления и готовят защиту самостоятельной работы.


Выступления творческих групп с описанием и речевой характеристикой образов.




Индивидуально координирует и корректирует работу учащихся, дает рекомендации по обработке материала.

Работа учителя ведется индивидуально с каждой творческой группой с целью создания наиболее оптимальной формы подачи и раскрытия изученного материала.

Вступительное слово учителя, предваряющее выступление творческих групп: задачи, рекомендации, требования к выступлениям.


Демонстрация отредактированных учащимися слайдов медиалекции через проектор на экран.



^ 5. «Жестокие нравы» города Калинова.



10 мин


Обобщение, систематизация полученного учащимися материала. Выводы.


= Какие выводы о жизни города, изображенного А.Н. Островским можно сделать, проанализировав эти высказывания?


= Какое можно сделать заключение об отношении автора к происходящему в пьесе?



Делают выводы и обобщения, фиксируют в тетрадях.


Комментирует полученные учащимися в ходе самостоятельной работы результаты.

6. Рефлексия: итоги работы.



5 мин.

Обсуждение проделанной работы.

Участвуют в обсуждении.

Участвует в обсуждении.




П Р И Л О Ж Е Н И Е

НОУ школа «Творчество»




Скачать 254.24 Kb.
оставить комментарий
Дата11.10.2011
Размер254.24 Kb.
ТипПояснительная записка, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  31
не очень плохо
  8
средне
  6
хорошо
  2
отлично
  26
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх