Рабочая программа по литературе для 10 класса icon

Рабочая программа по литературе для 10 класса


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Приказ № от 2010 г...
Рабочая учебная программа по литературе для 11 класса на 2010-2011 учебный год базовый уровень...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы...
Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по литературе для 10 класса на 2010-2011 учебный...
Рабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории...
Приказ №143 «27» августа 2011г Рабочая программа педагога Соловьёвой Елены Юрьевны по литературе...
Рабочая программа по предмету «Литература»...
Рабочая программа учителя, по литературе для 6 класса 2010 2011 учебный год...
Рабочая программа п о литературе для 5 класса Составитель...
Рабочая программа по литературе 9 класс мбоу «Гимназия №2»...
Приказ № от 2010 г рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2010-2011 учебный год...
Рабочая программа по литературе для 5-6 классов разработана на основе Примерной программы...



Загрузка...
скачать



Рабочая программа

по литературе для 10 класса

на 2010-2011 учебный год


по литературе 10 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего (полного) образования и программы по литературе 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

По программе В.Я.Коровиной на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов.

В рабочей программе добавлено 35 часов из школьного компонента.

Она включает в себя те же основные разделы, что и программа автора Коровиной.

^ Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте ми­ровой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нрав­ственного идеала).

^ Введение (7ч)

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александ­ровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 го­да. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настрое­ний. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение роман­тизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тют­чев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарожде­ние реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной рус­ской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепо­стного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охра­нительные, либеральные, славянофильские, почвенни­ческие и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его кру­га и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социаль­но-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писа­рев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и ли­тературы. Чехов как последний великий реалист. Насле­дие старой драмы, ее гибель и рождение новой драма­тургии в творчестве Чехова.

^ Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин (10 ч). Жизнь и творчест­во. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Ис­тина — три принципа пушкинского творчества. Нацио­нально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц думных...», «Отцы пустынники и жены непороч­ны... »t «Погасло дневное светило...», «Свободы сея­тель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представ­ления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — осно­ва реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

^ Михаил Юрьевич Лермонтов (6 ч). Жизнь и творчество.

Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночест­ва, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Те­ма Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о ро­мантизме и реализме, об их соотношении и взаимовли­янии.

^ Николай Васильевич Гоголь (6 ч) . Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое {«Повесть о том, как поссо­рился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Со­четание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, ре­альности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

^ Литература второй половины XIX века (2 ч)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-полити­ческая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистиче­ской литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного са­мосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Фор­мирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое при­знание.

^ Иван Александрович Гончаров (5 ч). Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проб­лематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как обще­ственное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что та­кое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего че­рез индивидуальное. Литературная критика.

^ Александр Николаевич Островский (8 ч). Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сце­нического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное само­сознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития Действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жес­токих нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-по­этическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанро­вое своеобразие. Драматургическое мастерство Ост­ровского. А. Н. Островский в критике («Луч света б темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о дра­ме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, тра­гедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

^ Иван Сергеевич Тургенев (9ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное от­ношение к духовным ценностям: к любви, природе, ис­кусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Тра­гическое одиночество героя. Споры вокруг романа и ав­торская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане (частная жизнь в исторической панораме. Соци­ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

^ Федор Иванович Тютчев (4 ч). Жизнь и творчество. На­следник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочета­ние разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Лю­бовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основ­ной жанр — лирический фрагмент («осколок» классици­стических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых ли­рических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хоро­шо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все бы­лое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

^ Афанасий Афанасьевич Фет (3ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе­та — практичного помещика. Жизнеутверждающее нача­ло в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романти­ческие «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достиже­ния. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был по­лон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о ли­рике. Композиция лирического стихотворения.

^ Алексей Константинович Толстой (2 ч). Жизнь и твор­чество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов (9 ч). Жизнь и творчество (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реа­лизма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-наро­долюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любов­ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэти­ческий язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообра­зие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун­та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтиче­ского языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Над­рывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско­ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужа­сам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тем­ной...».

Теория литературы. Понятие о народности ис­кусства. Фольклоризм художественной литературы (раз­витие понятия).

^ Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (4 ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художест­венное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение на­рода как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзо­пов язык (развитие понятий). Сатира как выражение об­щественной позиции писателя. Жанр памфлета (началь­ные представления).

^ Лев Николаевич Толстой (16 ч). Жизнь и творчество. (Об­зор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от­ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»-Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толсто­го. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стиле­вое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристо­кратические устремления русской патриархальной де­мократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изобра­жении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные иска­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рациона­лизм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Бол­конской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эс­тетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Куту­зова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутрен­ний монолог как способ выражения «диалектики ду­ши». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — ху­дожника и мыслителя. Его влияние на русскую и миро­вую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о ро­мане. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие по­нятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

^ Федор Михайлович Достоевский (10 ч). Жизнь и твор­чество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологи­ческий роман. Творческая история. Уголовно-авантюр­ная основа и ее преобразование в сюжете произведе­ния. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в Свете религиозно-нравственных и социальных пред­ставлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со­циальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самора­скрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о рома­не (роман нравственно-психологический, роман идеоло­гический). Психологизм и способы его выражения в ро­манах Толстого и Достоевского.

^ Николай Семенович Лесков (3 ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини­гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и твор­ческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском че­ловеке.

(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проб­лема сказа. Понятие о стилизации.

^ Антон Павлович Чехов (8 ч). Жизнь и творчество. Со­трудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узки­ми представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проб­лематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обы­денного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Че­хова. Рассказы по выбору. «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее Рос­сии. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психо­логизация ремарки. Символическая образность, «бес­событийность», «подводное течение». Значение художе­ственного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рас­сказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, му­зыкальность, поэтичность, психологическая и символи­ческая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочета­ние лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

^ Из литературы народов России

Коста Хетагуров (1 ч). Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяже­лой жизни простого народа, тема женской судьбы, об­раз горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

^ Из зарубежной литературы (6 ч)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как Доминанта литературного процесса. Символизм.

^ Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

^ Генрик Ибсен. Слово о писателе. "Кукольный дом». Проблема социального неравен­ства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразреши­мость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

^ Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устояв­шимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепо­щенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стира­нию грани между реальным и воображаемым. Симво­лизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

^ Развитие речи (10 ч).


Цели изучения учебного курса:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патрио­тизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других ис­кусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обуслов­ленности литературного процесса; образного и аналитического мыш­ления, эстетических и творческих способностей учащихся, читатель­ских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержа­ния и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об исто­рико-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том чис­ле в сети Интернета.

Программное и учебно-методическое оснащение

учебного плана



Класс



Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты программы



УМК

обучающихся



УМК

Учителя



Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

10

3




1


Программа литературно­го образова­ния. 5-11 классы Под ред. В. Я. Ко­ровиной. -М.: Просве­щение, 2009

Литература. Учебник литературы для 10 кл. В 2 ч./Авт.-сост. В. А. Ко­ровина и др. -М.: Просвеще­ние, 2009


И.В. Золотаре­ва, Т.И. Ми­хайлова. По­урочные разра­ботки по рус­ской литерату­ре. Первая и вторая полови­на IX века. 10 класс. М.: Ва-ко, 2003.

Н. Л. Карнаух, И.В. Щербина. Письменные работы по ли­тературе. 9-11 класс. М.: До-фа, 2002


Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании 10 класса:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Хв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, ис­пользуя сведения по истории и теории литературы (тематика, пробле­матика, нравственный пафос, система образов, особенности компози­ции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объ­яснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквоз­ные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), со­блюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Образовательные технологии

В основе обучения литературе в 10 классе лежат следующие техноло­гии:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • система инновационной оценки «портфолио»;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и
    сменного состава).

Основная форма организации учебной деятельности - классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие ви­ды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля -устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на во­прос, тестирование), сочинение.




Дата проведения урока

Вид урока

Содержание (тема урока)

примечание

I полугодие






Лекция.

Тестирование

Введение. Общая характеристика русской ли­тературы XIX века. Выявление уровня литера­турного развития учащихся.









Беседа

Личность и судьба Г.Р. Державина. Классицизм. Обобщение и повторение ранее изученного.









Беседа

Традиции и новаторство в творчестве Г.Р. Державина. Жанр оды – «Фелица».









Беседа

Романтизм, как художественный метод. Обобщение и повторение ранее изученного.









Практикум

Обучение анализу лирического текста (на ма­териале стихов В.А.Жуковского). «Море», «Невыразимое», «певец восстания русских воинов»









Лекция

К.Н.Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике К.Н. Ба­тюшкова.









Лекция

Философские элегии К.Н. Батюшкова. «Мои пенаты», «На развалинах замка в Швеции»









Лекция

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гу­манизм лирики Пушкина и ее националь­но-историческое и общечеловеческое со­держание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Истори­ческая концепция пушкинского творчест­ва. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии









Беседа

Романтическая лирика А. С. Пушкина пе­риода южной и Михайловской ссылок (с повторением ранее изученного). «Погас­ло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм
мировосприятия и его преодоление









Практикум

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пуш­кина (с повторением ранее изученного). «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...»), «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»









Практикум

Эволюция темы свободы и рабства в лири­ке А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти»









практикум

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угас­шее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Домашнее сочинение по лирике Пушкина

Подготовка к домашнему сочинению






Лекция

Беседа

Любовная лирика Пушкина. «К Керн», «На холмах Грузии..», «Я Вас любил», Мадонна»









Беседа

«Евгений Онегин» - творческая история, жанр, композиция, Онегинская строфа. Обобщение и повторение ранее изученного.









Беседа

Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга. «Евгений Онегин»: трагический итог жизненного пути. Повторение и обобщение раннеизученного.









Лекция. Беседа

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в по­эме «Медный всадник»









Беседа

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социаль­но-философские проблемы поэмы. Диа­лектика пушкинских взглядов на историю России

Подготовка к домашнему сочинению






Лекция. Беседа

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Своеобразие художе­ственного мира поэта. Эволюция его от­ношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...». Романтизм и реа­лизм в творчестве поэта









Беседа. Практикум

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лер­монтова (с обобщением ранее изученно­го). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)









Практикум

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание»









Беседа. Практикум

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрас­ном в мире человеческих отношений «Выхожу один я на дорогу...»









Уроки вне­классного чтения

Адресанты любовной лирики М. Ю. Лер­монтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нет, не унижусь пред тобой», «Она не гордой красотою»









Беседа

«Герой нашего времени» - Первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности. Обобщение и повторение ранее изученного.









Беседа

«Журнал Печорина» как средство самораскры­тия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Обобщение и повторение ранее изученного.








Уроки конт­роля

Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова.











Лекция. Беседа

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Роман­тические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»











Семинар

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в «Петер­бургских повестях»











Практикум

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода









Беседа

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»









Урок вне­классного чтения

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»









Беседа

Поэма «Мертвые души» .Образы помещиков, образ города. Чичиков-центральный герой поэмы. Обобщение и повторение ранее изученного.









Письменная работа

Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя











Лекция

Обзор русской литературы второй поло­вины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журнали­стики и литературной критики. Традиции
и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы











Лекция. Беседа

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов», «Обрыв». Особенности композиции рома­на. Его социальная и нравственная проб­лематика









Беседа

Обломов — «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои рома­на в их отношении к Обломову











Беседа

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в ро­мане









Семинар

«Что такое обломовщина?» Роман «Обло­мов» в русской критике









Лекция Беседа

А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творче­стве писателя. «Отец русского театра»











Беседа

Особенности творчества Островского-комедиографа. Русская критика о комедиях А.Н. Островского.









Беседа. Практикум

Драма «Гроза». История создания, систе­ма образов, приемы раскрытия характе­ров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия









Беседа

Город Калинов и его обитатели. Изобра­жение «жестоких нравов» «темного цар­ства».











Практикум

Протест Катерины против «темного цар­ства». Нравственная проблематика пьесы









Беседа

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Ост­ровского «Гроза»









Лекция

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе









Беседа

И. С. Тургенев — создатель русского ро­мана. История создания романа «Отцы и дети». Преобразования в стране необходимы.











Беседа

Базаров — герой своего времени. Духов­ный конфликт героя









Беседа

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»








Беседа

Любовь в романе «Отцы и дети»









Беседа

Идейная и художественная роль финала произведения.









Лекция. Практикум

Анализ эпизода «Смерть Базарова» Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочине­нию

Подготовка к домашнему сочине­нию










Классное сочинение


Классное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.











Урок конт­роля

Зачетная работа за первое полугодие

тест

II полугодие.






Лекция. Беседа

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «He то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ноч­ное...», «Природа — сфинкс...»











Беседа. Практикум

Человек и история в лирике Ф. И. Тютче­ва. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Рос­сию не понять...»









Практикум

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»)









Лекция. Беседа

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеут­верждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще
весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при­ветом...», «Заря прощается с землею...»
и др.











Беседа

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармо­ния и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.









Урок вне­классного чтения

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтиче­ские и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»









Лекция. Беседа

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Соци­альная трагедия народа в городе и дерев­не. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В до­роге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.











Практикум

Героическое и жертвенное в образе раз­ночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.









Практикум

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэ­тическое творчество как служение наро­ду. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.









Беседа

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Вни­мая ужасам войны...» и др.









Лекция. Беседа

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»









Практикум

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дорефор­менная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства











Беседа

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»









Практикум

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в по­эме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

Подготовка к домашнему сочинению






Лекция. Беседа.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина









Уроки вне­классного чтения

Жанровое своеобразие романа «История одного города» и особенности сатирического изображения действительности в романе.









Уроки вне­классного чтения

Образы градоначальников Тема народа в романе.









Уроки вне­классного чтения
^

Особенности повествовательной манеры и художественное мастерство М.Е. Салтыкова-Щедрина.













Лекция. Беседа

Л. Н. Тол стой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека









Урок вне­классного чтения

Народ и война в «Севастопольских рас­сказах» Л. Н. Толстого









Лекция. Беседа

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в ро­мане









Беседа

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Духовные искания Николая Ростова














Практикум

Женские образы в романе «Война и мир»









Беседа

Семья Ростовых и семья Болконских









Беседа

Тема народа в романе «Война и мир»










Практикум
^

Тема наполеонизма и развенчание наполеоновского мифа в романе.










Практикум

Кутузов и Наполеон: смысл сопоставления









Семинар

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особен­ности романа.











Практикум

Анализ эпизода из романа «Война и мир».









Беседа

Особенности психологизма Л.Н. Толстого и общемировое значение его творчества.









Классное сочинение

Классное сочинение по роману «Война и мир»











Лекция. Беседа

Ф. М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эсте­тические взгляды









Семинар

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского









Беседа. Семинар

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в рома­не «Преступление и наказание», пробле­ма социальной несправедливости и гума­низм писателя











Семинар

Духовные искания интеллектуального ге­роя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта









Беседа
^

Структура образа Раскольникова.


«Двойники» Раскольникова









Беседа
^

Роль снов Раскольникова в художественной структуре романа.










Беседа

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».









Беседа

Идейно-художественное значение эпилога в романе.









Беседа

Эстетические и этические принципы творчества Ф.М. Достоевского. «Дневник писателя». Очерк «Пушкин».









Классное сочинение

Классное сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»











Лекция. Практикум

Н. С.Лесков. Жизнь и творчество. По­весть «Очарованный странник» и ее ге­рой Иван Флягин. Поэтика названия по­вести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании











Беседа

Рассказ «Тупейный художник». Необыч­ность судеб и обстоятельств. Нравствен­ный смысл рассказа









Урок вне­классного чтения

Катерина Кабанова и Катерина Измайло­ва. (По пьесе Островского «Гроза» и рас­сказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)









Лекция. Беседа

А. П. Чехов. Жизнь и творчество.

Основные этапы творческой биографии









Беседа
^

Жанровое своеобразие малой прозаической формы у А.П. Чехова. Тематика и проблематика прозаических произведений писателя.










Беседа

Осо­бенности рассказов 80—90-х годов. «Че­ловек в футляре»









Практикум

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»









Практикум

Душевная деградация человека в расска­зе «Ионыч»









Практикум

Особенности драматургии А. П. Чехова









Практикум

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дво­рянского гнезда









Беседа. Практикум

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля









Урок конт­роля

Зачетная работа за второе полугодие









Урок внеклассного чтения

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности.









Уроки внеклассного чтения

Зарубежная литература второй половины 19 века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Символизм









Уроки внеклассного чтения

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Ги де Мопассан «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях. Психологическая острота сюжета









Уроки внеклассного чтения

Г. Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма. Проблема социального неравенства и права женщины









Уроки внеклассного чтения

А. Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка









Беседа

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.









Беседа

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.









Лекция

Беседа

Вольфган Иоганн Гете «Фауст»












Резерв времени











Скачать 353,3 Kb.
оставить комментарий
Дата11.10.2011
Размер353,3 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх